Содержание

>Законодательная метрология

Обязательные требования к средствам измерений и порядку их применения

Обязательные требования к СИ устанавливаются слудующими нормативно-правовыми актами (НПА):

  • Федеральным законом N 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений» (в ред. N 254-ФЗ от 21.07.2014. Изм. действуют с 19.01.2015) (далее Закон);
  • другими ФЗ, содержащими обязательные требования к средствам измерений (СИ);
  • законами РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (например, на право проведения поверки СИ), о лицензировании, о техническом регулировании;
  • действующими Техническими регламентами и законодательными актами в сфере технического регулирования;
  • подзаконными НПА федерального значения, которые принимаются на основе актов федерального законодательства (например, Постановления Правительства РФ);
  • другими подзаконными НПА, которые принимаются федеральными службами и ведомствами (например, Административные регламенты, Порядки, правила, методики, утверждаемые Приказами Минпромторга РФ, приказами Росстандарта);
  • эксплуатационной и технической документацией на конкретное СИ.

Федеральные законы и НПА федерального уровня

102-ФЗ. Законодательные требования к СИ распространяются на сферы деятельности, регулируемые в рамках Закона ОЕИ. Основополагающие требования к СИ, к их применению определены статьей 9 102-ФЗ; к утверждению типа СИ – статьей 12; требования к поверке СИ – статьей 13, требования к измерениях, методикам (методам) измерений – статьей 5.

Так общие требования определяют (ст.9 102-ФЗ), что к применению допускаются СИ, имеющие:

  • утвержденный тип;
  • прошедшие поверку (в соответствии 102-ФЗ);
  • обеспечивающие соблюдение требований законодательства РФ об ОЕИ (обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к СИ);
  • требования, установленные законодательством РФ о техническом регулировании;
  • требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений (при необходимости);
  • обязательные требования к условиям их эксплуатации (при применении СИ);
  • конструкцию, которая предотвращает несанкционированные вмешательства и настройки, приводящие к искажениям результатов измерений.

Для отдельных видов СИ наряду с обязательными требованиями 102-ФЗ могут устанавливаться также обязательные требования другими Законами.

Другие ФЗ. Федеральный закон N 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» устанавливает обязательное требование в аккредитации для юридических лиц, ИП, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по ОЕИ: для поверки и калибровки СИ; испытаний СИ в целях утверждения типа (в том числе).

В отдельных сферах деятельности могут быть установлены повышенные или специальные требования, которые зависят от условий эксплуатации или особенностей регулируемой сферы деятельности. Так особенности ОЕИ при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, в области безопасности и обороны государства и устанавливаются Правительством РФ (ст.1.п.7 102-ФЗ).

Например, требования к автоматическим СИ и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции установлены в статье 8 п. 2 (глава 2 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции» с изм. от 31.12.2014 г).

Так закон N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте РФ» (ст 7. «Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте») содержит требование о проведении метрологического контроля в системе СИ на железнодорожном транспорте, кроме СИ, подлежащих проверке Росстандартом.

НПА федерального и ведомственного уровня

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области ОЕИ, по оказанию государственных услуг в области ОЕИ (и другие) осуществляются Министерством промышленности и торговли РФ и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом). Приказы Минпромторга вводят в действие НПА, регулирующие функции Росстандарта в сфере ОЕИ и СИ.

Обязательными для исполнения являются подзаконные НПА, регулирующие изготовление и применение СИ, принимаемые Правительством РФ, Минпромторгом РФ, Росстандартом. 102-ФЗ определяет необходимость таких актов:

  • Ст.3.п.3. обязывает Правительство РФ установить перечень СИ, поверка которых производится только аккредитованными региональными центрами метрологии (в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации). Такой перечень принят ПП РФ N 250 от 20 апреля 2010 г., действует с 1 января 2012 г.
  • Ст. 9 п.3. говорит, что Порядок отнесения технических средств к СИ устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и по выработке государственной политики и в области ОЕИ. Приказ Минпромторга № 971 от 25 июня 2013 г. установил для Росстандарта Административный регламент предоставления им государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений.
  • Ст.12. п.2 определяет, что решение об утверждении типа СИ или типа стандартных образцов принимается органом, который осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области ОЕИ (Росстандартом).

Минпромторг РФ выполняет установление порядка проведения испытаний (п.7 ст.12), порядка проведения поверки СИ, установление требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (ст.13.п.5).

Требования к СИ, порядку их применения, устанавливаемые различными видами актов федерального и ведомственного законодательства должны вытекать и соответствовать основополагающим положениям 102-ФЗ, т.к. он является базовым актом в области ОЕИ и метрологии.

В иерархии действующего российского законодательства НПА федерального уровня занимают более низкую ступень, чем федеральные законы, а НПА уровня федеральных исполнительных органов расположены ниже, чем НПА федерального уровня. Но юридическая сила всех этих актов не умаляется, они обладают равной юридической силой.

Технические регламенты. В ст. 1 п.4 102-ФЗ сформулировано, что к сфере государственного регулирования ОЕИ относятся также измерения, определенные законами РФ о техническом регулировании, где обязательным для исполнения нормативным документом является Технический регламент.

Если СИ являются объектом государственного регулирования на основе действующих Технических регламентов Таможенного Союза (ТР ТС), то эти НПА также могут содержать обязательные требования.

Например, статья 20 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» формулирует требование: «методы измерений, испытаний (исследований) пищевой продукции для конкретной группы товарной продукции устанавливаются в Перечне стандартов, правил и методы измерений и исследований». Эти перечни рекомендуемых для добровольного исполнения ГОСТов ведут к исполнению обязательных требований ТР.

ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» содержит обязательное требование о допущении применения в странах – членах Таможенного союза единиц величин при маркировке пищевой продукции в соответствии с законодательством в области обеспечения единства измерений. (Количество витаминов и минеральных веществ в пищевой продукции можно указывать в единицах величин Международной системы единиц – миллиграммах, микрограммах или в других).

Отдельные НПА федеральных исполнительных органов

Примеры подзаконных НПА, принятых на основе актов федеральных служб и ведомств (утвержденных Приказами Минпромторга РФ, приказами Росстандарта):

ГОСТ Р 8.674-2009 ГСИ. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями (Приказ Росстандарта N 1105-ст от 15 декабря 2009 г.). Стандарт устанавливает состав и представление общих требований и распространяется на СИ и технические системы и устройства с измерительными функциями в части реализации измерительных функций. В данном стандарте учтены основные положения Директивы 2004/22/ЕС* Европейского Парламента и Совета от 31 марта 2004 г. на СИ и документа МОЗМ ДЗ (Международной организации по законодательной метрологии) «Соответствие СИ законодательным требованиям». Документ разработан ФГУП «ВНИИМС».

НПА по испытаниям и утверждению типа СИ или типа стандартных образцов:

  • Порядок проведения испытаний в целях утверждения типа – ПР 50.2.104-09;
  • Порядок утверждения типа – ПР 50.2.105-09;
  • Порядок выдачи свидетельств – ПР 50.2.106-09;
  • Требования к знакам утверждения типов и порядок их нанесения – ПР 50.2.107-09.

Техническая и эксплуатационная документация (технические и метрологические характеристики СИ, условия их эксплуатации), сопровождающая конкретное СИ, также может содержать нормы, которые необходимо соблюдать. Эти документы не являются НПА и сами по себе не обладают обязательной юридической силой. Если же их соблюдение предписывается действующим НПА, то они становятся обязательными для исполнения в пределах сферы влияния данного НПА.

Теги: средство измерений

Требования к измерениям, эталонам и средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений

Основные требования сформулированы в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» 2008 г. №102-фз.

Требования к измерениям

Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в РФ.

Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. (см. ГОСТ Р 8.563-2009 «ГСИ. Методики (методы) измерений» и МИ 3269-2010 «ГСИ. Построение, изложение, оформление и содержание документов на методики (методы) измерений»).

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

Требования к единицам величин

В РФ применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством РФ могут быть допущены к применению в РФ наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в РФ, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ («Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» утверждено постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 г. №879).

Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, предусмотренных договором (контрактом), заключенным с заказчиком. Единицы величин передаются средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями от эталонов единиц величин и стандартных образцов.

Требования к эталонам единиц величин

Государственный первичный эталон единицы величины государственный эталон единицы величины, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы величины с наивысшей в РФ точностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории РФ. Государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, находящийся в федеральной собственности;

Государственные эталоны единиц величин образуют эталонную базу Российской Федерации. Государственные первичные эталоны единиц величин не подлежат приватизации. Государственные первичные эталоны единиц величин содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах. Они подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат сличению с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств. Ответственность за своевременное представление государственного первичного эталона единицы величины на сличение несет государственный научный метрологический институт, содержащий данный государственный первичный эталон единицы величины.

В РФ должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин. В случае отсутствия соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин должна быть обеспечена прослеживаемость средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, к национальным эталонам единиц величин иностранных государств. Прослеживаемость — свойство эталона единицы величины или средства измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений.

Порядок утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядок передачи единиц величин от государственных эталонов, порядок установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядок оценки соответствия этим требованиям, а также порядок их применения устанавливается Правительством РФ.

Стандартные образцы предназначены для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств веществ (материалов), выраженных в значениях единиц величин, допущенных к применению в РФ. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений применяются стандартные образцы утвержденных типов.

Требования к средствам измерений

В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.

Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (Приказ Минпромторга 2009 г. №323 «Порядок отнесения технических средств к средствам измерений»).

Обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством РФ о техническом регулировании.

Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке или поверке. Калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин — к национальным эталонам единиц величин иностранных государств. Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений.

Результаты калибровки средств измерений, выполненной аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть использованы при поверке средств измерений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Все средства измерений, используемые на практике, в зависимости от их метрологического обслуживания можно разделить на семь групп (рисунок 3.1).

Рис. 3.1. Классификация средств измерений в зависимости от их метрологического обслуживания

Средства измерений, не подлежащие метрологическому обслуживанию, а подвергаемые технической проверке – это СИ, которые не используются для измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и не подпадают под требования по поверке и калибровке ГОСТ, ОСТ, СТО И ТУ, а используются в бытовых целях. Их техническая проверка осуществляется при появлении сомнения в правильности результатов измерений сличением по контрольным приборам, прошедшим поверку или калибровку.

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (ГРОЕИ), до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке (статья 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений»). Это основная форма поддержания средств измерений в метрологически исправном состоянии, при котором все нормируемые метрологические характеристики СИ соответствуют установленным требованиям.

Эталонная база России представлена 122 государственными первичными эталонами, 250 вторичными эталонами, 80 установками высшей точности и более 8000 государственными стандартными образцами. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат сличению с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и с национальными эталонами единиц величин иностранных государств.

Классификация эталонов и порядок передачи единиц величин от эталонов к рабочим средствам измерений представлены на рисунках 3.2 и 3.3 , а общий вид государственной поверочной схемы – на рисунке 3.4.

Рис.3.4. Общий вид государственной поверочной схемы

Передача единицы величины — приведение единицы величины, хранимой средством измерений, к единице величины, воспроизводимой эталоном данной единицы величины или стандартным образцом.

Поверочная схема для средств измерений – это нормативный документ, устанавливающий соподчинение средств измерений, участвующих в передаче размера единицы от эталона рабочим средствам измерений (с указанием методов и погрешности при передаче). Различают государственные и локальные поверочные схемы (в зависимости от того, для какого исходного эталона они разработаны: государственного или исходного вторичного). Государственная поверочная схема (рис.3.4) возглавляется национальным эталоном и оформляется ГОСТом, локальная – исходным, в качестве которого может быть использован рабочий эталон, установка высокой точности или специальный эталон. В СОЕТИСОБ в качестве исходного для военных поверочных схем используются военные эталоны.

Требования к средствам измерений

Требования к результатам экоаналитических работ

1. В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» к результатам измерений в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора предъявляются определенные требования, основными из которых являются следующие:

· результаты измерений должны быть выражены в установленных единицах физических величин,

· погрешность каждого результата должна быть известна,

· эта погрешность не должна превышать установленных норм погрешности.

2. Различными нормативными документами в отдельных случаях предъявляются требования воспроизводимости и сопоставимости результатов.

3. Существенным является требование минимизации затрат на проведение измерений.

4. Одним из самых серьезных требований во многих случаях является обеспечение юридической силы результатов измерений в связи с тем, что они являются основанием для начисления платежей, штрафов, возбуждения исков и др.

Для того чтобы результаты экоаналитических измерений удовлетворяли перечисленным требованиям, необходимо обеспечить соблюдение норм и требований, регламентирующих использование средств измерений, вспомогательного и испытательного оборудования, разработку, аттестацию и применение методик выполнения измерений, процедуры подтверждения технической компетентности лаборатории, проводящей измерения. В нашей стране основы законодательства в сфере обеспечения единства измерений были заложены законом «Об обеспечении единства измерений» (01. 01. 94).

Различными нормативными документами в области обеспечения единства измерений предъявляется достаточно жесткие требования к средствам измерений (СИ), применяемым при экоаналитических работах.

1. Прежде всего СИ должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений (ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждение типа средств измерений»).

После получения положительного результата испытаний такие средства измерений включаются в установленном порядке в Государственный реестр средств измерений (ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений»). Сертификат на СИ установленного типа выдается на определенный срок (не более 5 лет).

2. При эксплуатации СИ необходимо соблюдать установленную в техническом паспорте СИ область применения: от этого зависит как долговечность работы прибора или датчика, так и юридическая обоснованность получаемых результатов с его помощью.

3. Нормативными документами установлен нижний предел обнаружения загрязняющего вещества в объектах окружающей природной среды — обычно он составляет от 0,1 ПДК (для почвы) до 0,8 ПДК (для атмосферного воздуха). При выборе СИ этот факт также необходимо учитывать.

4. Особое внимание следует уделить соблюдению в процессе измерений установленных нормативными документами норм погрешности измерений: ГОСТ 27384 — 87 «Вода. Нормы погрешности определения показателей состава и свойств». ГОСТ 17.24.02 — 81 «Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ».

5. Для СИ универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т. д.) большое значение имеет обеспеченность СИ аттестованными методиками выполнения измерений (далее — МВИ).

6. Для удобства хранения и обработки результатов измерений прибор должен быть оснащен выходом, позволяющим осуществлять его интерфейс с компьютером.

7. Исходя из принципа минимизации затрат на эксплуатацию прибора, необходимо обращать внимание на то, что СИ должно быть обеспечено поверкой не только на заводе — изготовителе, но и в том регионе, где оно реально будет установлено.

8. Немаловажными требованием является низкая стоимость эксплуатации прибора.

9. Приборы, предназначенные для массовых анализов, не должны требовать очень высокой квалификации исполнителя.

10. Для импортных приборов существенным является требование наличия технической документации на русском языке, а также русскоязычного программного обеспечения для СИ.

11. Ремонт прибора не должен быть очень дорогим.

12. Отдельные требования предъявляются к СИ, имеющим в своем составе источники ионизирующих излучений. Такие СИ подлежат обязательной регистрации в органах МВД и Минздрава России, а эксплуатация таких СИ без получения соответствующей лицензии Госатомнадзора России запрещена.

Технические требования к средствам измерений

Смотреть что такое «Технические требования к средствам измерений» в других словарях:

  • технические требования к средствам измерений — технические требования к средствам измерений: Требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 8.674-2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями — Терминология ГОСТ Р 8.674 2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями оригинал документа: вид средства измерений:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • технические требования — 3.2 технические требования* (technical specification): Технический документ, устанавливающий требования, которые должны быть выполнены при производстве, поставке и приемке продукции, услуги или процесса для соответствия функциональным требованиям … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Требования к средствам испытаний — 8.1 Требования к средствам испытаний 8.1.1 Перечень средств измерений и испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике испытаний. 8.1.2 Стандартизованные средства измерений должны быть поверены … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РД 153-34.1-35.127-2002: Общие технические требования к программно-техническим комплексам для АСУ ТП тепловых электростанций — Терминология РД 153 34.1 35.127 2002: Общие технические требования к программно техническим комплексам для АСУ ТП тепловых электростанций: 13. Закон Российской Федерации title= Закон 4871 1 . Определения термина из разных документов: Закон… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Технические — 19. Технические указания по технологии производства строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения). М.: Оргтрансстрой, 1966. Источник: ВСН 13 77: Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • технические системы и устройства с измерительными функциями — технические системы и устройства с измерительными функциями: Технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции. [Федеральный закон от 26 июня 2008 г. title= Об обеспечении единства измерений … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • технические системы — 3.18 технические системы: Системы, обеспечивающие необходимые условия и параметры среды обитания обслуживающего персонала и эксплуатации технологического оборудования (освещение, отопление, вентиляция и т. п.). Источник: ГОСТ Р 54317 2011:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Технические средства — 3.2 Технические средства систем автоматизации, комплекс технических средств (КТС) совокупность устройств (изделий), обеспечивающих получение, ввод, подготовку, преобразование, обработку, хранение, регистрацию, вывод, отображение, использование и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 8.674-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

Государственная система обеспечения единства

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ И УСТРОЙСТВАМ С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИФУНКЦИЯМИ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

ГОСТ Р 8.674—2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Управлением метрологии Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН 8 ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г.№1105-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные положения Директивы 2004/22/ЕС Европейского Парламента и Совета от 31 марта 2004 г. на средства измерений и документа Международной организации по законодательной метрологии МОЗМ ДЗ «Соответствие средств измерений законодательным требованиям»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 8.674—2009

1 Область применения……………………………………..1

2 Нормативные ссылки……………………………………..1

3 Термины и определения……………………………………1

4 Общие положения…………………………………

5 Метрологические требования……………………………

6 Технические требования………………………………

7 Требования правового характера………………………….

8 Требования к технической документации на средства измерений и технические системы

и устройства с измерительными функциями………………………….б

Библиография…………………………………………10

со тг со со

ГОСТ Р 8.674—2009

Введение

Настоящий стандарт разработан с целью представить методические указания к формированию общих требований к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями, согласованные с Директивой 2004/22/ЕС Европейского парламента и Совета на средства измерений и учитывающие основные рекомендации международного документа МОЗМ ДЗ «Соответствие средств измерений законодательным требованиям».

Разработка стандарта вызвана необходимостью унификации нормирования технических и метрологических требований ксрвдствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями.

ГОСТ Р 8.674—2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ И УСТРОЙСТВАМ С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ

Slate system for ensuring the uniformity of measurements.

General requirements for measuring instruments and systems and devices with measuring functions

Дата введения — 2011—03—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на средства измерений (далее — СИ) и технические системы и устройства с измерительными функциями (далее — ТСУИФ) в части реализации измерительных функций и устанавливает состав и представление общих требований к ним.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.009—84 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 8.401—80 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 8.417—2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

вид средства измерений: Совокупность средств измерений, предназначенных для измерений данной физической величины.

Примечание — 8ид средств измерений может включать несколько их типов.

. статья 6.58)

Издание официальное

ГОСТ Р 8.674—2009

влияющая величина: величина, которая не является измеряемой, но оказывает влияние на ре-эультат измерения.

(VIM . статья 2.7)

единство измерений: Состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

. статья 2, определение 7)

измеряемая величина: Конкретная величина, являющаяся объектом измерения.

(VIM . статья 2.6)

мера физической величины: Средство измерений, предназначенное для воспроизведения и (или) хранения физической величины одного или нескольких заданных размеров, значения которых выражены в установленных единицах и известны с необходимой точностью.

3.7 _

метрологические требования: Требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов. средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены.

. статья 2. определение 14]

3.8 помеха: Влияющая величина, имеющая значение в пределах, установленных соответствующими требованиями, но вне установленных рабочих условий измерений.

Примечание — влияющую величину считают помехой, если для этой влияющей величины не установлены рабочие условия измерений.

предел допускаемой погрешности средства измерений: Наибольшее значение погрешности средств измерений, устанавливаемое нормативным документом для данного типа средств измерений, при котором оно еще признается годным к применению.

ГОСТ Р 8.674—2009

3.11 _

рабочие условия измерений: Условия измерений, при которых значения влияющих величин на* ходятся в пределах рабочих областей.

. статья 11.5]

средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений.

. статья 2, определение 21)

технические системы и устройства с измерительными функциями: Технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции.

. статья 2. определение 23)

3.14 _

технические требования к средствам измерений: Требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства. а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений.

. как установлено действующим законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

4.3 Метрологические требования определяют метрологические характеристики СИ и ТСУИФ (в частности, пределы допускаемых погрешностей или неопределенности), а также условия, при которых эти характеристики должны быть обеспечены.

4.4 Технические требования определяют существенные общие особенности конструкции СИ и ТСУИФ. но при этом не ограничивают возможности их технического усовершенствования в целях:

• сохранения метрологических характеристик в процессе эксплуатации СИ и ТСУИФ:

• достижения достоверности, простоты и недвусмысленности результатов измерений:

• исключения, насколько это возможно, риска фальсификации результатов измерений путем предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства;

• обеспечения безопасности и электромагнитной совместимости СИ и ТСУИФ.

э

ГОСТ Р 8.674—2009

4.5 Требований правового характера предусматривают:

* порядок и методы испытаний и поверки СИ в целях установления их соответствия мвтрологичес-ким и техническим требованиям:

* критерии подтверждения или лишения соответствия СИ обязательным требованиям:

* форму обязательного подтверждения соответствия для ТСУИФ и схему ее реализации.

5 Метрологические требования

5.1 Нормируемые метрологические характеристики СИ и ТСУИФ устанавливают в документах, определяющих требования к СИ и ТСУИФ конкретных видов, в соответствии с ГОСТ 8.009. классы точности СИ — в соответствии с ГОСТ 8.401 и иными документами, устанавливающими перечни и способы представления метрологических характеристик СИ и ТСУИФ.

5.2 Нормируемые метрологические характеристики должны включать в свой состав:

— указание вида измеряемой величины (величин):

— диапазон (диапазоны) измерений:

— виды и значения, при необходимости, диапазоны, влияющих величин;

— пределы допускаемой погрешности (далее — ПДП) или неопределенность для каждого выделенного диапазона (поддиапазона) измеряемых величин:

— при необходимости, формулы для оценки систематической, случайной или суммарной погрешности в зависимости от значения измеряемой или влияющих величин.

5.3 Допускаемые погрешности

5.3.1 При рабочих условиях измерений и в отсутствие помехи значения погрешности СИ или ТСУИФ не должны превышать значений ПДП. которые определены соответствующими специальными требованиями, заданными в нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ.

Если другой способ нормирования не установлен в нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ. ПДП выражают как двустороннее значение отклонения от истинного значения измеряемой величины.

5.3.2 При рабочих условиях измерений и при наличии помехи требование к характеристикам должно быть таким, как установлено соответствующими специальными требованиями в нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ.

Если СИ или ТСУИФ предназначены для применения в условиях постоянного воздействия электромагнитного поля, то их погрешность не должна выходить за ПДП во время испытаний на воздействие предполагаемого электромагнитного поля.

5.3.3 Изготовитель должен определить климатические, механические и электромагнитные условия. для применения в которых предназначено СИ или ТСУИФ. а также влияющие величины, характеризующие эти условия. Требования к источнику литания и другим влияющим величинам, оказывающим воздействие на точность СИ или ТСУИФ. устанавливают с учетом требований, предусмотренных соответствующими нормативными документами на данный тип СИ или ТСУИФ .

5.3.3.1 Климатические условия окружающей среды

Изготовитель должен определить верхнюю и нижнюю границы температуры из любых значений, приведенных в таблице 1. если они не определены другим образом в нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ. и указать, предназначены ли СИ или ТСУИФ для работы в условиях влажности с конденсацией или без нее. а также в открытом или закрытом месте (помещении).

Таблице 1

8 градусах Цельсия

Граница температуры

Значение

верхняя

Нижняя

5.3.3.2 Внешние механические условия распределяют по классам от М1 до М3, как описано ниже, если они не установлены другим образом в соответствующем нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ. с указанием соответствующих влияющих величин.

ГОСТ Р 8.674—2009

Класс М1. Данный класс распространяется на СИ или ТСУИФ. применяемые в местах, подверженных вибрации и незначительным ударам, например на СИ. смонтированные на леп<их опорных конструкциях. подверженные воздействию низкого уровня вибраций и ударов, передаваемых порывами ветра или толчками, связанными со взрывами или работой кузницы, хлопающими дверями и т.д.

Класс М2. Данный класс распространяется на СИ или ТСУИФ. применяемые в местах со значительным или высоким уровнем вибрации и ударов, например исходящих от проезжающих вблизи автомобилей или близко расположенных тяжелых машин, транспортерных лент и т.д.

Класс М3. Данный класс распространяется на СИ или ТСУИФ. применяемые в местах, где уровень вибрации и ударов высок или очень высок, например на СИ. установленные непосредственно на машинах, транспортерных лентах и т.д.

К влияющим величинам относят величины, характеризующие следующие механические условия:

. воздействие вибрации:

• механический удар.

5.3.3.3 внешние электромагнитные условия распределяют по классам Е1. Е2 или ЕЗ. как описано ниже, если они не установлены другим образом в соответствующем нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ. с указанием соответствующих влияющих величин.

Класс Е1. Данный класс распространяется на СИ или ТСУИФ. применяемые в местах с электромагнитными помехами, соответствующими помехам, которые могут возникать в жилых, торговых и легких промышленных зданиях.

Класс Е2. Данный класс распространяется на СИ или ТСУИФ. применяемые в местах с электромагнитными помехами, соответствующими помехам, которые могут возникать в других промышленных зданиях.

Класс ЕЗ. Данный класс распространяется на СИ или ТСУИФ. питаемые от аккумулятора автомобиля. Такие приборы должны отвечать требованиям класса Е2 и следующим дополнительным требованиям:

• падение напряжения, вызванное подключением цепей стартер — мотор двигателя внутреннего сгорания:

• переходные процессы из-за падения нагрузки при разряжении аккумулятора, отключенного при работающем двигателе.

К влияющим величинам относят величины, характеризующие внешние электромагнитные условия:

• прерывание напряжения;

• кратковременные падения напряжения;

• переходные процессы в силовых и/или сигнальных цепях:

— электростатические разряды:

• радиочастотные электромагнитные поля:

• радиочастотные электромагнитные поля, наведенные на силовые линии и/или сигнальные цепи;

• выбросы напряжения и тока в силовых линиях и/или сигнальных цепях.

5.3.3.4 При необходимости к влияющим величинам относят величины, характеризующие:

• колебания напряжения;

• колебания частоты питающего напряжения;

— частотные электромагнитные поля источника питания.

5.3.4 При проведении испытаний, необходимых для проверки соответствия СИ или ТСУИФ требованиям настоящего стандарта, должны быть учтены следующие требования:

5.3.4.1 Основные правила испытаний и определение погрешностей

Требования, указанные в 5.3.1 и 5.3.2, должны быть проверены для каждой соответствующей влияющей величины. Если не определено другим образом в соответствующем нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ. то применяют эти основные требования при условии, что каждая влияющая величина воздействует и ее влияние должно быть оценено отдельно, а все остальные влияющие величины должны быть поддерживаемыми относительно неизменными на уровне их номинальных значений.

Метрологические испытания должны быть проведены во время или сразу после воздействия влияющей величины. При этом СИ или ТСУИФ должны находиться е рабочем режиме.

5.3.4.2 Влажность окружающей среды

8 соответствии с климатическими рабочими условиями, для применения в которых предназначены СИ или ТСУИФ. могут быть проведены испытания на воздействие влажного нагрева (без конденса

ГОСТ Р 8.674—2009

ции) или циклического влажного нагрева (с конденсацией} в зависимости от того, какая влияющая величина представляет собой определяющий внешний воздействующий фактор (далее — ВВФ).

Испытания на циклический влажный нагрев проводят, если конденсация представляет собой определяющий ВВФ или если проникновение паров будет ускорено с помощью вентиляции. В условиях, где влажность без конденсации служит определяющим ВВФ. проводят испытания на воздействие влажного нагрева.

5.4 Порог реагирования и чувствительность

СИ или ТСУИФ должны быть достаточно чувствительными и порог их реагирования должен быть достаточно низким для выполнения предназначенной измерительной задачи.

6 Технические требования

6.1 Долговечность

Конструкция СИ или ТСУИФ должна обеспечить поддержание адекватной стабильности их метрологических характеристик в течение определенного изготовителем периода времени при правильной установке, обслуживании и применении в соответствии с инструкцией изготовителя и в условиях окружающей среды, для работы в которых они предназначены.

6.2 Надежность

СИ или ТСУИФ должны быть сконструированы таким образом, чтобы уменьшить, насколько это возможно, влияние потенциального дефекта, приводящее к неточным результатам измерений, если только наличие такого дефекта не очевидно.

6.3 Пригодность

6.3.1 Конструкция СИ или ТСУИФ и порядок их использования должны предотвращать их непреднамеренное или умышленное использование, способное повлечь за собой искажение результатов измерений.

6.3.2 Для получения правильных результатов СИ или ТСУИФ должны быть пригодными для предназначенного применения с учетом реальных рабочих условий и не должны удовлетворять необоснованным требованиям потребителя11.

6.3.3 При измерениях расходов или токов вне контролируемого диапазона с помощью бытовых СИ не допускается приписывать результатам измерений значения погрешностей, установленные для нормируемых рабочих условий применения бытовых приборов.

6.3.4 Если СИ или ТСУИФ предназначены для измерения величин, постоянных во времени, то они должны быть нечувствительны к малым изменениям значения измеряемой величины или должны реагировать соответствующим образом.

6.3.5 Конструкция СИ или ТСУИФ должна быть прочной, и материалы, из которых они изготовлены. должны соответствовать условиям предназначенного применения СИ или ТСУИФ.

6.3.6 Конструкция СИ или ТСУИФ должна позволять осуществлять контроль измерительных задач после их размещения на рынке или введения в эксплуатацию. При необходимости специальное оборудование или программное обеспечение должно быть частью СИ или ТСУИФ для такого контроля. Процедуры контроля должны быть описаны в руководстве по эксплуатации.

Если СИ или ТСУИФ имеют дополнительное программное обеспечение, которое выполняет и другие функции, кроме измерительных, то метрологически значимое программное обеспечение должно быть идентифицировано и защищено от недопустимого влияния дополнительного программного обеспечения.

6.4 Защита от несанкционированного вмешательства

6.4.1 Метрологические характеристики СИ или ТСУИФ не должны быть подвергнуты недопустимому влиянию в случае подсоединения к ним другого устройства, обусловленному как характеристиками присоединенного устройства, так и любым дистанционным устройством, которое связывает присоединенное устройство с СИ или ТСУИФ.

6.4.2 Конструктивная часть СИ или ТСУИФ. которая влияет на метрологические характеристики, должна обеспечивать защиту СИ или ТСУИФ от несанкционированного вмешательства. Предусмотренные меры безопасности должны обеспечивать доказательство несанкционированного проникновения в СИ или ТСУИФ.

: К необоснованным требованиям относят использование СИ или ТСУИФ в условиях, не предусмотренных эксплуатационной документацией, требования к надежности, не предусмотренные изготовителем, и т.п.

ГОСТ Р 8.674—2009

6.4.3 Метрологически значимое программное обеспечение должно быть идентифицировано и за* щищено от несанкционированных изменений.

Его идентификация должна быть легкоосуществляемой на СИ или ТСУИФ.

Доказательства вмешательства должны быть доступны в течение установленного периода времени.

6.4.4 Данные измерений, метрологически значимое программное обеспечение, а также метрологически важные параметры, сохраняемые или передаваемые, должны соответствующим образом быть защищены от случайного или преднамеренного вмешательства.

6.4.5 Для бытовых счетчиков в период эксплуатации должна быть исключена возможность сброса показаний полного поставленного количества продукта или показаний, из которых может быть выведено полное количество поставленного продукта, полная или частичная ссылка на которые служит в качестве основы для оплаты.

6.5 Информационные элементы, нанесенные на средства измерений и технические системы и устройства с измерительными функциями или содержащиеся в сопроводительной документации на них

6.5.1 Целесообразно, чтобы СИ или ТСУИФ имели следующие надписи:

• товарный знак или наименование изготовителя:

• сведения о метрологических характеристиках.

При необходимости также должны быть указаны:

• данные об условиях применения.

— производительность:

• диапазон измерений;

• идентификационная маркировка;

— знак утверждения типа и знак поверки.

6.5.2 Если слишком малые габаритные размеры и/или хрупкость СИ или ТСУИФ не позволяют наносить на них соответствующие информационные элементы, то в любом случае эти элементы должны быть нанесены на упаковку и сопроводительную документацию.

6.5.3 СИ или ТСУИФ должны быть сопровождены сведениями о порядке и условиях их эксплуатации. Сведения должны быть легко понятыми и при необходимости должны включать в себя:

• рабочие условия измерений;

• классы по механическим и электромагнитным условиям:

• верхний и нижний пределы температуры, с конденсацией или без конденсации;

• указания об эксплуатации в открытом или закрытом помещении;

• инструкции по монтажу, обслуживанию, ремонту и допустимой регулировке;

• инструкции по правильному применению и все специальные условия применения;

— условия совместимости с интерфейсами, составными частями, узлами или другими СИ или ТСУИФ.

6.5.4 Допускается не прилагать индивидуальное руководство по эксплуатации к группе одинаковых СИ или ТСУИФ, используемых в одном и том же месте или используемых в бытовых измерениях.

6.5.5 Цена деления шкалы СИ или ТСУИФ, если это не обусловлено специально в нормативном документе на данный тип СИ или ТСУИФ. должна иметь форму 1 х 10″: 2×10* или 5 х Юп. где п — любое целое число или нуль. Единица измеряемой величины или ее обозначение должно быть указано рядом с числовым значением.

6.5.6 Мера физической величины должна быть промаркирована номинальным значением или иметь шкапу с используемой единицей измеряемой величины.

6.5.7 Применяемые единицы величин и их обозначения должны соответствовать положениям ГОСТ 8.417.

6.5.8 Все маркировки и надписи, необходимые в соответствии с требованиями, должны быть понятными. нестираемыми, однозначными и неперемещаемыми.

6.6 Индикация результата измерений

6.6.1 Результат измерений должен быть выведен на дисплей или представлен в печатном виде.

6.6.2 Индикация всякого результата должна быть понятной, однозначной и сопровождаемой такими отметками и надписями, чтобы давать пользователю представление о степени важности для него результата. В нормальных условиях применения выданный результат должен быть легкочитаемым. Дополнительные показания допускается выдавать при условии, что они не могут быть ложно приняты за контролируемые показания.

ГОСТ Р 8.674—2009

6.6.3 В случае выдачи твердой копии записи должны быть легкочитаемыми и нестираемыми.

6.6.4 СИ. предназначенное для прямых торговых операций, должно быть сконструировано таким образом, чтобы результат измерений был одновременно представлен обеим сторонам, если СИ пра-вильно установлено.

6.6.5 СИ. предназначенное для применения в коммунальном хозяйстве, с дистанционной системой считывания или без нее. должно быть оборудовано в любом случае метрологически контролируемой системой индикации, доступной без специальных инструментов для пользователя. Считываемые данные с дисплея представляют собой результат измерений, который служит базой для установления размера оплаты.

6.7 Последующая обработка данных в целях заключения торговой сделки

6.7.1 СИ или ТСУИФ. не предназначенные для применения в коммунальном хозяйстве, должны регистрировать результат измерений и хранить его вместе с информацией, позволяющей идентифицировать конкретную торговую сделку в случае, когда:

• измерение неповторяемо;

• средство измерений, как правило, предназначено для использования в отсутствие одной из торговых сторон.

6.7.2 Зарегистрированный результат измерений и информация об идентификации сделки должны быть доступны по запросу в момент завершения измерения.

7 Требования правового характера

7.1 СИ. предназначенные для применения в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, должны проходить е установленном законодательством порядке процедуру испытаний в целях утверждения типа, а также процедуру поверки.

Формы оценки соответствия ТСУИФ обязательным требованиям при выполнении ими измерений, отнесенных к сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

7.2 СИ и ТСУИФ. не предназначенные для применения в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, должны проходить калибровку в том порядке, который установлен производителем СИ или ТСУИФ и регламентирован в эксплуатационной документации на СИ или ТСУИФ.

8 Требования к технической документации на средства измерений

8.1 Техническая документация должна ясно отражать конструкцию и работу СИ или ТСУИФ и позволять проводить оценку их соответствия установленным требованиям.

8.2 Техническая документация должна быть достаточно подробной, чтобы обеспечить:

— определение метрологических характеристик:

• воспроизводимость метрологических характеристик изготовленных средств измерений при условии проведения необходимых регулировок с использованием соответственно предназначенных для этого средств;

• целостность прибора.

8.3 Техническая документация должна содержать требования к монтажу, установке, настройке, описание особенностей подготовки к работе и работы с СИ или ТСУИФ. требования к подключаемым устройствам, требования к климатическим и другим воздействующим факторам, и иную информацию, обеспечивающую правильную эксплуатацию СИ или ТСУИФ.

8.4 Техническая документация должна включать в себя необходимые для оценки и идентификации типа и/или экземпляра СИ или ТСУИФ:

а) общее описание СИ или ТСУИФ;

б) принципиальную схему и рабочие чертежи, чертежи компонентов, составных частей, электрические схемы и т.д.;

в) если потребуется, описание электронных приборов с чертежами, диаграммами и общей информацией о программном обеспечении СИ или ТСУИФ. поясняющими их характеристики и работу;

ГОСТ Р 8.674—2009

г) описания и объяснения, необходимые для понимания указанного в перечислениях б) и в), включая работу СИ или ТСУИФ;

д) перечень стандартов и/или других нормативных документов, применяемых полностью или частично:

е) описания решений, принятых в качестве установленных требований, когда стандарты и/или другие нормативные документы не были применены;

ж) результаты расчетов, исследований и та, выполненных при разработке;

и) соответствующие результаты испытаний с целью продемонстрировать, при необходимости, что тип и/или экземпляр СИ или ТСУИФ соответствует:

• установленным требованиям в заявленных нормальных условиях работы и при установленных воздействиях окружающей среды:

• установленным характеристикам долговечности (если необходимо);

к) документы об утверждении типа СИ.

8.5 Изготовитель должен определить место нанесения клейм и маркировок на СИ или ТСУИФ.

8.6 Изготовитель должен указать условия совместимости СИ или ТСУИФ с интерфейсами и составными частями при необходимости.

ГОСТ Р 8.674—2009

библиография

Рекомендации по Государственная системе обеспечения единства измерений. Метрология. Основные межгосударственной термины и определения

стандартизации РМГ 29—99

Международный словарь терминов в метрологии VIM (русско-англо-фрвнцуэско-кемецко-испакский словарь основных и общих терминов в метрологии. — ИПК Изд-во стандартов. 1998)

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. г* 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений*

Международный Соответствие средств измерений законодательным требованиям документ МОЗМ ДЗ

(OIML О 3 (Legal qualification of measuring instruments)

Edition 1979 (£))

Директива 2004/22/EC Европейского Пврлвмента и Совета от 31 марта 2004 г. на средства измерений (Directive 2004/22/ЕС of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on measuring instruments)

ГОСТ Р 8.674—2009

УДК 389.14:006.354 ОКС 17.020 Т80

Ключевые слова: средство измерений, технические системы и устройства с измерительными функциями. технические требования к средствам измерений, метрологические требования

Редактор AS. Афанасенхо Технический редактор 6.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментооа Компьютерная верстка В.И. Грищенко

Сдано а набор 24.03.2011. Подписано а печать 00.04.2011. Формат 60×84’/(, Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Уел. печ. л. 1.88. Уч.-изд. п. 1,30. Тираж 178 экэ. Зак. 23S.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123905 Москва. Гранатный лер.. 4.

«vww.gostrifo.ru info£gostinfo.iu Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 106062 Москва, Лялин пер.. 8.

Учебно-методический комплект

Требования к средствам измерений

Различными нормативными документами в области обеспечения единства измерений предъявляется достаточно жесткие требования к средствам измерений (СИ), применяемым при экоаналитических работах.

  1. Прежде всего СИ должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений (ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждение типа средств измерений»).

После получения положительного результата испытаний такие средства измерений включаются в установленном порядке в Государственный реестр средств измерений (ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений»). Сертификат на СИ установленного типа выдается на определенный срок (не более 5 лет).

  1. При эксплуатации СИ необходимо соблюдать установленную в техническом паспорте СИ область применения: от этого зависит как долговечность работы прибора или датчика, так и юридическая обоснованность получаемых результатов с его помощью.

  2. Нормативными документами установлен нижний предел обнаружения загрязняющего вещества в объектах окружающей природной среды — обычно он составляет от 0,1 ПДК (для почвы) до 0,8 ПДК (для атмосферного воздуха). При выборе СИ этот факт также необходимо учитывать.

  3. Особое внимание следует уделить соблюдению в процессе измерений установленных нормативными документами норм погрешности измерений: ГОСТ 27384 — 87 «Вода. Нормы погрешности определения показателей состава и свойств». ГОСТ 17.24.02 — 81 «Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ».

  4. Для СИ универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т. д.) большое значение имеет обеспеченность СИ аттестованными методиками выполнения измерений (далее — МВИ).

  5. Для удобства хранения и обработки результатов измерений прибор должен быть оснащен выходом, позволяющим осуществлять его интерфейс с компьютером.

  6. Исходя из принципа минимизации затрат на эксплуатацию прибора, необходимо обращать внимание на то, что СИ должно быть обеспечено поверкой не только на заводе — изготовителе, но и в том регионе, где оно реально будет установлено.

  7. Немаловажными требованием является низкая стоимость эксплуатации прибора.

  8. Приборы, предназначенные для массовых анализов, не должны требовать очень высокой квалификации исполнителя.

  9. Для импортных приборов существенным является требование наличия технической документации на русском языке, а также русскоязычного программного обеспечения для СИ.

  10. Ремонт прибора не должен быть очень дорогим.

  11. Отдельные требования предъявляются к СИ, имеющим в своем составе источники ионизирующих излучений. Такие СИ подлежат обязательной регистрации в органах МВД и Минздрава России, а эксплуатация таких СИ без получения соответствующей лицензии Госатомнадзора России запрещена.

Требования к вспомогательному оборудованию

К вспомогательному оборудованию относят устройства и приспособления, которые не применяются непосредственно для получения аналитического сигнала, но используются в процессе отбора проб и подготовки их к анализу. В качестве желательных характеристик можно указать долговечность, надежность в работе, невысокие водо- и энергопотребление, легкость монтажа, отсутствие побочных эффектов при работе, компактность, безопасность, безопасность для персонала.

Требования к испытательному оборудованию

Испытательное оборудование — оборудование, воспроизводящее какие-либо внешние воздействия на испытуемый ли анализируемый образец или пробу, если величины этих воздействий определены в МВИ или проведения испытаний, причем с указанием погрешности измерения таких воздействий.

В отличие от вспомогательного лабораторного оборудования, требования к испытательному оборудованию достаточно четко сформулированы ГОСТ Р 8.568-96.

Примером внешних воздействий, воспроизводимых с помощью испытательного оборудования, может служить нагревание образца при определенной температуре и влажности, облучение ультрафиолетовым излучением определенной длины волны и т. д.

К числу обязательных требований к испытательному оборудованию относятся:

  • наличие утвержденной методики аттестации,

  • своевременное проведение аттестации и оформление ее результатов в виде акта,

  • наличие в составе испытательного оборудования средств измерений, позволяющих осуществлять контроль параметров внешних воздействий в ходе испытаний.

Требования к средствам метрологического обеспечения

К средствам метрологического обеспечения экоаналитического контроля относятся: стандартные образцы (состава или свойства вещества), эталоны сравнения, поверочные газовые смеси (ПГС), различные генераторы, разбавители веществ и т. д. ГОСТ Р 8.315 -97 «Стандартные образцы состава и свойств вещества. Порядок изготовления. Аттестации и применения». Так поверочные газовые смеси и стандартные образцы должны быть внесены в соответствующий раздел Государственного реестра СИ, конкретные ПГС и СО не должны иметь истекший срок годности, недопустимо использовать СО или ПГС с истекшим сроком утверждения типа СО.

Требования к методикам выполнения измерений

Ст. 9 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» устанавливает ограничение на применение только аттестованных МВИ. В ГОСТ Р 8.563 — 96 «ГСИ. Методики выполнения измерений» изложены требования к разработке, аттестации и применению МВИ.

Госкомэкологии России был введен Реестр методик количественного химического анализа, допущенных для целей государственного контроля и мониторинга источников загрязнения. Сейчас функция учета применяемых методик перешла к соответствующему департаменту Министерства природных ресурсов. Имеются также аналогичные перечни МВИ, допущенных Росгидрометом к применению для мониторинга и контроля загрязненности природной среды (РД 52.18.959-96). Минздравом России утвержден перечень МВИ, предназначенных доя применения при выполнении измерений санитарно — гигиенических параметров и т. д.

Требования к средствам пробоотбора

Особые требования, предъявляемые к средствам пробоотбора, связаны с необходимостью обеспечения репрезентативности и воспроизводимости при отборе проб объектов окружающей среды, а также с возможностью потери части информации при транспортировке и хранении проб. Действующими нормативными документами установлены различные требования к средствам пробоотбора. Так, электроаспираторы, применяемые для отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов в атмосферу, должны обеспечивать:

  1. возможность непрерывной работы в течение 20 мин.,

  2. поддержание стабильного расхода воздуха при отборе,

  3. отбор проб одновременно через несколько каналов,

  4. определение объемного расхода с погрешностью не более 5 % для атмосферного воздуха и до 10 % для промышленных выбросов в атмосферу.

Требования к технической компетентности экоаналитических лабораторий Комплексная оценка состояния измерений в структурных подразделениях, осуществляющих аналитический контроль, с учетом всех выше перечисленных требований проводится в ходе процедур подтверждения технической компетентности лабораторий, выполняющих химико-аналитические работы.

Официальные признаки технической компетентности лабораторий необходимо для придания юридического статуса результатам экоаналитических измерений.

В настоящее время в РФ существует два вида оценки технической компетентности аналитических и испытательных лабораторий: аккредитация испытательных и аналитических лабораторий и оценка состояния измерений.

Полностью регламентирует порядок подтверждения технической компетентности экоаналитических лабораторий разработанный в 1995 г. Госкомэкологии России совместно с Госстандартом РФ нормативный документ «Аттестация специализированных инспекций аналитического контроля и аккредитация экоаналитических лабораторий».

2. Классификация экоаналитических средств. В настоящее время существует несколько классификаций средств измерений. Так, средства экоаналитических измерений можно разделить на три группы:

  • автоматические и неавтоматические,

  • мобильные и стационарные (носимые, переносные, перевозимые),

  • анализаторы и сигнализаторы,

универсальные СИ — измеряющие содержание практически любых веществ различных классов (например, спекторофотометр), групповые — анализирующие ряд сходных по свойствам веществ одного класса или группы (анализатор выхлопных газов автотраснспорта) и целевые — специфичные к конкретным веществам (например, анализатор СО, анализатор паров Hg);

по анализируемой среде:

  • газоанализаторы,

  • аква — анализаторы,

  • анализаторы сыпучих тел.

по способу регистрации результатов: аналоговые и цифровые.

Одной из наиболее широко применяемых является классификация по методу измерений.

При совмещении всех вышеуказанных оснований и при дальнейшей детализации средств измерений по особенностям анализируемых сред формируется широко применяемая в настоящее время на практике «прагматическая» классификация СИ, которая используется, в том числе при введении российского Государственного реестра СИ. Деление средств измерений на группы и подгруппы в ней осуществляется по контролируемой среде, по ее особенностям, а далее по методам, классам и видам определяемых веществ:

Контролируемая среда

Категории природных сред

Метод (для любой среды по каждой группе ее особенностей)

Определяемое вещество (класс, группа)

Газы (атмосферный воздух и др.)

Природная атмосфера, воздух населенных мест, воздух рабочей зоны, промвыбросы и т.д.

Хроматография

Фотометрия

Спектрометрия

Люминометрия

Электрохимия

Титриметрия

Денситометрия

Турбидиметрия

Весовой метод

Биохимический — ферментный метод

Биоиндикация

Радиометрия и др.

Азота оксиды

Амины и аммиак

Ацетон и др. кетоны

Бенз(а)пирены

Бензин и другие нефтепродукты

Бензол и другие ароматические соединения

Взвешенные вещества

Дихлорэтан и другие хлорорганические соединения

Диоксины

Кислоты

Меркаптаны, сульфиды и др. серосодеращие вещества

As, Se, Te

О3, перекиси и другие окислители

Hg, Pb, Sn

Тяжелые металлы

Жидкости

Природные воды суши, морские воды и отложения, воды рыбохозяйственных водоемов, питьевые и хозбытовые воды, сточные воды и др.

Твердые (сыпучие) тела

Почвы, пыль, порошки, твердые поверхности

Биосреды (биообъекты)

Биосубстраты животных и растений, внутренняя среда человеческого организма, продукты питания животного происхождения

Рисунок 1 – «прагматическая» классификация средств экоаналитического контроля

3. Средства контроля воздушных и других газообразных сред. Газоанализаторы

Средства контроля воздушных и других газообразных сред подразделяют на:

  • системы (комплексы),

  • приборы,

  • другие технические средства контроля загрязнения (ТСКЗ) воздушного бассейна, при этом группируя их по особенностям анализируемой воздушной среды следующим образом:

  • ТСКЗ атмосферы,

  • ТСКЗ воздуха населенных мест и жилых помещений,

  • ТСКЗ воздуха рабочей зоны и производственных помещений,

  • ТСКЗ выбросов и паро — воздушных смесей, поступающих в атмосферу.

По степени автоматизации: на автоматические автоматизаторы и газосигнализаторы, и неавтоматические приборы и другие средства контроля.

На современном российском рынке средств экоаналитического контроля более всего распространены автоматические газосигнализаторы, которые постепенно замещаются газоанализаторами. Значительную долю этого рынка также до сих пор занимают неавтоматизированные ТСКЗ на основе индикаторных трубок, полуколичественных экспресс — тестов, индикаторных бумажек, пленок и т. д. Они чаще всего используются при полевом контроле «на месте» для решения первой задачи в технологической цепочке — «поисковой», а также для предварительных и весьма приблизительных («полуколичественных») измерений.

Всего в Госреестре СИ зафиксировано более 150 марок отечественных (35 %) и импортных (около 65 %) газоаналитических приборов, являющихся аттестованными СИ. Они могут быть сгруппированы следующим образом:

  • промышленные газоанализаторы — более 60 (> 40 %),

  • анализаторы атмосферного воздуха — около 50 (30 %),

  • газоанализаторы транспортных выбросов — около 20 (13 %),

  • аппаратура контроля пыли и дымности — около 20 (13 %),

  • иные (экспресс — определители и др.) — более 5 (около 4 %).

При лабораторном экоаналитическом контроле загрязняющих веществ в воздухе фоновых районов, населенных пунктов и в промышленных выбросах в основном применяется технология с разделенными процедурами отбора и измерения показателей проб. При этом в числе универсальных приборов лабораторного анализа, на которых в соответствии с РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» и РД 52.18.595-96 «Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды» реализуется не менее 130 методик выполнения измерений загрязняющих атмосферу веществ, находятся следующие типы средств:

  • фотометры и спектрофотометры 50 % (>60 методик),

  • хроматографы 20 % (30),

  • атомно-абсорбционные спектрометры 10 % (15),

  • потенциометрические приборы 4 % (5),

  • флуориметры и титраторы по 2.5 % (по 3),

  • кулонометры и весовые приборы по 1,5 % (по 2),

  • остальные (хромато-масс-спектрометры, рентгено-флуоресцентные и электрометрические приборы и т. д.) < 1 % (по 1 — 2).

Из приведенных данных следует, что с помощью трех наиболее часто применяемых типов лабораторных измерительных приборов (фотометры, хроматографы и атомно-абсорбционные спектрометры) могут решаться примерно 80% всех основных экоаналитических задач контроля воздуха, выполняемых в лабораторных условиях.

Газоанализаторы вредных веществ.Автоматический газоанализатор представляет собой прибор, в котором отбор проб воздуха, определение количества контролируемого компонента, выдача и запись результатов анализа проводится автоматически по заданной программе без участия оператора. Для контроля воздушной среды используют газоанализаторы, работа которых основана на различных принципах.

Термокондуктометрические газоанализаторы.Принцип работы основан на зависимости теплопроводности газовой смеси от ее состава. Чувствительным элементом анализаторов этого типа являются тонкие платиновые нити. В зависимости от состава газа меняется температура чувствительного элемента, возникает ток, сила которого пропорциональна концентрации контролируемого компонента.

Термохимические газоанализаторы. Принцип их работы основан на измерении теплового эффекта каталитической реакции, в которой участвует контролируемый компонент. Термохимический принцип использован в газоанализаторах и сигнализаторах горючих газов, паров и их смесей.

Магнитные и термомагнитные газоанализаторы. Принцип работы основан на измерении физических свойств газовой смеси под воздействием магнитного поля.

Кулонометрические газоанализаторы. Принцип работы основан на измерении предельного электрического тока, возникающего при электролизе раствора, который содержит определяемое вещество, являющееся электрохимическим деполяризатором. Анализируемая смесь, содержащая, например, диоксид серы, подается в электрохимическую ячейку. Он реагирует с иодом до образования сероводорода, который затем электороокисляется на измерительном электроде. Электрический ток является мерой концентрации определяемого компонента.

Ионизационные газоанализаторы. Принцип работы основан на измерении ионного тока, возникающего в процессе ионизации исследуемого газа. Обычно используют ионизацию пламенем и радиоактивным излучением. Разработаны ионизационные газоанализаторы на NO2, бензол, дихлорэтан.

Фотоколориметрические газоанализаторы. Принцип работы основан на использовании специфической реакции, сопровождающихся образованием или изменением окраски взаимодействующих веществ. Достоинством газоанализаторов является высокая чувствительность и универсальность. Определяемые вещества — NH3, H2S, CS2, Cl2, HCN, фосген.

Оптико — акустические газоанализаторы. Принцип работы основан на поглощении инфракрасного излучения газом. Газ при прерывистом ИК — облучении в замкнутом пространстве периодически нагревается и охлаждается, что сопряжено с колебаниями давления газовой смеси.

Хемилюминисцентные газоанализаторы. Принцип работы основан на измерении интенсивности люминесценции продуктов химической реакции определяемого компонента с реагентом. Определяемые вещества — озон, NO, NO2, NOx.

Флуоресцентные.Принцип работы основан на измерении интенсивности флуоресценции определяемого компонента под действием УФ — излучения. Определяемые вещества — СО2, СО.

Лазерные.Принцип работы основан на поглощении веществом лазерного излучения определенной длины волны. (Метан, пыль).

Интерференционные.Основан на зависимости изменения оптических свойств анализируемой смеси от концентрации определяемого компонента. (СО2, метан, водород).

4. Технические средства для контроля загрязненности вод и других жидкостей. В отличие от газоаналитической аппаратуры технические средства для контроля загрязненности вод и других жидкостей распространены несколько меньше.

В энциклопедии «Экометрия» средства для контроля параметров вод подразделяются на:

  • приборы для измерения концентрации загрязняющих веществ,

  • приборы для контроля физико-химических параметров,

  • приборы для контроля обобщающих показателей («органический» или общий углерод, БПК, ХПК и др.).

Наиболее подходящей может оказаться такая классификация:

  • приборы для контроля вод питьевого назначения,

  • приборы для контроля вод хозяйственно-бытового назначения,

  • приборы для контроля вод рыбохозяйственных водоемов,

  • приборы для контроля вод природных источников,

  • приборы для контроля сточных вод.

На экоаналитическом рынке наиболее распространены автоматические анализаторы. Всего в Госреестре зафиксировано около 60 марок отечественных (38 %) и импортных (около 60 %) приборов, сгруппированных следующим образом:

  • приборы для измерения концентраций загрязняющих веществ — более 40 (70 %).

  • приборы контроля физико-химических параметров — 10 (20 %),

  • приборы для обобщающих показателей — 10 (10 %).

5. Средства контроля почв

Третьей из важнейших групп средств экоаналитического контроля является семейство приборов, предназначенных для анализа почв, донных осадков, других твердых веществ, материалов и поверхностей. По сравнению с газоанализаторами и средствами анализа жидкостей, приборы контроля почв наименее распространенны, что определяется не столько меньшей потребностью в них, сколько сложностью данного вида анализаторов. Известны только определенные представители таких портативных средств контроля почв: анализаторы ртути типа УКР — 1 (МП «Экон», Москва), РА — 915 (НПФАП «Люмэкс», Санкт-Петербург), ЭГРА — 01 (ФГУ НПП «Геологоразведка»), анализатор ртути «Юлия — 2», а также АМА — 254 («LECO» Чехия).

Кроме того, в геологоразведке применяется рентгено-радиометрический анализатор химических элементов РПП-105, основанный на рентгено-флуоресцентном методе анализа.

Для массового контроля параметров состояния почвы применяются практически только универсальные лабораторные приборы стационарного типа с соответствующими официальными методиками.

Для реализации допущенных к применению при выполнении работ в области загрязнений почв методик применяются:

  • фотометрические приборы около 26 % (22 методики),

  • атомно-абсорбционные или атомно-эмиссионные спектрометры — 21 % (20),

  • хроматографы (газожидкостные, ионные) — 40 % (18),

  • электрохимические приборы — 11 % (9),

  • титраторы — 7 % (6),

  • хромато — масс — спектрометры — 5 % (2),

  • ИК — спектрометры, флуориметры — по 2,5 % (2),

  • остальные 3 — 4 % (3).

Таким образом, и в этом случае «лидерами» среди приборов остаются все те же фотометры, атомные спектрометры, хроматографы, которые в сумме обеспечивают более 70 % всех количественных измерений.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *