ЖУРНАЛ
УЧЕТА И ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОСМОТРА
СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ (СГЗП) И ТАРЫ

(наименование организации, подразделения)

ЖУРНАЛ
УЧЕТА И ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОСМОТРА
СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ (СГЗП) И ТАРЫ

Начат ______________________ 20__ г.

Окончен ___________________ 20__ г.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру:

а) траверсы, клещи и другие захваты, а также тара — каждый месяц;

б) стропы (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней.

Редко используемые стропы должны осматриваться перед выдачей их в работу.

Нормы браковки стальных канатов

Стропы из канатов двойной свивки

Число проволок в наружных рядах

Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной

6 диаметров

30 диаметров

121 < n < 140

181 < n < 200

Примечания:

1. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии число обрывов на шаге свивки должно быть уменьшено в соответствии с нормами браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии.

2. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

3. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:

выдавливания сердечника;

выдавливания или расслоения прядей;

раздавленных участков каната;

перекручиваний;

заломов;

перегибов;

повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

УЧЕТ

ОСМОТР

№ СГЗП или тары

Наименование СГЗП или тары

Грузоподъемность СГЗП или тары

Изготовитель

№ паспорта, дата испытания

Дата

Результат

Должность, фамилия, и.о., подпись производившего осмотр

В журнале пронумеровано, прошнуровано и опечатано печатью

______________________ страниц.

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений(СГП или СГЗП) и тары на подъемных сооружениях

Вопрос от 25.06.2019:

Требуется ли наличие декларации соответствия требованиям ТР ТС «О безопасности машин и оборудования» производственной таре, перемещаемой грузоподъемными кранами на опасном производственном объекте?

Ответ: В федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533) (далее – ФНП по ПС), введен термин «подъемные сооружения» (далее – ПС), при этом согласно подпункту «к» пункта 148 ФНП по ПС:

«Не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, следующие ПС:… к) рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;…».

Согласно пункту 144 ФНП по ПС:

«До пуска в работу ПС на ОПО рассматривается следующий комплект документов:…

  • б) паспорт ПС (в случае его утраты – дубликат);
  • в) сертификаты (декларации) соответствия;
  • г) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС (в случае утраты – дубликат);
  • е) заключение экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата соответствия,…».

Согласно пункту 5 ФНП по ПС:

«Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 – 275 настоящих ФНП, в соответствии с требованиями этих пунктов».

Пунктом 264 ФНП по ПС определено, что экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, действует и имеет сокращенное обозначение ТР ТС 010/2011. Приложение № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» содержит «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия».

Пунктом 5 «Перечня» обозначены «Приспособления для грузоподъемных операций», в числе которых применяется производственная тара, перемещаемая грузоподъемными кранами на опасном производственном объекте и предназначенная для складирования, транспортирования и хранения грузов.

Вопрос от 25.01.2019:

Какие разрешительные документы необходимы для проведения испытаний нагрузкой грузоподъемных, грузозахватных приспособлений?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533 (далее — ФНП ПС), съемные грузозахватные приспособления относятся к оборудованию, используемому совместно с подъемными сооружениями.

Исходя из норм статьи 7 (приложение № 3) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента.

Необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя, в соответствии с пунктом 233 ФНП ПС.

Согласно пункту 195, пункту 199 ФНП ПС, стальные канаты и цепи, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по длине, марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте подъемного сооружения и иметь сертификат предприятия – изготовителя.

В силу пункта 219 ФНП ПС, требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции, должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, совместно с которым они используются по назначению.

Вопрос от 17.05.2018:

В п. 222 ФНП по ПС сказано, что грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы) не должны находиться в местах производства работ. В эксплуатационной документации (паспорт по форме приложения 4 РД-10-33-93) изготовитель не приводит сроки безопасной эксплуатации. В п. 8.2.9. ГОСТ 33715-2015 «Съемные грузозахватные приспособления и тара» указано, что при отсутствии в эксплуатационных документах необходимых сведений, за назначенные, для СГП принимают сроки службы, приведенные в таблице 3, для тары — в таблице 4. Но упомянутый ГОСТ носит рекомендательный характер и необязателен к применению. Прошу разъяснить будет ли являться нарушением, если срок безопасной эксплуатации не отслеживается, проводятся только осмотры?

Ответ: В каждом паспорте стропа указывается гарантийный срок эксплуатации(3 месяца). Согласно п.223 и п.228 ФНП №533 стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации. Для стальных канатов стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 4 к ФНП №533, а для цепей стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 7 к ФНП №533.

Браковочные признаки текстильных стропов также приведены в приложении № 7 к ФНП №533. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы, при этом результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Таким образом, рекомендованный срок безопасной эксплуатации стропа не является обязательным и необходим для планирования замены эксплуатируемых стропов.

Вопрос от 17.05.2018:

В п. 233 ФНП по ПС говорится, что необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя. В ГОСТ 33715-2015 «Съемные грузозахватные приспособления и тара» также говорится о необходимости испытания строп, но упомянутый ГОСТ носит рекомендательный характер. Прошу разъяснить следует ли из того, что изготовитель в эксплуатационной документации (паспорт по форме приложения 4 РД-10-33-93) не определил необходимость испытания строп необязательность их испытания?

Ответ: В каждом паспорте стропа указывается на проведение испытания стропа с указанием даты проведения испытания и результатов испытания (годен, не годен), необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя и приложения №7 «Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе» ФНП № 533. По браковке стропов при визуальном осмотре, определяется годность стропа к эксплуатации и не требуется проведение испытаний строп, т.к. изготовитель гарантирует соответствие стропа заявленным характеристикам при изготовлении. Согласно п.п.225,226 ФНП №533 проведение проверки грузоподъемности стропа проводится только после проведения ремонта с целью проверки качества выполненного ремонта с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления.

Вопрос от 17.05.2018:

В п. 228 ФНП по ПС говорится, что в процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений (СГЗП) и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП) должна периодически производить их осмотр. Т.е. специалистом ответственным за осмотр может быть назначен и ответственный за безопасное производство работ и ответственный за работоспособное состояние.
В то же время согласно п. 140 решение о вводе в эксплуатацию СГЗП и тары записывается в специальный журнал учета и осмотра специалистом, ответственным за безопасное производство работ.
Специфика работы Организации такова, что СГЗП хранятся совместно с ПС в гараже и периодический осмотр гораздо удобнее вести ответственному за работоспособное состояние ПС. Прошу разъяснить, возможно ли такая организация эксплуатация СГЗП при которой назначаются два ответственных: ответственный за безопасное производство работ делает запись в журнале о вводе в эксплуатацию СГЗП (п.140), а ответственный за работоспособное состояние проводит периодический осмотр СГЗП (п.228).

Ответ: Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

  • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Вопрос от 28.03.2019:

Ростехнадзором были разъяснены вопросы назначения работника, проводящего осмотры СГП следующим образом:

Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС. В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Из вышеприведенного разъяснения получается, что возложение обязанностей по осмотру СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии возможно только в организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе). Но в п. 228 сказано, что специалистов для осмотра СГП назначают согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП, где перечислены и ответственный за безопасное производство работ и ответственный за работоспособное состояние.

Прошу более подробно разъяснить почему ответственный за работоспособное состояние не может быть назначен специалистом для осмотра СГП?

Ответ: Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

  • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, при этом сведения об учете и осмотре СГП, закреплённых за ПС, можно дополнительно отражать в вахтенном журнале ПС.

ФНП 533 не запрещает назначение ответственного за работоспособное состояние специалистом для осмотра СГП.

Вопрос от 19.04.2016:

На основании п.п. 264 и 148 «к» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» следует, что съемные грузозахватные приспособления и тара не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Прошу разъяснить, требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности съемных грузозахватных приспособлений и тары, участвующих в технологическом процессе транспортирования расплавов черных и цветных металлов (объект является ОПО также по признаку получения, транспортирования, использования расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более).

Ответ Ростехнадзора: Управление горного надзора рассмотрело Ваше обращение и сообщает, что съемные грузозахватные приспособления и тара участвующая в технологическом процессе транспортирования расплавов черных и цветных металлов на опасном производственном объекте не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 06.11.2015:

В Ростехнадзор поступил вопрос следующего содержания: в пункте 228 правил безопасности ОПО, на которых используются подъёмные сооружения, существует понятие редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений. Каким образом организации определить, что съёмное грузозахватное приспособление редко используемое?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.

В соответствии с п. 228 в процессе эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов, согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП) должна периодически производить их осмотр не реже чем:

  • траверс, клещей, захватов и тары – каждый месяц;
  • стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
  • редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений – перед началом работ.

Из изложенного следует, что если траверсы, клещи, захваты и тара используются реже чем 1 раз в месяц или стропы используются реже чем 1 раз в 10 дней, то их следует относить к редко используемым и производить их осмотр согласно п. 228 ФНП по ПС перед началом работы.

Отнесение съёмных грузозахватных приспособлений и тары к категории редко используемых оформляется распорядительным документом эксплуатирующей организации.

Журнал учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений (сгзп) и тары

Журнал учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений (сгзп) и тары

Грузозахватные приспособления и тара в процессе эксплуатации могут изнашиваться или получать разного рода повреждения. Поврежденные или изношенные на 40% приспособления нельзя допускать приспособление к работе.

Для контроля за сгзп и тарой в организации назначается ответственный сотрудник, регулярно проводящий осмотры и ведущий учет в Журнале учета и периодического осмотра.

Для разных видов приспособлений установлены свои сроки проведения осмотров – ежемесячно для траверс, клещей и др., и каждые десять дней для строп. Исключение составляют редко используемые стропы, которые допустимо осматривать перед началом использования.

Графы для заполнения Журнала учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений (сгзп) и тары:

УЧЕТ

  1. № СГЗП или тары
  2. Наименование СГЗП или тары
  3. Грузоподъемность СГЗП или тары
  4. Изготовитель
  5. № паспорта, дата испытания

ОСМОТР

  1. Дата
  2. Результат
  3. Должность, фамилия, и.о., подпись производившего осмотр

В Журнале учета и периодического осмотра также присутствует таблица, нормирующая браковку стальных канатов с примечаниями. Данная информация размещается на титульном листе.

В нашем магазине Журнал учета и периодического осмотра представлен в книжном формате. Заказывая изделие регулируйте необходимые параметры. Вы можете подогнать количество страниц в журнале под ваши нужды, а также заказать твердый переплет.

При покупке журнала можно активировать дополнительные услуги, оказываемые нашей типографией. Заламинировав обложку журнала вы улучшите прочностные и защитные характеристики переплета, а заказав прошнуровку сэкономите драгоценное рабочее время.

Название вашей организации мы можем напечатать на обложке журнала учета и периодического осмотра. Для получения такого индивидуального журнала опишите свое пожелание в примечаниях или в телефонном разговоре с менеджером.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *