Государственные внебюджетные фонды в РФ

Определение 1

Государственные внебюджетные фонды — фонды с денежными средствами, которые образуются вне бюджета государства, с целью реализации прав граждан в области пенсионного обеспечения, социального страхования и охраны здоровья.

Общая характеристика государственных внебюджетных фондов России

Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляется в предусмотренном Бюджетным кодексов РФ порядке. Помимо этого, учитываются положения иных законодательных актов, в том числе законов о бюджете РФ на предстоящий год.

Внебюджетные фонды рассматривают как форму по организации ресурсов в финансовой сфере, направленную на их использование и перераспределение с целью финансирования некоторых потребностей общества.

Государство нуждается в том, чтобы перераспределять ресурсы бюджета в случае, когда они ограничены, и экономика находится в непростом финансовом состоянии. Поскольку доходы не закреплены за определенными видами расходов, бюджетные средства являются достаточно мобильными. При этом не исключается опасность урезания бюджетных расходов на потребности социума, что заставляет определять наиболее значимые участки поступления средств в бюджет и обеспечивать их использование только для реализации поставленных целей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В качестве одного из способов, способных решить сложившуюся ситуацию, рассматривается формирование внебюджетных фондов, имеющих конкретное назначение — расширение источников финансирования нужд социума с целью обеспечить реализацию прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ.

При помощи рассматриваемых фондов реализуется определенный круг задач, поставленных перед государством: оказание влияния на производство путем кредитования, субсидирования, финансирования российских предприятий; предоставление населению социальных услуг, например, в виде выплаты пособий и пенсий; обеспечение реализации мероприятий в области охраны природы; возможность предоставления займов, в том числе и для партнеров за рубежом.

Создание и деятельность внебюджетных фондов страны относится к ведению местных, республиканских и центральных государственных органов, что регламентируется законом.

Характер и масштаб задач, которые стоят перед внебюджетными фондами, а также финансовое и экономическое положение государства, в основном обуславливают источники их формирования.

Создание внебюджетных фондов происходит двумя способами: путем выделения имеющих важное значение расходов из бюджета или путем формирования фонда с определенной целью и с принадлежащими ему источниками доходов. При этом цель формирования фонда, как правило, прослеживается в его названии.

Национальный доход является практически самым важным источником для подавляющего числа фондов. Для того, чтобы его перераспределить, применяются бюджетные средства, займы, сборы и налоги. При этом сборы и налоги устанавливаются законом государства.

Источники поступления доходов во внебюджетные фонды включают в себя: целевые сборы и налоги, которые устанавливаются в законодательстве страны; средства государственного бюджета представленные безвозмездными субсидиями или отчислениями; отчисления от полученной предприятиями и организациями прибыли; прибыль, полученная в результате коммерческой деятельности отдельных лиц и фондов; займы, которые предоставляются коммерческими банками или Центральным банком РФ; другие, предусмотренные законом виды доходов.

Доходы поступают в фонды с помощью органов исполнительной власти, которые занимаются сбором налогов для федерального бюджета.

К основным особенностям внебюджетных фондов государства относятся следующие: планирование деятельности и строгая направленность на поставленные государственными органами цели; финансы, находящиеся во внебюджетных фондах, подлежат использованию с целью покрыть расходы государства, которые не включены в государственный бюджет; возможно использование внебюджетными фондами в качестве источника их формирования обязательных отчислений юридических и физических лиц; поступление взносов в форме общеобязательных налогов, которые устанавливаются государством; фондовые средства не изымаются для использования не предусмотренных назначением фонда целей; основанием учета расходов фонда является распоряжение Правления самого фонда и Правительства РФ.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования.

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ, функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Пенсионный фонд РФ можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

Замечание 1

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

  • обеспечить для граждан предоставление пособий на реабилитацию, лечение, оздоровление за счет государства;
  • участвовать в процессе создания и дальнейшей реализации программ государства по охране здоровья граждан страны;
  • осуществлять обеспечивающие устойчивость Фонда социального страхования в области финансов меры;
  • организовывать работу по повышению квалификации и подготовке специалистов;
  • сотрудничать с другими фондами.

Внебюджетные фонды Российской Федерации: понятие, виды

В современной России созданы все условия для создания цивилизованного государства. Важную роль сыграло в этом становлении появление и успешное функционирование социальных и экономических внебюджетных фондов.

В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах (фондовой и нефондовой).

Фонды — экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Фонды являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, в лице федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организации и населения для финансирования своих мероприятий.

Внебюджетные фонды решают следующие задачи:

• обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

• расширение социальных услуг населению.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть в связи с расширением своей деятельности нуждалась в новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

В России государственное социальное обеспечение представлено:

• Пенсионным фондом РФ,

• Фондом обязательного социального страхования;

• Фондом обязательного медицинского страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода, обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств и др.

Внебюджетные фонды — это особая модель формирования и перераспределения финансовых средств для решения отдельных социально значимых или оперативных задач на основе выделения специальных источников, порядка использования средств и органов управления ими.

С экономической точки зрения целесообразность выделения внебюджетных фондов обосновывается необходимостью привлечения дополнительных по отношению к бюджету средств целевого назначения для решения конкретной проблемы, обеспечения гарантированных прав граждан в форме обособленного фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти.

В то же время это обособление имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимуществами внебюджетных фондов является относительная автономность от других расходов и целенаправленность, независимость от дефицита бюджета, возможность более оперативного использования.

Недостатки — несовершенство контроля за расходованием средств и целевым характером их использования, ограниченность набора доходных источников и возможностей повышения эффективности их сбора и расходования, множественность проблем, требующих целевого финансирования, и многократное усложнение системы платежей.

Порядок образования и деятельности внебюджетных фондов определяется законодательными нормативно-правовыми актами.

Общие положения, регулирующие вопросы взаимоотношения органов власти с внебюджетными фондами, отражены в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе от 09.07.1999 г. 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Здесь определены общие нормативные положения по формированию и расходованию государственных внебюджетных РФ и целевых фондов, консолидированных в бюджеты.

Виды внебюджетных фондов можно классифицировать по признакам:

1) функционального назначения: предназначенные (статья 13 Бюджетного кодекса РФ) для реализации конституционных прав граждан на:

а) пенсионное обеспечение;

б) социальное страхование;

в) охрану здоровья и медицинскую помощь.

2) уровня подчиненности:

а) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности;

б) территориальные государственные внебюджетные фонды.

Конкретный перечень фондов данного вида в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством РФ, сюда относятся только территориальные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

— обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

— добровольных взносов физических и юридических лиц;

— других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство финансов РФ.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас страховой взнос. Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке.

В составе внебюджетных фондов выделяют и экономические фонды, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе.

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технологий РФ и Министерство финансов РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Пенсионный фонд РФ — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда формируются согласно Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:

• страховых взносов работающих;

• страховых взносов работодателей;

• ассигнований из федерального бюджета России;

• добровольных взносов юридических лиц, кредитов в банках.

Важной статьей доходов Пенсионного фонда являются страховые

взносы населения.

Плательщиками страховых взносов являются:

• работающие граждане;

• российские и иностранные компании как работодатели;

• предприниматели без образования юридического лица;

• граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники);

• фермерские хозяйства;

• общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

• религиозные объединения.

Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде. Для этого была введена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т. е. выдачи обязательного индивидуального «Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования» налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица. Застрахованное лицо обязано хранить это свидетельство у себя и требовать обмена в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения, а также в случае обнаружения неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.

Застрахованное лицо, согласно российскому законодательству, должно предъявить страховое свидетельство при приеме на работу или при заключении договора гражданско-правового характера.

Как и индивидуальные плательщики, вновь созданные юридические лица также обязаны пройти процедуру регистрации в местном отделении Пенсионного фонда. Они регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения — даты, стоящей в учредительных документах. Только при предъявлении документов о том, что плательщик прошел процедуру регистрации во внебюджетном фонде, банк открывает ему счет.

Налогооблагаемая база для расчета страховых взносов — это сумма начисленной заработанной платы данному предприятию, учреждению, организации. В состав начисленной оплаты труда законодатель включает все виды вознаграждений в денежных и натуральных формах (как, например, работу в выходные дни и праздники, сверхурочную работу), независимо от источника финансирования.

Существует ряд выплат, по которым страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Сегодня в России такими выплатами являются:

• страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования;

• доходы по ценным бумагам, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации, предприятия, учреждения;

• материальная (финансовая) помощь, оказываемая в связи чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба здоровью;

• компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

• стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников и др.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий исполнительный орган — Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения во всех субъектах Российской Федерации.

На местах, т. е. в городах, районах, функционируют местные отделения фонда. Отделения обеспечивают всю организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социального обеспечения.

Бюджет Пенсионного фонда РФ представлен в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) за период 2008-2013 гг.

Страховые взносы являются преобладающими доходами фонда. Плательщиками их являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Пенсия (от лат. «pensio» — платеж) — регулярная (ежемесячная) денежная выплата, которую платят лицам:

— достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости),

— имеющим инвалидность,

— потерявшим кормильца (пенсии по случаю потери кормильца).

В связи с демографическими проблемами (старение общества) многие государства (Франция, Германия, США, Англия, Китай, Россия и др.) пересматривают свою пенсионную политику (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Показатели пенсионного обеспечения стран мира

В зависимости от организации, выплачивающей пенсию, разделяют государственное пенсионное обеспечение и частное.

Согласно российскому законодательству, трудовая пенсия — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица:

• перед установлением им трудовой пенсии в случае утраты трудоспособности застрахованных лиц;

• в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».

Государственная пенсия — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 г. в стране началась пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Федеральные законы РФ о пенсионном обеспечении представлены в виде:

1) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

3) Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

4) Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

5) Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;

6) пенсионного права (законы, постановления, указы, приказы, определения судов и другие правовые акты).

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).

Второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 г. Является автономным и строго целевым.

Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Из средств фонда осуществляется санаторно-курортное лечение.

Источники образования ФСС представлены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Источники средств фонда социального страхования

Плательщики перечисляют в ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности и другие цели своих работников. В конце года суммы подлежат регулированию.

Фонд социального страхования Российской Федерации — это организация, основными задачами которой являются:

• обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

• разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности;

• выплату пособий по беременности и родам, на ребенка до полутора лет;

• выплату пособий на погребение;

• санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей;

• частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

• частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей;

• оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно;

• проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда.

Бюджет Фонда социального страхования представлен в табл. 6.2.

Для обеспечения деятельности фонда создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов Фонда социального страхования. При фонде образуется правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Таблица 6.2

Бюджет Фонда социального страхования (ФСС) за период 2008-2013 гг.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): образован в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.91 г. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС. Фонд обязательного медицинского страхования — внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области здравоохранения и медицинского страхования населения.

В рамках действующего законодательства и, прежде всего, Закона РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. в России созданы Федеральный и Территориальный фонды медицинского страхования. Они действуют как самостоятельные и некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства Федерального и Территориального фондов медицинского страхования находятся, тем не менее, в собственности государства, в состав других фондов не входят и изъятию не подлежат.

Плательщиками обязательных страховых взносов в фонд выступают:

• любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;

• органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

Все плательщики в этот фонд также подлежат обязательной регистрации в Территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания этого Территориального фонда. Объект выплат — оплата труда, начисленная по всем основаниям. Эти взносы включаются работодателем в себестоимость продукции.

Страховые взносы в фонд не начисляются по следующим основаниям:

• дивиденды и проценты, выплачиваемые по акциям;

• предоставление выходного пособия при увольнении;

• стоимость бесплатно предоставляемых услуг;

• компенсационные и другие выплаты.

При обслуживании гражданина Фондом обязательного медицинского страхования ему выдается (по месту работы либо жительства) страховой полис, по которому ему гарантировано предоставление необходимого минимума медицинских услуг в поликлинике и стационаре.

Обязательное медицинское страхование — это элемент социальной политики государства. По состоянию обязательного медицинского страхования, как и по деятельности и эффективности других социальных внебюджетных фондов, судят о развитии и жизнеспособности любого общества и положении личности в этом обществе. С этой целью создаются Федеральный и Территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансовокредитными учреждениями.

Федеральный фонд ОМС предназначен для:

• выравнивания условий деятельности Территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

• финансирование целевых программ в рамках ОМС;

• осуществление контроля за региональным использованием средств.

Источники финансирования средств Федерального фонда ОМС представлены на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Источники финансирования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов Федерации.

Фонд осуществляет:

• финансирование ОМС страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

• финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

• выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

• предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

• накопление финансовых резервов;

• контроль за рациональным использованием финансовых резервов. Бюджет фонда обязательного медицинского страхования показан

в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования

за период 2008-2013 гг.

Финансовые средства Территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Источники финансовых средств Территориальных фондов представлены на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Источники финансовых средств Территориальных фондов

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службу РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».

При нарушении плательщиком порядка отчислений в государственные внебюджетные фонды применяются финансовые санкции.

Недоимкой считается не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке.

Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке

В 2012-2013 гг. страховые взносы во внебюджетные фонды для основной категории налогоплательщиков составят 30 % (в 2011 г. ставка страховых взносов была 34 %). Одновременно со снижением социального налога предусмотрена сумма заработка, начиная с которой отчисления берутся в размере 10 %: это 512 тыс. руб. в 2012 г. и 567 тыс. в 2013 г.

В 2011 г. предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат работнику составляет 463 тыс. руб., выше этой суммы отчисление на обязательное страхование не осуществляется.

Для льготников, которые в 2011 г. применяли тариф в 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций страховой взнос снизится до 20 %. С суммы заработка, превышающего указанные выше цифры, сборы будут составлять 7 %.

Таким образом, начиная с 2012 г., новые тарифы страховых взносов в целом снизятся, но для категории граждан с высокими зарплатами новая ставка может обернуться повышением сборов в страховые фонды.

Федеральный закон «О страховых взносах» № 212-ФЗ подвергся изменениям. Согласно изменениям, на 2012 г. установлены новые ставки страховых взносов, которые ниже, чем были запланированы до этого.

Организации и индивидуальные предприниматели делают отчисления на страхование в три внебюджетных фонда:

• Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР РФ);

• Фонд обязательного социального страхования (ФСС);

• Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

Предельная сумма обложения страховыми взносами — 512 тыс. руб.

Установлена предельная сумма зарплаты, при превышении которой

страховой взнос в 2012 г. на медицинское и социальное страхование не уплачивается предприятиями, применяющими основную (ОСНО), упрощенную систему налогообложения (УСН) или переведенными на единый налог, на вмененный доход (ЕНВД). При этом тариф страхового взноса в ПФР сокращается до 10 %. Эта сумма равна 512 тыс. руб.

Ставки страховых взносов на 2012 г.

1. Организации, работающие по ОСН, УСН и ЕНВД, платят в ПФР по следующей схеме:

— за лиц 1966 г. рождения и старше: 22 % на страховую часть пенсии;

— за лиц 1967 г. рождения и моложе: 6 % на накопительную часть и 16 % на страховую.

Пенсионный фонд — 22 %.

Медицинское страхование — 5,1 %.

Социальное страхование — 2,9 %.

Налоговая нагрузка — 30 %.

С 2012 г. не надо делать отчисления в Территориальный фонд ОМС. Вместо этого все средства перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), а именно — 5, %. Компании, оказывающие инжиниринговые услуги, платят страховые взносы точно в таком же размере, как и основная масса плательщиков.

2. Организации, осуществляющие свою деятельность в области СМИ, за исключением рекламных и эротических изданий, должны рассчитывать и уплачивать страховые сборы по следующим тарифам:

— взносы в ПФР — 20,8 %;

— сборы ФФОМС — 3,3 %;

— взносы в Фонд ФСС — 2,9 %.

Тариф, всего — 27,0 %.

3. Общественные организации инвалидов, сельскохозяйственные товаропроизводители и те, кто применяет ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), используют следующие ставки:

•- ставка для ПФР — 16 %;

•- тарифы для ОМС — 2,3 %;

•- платежи в ФСС — 1,9 %.

Сумма взносов — 20,2 %.

4. Плательщики, использующие УСН, аптеки и фармацевтические фирмы, переведенные на ЕНВД, некоммерческие организации, применяющие упрощенный режим налогообложения и ведущие деятельность в области социального обслуживания населения, научных разработок, здравоохранения, культуры и искусства, благотворительности, для расчета страховых взносов для пенсионного фонда России применяют ставку — 20 %.

5. Предприятия в особой экономической зоне (ТВД или туристическая деятельность), IT-компании и бюджетные научные общества, созданные после 13.08.2009, в 2012 г. уплачивают страховой взнос по следующей тарифной ставке:

— трудовые пенсии — 8 %;

— медицинские страховки — 4 %;

— социальное страхование (ФСС) — 2 %.

Страховой тариф — 14 %.

6. Предприятия, получившие статус участника проекта «Сколково», в 2012 г. взносы отчисляют по ставке — 14 %.

Сроки подачи отчетов о начисленных и уплаченных страховых взносах подаются не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Документацию форме РСВ-1 и сведения по персонифицированному учету — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Рассмотрев основные направления социальной политики РФ, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и положительных.

Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы.

Это не только предъявляет более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки.

Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Темам 2.4. Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой.

Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Необходимость государственных внебюджетных фондов

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.

Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством

Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды .

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Социальные внебюджетные фонды РФ

Государственное обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам.

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся:

1) риски утраты трудоспособности с возрастом;

2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;

3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника.

Для предотвращения этих исков создаются социальные внебюджетные фонды.

В социальные внебюджетные фонды входят:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В экономические внебюджетные фонды входят:

· Российский Фонд технологического развития

· отраслевые внебюджетные Фонды НИОКР

Они создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг)

Внебюджетные фонды образуются:

•Министерством промышленности, науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития;

•федеральными министерствами — внебюджетные фонды министерства;

•иными федеральными органами исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;

•корпорациями, концернами и ассоциациями (далее объединениями) — внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции

ПФ РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992г.

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.

Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Средства ПФ РФ формируются за счет:

{ страховых взносов работодателей,

{ страховые взносы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью,

{ безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц,

{ средства от предпринимательской деятельности фонда (консультационные, информационные услуги).

За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий

Социальные пенсии — это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета

4) содержание аппарата Пенсионного Фонда

5) расходы по доставке пенсий

6) выплата пособий на погребение

Пенсионный Фонд финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

ФСС

ФСС был образован Постановлением Совета Министров от 25.12.1990 года. Основная цель создания – управление средствами государственного социального обеспечения.

Основные задачи фонда:

| обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

| участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

| организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

| сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Источники формирования фонда:

· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях.

ФОМС

Фонд обязательного медицинского страхования был образован в 1991 году в соответствии с законом «Об ОМС». В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные — все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

2) страхователи — юридические и физические лица; для работающих — предприятия, учреждения, организации, для неработающих — органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) — органы государственной власти всех уровней; для работающего населения — работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется разнообразными страховыми организациями, имеющими на это лицензию.

Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС. Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО — это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Финансовые средства Федерального и территориального фонда ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;

4) добровольных взносов;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

6) средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения

Здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг, поэтому было принято решение объединить ОМС и ДМС и сформировать единую систему ОМСС.

Внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются а в т о н о м н ы м и. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

с о ц и а л ь н ы е: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

э к о н о м и ч е с к и е — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединиться с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). В федеральный бюджет на 1996 г. включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательным (представительным) органам субъектов федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды.

◊ Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.

• Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их п л а т е л ь щ и к а м и являются:

работодатели — российские и иностранные юридические лица;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

предприниматели без образования юридического лица;

граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);

работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды;

религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Н е я в л я ю т с я п л а т е л ь щ и к а м и страховых взносов:

воинские формирования РФ — по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции;

общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления уставных целей.

Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, — доход.

В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.

Правительство РФ Постановлением от 19 февраля 1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно:

выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;

льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;

стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;

стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты;

компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;

страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.

Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. В 1996 г. они действуют в размере:

28% — для работодателей (предприятий, учреждений, организаций);

20,6% — для колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;

26% — для предприятий, учреждений, организаций, выплачивающих авторские гонорары;

5% — для крестьянских (фермерских), хозяйств, общин народов Севера:

5% — для предпринимателей, занимающихся частной практикой;

28% — для граждан, использующих труд наемных работников. Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФР в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.

Срок оплаты страховых взносов для работодателей — о д и н р а з в м е с я ц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства — один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 -го числа следующего месяца.

Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.

Страховые взносы работодателей в ПФР относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФР (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции.

Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают; пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).

Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов — по направлениям.

• Бюджет Пенсионного фонда России (в трлн. руб.)

1993 г. 1994 г. 1995 г.(План)

Доходы (с учетом остатка
на начало года) 10,06 39,0 80,3
Расходы 10,39 37,41 80,3
Сальдо — 0,33 +1,59

На 1996 г. бюджет ПФР утвержден в сумме 163,1 трлн. руб.

Большое количество плательщиков задолжали ПФР. Общая сумма задолженности на конец декабря 1995 г. составила 19,5 тлрн. руб., что равно 25% всего бюджета.

◊ Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

Основные задачи Фонда:

обеспечение гарантированных государством пособий;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд социального страхования образуется за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;

добровольных взносов граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.

В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение и физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.

Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Бюджет Фонда социального страхования РФ на 1996 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в размере 25,7 трлн. руб.

◊ Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН)образован по Закону РСФСР “О занятости населения РСФСР” (19 апреля 1991). Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан — безработных.

Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.

Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации.

Средства ГФЗН направляются на:

программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;

программы материальной поддержки безработных — пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;

информационную поддержку программ занятости;

страховой резерв;

содержание служащих Фонда.

Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление Фонда.

Общий размер этого фонда на 1996 г. запланирован в 7 трлн. руб.

◊ Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” (от 28 июня 1991 г). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;

взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

• Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:

финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;

финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;

2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;

3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) других поступлений, не запрещенных законодательством.

П л а т е л ь щ и к а м и страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.

• Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% — в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Плательщик исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации не позднее 25-го числа текущего месяца.

Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования, который в 1996 г. определен в сумме 17,1 трлн. руб. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.

Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно “гарантированный объем медицинских услуг”. В этот объем входит как минимум “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Финансовые санкции при нарушениях плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС, ГФЗН:

Нарушения Санкции
ПФР ФСС ФОМС ГФЗН

Отказ от регистрации

в качестве платель- Штраф в размере 10% причитающихся к оплате

щика. страховых взносов

Непредставление в

установленные

сроки расчетной

ведомости

Сокрытие или а) Страховые взносы с сокрытой или заниженной

занижение сумм оплаты труда

оплаты труда, на б) Штраф в размере взносов сокрытой или

которую начис- заниженной суммы оплаты труда

ляются страховые в) При повторном нарушении в течение года —

взносы штраф в двойном размере

Недоимки по 1% с суммы недоимки 1% с суммы 0,3% с суммы

страховым за каждый день недоимки недоимки

взносам работо- просрочки за каждый за каждый

дателя (для ПФР — день день

включая обяза- просрочки просрочки

тельные взносы

работников)

Недоимки по 0,1 % с

страховым суммы

взносам недоимки

органов за каждый

исполнительной день

власти просрочки

Недоимки по 0,5% с суммы недоимки 0,1% с

страховым за каждый день суммы

взносам просрочки недоимки

остальных за каждый

плательщиков день

просрочки

Недоимкой считаются не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке. Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке. При этом срок исковой давности по взысканию недоимок и финансовых санкций с физических лиц установлен три года, с юридических лиц — шесть лет.

К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые имежотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторскихразработок (фонды НИОКР). Порядок их образования и использования утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г.

Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений предприятий и организаций в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Они направляются на проведение НИОКР. Для осуществления операций, связанных с поступлением и расходованием средств внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным федеральным органам власти, организациям, корпорациям, ассоциациям) открываются в банках депозитные счета.

Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. На основе Указа Президента РФ “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства” (24 декабря 1993 г.) создаются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок формирования и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства. Решение об образовании таких фондов принимается представительными органами власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.

Основные задачи, стоящие перед этими фондами:

создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;

эффективное использование средств на формирование рынка жилья;

содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги. Из этих фондов финансируется строительство и ремонт ЖКХ, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка малоимущих групп населения для оплаты строительства и содержания жилья.

В yправление фондами входят представители органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие внебюджетных фондов.

2. Назовите финансовые связи между внебюджетными фондами и

другими звеньями финансовой системы.

3. Расскажите о причинах создания внебюджетных фондов в РФ.

4. Как рассчитывается налогооблагаемая база для страховых взносов в

Пенсионный фонд?

5. Какова величина страховых взносов в Пенсионный фонд и другие

внебюджетные социальные фонды РФ?

6. На какие цели направляются средства из внебюджетных социальных

фондов?

Глава 13. Социальное обеспечение


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *