Содержание

Пенсионная система в России непрерывно дорабатывается: каждый год появляются новые положения. Поэтому полезно понимать, что означают нормы ФЗ 168 — Федеральный закон о накопительной части пенсии.

Кто попадает под 168 ФЗ

Этот нормативный акт регулирует порядок пенсионного страхования, обязательного для всех, вступающих в трудовые отношения по договору. Работающие будут получать ту пенсию, которая определяется заработной платой, а точнее — страховыми взносами, которые наниматель перечисляет в специально установленном порядке.

Федеральный закон 168 регулирует этот порядок: величину выплат, их частоту, круг уплачивающих лиц и организаций, схемы использования и документирования. В число имеющих право на получение накопительной части пенсии входят:

  • люди 1967 года рождения и моложе, избравшие такую схему до 01.01.2019 года;
  • лица женского пола 1957-1966 годов рождения;
  • лица мужского пола, родившиеся после 31 декабря 1952 года, но раньше 01.01.1967 года;
  • участвующие в программе софинансирования пенсий;
  • принявшие решение использовать материнский капитал как средство пенсионного накопления.

ФЗ 168 в последней редакции

С 1 января по 31 декабря 2018 года, как и в течение нескольких предшествующих лет, накопительные пенсии полностью заморожены. Часть граждан предпочла составление договоров с негосударственными фондами для сбережения и приумножения соответствующих взносов. Пенсией на тех же условиях снабжаются и граждане других стран, и лица, не имеющие гражданства какого-либо из государств (при соответствии общепринятым основаниям).

О накопительной части пенсии ФЗ 168 говорит так: не указанные в нем разряды людей, имеющие право на федеральные выплаты, должны получать их сообразно иным национальным нормам. Положения российского права не требуют подтверждения факта регистрации в РФ для начисления пенсионных выплат. Факт жизни в пределах России при назначении пенсий допускается устанавливать, учитывая сведения о непрерывном присутствии лица на территории страны.

Согласно положениям о выплате накопительных пенсий 168 ФЗ, получать их могут все, кто обладает правом на страховую выплату по старости. К таким лицам относятся и те, кто может получать эти выплаты досрочно. Когда фактическая величина выплат из накопленных средств составляет 5% и меньше уровня страховой выплаты, застрахованным предоставляется право получить накопления единовременно.

Будущим пенсионерам в статьях ФЗ 168 наиболее интересно будет положение о том, что они сами определяют порядок расчета накопительной пенсии. По их выбору дополнительные суммы могут быть направлены или на ее увеличение, или на срочную пенсионную выплату. В число таких сумм входят не только страховые взносы и деньги, выплаченные нанимателями, но и средства, предназначенные для софинансирования пенсионных сбережений (включая материнский капитал), прибыль от их инвестирования в различные проекты.

ФЗ о накопительной пенсии предусматривает ежегодную корректировку ее размера. Поправка вводится в восьмом месяце каждого года и включает все дополнительные средства, которые поступили на специальные счета. Оформление выдачи накопительной пенсии происходит по заявкам, которые подаются в любой момент после наступления законного срока ее выплаты. Страховая структура (ПФ РФ) осуществляет выплаты по адресу, который указан в выплатном деле (заводящемся по месту жительства).

Как получить накопительную часть пенсии

До 2014 года в РФ действовала программа массового формирования накопительных пенсий за счет части работодательских пенсионных взносов на своих работников. Сегодня граждане могут формировать накопления лишь по добровольным отчислениям. Программа массовых накоплений заморожена. Ранее сформированные сбережения, независимо от источников их получения, могут быть получены гражданами в форме нескольких разновидностей выплат. 168 ФЗ, о накопительной части пенсии, информации содержит мало. Как получить накопительную часть пенсии по закону.

Кто может получить накопления

Правила формирования и расходования сумм пенсионных сбережений по большей части определен положениями Закона № 360 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и Закона № 424 «О накопительной пенсии». Согласно им, в частности, ст. 4 Закона № 424, право на накопительную выплату в той или иной форме имеют граждане РФ, апатриды и иностранцы, если они:

  • имели пенсионную страховку, т.е. были зарегистрированы в системе ОПС ПФР;
  • имеют пенсионные сбережения. Массово пенсионные сбережения формировались у официально трудоустроенных граждан 1967 г.р. и младше, а также в период 2002-2005 годы у мужчин и женщин 1953-1966 и 1957-1966 г.р. соответственно. Иные граждане могли формировать свои сбережения добровольно, в том числе по программам софинансирования, самостоятельным взносам, путем перечисления маткапитала и т.д.;
  • достигли общеустановленного пенсионного возраста;
  • отвечают иным обязательным требованиям закона в зависимости от вида выплаты, на которую претендует пенсионер.

Согласно ст. 2 Закона № 360, за счет средств сбережений, накопленных у пенсионера, он может получить такие выплаты, как:

  • срочная накопительная выплата – выплата накопленных средств на протяжении срока, выбранного самим пенсионером, но не менее чем на протяжении 10 лет;
  • единоразовая выплата – выплата всей суммы сбережений одним перечислением;
  • бессрочная накопительная пенсия – бессрочная доплата к страховой пенсии, приоритетная форма использования сбережений.

Обратите внимание!

Для каждого вида выплаты законом предусмотрены свои условия.

Как рассчитывается

Бессрочная накопительная выплата назначается пожизненно в размере, рассчитанном исходя из ожидаемой длительности дожития пенсионеров после выхода на пенсию. В 2019 году такой ожидаемый период дожития составляет 252 месяца или 21 год. Для расчета суммы, выплачиваемой гражданину ежемесячно, сумма сбережений, учтенная на специальном пенсионном счету, делится на 252 месяца.

Пример расчета: в 2019 году пенсионер оформил бессрочную выплату. Сумма, учтенная на специальном счету в ПФР, составила 550 тыс. руб. С учетом ожидаемого возраста дожития размер ежемесячной доплаты составит 2,18 тыс. руб. ежемесячно. Размер страховой пенсии гражданина составляет 18 тыс. руб., потому предполагаемая накопительная выплата будет составлять более 5% от страховой, что дает возможность правомерно оформить накопительную выплату.

Срочная выплата рассчитывается по тому же принципу, разница состоит лишь в том, что вместо 252 сформированная сумма накоплений делится на количество месяцев в периоде, выбранного самим пенсионером. Единоразовая же выплата выплачивается в том размере, в котором сформирована сумма накоплений, дополнительных расчетов не проводится.

Когда можно получить

Пенсионные сбережения в виде бессрочной выплаты назначаются лицам, которые:

  • благодаря официальному трудоустройству сформировали необходимое кол-во ИПК и рабочего стажа для получения страховой старческой пенсии. В 2019 году это 16,2 ИПК и 10 лет стажа. В последующие годы указанные цифры будут меняться;
  • достигли 55-60 лет в зависимости от пола либо оформили старческую пенсию досрочно;
  • сформировали сумму сбережений, размер которых позволяет перечислять выплаты бессрочно в размере, превышающем 5% от суммы старческой пенсии.

Если гражданин не выполняет эти условия, в зависимости от ситуации, он может оформить срочную либо единоразовую выплату.

Порядок получения накопления пенсионером

Для получения своих сбережений пенсионер вправе обратиться в компетентный орган в любое время с момента возникновения права на нее, независимо от факта работы, оформления страховой или иной пенсии и времени, прошедшего с момента возникновения прав на выплаты. Гражданин может обратиться в:

  • подразделение ПФР по месту получения пенсии либо жительства, если пенсия не оформлена – в случае формирования сбережений на пенсионном счету в ПФР;
  • подразделение НПФ, в который были переведены суммы сбережений.

Для назначения выплат гражданин подает заявление по форме, выданной в ПФР в зависимости от вида выплаты. Вместе с ним необходимо представить паспорт и свидетельство СНИЛС. Если пакет документов подается в НПФ, также необходимо подать справку о размере старческой пенсии. Пакет документов можно направить почтовым отправлением, через МФЦ, удаленно через сайт ПФР или НПФ и даже через работодателя.

Заявка на срочную или бессрочную выплату рассматривается в 10-дневный срок, выплата назначается с месяца обращения, но не ранее, чем у пенсионера возникло право на нее. Заявка для назначения единоразового пособия рассматривается в месячный срок. Перевод единоразовой выплаты проводится ПФР в течение 2 месяцев, НПФ – в месячный срок после принятия решения о выплате

Можно ли оформить досрочно

Право на досрочное оформление накопительной части имеют лишь граждане, которые могут досрочно оформить страховую старческую пенсию – педагоги, врачи, работники предприятий с опасными и вредными условиями труда и т.д. Остальные лица до достижения пенсионного возраста получить накопления не могут.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год» от 08.12.2003 N 168-ФЗ (последняя редакция)

8 декабря 2003 года N 168-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 ГОД» Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года Внести в Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 12) следующие изменения: 1) статью 6 дополнить частью второй следующего содержания: «Утвердить структуру расходов на пенсионное обеспечение на 2003 год согласно приложению 3.1 к настоящему Федеральному закону.»; 2) абзац второй части первой статьи 18 после слов «включая оказание медицинской и лекарственной помощи,» дополнить словами «а также на осуществление дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости,»; 3) в приложении 1 «Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2003 году» коды бюджетной классификации Российской Федерации «10000», «10001», «10002», «10010», «10011», «10012», «10020», «10021» и «10022» заменить соответственно кодами бюджетной классификации Российской Федерации «11000», «11001», «11002», «11010», «11011», «11012», «11020», «11021», «11022»; 4) в приложении 2 «Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2003 году»: наименование дохода кода бюджетной классификации Российской Федерации «3020200» изложить в следующей редакции: «Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; в наименованиях доходов кодов бюджетной классификации Российской Федерации «3020222», «3020223» и «3020224» слова «передаваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации» заменить словами «передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации»; 5) приложение 3 «Структура расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год (без учета затрат на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда)» изложить в следующей редакции: «Приложение 3 к Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год» СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 ГОД (без учета затрат на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда) ┌────────────────────────────────┬───┬──┬──┬───┬───┬─────────────┐ │ Наименование │Мин│Рз│Пр│ЦСР│ ВР│ Сумма │ │ │ │ │ │ │ │(тыс. рублей)│ └────────────────────────────────┴───┴──┴──┴───┴───┴─────────────┘ Пенсионный фонд Российской Федерации 392 842065863,3 Социальная политика 392 18 842065863,3 Пенсионное обеспечение 392 18 10 842065863,3 Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию 392 18 10 540 729063965,5 Выплата базовой части трудовой пенсии 392 18 10 540 900 268187145,2 Выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций 392 18 10 540 901 460473202,9 Выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации 392 18 10 540 902 403617,4 Выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению 392 18 10 541 49348397,8 Выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации 392 18 10 541 902 104755,0 Выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий и компенсаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета 392 18 10 541 907 48363022,8 Выплата пенсий и пособий другим категориям граждан 392 18 10 541 911 880620,0 Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и пособий за счет средств, передаваемых Фонду Министерством труда и социального развития Российской Федерации 392 18 10 542 697300,0 Выплата пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, пособий 392 18 10 542 912 697300,0 Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на дополнительное пенсионное обеспечение 392 18 10 543 786700,0 Выплата доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации 392 18 10 543 913 278700,0 Выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации 392 18 10 543 914 508000,0 Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на оказание социальной помощи 392 18 10 544 5500000,0 Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на оказание социальной помощи 392 18 10 544 918 5500000,0 Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 392 18 10 545 56520000,0 Прочие расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, не отнесенные к другим видам расходов 392 18 10 545 919 56520000,0 Прочие расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, не отнесенные к другим целевым статьям расходов 392 18 10 546 149500,0 Прочие расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, не отнесенные к другим видам расходов 392 18 10 546 919 149500,0″; ────────────────────────────────────────────────────────────────── 6) дополнить приложением 3.1 «Расходы на пенсионное обеспечение в 2003 году» следующего содержания: «Приложение 3.1 к Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год» РАСХОДЫ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В 2003 ГОДУ (тыс. рублей) I. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию 729063965,5 1. Выплата базовой части трудовой пенсии, всего 268187145,2 в том числе: выплата базовой части трудовой пенсии 264733328,5 расходы на доставку базовой части трудовой пенсии 3453816,7 2. Выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций, всего 460473202,9 в том числе: выплата страховой части трудовой пенсии 452519879,3 компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии 372051,2 выплата социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг 1651122,0 расходы на доставку пенсий и пособий 5930150,4 3. Выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, всего 403617,4 в том числе: выплата базовой части трудовой пенсии 140510,0 выплата страховой части трудовой пенсии 232746,3 выплата пенсий, установленных в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4461-1 «О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу» 24000,0 выплата пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения, всего 6361,1 из них: выплата базовой части трудовой пенсии 4140,0 выплата страховой части трудовой пенсии 2221,1 II. Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению 49348397,8 1. Выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации 104755,0 из них пенсионерам Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГУИН Минюста России, ГТК России 91620,0 2. Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий и компенсаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, всего 48363022,8 в том числе: пенсии по инвалидности военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы 6550203,4 пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву 1074812,8 пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих 467898,7 пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших военнослужащих 587539,5 пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войны 11902255,1 пенсии по случаю потери кормильца вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией 2388412,9 социальные пенсии 20884794,8 пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также граждан, пострадавших в результате других радиационных и техногенных катастроф 3383412,9 дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы — участникам Великой Отечественной войны 8719,2 выплата ежемесячных доплат к государственным пенсиям гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза и Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России 1677,8 компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет средств федерального бюджета 366141,6 выплата социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг 124344,0 расходы на доставку пенсий и пособий 622810,1 3. Выплата пенсий и пособий другим категориям граждан, всего 880620,0 в том числе: выплата ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих, пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций 869278,9 расходы на доставку указанных выплат 11341,1 III. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и пособий за счет средств, передаваемых Фонду Министерством труда и социального развития Российской Федерации 697300,0 Выплата пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, пособий, всего 697300,0 в том числе: выплата пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными 688123,3 выплата социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг 198,0 расходы на доставку пенсий и пособий 8978,7 IV. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на дополнительное пенсионное обеспечение 786700,0 1. Выплата доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации 278700,0 из них расходы на доставку указанной доплаты 3636,0 2. Выплата дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации 508000,0 из них расходы на доставку указанного материального обеспечения 6542,2 Всего расходов 779896363,3″; 7) в приложении 4 «Структура расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, на 2003 год» позиции девятую и десятую изложить в следующей редакции: «Денежное содержание аппарата 392 01 08 069 027 11269769,6 Расходы на содержание аппарата 392 01 08 069 029 6824997,7»; 8) в приложении 5 «Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, на 2003 год» в разделе «Расходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий» позицию «оплата расходов, связанных с реализацией активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений (по состоянию на 1 января 2003 года), а также составляющих чистый финансовый результат, полученный от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2003 году, для последующей передачи управляющим компаниям 22000,0» изложить в следующей редакции: «оплата расходов, связанных с реализацией активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений (по состоянию на 1 января 2003 года), а также средств, составляющих чистый финансовый результат, полученный в 2003 году от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2002 году, для последующей передачи управляющим компаниям 22000,0». Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 8 декабря 2003 года N 168-ФЗ

Пенсионная система в России сильно поменялась, что связано с введением страховых механизмов. Реформирование продолжается и постоянно вводится что-то новое.

В настоящее время величина пенсии зависит от зарплаты, которую человек получает.

Работники попадают под пенсионное страхование, которое обязательно для всех.

Поэтому размер страховых взносов, перечисляемых работодателями, напрямую влияет на пенсионные выплаты.

Понятия

В прежнем законодательстве пенсия именовалась как трудовая. В ходе пенсионной реформы данное понятие заменили на страховую.

Разберем главные понятия, которые сегодня используются в законодательстве о пенсионных выплатах.

Страховая пенсия – ежемесячная компенсация, которая восполняет гражданам доход, потерянный по причине старости, потери кормильца или инвалидности.

По государственному обеспечению – ежемесячная компенсация из федерального бюджета строго определенным категориям гражданам, которые достигли выслуги лет или старости, получили инвалидность, потеряли кормильца.

Накопительная пенсия – это бессрочная ежемесячная компенсация пенсионных накоплений, полученных благодаря поступлению страховых взносов от работодателей и доходу от их инвестирования.

Страховой стаж – общая продолжительность определенных законом периодов, за которые Пенсионный фонд перечислялись страховые взносы.

Индивидуальный пенсионный коэффициент – пенсионный балл, от которого зависит размер пенсии. Определяется с учетом перечисленных страховых взносов, длительности страхового стажа, временного отказа от выплаты.

Фиксированная выплата – часть страховой пенсии в конкретном размере.

Видео: «Новый пенсионный закон №400 «О страховых пенсиях»»

ФЗ о пенсиях

Основные законы, определяющие процедуру назначения и расчета выплат:

  • ФЗ о страховых пенсиях № 400 (от 28.12.2013) – определяет условия получения страховых пенсий до 01.01.2015;
  • ФЗ о государственном пенсионном обеспечении № 166 (от 15.12.2001) – определяет условия назначения государственной пенсии;
  • ФЗ о накопительной пенсии № 424 (28.12.2013) – определяет основания получения и процедуру выплаты накопительной пенсии;
  • ФЗ об обязательном пенсионном страховании № 167 (от 15.12.2001) – определяет систему пенсионного страхования.

По пенсиям, которые назначались начала 2019 года, применяются следующие законы:

  • ФЗ о трудовых пенсиях № 173 (от 17.12.2001);
  • ЗРФ о государственных пенсиях в России № 340-1 (от 20.11.1990);
  • о государственных пенсиях в СССР (от 14.07.1956).

Данные документы не действуют с начала 2019 года.

Однако, распространяют свое действие на лиц, которые трудились в период, когда отсутствовала страховая пенсионная система, на уволенных со службы с начала 2002 года и другие случаи, которые не урегулированы новыми законами.

Кто может претендовать на получение

Категории граждан, которым платится страховая пенсия, перечислены в ФЗ № 400.

Пособие по старости выплачивается (статья 7 ФЗ № 167):

  • работающие по трудовому, гражданско-правовому договору;
  • получающие выплаты по договорам авторского заказа, по лицензионным договорам;
  • предприниматели;
  • нотариусы;
  • арбитражные управляющие;
  • частная практика без открытия ИП;
  • члены КФХ;
  • гражданам, которые трудятся за границей, если платятся страховые взносы;
  • члены общин малочисленных народов;
  • священнослужители;
  • иностранцы и лица без гражданства;
  • иные категории.

Компенсация при потере кормильца положена иждивенцам:

  • внукам, сестрам, братьям и детям умершего кормильца;
  • одному из родителей или супругу;
  • усыновителям;
  • дедушке, бабушке.

Выплату по инвалидности предоставляют инвалидам всех групп.

Федеральный закон № 166 называет перечень лиц, которые получают пенсию по государственному обеспечению.

Государственная компенсация за выслугу лет выплачивается:

  • федеральным госслужащим;
  • летчикам-испытателям;
  • космонавтам;
  • военнослужащим.

Граждане, пострадавшие от радиации, получают государственное обеспечение по старости. По большей части это чернобыльцы, участвующие в ликвидации последствий катастрофы, эвакуированные из зоны отчуждения, ставшие инвалидами из-за катастрофы.

В случае смерти перечисленных выше категорий граждан их иждивенцы обращаются за компенсацией по случаю потери кормильца.

Выплата от государства по инвалидности назначается:

  • военнослужащим;
  • участникам ВОВ;
  • получившим наградный знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • космонавтам;
  • пострадавшим от радиации (ст. 17 ФЗ № 166).

Отдельно стоит назвать социальную пенсию, которая выплачивается инвалидам, иждивенцам, потерявшим кормильца, сиротам, детям, не имеющим обоих родителей, гражданам, относящимся к малочисленным северным народам, а также по старости (ст. 18 ФЗ № 166).

Какой должен быть стаж работы для выхода на пенсию женщине?

Как рассчитать пенсию за выслугу лет военнослужащим? .

ФЗ № 168 о накопительной части предусматривает, что она положена следующим категориям граждан:

  • 1967 г.р. и младше, успевшим выбрать ее до окончания 2019 года;
  • женщины 1957–1966 г.р., мужчины 1953–1966 г.р.(перечислялись страховые взносы в 2002-2004 г.г.);
  • участники Программы софинансирования пенсий;
  • распорядившиеся материнским капиталом в целях пенсионных накоплений.

В 2019 году накопительная пенсия заморожена.

Это продлится по крайней мере до 2019 года. Многие граждане заключали договоры с НПФ, чтобы передать им в управление денежные средства в целях инвестирования и сохранения.

Выбор выплаты

Прежде чем перейдем к вопросу о выборе компенсаций, необходимо обобщить, какие разновидности пенсий назначаются в России в соответствии с ФЗ о пенсиях.

Виды пенсий:

  • страховая (компенсация по старости, инвалидности, потере кормильца);
  • государственная (пособие по выслуге лет, социальная пенсия, компенсация в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца);
  • накопительная.

Многие граждане имеют возможность получать компенсации сразу нескольких видов.

Если человек претендует на несколько страховых пенсий, он должен выбрать одну из них. Компенсацию от государства можно получать вместе со страховой.

Две пенсии вправе оформить госслужащие, чернобыльцы, космонавты, военные инвалиды, участники ВОВ.

При определенных обстоятельствах (получение группы инвалидности, появление иждивенцев, дополнительные страховые взносы) по выбору пенсионера возможен перерасчет компенсации (ст. 23 ФЗ № 400).

Финансирование

Поскольку пенсионная система предусматривает три вида пенсий, источники их финансирования разные.

  1. Страховые выплаты финансируются за счет страховых поступлений от работодателей в Пенсионный фонд. На сегодняшний день это 22 % от фонда оплаты труда каждого сотрудника.
  2. Расходы на выплату государственных пенсий покрываются за счет межбюджетных трансферов из федерального бюджета. Деньги перечисляются в Пенсионный фонд, откуда выплачиваются пенсионерам.
  3. Накопительная пенсия формируется из средств выплатного резерва, к которым относятся пенсионные накопления граждан, выбравших этот вид выплат. По ним ведется отдельный учет.

Источники срочной накопительной выплаты:

  • пенсионные накопления (дополнительные страховые взносы);
  • поступления от работодателя (6 % из 22 %);
  • софинансирование по пенсионным накоплениям;
  • материнский капитал, направленный на данный вид выплат.

До окончания 2019 года граждане выбирали вариант пенсионного обеспечения между чисто страховым и накопительным совместно со страховым.

Тем, кто пропустил все сроки, будет назначаться только страховая пенсия.

Стаж

Страховой стаж берется во внимание, когда рассчитывается страховая пенсия по старости.

Минимальное значение в 2019 году составляло 8 лет, в 2019 году увеличилось до 9 лет и к 2024 году будет равно 15 лет. Возможно досрочное назначение выплаты (ст. 30 ФЗ № 400).

В трудовой стаж включаются:

  • время работы на территории России (перечислялись взносы в ПФР);
  • периоды работы за границей (предусмотрено международными договорами, уплачивались страховые взносы).

При определенных обстоятельствах стаж берется во внимание для назначения других видов пенсионного пособия.

Прочие периоды

Иные периоды, которые присоединяют к стажу:

  • военная служба (другая, приравненная к ней);
  • больничный;
  • декрет до 1,5 лет;
  • гражданин не работает и получает пособие в связи с этим;
  • общественные работы;
  • переезд в другое место в связи с госслужбой;
  • необоснованное нахождение под стражей или в тюрьме;
  • уход за инвалидами или пенсионерами;
  • проживание жен (мужей) военнослужащих в местностях, где нет работы по специальности;
  • проживание за границей с супругом дипломатом;
  • оперативная работа в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Как рассчитывают

Размер страхового стажа рассчитывается по 30 дневным периодам, которые переводятся в месяцы.

Месяцы в свою очередь переводятся в полные годы. При совпадении периодов пенсионер выбирает один из них.

  • Независимо от категории граждан, претендующих на пенсию, и вида деятельности периоды присоединяются к страховому стажу, если поступали пенсионные отчисления.
  • Если будущий пенсионер является госслужащим, военнослужащим, космонавтом, то к стажу не присоединяются периоды, учтенные при назначении выплаты за выслугу лет.
  • Для сезонной деятельности период работы в течение сезона принимается за полный год.
  • Авторам произведений календарный год включается в стаж, если общая сумма перечисленных за год взносов больше базового размера страховых выплат. Если же эта сумма меньше, то период засчитывается в месяцах пропорционально поступившим взносам.

Периоды до начала 2019 года включаются в стаж с учетом правил подсчета трудового стажа по законодательству, действующему во время выполнения работы.

Выплаты пенсионерам, выезжающим в другую страну на ПМЖ

У граждан, которые уехали на постоянное жительство в другое государство, чаще всего право на российскую пенсию сохраняется.

Не получают российскую пенсию за границей граждане:

  • имевшие выплаты по советским законам;
  • оформившие социальную пенсию и не имеющие страховой стаж;
  • выехавшие в государства, с которыми РФ не заключила договор на пенсионное обеспечение.

Перед выездом за границу пенсионер вправе получить выплату за шесть месяцев вперед.

В дальнейшем в случае индексации перерасчет не делается.

Если в течение полугода гражданин так и не уехал, он снова может рассчитывать на компенсацию за шесть месяцев вперед.

Как выплачивается пенсия:

  • в Российской Федерации (рубли);
  • переводится в страну проживания по курсу Центрального банка.

Пенсионер вправе выбрать один из этих способов.

Сколько составляет средняя пенсия по старости в России в 2019 году?

Будет ли перерасчет пенсии работающим пенсионерам после ухода с работы? .

Какие виды пенсии существуют в России? .

По разным причинам для некоторых пенсионеров выплата прекращается.

Она может быть возобновлена при определенных обстоятельствах. Необходимо подать заявление о восстановлении пенсии.

Таким образом новое законодательство о пенсионном страховании гарантирует только базовый размер пенсионного пособия.

Основная роль в финансировании выплат отводится обязательному пенсионному страхованию.

  • Будущим пенсионерам следует обратить внимание на то, чтобы работодатель перечислял за них страховые взносы в размере, установленном законом. В этом случае он может рассчитывать на максимально возможную компенсацию.
  • Гражданам, заключившим договор с НПФ на управление накопительной пенсией, необходимо следить за изменениями законодательства и исполнением договора, чтобы в будущем при назначении выплаты получать дополнительную прибавку.
  • Льготникам и особым категориям граждан необходимо разобраться, какие права предоставляет им пенсионное законодательство, чтобы получать все причитающиеся им компенсации.

Когда можно получить накопительную часть пенсии? Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

  • 31 Октября, 2018
  • Пенсии и пособия
  • Людмила Озерцова

Практически все слышали, что существует накопительная пенсия. Однако немногие знают о том, как и когда можно получить накопительную часть пенсии, какие действия нужно предпринять, какие документы собрать в тех или иных случаях и так далее. Статья поможет ответить на эти и другие вопросы.

Понятие накопительной пенсии: что говорит закон

Каждый месяц работодатель перечисляет за каждого работника сумму в размере 22 % в ПФР. Из нее 6 % направляются на формирование накопительной части пенсии. Оставшиеся 16 % перечисляются по-разному, в зависимости от выбранного способа отчислений. Так, если выбран общий способ, то все деньги направляются на формирование страховой части. Если выбран смешанный способ, то 10 % направляются на страховую часть, а 6 % — на накопительную часть.

К основным законодательным актам, регулирующим данный вопрос, является закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». В нем раскрывается суть 1-го из видов обеспечения пенсии. В соответствии с ним в определенных случаях гражданам выплачиваются пособия.

Кто может ее получить

Большинство граждан, выделяющих 6 % из пенсионных отчислений на формирование накопительной пенсии в НПФ, надеются при выходе на пенсию на получение единовременной выплаты. Однако не все из них могут на это рассчитывать. Законом предусмотрены следующие условия, при которых осуществляется выплата:

  1. Получение денежных средств в связи с наступлением инвалидности.
  2. Получение материальной поддержки из-за утраты кормильца семьи.
  3. Получение государственной пенсии вместе с возможностью выхода на отдых по старости.
  4. Совершение пенсионных отчислений с 2002 по 2004 годы (с 2005 года выплату отменили).
  5. Участие в госпрограмме по софинансированию и совершение первоначальных взносов (в настоящее время принять участие в этой программе уже невозможно).
  6. Наличие накоплений.

Вместе с решением вопроса о том, когда можно получить накопительную часть пенсии, надо учитывать, что пенсионер вправе обращаться с этим вопросом не чаще одного раза в 5 лет.

Кроме того, имеет значение год рождения. Вот какой возраст получает накопительную часть пенсии:

  • Мужчины, рожденные до 1953 года, и женщины, рожденные до 1957 года.
  • Мужчины и женщины, рожденные в 1966 году и ранее.

Варианты выплаты

Есть несколько способов, как воспользоваться частью накопительной пенсии. К таковым относится:

  1. Единовременное перечисление.
  2. Получение пенсии в срочном порядке.
  3. Получение пенсии в бессрочном порядке.

Условия получения единовременной выплаты

Если гражданин рассчитывает на получение единовременной выплаты, для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • Достижение пенсионного возраста (в связи с пенсионной реформой данный показатель постепенно повышается для мужчин от 60 до 65 лет, а для женщин – от 55 до 60 лет).
  • Получение основной пенсии по старости.
  • Трудовой стаж (в связи с проводимой реформой число лет стажа постепенно увеличивается от 5 до 15 лет).
  • Заявления от получателя.

Только при наличии этих условий можно рассчитывать на получение единовременной выплаты.

До достижения пенсионного возраста перечисление денег возможно в случае, если гражданин стал инвалидом I, II или III группы. Также средства выплачиваются при смерти кормильца семьи.

Что делать при большом размере накопительной пенсии

Бывают случаи, когда описываемая пенсия составляет довольно значительную сумму. Однако для получения единовременной выплаты должно соблюдаться дополнительное условие, которое заключается в том, что размер накопительной пенсии не может превышать 5 % от суммы основной. В этом случае при подаче соответствующего заявления выплата может быть предоставлена в полном размере. Если же сумма превышает 5 %, то может быть выплачена только часть накопительной пенсии.

Порядок получения

Для получения единовременной выплаты должен соблюдаться следующий алгоритм действий:

  1. Нужно собрать требуемый пакет документов.
  2. Подать заявление и приложить к нему документы.
  3. Подождать, пока будет принято решение.
  4. При положительном решении получить деньги.

Куда обращаться

Тот, кому полагается накопительная часть пенсии, должен изначально передавать проценты от пенсионных отчислений на хранение и инвестирование в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд, по желанию будущего пенсионера. В первом случае следует обратиться в ПФР, а во втором – в НПФ.

Необходимые документы

Документы подаются в два этапа. Первый раз нужно только предъявить документ, который удостоверяет право на получение пенсии. Во второй раз нужно подготовить следующие бумаги:

  • Копию удостоверения личности (с предъявлением оригинала).
  • СНИЛС.
  • Удостоверение льготника–инвалида, или иной документ, подтверждающий соответствующее право на выплату.

Если данным вопросом занимается не получатель пенсии, а доверенное лицо, то на него следует оформить доверенность на осуществление конкретных действий, и удостоверить документ у нотариуса. В некоторых случаях могут потребоваться и другие документы. Их следует предъявить по требованию сотрудников организации, куда обращается заявитель.

Заявление

Заявление составляется не в свободной форме, а в установленном порядке. По закону, оно рассматривается в течение месяца, по истечении которого сотрудники обязаны уведомить заявителя о принятом решении.

Выплата накопительной пенсии в досрочном порядке

Деньги могут выплачиваться досрочно только при наличии следующих обстоятельств:

  1. Переводы осуществлялись на накопительный счет по программе софинансирования.
  2. Женщины, получившие маткапитал, перевели его на накопительную пенсию.
  3. Производились иные платежи в добровольном порядке.

Это правило не распространяется на доходы, полученные от инвестирования. Данные суммы не будут возвращены в досрочном порядке.

В период, когда можно получить накопительную часть пенсии, будущему пенсионеру нужно обратиться в соответствующую организацию лично. Если для получения выплаты в других случаях может действовать представитель получателя, то при желании получить деньги досрочно, это вправе сделать только сам пенсионер. В остальном порядок обращения, набор документов и порядок их оформления является идентичным предыдущему случаю.

Получение накопительной пенсии умершего родственника

Если человек, у которого были пенсионные накопления, умирает, то его родственники могут получить данные денежные средства. При желании пенсионер лично назначает тех, кому будут переданы деньги. Для этого ему нужно явиться в ПФР и написать соответствующее заявление. Также он вправе указать это право в своем завещании. Если ни того, ни другого не было сделано, то средства передаются по наследству по закону.

Правда, надо понимать, что получить можно будет только ту часть накоплений, которая еще не была выплачена. Правда, из этого правила есть исключение. Если гражданин продолжил работать на пенсии и одновременно перечислял проценты на накопительную часть, то, несмотря на получение части денег из этой пенсии, сумма может увеличиваться за счет инвестирования новых вложенных средств. При этом наследники могут рассчитывать на ту часть пенсии, которая еще не была проиндексирована на момент ухода из жизни пенсионера.

Права наследников на накопительную пенсию имеют некоторые ограничения, которые заключаются в следующем:

  1. Если деньги были переведены из маткапитала, то при смерти матери получить их может супруг. Если же его нет, то только рожденные дети.
  2. Если средства перечислялись из собственных сбережений, то способом, как получить накопительную часть пенсии умершего мужа, вдова сможет воспользоваться в соответствии со своей очередью.
  3. При наличии завещания или заявления в ПФР, где излагается воля умершего, распределение осуществляется, согласно данному порядку.
  4. Если умерший никого не оповещал, где держал деньги, и не оставил завещания, то наследникам нужно направиться в ближайшее отделение ПФР. Специалисты подскажут, куда им следует дальше обращаться.

Документы, которые нужно иметь при себе:

  • Паспорт.
  • Документ, подтверждающий факт смерти родственника.
  • Документальное подтверждение родства с умершим.
  • Заявление о том, чтобы получить пенсионные накопления, принадлежащие умершему.

Специалисты ПФР должны принять решение в течение 5 дней после поступления заявления. Если решено отказать заявителю, то это должно быть мотивировано. При положительном исходе денежные средства перечисляются удобным для заявителя способом.

Получение накопительной пенсии в срочном порядке

Данный порядок выплаты означает ежемесячное перечисление денег в течение периода, который определяется самим получателем. Получать средства в таком порядке возможно лишь после выхода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Однако при этом существует ограничение, которое заключается в том, что минимальный срок выплаты должен составлять 10 лет.

Получение накопительной пенсии в бессрочном порядке

Перечисление денег осуществляется в зависимости от суммы, которая была накоплена в течение всего времени. В этом случае выплата переводится пожизненно каждый месяц. Поэтому она называется бессрочной. Размер накопительной пенсии рассчитывается на основе ожидаемого периода выплаты. В настоящее время он составляет 246 месяцев. Расчет осуществляется путем деления общей суммы, имеющейся на счету, на 246.

Существует возможность поделить данную сумму и на меньшее число месяцев. Тогда с решением, когда можно получить накопительную часть пенсии, стоит повременить. Число будет уменьшаться вместе с числом месяцев, прошедших после возникновения права выхода на отдых. Однако оно должно быть не меньше 168 месяцев.

Преимущества и недостатки накопительной пенсии

Решение о переводе части пенсионных отчислений в УК или НПФ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Преимущества заключаются в следующем:

  1. Возможность выбора. Будущий пенсионер сам решает, что будет с накопительной частью пенсии, куда он будет вкладывать соответствующие проценты. Причем гражданин вправе менять свой выбор тогда, когда пожелает.
  2. Возможность получать высокие проценты. Если НПФ будет делать выгодные инвестиции, то гражданин получит в итоге сумму, более высокую по сравнению с той, которую выделит государство.
  3. Накопительную пенсию можно передать по наследству близким родственникам. На страховые выплаты данное право не распространяется.
  4. Есть риск потерять только прибыль. Деньги, которые были вложены, в любом случае возвратятся.
  5. Благодаря процентам можно увеличить размер будущей пенсии.

Все эти преимущества имеют и обратную сторону в виде недостатков. К таковым относятся следующие:

  • Высокие риски. Если все деньги останутся в ПФР, сумма будет непременно увеличиваться, хоть и ненамного. Но в случае перевода в НПФ о том, что будет с накопительной частью пенсии, неизвестно. Есть риск остаться полностью без прибыли. А из-за инфляции эти деньги могут и вовсе обесцениться, так как индексации в их отношении не производится.
  • Можно застраховать риски. Тогда прибыль будет обязательно, но при этом гражданину придется понести дополнительные расходы.
  • Снятие комиссионных. Не все внимательно читают договор при его заключении. А между тем, он может предусматривать некоторые положения, которые запросто лишат вкладчика процентов. Например, могут взиматься комиссионные за снятие наличных или предусматриваться санкции при досрочном прекращении договора.

Мораторий

В настоящее время граждане лишены возможности самостоятельно принимать решение по поводу того, чтобы переводить накопительную часть пенсии в НПФ, так как государство наложило мораторий на это действие. Те, кто успел воспользоваться шансом и перевел деньги, может рассчитывать на получение денег в рассмотренных выше случаях. Если же этого сделать не удалось, то вся сумма переводится на страховую часть пенсии и рассчитывается в пенсионных баллах.

Суть накопительной пенсии заключается в том, чтобы дополнять выплату, которая назначена государством. Люди должны понимать, что с ее помощью сумма пенсии вряд ли существенно возрастет. Чаще всего речь идет о небольших доплатах к основной выплате. Тем не менее, иногда накопления могут выручить при выходе на пенсию или в других непростых жизненных ситуациях.

1. Не говорят о единовременной выплате накопительной пенсии.
Все граждане, кто работал и работает сейчас в период с 2002 года по 2014 имеют накопительную пенсию и попадают под 168 ФЗ.
Начисляет эти деньги работодатель в ПФР, а потом они идут на лицевой счёт СНИЛСа.
Мало кто знает, что если в накопительной пенсии сумма у вас менее 100 тысяч рублей, то её выплачивают единовременно в течении двух месяцев.
Причём как вам её выплачивать вы выбираете самостоятельно. Либо пишите заявление единовременно или делаете её надбавкой к основной пенсии на протяжении 19 лет.
Сотрудники пенсионного фонда умышленно подсовывают всем заявление на 19 лет.
Именно у них такое распоряжение от начальства. Денег в пенсионного фонде не хватает, а платить со 100 тысяч рублей надбавку 438 рублей в месяц не сложно.
Как показывает практика у большинства граждан за 12 лет накопительная пенсия от 80 до 200 тысяч рублей.Большинство имеют полное право получить деньги сразу, а им это не дают.
Выплачивают деньги только тем, кто осведомлён в этом вопросе и знает законодательство.
Ещё стоит учесть, что накопительная пенсия передаётся по наследству от вас к детям. Если несчастье случилось с вашим супругом(ой), то даже если в накопительной сумма более 100 тысяч, к примеру 600 тыс. рублей, то она вся выплачивается сразу. Сотрудники ПФР об этом молчат
2. Не доплачивают за детей.
Ещё один закон, который от всех скрывают.
Уже сегодня если у вас есть дети вы можете начать получать пенсию больше от 160 до 2000 рублей.
По закону независимо от того маленькие у вас дети или большие.
В советское время вы с ними были в декрете или сейчас абсолютно всем полагается надбавка.
При начислении пенсии в пенсионном фонде вы самостоятельно можете предоставить свидетельства о рождении детей и действующую пенсию вам будут платить больше, в зависимости от количества детей.
Самая большая надбавка за четырёх детей составляет 2000 рублей.
3. Не считают советский стаж.
В советское время в стаж считалось абсолютно всё: декрет, учёба в институте, учебная практика, армия.
Сотрудники так же при начислении пенсии считают только официальный стаж работы, а остальное не берут во внимание.
Разберитесь со своей пенсией. Не дайте себя обмануть!

Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ
(ред. от 29.12.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ РОССИЙСКОГО

МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЕСТРА СУДОВ

Принят

Государственной Думой

23 ноября 2005 года

Одобрен

Советом Федерации

7 декабря 2005 года

Статья 1

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2004, N 45, ст. 4377) следующие изменения:

1) в статье 4:

пункт 1 дополнить словами «, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов»;

пункт 2 дополнить словами «, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов»;

2) пункт 2 статьи 14, пункт 2 статьи 16, пункт 1 статьи 19, пункт 1 статьи 20 после слов «в Государственном судовом реестре» дополнить словами «, Российском международном реестре судов»;

3) статью 22 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация по выбору судовладельцев осуществляются органами технического надзора и классификации судов или наделенным Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранным классификационным обществом.»;

4) в статье 33:

пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Российском международном реестре судов.»;

пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:

«Право собственности и иные вещные права на судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Российском международном реестре судов, за исключением таких прав и ограничений (обременений) прав на судно, зафрахтованное по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

Регистрация в Российском международном реестре судов судна, имеющего ограничения (обременения), и исключение из указанного реестра такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).»;

пункт 3 после слов «в Государственном судовом реестре» дополнить словами «, Российском международном реестре судов»;

дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 14.06.2011 N 141-ФЗ.»;

5) утратил силу с 1 февраля 2018 года. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 460-ФЗ;

6) статью 36 изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Государственная пошлина

За регистрацию судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге или бербоут-чартерном реестре и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»;

7) в статье 37:

пункт 2 после слов «Государственный судовой реестр» в соответствующем падеже дополнить словами «, Российский международный реестр судов» в соответствующем падеже;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в Российском международном реестре судов устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.»;

8) в статье 38:

наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 38. Регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)»;

абзац первый пункта 1 и пункт 2 после слов «бербоут-чартерном реестре» дополнить словами «или Российском международном реестре судов»;

9) в статье 40:

наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр и Российский международный реестр судов»;

дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

«3. Регистрация судна в Российском международном реестре судов осуществляется на имя собственника судна или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

4. При регистрации судна на имя собственника судна в Российский международный реестр судов вносятся сведения, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 39 настоящего Кодекса.

При регистрации судна на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру в Российский международный реестр судов вносятся сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.»;

10) статью 41 после слов «Государственный судовой реестр» дополнить словами «, Российский международный реестр судов»;

11) в статье 42:

наименование после слов «Государственном судовом реестре» дополнить словами «, Российском международном реестре судов»;

после слов «Государственном судовом реестре» дополнить словами «, Российском международном реестре судов»;

12) статьи 43 и 44 после слов «Государственный судовой реестр» в соответствующем падеже дополнить словами «, Российский международный реестр судов» в соответствующем падеже;

13) в статье 47:

наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 47. Исключение судна из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или судовой книги»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или судовой книги подлежит обязательному исключению судно:»;

абзац пятый дополнить словами «(за исключением судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру)»;

дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра также по следующим основаниям:

заявление судовладельца;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ;

истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;

просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.»;

14) статью 249 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. В отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика.»;

15) абзацы второй и третий пункта 4 и пункт 6 статьи 377, статью 378, пункт 2 статьи 380, пункт 2 статьи 381 после слов «Государственный судовой реестр» в соответствующем падеже дополнить словами «, Российский международный реестр судов» в соответствующем падеже;

16) пункты 1 и 2 статьи 383 после слов «Государственного судового реестра» дополнить словами «, Российского международного реестра судов»;

17) абзац третий пункта 5 статьи 386 после слов «Государственного судового реестра,» дополнить словами «Российского международного реестра судов,».

Статья 2

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 22, ст. 2066; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4435; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3517, 3520; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3101, 3117, 3128, 3129, 3130) следующие изменения:

1) статью 150 дополнить подпунктом 12 следующего содержания:

«12) судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.»;

2) статью 161 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. В случае если в течение десяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из указанного реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лицо, в собственности которого находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.»;

3) пункт 1 статьи 164 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.»;

4) статью 165 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

2) выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;

3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ.»;

5) статью 167 дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

«9.1. При исключении судна из Российского международного реестра судов моментом определения налоговой базы налоговым агентом является день внесения соответствующей записи в указанный реестр.

В случае если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, момент определения налоговой базы налоговым агентом определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.»;

6) пункт 1 статьи 251 дополнить подпунктом 33 следующего содержания:

«33) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для целей настоящей главы под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.»;

7) статью 270 дополнить пунктом 48.5 следующего содержания:

«48.5) расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.»;

8) в пункте 1 статьи 333.18:

дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;»;

в подпункте 6 слова «указанных в подпунктах 1 — 5» заменить словами «указанных в подпунктах 1 — 5.1»;

9) пункт 1 статьи 333.33 дополнить подпунктами 83 и 84 следующего содержания:

«83) за регистрацию судов в Российском международном реестре судов:

при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3 000 единиц валовой вместимости включительно — 26 000 рублей плюс 4,7 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

при валовой вместимости судна свыше 3 000 единиц валовой вместимости до 8 000 единиц валовой вместимости включительно — 27 000 рублей плюс 4,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

при валовой вместимости судна свыше 8 000 единиц валовой вместимости до 20 000 единиц валовой вместимости включительно — 48 000 рублей плюс 2,5 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц валовой вместимости — 67 000 рублей плюс 1,6 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

84) за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов:

при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8 000 единиц валовой вместимости включительно — 7 000 рублей плюс 11,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

при валовой вместимости судна свыше 8 000 единиц валовой вместимости до 20 000 единиц валовой вместимости включительно — 52 000 рублей плюс 7,1 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц валовой вместимости до 45 000 единиц валовой вместимости включительно — 102 000 рублей плюс 4,6 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

при валовой вместимости судна свыше 45 000 единиц валовой вместимости — 130 000 рублей плюс 4,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости;»;

10) пункт 2 статьи 358 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.»;

11) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ.

Статья 3

Статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3204; N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2893; 2004, N 35, ст. 3607) дополнить пунктом «с» следующего содержания:

«с) суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.».

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 2 и 3 настоящего Федерального закона.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

20 декабря 2005 года

N 168-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 168-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов

Постановление Правительства РФ от 31.05.2006 N 338 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848»

В целях увеличения доли флота под российским флагом в общем тоннаже транспортного флота осуществляется реализация Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов».

<Письмо> ФНС РФ от 23.01.2006 N ГИ-6-04/47@ «О государственной пошлине»

Федеральная налоговая служба сообщает, что Федеральными законами от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» и от 31.12.2005 N 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» внесены изменения и дополнения в главу 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *