Содержание

ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ЦЕНТРА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрена ресоциализация лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы, посредством приобщения к трудовой деятельности в рамках проведения эксперимента по внедрению модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения.

Реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, направленное на совершенствование деятельности подведомственных ей образований, доведение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов и регламентированное Концепцией развития УИС РФ до 2020 года1, имеет своей целью решение таких задач, как создание новых видов исправительных учреждений, отказ от коллективной модели содержания спецконтингента, а также их ресоциализация посредством внедрения новых форм воспитательной работы с осужденными, организации образовательного процесса и трудовой занятости.

Решение этих задач предусматривает ряд нововведений. А любое преобразование, способное повлиять на структуру ведомства, в той или иной степени затрагивающего жизнь значительной части населения страны, обязано пройти этап «обкатки». Такие эксперименты, проводившиеся неоднократно в истории тюремной системы России, будь то регламентация законом от 6 января 1886 г. труда осужденных тогда еще Российской империи, впервые позволившая заключенному ощутить вкус честно заработанных денег , либо внедрение в новейшее время системы «социальных лифтов», позволяли понять эффективность и значимость того или иного новшества.

Сегодняшний этап реформирования УИС — апробация модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения (далее — Центр). В процесс эксперимента вовлечены все ведомственные научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, в том числе и Самарский юридический институт ФСИН России.

Целью создания Центра является организация исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы путем дифференциации различных категорий осужденных с целью индивидуального и целенаправленного подхода к проблеме ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе путем формирования у них уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, одной из которых является труд.

Также немаловажным эффектом от внедрения модели Центра является создание условий для достойного проживания осужденных, культивация желания зарабатывать деньги законным путем, возможность тратить их на продукты питания и лекарственные препараты.

Данный эксперимент стартовал 1 июня 2014 г. в соответствии с распоряжением директора ФСИН Г. А. Корниенко от 29.05.2014 № 105-Р, согласно которому одним из направлений является перевоспитание осужденного путем получения им рабочей специальности и приобщения к трудовой деятельности.

Трудовая адаптация в понимании ученых — это освоение личностью новой трудовой ситуации, в котором и человек и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга. Данный процесс представляет собой единство профессиональной, социальнопсихологической, психофизиологической, общественно-организационной, экономической и культурно-бытовой адаптации.

В настоящее время Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации провозглашает принцип обязательности труда для осужденных. Это закреплено в ст. 103, где сказано, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Воспитательные возможности труда отличаются своим многообразием, а их реализация благоприятно воздействует на личность по многим направлениям, что и обусловило закрепление в законе данной обязанности. Кроме того, эта обязанность полностью соответствует международным стандартам обращения с осужденными. В обязанности администрации исправительного учреждения в свою очередь входит привлечение осужденных к общественно полезному труду с учетом их возраста, пола, трудоспособности и, по возможности, специальности.

Для поставленных задач как нельзя кстати подходит разработанная модель Центра, апробация которой уже проходит в ряде исправительных учреждений Российской Федерации, в том числе в ФКУ ИК-7 ГУ ФСИН России по Республике Башкортостан (далее — ИК-7). Оценка социально-психологической обстановки в Центрах исправления, созданных на базе данного учреждения, а также выявление положительных и отрицательных сторон в их деятельности и осуществлялись Самарским юридическим институтом ФСИН России.

Анализ эффективности воспитательной работы, проводимой в Центре, показал, что создание для осужденных к лишению свободы улучшенных условий быта мотивирует их к труду, что способствует их ресоциализации. Так, с момента начала эксперимента и проведения первого служебного совещания сотрудников Центра № 1 ИК-7, в ходе которого были определены основные должностные обязанности специалиста по организации труда Центра исправления осужденных, и до подведения итогов о проделанной работе за два истекших месяца в августе 2014 г. установлено, что из 44 осужденных, содержащихся в Центре и имеющих исполнительные листы, трудоустроены 39. Общая сумма погашенных исков составила 109 715 р., сумма выплаченных алиментов — 44 179 р., что, несомненно, является достижением в деятельности исправительного учреждения.

Положительным моментом является и то, что сотрудники Центра работают в 4 смены. Это обеспечивает постоянное присутствие администрации в Центре с 6-00 до 22-00, что существенно повышает уровень качества надзора за осужденными.

В то же время в ходе анализа проводимого эксперимента выявлен ряд недостатков в работе Центров, образованных на базе ИК-7. Углубление индивидуальной психокоррекционной и воспитательной работы с осужденными Центра ввиду закрепления штатных психологов учреждения за конкретным Центром и утверждения должности заместителя начальника Центра по воспитательной работе, с одной стороны, содействует трудовой адаптации осужденных, но, с другой — воспитательный процесс и работа психологов замыкаются на начальниках Центров. Централизованные обобщение и анализ по данным направлениям деятельности осложняются отсутствием прямого подчинения начальникам отдела воспитательной работы с осужденными (далее — ОВРО) и психологической лаборатории (далее — ПЛ). Возникает вопрос о необходимости подчинения и отчетности сотрудников Центров начальникам ОВРО и ПЛ по соответствующим линиям работы.

Необходимо отметить, что наряду с Центрами параллельно продолжается работа в рамках совета воспитателей отряда и системы сектор-объект. За одними и теми же объектами закреплены разные сотрудники, что ведет к дублированию функций.

Также можно сделать вывод о том, что надзор в промышленной зоне на рабочих местах ухудшился в связи с переводом офицерского состава центра трудовой адаптации осужденных в состав Центров и введением вместо них вольнонаемных должностей. Получается, что постоянный надзор со стороны офицерского состава на рабочих местах фактически отсутствует. Вместе с тем в дежурных сменах дополнительно введены 2 должности инспектора- дежурного по промышленной зоне (один несет службу в дневное, а другой — в ночное время). В связи с этим может быть целесообразным рассмотрение вопроса о комплектовании штата промышленной зоны исправительного учреждения гражданами из числа пенсионеров УИС, уже имеющих практический опыт работы со спецконтингентом, для которых данный вид деятельности будет являться не основным источником дохода, а приработком к пенсии.

Установлено, что специалист по организации труда не ведет никаких журналов, не подписывает и не согласовывает никакие документы, связанные с трудом осужденных, в связи с чем сложно оценить эффективность его работы. А от регламентации подобных бумаг напрямую зависит результативность рабочего процесса в промышленной зоне. Возможно возложение на данного сотрудника обязанностей по согласованию табелей учета рабочего времени, совместному составлению нарядов для оплаты труда, составлению графика работ согласно ст. 106 УИК РФ, комплектованию рабочих мест за счет неработающих осужденных и т. п.

Ниже приведен сравнительный анализ трудовой деятельности спецконтингента ФКУ ИК-7 за 2013-2014 гг. в контексте апробации модели Центра.

Критерии оценки эффективности функционирования Центра и результатов его работы

Показатели организации трудовой адаптации осужденных:

Период

июнь,

июль,

август

июнь,

июль,

август

— количество осужденных, имеющих профессию

(из них — получивших профессию в ИУ)

(367)

(328)

— количество работающих осужденных

— количество осужденных, выполняющих норму выработки

— количество осужденных, не выполняющих норму выработки

Делая выводы об эффективности эксперимента в данной колонии, нельзя упускать из вида тот факт, что учреждение оборудовано по последнему слову техники. Практически все объекты жилой и промышленной зон оснащены системами видеонаблюдения, что обеспечивает качественный надзор за осужденными и возможность своевременного пресечения правонарушений. Высокие показатели производительности труда в ИК-7 также объясняются соответствующим уровнем производственных мощностей. Такая материалы ная база существует не во всех исправительных учреждениях, что может значительно снизить показатели труда, а следовательно, и эффект от внедрения модели Центра.

И тут в качестве дополнительного источника мотивации осужденных можно выделить подписанное в феврале текущего года директором ФСИН России Г. А. Корниенко и председателем правления Сбербанка России Г. Грефом соглашения о создании Торгового дома ФСИН в виде государственного унитарного предприятия, которое будет заниматься продажей готовой продукции, производимой в исправительных учреждениях УИС.

По информации, содержащейся в «Российской газете» (федеральный выпуск № 6423 (151), предполагается следующее: Торговый дом ФСИН поможет производителю и заказчику найти дорогу друг к другу. Своевременное отслеживание тендеров, проведение маркетинговых исследований и анализ потребностей рынка обеспечит выход производственных мощностей исправительных учреждений на новый уровень, что будет способствовать созданию новых рабочих мест для осужденных, повышению их заработной платы.

В настоящее время лишь 30 % осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, трудоустроены. И дело тут вовсе не в нежелании последних работать. Банальная нехватка заказов, отсутствие должного уровня рекламирования изготавливаемой продукции, а также элемент коррупционной составляющей, отталкивающей потенциального покупателя, не позволяет лицам из числа спецконтингента получать справедливое вознаграждение за свой труд. И это несмотря на широчайший ассортимент (более 100 000 наименований) производимой учреждениями ФСИН продукции. Работа по организации Торгового дома ФСИН с надлежащим уровнем менеджмента уже стартовала в качестве эксперимента в Красноярском, Приморском краях, некоторых регионах Центрального федерального округа и одной из южных областей.

Таким образом, трудовая составляющая ресоциализации лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, в рамках Центра исправления осужденных исправительного учреждения может быть реализована на принципиально новом уровне при условии комплексного подхода к развитию двух вышеуказанных проектов. Предложенная модель позволит не только усилить контроль за психологическим климатом в расположении Центра и профилактикой нарушений режима отбывания наказания, но и даст возможность вовлечения в процесс перевоспитания все новых осужденных к лишению свободы лиц: приток осужденных из основной массы спецконтингента, ранее не выражавших желания получить профессию и трудоустроиться, будет неизбежен — материальные стимулы в виде условий содержания и высокой заработной платы сыграют свою роль.

Импульс, данный осужденному через нововведения в трудовые взаимоотношения гражданина, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы, и государства, должен послужить началу кропотливой работы в разных направлениях деятельности служб пенитенциарной системы Российской Федерации. Одним из таких направлений и будет являться создание Центра исправления осужденных исправительного учреждения, создающего все условия для ресоциализации осужденных путем приобщения к честному высокооплачиваемому труду.

Библиографический список

Высочайше утвержденное мнение Государственного совета о занятии арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов: закон от 06.01.1886 // Тюремный вестник. — 1985. -№ 2.

Иванова, Н. А. Экономика и социология труда / Н. А. Иванова. — М. : Ай Пи Эр Медиа, 2009. — 48 с.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

Распоряжение ФСИН России от 29.05.2014 № 105-р «О проведении эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения».

  • Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распор. Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
  • Высочайше утвержденное мнение Государственного совета о занятии арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов: закон от 06.01.1886 //Тюремный вестник. — 1985. -№ 2.
  • Распоряжение ФСИН России от 29.05.2014 № 105-р «О проведении эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения».
  • Иванова Н. А. Экономика и социология труда. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009.
  • Российская газета: федер. вып. -№ 6423 (151).

Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных

Временно исполняющий обязанности начальника управления:

государственный советник Российской Федерации 3 класса
Пешкин Владимир Николаевич

Заместитель начальника управления:
полковник внутренней службы Пантелеев Валерий Алексеевич

Контактные телефоны:

(495) 983-97-02, (495) 983-97-42

Общие сведения

Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России (далее — Управление) обеспечивает исполнение требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении к труду осужденных к наказанию в виде лишения свободы, организации их среднего профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), привитии им трудовых навыков, позитивной мотивации к труду и создании условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, а также реализует полномочия ФСИН России по осуществлению разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной системы.

В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, ФСИН России, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работа Управления осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего Управления за состояние дел на порученном участке.

Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.

Подразделения Федеральной службы исполнения наказаний, расположенные в большинстве субъектов Российской Федерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства.

В период 2006-2010 годов проведено реформирование промышленного сектора УИС, основная цель которого — переориентация его деятельности в первую очередь на решение социальных задач, связанных с адаптацией человека к нормальной жизни после освобождения из мест лишения свободы.

В ходе реформирования предприятия исправительных учреждений реорганизованы в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционируют 569 центров трудовой адаптации осужденных, 21 учебно-производственных и 54 лечебно-производственных мастерских.

Основными задачами данных структурных подразделений являются:

  • организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду;

  • создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в его результатах;

  • восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации
    в обществе.

Выполнение поставленных задач позволит обеспечить исполнение осужденным приговора суда, в части возмещения причиненного морального и материального ущерба гражданам, пострадавшим от его преступного деяния.

Исправительные учреждения ФСИН России обладают значительными трудовыми ресурсами. Осужденные трудятся на производственных объектах подразделений уголовно-исполнительной системы и их партнеров. Ежегодно исправительными учреждениями производится продукции, выполняется работ и оказывается услуг в объеме более 32 млрд. рублей.

Значительная часть выпускаемой продукции поставляется исправительными учреждениями для собственных нужд, а также по заказам силовых министерств и ведомств.

Важнейшей составляющей процесса трудовой адаптации осужденных является система среднего профессионального образования. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе созданы и функционируют 307 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 399 их структурных подразделений, в которых ежегодно проходит обучение более 100 тыс. осужденных.

Ряд подразделений ФСИН России являются единственными в стране изготовителями отдельных наименований сертифицированных изделий машиностроения и электротехнической продукции, либо занимают доминирующее положение в соответствующих отраслях промышленности (трубопроводная арматура, тягодутьевые машины, высоковольтные предохранители и разъединители, понижающие и измерительные трансформаторы, экранирующая плетенка).

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе созданы специализированные производственные мощности по выпуску:

  • продукции автомобилестроения и сельхозтехники;

  • оборудования для приготовления и транспортировки пищи;

  • металлоизделий, в том числе зданий сборно-разборных, металлической тары и инструмента;

  • вентиляционного, подъемно-транспортного, аварийно-спасательного и пожарного оборудования;

  • строительных материалов и электротехнической продукции;

  • изделий деревообработки, корпусной и мягкой мебели;

  • форменной и специальной одежды и обуви, металлофурнитуры.

На протяжении длительного периода времени подразделения уголовно-исполнительной системы России являются надежными партнерами и поставщиками продукции для государственных и коммерческих потребителей.

Основные задачи управления:

организация привлечения осужденных к лишению свободы к труду и создание условий для их материальной заинтересованности в результатах труда;

организация среднего профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы с учетом потребностей учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;

осуществление мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы подразделений трудовой адаптации осужденных территориальных органов ФСИН России и образовательных организаций среднего профессионального образования, находящихся в ведении ФСИН России, повышению эффективности использования производственного оборудования и техники учреждений и органов УИС, их модернизации и обновления;

организация работы по использованию в деятельности по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы и производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений прогрессивных научно-технических разработок и технологий;

организация работы по использованию новых форм и методик профессионального обучения осужденных к лишению свободы, повышению технического уровня и качества выполняемых работ и продукции, внедрению передового опыта;

обеспечение единства требований в вопросах ведений надзорной и инспекторской деятельности в области промышленной безопасности;

осуществление контроля при рассмотрении территориальными органами ФСИН России предложений юридических лиц любых организационно-правовых форм об организации совместной производственной деятельности и (или) поставках продукции, выпускаемой исправительными учреждениями;

организация контроля за участием производственного персонала исправительных учреждений в надзоре за осужденными в местах их работ, выполнение сотрудниками, федеральными государственными служащими и осужденными требований режима и противопожарной безопасности на производственных объектах.

Структура управления:

— отдел организации производственной деятельности и трудозанятости осужденных;

— отдел маркетинга и сбыта продукции;

— планово-аналитический отдел;

— технический отдел;

— инспекция технического надзора.

Информация о деятельности управления

Управление организует:

подготовку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и деятельности системы среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы;

подготовку предложений по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений трудовой адаптации осужденных, кустовых инспекций технического надзора, а также образовательных организаций ФСИН России;

определение объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых и аналитических программ по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, обеспечение образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях ФСИН России;

распределение по территориальным органам ФСИН России бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых программ по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, обеспечение деятельности образовательных организаций ФСИН России, а также обеспечение природоохранной деятельности и проведение специальной оценки условий труда;

рассмотрение заявок территориальных органов ФСИН России на выделение бюджетных ассигнований для реализации мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых и аналитических программ по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, обеспечения учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России;

сбор, анализ информации о состоянии активной части основных производственных фондов УИС, производственных мощностей подразделений УИС, а также о результатах работы по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест осужденных на производственных объектах УИС, обеспечению безопасности условий труда;

разработку, принятие мер и контроль за результатами их реализации в отношении освоения новой продукции, технического развития производства, обеспечение соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям технической документации, разработку предложений по модернизации, наращиванию и повышению эффективности их использования;

работу территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, по технической подготовке производства, разработке технической и технологической документации, унификации, сертификации и стандартизации выпускаемой продукции;

работу территориальных органов ФСИН России по производству продукции, в том числе внутрисистемного назначения;

согласование рассмотренных территориальными органами ФСИН России предложений юридических лиц любых организационно-правовых форм об организации совместной производственной деятельности и (или) поставках продукции, выпускаемой исправительными учреждениями;

разработку и внедрение нормативов расходования материальных, трудовых ресурсов, с учетом рабочих мест для осужденных к лишению свободы, предложений по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы инвалидов и ограниченно годных к труду;

работу исправительных учреждений по обеспечению качества продукции (работ, услуг), экологических требований к производству;

согласование приобретения для нужд территориальных органов ФСИН России транспортных средств, средств механизации за счет средств дополнительного бюджетного финансирования, связанного с привлечением осужденных к лишению свободы к труду.

Управление принимает участие:

в работе коллегий, конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятиях по рассмотрению вопросов, входящих в компетенцию Управления;

в проведении инспекторских, контрольных и иных проверок деятельности территориальных органов ФСИН России, а также в установленном Ростехнадзором порядке в расследовании аварий и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов;

в разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

в подготовке материалов для руководства ФСИН России по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

в рассмотрении, поступающих в Управление предложений, заявлений, жалоб граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и обеспечении контроля за своевременностью их рассмотрения;

в согласовании штатной численности подразделений трудовой адаптации осужденных исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России и профессиональных образовательных учреждений ФСИН России;

в разработке проектов нормативных актов Минюста России, актов ФСИН России, информационных и методологических материалов по вопросам проведения реформирования промышленного сектора УИС, иным вопросам, связанным с деятельностью подразделений трудовой адаптации осужденных, системы среднего профессионального обучения осужденных к лишению свободы, методических материалов, рекомендаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления, а также технологических решений по изучению и внедрению передового опыта, наиболее эффективных форм и методов организации трудовой адаптации осужденных к лишению свободы;

в подготовке и согласовании выпуска и поставки продукции для обеспечения внутрисистемных нужд, а также нормативно-технической и конструкторской документации на новые виды изделий для государственных и внутрисистемных нужд, ведомственных норм расхода сырья и материалов, необходимых для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг);

в формировании сметы УИС по реализации мероприятий федеральных целевых, ведомственных целевых и аналитических программ по основным направлениям хозяйственной деятельности УИС, обеспечении образовательного процесса профессиональных образовательных организаций ФСИН России;

в подготовке исправительными учреждениями мероприятий и программ по разработке и освоению производства изделий для государственных и внутрисистемных нужд;

в подготовке и проведении всероссийских отраслевых ярмарок и международных выставок;

в оказании методической помощи территориальным органам ФСИН России в развитии маркетинговой и сбытовой деятельности, направленной на изыскание новых рынков сбыта и снижения остатков готовой продукции, в организации рекламных кампаний продукции, производимой подразделениями территориальных органов ФСИН России.

За организацию участия в международных и федеральных выставках-ярмарках ФСИН России и Управление неоднократно награждались медалями, дипломами и грамотами.

Мероприятия по организации трудовой терапии осужденных инвалидов, содержащихся в исправительных учреждениях

Во исполнение Плана разработки правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ФСИН России подготовлено распоряжение от 30.09.2015 № 128-р «О Плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний» (далее — Дорожная карта ФСИН России).

Дорожная карта ФСИН России носит комплексный характер и содержит таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний и перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний.

Управлением принимаются меры по выполнению территориальными органами ФСИН России показателей Дорожной карты ФСИН России, в части касающейся обучения и трудовой терапии осужденных инвалидов.

Так, по результатам работы за 2017 год в подразделениях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание 19,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе III группы – 10,8 тыс. человек, II группы – 7,8 тыс. человек, I группы – 0,5 тыс. человек.

В целях осуществления трудовой терапии в 2017 году было трудоустроено 2,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе 0,5 тыс. человек, имеющих I и II группы. Основную долю трудоустроенных инвалидов составили соответственно осужденные с III группой – 1,6 тыс. человек.

Осужденные-инвалиды, в основном, трудоустроены на участках по изготовлению швейной продукции, изделий народного творчества (сувенирной продукции), а также на должностях по хозяйственному обслуживанию учреждений.

Контрольно-надзорная деятельность

Отдел трудовой адаптации осужденных

Отдел трудовой адаптации осужденных (в дальнейшем — ОТАО) является структурным подразделением Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (в дальнейшем — УФСИН России по Новгородской области).

В своей работе ОТАО руководствуется законодательными актами Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, приказом ФСИН от 20.10.2006г. №688 «Об оценочных показателях деятельности территориальных органов УИС по трудовой адаптации осужденных к лишению свободы», приказами и указаниями Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России), УФСИН России по Новгородской области, Положением об УФСИН России по Новгородской области, должностными инструкциями.

Организационной основой деятельности отдела являются планы работы УФСИН России по Новгородской области, планы работы ОТАО, специальные комплексные планы, а также распоряжения и указания руководства ФСИН России, УФСИН России по Новгородской области.

Работа отдела строится на взаимодействии с производственными службами Центров трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) в ФКУ ИК-4, КП-6, ИК-7, ИК-9 и лечебно-производственной мастерской (ЛПМ) в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, органами уголовно-исполнительной системы, предприятиями и организациями различных форм собственности.

Основные задачи:
— координация работы ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области, организация их взаимодействия и обеспечение комплексного подхода к выполнению задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему;

— разработка программ экономического развития ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области, контроль и проверка их фактического выполнения, а также требований приказов и указаний ФСИН России, УФСИН России по Новгородской области, поручений руководства УФСИН России по Новгородской области, планов работы, в части касающейся производственных служб;

— инспектирование деятельности ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области, анализ производственной деятельности;

— оказание методической и практической помощи руководству ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области по освоению новых изделий, новых технологий, внедрению новой техники;

— оказание методической и практической помощи ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области в организации профессионального обучения осужденных;

— взаимодействие с органами государственной власти Новгородской области, глав муниципальных образований, предпринимательством и представителями бизнес-сообщества в целях загрузки производственных мощностей ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области;

— проведение рекламной деятельности и участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях федерального и регионального значения для обеспечения популяризации продукции, выпускаемой ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области.

Основные функции:
— определяет перспективы развития производства и пути реализации планов (прогнозов) экономического развития ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области, программ выпуска продукции, освоения новых производств, новых видов продукции;

— рассматривает и согласовывает технологические схемы производственных процессов, мероприятия по освоению новой техники, технологии, новых видов продукции;

— оказывает содействие руководству ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области по внедрению разработанных технологических процессов новых производств, координирует работу по подготовке технических заданий, освоению изделий, расширению производственной базы;

— анализирует результаты производственной деятельности ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области, обеспечивает обобщение данных и представление результатов руководству УФСИН России по Новгородской области;

— контролирует и координирует работу производственных служб ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области по маркетингу, товародвижению готовой продукции, ценовой политике;

— оказывает содействие ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области по реализации продукции, проведению выставок, ярмарок, рекламной деятельности;

— планирует и подводит итоги собственной деятельности и производственных служб ФКУ области;

— обеспечивает подготовку предложений руководству УФСИН России по Новгородской области по материальному стимулированию сотрудников ОТАО, производственного и технического аппарата ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области за улучшение деятельности и эффективности мероприятий по освоению новой продукции, созданию дополнительных рабочих мест;

— контролирует и согласовывает закупки оборудования, материалов и комплектующих изделий производимых ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ;

— разрабатывает предложения по улучшению деятельности ЦТАО (ЛПМ) ФКУ области по результатам инспектирования и проверок.

Центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) и лечебно-производственная мастерская (ЛПМ) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области осуществляют реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства в части привлечения к труду осужденных к лишению свободы, организации их профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, привития им трудовых навыков и закрепления позитивного отношения к труду и создания условий для материальной и моральной заинтересованности осужденных в результатах труда.

Одной из основных задач ЦТАО (ЛПМ) является организация профессиональной подготовки и повышения профессиональной квалификации осужденных, производственное обучение их смежным профессиям в соответствии с потребностями хозяйственной деятельности Учреждений и с учётом перспективы её дальнейшего развития, а также с потребностями регионального рынка труда и рабочей силы.

В первую очередь должны подлежать трудовой адаптации трудоспособные осужденные, ранее не работавшие, не имеющие специальности, постоянного источника дохода, родственных связей, имеющие непогашенные иски, а также инвалиды и ограниченно трудоспособные осужденные в соответствии с рекомендациями медицинской комиссии. В соответствии с современными понятиями о трудовой адаптации осужденных их труд должен быть организован таким образом, чтобы осужденный понял, что закон обязывает его трудиться не в качестве кары, не в качестве спасительного средства от безделья, не как способ окупить государству его содержание, а как высокую ценность и приобретение для самих осужденных.

Действующие в Учреждениях УФСИН по Новгородской области профессиональное училище (федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №36) и его филиалы также решают поставленную задачу по обучению и подготовке квалифицированных рабочих кадров по требующимся специальностям.

По программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих осуществляется обучение по специальности «Станочник-обработчик» и по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей». По программам профессионального обучения — по 11 рабочим профессиям (токарь, швея, раскройщик, электросварщик ручной сварки, станочник деревообрабатывающих станков, столяр, машинист (кочегар) котельной, оператор котельной, маляр, штукатур, резчик по дереву и бересте). Все специальности имеют лицензии на правоведения образовательной деятельности.

5 учреждений уголовно исполнительной системы (УИС) области имеют производственную базу — центры трудовой адаптации осужденных в поселках Панковка (ИК-7), Парфино (ИК-9), Топорок (КП-6) и г.Валдай (ИК-4) и лечебно-производственную мастерскую в учреждении г. Боровичи (ЛИУ-3). Производственная деятельность этих предприятий очень разносторонняя: деревообработка, металлообработка, выпуск швейной продукции, выпуск продуктов питания, работа по кооперации со сторонними предприятиями.

Более подробно по направлениям деятельности:

1. Деревообработка
В ФКУ ЛИУ-3, ИК-4, ИК-7, ИК-9 производится распиловка на доски, изготавливается вагонка (обычная, евро, блок-хаус), половая доска, паллетная доска, погонажные изделия (наличник, плинтус, штапик, отделочные рейки различных профилей, штакетник и т.д.). Для примера, распиловочные комплексы в ФКУ ИК-4, ИК-7 позволяют распиливать до 1000 кубометров пиловочника в месяц с высоким качеством.

Также изготавливаются столярные изделия: рамы, двери. Возможно изготовление срубов домов, бань из материала заказчика. Под заказ изготавливаются колодцы, садовые домики, беседки.

ФКУ ИК-7 изготавливает мебель из ламинированного ДСП: кухни, прихожие, офисную мебель, школьную мебель.

2. Металлообработка
Станочный парк в ФКУ ЛИУ-3, ИК-4, 7, 9 позволяет выполнять широкий спектр работ по металлообработке: токарные, фрезерные, сверлильные, слесарные, сварочные, кузнечные, штамповочные.

Многолетнее сотрудничество ФКУ ЛИУ-3 с мебельными фабриками позволяет обеспечить заказами на изготовление мебельной фурнитуры участок металлообработки и штамповки.
Сварочные участки ФКУ ИК-7, 9 позволяют изготовить сложные металлические конструкции – фермы, каркасы.

Кузнечные производства ФКУ ЛИУ-3, ИК-7, 9 выпускают кованые изделия различной тематики – заборы, ограды, подставки под цветы, мангалы, подсвечники и т.д.

Особым спросом пользуются малые архитектурные формы – скамейки, урны, клумбы, которые приобретают как частные лица, так и государственные и муниципальные заказчики.

3. Швейное производство
В ФКУ ЛИУ-3, ИК-4, 7, 9 организовано швейное производство современного уровня, позволяющее выполнять работы по пошиву форменного обмундирования для системы УИС и иных министерств и ведомств. В большом объёме исполняются заказы по пошиву спецодежды (зимней, летней) для коммерческих организаций Москвы и Санкт-Петербурга, заказы на постельное бельё, матрасы для государственных и муниципальных учреждений области. Осуществляется пошив сумок, рюкзаков, палаток, иных швейных изделий под заказ.

4. Выпуск продуктов питания
Главным приоритетом производства продуктов питания в учреждениях УИС области является самообеспечение, то есть снабжение продуктами питания для спецконтингента.

В ФКУ ИК-9 производят помол зерна на муку пшеничную, ржано-обдирную, изготавливают крупу: пшеничную, ячневую, перловую.

Птичники ФКУ КП-6, ИК-9 обеспечивают потребность в мясе куры.

Подсобное хозяйство ФКУ КП-6 обеспечивает потребность в мясе свиней, крупного рогатого скота.

5. Кооперация
По кооперации с предприятиями Новгородской и Тверской областей, Санкт-Петербурга и Москвы выпускается самая разнообразная продукция: термометры и банные станции различных вариантов исполнения, садовый инструмент, средства личной гигиены.

Приказ Минюста РФ от 1 апреля 2008 г. N 80 «Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы»

В 2007 году в целях переориентации производственного сектора уголовно-исполнительной системы было решено преобразовать собственные производства учреждений, исполняющих наказания, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Целью указанных преобразований является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях и тюрьмах. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях. Определены функции и порядок организации деятельности центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских.

Основными задачами центров трудовой адаптации и учебно-производственных (трудовых) мастерских являются обеспечение занятости осужденных общественно-полезным трудом, привитие им необходимых трудовых навыков, профессиональная подготовка и повышение профессиональной квалификации осужденных, обучение их смежным профессиям.

Лечебно-производственные (трудовые) мастерские организуются в целях применения трудовой терапии для улучшения психического и физического состояния осужденных, повышения и закрепления трудоспособности больных. К задачам лечебно-производственных (трудовых) мастерских также отнесено обучение осужденных профессии, соответствующей степени их трудоспособности, обеспечение занятости осужденных общественно полезным трудом, реабилитация осужденных на основе трудовой терапии для восстановления ими способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Трудовая терапия в лечебно-производственных (трудовых) мастерских проводится под постоянным наблюдением медицинского персонала. Запрещено устанавливать обязательные нормы выработки для осужденных, проходящих трудовую терапию. В лечебно-производственные (трудовые) мастерские не направляются осужденные, которым трудовая терапия противопоказана по состоянию здоровья.

Производственная деятельность как основа трудовой адаптации осужденных к лишению свободы

Шлыков В.В., профессор Академии ФСИН России.

Для выполнения возложенных на учреждения, исполняющие наказания, обязанностей по организации привлечения осужденных к труду <1>, самообеспечения уголовно-исполнительной системы (УИС) необходимой продукцией создаются собственные производства учреждений, исполняющих наказания, заключаются контракты на предоставление работы осужденным с предприятиями любой организационно-правовой формы, не входящими в УИС, что в совокупности образует производство УИС в широком смысле слова. Основой производства УИС является производственная деятельность осужденных — производство в узком смысле слова <2>.

<1> Часть 3 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

<2> См.: Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5. С. 24.

Производственная деятельность в УИС в отличие от производственной деятельности других социальных систем имеет особую правовую природу, основой которой, помимо экономических, являются социальные, образовательные, воспитательные и другие пенитенциарные цели, стоящие как перед руководством УИС, так и перед администрацией исправительных колоний по отношению к привлекаемым к труду осужденным, что позволяет вести речь о подчинении процесса производственной деятельности в УИС функции осуществления правоохранительной деятельности в объеме, регламентированном положениями уголовного и уголовно-исполнительного права.

По мнению автора, к пенитенциарным целям производственной деятельности уголовно-исполнительной системы относится решение ряда теоретических и практических проблем, связанных с развитием организационно-правового механизма, направленного на совершенствование содержания, средств и методов воздействия на осужденных через труд, обеспечение их исправления, трудовой адаптации <3> и социальной реабилитации, снижение уровня пенитенциарной и рецидивной преступности <4>.

<3> Адаптация — лат. adaptare — приспособлять.
<4> Как пример см.: Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5.

Пенитенциарные цели производственной деятельности исправительной колонии — трудовая адаптация и социальная реабилитация осужденных к лишению свободы за счет накопления ими жизненно необходимого опыта сосуществования в социально-трудовом коллективе исправительного учреждения и производственной деятельности и (или) социально значимых для исправительного учреждения работ, с последующим освоением профессии, необходимой осужденному не только в исправительном учреждении, но и после освобождения.

Таким образом, под производственной деятельностью в уголовно-исполнительной системе автор понимает осуществляемую в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых для выполнения производственной программы исправительного учреждения либо иной организации, где осужденные могут привлекаться к труду, и направленную на достижение пенитенциарных целей, связанных с осуществлением УИС функций правоохранительной деятельности.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) называет исправление осужденных в числе приоритетных целей уголовно-исполнительного законодательства. При этом общественно полезный труд наряду с профессиональной подготовкой традиционно включается в перечень основных средств исправления осужденных.

Поскольку, как мы покажем дальше, на современном этапе исправление осужденных является одной из составляющих трудовой адаптации осужденных к лишению свободы, остановимся более подробно на производственной деятельности как основе их трудовой адаптации.

Осуществляя выявление существующих и разработку новых подходов, связанных с индивидуальным воздействием на осужденного как на объект процесса трудовой адаптации, осуществляемой не только руководством центра трудовой адаптации (ЦТА), но и администрацией исправительной колонии, необходимо отметить, что данный процесс состоит из отдельных этапов. Первый — приспособление осужденных к среде исправительного учреждения (ИУ). Второй — приспособление к производственной среде ИУ за счет привития трудовых навыков, необходимых в ИУ, и/или привлечения к выполнению социально значимых для учреждения работ <5>. Третий — приобретение профессий, необходимых и после освобождения (рис. 1).

<5> См. работу автора «Понятийно-категориальный аппарат процесса трудовой адаптации и социализации осужденных к лишению свободы» // Закон и право. 2005. N 10. ——————————¬
¦ Трудовая адаптация ¦
¦осужденных к лишению свободы¦
L————-T—————
¦
———————+———————¬
¦ ¦ ¦
———+———¬———-+———-¬———-+———-¬
¦ Адаптация ¦¦ Привитие трудовых ¦¦Получение профессии,¦
¦ к среде ИУ ¦¦навыков, необходимых¦¦ необходимой после ¦
¦ ¦¦ в ИУ ¦¦ освобождения ¦
L——————-L———————L———————

Рис. 1. Этапы процесса трудовой адаптации

Необходимо отметить, что второй и третий этапы для отдельных осужденных могут быть совмещены (поскольку получаемая профессия может быть востребована после освобождения). Но указанные процессы осуществляются на фоне основной задачи ИУ — социализации осужденного, поскольку профессионально-техническое обучение, производственная деятельность и социально значимые для учреждения работы немыслимы без воспитательной работы, общеобразовательного обучения, других форм положительного воздействия на осужденного и являются той социально-экономической основой, на базе которой осуществляется процесс их социализации.

При анализе первого этапа процесса трудовой адаптации следует исходить из того положения, что микросреда ИУ обладает как положительными, так и негативными свойствами, обусловленными концентрацией в ИУ лиц, преступивших закон. Причем осужденные могут адаптироваться как к положительным сторонам жизни и быта исправительного учреждения, так и к отрицательным элементам микросреды. Поэтому принято различать положительную и отрицательную адаптацию. Под положительной адаптацией понимают приспособление индивида к позитивным элементам среды, общепринятым нормам и ценностям, которые способствуют формированию положительных навыков общения, активной жизненной позиции.

Отрицательная адаптация заключается в приспособлении личности к образцам поведения, расходящимся с принятыми в обществе. Этот процесс обусловливает нравственную деградацию индивида, потерю чувства ответственности и долга перед обществом, формирование эгоистической установки, отрицательного отношения к труду, учебе, коллективу <6>. Ярким примером получения опыта отрицательной адаптации осужденных к среде ИУ является понятие «тюремная субкультура», изученное и описанное А. Олейником <7>.

<6> См.: Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учеб. пособие. Рязань: Изд. РВШ МВД СССР, 1981. С. 10.
<7> См.: Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001.

Отрицательной адаптации осужденных противостоит администрация ИУ, которая располагает комплексом мер исправительного воздействия. Позитивной адаптации способствует актив осужденных.

Процесс адаптации осужденных к лишению свободы, к среде ИУ может рассматриваться с двух сторон: субъективной (эмоционально-оценочной) и объективной (поведенческой). Субъективная сторона предполагает восприятие вновь прибывшим осужденным новых для него условий, правил внутреннего распорядка ИУ, неформальных норм, принятых в малых группах различной направленности, а также выработку конкретного эмоционального окрашенного отношения к ним. Восприятие и оценка этих условий обусловлены личностными особенностями, всем предыдущим образом жизни. С этим согласны 84% опрошенных сотрудников исправительных учреждений (диагр. 1).

84%
——-¬ ——————————¬
¦//////¦ ¦ —-¬ Согласны с важностью ¦
¦//////¦ ¦ ¦///¦ субъективной стороны ¦
¦//////¦ ¦ L—- адаптации осужденных ¦
¦//////¦ ¦ ¦
¦//////¦ ¦ —-¬ ¦
¦//////¦ ¦ ¦###¦ Выражают сомнение ¦
¦//////¦ ¦ L—- ¦
16% ¦//////¦ ¦ ¦
——-¬ ¦//////¦ L——————————
¦######¦ ¦//////¦
L——- L——-

Диаграмма 1. Мнение сотрудников УИС по поводу важности субъективной стороны адаптации осужденных

Объективная сторона заключается в определенном стиле внешнего поведения осужденного, свидетельствующего о том, что процесс адаптации проходит успешно или, наоборот, встречает затруднения.

В теории и практике уголовно-исполнительной системы существует набор эмпирических показателей, свидетельствующих о положительной или отрицательной динамике процесса адаптации осужденных к среде ИУ. В сфере режима это: признание вины в совершенном преступлении, осознание справедливости наказания и необходимости его отбывания, соблюдение правил внутреннего распорядка, отсутствие взысканий либо снятие ранее наложенных, отсутствие конфликтов с активом и представителями администрации, негативных оценок режимных требований.

Нарушение условий режима, конфликты с администрацией и активом осужденных, тесные контакты с нарушителями режима, негативное отношение к официальным нормам расцениваются как показатели отрицательной адаптации осужденных к лишению свободы к среде ИУ. Например, Н.С. Артемьев в своих работах рассматривает пенитенциарную преступность как один из показателей отрицательной адаптации осужденных <8>.

<8> Артемьев Н.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью. М., 1997; Артемьев Н.С. Профилактика рецидивной преступности. Рязань, 1998.

В области воспитательной работы показателями положительной адаптации являются: работа в составе актива, отсутствие конфликтов с членами самодеятельных организаций, посещение и участие в воспитательных мероприятиях, их положительная оценка. И наоборот, тяготение осужденного к тюремной субкультуре, ее поддержка и пропаганда являются свидетельством отрицательной адаптации осужденных к лишению свободы, к среде ИУ. Если впервые осужденный овладевает жаргоном, наносит татуировки, копирует манеру одеваться, то можно сделать вывод о том, что он примкнул к малой группе, характеризующейся отрицательной направленностью.

В учебной деятельности показателями положительной адаптации являются: повышение образовательного и (или) профессионального уровня, обучение в вузе. Отказ продолжать учебу в общеобразовательной школе, пропуски занятий, неудовлетворительные оценки позволяют сделать вывод о низком уровне адаптированности к среде ИУ.

На наш взгляд, положительная динамика в принятии осужденным указанных норм позволяет говорить о его адаптации к среде ИУ. Показателем завершения первого этапа процесса трудовой адаптации осужденных и готовности к следующему этапу — адаптации к производственной среде ИУ можно считать готовность осужденного, (микроколлектива осужденных) к производственной деятельности в местах, предусмотренных ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Рассматривая второй этап трудовой адаптации, необходимо остановиться на том, что комплекс мероприятий, проводимых администрацией исправительного учреждения, с целью накопления осужденными жизненно необходимого опыта сосуществования в социально-трудовом коллективе исправительного учреждения за счет производственной деятельности и (или) социально значимых для исправительного учреждения работ, обусловливает необходимость оценки потенциала осужденных по их предыдущему отношению к трудовой деятельности, общеобразовательной и профессиональной подготовке.

На основании проведенных автором исследований он делает вывод о том, что в интересах управления механизмом трудовой адаптации осужденных можно условно разделить на три укрупненных группы: не подлежащие процессу трудовой адаптации на основании нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы (пенсионеры, инвалиды и т.д.); не нуждающиеся в трудовой адаптации — имеющие трудовые навыки, необходимые для нужд конкретного производства ИУ; нуждающиеся в трудовой адаптации (диагр. 2).

79% —————————¬
——-¬ ¦ —-¬ Осужденные, ¦
¦//////¦ ¦ ¦###¦ не нуждающиеся в ¦
¦//////¦ ¦ L—- трудовой адаптации ¦
¦//////¦ ¦ ¦
¦//////¦ ¦ —-¬ Осужденные, ¦
¦//////¦ ¦ ¦///¦ нуждающиеся в ¦
¦//////¦ ¦ L—- трудовой адаптации ¦
13% ¦//////¦ ¦ ¦
8% ——-¬ ¦//////¦ ¦ —-¬ Осужденные, не ¦
——-¬ ¦######¦ ¦//////¦ ¦ ¦+++¦ подлежащие трудовой¦
¦++++++¦ ¦######¦ ¦//////¦ ¦ L—- адаптации ¦
L——- L——- L——- L—————————

Диаграмма 2. Качественный состав осужденных по отношению к процессу трудовой адаптации

Данное деление важно для организации производства ИУ в интересах трудовой адаптации осужденных. Для возможности машинной обработки полученных данных, а также для удобства обмена информацией предлагается ввести соответствующие коды указанных групп (табл. 1).

Таблица 1

Предлагаемые группы Код
1. Осужденные, не подлежащие процессу
обязательной трудовой адаптации
01 <9>
2. Осужденные, не нуждающиеся в
трудовой адаптации к производственной
деятельности в колонии, поскольку
имеют соответствующие
производственные навыки
02
3. Осужденные, нуждающиеся в трудовой
адаптации к производственной
деятельности в колонии
03

<9> Предложенный код можно детализировать, добавляя в зависимости от причины еще две цифры, например 0101 — инвалид 1-й группы, 0102 — инвалид 2-й группы и т.д.

Осужденных третьей группы можно разделить на:

  • нуждающихся в доподготовке или переподготовке для нужд конкретного производства (минимальная трудовая адаптация) (код — 0301);
  • нуждающихся в профессиональном образовании или обучении трудовым навыкам, с последующим их вовлечением в общественный труд исправительного учреждения (стандартная трудовая адаптация) (код — 0302);
  • нуждающихся в длительной (максимальной) трудовой адаптации после общеобразовательной подготовки (код — 0303);
  • осужденных, которым процесс трудовой адаптации различной продолжительности не может быть предложен в связи с отсутствием соответствующих производственных и учебно-производственных мощностей (код — 0304);
  • не желающих в добровольном порядке приступить к трудовой адаптации (код — 04).

Предложенные автором классификации осужденных к лишению свободы полностью соответствуют целям классификации, изложенным в п. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в котором указывается: «Разделение заключенных на категории облегчает работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе» <10>.

<10> См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными понятийными материалами. 2003. С. 971.

Таким образом, глубина или продолжительность адаптации может оцениваться как минимальная трудовая адаптация, стандартная трудовая адаптация, длительная (максимальная) трудовая адаптация. В какой-то степени это можно сравнить с существующей в пенитенциарной системе Японии классификацией осужденных на категории: V — лица, в отношении которых признано необходимым проведение профессиональной переподготовки, E — лица, в отношении которых признано необходимым проведение образовательно-воспитательных мероприятий, G — лица, в отношении которых признано необходимым проведение мероприятий по социальной ориентации <11>.

<11> См.: Спицын В. Наказание и его использование в местах лишения свободы Японии // Преступление и наказание. 2004. N 12. С. 32.

Работа с предложенным показателем позволит администрации учреждений осуществлять дифференциацию и определять примерный объем социально-трудового воздействия на конкретного индивидуума, исходя из учебно-производственных возможностей ИУ <12>, существующего опыта, учета режима колонии и особенностей осужденного, по отношению к процессу трудовой адаптации.

<12> Под данным показателем следует понимать общее количество осужденных конкретного ИУ, привлекаемых к производственному и социально значимому труду, обучающихся в общеобразовательной школе, профессиональном училище, других учебных заведениях.

Как отмечает Ю.А. Алферов, чтобы прогнозировать трудовую активность как элемент становления личности, воспитатель для правильного подхода к перевоспитанию правонарушителя должен поставить с помощью социологических методов точный диагноз профпригодности осужденного, а равно и его нравственную болезнь, уточнить уровень психологических отклонений, проследить течение и развитие различных пороков и только затем определять исправительно-трудовые программы, в которых вопросам трудового воспитания должно отводиться центральное место. Ибо труд в местах лишения свободы демократизируется уже не на словах, а на деле и становиться одним из главных рычагов воздействия на личность <13>.

<13> См.: Алферов Ю.А. Кризис уголовно-исполнительной системы и некоторые аспекты трудового перевоспитания осужденных в современных условиях // Новые формы хозяйствования и трудового использования осужденных в условиях рыночной экономики. 1996. С. 9 — 10.

Исходя из этого, отнесение осужденных к лишению свободы к той или иной группе происходит при активном участии начальника отряда. Он на основании полученных данных проводит с осужденными разъяснительную работу, направленную на разъяснение их прав и обязанностей в отношении трудовой деятельности, исходя из особенностей их содержания, производственных возможностей исправительного учреждения и механизмов реализации процессов трудовой адаптации.

Алгоритм действий администрации к подготовке осуществления процесса трудовой адаптации к производственной деятельности в колонии может быть представлен следующим образом. Опираясь на данные социальных паспортов отрядов, производственный отдел ЦТА совместно с представителем профессионального училища производит подсчет количества осужденных в каждой из групп. Производственный отдел ЦТА готовит справку о возможностях ИУ по организации второго этапа процесса трудовой адаптации, исходя из производственных мощностей, портфеля заказов и других факторов, влияющих на уровень организации производства. Отняв от общего числа спецконтингента осужденных первых двух групп с учетом имеющихся производственных или учебно-производственных возможностей, составляется график организации трудовой адаптации, расчет времени, необходимого для завершения трудовой адаптации для каждого осужденного и всего социально-трудового коллектива.

После этого осужденные, имеющие код 0301, могут быть направлены непосредственно на производство в качестве учеников либо привлекаться к производственной деятельности в соответствии с имеющимися у них трудовыми навыками.

Осужденные с кодом 0302 могут направляться в профессиональные училища. По отношению к ним необходимо использовать более интенсивное воздействие, направленное на появление и развитие трудовых навыков.

Через 6 месяцев осужденные 0301, 0302, получив соответствующие документы об уровне профессиональной подготовки, могут быть отнесены к осужденным, не нуждающимся в трудовой адаптации к производственной деятельности в колонии, поскольку имеют соответствующие производственные навыки (код 02), что будет являться свидетельством завершения второго этапа трудовой адаптации.

Таким образом, можно констатировать, что основанием для завершения этапа трудовой адаптации к производственной деятельности исправительного учреждения может являться присвоение первичного трудового разряда.

Контроль над переводом осужденных из одной категории по отношению к трудовой адаптации в другую можно возложить на группу социальной защиты и учета трудового стажа, внеся соответствующие дополнения в должностные инструкции сотрудников группы. Вместе с тем необходимо помнить о том, что адаптация к производственной среде ИУ носит временный характер, поскольку истинная цель исправительного учреждения — возвращение индивидуума в общество.

После чего перед руководством ЦТА стоит задача по осуществлению последнего этапа трудовой адаптации — приобретению осужденными профессий, необходимых им после освобождения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *