Как получить земельный участок

Процесс выделения осуществляется, когда в орган самоуправления подают официальное заявление. В заявлении должны быть записаны следующие аспекты и детали:

  1. Цель приобретения земли.
  2. Объем полномочий лица, собирающегося купить определенный участок.
  3. Платные или бесплатные пути получения земли.
  4. Удостоверение покупки установленных размеров земли с учетом типа будущей деятельности и численности рабочих, которые будут трудиться на этом участке.
  5. Соглашение на обустройство КФХ.
  6. Его предположительное размещение.

После отправки заявления самостоятельно стоит отдать приглашение на топографическую съемку, выставление границ и определенного размера участка, а также межевания, организацию землеустроения.

Затем необходимо поставить землю под фермерское хозяйство на кадастровый учет и оформить документы, получить выписку из паспорта и копию кадастрового плана. Осуществляется все это в специальном земельном центре.

Когда вся нужная документация будут получена, ее следует привезти в администрацию для определения решения о предоставлении земли в аренду или в собственность конкретного субъекта или круга лиц.

ВНИМАНИЕ! Для получения земельного участка в аренду надо пройти процедуру в Федеральном центре.

Если же земля отдается в собственность, то выплачивается сумма в полноценном размере, регистрируется определенная документация в центре и получают свидетельство о собственности, которое предоставляет права.

Аукционные торги

В этом варианте подразумевается выкуп участка сельскохозяйственного предназначения у государства почти за бесплатно, все благодаря плохому поиску потенциальных покупателей бесхозного места, не стоящего на учете карты.

Данный участок ставят на кадастровый учет. Всю приобретенную документацию кадастра переправляют в департамент, который проверяет участок на юридическую чистоту и возможность строй фермы.

Потом участок выносится на аукцион и по истечению 30 дней не взятый никем участок перенаправляется в аренду сроком на шесть лет, а в будущем может стать собственностью. Этот метод получения земли бесплатно сомнительный, поскольку в Москве отыскать бесхозную землю практически нереально, в отличие от Хабаровска.

ВНИМАНИЕ! Если администрация устанавливает отказ в оформлении документации на владение землей, все расходы фермера возмещаться не будут.

Причины отказа:

  1. Площадь земли не соответствует границам.
  2. Отсутствие документации для оформления.
  3. Противоречия в документации.
  4. Обременение третьими лицами.

Каждый субъект России в состоянии сам устанавливать конкретные ограничения и требования к содержанию документации, поэтому всегда нужно уточнять эти тонкости в органах местного управления.

Какие угодья предоставляют

Земельные участки, выдаваемые КФХ, имеют сельскохозяйственное предназначение. Они должны быть расположены за пределами села и включать разные объекты, на которых есть леса, поля, реки, сооружения и постройки, дороги, полезные коммуникации. Под защитой государства прибывают самые ценные площади сельскохозяйственного назначения.

К ним причисляются участки, стоимость в кадастре которых больше обычной в муниципальном образовании на десять процентов. Выдаваемый участок является неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их деления на части. Разделить его получится лишь в варианте прекращения работы фермы.

Представленные земли могут эксплуатироваться в целях, для которых они предоставлялись. Для чего можно использовать угодья:

  • Высадка растений;
  • Разведение птичек и рыб;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградные плантации;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи участки;
  • Для организации рыбного хозяйства;
  • Сенокоса и выпаса скота домашнего типа;
  • Формирование охранных насаждений лесных участков.

Заявитель может сам определить нужный размер предоставляемого надела.

Другие способы

Если участие в торгах и иные способы оформления участка оказываются слишком трудными и длительными, можно перейти к альтернативному методу решения проблемы, в каком-то смысле это более простой путь. Им можно считать подписание договора аренды земли для организации КФХ у собственника участка.

В этом варианте не потребуется оформление огромного пакета документации и хождение по разным инстанциям. Нужно только прийти к взаимному соглашению с собственником земли и, уплатив определенную сумму, получить нужный участок, подписав официальное соглашение об аренде.

ВАЖНО! В этой ситуации также имеет место быть условие о соблюдении созданных и оговоренных в соглашении правил применения земли, в том числе эксплуатация ее лишь по прямому назначению.

Учреждение фермерского хозяйства на земле, взятой в аренду, имеет и свои недостатки: в частности, этот метод предусматривает значительные расходы и иные риски, сопровождающиеся соглашением.

Поэтому, можно прийти к выводу, что получить землю под КФХ может практически любой гражданин или организация, подобрав участок, подходящий официальному назначению и отвечающий запросам законодательства и государственных органов власти.

Наш сайт «ukaz.wiki» является некоммерческим проектом и существует только благодаря энтузиазму автора. К сожалению, финансовая ситуация в стране и значительно «подросший» доллар, вынуждает обратиться за помощью. Любая помощь проекту — это добрый шаг с вашей стороны, вы становитесь хотя бы немного, но соавтором проекта и непосредственным образом влияете на его дальнейшее развитие.

Добавлено в закладки: 0

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность бесплатного предоставления земельных участков для организации фермерского хозяйства. Таким образом, обратившись в соответствующие органы с установленным пакетом документов, организовать собственное КФХ может любой гражданин страны.

Предоставление земли для КФХ: законодательные нормы

Любой гражданин страны может получить в срочное или бессрочное пользование участок земли, организовав на нем фермерское хозяйство. Но прежде чем начать этот процесс, следует изучить профильное законодательство и убедиться в том, что выбранный участок подходит для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Особый интерес в этом аспекте будут представлять 2 кодекса – Земельный и Налоговый.

На видео: Перспективы развития фермерского бизнеса

Положения первого из них определяют, что земли, имеющие сельскохозяйственное назначение, к которым относят и участки для ведения фермерской деятельности, могут предоставляться для эксплуатации физическими и юридическими лицами независимо от формы их организации. Чтобы определить, какой участок земли может считаться пригодным для крестьянского или фермерского хозяйства, нужно изучить нормы, предусмотренные специальными статьями Земельного кодекса. В частности, выбранная земля должна иметь сельскохозяйственное предназначение, а также находиться в определенном отдалении от населенных пунктов. При этом земля должна использоваться исключительно по прямому назначению.

Существуют определенные категории земли, которые по закону не могут быть переданы в пользование с целью организации фермерского хозяйства ни физическими, ни юридическими лицами. К ним относят участки, принадлежащие заповедникам либо национальным паркам, относящиеся к силовым и прочим ведомственным структурам, и прочие специализированные территории.

На видео: Фермерское хозяйство

Земля для фермерского хозяйства, по закону, должна предоставляться бесплатно. Правила, которые регулируют этот процесс, излагаются в статье 39.10 Земельного кодекса РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/f6fb5e26212db7c34ed9e1fc1e33a10f57b19470/). Но также в этом документе обозначаются условия, которые будут обязательными для возможности выделения участка для организации КФХ. При этом основным условием будет использование земли по прямому назначению.

Той же статьей, точнее в пунктах 2 и 4, устанавливается, что через 5 лет после того как земельный участок будет передан в собственность лицу или организации, он может быть на законных основаниях передан в безвозмездное пользование. Если же земля находится в государственном или муниципальном ведомстве, срок эксплуатации этого ресурса в подобных целях не может превышать 6 лет. Эти положения также определяют соответствующие статьи Земельного кодекса.

Срочное и несрочное получение участка

Запрос, который кандидат на получение участка подает для получения земли для выбранной цели, может носить срочный или несрочный характер. В любом случае этот вопрос регламентируется законодательством, поэтому рассмотрение его предусматривает определенные сроки. Так, заявление относительно выделения заявителю участка в аренду или собственность может находиться на рассмотрении до 14 дней. Проект, касающийся установления границ того или иного участка – до месяца. В пределах недели заключается договор относительно передачи земли в аренду либо собственность заявителя. Согласно специальным законодательным актам, частному лицу или организации может быть выдан участок определенного размера. При этом существует несколько назначений, которые будут являться исключениями, не предусматривающими определенного диапазона. К такой категории относят земли, имеющие своим назначением овощеводство, цветоводство, птицеводство, рыболовство и некоторые другие направления.

Если вопреки нормам закона при соблюдении всех существующих требований заявителю отказали в выдаче необходимого ему участка, он может обратиться с этим вопросом в суд, где оспорить принятое решение.

На видео: Строительство на землях сельхозначения

Основные этапы и перечень документов

Первое, что нужно сделать любому гражданину, желающему взять в пользование земельный участок под фермерское хозяйство – подать заявление в специализированный департамент местного органа власти.

В заявлении указывают следующие обязательные сведения:

  • назначение земельного участка, методы его использования;
  • соглашение об организации хозяйства;
  • объем правомочности заявителя в отношении земельного участка;
  • условия передачи земли в пользование – на платной или бесплатной основе;
  • подтверждение необходимости выделения в пользование определенной площади. В этом пункте может быть приведено общее количество участников будущего хозяйства или планируемый объем выпускаемой продукции;
  • территориальное расположение будущего участка.

Согласно законодательству, бесплатно для организации фермерского хозяйства и в дальнейшем для выгодного выкупа земля может предоставляться в двух основных случаях:

  • при оформлении аренды с дальнейшим переходом участка в собственность заявителя;
  • выкуп через аукционные торги.

Процесс аренды с дальнейшим выкупом земли регулируется положениями Земельного кодекса, в том числе статьями 39.5 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/) и 39.10 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/). В этих нормативных актах определяется возможность бесплатного предоставления в пользование земельного участка, а по истечении пяти лет при условии использования его по прямому назначению возможно оформить его в собственность.

На видео: Хотите переехать на землю – поторопитесь

Аукционные торги – способ, позволяющий получить землю в собственность по минимальной стоимости.

Процесс в этом случае будет включать несколько этапов:

  • выбор участка земли, считающейся бесхозной и, как следствие, отсутствующей на кадастровой карте;
  • постановка выбранного участка на кадастровый учет;
  • подача кадастровых документов в специальный департамент, в котором осуществляют проверку юридической чистоты выбранного участка и изучают возможность дальнейшей застройки выбранной территории;
  • выставление участка на аукцион.

Первый способ, не предусматривающий проведение торгов и определяемый статьей 39.14 Земельного кодекса, дает возможность получить интересующий земельный участок в пользование в соответствии с определенным порядком действий:

  • если участок необразован, подготовка схемы его расположения;
  • составление и подача заявления относительно согласования предоставления участка в тех случаях, когда предстоит его образование;
  • ожидание решения относительно предварительного согласования в специализированных органах;
  • необходимые кадастровые работы, прежде всего – постановка участка на учет;
  • ожидание решения специализированных органов о дальнейшем предоставлении земли в бесплатное пользование заявителя.

Земля, не проданная за месяц на аукционных торгах, может быть оформлена в аренду на срок в 6 месяцев, и лишь после этого возможна официальная передача ее в собственность.

Важно помнить о том, что шансы найти участок земли, который не заинтересует потенциальных покупателей, сегодня невелики. Как правило, это возможно для отдаленных территорий далеко от столицы и других крупных городов. В большинстве случаев после того как участок выставляется на торги, находятся желающие его приобрести, соответственно, его цена существенно возрастает.

На видео: Получение гранта на развитие КФХ

Прежде чем заниматься процессом оформления земли для основания фермерского хозяйства, необходимо зарегистрировать саму структуру. Для этого предстоит подготовить и подать в местный орган регистрации предприятий стандартный пакет документов.

Обязательны к подаче:

  • заявление по специальной форме Р1002, предусматривающее регистрацию фермерского хозяйства. Этот документ подписывается его учредителем и заверяется нотариусом;
  • копия документа, подтверждающего личность основателя КФХ;
  • свидетельство о рождении заявителя. Этот документ необходим для подтверждения того факта, что основатель фермерского хозяйства – коренной житель выбранной местности;
  • соглашение о совместной деятельности сельскохозяйственного направления, которое подписывают все участники хозяйства;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Могут понадобиться и некоторые другие документы, в том числе при необходимости – свидетельство о браке или письменное разрешение родителей либо лиц, которые их заменяют.

Отказ в оформлении также возможен, а в этом случае все затраты, которые лицо, желающее получить эту землю в аренду или собственность, ему не компенсируются.

Избежать торгов, получив землю для будущего хозяйства более простым способом могут некоторые категории лиц, указанные в специализированных нормативных актах. В том числе без участия в торгах взять в пользование землю могут собственники расположенных на участках объектов или лица, лица, обладающие правом хозяйственного ведения таких объектов. Этим же правом могут воспользоваться и лица, владеющие незавершенными объектами на данном участке. Особой категорией лиц, которые избавлены от необходимости участвовать в торгах, являются уже действующие арендаторы.

Если лицо или организация обратились за предоставлением в аренду с целью организации фермерского хозяйства в отношении уже образованного участка, нужно только подать заявление в компетентный орган, где обращение рассматривают на протяжении 30 дней. В тех случаях когда участок не образован, специальную процедуру должен осуществить сам будущий арендатор. Для этого предварительно подготавливают схему расположения участка и далее контролируют выполнение кадастровых работ и подают заявление о постановке участка на учет. При условии выполнения всех существующих требований проект договора аренды подписывают на протяжении месяца.

Получение земли для фермерского хозяйства: альтернативные пути

Если участие в торгах и другие методы оформления земли оказываются слишком сложными и длительными, можно обратиться к альтернативному, в некотором смысле более простому способу. Им является подписание договора аренды земельного участка для организации фермерского хозяйства у собственника земли. В этом случае не понадобится оформление обширного пакета документов и хождение по нескольким инстанциям. Достаточно лишь прийти к взаимовыгодному соглашению с владельцем земли и, уплатив оговоренную сумму, получить интересующий участок, подписав договор об аренде. В этом случае также имеет место обязательное условие о соблюдении существующих в законодательстве и оговоренных в договоре правил использования земли, в том числе эксплуатация ее исключительно по назначению.

Учреждение фермерского хозяйства на арендованном участке имеет и свои минусы: в частности, этот способ предусматривает значительно большие затраты и некоторые другие риски, сопровождающиеся любым договором аренды.

Таким образом, изучив существующие нормативные акты, можно прийти к выводу, что получить землю под фермерское хозяйство может практически любое физическое лицо или организация, выбрав участок, соответствующий выбранному назначению и отвечающий требованиям закона.

>Как получить землю под фермерское хозяйство

Земли под крестьянское фермерское хозяйство

Опираясь на установленную государством классификацию, земельные участки, которые предоставляются с целью ведения фермерских и крестьянских хозяйств, причисляются к землям сельхозназначения. Последние могут быть переданы в пользование как физических, так и юридических лиц с различными формами организации.

По Земельному кодексу, фермерская земля должна находиться за пределами населенного пункта и иметь сельскохозяйственное назначение. Такие земли можно приобрести в личное пользование либо взять в аренду. Предоставленный участок может быть использован исключительно по своему прямому назначению. Однако на нем же, если это не противоречит закону, можно выстроить дом.

Заявление на получение земель

Чтобы взять землю для ведения крестьянского и фермерского хозяйства, нужно написать заявление в местные органы власти, уполномоченные по данному вопросу. В бумаге нужно указать:

  • Для чего именно и как будет использоваться запрашиваемый участок.
  • Объемы правомочности лица относительно предоставляемых земель.
  • Условия, на которых земля будет передана в собственность (бесплатно или платно).
  • Аргументы, подтверждающие необходимость выделения запрашиваемой площади земли (количество участников КФХ, объемы производимой продукции).
  • Предположительное местонахождение будущих участков.
  • Соглашение по организации КФХ.

Если земля берется на срочное оформление, в заявлении нужно указать конкретные сроки аренды. Время рассмотрения запроса регламентировано законом, а именно:

  • При подаче заявления на получение участка в арендное или собственное владение – не дольше 14 дней.
  • Рассмотрение проекта по установлению границ участка – не более месяца.
  • На заключение договора о передачи земельного участка в аренду или собственность отводится неделя.

В каждом субъекте РФ диапазоны размера допустимых для передачи земель регламентируются законодательными актами. Исключениями являются земли нескольких назначений:

  • Рыбоводческие.
  • Овощеводческие.
  • Цветоводческие.
  • Пчеловодческие.
  • Птицеводческие.
  • Виноградарские.
  • Садоводческие.

Если вам отказали в передаче земли для фермерского хозяйства, вы можете оспорить решение компетентных органов в суде.

Бесплатные земли под фермерское хозяйство

Земля под фермерское хозяйство бесплатно от государства – миф или реальность? Самая что ни на есть реальность! Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, в которую в 2016 году были внесены изменения, выделение участка может происходить на безвозмездной основе в арендное владение с последующим переходом в собственность при выполнении определенных условий. В данном случае – использовать земли по прямому назначению.

Выделение участка может происходить на безвозмездной основе в арендное владение с последующим переходом в собственность при выполнении определенных условий.

Вообще, существует 2 варианта, которые подразумевают бесплатное предоставление участка для КФХ и передачу земли буквально за копейки.

Вариант № 1. Аренда с последующим переходом в собственность

Если вы планируете ведение крестьянского хозяйства, следует знать, что 1 марта 2015 года Земельный кодекс обновился двумя статьями: 39.5 и 39.10. Каждая из них подразумевает бесплатное пользование государственными и муниципальными земельными участками. Последние берутся в аренду под ведение фермерского хозяйства сроком на пять лет. Если земля использовалась по прямому назначению, то по истечении установленного срока она может быть оформлена в собственность.

Вариант № 2. Аукционные торги

Этот метод подразумевает выкуп земли у государства практически за бесценок. Все происходит следующим образом:

  1. Потенциальный покупатель находит землю, которая отсутствует на кадастровой карте и является бесхозной.
  2. Найденный участок ставится на кадастровый учет.
  3. Полученные кадастровые документы отправляются в департамент, где земля проходит проверку на возможность застройки и юридическую чистоту.
  4. Подготовленный участок выставляется на аукцион.

Если по истечении месяца с начала аукциона, желающих приобрести землю не нашлось, то находка оформляется в шестилетнюю аренду, после которой может перейти в собственность.

У представленной методики есть много минусов, которые ставят под сомнение ее выгоду. Во-первых, сама идея найти ненужную никому землю – словно из мира фантастики. Конечно, во многом все зависит от региона. Так, например, в Москве и области это практически невозможно. Куда больше шансов у жителей Дальнего Востока.

Во-вторых, в 90% случаев потенциальные покупатели находятся после выставления объекта на торги, и тогда стоимость соток значительно возрастает.

В-третьих, если муниципальные службы откажут в оформлении, то все затраты, которые понес фермер, не возмещаются.

К подводным камням можно отнести непредвиденные обстоятельства, которые попросту развалят весь проект. Например, известен случай, когда человек выиграл торги на аукционе, успешно прошел через оформление бумаг, а потом стало известно, что газ подвести к участку не представляется возможным, а обогрев электричеством обходится очень дорого. Поэтому будьте бдительны, чтобы избежать такого рода ситуаций.

Как получить землю?

Выделение земли под КФХ может осуществляться только, если в орган с соответствующей компетенцией было подано специальное заявление, в котором должны быть указаны следующие аспекты и моменты:

  • Цель получения фермерского угодья.
  • Объем полномочий субъекта, собирающегося приобрести данный участок.
  • Платные или бесплатные условия, на которых участок будет предоставляться.
  • Удостоверение приобретения указанных размеров земельного участка с учетом вида дальнейшей деятельности и количества человек, которые будут находиться на данном участке.
  • Соглашение на обустройство фермерского хозяйства.
  • Его предположительное месторазмещение.

После отправления заявления самостоятельно следует дать приглашение на топографическую съемку, установление границ и конкретного размера участка, а также межевания, организацию землеустроения.

Далее нужно поставить землю под КФХ на кадастровый учет и оформить паспорт кадастра, получить выписку из него и копию кадастрового плана. Делается все это в регистрационном земельном центре. Когда все необходимые документы будут получены, их следует доставить в администрацию для вынесения решения о передачи земли в аренду или в собственность определенного лица или круга лиц.

Для получение земли в аренду нужно пройти регистрацию в Федеральном центре регистрации.

Если же земля передается в собственность, то выплачивается ее стоимость в полном размере, регистрируются определенные документы в регистрационном центре и получается свидетельство о собственности, наделяющее субъект или круг субъектов правами и обязанностями собственника.

Способы приобретения и стоимость

Наверняка, каждый задумывался о том, сколько нужно материальных средств, чтобы арендовать землю или получить ее в собственность.

Целиком и полностью стоимость аренды земли под КФХ зависит от ее размеров и месторасположения. Так, 10 га земли в Московской области будет стоить около 100 000 руб за месяц, а ее покупка будет стоить 990 000 руб.

ВНИМАНИЕ! Помимо покупки получить землю можно от государства совершенно бесплатно. Делается это, если субъект готов выполнять определенные условия, а конкретно — использовать землю по прямому назначению.

Существую 2 способа получение бесплатных земель:

  1. Аукционные торги;
  2. Аренда с правом перехода в собственность в дальнейшем.

В данном случае подразумевается выкуп земли сельхозназначения у государства практически за бесценок за счет нахождение потенциальным покупателем бесхозной земли, не стоящей на учете кадастровой карты.

Данный участок будущей сельхоз земли ставится на кадастровый учет. Все полученный документы кадастра направляются в департамент, который проверяет землю на юридическую чистоту и возможность строительства фермы.

Затем участок выставляется на аукцион и по истечению месяца не приобретенный никем участок направляется в аренду сроком на 6 лет, а в дальнейшем может перейти в собственность.

Этот вариант получения бесплатной земли довольно сомнительный, поскольку в Московской области найти бесхозную землю практически невозможно, в отличии от Дальнего Востока. Здесь все зависит от региона. Также в 90% случаев находятся потенциальные покупатели в течение месяца, после того, как объект был выставлен на аукцион.

ВНИМАНИЕ! Если администрация отказывает в оформлении документов на владение землей, и все затраты фермера возмещаться не будут.

Вот более распространенные причины отказа:

  • Площадь земельного участка не соответствует его границам, установленным государством.
  • Отсутствие некоторых документов для оформления.
  • Противоречия в предоставленных документах.
  • Обременение третьими лицами участка земли.

Каждый субъект РФ в состоянии самостоятельно устанавливать определенные ограничения и требования к содержанию документов, поэтому всегда стоит уточнять эти нюансы в органах местного самоуправления.

Аренда

Есть также второй способ получения бесплатных земель без аукциона. Заключается он в аренде с переходом в собственность в дальнейшем.

При эксплуатировании муниципальной земли, имеющей статус арендованной, в течение пяти лет и использовании ее по прямому назначению по истечению 5 лет участок земли может быть переоформлен в собственность.

При планировании крестьянского хозяйства стоит учесть новые статьи, вышедшие в 2015 году — 39.5, 39.10, подразумевающие безвозмездное пользование сельскими участками земли государства и муниципальных органов власти.

В дальнейшем субъект, у которого есть права собственника, может сдать землю в аренду или выставить ее на продажу.

Строительство на землях КФХ.

Главная \ Строительство на земле КФХ.

Можно ли строиться на землях «КФХ» «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»?
Разрешение на строительство.

Часть 1.

Современное Российское законодательство написано таким языком, что многие существенные положения, могут быть обоснованы интерпретированы с юридической точки зрения совершенно по-разному. Истина по неоднозначным вопросам до возникновения серьезных конфликтных ситуаций устанавливается мнением чиновников в инстанциях, а после — определяется в судах. Мнение чиновников, как показывает практика, вещь весьма не постоянная и зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов.
В вопросах строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) мнения у чиновников, как правило, нет из-за отсутствия реальной практики. А информацию о судебных решениях на интересующую нас тему разыскать не удалось.
Нижеследующие выводы основаны на теоретическом изучении законодательства.

Можно ли строиться на землях «для ведения КФХ»?

— Строиться можно. Согласно ст. 263 ГК РФ и ст. 403 ЗК РФ Собственник любого земельного участка имеет право на его застройку. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ возведение или не возведение строений или сооружений, является правом собственника земельного участка. Поскольку запрета на строительство на землях КФХ нет, то данные нормы законодательства являются применимыми.

Согласно «Закона о КФХ» для деятельности КФХ допускается наличие в составе имущества КФХ построек несельскохозяйственного назначения, т.е. жилого, рекреационного, промышленного и т.п.

Закон о КФХ №74-ФЗ Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства:

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Действующим законодательством не установлены какие-либо особые режимы или условия, ограничивающие строительство на фермерской земле. Пределы использования земельных участков для ведения КФХ не ограничены никакими специальными нормами, как например, в случае с земельными участками для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство), с/х производства или садоводства. Например, на земельных участках для ведения садоводства не допускается строительство более одной постройки с одним видом использования. Т.е. можно построить только 1 садовый дом (жилой дом можно строить только если участок находится в черте поселений), 1 баню, 1 сарай и т.д. На фермерской же земле нет ни количественного ограничения, ни по площади. Само собой, необходимо соблюдать все градостроительные, пожарные, санитарные, гигиенические и другие нормативы, поскольку в ином случае, могут быть использованы штрафные санкции за несоблюдение обязанностей землепользователя, в частности, установленные Ст.42 ЗК РФ.

Закон о КФХ N 74-ФЗ Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

После прочтения этой статьи, хочется сказать — да, очевидно, фермер может покупать участки для строительства. И в природе, видимо, есть участки из состава земель с/х назначения, предназначенные «для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности КФХ». Но нам такая экзотика не встречалась и местные чиновники такого не слыхивали.

Вышеуказанная статья, является единственной во всем земельном Законодательстве РФ, где упоминаются постройки на участке для ведения КФХ!

Требуется ли разрешение на строительство?

В случае строительства зданий и строений (сооружения возводятся без получения разрешений и не подлежат регистрации в рег. палате) вид разрешенного использования «для ведения КФХ» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство для капитальных построек, которые не являются постройками «вспомогательного использования», т.е. для капитальных складов, цехов, амбаров, овощехранилищ, мастерских, гаражей, сараев и т.п.

Жилое строение, т.е. отдельная постройка (здание, дом) постоянного типа, рассчитанная на длительный срок службы, вся или не менее половины площади которой предназначено и используется для проживания, по нашему мнению, как раз и является на участке «для ведения КФХ» объектом вспомогательного использования. Соответственно, разрешение на ее строительство не требуется (Ст. 51.п.17 Град Кодекса РФ).

Нужно ли оформлять постройку на КФХ?

— Оформление построек, не требующих разрешения на строительство, является добровольным. Соответственно, если речь идет о жилом строении, которое мы скромно назовем «баня» или «сторожка», то по нашему убеждению, оно будет являться постройкой «вспомогательного использования» и его можно никак не оформлять.

Как оформлять постройку на КФХ?

Если же Вы решили построить капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, и т.п., то теоретически Вам следует получать разрешение на строительство и оформлять постройку.

В случае, если Вы твердо решили, что ваше строение не является постройкой «вспомогательного использования», и Вам следует надлежащим образом оформить свою постройку.

Процедура оформления, в случае если оно необходимо, ничем не отличается от оформления строений на жилых (ИЖС) или приусадебных (ЛПХ) участках в населенных пунктах, даже наоборот — в нашем случае больше свобод при строительстве, чем в городской или даже в сельской черте.

Важно помнить, что постройка не должна находиться в охранной зоне водоема, санитарной, защитной или какой-либо другой зоне действия обременений, а также зоне нахождения линейных объектов (ЛЭП, газовые магистрали, кабели и т.п.). Там строительство запрещено. Если на участке нет зон, запрещающих строительство — строительство на нем не запрещено!

Что касается практики оформления построек, то этот опыт наиболее сконцентрирован в Подмосковье. Согласно утверждениям Калинина Н.И., который является заместителем руководителя аппарата комитета Государственной думы по аграрным вопросам, а также государственным советником Российской Федерации I класса), получение разрешения на строительство на участках под КФХ является редкостью, и поэтому во многих регионах инстанции не знают, что с этим делать.

После получения разрешения на строительство, должна идти классическая процедура оформления, в которой прямое участие принимают частные архитекторы, формирующие проект застройки, а также планировку расположения объектов на самом участке. Поскольку строительство — это прерогатива архитекторов, то по выяснению нюансов оформления лучше обращаться непосредственно к ним. К тому же, неясен перечень тех объектов, на которые требуется разрешение на строительство.

Конечным итогом оформления будет получение паспорта объекта строительства и регистрация в районной регистрационной палате. После чего, возникает обязанность платить налог с недвижимого имущества, а также ряд других соответствующих обязанностей.

Процедура формирования проекта застройки, получения разрешения на строительство, согласование с надзорными инстанциями проекта, приемка комиссии для сдачи дома в эксплуатацию и другое, являются достаточно дорогостоящими и трудоемкими задачами. Многие землепользователи, особенно вдали от мегаполисов, осуществляют строительство без предварительного оформления. Попробуем разобраться, чем чреваты такие действия?

Могут ли штрафовать за строительство на КФХ?

— Согласно действующего КоАП, штраф за осуществление капитального строительства без получения соответствующего разрешения, для физических лиц составляет от 2000 до 5000 рублей, для юр. лиц — от 500.000 до 1.000.000р.

1. Следует заметить, что сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства (бытовки, навесы и т.п.) могут возводиться без ограничений и не требуют никаких разрешений.

2. за возведение строений, являющихся капитальными, т.е. такими, которые невозможно переместить без затрат, соизмеримых со стоимостью самого строения могут штрафовать, если докажут, что эти строения не постройками «вспомогательного использования».

3. Вопрос о том, какое строение следует считать объектом вспомогательного использования, является для нашего случая ключевым и весьма сложным. Прямого ответа на него найти в законодательстве не удалось. Мы полагали, что об этом знают архитекторы, сталкивающиеся с подобными задачами, но пока таких архитекторов найти не удалось. Рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья под названием «Нужно ли оформлять постройку на КФХ?»

Как часто могут штрафовать? — При соблюдении СНиПов и правил худшее, что можно ожидать — возможное ежегодное штрафование от 2000 до 5000 р. (для физ.лиц) за возведение объектов капитального строительства без получения разрешений, до тех пор, пока пользователь не оформит свои постройки вышеописанным образом.

На землях с/х назначения в Ясногорском районе за самовольное строительство еще никого не штрафовали. При существующем законодательстве, крайне маловероятно, что могут начать шрафовать, поскольку запрета на капитальное строительство на землях «для ведения КФХ» нет, а в настоящее время разрабатывается проект закона, разъясняющего не только как законно строиться, но даже позволяющего прописываться на данной земле.

Возможен ли снос самовольных построек?

— в нашем случае — не возможен.

Статья Гражданского Кодекса №222.Приводим ее с некоторыми сокращениями:

1. Самовольная постройка — строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить… Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности … которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При изучении прецедентов сноса построек оказывается, что либо постройки были возведены самовольно на чужих участках без согласия собственников, либо находились в охранных зонах, не допускающих строительство.

Каковы отступы построек от леса, лесопосадок, красных линий улиц и соседних участков?

Существует два СНиПа, устанавливающих отступы от леса или лесопосадок. По СНиПу относящемуся к дачным и садовым участкам и поселкам, отступ предусмотрен в 15м. По СНиПам населенных пунктов — 25м. Предлагается руководствоваться нормами для населенных пунктов, поскольку в будущем не исключен перевод земель поселения под населенные пункты.

По отступам от соседних участков и от дорог — иформация появится в последующем.

Вывод русскими словами:

Если не нарушены права и интересы других лиц, а также отсутствуют угрозы жизни и здоровью граждан (поэтому рекомендуется не только соблюдать при строительстве нормы, правила и СНиПы, но и строиться с «запасом» прочности) — законно принудить снести постройку не получится. Необходимость получения разрешения на строительство весьма неочевидна. Размер штрафа за строительство без получения разрешения (если оно нужно) для физических лиц достаточно мал, а процедура штрафования достаточно сложна, чтобы чиновникам было интересно этим заниматься. Возможно узаконивания судом постройки, возведенной без необходимого разрешения, и последующая регистрация права собственности на постройку. К сожалению, амнистия, упрощающая оформление, здесь не работает. Но опять-таки, это только в случае, если на постройку требуется разрешение на строительство, т.е. если постройка не является объектом вспомогательного использования.

Что касается людей, осваивающих поместья в Ясногорском районе, то желающих начать этот долгий и дорогой путь оформления, пока еще не нашлось. И большинство причин этому ясны:

— никого еще не штрафовали и подобной тенденции не наблюдается;

— платить существенный налог за строения мало кто торопится;

— при оформлении постройки могут обнаружиться нарушения, которые нужно будет исправлять (наиболее распространенные это — несоответствие проекту);

— Никто не отменял действие закона общества: меньше знаешь — крепче спишь. Можно и перефразировать: меньше знают — крепче спишь. Чем меньше чиновников знают о наличии сомнительного объекта или о возможностях придраться за какое-нибудь нарушение, тем меньше нужно расходоваться на устранение нарушений или на «закрывание глаз».

В целом, имеют место быть совершенно серьезные опасения, что государству, очень скоро, будет совсем не до таких мелочей.

На сегодняшний день Ясногорская администрация не препятствует и не видит препятствий в оформлении построек на землях «для ведения КФХ».

ВладимирБахарев
01.09.2009г.

Нужно ли оформлять постройку на КФХ?

В пункте 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда для строительства объектов недвижимости разрешение на строительство, соответственно, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не требуются, а именно: пункт 3 определяет случай строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом законодатель на федеральном уровне ушел от разъяснения такого понятия как «объекты вспомогательного использования».

Вопрос о том, какое строение следует считать объектом вспомогательного использования, является для нашего случая ключевым и весьма сложным. Прямого ответа на него найти в законодательстве не удалось. Мы полагали, что об этом знают архитекторы, сталкивающиеся с подобными задачами, но пока таких архитекторов найти не удалось. Рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья

Наиболее широко распространено следующее понимание: под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать любые постройки, которые предназначены для обслуживания и эксплуатации основного здания. В отдельных случаях, в судебной практике встречается мнение, что для государственной регистрации права собственности на такой объект необходимо доказывать (обосновывать) вспомогательный характер строения вплоть до того, что должен быть представлен выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий, что разрешение на строительство настоящего объекта не требуется исходя из подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

К объектам вспомогательного использования относятся: гаражи, трансформаторные подстанции, погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, трубопроводы, подъезды к корпусам, котельные, контрольно-пропускные пункты, теплицы, ограждения, асфальтовые покрытия, охранные пункты, коллекторы, кабельные линии, замощения, высоковольтные линии электропередач.

Однако есть и другое понимание:

В пункте 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Краснодарского края (Закон Краснодарского края от 21.07.2008 № 1540-КЗ) дано понятие строениям и сооружениям вспомогательного использования — любые постройки за исключением основного здания, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, летние кухни, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.).

Необходимость наличия основного здания для признания возводимого строения строением вспомогательного использования остается не очевидной. Ничто не мешает возводить вспомогательные постройки до возведения основной.

Мы считаем наиболее правильным понимание термина «строения вспомогательного использования», основанное на соответствии строения целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка. Тогда для участка под ИЖС «основным» строением следует считать жилой дом, а вспомогательными – гараж и баню. А на участке под КФХ основные строения – склад, коровник и т.п., а вспомогательные – баня, сторожка и т.п.

Причем, это понимание не вступает в противоречие, а лишь уточняет то понимание строений и сооружений вспомогательного использования, которое является наиболее широко распространенным.

Вывод:

— Если речь идет о строении, пригодном для проживания, расположенном на земельном участке с разрешенным использованием «для ведения КФХ», и если это строение мы скромно назовем, например, «сторожка», то по нашему убеждению, оно будет являться постройкой «вспомогательного использования» и его можно никак не оформлять.Оформление построек, не требующих разрешения на строительство, является добровольным. Для надежности, рекомендуем в проекте постройки закладывать не более 50% жилых помещений, что бы исключить возможность интерпретировать это строение, как «жилой дом», строительство которого возможно только в черте поселений.

Кулиш Юрий 12.04.2011г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *