Заседания правительства Российской Федерации

Заседания Правительства Российской Федерации. Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации. Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации. Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами. Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях. Комментарий к статье 27 1. В комментируемой статье отсутствует традиционное для прошлых лет предписание о том, что на заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально — культурного строительства. Это обстоятельство обусловлено не ослаблением роли, которая отводится заседаниям Правительства, а трансформацией их в основную форму деятельности Правительства как коллегиального органа. В последние два года изменились характер и назначение заседаний Правительства, они превратились из преимущественно официальных («парадных») мероприятий в постоянную текущую работу высшего исполнительного органа. Существенно расширился круг вопросов, рассматриваемых исключительно на заседаниях Правительства (см. комментарий к ст. 28). Число таких вопросов увеличилось с девяти до пятнадцати. Если раньше значительный объем текущей работы приходился на заседания Президиума Правительства и Комиссию по оперативным вопросам, то в последние годы положение коренным образом изменилось. Президиум Правительства превратился в орган для решения оперативных вопросов. Как известно, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, в соответствии со ст. 23 комментируемого Закона издаются, как правило, в форме распоряжения Правительства. Следовательно, правовые акты нормативного значения — постановления Правительства — должны приниматься, как правило, на заседаниях Правительства. Вместе с тем ряд постановлений и распоряжений на практике принимается по иной процедуре: путем согласования проекта со всеми заинтересованными ведомствами, т.е. минуя рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов. Для сравнения отметим, что в Законе «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (1992 г.) (ст. 28) Президиум Совета Министров был поставлен как постоянный орган Правительства, решения которого издавались в форме постановлений и распоряжений Совета Министров. Формирование компактного, немногочисленного по составу Правительства позволит реально обеспечить регулярность проведения его заседаний в полном составе. По Закону Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» заседания Совета Министров проводились не реже одного раза в квартал (ст. 25). Позднее в соответствии с Временным регламентом Правительства (1995 г.), учитывая возросший объем работы Правительства в связи с его новым конституционным статусом и полномочиями, заседания Правительства и его Президиума стали проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Таким образом, от периодичности «не реже одного раза в квартал» в прошлые годы комментируемый Закон пришел к заседаниям Правительства «не реже одного раза в месяц». Однако дело не только в таких формальных моментах. Учитывая значительное число законопроектов, вносимых Правительством в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы (а их число достигает сотни актов в год), а также многие десятки постановлений Правительства нормативного характера, такие заседания должны проходить с большей степенью регулярности.

Заседания Правительства РФ

Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации

Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:

  • · принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • · рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  • · устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • · устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
  • · принимаются решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу;
  • · рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  • · рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;
  • · рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
  • · рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;
  • · принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • · образуется Президиум Правительства Российской Федерации;
  • · утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
  • · устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • · утверждается Регламент Правительства Российской Федерации;
  • · утверждается Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации;
  • · рассматриваются ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Деятельность совета директоров регулируется принятыми в обществе правилами, которые устанавливают периодичность и место проведения заседаний, порядок принятия решений (еди-  

Заседание Совета директоров созывается Председателем по его собственной инициативе, по требованию члена Совета директоров, Ревизионной комиссии (Ревизора) или Аудитора, Генерального директора Общества, а также иных лиц, определенных настоящим Уставом. Порядок созыва и проведения заседаний Совета директоров Общества определяется настоящим Уставом и Положением о Совете директоров. Совет директоров вправе принимать свои решения заочным голосованием (опросным путем).  
Кворум для проведения заседания Совета директоров составляет 2/3 от числа избранных членов Совета директоров Общества.  
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, а также расходы по проведению заседаний правления и ревизионной комиссии предприятия  
Закона о банкротстве) в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания  
Отчеты по совершенствованию процесса и проведение заседаний  
Проведение заседания совета директоров по вопросу созыва внеочередного собрания акционеров для принятия решения о размещении ценных бумаг В случае, если решение о размещении должно приниматься общим собранием акционеров, и рассмотрение данного вопроса по времени не совпадает с датой проведения годового собрания акционеров  
Настоящий регламент устанавливает порядок проведения заседаний  
Организационную работу по подготовке и проведению заседаний  
Техническое обеспечение при подготовке и проведении заседаний  
Мониторинг и контроль за соблюдением эмитентами требований, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, осуществляются на основе представляемых эмитентами фондовой бирже информации и документов (устава, внутренних документов, ежеквартальных отчетов, годовых отчетов, сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, информации о проведении заседаний совета директоров и т.д.), а также на основе сообщений в средствах массовой информации и другой информации, поступившей фондовой бирже.  
Деятельность учреждений, работающих на основе коллегиальности, документируется постановлениями, решениями, распоряжениями. Постановления и решения принимаются в результате обсуждения на заседаниях коллегиальных органов, ход которых фиксируется в протоколах. Документирование деятельности коллегиальных органов начинается с составления плана работы на основе предложений членов соответствующего органа (коллегии, совета, правления, бюро и т.д.). План предусматривает календарные сроки проведения заседаний, вопросы, подлежащие рассмотрению, фамилии лиц, ответственных за подготовку вопросов к обсуждению. Утвержденный план работы коллегиального органа рассылается его членам,.заинтересованным организациям и лицам..  
Юридическую силу решение обретает после его подписания председателем и секретарем коллегиального органа, присвоения документу номера (т.е. регистрации) и проставления даты. Датой решения является дата проведения заседания коллегиального органа, на котором оно было принято.  
В соответствии с рассмотренными требованиями выберите членов комиссии. Вместе с комиссией разработайте отдельные элементы системы и письменные методики. Обнародуйте систему через серию брифингов. Составьте график еженедельных заседаний комиссии. Позднее, если это будет удобнее, планируйте проведение заседаний два раза в неделю. Усиленно  
Порядок проведения заседаний комитета и принятие им решений.  
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью организации, и расходы по проведению заседаний совета (правления) и ревизионной комиссии организации.  
Первое собрание кредиторов предприятия-должника должно быть созвано временным управляющим не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом.  
Проведение заседания Совета по качеству, посвященного итогам внутренней проверки системы и ее готовности к сертификации.  
Кружки качества позволяют обеспечить непрерывность обучения и обмен опытом между работниками. Благодаря кружкам качества отдельные работники могут как передавать другим свой способы эффективной работы, так и получать от других информацию о том, как повысить качество продукции. В процессе проведения заседаний работники могут не только обмениваться личным опытом, но и изучать нормативные, методические и прочие документы, устраивать мозговые атаки , направленные на решение проблемы, обсуждают результаты, полученные при использовании новых методов, и т.д.  
Рассмотрение вопросов в повестке дня начинается с наиболее важных и сложных. Соблюдение регламента свидетельствует о деловитой и четкой работе коллегиального органа, о тщательной подготовке и умелом проведении заседания.  
Рассмотрим подготовку деловых совещаний. Как правило, ее должен непосредственно возглавлять руководитель, организующий заседание. Подготовка включает в себя целую группу действий принятие решения о проведении заседания, определение тематики, задач заседания, приблизительного состава участников, ориентировочной длительности, даты н времени начала заседания, подготовку доклада и проекта решения, подготовку помещения. Действий много, они взаимосвязаны и влияют одно на другое.  
Начнем с решения о проведении заседания. Нужно помнить, что заседания не могут заменить других форм управлении личных контактов с сотрудниками, непосредственного изучения и решения вопроса самим руководителем, раздачи служебных поручений (скажем, поручения группе сотрудников выработать предложения по такому-то вопросу) н т. д. Намечая провести заседание, руководитель прежде всего должен подумать о целесообразности его, о задачах, которые оно призвано решить, Нельзя считать, что любое заседание полезно и полезно всем. Иногда слышишь такое рассуждение Давайте проведем заседание. Людям будет полезно поприсутствовать, послушать те вопросы, которые мы поднимаем .  
Специалисты по НОТ отмечают, что излишне частое проведение заседаний нередко говорит о слабости руководства или об его административной трусости. Иногда от руководителя приходится слышать Мы тут посовещались и решили… Я тут посоветовался с народом и решил… , причем решения эти, как правило, касаются не столько сложных, сколько скользких дел.  
Теперь о времени проведения заседания.  
Для того чтобы не заставлять работников в течение дня без конна переключаться с одного вида работы на другой, чтобы возможно дольше оберегать последовательность и систематичность н их работе,. заседания нужно проводить только в начале пли конце рабочего дня или после обеденного перерыва. Более, предпочтительно проведение заседаний в конце рабочего дня или после обеда с утра, когда голова еще свежая, нужно предоставить людям возможное , выполнять наиболее сложные, задания. Утреннее, время недаром считается наиболее творческим. Даже если па день намечено несколько совещаний, лучше провести их во второй его половине, одно за другим.  
Наиболее часто встречающийся вид заседания — дискуссионное. Переходя к разговору о методике проведения заседаний, мы будем иметь в виду заседания именно этого вида.  
Сокращай число заседаний (даже ценой увеличения повестки дня). При четкой организации и проведении заседания возрастание числа обсуждаемых вопросов не сказывается отрицательно на качестве обсуждения.  
Хорошая подготовка и четкое, энергичное проведение заседаний позволят нам спокойнее, без теперешней страстности, реагировать на известное восклицание Маяковского  
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ СЕМИНАРА  
ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Для университета основными результатами деятельности являются разработка и распространение знаний. Основная роль человеческого фактора проявляется в создании этих результатов через научно-исследовательскую и педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава. Материалы, в том числе бумага и канцелярские товары, потребляются перерабатывающей подсистемой. Требуются капиталовложения в виде классных комнат, лабораторий, кабинетов, мебели, оборудования. Необходимо получать информацию о достижениях в различных областях науки из разнообразных печатных источников, путем проведения заседаний кафедр, поддержания профессиональных контактов с коллегами из других университетов. Нужна подача энергии от коммунальных служб для освещения, отопления и кондиционирования университетских помещений, а также энергия для работы ЭВМ, полиграфического и другого оборудования.  
Одной из самых больших на тот момент проблем было, сможем ли мы преобразовать хранившуюся в БД и предназначенную для внутреннего использования информацию по продуктам и продажам в Интернет-формат HTML. Большая часть этих сведений о продуктах представляла очевидный интерес для клиентов, и мы считали, что они очень украсят наш веб-сайт, в особенности на начальном этапе. Один из присутствовавших заявил, что осуществить преобразование будет очень сложно с технической точки зрения. А следующий же выступавший — тот самый, что счел нужным переодеться, — как оказалось, уже успел разработать нужную программу-конвертер. Это был никем не санкционированный инициативный проект — менеджер, которому он непосредственно подчинялся, считал, что Интернет никогда не войдет в сферу интересов его группы. К моменту проведения заседания небольшой коллектив уже перевел в формат HTML несколько тысяч файлов с информацией о продукции, а некоторые из них — разместил в сети. Я был очень рад такой инициативности.  

Консультативный стиль предполагает, что решения, как и в вышеописанных примерах, принимает генеральный директор (так было и в ситуации с проведением заседания комиссии по ценообразованию). Однако сначала директор спрашивает мнения специалистов по поводу того или иного вопроса. Консультативный стиль управления нередко называется также кооперативным. Например, Е. Цандер любит цитировать правила Святого Бенедикта когда в монастыре необходимо принять какое-то решение, аббат собирает вокруг себя братьев и слушает их советы. После того как он выслушал мнение братьев, он уходит к себе и принимает решение в одиночестве, как ему представляется наиболее полезным. Данное правило — образец поведения в консультативном менеджменте.  
К сожалению в обществе отсутствует система компенсации и социального контроля, поэтому зачастую нет объективной оценки действий органов власти и должностных лиц. Отсюда, если брать пример из моей тематики выступления, недостач но слышен в обществе голос диаспор, НКО, малых ассамблей — они зачастую заняты развлекательными мероприятиями, в конечном итоге и это неплохо, но крайне недостаточно на современном этапе. Есть еще межклановые и межгрупповые противоречия, проявляющихся себя как в микро, так и макро уровнях социальной организации. Нарушения при выдвижении на руководящую работу. Здесь для гашения недовольства, важно сознательное внедрение и активизация инонациональных элементов. (См. Проблемы социальной стабильности в полиэтническом обществе , Алматы 2001 г., стр 81). Как один из эффективнейших jtnaroB государства необходимо почаще практиковать проведения заседаний Совета Ассамблеи под председательством Главы государства. К сожалению он собирается лишь накануне сессии АНК. ДелО в том, что лишь позиция и действия Президента по национальным вопросом и АНК, которую он возглавляет, пока единственной шанс для народа, что не будут нарушены его права и гарантия стабильности в стране.  
Количественный анализ подтверждает необходимость правильного определения числа участников каждого заседания и проведения заседаний в хорошем четком режиме, динамично, без комканья обсуждения или затягивания заседания.  

Проведение заседаний.

Совет директоров должен функционировать эффективно и рационально, чтобы обеспечить оптимальный процесс принятия управленческих решений в интересах общества. Поэтому важно, чтобы заседания совета директоров проводились регулярно.

Заседания рекомендуется проводить по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в шесть недель, в соответствии с утвержденным советом директоров планом. План заседаний на срок полномочий совета директоров должен содержать перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Такой перечень сможет изменяться и дополняться с учетом мнения лиц и органов, имеющих в соответствии с законодательством и уставом общества право требовать созыва заседания совета директоров.

Не позднее одного месяца с даты проведения общего собрания акционеров, на котором был избран совет директоров, должно состояться первое заседание совета директоров для определения, подтверждения либо корректировки приоритетных направлений деятельности совета директоров, формирования его комитетов и избрания председателей комитетов. Для обеспечения эффективности работы совета директоров порядок проведения заседаний рекомендуется разработать и закрепить во внутренних документах общества.

Должна допускаться возможность проведения заседаний совета директоров как в очной, так и в заочной формах.

В уставе обществе рекомендуется закрепить положение о том, что при проведении заседаний совета директоров в очной форме учитываются письменные мнения отсутствующих членов совета директоров, но при этом их голоса не учитываются при определение кворума на заседании совета директоров. Учитывая необходимость оперативного решения вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, в уставе или в иных внутренних документах общества рекомендуется предусмотреть возможность проведения заседаний в заочной форме. В этом случае необходимо определить порядок и сроки направления каждому члену совета директоров бюллетеня для голосования. При определении указанных сроков следует исходить из того, что они должны быть разумными и достаточными для получения бюллетеней и принятия решений по содержащимся в них вопросам.

Учитывая, что только очная форма проведения заседаний совета директоров позволяет организовать обсуждение вопросов повестки дня, наиболее важные вопросы должны решаться на заседаниях, проводимых в очной форме.

К таким вопросам относятся следующие:

  • • утверждение приоритетных направлений деятельности и финансово-хозяйственного плана общества;
  • • созыв годового общего собрания акционеров и принятие решений, необходимых для его созыва и проведения;
  • • предварительное утверждение годового отчета общества;
  • • созыв или отказ в созыве внеочередного общего собрания акционеров;
  • • избрание и переизбрание председателя совета директоров;
  • • образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров;
  • • приостановление полномочий единоличного исполнительного органа общества и назначение временного единоличного исполнительного органа, если уставом общества образование исполнительных органов не отнесено к компетенции совета директоров;
  • • вынесение на рассмотрение общего собрания акционеров предложений о реорганизации или ликвидации общества;
  • • увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров.

Порядок созыва и подготовки к проведению заседания совета директоров должен обеспечивать членам совета директоров возможность надлежащим образом подготовиться к его проведению, что необходимо для обеспечения принятия взвешенных решений. Уведомление членов совета директоров о созыве заседания совета директоров, форме его проведения и повестке дня необходимо осуществлять в срок, позволяющий им выработать собственную позицию.

Принятие решений по вопросам повестки дня невозможно без изучения соответствующих материалов, поэтому одновременно с уведомлением о созыве заседания совета директоров членам совета директоров рекомендуется направлять указанные материалы.

Перед обсуждением вопросов, предварительное рассмотрение которых осуществлялось комитетами совета директоров, члены совета директоров должны иметь возможность заранее ознакомиться с заключениями комитетов. Внутренними документами общества рекомендуется предусмотреть наиболее приемлемые для членов совета директоров форму уведомления о заседании и порядок предоставления информации (в том числе посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи).

Если повестка дня заседания включает вопрос о выборе генерального директора, членов правления, то рекомендуется, чтобы членам совета директоров предоставлялось письменное согласие кандидата занять соответствующую должность. При отсутствии такого согласия рекомендуется обеспечить личное присутствие кандидата на заседании совета директоров и подтверждение им в устной форме своего согласия занять соответствующую должность.

Членам совета директоров следует обеспечить возможность получения всей информации, необходимой для исполнения их обязанностей. В связи с тем, что законодательство и в ряде случаев внутренние документы общества возлагают на членов совета директоров определенную ответственность за принятые ими решения, важно, чтобы члены совета директоров получили всю необходимую информацию и имели возможность задавать вопросы исполнительным органам и должностным лицам общества и получать на них ответы. Поэтому в обществе необходимо создать систему, обеспечивающую регулярное поступление информации членам совета директоров о наиболее важных событиях в финансово-хозяйственной деятельности общества, а также об иных событиях, затрагивающих интересы акционеров.

Кроме того, во внутренних документах общества рекомендуется предусмотреть обязанность генерального директора, членов правления и руководителей основных структурных подразделений общества своевременно предоставлять полную и достоверную информацию по вопросам повестки дня заседаний совета директоров и по запросам любого члена совета директоров, а также определить ответственность за неисполнение указанной обязанности. Рекомендуется также предусмотреть, что информация предоставляется исполнительными органами в соответствии с установленными в обществе процедурами, в частности через секретаря общества.

Статья 27. Заседания Правительства Российской Федерации. Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.
Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.
Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
Комментарий к статье 27
1. В комментируемой статье отсутствует традиционное для прошлых лет предписание о том, что на заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально — культурного строительства. Это обстоятельство обусловлено не ослаблением роли, которая отводится заседаниям Правительства, а трансформацией их в основную форму деятельности Правительства как коллегиального органа.
В последние два года изменились характер и назначение заседаний Правительства, они превратились из преимущественно официальных («парадных») мероприятий в постоянную текущую работу высшего исполнительного органа. Существенно расширился круг вопросов, рассматриваемых исключительно на заседаниях Правительства (см. комментарий к ст. 28). Число таких вопросов увеличилось с девяти до пятнадцати.
Если раньше значительный объем текущей работы приходился на заседания Президиума Правительства и Комиссию по оперативным вопросам, то в последние годы положение коренным образом изменилось. Президиум Правительства превратился в орган для решения оперативных вопросов.
Как известно, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, в соответствии со ст. 23 комментируемого Закона издаются, как правило, в форме распоряжения Правительства. Следовательно, правовые акты нормативного значения — постановления Правительства — должны приниматься, как правило, на заседаниях Правительства. Вместе с тем ряд постановлений и распоряжений на практике принимается по иной процедуре: путем согласования проекта со всеми заинтересованными ведомствами, т.е. минуя рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов. Для сравнения отметим, что в Законе «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (1992 г.) (ст. 28) Президиум Совета Министров был институирован как постоянный орган Правительства, решения которого издавались в форме постановлений и распоряжений Совета Министров.
Формирование компактного, немногочисленного по составу Правительства позволит реально обеспечить регулярность проведения его заседаний в полном составе. По Закону Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» заседания Совета Министров проводились не реже одного раза в квартал (ст. 25). Позднее в соответствии с Временным регламентом Правительства (1995 г.), учитывая возросший объем работы Правительства в связи с его новым конституционным статусом и полномочиями, заседания Правительства и его Президиума стали проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Таким образом, от периодичности «не реже одного раза в квартал» в прошлые годы комментируемый Закон пришел к заседаниям Правительства «не реже одного раза в месяц». Однако дело не только в таких формальных моментах.
Учитывая значительное число законопроектов, вносимых Правительством в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы (а их число достигает сотни актов в год), а также многие десятки постановлений Правительства нормативного характера, такие заседания должны проходить с большей степенью регулярности. Согласно новому Регламенту Правительства от 18 июня 1998 г. (п. 50) очередные заседания проводятся, как правило, еженедельно по утвержденному календарному плану в определенный день недели (обычно по четвергам). Таким образом, предписание Закона «заседания… проводятся не реже одного раза в месяц» получило в Регламенте последовательную конкретизацию, что свидетельствует о повышении роли и новом качестве коллегиального обсуждения вопросов членами Правительства. Регламент предусматривает также возможность внеочередных заседаний Правительства, которые проводятся по мере необходимости.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3176.
Вопросы для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Правительства определяются исходя из сфер ведения (основных направлений деятельности) Правительства и полномочий, установленных Конституцией, названным Законом и иными федеральными законами.
На заседаниях Правительства рассматривается широкий круг вопросов перспективного и текущего характера в сферах государственного управления, хозяйственного и социально — культурного строительства и внешней политики. Вместе с тем имеются вопросы, подлежащие рассмотрению исключительно на заседаниях Правительства (см. комментарий к ст. 28 Закона).
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.
Коллегиальный характер обсуждения вопросов на заседаниях Правительства, право решающего голоса каждого из федеральных министров предполагает необходимость личного участия на заседаниях членов Правительства — заместителей Председателя и федеральных министров. Этой цели служит также весьма жесткое предписание Регламента Правительства к квалификации правомочности заседания Правительства — на нем должно присутствовать более половины членов Правительства.
2. Комментируемый Закон конкретизирует круг должностных лиц, представляющих другие органы власти, которые имеют право участвовать в заседаниях Правительства. Это право предоставлено представителям палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и Центробанка. Они участвуют в заседаниях Правительства с предварительным (накануне заседания) уведомлением Руководителя Аппарата Правительства. Указанный перечень не является исчерпывающим, в комментируемой статье упоминаются также «иные лица», которые вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 5) в деятельности федерального Правительства по обсуждению и выработке решений наравне с федеральными министрами полноправно участвуют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 39. Ст. 4886. Речь идет о руководителях Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Центральная Россия», Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо — Запада Российской Федерации, Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально — Черноземного региона Российской Федерации, Ассоциации «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья Российской Федерации, Ассоциации социально — экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа и др.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651 это положение было признано утратившим силу в связи с утверждением новой структуры федеральных органов исполнительной власти.
Формула «наравне с федеральными министрами» означает полноценное участие руководителей межрегиональных ассоциаций в работе Правительства и соответствующие обязанности по обеспечению их всей необходимой информацией и материалами, обсуждаемыми на заседаниях Правительства и его Президиума. В то же время по своему статусу они не являются членами Правительства и не имеют права решающего голоса.
Особое место занимают в деятельности Правительства Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. Они участвуют в обсуждении и выработке решений наравне с членами Президиума Правительства.
Согласно Регламенту Правительства на заседаниях Правительства по каждому из рассматриваемых вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов.
В соответствии с Положением об Аппарате Правительства на заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.
3. Заседания Правительства проходят, как правило, в обстановке гласности и открытости. В то же время комментируемый Закон, исходя из сложившейся практики работы Правительства (в том числе и за рубежом), допускает возможность закрытых заседаний по отдельным вопросам (например, вопросы финансовой политики, обороны (мобилизационных резервов, состояния обороноспособности) и др.).
4. Правительство планирует проведение своих заседаний. План заседаний Правительства на предстоящий период (как правило, квартал) предусматривает очередность рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства и перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства в соответствующем квартале. Кроме того, в план включается перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале. Исходя из указанных сроков, подготовка вопросов для рассмотрения на заседаниях начинается заблаговременно (примерно за полгода) до их включения в повестку дня конкретного заседания.
Организующее начало — обязательный элемент работы Правительства, без него невозможна стабильная работа исполнительной власти, тщательное формирование программы действий Правительства на текущий период и перспективу, качественная и своевременная подготовка законопроектов, федеральных целевых программ, обеспечение постоянного контроля за исполнением федерального законодательства министерствами, ведомствами и иными органами исполнительной власти.
Проект плана составляется на основе предложений членов Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Затем эти предложения предварительно рассматриваются заместителями Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей). На основе их предложений Руководителем Аппарата Правительства формируется проект плана заседаний Правительства, который докладывается Председателю Правительства и по его решению выносится на заседание Правительства. По итогам рассмотрения план при необходимости уточняется и утверждается главой Правительства.
Регламент устанавливает оперативные сроки подготовки материалов по вопросам, включенным в повестку очередного заседания. Они вносятся заблаговременно, не позднее чем за 15 дней до даты, определяемой утвержденным планом заседаний. Руководители федеральных органов исполнительной власти, других подведомственных государственных органов и организаций несут персональную ответственность за качество и своевременность предоставления соответствующих материалов.
Регламентом Правительства установлены специальные требования к подготовке тех решений Правительства, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие решения в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.
Представленные к рассмотрению на заседании Правительства материалы, в том числе проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента, должны быть подготовлены в соответствии с требованиями, определяющими порядок внесения их в Правительство.
Это касается:
а) обязательного согласования проектов правительственных решений с заинтересованными органами государственной власти (а при необходимости с другими государственными, общественными и иными организациями) и визирования после согласования проектов решений руководителями указанных органов и организаций;
б) обязательного согласования с Министерством юстиции всех проектов решений Правительства, имеющих нормативное значение;
в) внесения согласованных (завизированных) проектов решений Правительства и иных актов с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые расчеты, обоснования предполагаемых решений и прогнозы ожидаемых социально — экономических и иных последствий их реализации;
г) выполнения дополнительных требований к решениям Правительства, влекущим государственные расходы за счет федерального бюджета, не предусмотренные на текущий финансовый год. Такие решения принимаются исключительно на основании указов Президента;
д) установления специального порядка внесения предложений, требующих принятия федерального закона или решения Президента;
е) строго целевого выделения средств из резервного фонда Правительства (только в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств и при отсутствии других источников финансирования).
Проекты, представленные в Правительство с отступлением от установленных требований, на заседание Правительства не выносятся и возвращаются для повторного внесения в установленном порядке. В этих целях представляемые материалы, в том числе проекты федеральных законов, решений Президента, постановлений, распоряжений и иных актов Правительства, должны быть подготовлены в соответствии с порядком внесения и рассмотрения их в Правительстве.
Регламент Правительства предусматривает

Следующая статья «
К тексту закона «

Организация и порядок деятельности Правительства РФ

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии:

    1. с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»;
    2. с Регламентом и Положением, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

На заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственной и социально-культурной жизни.

Исключительно на его заседаниях согласно названному закону рассматриваются (ст. 28 закона):

    • вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, а также внебюджетных фондов,
    • проекты программ экономического и социального развития,
    • предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг,
    • проекты приватизации федеральной государственной собственности,
    • предложения об установлении и изменении ставок налогообложения,

а также принимаются решения

·

    • о подготовке предложений об образовании,
    • реорганизации и ликвидации министерств и государственных комитетов РФ и положений о них,
    • о подписании международных договоров и др.

Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства. При его отсутствии заседания проводит заместитель Председателя Правительства. На заседаниях Правительства, согласно Конституции РФ, может председательствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются, как правило, общим согласием; по решению председательствующего может быть проведено голосование, в этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих.

Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путем принятия программы действия Правительства на определенный период, комплексного плана по ее реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства. Работа Правительства, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определенный период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, в установленные дни недели. Заседания Правительства планируются, как правило, поквартально.

Подготовительная работа к заседаниям строго упорядочена. Так, материалы по вопросам, включенным в план заседаний Правительства, представляются не позднее чем за 15 дней до даты, определенной планом. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других государственных органов и организаций, на которых возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Проект повестки дня заседания Правительства формируется руководителем Аппарата Правительства по согласованию с заместителями Председателя Правительства и представляется Председателю Правительства. Одобренный им проект повестки дня заседания и соответствующие материалы не позднее чем за пять дней до даты заседания рассылаются его участникам.

В заседаниях Правительства участвуют как члены Правительства, так и лица, приглашенные на заседание для участия в рассмотрении соответствующих вопросов. По каждому из рассматриваемых на заседании Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу.

По вопросам, рассмотренным на заседании Правительства, оформляются протокольные решения, принимаются и издаются в установленном порядке постановления и распоряжения Правительства. Протокол подписывается председательствовавшим на заседании.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *