Учет у агента
ООО «Минус» взяло на себя обязательства по реализации товара ООО «Плюс» по поручению последнего. Вознаграждение составляет 7% от стоимости реализованного и оплаченного товара. В течение августа 2015 ООО «Плюс» было отгружено продукции на сумму 96 000 руб., НДС 14 644 руб.
По итогам сентября 2015 ООО «Минус» предоставило отчет, согласно которому:
- реализовано товара на сумму 74 000 руб. НДС 11 288 руб.;
- оплачено за товар — 63 000 руб., НДС 9 610 руб.;
- покупателями перечислены авансы в счет будущих поставок — 32 000 руб., НДС 4 881 руб.;
- агентом потрачены собственные средства — 230 руб.
ООО «Минус» будут отражены операции:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
004 | Принятие от ООО «Плюс» товара для хранения с целью реализации | 96 000 | Акт приема-передачи | |
62 | 76/2 | Реализации продукции | 74 000
74 000 |
Товарная накладная |
51 | 62 | Оплата реализованного товара покупателями | 63 000 | Банковская выписка |
51 | 62 Авансы полученные | Поступление авансов в счет будущих поставок | 32 000 | Банковская выписка |
76/2 | 76/3 | Предоставление отчета агента по реализованному и оплаченному товару | 63 000 | Отчет агента |
76/4 | 90/1 | Начисление агентского вознаграждения | 4 410 | Отчет агента |
76/3 | 76/4 | Удержание вознаграждения из выручки ООО «Плюс» | 4 410 | Отчет агента |
90/3 | 68 НДС | НДС от суммы вознаграждения | 673 | Отчет агента |
90/2 | 26 | Списание затрат агента за сентябрь 2015 | 230 | Отчет агента |
90/9 | 99 | Отражена прибыть от посреднических операций | 3 507 | Отчет агента |
76/3 | 51 | Перечисление выручки ООО «Плюс» за вычетом вознаграждения | 58 590 | Платежное поручение |
При отражении проводок по договору, принципалу и агенту следует помнить о соблюдение всех необходимых требований к документам, на основании которых осуществляются такие операции.
Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?
Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:
- без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности);
- корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).
Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:
- действует ли агент от своего имени или от имени принципала;
- участвует ли он в расчетах;
- проходит ли товар через его склады;
- какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии);
- алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.);
- нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала);
- периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения);
- иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.
Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров помогут размещенные на нашем сайте статьи и образцы:
- «Образец договора аренды оборудования с последующим выкупом»;
- «Как оформить договор купли-продажи объекта недвижимости?».
Как наладить документооборот между агентом и принципалом?
Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:
- подтвердить расходы и правомерность вычетов по НДС;
- доказать правоту в суде при возникновении споров между агентом и контрагентами.
Кроме агентского договора в комплект документов включаются:
- оригиналы документов контрагента — договоров, накладных, счетов, актов и др. (если агент действует от имени принципала);
- копии вышеуказанных документов (если агент действует от своего имени);
- отчет агента вместе с подтверждающими его расходы документальными копиями;
- счета-фактуры на агентское вознаграждение;
- иные документы (подтверждающие выплату вознаграждения, иные расходы агента и т. д.).
Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:
- агентского вознаграждения;
- возмещаемых агенту расходов.
О значении документооборота в деятельности хозяйствующего субъекта расскажут статьи и сообщения:
- «Ведение документооборота по складскому учету материалов»;
- «Принципалу необязательно включаться в электронный документооборот счетов-фактур, если он налажен между агентом и поставщиками».