Учет у агента

ООО «Минус» взяло на себя обязательства по реализации товара ООО «Плюс» по поручению последнего. Вознаграждение составляет 7% от стоимости реализованного и оплаченного товара. В течение августа 2015 ООО «Плюс» было отгружено продукции на сумму 96 000 руб., НДС 14 644 руб.

По итогам сентября 2015 ООО «Минус» предоставило отчет, согласно которому:

  • реализовано товара на сумму 74 000 руб. НДС 11 288 руб.;
  • оплачено за товар — 63 000 руб., НДС 9 610 руб.;
  • покупателями перечислены авансы в счет будущих поставок — 32 000 руб., НДС 4 881 руб.;
  • агентом потрачены собственные средства — 230 руб.

ООО «Минус» будут отражены операции:

Дт Кт Описание Сумма Документ
004 Принятие от ООО «Плюс» товара для хранения с целью реализации 96 000 Акт приема-передачи
62 76/2 Реализации продукции 74 000

74 000

Товарная накладная
51 62 Оплата реализованного товара покупателями 63 000 Банковская выписка
51 62 Авансы полученные Поступление авансов в счет будущих поставок 32 000 Банковская выписка
76/2 76/3 Предоставление отчета агента по реализованному и оплаченному товару 63 000 Отчет агента
76/4 90/1 Начисление агентского вознаграждения 4 410 Отчет агента
76/3 76/4 Удержание вознаграждения из выручки ООО «Плюс» 4 410 Отчет агента
90/3 68 НДС НДС от суммы вознаграждения 673 Отчет агента
90/2 26 Списание затрат агента за сентябрь 2015 230 Отчет агента
90/9 99 Отражена прибыть от посреднических операций 3 507 Отчет агента
76/3 51 Перечисление выручки ООО «Плюс» за вычетом вознаграждения 58 590 Платежное поручение

При отражении проводок по договору, принципалу и агенту следует помнить о соблюдение всех необходимых требований к документам, на основании которых осуществляются такие операции.

Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?

Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:

  • без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности);
  • корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).

Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:

  • действует ли агент от своего имени или от имени принципала;
  • участвует ли он в расчетах;
  • проходит ли товар через его склады;
  • какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии);
  • алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.);
  • нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала);
  • периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения);
  • иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.

Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров помогут размещенные на нашем сайте статьи и образцы:

  • «Образец договора аренды оборудования с последующим выкупом»;
  • «Как оформить договор купли-продажи объекта недвижимости?».

Как наладить документооборот между агентом и принципалом?

Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:

  • подтвердить расходы и правомерность вычетов по НДС;
  • доказать правоту в суде при возникновении споров между агентом и контрагентами.

Кроме агентского договора в комплект документов включаются:

  • оригиналы документов контрагента — договоров, накладных, счетов, актов и др. (если агент действует от имени принципала);
  • копии вышеуказанных документов (если агент действует от своего имени);
  • отчет агента вместе с подтверждающими его расходы документальными копиями;
  • счета-фактуры на агентское вознаграждение;
  • иные документы (подтверждающие выплату вознаграждения, иные расходы агента и т. д.).

Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:

  • агентского вознаграждения;
  • возмещаемых агенту расходов.

О значении документооборота в деятельности хозяйствующего субъекта расскажут статьи и сообщения:

  • «Ведение документооборота по складскому учету материалов»;
  • «Принципалу необязательно включаться в электронный документооборот счетов-фактур, если он налажен между агентом и поставщиками».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *