Содержание

Новые требования к мастерам производственного обучения вождению (инструкторам) приняты и вступают в действие уже 28 октября 2018 года

Появилась новая профессия: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Все инструктора по вождению теперь должны соответствовать новому профессиональному стандарту.

Подписан приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.09.2018 г. № 603н “Об утверждении профессионального стандарта “Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”

С текстом приказа можно познакомиться по ссылке.

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий – новые требования

Подробности из Российской газеты.

Рулить научат. Утверждены новые требования к инструкторам по вождению

Текст: Владимир Баршев
Российская газета – Федеральный выпуск №7698 (235)

Новые требования к тем, кто обучает будущих водителей управляться с рулем и педалями, зарегистрированы минюстом. Вступят в силу они уже 28 октября.

Лихачей к обучению водителей не допустят. Чтобы работать инструктором, необходимо пять лет не нарушать правила.

В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.

В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.

Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.

Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу – это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.

Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.

Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.

– Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, – говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. – Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.

Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.

– Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, – считает Татьяна Шутылева. – Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.

А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.

Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.

Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель – 14 погибших.

А к 2030 году намечено вообще стремиться к нулевой смертности от ДТП.

Инструктор по вождению, выбор преподавателя

Новые требования к автодрому для экзамена в ГИБДД

Принятые изменения в сдаче экзамена, которые вступили в силу с ноября 2014 года, коснулись не только получения и , требований к экзаменаторам, но и порядка сдачи практических навыков на специализированном автодроме.

Рассмотрим, каким основным критериям в настоящее время должен соответствовать автодром для сдачи практических навыков.

1. Площадь автодрома обязана быть не менее 0.24 га. Автодром должен иметь твёрдое покрытие со всем оборудованием необходимого для приёма первого практического экзамена.

2. Расположение должно учитывать нормы правил безопасности дорожного движения и экологических требований.

3. Территория автодрома по периметру должна иметь ограждения для закрытия доступа на его территорию посторонних лиц и транспорта, не участвующего в сдаче вождения.

4. Площадь автодрома должна обеспечивать размещение специальных сооружений и транспортных средств тех категорий, которые участвуют в приёме экзамена.

5. Размещение специальных зон должно быть запланировано так, чтобы процесс сдачи практических навыков был непрерывным для определённой категории транспортных средств.

6. Очерёдность выполнения специальных упражнений устанавливается схемой организации дорожного движения на автодроме.

7. Участки автодрома, на которых проводится приём экзамена, должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие. Максимально допустимый уклон определён в 10% без препятствий и повреждений, затрудняющих движение с определённой безопасной скоростью.

8. Во время сдачи экзамена в тёмное время суток на автодроме должно быть равномерное искусственное освещение. Средняя величина горизонтального освещения дорожного полотна должна составлять не менее 20 лк.

9. В случае использования автоматизированной системы контроля для определения оценки навыков практического вождения применяется специальное приложение (№ 5).

10. Границы участков, на которых выполняются определённые упражнения, обозначаются в соответствии с жёлтой дорожной разметкой 1.4., край дороги разметкой 1.2.1. белого цвета.

11. Жёлтой прерывистой линией обозначаются места начала и конца выполнения упражнения, а также граница зоны переключения коробки передач.

Вышеперечисленные основные требования к автодрому направлены на его более качественное оснащение, что должно положительно отразиться на итоге сдачи экзамена будущими водителями.

Однако не все автошколы могут позволить иметь автодром в соответствие с новыми требованиями. В настоящее время доля таких автошкол из общего количества составляет около 80%. Как итог: автодромов станет меньше, существует большая вероятность увеличения цен на обучение.

Требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством

1. В настоящем документе используются следующие понятия:

а) «автодром» — комплекс технических средств и сооружений, предназначенный для обучения вождению и (или) проведения экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортными средствами и обустроенный в этих целях стационарным оборудованием и разметкой для выполнения испытательных упражнений кандидатами в водители;

б) «автоматизированный автодром» — автодром, оборудованный автоматизированной системой контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатами в водители, позволяющей фиксировать выполнение испытательных упражнений, обрабатывать и оформлять их результаты без участия экзаменатора;

в) «закрытая площадка» — участок местности с твердым покрытием, ограниченный для движения транспортных средств и пешеходов, обустроенный съемным оборудованием и временной разметкой для выполнения испытательных упражнений кандидатами в водители.

2. Автодром, автоматизированный автодром и закрытая площадка должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по территории транспортных средств и пешеходов, за исключением транспортных средств, используемых для проведения экзаменов, и лиц, непосредственно задействованных в проведении экзаменов.

3. Размеры и оборудование автодрома, автоматизированного автодрома и закрытой площадки должны обеспечивать возможность выполнения испытательных упражнений в зависимости от категории или подкатегории транспортного средства, на право управления которым проводится экзамен.

4. Размещение зон испытательных упражнений, технических средств организации дорожного движения на автодроме, автоматизированном автодроме и закрытой площадке должно обеспечивать возможность выполнения всего комплекса испытательных упражнений, предусмотренного для соответствующей категории или подкатегории транспортного средства.

5. Зоны испытательных упражнений автодрома, автоматизированного автодрома и закрытой площадки должны иметь однородное асфальто- или цементобетонное покрытие.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 процентов включительно. Использование колейной эстакады не допускается.

На участках, предназначенных для движения транспортных средств, должен быть предусмотрен водоотвод. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном не более 100 промилле.

Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения и составлять не менее 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В зоне движения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автодрома (закрытой площадки).

При снижении естественной освещенности до 20 люксов должны использоваться наружные осветительные установки. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

6. Используемые на автодроме и автоматизированном автодроме технические средства организации дорожного движения должны соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.

Рекомендуется использовать дорожные знаки I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоры — типа T.1 по ГОСТ Р 52282-2004.

Допускается уменьшение нормативного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта с установкой соответствующей таблички по ГОСТ Р 52289-2004.

7. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими обеспечивать взаимодействие с транспортными средствами, используемыми для проведения экзаменов, и осуществлять в автоматизированном режиме контроль, оценку и хранение результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом.

8. Размеры автоматизированного автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем всех зон испытательных упражнений с учетом габаритных параметров и радиусов поворота используемых для проведения экзаменов транспортных средств, размеров предстартовой и послефинишной зон, зон выполнения испытательных упражнений и участков движения между ними, а также технологических зон для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной системы, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения.

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги — безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию «провентилировать» этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99 ), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет «Основы управления ТС».

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что «правильные» школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

  1. ФЗ РФ, регулирующий безопасность на дорогах.
  2. Закон о защите потребительских прав № 2300-1 от 07.092.
  3. ФЗ РФ «Об образовании» №273 от 29.12.12.
  4. ПДД.
  5. Приказ Минобразования №33026 от 09.07.14.
  6. ПП РФ №1097 от 24.10.14.
  7. ПП РФ №326 от 23.03.17

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15.

Итак, согласно этому письму автошкола — это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • «правильный» преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Ряд курсов по определенным категориям может включать основные моменты дисциплины «Охрана труда», «Правила перевозки грузов и езды с прицепом».

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения — тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • «B»-категория 190 ч;
  • «D» — 257 ч.

Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.

Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу

Z= (t* 24,5* 12* (R-a))/ T,

  • Z – количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года ,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере — это 7,2 ч, при двух — в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T – время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

При этом требуется рассчитать и число групп, выпускаемых школой за один учебный год:

N= (F * P * 0,75)/R, где

  • N– число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

Показатель F тоже можно рассчитать

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные «напрягающие» факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком («У»);
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме «автоматов»);
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий для водителей категории «А» возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте «Основные нововведения».

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование «Образование и педагогика» (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС, должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей — это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Разработкой специальных требований для АШ пока никто не занимался. При выборе и обустройстве помещения под теоретическую часть обучения рекомендуется руководствоваться СанПиНом 2.4.3.1186-03.

Требования к автошколе: ее помещению и расположению

АШ должна иметь площади с сооружениями по ремонту и ТО учебных автомобилей. Владельцы АШ для теоретической части курса могут арендовать помещения учебных заведений, которые наверняка соответствуют требованиям СЭС.

Если для этих целей используется приспособленное помещение, то его площадь вычисляется исходя из численного состава групп. Требования к учебным комнатам описаны в СанПиНе 2.4.3.1186-03 (пункт 2.2.1 и 2.2.2), но площадь вашего лекционного кабинета в любом случае не должна быть меньше, чем 2,5 квадрата на учащегося.

Школа для автолюбителей должна иметь централизованную систему сброса стоков и поставки воды. Если таковых нет, внутренняя канализация должна быть в обязательном порядке проведена, а удаление отходов согласовано с СЭС.

Требования к меблировке учебных зон

Для обучения владелец автошколы приобретает мебель, согласующуюся с ГОСТами 11015-93 и11016-93.

Расставляют мебель в зависимости от формы и размеров комнаты. При этом угол видимости не должен оказаться меньше, чем 35 градусов. Ширина проходов и расстояния до доски нормируются исходя из габаритов комнаты для обучения. Учебные пособия могут храниться как во встроенных шкафах, так и в пристенной мебели.

В автошколе должна быть туалетная комната для обучающихся с вытяжкой приточно-вытяжного типа. Для хранения уборочных средств и приспособлений должна быть выделена специальная комната/шкаф. Весь инвентарь маркируется. Если такие комнаты не оборудованы механической приточно-вытяжной системой вентиляции, готовить дезрастворы придется в туалетной комнате. Обязателен журнал учета дезинфектантов.

Туалеты должны быть обустроены с организацией внутренней системы сбора стоков (канализацией) и с подведением к умывальникам и раковинам воды (горячей и обязательно холодной).

Освещение в автошколе: требования и особенности

В учебных кабинетах автошкол обязательно освещение солнечным светом и искусственными осветителями.

Естественное освещение

Обычно — это свет, поступающий из окон, расположенных с левой стороны. При этом солнечные лучи не должны быть направлены в лицо обучающимся или в спину.

Требования к параметрам, следующие:

  • КЕО — 1,5% в 1 метре от стены;
  • коэффициент неравномерности 3:1;
  • соотношение яркости между поверхностью конспекта и столешницей — 3:1.

Отделку учебных классов следует проводить светлыми тонами красок с рассеивающе-отражающей способностью. Окна оборудуют легко моющими (жалюзи) светозащитными приспособлениями.

Искусственное освещение

Осветители искусственного света должны обеспечивать:

  • 500 люкс в зоне доски;
  • 300-500 люкс на столешнице обучающегося;
  • 200 люкс в области пола;
  • при использовании проекционной техники с ведением конспекта, конспект должен быть освещен 300 люксами;
  • при кинопроекции на столешницы парты должно быть не менее 500 люкс, допустимо создание неосвещенной зоны перед экраном.

Для обеспечения освещения в учебных комнатах разрешается использовать люминесцентные осветители ЛСО02-2х40/ЛПО28-2х40 (или 02-2х40,46-4х18-005) либо иные осветители, в таком же исполнении и с теми же техданными.

Воздушно-температурный режим в автошколе: основные требования

Этот режим нормируется согласно требованиям, предъявляем к сооружениям общественного назначения и построенным под жилье. Подробные требования можно найти в СНиПе31-06-2009/СП118.13330.2012*.

Температура в классах для вычитки теории должна поддерживаться в пределах от 17-18оС до 20оС. Отопление и вентиляция здания АШ должны отвечать СП60.13330.2012 (СНиП41-01-2003).

При монтаже электрооборудования, в том числе классов с ПЭВМ и тренажерами нужно исходить из СанПиНа2.2.2/2.4.1340.

При организации автошколы владельцу нужно обязательно позаботиться об оформлении Уголка Потребителей, наличии книги Отзывов и журнала проверок СЭС.

Требования к персоналу

Все работники автошколы, контактирующие с обучающимися должны иметь санитарные книжки и проходить регулярные медицинские осмотры.

СЭС обязательно проверит отсутствие на учебной территории вредителей (крыс, мышей, насекомых) и наличие договоров по их уничтожению. Кроме этого, обязательными являются договора на вывоз бытовых отходов, в том числе люминесцентных ламп.

Требования Госпожнадзора

При проверках основное внимание инспектора Госпожнадзора (ГПС) уделяют:

  • наличию и исправности АУПС и тушения пожара;
  • наличию поверенных огнетушителей, журнала их учета и других средств первичного тушения пожара;
  • состоянию эвако-путей;
  • обучению сотрудников мерам и правила ПБ, наличию журнала инструктажей и проверки знаний.

Нормативно-правовая база

  • ППБ 101-89
  • ГОСТ 12.4.009-83 (об огнетушителях).
  • ППБ 01-03

Требования к кабинетам и эвако-путям

Эвакуационные пути должны быть свободными. Использовать их для складирования оборудования или развешивания верхней одежды педагогов/обучающихся запрещено. На местах с хорошим обзором должны находиться план-схемы эвакуации (в цветном исполнении). Дверные проемы учебных комнат должны иметь 90 см в ширину. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.

Противопожарные системы

Все школы для автомобилистов оборудуются системами первичного тушения пожара. Это значит, что ручные огнетушители должны располагаться на видных местах, удобных для быстрого их применения. Они должны иметь бирку о поверке и инструкцию по использованию. А также обязательно должна быть установлена звуковая пожарная сигнализация (сирены).

Все работники автошколы должны быть информированы о правилах по ПБ на территории учебного заведения.

Должны знать:

  • инструкцию по ПБ;
  • местонахождения средств пожаротушения и эвако-выхода;
  • уметь пользоваться огнетушителями;
  • посещать инструктажи по ТБ с записью в соответствующем журнале;
  • иметь представления о помощи обучающимся при эвакуации, особенно маломобильным лицам.

Требования ГПС зависят от размера помещений школы, ее пропускной способности и одновременно находящихся в помещении людей. Приведенные выше требования достаточны для АШ обучающих более 10, но менее 50 человек одновременно (в одну смену).

Новые требования к инструкторам с 28 октября 2018 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», который начнет действовать с 28 октября 2018 года.

Данный документ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 603н и в нем рассматриваются условия, которым должен соответствовать автоинструктор. Ранее подобного нормативного документа в России не было.

В этой статье Вы узнаете:

  • Требования к автоинструктору в ПДД.
  • Требования к образованию инструктора.
  • Условия допуска инструктора к работе.
  • Дополнительные требования.
  • Является ли профессиональный стандарт обязательным?

Требования к инструктору в ПДД

Для начала рассмотрим существующие требования к автоинструктору, которые приведны в пункте 21.3 ПДД:

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Таких требований всего 2:

  • наличие удостоверения автоинстуктора;
  • наличие водительского удостоверения.

Иные требования до 28 октября 2018 года не применялись.

Требования к образованию инструктора

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Инструктор должен иметь среднее профессиональное образование. Причем если это образование профильное (в области обучения вождению), то дополнительная подготовка не требуется. Если же образование получено по другой специальности, то требуется получить дополнительное профессиональное образование.

Условия допуска инструктора к работе

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
Прохождение инструктажа по охране труда

Обратите внимание, в данном пункте дублируются требования о наличии водительского удостоверения и удостоверения инструктора из правил дорожного движения.

Также речь идет и о медицинских осмотрах, которые являются обязательными для всех работающих водителями.

Дополнительные требования

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Первый пункт, касающийся дополнительного профессионального образования, является рекомендательным.

А вот остальные условия обязательные:

  • Стаж не менее 3 лет (любой категории).
  • Отсутствие лишения прав в течение 5 лет.

Примечание. В стандарте не дается пояснений по поводу того, с какого момента следует считать отсутствие лишения прав. То ли с момента вынесения постановления суда о лишении, то ли с момента окончания последнего срока лишения, то ли с момента возврата прав после лишения.

Является ли профессиональный стандарт обязательным?

Ну а теперь самый интересный вопрос. Является ли рассматриваемый сегодня стандарт обязательным или рекомендательным?

В самом стандарте по этому поводу ничего не говорится, поэтому обратимся к статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Итак, обязательность требований профессионального стандарта должна быть закреплена в других нормативных правовых документах. Обратимся к статье 46 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В данном документе говорится, что педагогической деятельностью может заниматься только человек, соответствующий профессиональному стандарту. Осталось проверить лишь то, является ли инструктор педагогическим работником. Для этого обратимся к постановлению Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»:

2. Должности иных педагогических работников

  • Мастер производственного обучения

Таким образом приведенные выше нормативные документы говорят о том, что требования нового стандарта являются обязательными и автошколам придется перестраивать собственную работу в соответствии с этим документом.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 5 ноября 2018 Раздел: Изменения автозаконодательства

Закрытая площадка для учебной езды

Закрытая площадка для учебной езды автошколы «Драйвер» представляет собой просторный (очень просторный) асфальтированный участок с разметкой и стойками, определяющими фигуры и бетонной эстакадой с блоками ограждения с обеих сторон. Закрытая площадка для учебной езды дает Вам возможность выполнять фигуры без потери времени на ожидание очереди к фигуре.

Закрытая площадка для учебной езды обнесена бетонным забором с современными металлическими откатными воротами (центральными, задними и боковыми). На закрытой площадке для учебной езды расположено теплое подсобное помещение для работника, а также теплое помещение для инспектора ГИБДД, принимающего практический экзамен и ожидания обучающимися (и Вами тоже) своей очереди во время экзамена. Две собаки охраны. Вокруг закрытой площадки для учебной езды установлены бетонные опоры с мощными лампами освещения.

Расположена закрытая площадка на расстоянии 12 — 15 минут езды от автошколы. Причем, Вам не нужно будет туда добираться самостоятельно, так как подходите к «Драйверу», садитесь за руль учебного автомобиля и везете себя на место. Вы это можете, благодаря успешным занятиям на тренажерах и профессионализму мастеров обучающих вождению. Только времени, для первого раза, это займет побольше, независимо от того, что к закрытой площадке для учебной езды ведет асфальтированная дорога в хорошем состоянии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *