Полиция РФ подразделяется на криминальную полицию и

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 15

полицию общественной безопасности, а по объектам полицейского обеспечения и

обслуживания также на территориальную и транспортную полицию.

Руководство территориальной полицией в субъектах РФ осуществляют министры

внутренних дел республик, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел

краев и областей, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ. Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц; оказание содействия милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Криминальная полиция является органом дознания.

В криминальную полицию входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с

Экономическими преступлениями; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования; оперативно-поисковые подразделения; подразделения специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды полиции специального назначения, а также Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Полиция общественной безопасности имеет аналогичные с криминальной полицией

задачи. основными задачами полиции общественной безопасности являются: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции полиции общественной безопасности. Полиция общественной безопасности оказывает содействие

криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей и также является

органом дознания.

Состав полиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и

ликвидации ее подразделений, а также численность полиции общественной безопасности, определяются Правительством РФ. Численность же полиции общественной безопасности, финансируемой за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В полицию общественной безопасности входят:

1) дежурные части, являющиеся одновременно дежурными частями соответствующего

органа внутренних дел;

2) участковые уполномоченные полиции;

3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства

внутренних дел РФ;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном

порядке;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и

попрошайничество (до создания центров реабилитации для лиц, задержанных за

бродяжничество и попрошайничество);

8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды полиции особого назначения и

10) полицейские подразделения: а) полиции вневедомственной охраны при органах

внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы полиции; г) лицензионно-

разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д)

охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению

административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и

консульств иностранных государств. Административная деятельность полиции состоит в организации и практическом осуществлении ее службами и подразделениями задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности административно-правовыми средствами и в административных формах.

Административная деятельность полиции включает в себя несколько ее разновидностей:

наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т.д.; осуществление лицензионно-разрешительной системы,административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета российских граждан…..

как один из видов административной деятельности полиции состоит

в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и

участковыми инспекторами полиции.

Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и

выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной

безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах.

Государственной инспекции безопасности дорожного движения

(ГИБДД)

№67.Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основу организационно-правового статуса внутренних войск МВД РФ составляет

ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

Внутренние войска МВД РФ входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

Участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным войскам Федеральной

Пограничной службы РФ в охране Государственной границы Российской Федерации.

Главное командование внутренних войск МВД РФ является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, предназначено для управления внутренними войсками при выполнении задач, возложенных на них законодательством, и состоит из командования внутренних войск, главного штаба внутренних войск, управлений, отделов, служб и иных структурных подразделений. Главное командование возглавляет главнокомандующий внутренними войсками, являющийся по должности заместителем Министра внутренних дел РФ, по представлению которогоназначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Структура иштатное расписание Главного командования утверждаются Министром внутренних дел РФ.

Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется: органами

управления внутренними войсками; соединениями и воинскими частями оперативного назначения; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями; соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов; авиационными, морскими воинскими частями, военно- образовательными учреждениями; разведывательными воинскими частями (подразделениями), осуществляющими мероприятия разведывательного характера в районах

II. Организация полиции в российской федерации

По Закону РФ «О полиции» полиция подразделяется на крими­нальную полицию и полицию общественной безопасности (мест­ную полицию).10

В состав полиции также входят подразделения полиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, учебные заведения и подразделения для подготовки, переподго­товки и повышения квалификации кадров милиции.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  • Министр внутренних дел РФ руководит деятельностью всей ми­лиции на территории Российской Федерации.

  • Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации.

  • Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации11.

Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции — помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.

Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.12

1) Криминальная милиция.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.13

Согласно Закону «О милиции», состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г.14В соответствии с данным актом в криминальную милицию входят следующие подразделения:

  • уголовного розыска;

  • по борьбе с экономическими преступлениями;

  • по борьбе с налоговыми преступлениями;

  • по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования;

  • оперативно-поисковые;

  • специальных технических мероприятий;

  • собственной безопасности;

  • отряды милиции специального назначения.

  • Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Криминальная полиция в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявле­ние, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разно­го рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу. Криминальная полиция также осуществляет и уголовно-процессуальную деятель­ность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, производит дознание, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в проведе­нии следственных действий.

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Проводят оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей.

Обеспечивают контроль за лицами, состоящими под административным надзором полиции, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики.

Сотрудники подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями:

Выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере налогообложения.

Сотрудники подразделений собственной безопасности:

Осуществляют внутренний контроль и надзор за непосредственной деятельностью сотрудников органов внутренних дел. Рассматривают поступающие заявления граждан по фактам коррупции и случаях вымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудников, в отношении которых имеется информация о незаконных действиях и фактах коррупции.

Также осуществляют защиту жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, подвергающихся насилию, угрозам и другим незаконным действиям при исполнении служебных обязанностей со стороны граждан.

>
newinspire

Характеристика и задачи криминальной полиции и полиции общественной безопасности

Характеристика и задачи криминальной полиции

Криминальная полиция является органом дознания. Криминальная полиция финансируется за счет средств федерального бюджета. Состав и численность криминальной полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ.

Основными задачами криминальной полиции в соответствии с ФЗ РФ «О полиции» являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

— организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц;

— оказание содействия полиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Характеристика и задачи полиции общественной безопасности

Полиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей и также является органом дознания.

Полиция общественной безопасности имеет аналогичные с криминальной полицией задачи.

В соответствии федеральным законом «О полиции» основными задачами полиции общественной безопасности являются:

— обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка;

— выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции полиции общественной безопасности.

Состав полиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность полиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Численность полиции общественной безопасности, финансируемой за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых Министром внутренних дел РФ.

В районах, городах, районах городов полиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.

На полицию общественной безопасности в полном объеме возложены предусмотренные ФЗ «О полиции» обязанности и предоставлены права, за исключением обязанностей и прав, отнесенных законодательством к компетенции криминальной полиции.

В полицию общественной безопасности входят:

1) дежурные части, являющиеся одновременно дежурными частями соответствующего органа внутренних дел;

2) участковые уполномоченные полиции;

3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество (до создания центров реабилитации для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество);

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел (до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству медицинских вытрезвителей в Минздрав РФ);

8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды полиции особого назначения;

10) полицейские подразделения: а) полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы полиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Криминальная полиция. Структура, задачи

  1. А) понятие и задачи
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  3. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи
  4. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  5. Административное право. Предмет, метод, источники и задачи
  6. Алгоритм решения транспортной задачи в сетевой постановке методом сокращения невязки
  7. Алгоритм решения транспортной задачи линейного программирования методом потенциалов
  8. Анализ показателей себестоимости: ее виды, цели, задачи, последовательность и методика анализа. Анализ затрат на 1 руб. продукции.
  9. Анализ фин. состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
  10. Апарати місцевих та апеляційних судів: структура, основні завдання.

Криминальная полиция имеет основными задачами выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организацию и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Криминальная полицию оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Криминальная милиция является органом дознания.

Начальник криминальной полиции субъекта Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности министром внутренних дел Российской Федерации и является заместителем руководителя соответствующего органа внутренних дел.

Начальники криминальной полиции районов городов и иных муниципальных образований назначаются на должность руководителями органов внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях криминальной милиции» (в ред. от 24 июня 2003 г.) утверждено Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной полиции и ее структура.

В криминальную полицию входят подразделения:

— уголовного розыска;

— по борьбе с экономическими преступлениями;

— по налоговым преступлениям;

— по борьбе с организованной преступностью;

— оперативно-поисковые;

— специальных технических мероприятий;

— собственной безопасности и отряды полиции специального назначения;

— оперативно-розыскной информации.

В криминальную полицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

59. Предварительное расследование в России: понятие и формы

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование — регламентируемая уголовно-процессуальным законодательством правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного(ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования, о виновности, доказанности и другие не являются окончательными, а только предварительными, предшествующими разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к месту совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства.

Роль предварительного расследования велика, так как его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения.

Предварительное расследование имеет две формы: дознание и предварительное следствие.

Сходство органов предварительного расследования:

— применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

— при наличии признаков преступления обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело;

— единое правовое обеспечение: свою деятельность осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Принятые в пределах компетенции органов предварительного расследования акты имеют одинаковое юридическое значение. Помимо того что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами, основное отличие данных органов состоит в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания — вспомогательной (за исключением органов внутренних дел), необходимой для основных задач, стоящих перед ними.

Органом предварительного следствия является конкретное лицо — следователь, а органами дознания являются не только должностные лица, но и органы в целом (ОВД, таможенные органы, органы Гос-наркоконтроля России и др.).

Некоторые различия имеют место и в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. д.

Задачи предварительного расследования заключаются в том, чтобы:

— при получении сведений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения;

— пресечь или предотвратить совершение преступления;

— установить и изобличить преступника;

— не допустить привлечения к ответственности невиновного;

— обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником.

На органы дознания, располагающие оперативными службами, в целях эффективного выполнения указанных задач возлагается и производство оперативно-розыскной деятельности, которая относится к самостоятельной функции.

60. Органы дознания РФ: понятие, задачи и система

Дознание — это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

ознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

Существует два вида дознания:

1. по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

2. по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1. органы дознания;

2. органы федеральной службы безопасности;

3. таможенные органы;

4. командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

5. начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

6. иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

— быстрое и полное раскрытие преступлений;

— изобличение виновных;

— обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

— дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

— производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

— руководитель (начальник органа дознания) — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

— дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел — основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Полиция – основной орган дознания в Российской Федерации

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности криминальная милиция подчиняется МВД России, а полиция общественной безопасности – также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей полицией в Российской Федерации.

Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

До внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта РФ выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре.

Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ.

Криминальная полиция.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 925 «О подразделениях криминальной милиции», а также Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной полиции в криминальную полицию входят подразделения:

а) уголовного розыска;

б) по борьбе с экономическими преступлениями;

в) по налоговым преступлениям;

г) по борьбе с организованной преступностью;

е) оперативно-поисковые;

ж) специальных технических мероприятий;

з) собственной безопасности;

и) отряды полиции специального назначения; к) оперативно-розыскной информации. В криминальную полицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Основными задачами криминальной полиции являются:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;

– организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

– содействие полиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Криминальная полиция является органом дознания, т. е. уполномочена возбуждать уголовные дела и проводить по ним неотложные следственные действия.

Подразделения криминальной полиции центрального аппарата МВД России, подразделения криминальной полиции, непосредственно подчиненные МВД России, и подразделения криминальной милиции главных управлений МВД России по федеральным округам создаются, реорганизуются и ликвидируются Министром внутренних дел РФ.

Подразделения криминальной полиции в субъектах РФ создаются, реорганизуются и ликвидируются министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых МВД Рос сии.

Начальники криминальной полиции субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел РФ и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Начальники криминальной полиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

Полиция общественной безопасности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» в полицию общественной безопасности входят:

– дежурные части, которые одновременно являются дежурными частями соответствующего органа внутренних дел;

– участковые уполномоченные милиции;

– Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России;

– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

– специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

– приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

– медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

– центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

– отряды милиции особого назначения;

– подразделения: милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Основными задачами полиции общественной безопасности являются:

– обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;

– охрана собственности, общественного порядка;

– выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно;

– розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности;

– оказание содействия криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Полиция общественной безопасности является органом дознания, т. е. наделена правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений, а также численность полиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Численность полиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых Министром внутренних дел РФ.

Начальники полиции общественной безопасности субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел РФ по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, согласованному с высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Начальники полиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.

Структура и назначение криминальной полиции.

⇐ Предыдущая123

В криминальную полицию входят подразделения:

— уголовного розыска;

— по экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК);

— оперативно-поисковые;

— специальных технических мероприятий;

— собственной безопасности;

— оперативно-розыскной информации,

В криминальную полицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Составы подразделений криминальной полиции центрального аппарата МВД РФ и главных управлений МВД РФ по федеральным округам определяются МВД РФ.

В криминальную полицию в субъектах РФ входят: подразделения уголовного розыска, подразделения по ЭБиПК, подразделения оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые подразделения, подразделения специальных технических мероприятий, подразделения собственной безопасности.

В криминальную полицию в городах, районов в городах входят: подразделения уголовного розыска, подразделения по ЭБиПК.

В криминальную полицию на транспорте входят: подразделения уголовного розыска, подразделения по ЭБиПК, а также могут входить территориальные подразделения Национального центрального бюро Интерпола и иные подразделения криминальной полиции.

В криминальную полицию в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах входят: подразделения уголовного розыска, подразделения по ЭБиПК, а также могут входить иные подразделения криминальной полиции.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной полиции оформляются приказами соответствующих должностных лиц с утверждением штатных расписаний соответствующих подразделений.

4 Структура и назначение органов расследования.

Структура органов предварительного следствия при органах внутренних дел:

— Следственный департамент МВД РФ

— следственные части при главных управлениях МВД РФ по федеральным округам,

— главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ,

— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах,

— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах,

— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на транспорте.

Задачи органов предварительного следствия:

обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

Функции органов предварительного следствия:

— изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

— организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел РФ с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

— организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Следственные подразделения в субъектах, следственные управления (отделы) при УВД на транспорте, на особо важных и режимных объектах возглавляют начальники данных подразделений, которые являются соответственно заместителями руководителей подразделений МВД в субъекте, УВД на транспорте, на особо важных и режимных объектах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).

Следственные подразделения в районах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных ОВД на транспорте возглавляют начальники данных подразделений, которые одновременно являются заместителями начальников указанных ОВД.

3. Заключение – 5 мин.

Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. — М.: Высшее образование. — 2008.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.

3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.

Нормативно – правовая:

1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.

2. Закон РФ «О полиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ и изм. и доп. –ИПС «Гарант».

Дополнительная литература:

1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.

2. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.

3. Коротков А. П., Тимофеев А. В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий.- М.: Экзамен. — 2004.- 576 с.

4. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Под ред. В. М. Лебедева. – 2-е изд. – М.: Норма. – 2008.

5. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда в Российской Федерации/Боровиков В. Б., Демидов В. В., Галахова А. В. –М.: Норма. – 2008.

6. Права человека в уголовном судопроизводстве: Международные стандарты и российское законодательство /С. Е. Егоров. – М.: Норма. — 2008.

7. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.

8. Адвокат в уголовном процессе.Учебное пособие / Под ред. П.А.Лупинской.-М.- 1997.

9. Этин М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы.-М -1997.

Статьи:

1. Бажанов С. В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. — 2007.- № 1.-С.6–7.

2. Волчкова А. А. Следователи – полицейские России в 18 – первой половине 19 столетий // Российский следователь. – 2005. — № 4. – С. 60 – 62.

3. Гирько С. И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российский следователь. – 2005. — № 6. – С. 8 – 11.

4. Гончаров Д. Ю. Самостоятельность следователя: быть или не быть? //Журнал российского права. — 2002. — №9. – С. 104 -110.

5. Дармаева В. Д. Полномочия следователя в уголовном судопроизводстве // Следователь. – 2003. — № 6. – С. 15 – 17.

6. Загидулин Р. А. Какая военная полиция нужна армии и обществу? // Закон и право. — 2007. — № 2. – С. 16 – 18.

7. Зайцев О., Абдуллаев Ф. Процессуальное положение дознавателей по УПК РФ // Законность. — 2002. — № 12. – С. 16 – 18.

8. Кольчурин А. Уголовно-процессуальный статус дознавателя ОВД и роль дознания в борьбе с преступностью // Уголовное право. — 2006. — № 2. – С. 87 – 89.

9. Кругликов А. П. Следователь и дознаватель как субъекты обжалования в уголовном процессе России / А. П. Кругликов, И. С. Дикарев // Следователь. – 2004. -№ 5. – С. 12 – 14.

10. Крылов А.В. К вопросу о создании единого органа по расследованию преступлений // Российский следователь. – 2002. — № 9. – С. 26 – 30.

Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007года // Гражданин и право. — 2007. — № 11.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1524 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Книга учета происшествий

общественный розыск полиция уголовный

Форма Книга учета сообщений о преступлениях является единой для всех органов. Персональную ответственность за правильность ведения Книга учета сообщений о преступлениях несут начальник органа дознания и сотрудник оперативно — дежурной службы органа.

Книга учета сообщений о преступлениях является документом строгой отчетности, листы в ней должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены гербовой печатью. На последней странице листа за подписью начальника органа либо его заместителя, непосредственно курирующего правоохранительную деятельность делается надпись с количеством листов (страниц). Записи следует делать чернильной или шариковой ручкой, полно, аккуратно, не допуская исправлений и подчисток.

Книга учета сообщений о преступлениях подлежит регистрации сообщения о преступлении:

1. заявления граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, сделанные в порядке ст. 141 УПК РФ;

2. заявления о явке с повинной, оформление в соответствии со ст. 142 УПК РФ;

3. рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный в порядке со ст. 143 УПК РФ;

Цели, задачи, структура криминальной полиции

В соответствии с Законом о полиции она подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности, которые являются органами дознания.

Основными задачами криминальной полиции являются:

1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т.е. наиболее опасных преступлений;

2. организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях предусмотренных законодательством.

Для решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения:

1. уголовного розыска;

2. по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

3. экспертно-криминалистические;

4. по налоговым преступностям

5. по борьбе с организованной преступностью

6. оперативно — поисковые

7. специальных технических мероприятий

8. собственной безопасности

9. отряды полиции специального назначения

10. оперативно-розыскной информации

В состав криминальной полиции входят также специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) — в составе МВД РФ и региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) — в соответствующих регионах Российской Федерации’. Компетенция этих подразделений смешанная, они осуществляют борьбу с преступлениями, как по линии уголовного розыска, так и по линии борьбы с экономической преступностью. В составе криминальной полиции, кроме того, имеются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН, ОНОН).

Перечисленные подразделения призваны выполнять задачи, стоящие перед криминальной полицией, а в необходимых случаях оказывать помощь полиции общественной безопасности.

Начальники криминальной полиции назначаются на должность и освобождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел. Начальники криминальной полиции одновременно являются заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Криминальная полиции финансируется за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что деятельность криминальной полиции направлена на достижение целей, выходящих за рамки местных интересов, и нуждается в независимости от местных влияний, закон вывел криминальную полицию из подчинения местным органам власти, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали — вышестоящему органу внутренних дел.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *