Комментарий к Федеральному закону от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и …»

Федеральный закон
от 30.06.2006 N 90-ФЗ

_____
*1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. — 2006. — N 9.- С. 168.

М.А. Климова

4. Рабочее время. Режимы труда

Новая редакция ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определяет, что коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с обычной продолжительностью их ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (30 или 36 часов) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принципиальным новшеством ТК РФ (ст. 96) стало освобождение работника от отработки недоработанного в ночное время часа.
Статьями 99 и 113 ТК РФ определены случаи привлечения работников к сверхурочной работе и к работе в выходной или праздничный день без их письменного согласия.
Определено, что режимы рабочего времени должны устанавливаться правилами внутреннего распорядка организации, даже если у нее имеется коллективный договор, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, определенных у данного работодателя, режим рабочего времени устанавливается трудовым договором.
Уточнены также формулировки статей, регулирующих такие специальные режимы рабочего времени, как ненормированный рабочий день, гибкий график, сменная работа, суммированный учет рабочего времени (ст. 101-104 ТК РФ).
Запрещено заменять дополнительный отпуск работника, которому установлен ненормированный рабочий день, оплатой за сверхурочную работу (ст. 119 ТК РФ). Отпуск такому работнику должен быть предоставлен в натуре или может быть заменен денежной компенсацией, предусмотренной ст. 126 ТК РФ.
Статья 112 ТК РФ сделала обязательной оплату повременщикам за неотработанные выходные и праздничные дни. С 1 января 2005 года производится оплата за неотработанные праздничные дни сдельщикам, а с 1 октября 2006 года — еще и повременщикам. Доплата является обязательной, размер и порядок ее выплаты устанавливаются внутренними документами организации. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

5. Отпуска

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»(далее — Закон N 90-ФЗ) введен новый расчетный период для исчисления среднего заработка для оплаты отпуска — 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. В то же время работодателю, даже не имеющему коллективного договора, дан инструмент установления иных расчетных периодов — локальный нормативный акт.
Еще одно принципиальное отличие новой редакции ТК РФ от предыдущей: ст. 177 настоящего Кодекса определяет, что работодателю дано право предоставлять гарантии, преду- смотренные ст. 173-176 ТК РФ (в том числе оплачиваемые учебные отпуска), работникам, получающим второе и последующие образования соответствующего уровня, если он сам направил работника на учебу. Расходы на оплату учебного отпуска можно относить на расходы на оплату труда в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Ранее при получении второго (и последующих) образования каждого уровня гарантии и компенсации работникам не полагались.
Изменились и периоды, которые включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, их перечень стал закрытым:
— время фактической работы;
— время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
— время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
— период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине.
В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:
— время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;
— время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;
— время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года.
Новая редакция ст. 120 ТК РФ определяет, что нерабочие праздничные дни не включаются в продолжительность не только основного, но и дополнительных отпусков.
В новой редакции ст. 124 ТК РФ определено, что отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
— временной нетрудоспособности работника;
— исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;
— в других случаях, предусмотренных законами, локальными нормативными актами организации.
Если отпускные не были выплачены в срок — не позднее, чем за три дня до начала отпуска (ст. 136 ТК РФ), работник может требовать переноса отпуска на удобное ему время.
Изменен порядок выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
С момента вступления в силу изменений в ТК РФ, если у работника накопились неиспользованные дни отпусков за несколько лет, денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Например, у работника остались неиспользованными 20 дней отпуска за 2004 рабочий год и 34 дня отпуска за 2005 рабочий год. Денежная компенсация может быть выплачена только за 6 дней отпуска за 2005 год. За остальные неиспользованные дни работник получит выплату только при увольнении (ст. 127 ТК РФ) или может претендовать на использование этих дней в натуре.
Сумма такой компенсации облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, пенсионными взносами и взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Рассматриваемая денежная компенсация за неиспользованный отпуск включается в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль согласно п. 8 ст. 255 НК РФ.

6. Компенсационные выплаты

Помимо описанных выше правил выплаты выходного пособия с учетом произошедших изменений, сокращен срок сохранения среднего заработка на период трудоустройства для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при ликвидации таких организаций или сокращении штатов. Средний заработок в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения сохраняется только в исключительных случаях (ст. 318 ТК РФ).
Новой редакцией ст. 219 ТК РФ установлено, что размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за вышеуказанные виды работ могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Такие компенсационные выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Ужесточен порядок назначения штрафных санкций за просрочку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ). Теперь штраф налагается независимо от вины работодателя в задержке выплаты заработной платы.
Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). При нарушении работодателем этого правила, а также сроков оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть увеличен согласно условиям коллективного договора или трудового договора.
Этот штраф начисляется в пользу работников работодателем самостоятельно, то есть его исчисление не является следствием проверки, акта, предписания, решения суда или контролирующего органа.
Если заработная плата работнику должна была быть выплачена 15 марта, а реально вы-плачена 14 апреля, то проценты начисляются за период с 16 марта по 14 апреля включительно и их общая величина составляет как минимум 0,1 (1/300 x 30 дн.) действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
Новая ст. 168.1 ТК РФ заполняет пробел в правовом регулировании положения работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Работодателю предлагается с учетом смысла ст. 168.1 ТК РФ составить свой перечень работ, профессий, должностей таких работников.
Служебная поездка работника, постоянная работа которого осуществляется в пути или имеет разъездной характер, не считается командировкой и должна оформляться документами, отличными от командировочных. По окончании поездки работник составляет авансовый отчет, на основании которого ему возмещаются расходы.
Статья 168.1 ТК РФ содержит перечень компенсируемых расходов, связанных со служебными поездками вышеуказанных работников: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов устанавливаются по соглашению сторон трудовых отношений.
Новая редакция ст. 249 ТК РФ уточняет размер возмещения работником работодателю затрат на его обучение при увольнении без уважительных причин до истечения срока, установленного в трудовом договоре или в соглашении об обучении. Работник обязан компенсировать затраты в размере, рассчитанном пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Однако в ст. 249 ТК РФ предусматривается возможность отразить в трудовом договоре или в соглашении об обучении также иные порядок и размер возмещения.

7. Работа по совместительству. Совмещение профессий или должностей

В новой статье 60.1 ТК РФ приводится определение понятия «работа по совместительству». Особенностям регулирования труда совместителей посвящена глава 44 ТК РФ.
Некоторым работникам совместительство запрещено. Так, не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями.
Теперь запрещена работа по совместительству работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Претерпели изменения и нормы ст. 284 ТК РФ, посвященной совместителям.
Во-первых, хотя работа совместителя не должна продолжаться больше четырех часов в день, но в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Во-вторых, совместитель сможет отрабатывать до половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.
В-третьих, вышеуказанные ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству не применяются, если по основному месту работы работа приостановлена в соответствии с частью второй ст. 142 ТК РФ или работник отстранен от работы в соответствии с частями второй или четвертой ст. 73 настоящего Кодекса.
В введенной Законом N 90-ФЗ ст. 60.2 ТК РФ определены принципы совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ и правила замещения временно отсутствующего работника.
В отличие от совместительства, когда дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время, при совмещении профессий (должностей) работник выполняет в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Оплата такой работы регламентирована ст. 151 ТК РФ.
В отличие от совместительства при совмещении профессий (должностей) заключается один трудовой договор сразу на две должности или совмещение может быть оформлено приказом и подкреплено письменным согласием работника.

В период временного отсутствия работник может быть замещен другим работником, исполняющим его обязанности без отрыва от своих. Эта работа также оплачивается дополнительно (ст. 151 ТК РФ). Исполнять обязанности временно отсутствующего работника по вакантной должности нельзя.
Новшеством принятой редакции ТК РФ является возможность досрочного отказа работника или работодателя от дополнительных работ: сторона, желающая прекратить исполнение обязанностей другого работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, предупреждает об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

8. Охрана труда

Статьей 221 ТК РФ расширены возможности работодателя по выдаче специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты по сравнению с нормами постановлений Минтруда России от 18.12.1998 N 51 и от 30.12.1997 N 69.
Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию (подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Согласно новой редакции ст. 217 ТК РФ в организации с численностью сотрудников более 50 человек, занимающейся производственной деятельностью, должна быть организована служба охраны труда (предыдущая редакция ТК РФ предполагала создание такого подразделения при численности более 100 человек) или должен быть принят в штат специалист по охране труда. С ним также может быть заключен гражданско-правовой договор.
В отсутствие вышеназванной структуры функции обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением ложатся на руководителя организации (работодателя — индивидуального предпринимателя).
Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации утверждены постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.
В новой редакции ТК РФ также уточнен порядок оформления и расследования несчастных случаев на производстве (ст. 228-231 ТК РФ).

9. Другие важные новшества

Некоторые новшества трудового законодательства коснулись семейных работников и беременных женщин, подростков, сезонных работников и вахтовиков, лиц, работающих у работодателей — индивидуальных предпринимателей, и т.д.
Например, новая редакция ст. 293 и 294 ТК РФ предполагает утверждение в будущем в отраслевых (межотраслевых) соглашениях перечней сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев. Условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре. Работодатель не может произвольно установить сезонность работы: он должен ориентироваться на Перечни сезонных работ и сезонных отраслей промышленности (см. постановления НКТ СССР от 11.10.1932 N 185, Совмина РСФСР от 04.07.1991 N 381, Правительства РФ от 04.07.2002 N 498).
Если работа не является сезонной, можно говорить только о временной или заведомо определенной работе и о заключении в связи с этим срочного трудового договора (ст. 58 ТК РФ).
Важным новшеством ст. 297 ТК РФ является возможность считать вахтой работу с проживанием не только в вахтовом поселке как комплексе жилых, культурно-бытовых, санитарных и хозяйственных зданий и сооружений, но и в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях. Ранее условия производства, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа считались полевыми условиями (см. постановление Минтруда России от 15.07.1994 N 56).
Вахтовикам, работающим и постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в льготный стаж засчитываются теперь как периоды вахты, так и периоды междувахтового отдыха (часть шестая ст. 302 ТК РФ).

Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Принят Государственной Думой 16 июня 2006 года Одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 года (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5498; Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1930; Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3613; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3604; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986; Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N , ст. ) Статья 1 Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752) следующие изменения: 1) в части второй статьи 1: абзац восьмой дополнить словами «и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»; дополнить абзацем следующего содержания: «обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.»; 2) в абзаце пятнадцатом статьи 2 слова «в том числе в судебном порядке» заменить словами «включая судебную защиту»; 3) в статье 3: часть вторую после слова «имущественного,» дополнить словом «семейного,»; в части четвертой слова «в органы федеральной инспекции труда и (или)» исключить; 4) части третью и четвертую статьи 4 изложить в следующей редакции: «К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.»; 5) статью 5 изложить в следующей редакции: «Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс. Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»; 6) в статье 6: в части первой: абзац третий дополнить словами «(включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности)»; в абзаце восьмом слово «законов» заменить словами «трудового законодательства»; абзац десятый изложить в следующей редакции: «систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;»; в части второй слово «полномочиям» заменить словом «ведению»; 7) статью 7 признать утратившей силу; 8) статью 8 изложить в следующей редакции: «Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.»; 9) часть вторую статьи 9 изложить в следующей редакции: «Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.»; 10) в статье 10: в наименовании слова «Законы, иные нормативные правовые» заменить словами «Трудовое законодательство, иные»; в части второй слова «законами и иными нормативными правовыми» заменить словами «трудовым законодательством и иными»; 11) статью 11 изложить в следующей редакции: «Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.»; 12) в статье 12: в наименовании слова «законов и иных нормативных правовых» заменить словами «трудового законодательства и иных»; в части второй: в абзаце первом слово «прекращает» заменить словами «либо отдельные их положения прекращают»; в абзаце втором слово «его» исключить; в абзаце четвертом слово «утратившим» заменить словом «утратившими», после слова «акта» дополнить словами «либо отдельных его положений»; дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания: «Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).»; 13) в статье 13: в наименовании слова «законов и иных нормативных правовых» заменить словами «трудового законодательства и иных»; в части первой слова «распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие заменить словом «действуют»; в части третьей слово «Акты» заменить словами «Нормативные правовые акты»; часть четвертую изложить в следующей редакции: «Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.»; 14) статью 15 изложить в следующей редакции: «Статья 15. Трудовые отношения Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.»; 15) в статье 16: в части второй: в абзаце первом слова «законом, иным нормативным правовым актом» заменить словами «трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,»; в абзаце втором слово «(выборов)» исключить; абзац пятый после слова «уполномоченными» дополнить словами «в соответствии с федеральным»; абзац седьмой признать утратившим силу; дополнить частью третьей следующего содержания: «Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.»; 16) в статье 17: в наименовании слово «(выборов)» исключить; слово «(выборы)» в соответствующем падеже исключить; 17) в статье 18 слова «законом, иным нормативным правовым актом» заменить словами «трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,»; 18) в статье 19 слова «законом, иным нормативным правовым актом» заменить словами «трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,»; 19) статью 20 изложить в следующей редакции: «Статья 20. Стороны трудовых отношений Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие указанного возраста. Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей — индивидуальных предпринимателей; физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками</p>

«Комментарий к изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации: Практический комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2006 г. n 90-ФЗ» (Гайдукова Л.Н.) («ГроссМедиа», 2007)

КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ
В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 30 ИЮНЯ 2006 Г. N 90-ФЗ
Л.Н. ГАЙДУКОВА
Коллектив авторов:
Гайдукова Л.Н., Чаннов С.Е., Пресняков М.В., Смирнова Е.П.
ВВЕДЕНИЕ
В середине 2006 года в Трудовой кодекс РФ были внесены очередные поправки (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов СССР и утративших силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). В результате многие статьи Трудового кодекса РФ претерпели существенные изменения, а также появились новые нормы. И хотя Закону еще предстоит пройти испытание практикой, уже можно судить о том, как будет выглядеть настольная книга работодателя.
По характеру все принятые поправки можно разделить на две группы. К первой группе относятся нововведения, устраняющие неточности и неясности в юридических терминах и формулировках.
Ко второй группе — изменения, сглаживающие смысловые противоречия и восполняющие «правовые пустоты», а также исключающие возможность двусмысленного толкования.
Новации коснулись порядка и условий заключения трудового договора (как срочного, так и на неопределенный срок), совмещения и совместительства, оплаты труда, гарантий и компенсаций, материальной ответственности сторон и т.п.
Поправки в Трудовой кодекс РФ коснулись около 300 статей, появилось 13 новых правовых норм. Уже сейчас можно сказать, что принятые нововведения во многом сделают Трудовой кодекс РФ более четким, логичным, предсказуемым.
Трудно ответить на вопрос, интересующий многих: кому же больше повезло — работодателю или работнику, кто выиграл в результате подобного реформирования? Надо сказать, что на этот счет нет единого мнения даже у самих законодателей. Кто-то считает, что нововведения помогут работникам, кто-то видит укрепление позиции работодателей, кто-то полагает, что произошедшие изменения будут на руку обеим сторонам.
Большинство поправок носит технический характер. К примеру, по всему тексту Трудового кодекса РФ слово «организация» будет заменено на «работодатель», что распространит нормы трудового права, к примеру, на взаимоотношения работников и предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Таким образом, граждане, работающие на частников без образования юридического лица, будут вправе требовать компенсации. Согласно поправкам, они должны получить трудовую книжку и соответствующий пакет социальных гарантий. Это улучшает Кодекс и делает его более юридически грамотным.
В соответствии с документом, отпускные будут рассчитываться из расчета средней заработной платы за 12 месяцев (сейчас в расчет берут три месяца). При сокращении штата работнику обязаны будут предлагать все имеющиеся в организации вакантные должности.
Заменены критерии заключения срочных договоров в малом предпринимательстве — это право остается только за работодателями с численностью работающих до 35 человек (ранее — до 40), а в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 20 (было до 25).
Ужесточаются требования и по обеспечению охраны труда. Работодателю, осуществляющему производственную деятельность и имеющему более 50 работников (в нынешней редакции ТК — 100), предписано создавать службу охраны труда. Обязательное финансирование улучшения условий труда увеличивается с 0,1 до 0,2% от затрат на производство продукции. Предусматривается возможность заключения ученического договора не только на переобучение без отрыва от работы, но и на профессиональное обучение (с отрывом от работы или без).
Самое главное, в Трудовом кодексе РФ с поправками предлагаются санкции для работодателей в случае несвоевременной выплаты заработной платы. При этом уточняется, что эти обязательства возникают независимо от наличия вины работодателей. Если работник не получает деньги два месяца подряд, штрафы для руководителей предприятий резко увеличиваются — до 350 тысяч рублей. При рецидиве работодатель может оказаться в тюрьме на срок от 2 до 7 лет. Предлагается внести поправку, согласно которой при задержке выплаты заработной платы свыше 15 дней работник может использовать это время для работы в другом месте. Работник, который не получает зарплату вовремя, будет иметь право приостановить работу до полной выплаты всех денег. При этом он может находиться дома и выйти на службу только тогда, когда работодатель уведомит его о выплате.
Кроме того, из определения принудительного труда изъяты слова «невыплату работнику заработной платы» или «невыплату ее в установленные Кодексом сроки». Оставлена только та часть определения, которая «соответствует нормам международного права», т.е. труд под угрозой применения и с применением наказания. Юристы полагают, что в этом случае работник не сможет отказаться от выполнения своих служебных обязанностей в случае, если работодатель задерживает зарплату.
В обновленном Трудовом кодексе РФ уточнено и понятие «трудовой договор», содержание которого депутаты привели в соответствие с общепринятыми нормами деления условий труда на обязательные и дополнительные, что значительно проясняет отношения между работниками и работодателями.
Если сейчас в Трудовом кодексе РФ оговариваются только «существенные условия», которые должны быть включены в трудовой договор, то в новой редакции эти условия будут разделены на обязательные и дополнительные. При этом к дополнительным (и необязательным) будет отнесено наименование структурного подразделения как места работы. В результате полномочия работодателя расширяются. Он может более свободно переводить человека с места на место, а для работника это означает меньшую стабильность.
Несогласованные поправки относятся прежде всего к деятельности профсоюзов, которые хотят повысить свою роль в управлении акционерными обществами, но это противоречит Закону об акционерных обществах. Речь идет о том, чтобы сделать санкцию профсоюза обязательной для решения об увольнении сотрудника. Сами профсоюзы крайне негативно реагируют на нежелание комиссии вносить поправки, усиливающие позиции профсоюзов на предприятиях.
Впервые профсоюзам предоставляется право требовать привлечения к ответственности за нарушение прав работников не только руководителя предприятия, но и структурного подразделения.
Упрощается и процедура начала забастовки. Решение о ее проведении будет считаться принятым, если за него проголосует большинство членов коллектива, а не две трети, как сейчас. На тех же предприятиях, где законом запрещено проведение забастовки, споры между работниками и работодателями будут разрешаться через трудовой арбитраж.
Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ защищает работников и в самом трудовом договоре. Обязательные условия договора теперь могут быть изменены только с личного согласия работника, включая перевод из одного подразделения в другое.
Также Федеральный закон укрепляет позиции тех работников, которые нуждаются в дополнительной защите, в первую очередь это родители с детьми, которые воспитывают детей в одиночку. Такие же права, которые сегодня имеют женщины, воспитывающие ребенка до трех лет, получают женщины и отцы, воспитывающие без супруга ребенка до пяти лет. Без согласия таких родителей не могут теперь направлять в командировки и привлекать к работе в ночное и праздничное время.
Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ не обходит вниманием и права работающих пенсионеров. Если ранее в Трудовом кодексе РФ было сказано, что пенсионер по возрасту может быть принят на работу по срочному договору, то сейчас вносится поправка, что такой договор может заключаться только с вновь поступающим на работу пенсионером. Если человек просто достиг пенсионного возраста, это не является основанием для перевода его на срочный контракт. Пенсионер должен продолжать работать так, как он работал до сих пор.
В Трудовом кодексе РФ появляется новая статья, согласно которой при принятии решений в сфере труда органы государственной власти обязаны учитывать мнения трехсторонних комиссий, которые состоят из профсоюзов, работодателей и соответствующих органов власти.
Пока достаточно трудно оценить, как принятые поправки заработают на практике. Как говорится, время покажет. Однако есть отдельные моменты, которые уже сейчас попросту озадачивают. Например, неоднозначно можно трактовать изменения, внесенные в ст. 99 Трудового кодекса РФ. Напомним, что в этой норме речь идет об обстоятельствах, при которых допускается привлечение сотрудников к сверхурочной работе. Раньше для того, чтобы привлечь сотрудника к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, обязательно требовалось его письменное согласие. Теперь же в чрезвычайных обстоятельствах (для предотвращения катастрофы, производственной аварии или ликвидации их последствий и т.п.) такого согласия не требуется. В результате отдельные работодатели могут использовать данное новшество — применять сверхурочные работы — без достаточных к тому оснований. Естественно, при такой ситуации повышается вероятность возникновения трудовых конфликтов.
Далеко не все из принятых поправок разрешают проблемы и коллизии действующего Трудового кодекса РФ. Более того, некоторые из них создают дополнительные трудности. Так, в соответствии с внесенными изменениями индивидуальные предприниматели получили право вести трудовые книжки работников. С одной стороны, это действительно замечательно: исчезнут сложности с подтверждением трудового стажа, заработанного у частного лица. Но с другой стороны, появляется новая проблема — проблема хранения документов строгой отчетности. Где гарантии того, что индивидуальный предприниматель сможет обеспечить их надежную защиту? Ведь зачастую у таких работодателей не бывает отдельного офиса. Все бумаги хранятся в его квартире. Непросто в такой ситуации будет правовому инспектору, который решит проверить правильность заполнения трудовых книжек, так как предприниматель может попросту не пустить его в дом. Неприкосновенность жилища у нас пока еще никто не отменял.
Федеральный закон N 90-ФЗ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (статья 3 указанного Закона). Закон был напечатан в «Российской газете» 7 июля 2006 года N 146 (4112). Другими словами поправки начнут действовать с 6 октября 2006 года.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К изменениям, носящим общий («сквозной») характер, можно отнести замену практически во всех статьях Кодекса понятия «организация» на понятие «работодатель», что позволяет снять формальные препятствия при применении норм трудового законодательства в случаях, когда работодатель не является юридическим лицом. Одновременно регулирование трудовых отношений с работодателями — физическими лицами дифференцируется в зависимости от того, является ли этот работодатель индивидуальным предпринимателем или нанимает работника для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Таким образом, замена понятия «организация» на понятие «работодатель» очень важна, так как с этого момента нормы трудового права становятся обязательными для всех. Тогда как до сих пор многие предприниматели, работающие без образования юридического лица, на права своих работников внимания не обращали. И даже упрекнуть таких «эксплуататоров» было не в чем. Раз в ТК РФ сказано «Организация», значит, к физическим лицам и претензий никаких. Теперь же Трудовой кодекс РФ придется чтить даже тем, кто нанимает няньку для своего ребенка.
При этом правовой статус индивидуального предпринимателя как работодателя максимально приближен к статусу работодателя-организации. Это касается в первую очередь таких наболевших вопросов, как право индивидуального предпринимателя на ведение трудовых книжек работников и возможность заключения коллективных договоров между индивидуальным предпринимателем и его работниками. Основным исключением остается возможность более гибкого регулирования (в индивидуальном порядке — трудовым договором) вопросов расторжения трудового договора: установление сроков предупреждения об увольнении, случаев и размеров выплачиваемых при увольнении пособий и других компенсационных выплат.
Систематические изменения, внесенные в целый ряд статей, позволяют более четко определить статус органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключить случаи наделения их полномочиями, присущими в соответствии с Конституцией РФ только органам судебной власти.
В соответствии с принципами проведения административной реформы уточняются названия и полномочия государственных органов, осуществляющих функции регулирования, надзора и контроля, оказания государственных услуг в сфере труда.
По всему тексту Кодекса уточняются некоторые понятия, вносятся дополнительные процедурные нормы с целью сделать Кодекс более доступным для понимания и более технологичным для применения.
1. Расширен предмет регулирования Трудового кодекса РФ, в ст. 1 Трудового кодекса РФ вносится дополнение, согласно которому отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, также являются иными непосредственно связанными с трудовыми отношениями.
2. Уточняется редакция ст. 3 Трудового кодекса РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда», включено новое незаконное основание дискриминации — семейное положение.
3. Дана новая редакция ч. 3 ст. 4, посвященной запрету принудительного труда. В результате принятых поправок расширено и уточнено такое важное понятие, как принудительный труд (ст. 4). Раньше в Трудовом кодексе РФ говорилось, что принудительный труд — это понуждение к работе под угрозой наказания. Теперь же поясняется, что указанные в данной части два основания для признания труда принудительным, связанные с нарушением сроков выплаты заработной платы и несоблюдением требований охраны труда, объединены общим признаком — наличием принуждения к выполнению работы в условиях, когда работник в соответствии с законодательством имеет право отказаться от ее выполнения. Например, работник имеет право отказаться от выполнения работы, если работодатель вовремя не выплатил ему зарплату или отпускные, или требует от сотрудника выполнения обязанностей, не обусловленных трудовым договором.
Допустим, работник секретариата теперь будет знать, что он может сказать «нет», когда руководитель заставляет его (в придачу к основным функциям) вести трудовые книжки работников, выполнять обязанности бухгалтера или участвовать в маркетинговых проектах. Если начальник будет настаивать на своем распоряжении, угрожая подчиненному дисциплинарными санкциями, он рискует навлечь неприятности не только на себя лично, но и на организацию. Правовой инспектор, получив подобную информацию, будет

Федеральный закон от 19.05.2010 N 90-ФЗ
«О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ

СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Принят

Государственной Думой

12 мая 2010 года

Одобрен

Советом Федерации

13 мая 2010 года

Статья 1

Внести в пункт 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2001, N 44, ст. 4152; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 28, ст. 2887) изменения, дополнив его абзацами следующего содержания:

«В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, увеличиваются с учетом следующих коэффициентов:

за 1971 год и предшествующие периоды — 11,2; за 1972 год — 10,9; за 1973 год — 10,6; за 1974 год — 10,3; за 1975 год — 10,0; за 1976 год — 9,7; за 1977 год — 9,4; за 1978 год — 9,1; за 1979 год — 8,8; за 1980 год — 8,5; за 1981 год — 8,2; за 1982 год — 7,9; за 1983 год — 7,6; за 1984 год — 7,3; за 1985 год — 7,0; за 1986 год — 6,7; за 1987 год — 6,4; за 1988 год — 6,1; за 1989 год — 5,8; за 1990 год — 5,5; за 1991 год — 4,3.

Суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, дополнительно увеличиваются за период до 1 января 1991 года с учетом коэффициента 6, с 1 января 1991 года по 31 декабря 1991 года — с учетом коэффициента 3.

В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда при исчислении размера ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, полученные за период с 1 января 1992 года по 31 января 1993 года, увеличиваются с учетом коэффициента 3.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что ежемесячные страховые выплаты, назначенные со дня вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», подлежат перерасчету с даты их назначения с учетом коэффициентов, установленных абзацами вторым — пятым пункта 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

19 мая 2010 года

N 90-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 90-ФЗ О внесении изменений в статью 12 Федерального закона

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Статьей 1 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в п. 10 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, увеличиваются на соответствующий коэффициент в зависимости от года их получения. В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда при исчислении размера ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, полученные за период с 1 января 1992 г. по 31 января 1993 г., увеличиваются с учетом коэффициента 3.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1269-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тунаевой Галины Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 19 мая 2010 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и от 9 декабря 2010 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также статьями 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и подпунктами 6 и 9 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «

положения Федерального закона от 19 мая 2010 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дополнившего пункт 10 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» новыми абзацами, предусматривающими коэффициенты увеличения суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, и установившего, что ежемесячные страховые выплаты, назначенные со дня вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, подлежат перерасчету с даты их назначения с учетом указанных коэффициентов;


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *