1. Принадлежность предприятия к отрасли

Основной задачей любого предприятия является выявление назначения выпускаемой продукции или характера оказываемой услуги. Поэтому основной признак для отнесения предприятия к отрасли – назначение выпускаемого товара. Однако имеются и другие дополнительные признаки, например однородность перерабатываемого сырья и однородность технологического процесса.

Чтобы отнести предприятие к определенной отрасли хозяйственной системы, важно знать классификацию отраслей.

Отрасли, выполняющие однородные функции в системе общественного разделения труда:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство;

3) лесное хозяйство;

4) транспорт;

5) связь;

6) строительство;

7) торговля и питание;

8) материально-техническое обеспечение производства, сбыт;

9) информационно вычислительное обслуживание;

10)общая коммерческая деятельность;

11)геология, геодезия;

12)жилищное хозяйство;

13)коммунальное хозяйство;

14)здравоохранение и физическая культура;

15)образование;

16)культура и искусство;

17)наука (все фундаментальные НИИ);

18)финансирование, кредитование, страхование;

19)управление;

20)общественные организации и партии.

В соответствии с данной классификацией каждое предприятие можно отнести к той или иной отрасли в зависимости от его производственного назначения. Каждая отрасль имеет подотрасль. Так, например, к подотраслям промышленности можно отнести следующие:

1) электроэнергетику;

2) топливную промышленность;

3) машиностроительный комплекс;

4) черную и цветную металлургию;

5) легкую и пищевую промышленность.

Дальнейшая специализация легкой промышленности выглядит следующим образом:

1) текстильная;

2) обувная;

3) кожевенная;

4) меховая.

В свою очередь, группами предприятий текстильной промышленности являются:

1) хлопчатобумажная;

2) льняная;

3) трикотажная;

4) шелковая;

5) шерстяная.

Таким образом, любое предприятие можно так или иначе в соответствии с его специализацией и назначением выпускаемого им продукта отнести к той или иной отрасли народного хозяйства. Но предприятия группируются не только по вышеперечисленным признакам. Существует множество классификаций.

Различают следующие виды собственности.

1. Государственная собственность. Сюда входят предприятия бюджетной сферы, которые непосредственно обеспечиваются и финансируются из государственной казны или бюджета соответствующего уровня. Как известно, государственный бюджет имеет трехуровневый вид: федеральный уровень, региональный и уровень субъектов Федерации (местный). Правда сегодня отсутствует само по себе название «государственное предприятие», оно теперь называется унитарным (или казенным).

2. Частная собственность представляет независимое от государства имущество, которым располагают физические и юридические лица (например, частное предприятие (ЧП), собственность общественных организаций некоммерческого сектора, совместная с иностранным капиталом собственность). Кроме того, можно выделить арендную, акционерную (ОАО, ЗАО и пр.) и кооперативную (строительные, жилищные и другие кооперативы) формы.

Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:

1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;

2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;

3) крупными – 300 и более рабочих.

Данная классификация приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ОКОГУ

  • Зачем нужен ОКОГУ и что это такое?
  • Как устроен ОКОГУ?
  • Где скачать актуальную официальную версию ОКОГУ?
  • Как узнать код ОКОГУ организации/ИП по ИНН онлайн?

ОКОГУ: что это такое?

Расшифровка ОКОГУ — Общероссийский Классификатор Органов Государственной власти и Управления.

ОКОГУ нужен для:

  • для упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления;
  • для индентификации органов государственной власти и управления в Едином государственном регистре предприятий и организаций;
  • для удобства статистических наблюдений за входящими в классификатор органами.

Код ОКОГУ не уникален, организации/ИП могут иметь одинаковые коды ОКОГУ.

Как устроен ОКОГУ?

В ОКОГУ используется иерархический метод классификации. Код ОКОГУ состоит из 7-ти цифр (XXXXXXX), все объекты делятся на 5 групп:

  • 1000000 — Государственная власть в РФ. Другие государственные органы РФ. ЦБ РФ.
  • 2000000 — Государственная власть в субъектах РФ. Другие государственные органы субъектов РФ.
  • 3000000 — Местное самоуправление в РФ. Избиркомы муниципальных образований.
  • 4000000 — Организации, по которым осуществляется федеральное статистическое наблюдение. Группировки хозяйствующих субъектов и общественных объединений, используемые для официального статистического учета.
  • 5000000 — Межгосударственные органы управления.

Разработку изменений и ведение ОКОГУ осуществляет Росстат.

Где скачать актуальный официальный ОКОГУ?

Скачать актуальный официальный классификатор ОКОГУ (ОК 006-2011 утв. Приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст) со всеми последними изменениями и дополнениями Вы можете:

  • на странице официального сайта Росстата;
  • на странице сайта Консультанта (доступны форматы PDF, RTF, HTML и др. — для выбора формата закачки нажмите значок с тремя точками справа от строки поиска и выберите «Сохранить в файл»).

Как узнать код ОКОГУ по ИНН онлайн?

Скриншот «Ищем код ОКОГУ по ИНН онлайн»:

До запуска нового сервиса получить код ОКОГУ из Росстата можно было только при личном визите.
В настоящее время узнать ОКОГУ по ИНН (идентификационному номеру налогоплательщика) или по ОГРН/ОГРНИП или ОКПО Вы можете на странице сайта Росстата.

Обратите внимание: после вывода искомого кода ОКОГУ в самом низу страницы появится кнопка «Экспортировать»:

Нажав на нее, Вы сможете сохранить полученные сведения, а также сохранить уведомление о присвоении кодов статистики.

Другие коды статистики для бизнеса: ОКАТО, ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО, ОКФС, ОКВЭД.

>Что такое ОКОГУ

ОКОГУ расшифровка

Код классификатора состоит из 7 цифр. В соответствии с действующими правилами расшифровка ОКОГУ имеет строгую иерархическую структуру. На ее верхнем уровне предусматривается деление на следующие 5 основных групп:

  • 1000000 – группа, включающая государственные органы РФ и Банк России;
  • 2000000 – категория, к которой относятся органы государственной власти субъектов РФ;
  • 3000000 – категория, объединяющая органы местного самоуправления, а также местные избирательные комиссии;
  • 4000000 – группа, в которую включены субъекты хозяйствования;
  • 5000000 – категория, включающая межгосударственные органы.

На следующем уровне также предусматривается деление каждой группы на определенное количество уточняющих подгрупп. Так, для группы 2000000 предусматривается следующее деление:

  • 2100000 – глава субъекта РФ (президент республики, губернатор области и т.д.)
  • 2200000 – орган законодательной власти региона;
  • 2300000 – орган исполнительной власти региона;
  • 2400000 – орган судебной системы субъекта;
  • 2500000 – прочие органы, имеющие региональное подчинение.

На следующем уровне кодировка ОКОГУ предусматривает разделение органов и субъектов по их месту в иерархии и направлениям деятельности. Для примера рассмотрим подгруппу 2300000, в которой можно выделить коды: 2300001 – правительство субъекта РФ и 2300200 – отдельные учреждения исполнительной власти.

В зависимости от сферы деятельности в подгруппе 2300200 существует такое деление:

  • 2300215 – сфера финансов;
  • 2300216 – экономическое направление;
  • 2300215 – промышленность и торговля;
  • 2300219 – сельское хозяйство;
  • 2300220 – социальная сфера и трудовые отношения;
  • 2300223 – сфера образования;
  • 2300225 – спорт и физическая культура;
  • 2300227 – реагирование на чрезвычайные ситуации;
  • 2300228 – экология;
  • 2300229 – медицина;
  • 2300230 – жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 2300231 – сфера культуры;
  • 2300232 – средства массовой информации;
  • 2300234 – дорожное строительство, инфраструктура и транспорт;
  • 2300236 – строительная отрасль;
  • 2300280 – прочие сферы управления.

Рассмотрим в качестве примера код ОКОГУ 2300229. Он относится ко второй группе, что говорит об указании на орган государственной власти регионального подчинения. Отношение к подгруппе 23 свидетельствует о его отношении к исполнительной власти. Полный код 2300229 позволяет понять, что речь идет об органе, регулирующем направление медицины и здравоохранения.

Нужно учитывать, что данный код говорит только об иерархическом положении государственного органа и направлении его деятельности. Что касается территориального расположения органа, то из ОКОГУ такие данные почерпнуть невозможно.

Несмотря на название классификатора, его применяют для систематизации информации не только о государственных органах. Четвертый его раздел используется для организаций, ведущих как коммерческую, так и некоммерческую деятельность.

Особенностью классификатора ОКОГУ является то, что для одних субъектов он является уникальным, а для других – неуникальным. Это роднит его, одновременно, с такими кодами, как ИНН и ОКТМО. Так уникальные коды ОКОГУ присвоены центральным органам государственной власти федерального значения, например, Государственной думе, министерствами, Центральному банку, Конституционному суду и т.д. Органы, расположенные ниже в иерархии государственного управления, имеют неуникальный ОКОГУ.

Аналогичная ситуация и субъектами хозяйствования (коды группы 4000000). Здесь уникальные коды присвоены крупнейшим компаниям, которые имеют системообразующее значение. Например, Газпрому присвоен персональный код 4100601, а Лукойлу – 4100615. Компаниям меньших размеров присвоена общая кодировка, которая отличается по классификационным признакам. Так, ОКОГУ 4210015 имеют индивидуальные предприниматели, 4210014 – ООО, а для всех фермерских хозяйств действует ОКОГУ 4210005.

Ведомство

Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.

Во времена Российской империи, Российской республики и первые годы советской власти ведомством называли определенную область государственных задач, возложенных законом на какое-либо государственное учреждение. Эта область находилась «в ведении» данного учреждения, которое обладало, как правило, исключительной компетенцией в решении возложенных на него задач. Само учреждение при этом также называли ведомством. К примеру, военное министерство Российской империи в обиходе именовалось «военным ведомством», министерство иностранных дел — «ведомством внешних сношений» и т. п. Слово «ведомство» также использовалось в официальных наименованиях некоторых учреждений. Так, официальным наименованием имперского учреждения по управлению благотворительной деятельностью в 1854—80 годы было «Ведомство учреждений императрицы Марии».

В СССР термин «ведомство» («подведомственный орган») получил более утонченный смысл. Его стали использовать для обозначения государственного учреждения, не обладавшего самостоятельностью, созданного при каком-либо органе государственного управления. Примером советских центральных ведомств являются комиссии, комитеты, бюро, управления и иные учреждения при правительстве СССР («ведомства Союза ССР»). В советский период появилось устойчивое выражение «министерства и ведомства», где центральные ведомства противопоставлялись другим центральным управленческим органам — министерствам (бывш. наркоматам), государственным комитетам и государственным агентствам — которые в отличие от ведомств были самостоятельными, независимыми учреждениями. Ведомства также создавались и на более низких уровнях системы советских органов управления — в частности, при правительствах союзных и автономных республик Союза ССР, а также при исполкомах советов различного уровня. Подведомственные государственные органы не следует путать с подведомственными предприятиями и организациями; на казенном языке партийно-советской бюрократии, предприятия и организации не являлись, в отличие от советских ведомств, органами государственного управления.

В законодательстве Российской Федерации термин «ведомство» четко не определен. В первые годы после распада СССР, в правительственных документах ведомства продолжали упоминаться в том же смысле, что и в советское время. Анализ использования этого термина и его производных в тот период позволяет говорить о том, что несмотря на широкий диапазон интерпретации понятия «ведомство», его смысл согласовывался с прежним пониманием. Гораздо чаще в нормативных актах и правовой литературе постсоветского периода встречался не сам термин, а его производные — «ведомственный», «надведомственный», «межведомственный» — например, в словосочетаниях «ведомственный нормативный акт», «ведомственные органы управления», «ведомственный контроль», «ведомственный жилой фонд», «ведомственная принадлежность», «межведомственная комиссия» и т. д. В этих источниках вышеуказанные выражения использовались, как правило, применительно к учреждениям федеральных исполнительных органов.

См. также

В Викисловаре есть статья «ведомство»

  • Подведомственные органы Правительства СССР

Литература

В Викитеке есть полный текст:
статьи «Ведомство» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

  • Ведомство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. — Т. 4. — 860 с. — ISBN 5170185502.
  2. Конституция СССР (1924). 1-я ред. Ст. 33.
  3. Для примера, см. РВ 93-159. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации : утв. 6 июля 1992 г. / Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации.
  4. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учеб. / Д. Н. Бахрах, В. Г. Татарян. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 602 с.

Это заготовка статьи по государствоведению. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Институты государственной власти и управления СССР

  • Всесоюзный съезд советов (1922—1936)
  • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938)
  • Верховный Совет СССР (1936—1988)
  • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1988)

  • председатель Верховного совета СССР (1988—1990)
  • Президент СССР (1990—1991)

  • Совет обороны СССР (1955—1991)
  • Вице-президент СССР (1990—1991)
  • Президентский совет СССР (1990)
  • Совет безопасности СССР (1990—1991)
  • Совет федерации СССР (1990—1991)
  • Государственный Совет СССР (1991)
  • Политический консультативный совет при президенте СССР (1991)

Коллегиальный глава СССР Индивидуальный глава СССР Органы при главе СССР

  • Всесоюзный съезд советов (1922—1936)
  • Верховный Совет СССР (1936—1991)
  • Съезд народных депутатов СССР (1989—1991)

  • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938)
  • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1991)

  • центральный исполнительный комитет (цик) (1922—1938)
  • верховный совет (1937—1991)

  • президиум цик (1922—1938)
  • президиум верховного совета (1937—1991)

  • совет рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (1922—1936)
  • совет депутатов трудящихся (1936—1977)
  • совет народных депутатов (1977—1993)

Союзные органы Представительные Исполнительные
Республиканские органы† Представительные Исполнительные
Местные органы Представительные Исполнительные

Центральные органы Органы общей управленческой компетенции Отраслевые и функциональные органы
Республиканские органы†
Местные органы

  • Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

  • Верховный Суд СССР (1923—1992)
  • Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР

  • Военная коллегия Верховного суда СССР
  • Военный трибунал СССР
  • Высший Арбитражный Суд СССР (1990—1992)
  • Госарбитраж СССР (1974—1990)

Союзные органы Конституционный суд Суды общей юрисдикции Специализированные
Республиканские органы†
Местные органы

  • Прокуратура Верховного суда СССР (1923—1933)
  • Прокуратура СССР (1933—1946)
  • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

  • Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990)
  • группа народного контроля
  • пост народного контроля

  • Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945)
  • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991)
  • Специальный комитет по использованию атомной энергии

Прочие органы
Органы прокуратуры Органы народного контроля Чрезвычайные органы
†Включая республики Союза ССР и автономные республики в их составе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *