Содержание
- Как определить ставку земельного налога, пример расчета
- Льготы на налоговую земельную ставку
- Актуальные ставки по земельному налогу в 2017 году для физических и юридических лиц
- Что такое дифференцированные налоговые ставки на земли населенных пунктов
- Как узнать налоговую ставку на землю
- Кто устанавливает ставки земельного налога
- Максимальная ставка земельного налога
- Как узнать ставку земельного налога?
- Расчет ставки земельного налога
- Ставка земельного налога и эффективность использования земли
- Порядок установления земельного налога.
Как определить ставку земельного налога, пример расчета
Владелец участка имеет возможность самостоятельно определить ставку земельного налога. Для этого используется формула:
Ставка ЗН = КС x Д x НС x КВ, где
КС – кадастровая цена участка, узнать которую можно в онлайн-режиме на сайте Росреестра;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка, которая определена в регионе;
КВ – коэффициент владения, который вводится в случае, если участок находится в использовании неполное количество лет.
Для лучшего понимания, как работает эта формула, рассмотрим пример. Имеется участок в Московской области, где налоговая ставка составляет 0,3%, с кадастровой стоимостью в 2,5 млн рублей. Приведем возможные случаи расчетов:
- За полный год пользования участком. В данной ситуации никаких поправочных коэффициентов не вводится. Формула будет иметь вид:
ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 = 7500 (ЗН = КС x НС) - За неполный год пользования участком. В такой ситуации в формулу вводится КВ. Предположим, что участок был в пользовании 4 месяца в году. Соответственно, КВ составит 4/12=0,33. Формула примет вид:
ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 0,33 = 2475 (ЗН = КС x НС x КВ) - За долю пользования земельным участком. Предположим, что участок находится во владении лишь на 3/4. Соответственно, формула примет вид:
ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 3/4 = 5625 (ЗН = КС x Д x НС)
Некоторым категориям граждан налоговая ставка на земельный участок начисляется с определенными льготами. В таком случае от полученной суммы необходимо отнимать размер субсидии. То есть, формула примет вид:
ЗН = КС x Д x НС x КВ – Л, где Л – льготы.
Льготы на налоговую земельную ставку
Ст. 395 НК РФ устанавливает, что некоторым физическим и юридическим лицам позволено осуществлять оплату налога по льготным тарифам. В соответствии с вышеуказанным документом, упрощения в системе налогообложения касаются следующих организаций:
- религиозных учреждений;
- автодоров;
- тюрем;
- некоторых общественных организаций и т.д.
Касательно физических лиц, на льготы имеют право:
- инвалиды различных групп;
- ветераны и инвалиды ВОВ;
- лица, входящие в состав групп особого риска;
- лица, перенесшие лучевую болезнь или получившие инвалидность после облучения.
На всей территории РФ действует единая льгота, которая составляет 10 тыс. рублей. То есть, при расчете налоговой ставки из конечной суммы вычитается эта величина.
В различных регионах страны могут действовать свои льготные программы, отличающиеся не только суммой, но и перечнем лиц, которые могут на них претендовать. Уточнить все нюансы и условия можно в местных представительствах ФНС.
Познавательная инструкция в тему: Как оплатить налог на землю через Интернет.
Правильный расчет ставки на земельный налог является залогом того, что вы не будете переплачивать за пользование участком, а в некоторых случаях сможете даже уменьшить сумму налогообложения. За окончательным расчетом необходимо обратиться в местные органы управления.
Начисление любого налога напрямую зависит от нескольких элементов, которые его составляют.
Это относится и к земельному налогу, он состоит из нескольких обязательных элементов налогового платежа, один из которых – это налоговая ставка.
О ней и будет рассказано подробно в настоящей статье.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Актуальные ставки по земельному налогу в 2017 году для физических и юридических лиц
Стоит сразу отметить, что ставки в 2017 году остались прежними, что и были в 2016 году.
Выделяется несколько значений налоговой ставки по рассматриваемому виду налога: 0,3% и 1,5%.
Первая налоговая ставка применяется в отношении земель:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ;
- занятых под жилищным фондом, либо которые могут быть использованы для ведения личного подсобного хозяйства (иными словами, это земли под дачи);
- используемых для обеспечения безопасности и обороны страны.
Соответственно, для всех иных видов земель применяется повышенная ставка, равная 1,5%.
Выше этого порога местные власти устанавливать налоговую ставку не вправе, поскольку это будет считаться прямым нарушением налоговых прав граждан и организаций.
Можно сделать вывод о том, что пониженная ставка 0,3% распространяется, по большей части, на те земли, которыми пользуются обычные граждане.
В силу этого на них возлагается меньшая денежная обязанность, нежели та, что относится к организациям, которые зачастую платят земельный налог 1,5% за земли, которые ими используются в процессе предпринимательской деятельности.
Что такое дифференцированные налоговые ставки на земли населенных пунктов
Такой вид налоговых ставок вправе устанавливать местные власти городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дифференциация налоговых ставок производится по тем же параметрам, что и кадастровая стоимость земель.
То есть рассматриваемые налоговые ставки могут отличаться от тех, что установлены в общем порядке (0,3% и 1,5%), в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования участков земли.
Что касается земель населенных пунктов, то в данную группу земель включаются участки, предназначенные под:
- строительство жилья;
- общественные и деловые здания;
- производство;
- инженерные и транспортные инфраструктуры;
- рекреационное назначение;
- с/x использование;
- возведение военных объектов;
- некоторые другие территориальные зоны;
- промышленность, энергетику, связь, радиовещание, телевидение и т.п.;
- осуществление космической деятельности;
- оборонный комплекс;
- безопасность и земли иного специального назначения.
Например, в Москве принят Закон г. Москвы от 24. 11. 2004 года № 74 «О земельном налоге», в соответствии с которым установлены такие дифференцированные налоговые ставки:
- 0,025% – для земель, которые используются для разведения садов, огородов и подсобного хозяйства исключительно для личных целей;
- 0,1% – в отношении земель, на которых располагаются автостоянки, жилой фонд и инженерное хозяйство;
- 0,3% – такую ставку используют в отношении участков, предназначенных для производства с/х продукции;
- 1,5% – все другие категории земель.
Либо, дифференциация может иметь иной вид. Будет рассмотрен такой пример.
На момент приобретения участка по ИЖС, на котором ничего не размещено, либо который находится в труднодоступном месте, заброшен и т.п., может применяться налоговая ставка, равная 0,05%. Соответственно и кадастровая стоимость такого земельного надела будет гораздо меньше, чем у стандартного участка.
Но, по истечении 5 лет, хозяева этого заброшенного участка развили инфраструктуру к нему, выстроили на нем хороший коттедж и провели все необходимые коммуникации. В связи с этим налоговая ставка в отношении такого «преображенного» участка может повыситься до 0,3%, и его кадастровая стоимость также возрастет в несколько раз.
Часто в рейдерском захвате квартиры виноваты сами собственники. Узнайте как не попасть в эту неприятную ситуацию.
Предварительный договор при покупке земельного участка позволит закрепить все договоренности на бумаге. Как правильно составить этот документ, а также расторгнуть в случае необходимости, мы рассказали .
Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в нашей статье.
Как узнать налоговую ставку на землю
Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.
Если вдруг эта ставка не соответствует той, по которой гражданин или юрлицо платили земельный налог, они вправе предъявить претензию о нарушении установленных правил.
Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:
- лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
- заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
- изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.
После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.
Такие сведения можно узнать из:
- официальной выписки из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
- официального сайта Росреестра;
- кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.
Далее необходимо сопоставить категорию земель и установленную налоговую ставку, чтобы при расчете получить точную сумму подлежащего к уплате земельного налога.
Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Кто устанавливает ставки земельного налога
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.
Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.
1 920 000 руб. Продажа участка 1 827 000 руб. Продажа участка 1 090 000 руб. Продажа участка
Максимальная ставка земельного налога
В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.
Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.
Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.
Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.
С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.
Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Налоговые льготы проявляются в трех формах:
- освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
- освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
- уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.
Как узнать ставку земельного налога?
Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному. В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@. Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.
Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.
С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
900 000 руб. Продажа участка 986 000 руб. Продажа участка 950 000 руб. Продажа участка
Расчет ставки земельного налога
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.
Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.
Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.
У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.
Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.
Ставка земельного налога и эффективность использования земли
Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.
Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.
Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).
И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».
У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.
Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.
Порядок установления земельного налога.
Местный налог. Устанавливается гл.31НК РФ, а вводится в действие НПА местного самоуправления. Налог считается установленнымм, когда определены все н/пл и элементы налога. Местные органы власти вправе устанавливать ставки в пределах НК, определять порядок и сроки уплаты, налог. Льготы и порядок их применения.
Земельный налог: налогоплательщики, объект налогообложения.
Налогоплательщики:
Организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:
1) на праве собственности,
2) на праве постоянного (бессрочного) пользования
3) на праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объект: зем. участки, располож. в пределах муниц. образований, где введен налог; зем. участки Москвы и СПБ, где введен дан. налог.
Не признаются объектом земли, изъятые и ограниченные в обороте.
Налоговые ставки по земельному налогу.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
— земли с/х назначения (имеют статус и используются в целях с/х нужд);
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (тоже должны иметь статус);
— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Земельный налог: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога.
Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – 1 кв., 2кв., 3кв. – без нарастающего итога.
Сумма налога = НБ*НС
Сумма ав.платежа=1/4*НБ*НС
Налогоплательщики – ИП исчисляют и уплачивают сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики – физ. лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, полученного из налоговых органов. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками- ИП, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Существует ряд повышающих коэффициентов.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация – не позднее 1 февраля.