>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов
от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие торгово-промышленной палаты
1. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ)
2. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
3. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.
4. Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
5. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
6. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты.
7. Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство о торгово-промышленных палатах
1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных палат при осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных палатах.
3. Наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона.
Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;
организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Государство и торгово-промышленные палаты
1. Государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат.
2. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается.
3. Соответствующие государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.
Глава II. ОБРАЗОВАНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Принципы образования торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей.
2. Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации.
На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Статья 6. Порядок образования торгово-промышленной палаты
1. Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей.
2. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.
Статья 7. Членство в торгово-промышленной палате
Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
Статья 8. Устав торгово-промышленной палаты
1. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;
в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
2. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.
3. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Статья 9. Государственная регистрация торгово-промышленных палат
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
1. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Законом специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
2. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово-промышленных палат определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
3. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на территории нескольких субъектов Российской Федерации, и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации принимается федеральным органом государственной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
4. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
5. Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;
устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
документ об уплате государственной пошлины.
6. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о торгово-промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о торгово-промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц, должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
7. Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
8. Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента такого изменения. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от торгово-промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о торгово-промышленной палате.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Неоднократное непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с требованием о ее ликвидации.
9. Изменения, вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация торгово-промышленной палаты.
10. За государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты
1. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения установленного настоящим Законом порядка создания торгово-промышленной палаты или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным.
2. Об отказе в регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства Российской Федерации, которым противоречит представленный устав.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.
Статья 11. Прекращение деятельности торгово-промышленных палат
1. Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) или ликвидации.
2. Реорганизация и ликвидация торгово-промышленных палат осуществляются решениями их высших руководящих органов.
Торгово-промышленные палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Законом.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании.
Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 54-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией или торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
4. В случае слияния двух или нескольких торгово-промышленных палат все имущественные права и обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово-промышленной палате.
При присоединении торгово-промышленной палаты к другой торгово-промышленной палате к последней переходят все имущественные права и обязанности присоединенной палаты.
5. В случае разделения торгово-промышленной палаты к образованным в результате этого разделения торгово-промышленным палатам переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
При выделении из торгово-промышленной палаты одной или нескольких торгово-промышленных палат к каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
Разделение имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим органом реорганизованной торгово-промышленной палаты.
6. Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
Глава III. ПРАВА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
Статья 12. Права торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты имеют право:
а) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;
б) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
в) оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
г) проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;
д) удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
е) вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
ж) организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей;
з) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;
и) издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;
к) самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;
л) открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;
м) для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;
н) осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.
3. Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Положения статьи 13 применяются в отношении имущества, приобретенного до вступления в действие настоящего Закона (пункт 3 Постановления Верховного Совета РФ от 07.07.1993 N 5341/1-1).
Статья 13. Собственность торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое для выполнения уставных задач.
2. Предприятия, созданные торгово-промышленными палатами, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными предприятиями.
За учреждениями, созданными торгово-промышленными палатами, имущество закрепляется на праве оперативного управления.
3. Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, иные поступления.
Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения их деятельности и образования их фондов.
В случае выхода из торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются.
4. Право собственности торгово-промышленных палат охраняется законом.
Глава IV. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14. Членство в Торгово-промышленной палате Российской Федерации
Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с настоящим Законом, российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона, других законов Российской Федерации и своего устава.
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.
3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации:
выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат;
свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации;
определяет порядок ведения негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом.
4. Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии и Ассоциации диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Участие Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в подготовке нормативных правовых актов
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)
Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Глава V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ.
УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 17. Международные связи торгово-промышленных палат и участие в международных организациях
1. Торгово-промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью.
Статья 18. Международные договоры
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
7 июля 1993 года
Скачать закон о торгово-промышленных палатах Российской Федерации
Дополнительные продукты для НКО:
- Программа для учета бухгалтерии НКО 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5
- Создание Официального Сайта НКО
- Программа для учета бухгалтерии АО 1С-Рарус: Бухгалтерия для адвокатских образований
- Создание Сайта адвокатских образований
- Мобильное приложение для руководителей Uconto: Отчеты руководителя
Кодекс взаимоотношений торгово-промышленных палат в Российской Федерации (ред. от 30.05.2018)
Приложение
к постановлению Совета ТПП РФ
от 20 апреля 2016 года N 6-1
(в редакции постановления Совета ТПП РФ
от 30.05.2018 N 51-9)
КОДЕКС
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс взаимоотношений торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту — Кодекс) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
1.2. Основные цели принятия Кодекса:
— установление норм и правил взаимодействия между торгово-промышленными палатами, позволяющих им максимально эффективно выполнять свои задачи и функции по поддержке предпринимательства и его обслуживанию;
— установление норм и правил взаимодействия торгово-промышленных палат с коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, позволяющих им эффективно взаимодействовать в сфере развития предпринимательства, поддержки традиций и обычаев деловой практики, защиты интересов бизнеса и повышения его социальной привлекательности.
1.3. Кодекс позволит торгово-промышленным палатам более эффективно решать свои прямые уставные задачи, важнейшими из которых являются:
— содействие созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развитию всех ее видов и направлений;
— организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти, органами местного самоуправления и социальными партнерами;
— оказание содействия развитию всех видов торгово-экономических и научно-технических связей субъектов предпринимательской деятельности Российской Федерации с субъектами предпринимательства зарубежных стран.
Статья 2. Принципы, этические нормы и правила взаимодействия торгово-промышленных палат в Российской Федерации
2.1. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации образуют единую систему, включающую в себя Торгово-промышленную палату Российской Федерации (ТПП России), торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации (ТПП субъектов Российской Федерации) и торгово-промышленные палаты муниципальных образований субъекта Российской Федерации (ТПП муниципальных образований).
2.2. Членство торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований в Торгово-промышленной палате Российской Федерации является обязательным.
2.3. Членство торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-промышленной палате соответствующего субъекта Российской Федерации является обязательным.
Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований, действующих в этом субъекте Российской Федерации. Такая координация осуществляется в целях развития экономики субъектов Российской Федерации, участия в формировании и реализации региональных экономических программ, развития и поддержки предпринимательства, представления и защиты интересов своих членов в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участия в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, затрагивающих интересы организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом гражданско-правовую самостоятельность торгово-промышленных палат муниципальных образований данное положение не затрагивает.
2.4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы всей системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти и управления, общероссийскими общественными организациями, объединениями предпринимателей, а также на международном уровне.
ТПП РФ вправе создавать свои представительства, филиалы и иные обособленные подразделения в субъектах Российской Федерации в следующих случаях:
— на территории субъектов РФ, где не учреждены или прекратили свою деятельность торгово-промышленные палаты;
— по согласованию с соответствующей торгово-промышленной палатой, на территории деятельности которой планируется создать указанные обособленные подразделения;
— в исключительных случаях по решению Совета ТПП РФ;
— в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (филиалы, представительства, специально созданные для обеспечения деятельности отделений Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России и Морской арбитражной комиссии при ТПП России).
Филиалы, представительства организаций, создаваемых ТПП РФ, а также дочерние организации последних для осуществления предпринимательской деятельности на территории палат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут создаваться только на основе взаимного согласия (соглашения).
2.5. Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее по тексту вместе именуемые — торгово-промышленные палаты) осуществляют свою деятельность в пределах территорий, на которых они образованы и которые закреплены в их уставах.
2.6. Торгово-промышленные палаты осуществляют свою деятельность на основе принципов равноправия, уважения партнера и взаимной поддержки, добропорядочности, не допуская случаев недобросовестной конкуренции.
В целях повышения своего авторитета и общественного доверия торгово-промышленные палаты избегают любых действий, способных снизить престиж палат среди деловых кругов, хозяйствующих субъектов и институтов гражданского общества.
2.7. Торгово-промышленные палаты активно способствуют открытому и честному взаимовыгодному сотрудничеству, расширяя и совершенствуя в этих целях правовое, информационное, консультационное, методическое и иное взаимодействие на основе двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве.
2.8. В процессе реализации своего права содействия внешнеэкономической деятельности отечественного бизнеса, устанавливая и поддерживая прямые международные контакты с иностранными партнерскими организациями, торгово-промышленные палаты всемерно способствуют укреплению позиций и авторитета российского предпринимательства на зарубежных рынках, эффективно продвигают и отстаивают интересы России в мировой экономике.
2.9. Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации не создают представительства, филиалы, а также не направляют своих представителей для выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», на территории деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований субъекта Российской Федерации, и наоборот, если иное не предусмотрено соглашениями между соответствующими палатами.
Создание организаций с долевым участием торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации для оказания услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», в регионе деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований субъекта Российской Федерации, и наоборот, допускается только на основе взаимного согласия сторон (соглашения).
Торгово-промышленные палаты считают необходимым оказывать организациям и предпринимателям услуги, а также выполнять для них работы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», а именно: по экспертизе, контролю качества, количества и комплектности товаров, экспертизе определения страны происхождения товаров, ведению Реестра российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, самостоятельно или через организации, созданные со 100% долевым участием торгово-промышленных палат, а также через организации, созданные со 100% долевым участием торгово-промышленных палат и профильных организаций системы ТПП РФ.
2.10. Торгово-промышленные палаты обязуются строго соблюдать единые тарифы, устанавливаемые ТПП России за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Во избежание использования демпинга в качестве инструмента конкуренции, а также неоправданного завышения тарифов, которые не установлены ТПП России, торгово-промышленные палаты координируют между собой тарифную политику по основным направлениям деятельности.
2.11. Торгово-промышленные палаты информируют ТПП России о всех ставших им известными фактах нарушения палатами законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также обычаев делового оборота, этических норм ведения бизнеса, положений и принципов взаимодействия, закрепленных в настоящем Кодексе.
2.12. Непременным условием деятельности торгово-промышленных палат является добросовестность в отношении их членов и клиентов, которых они обслуживают, активное противодействие недобросовестным участникам рынка по оказанию услуг организациям и индивидуальным предпринимателям. Палаты не должны использовать методы, которые бы ущемляли экономические интересы предпринимателей, сдерживали и ограничивали расширение конкурентной среды.
2.13. Торгово-промышленные палаты признают необходимость и проводят совместно с ТПП России скоординированную работу с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по продвижению проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере экономики и предпринимательства, а также вопросов, касающихся деятельности палат.
2.14. В пределах одного федерального округа может действовать только одно объединение (ассоциация, совет, форум и т.п.) торгово-промышленных палат федерального округа.
Допускается создание рабочих групп торгово-промышленных палат для решения целевых задач.
2.15. Торгово-промышленные палаты признают, что непременным условием создания ТПП муниципального уровня является целесообразность (объективная необходимость), а также возможность выполнения ею задач и функций, стоящих перед торгово-промышленными палатами (наличие условий для реализации уставных функций и задач, специалистов и др.).
2.16. Торгово-промышленные палаты считают неэтичными и неприемлемыми любые действия, приводящие к противоречиям в отношениях между палатами, а также публичное выяснение отношений между палатами, в том числе с использованием средств массовой информации.
Статья 3. Принципы, этические нормы и правила взаимодействия торгово-промышленных палат с организациями и индивидуальными предпринимателями
3.1. Торгово-промышленные палаты осуществляют взаимоотношения с коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, строго соблюдая действующее законодательство Российской Федерации, традиции и обычаи деловой практики, а также принципы и нормы, содержащиеся в настоящем Кодексе.
3.2. Главные усилия и действия торгово-промышленные палаты сосредоточивают на повышении своей роли и авторитета в предпринимательском сообществе России, его сплочении и активизации участия в решении актуальных задач социально-экономического развития страны.
3.3. Торгово-промышленные палаты стремятся к налаживанию постоянного и интенсивного сотрудничества с федеральными, региональными, отраслевыми, местными ассоциациями, союзами и иными предпринимательскими объединениями для координации совместных действий по совершенствованию нормативно-правовой базы развития предпринимательства, продвижению и защите интересов бизнеса, стимулированию повышения его социальной ответственности.
3.4. Торгово-промышленные палаты совместно с предпринимательской общественностью принимают все возможные меры для выявления и пресечения недобросовестной конкуренции, нецивилизованного предпринимательства, активно и последовательно участвуют в борьбе по противодействию нелегальной экономической деятельности и коррупции.
3.5. Первостепенное значение во взаимодействии с организациями, индивидуальными предпринимателями, а также их ассоциациями, союзами торгово-промышленные палаты придают внедрению принципов информационной открытости и прозрачности ведению бизнеса в организациях, являющихся их членами.
3.6. Торгово-промышленные палаты разрабатывают и осуществляют, в том числе совместно с образовательными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями программы подготовки и повышения квалификации сотрудников и специалистов палат и организаций, представляющих бизнес-сообщество, заботятся о повышении корпоративной культуры.
3.7. Торгово-промышленные палаты не разглашают конфиденциальную информацию, ставшую им известной в ходе осуществления уставной деятельности, если раскрытие такой информации может нанести ущерб правам и интересам самих торгово-промышленных палат, а также причинить имущественный ущерб или моральный вред организациям, являющимся их членами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.8. Торгово-промышленные палаты и их работники уважительно относятся к корпоративной символике и атрибутике системы ТПП России, не используя их для извлечения личной выгоды или вне рабочего места, а также в рекламных акциях, не связанных с уставной деятельностью палат.
3.9. Торгово-промышленные палаты не участвуют в избирательных кампаниях политических партий, депутатов законодательных (представительных) органов всех уровней, руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но имеют право выражать свое отношение к их социально-экономическим программам.
Статья 4. Принципы, этические нормы и правила профессиональной и корпоративной этики работников торгово-промышленных палат
4.1. Работники торгово-промышленных палат последовательно и неукоснительно соблюдают общие правила и нормы морали и деловой этики: честность, порядочность, принципиальность, предупредительность и открытость в общении с предпринимателями и своими коллегами, потребителями предоставляемых услуг (работ).
4.2. При осуществлении профессиональной деятельности работники торгово-промышленных палат рассматривают и разрешают все возникающие спорные ситуации объективно и непредвзято, не допуская личной заинтересованности и корыстных умыслов, избегая конъюнктурных и субъективных проявлений, не уступая давлению со стороны любых заинтересованных лиц и организаций, в том числе властных структур.
4.3. Работники торгово-промышленных палат проявляют высокую ответственность и творческий подход к выполнению своих функциональных обязанностей, показывая пример организованности и деловитости в своей работе и требуя того же самого от своих коллег.
4.4. Работники торгово-промышленных палат сохраняют конфиденциальность информации, полученной в ходе выполнения своих должностных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Работники палат не могут использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды, а также в ущерб интересам палаты, клиентов в пользу их конкурентов.
4.5. Руководители и работники торгово-промышленных палат не могут выступать в качестве учредителей (или в числе учредителей) организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, предусмотренные Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
4.6. Работники торгово-промышленных палат вправе рассчитывать на внимание и заботу о своем материальном благополучии со стороны руководства палат, достойную и справедливую оплату труда, служебный и профессиональный рост. Работники палат не имеют права принимать неофициальную плату за оказанные профессиональные услуги в рамках выполнения своих должностных обязанностей в денежной или иной форме.
4.7. Неэтичны и неприемлемы любые действия работников палат, выходящие за пределы их компетенции, а также связанные с преднамеренным или непреднамеренным введением клиентов в заблуждение относительно профессиональных возможностей палат и подведомственных им организаций.
Статья 5. Ответственность торгово-промышленных палат за нарушение принципов, этических норм и правил, предусмотренных настоящим Кодексом
В случае нарушения торгово-промышленными палатами принципов и норм, предусмотренных настоящим Кодексом, Совет ТПП РФ принимает решения по отношению к нарушителям, исходя из действующего законодательства Российской Федерации и Устава ТПП России.