Содержание
- Стаж работы по специальности — это период времени…
- Что такое стаж работы по специальности
- Стаж работы по специальности для государственных служащих
- Как считать стаж работы по специальности
- Мой секрет
- Федеральная выплата за «участковость»
- Какие бывают надбавки медработникам и кто определяет их размер
- Кто может рассчитывать на стимулирующие выплаты в 2019 году
- Есть ли исключения
- Сколько доплачивают
- Как влияет на сумму качество работы медика
- Как считать
- Что нужно для получения
- Могут ли лишить доплаты и на каких основаниях
- Что делать, если не доплачивают
- Как влияет на доплату совмещение и замещение
- Какие еще могут быть доплаты, кроме стимулирующих
- Об утверждении порядка исчисления стажа руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения
- Порядок исчисления стажа руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения
- Последние новости
- Законодательная база
- Льготный стаж
- Что входит в трудовой стаж медиков?
- Оформление пенсии
- Повышение пенсий в 2018 году
- Как рассчитывает медицинский стаж?
- Что такое медицинский стаж?
- Что входит в медицинский стаж?
- В каких случаях прерывается медицинский стаж?
- Медицинский стаж для выхода на пенсию
- Сколько лет нужно отработать?
- Как считают?
- Доплата
- Медицинский стаж в частной клинике
- Можно ли суммировать медицинский и педагогический стаж?
- Как рассчитать стаж работы по специальности?
Стаж работы по специальности — это период времени…
Стаж работы по специальности — это временной интервал, в течение которого работник исполнял обязанности по определенному профилю. Что входит в стаж работы по специальности и как он рассчитывается, вы узнаете при прочтении данной статьи.
Что такое стаж работы по специальности
Стаж работы по специальности для государственных служащих
Как считать стаж работы по специальности
Что такое стаж работы по специальности
Стаж работы по специальности — это период, в течение которого лицо выполняло соответствующую квалификации работу. В действующем российском законодательстве этот термин никак не раскрыт, но в некоторых нормативных актах упоминается.
В частности, в ст. 256 ТК России упоминание стажа работы по специальности происходит в связи с указанием на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в трудовой стаж, в т. ч. и так называемый спецстаж, за исключением ситуаций, когда сотрудник досрочно выходит на пенсию.
Применительно к военным стаж по специальности упоминается в ч. 3 ст. 10 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, где говорится, что период контрактной службы засчитывается в стаж (общий трудовой, госслужбы и работы по специальности) из расчета 1 к 1, а период нахождения на воинской службе по призыву — 1 день за 2. Время прохождения альтернативной службы также засчитывается в стаж работы по специальности (ч. 2 ст. 19 закона об альтернативной службе от 25.07.2002 № 113-ФЗ).
Кроме того, стаж работы по специальности требуется для получения свидетельства о допуске СРО к выполнению отдельных видов строительных и инженерных работ. Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса России, для получения свидетельства установлено и такое требование, как стаж работы по соответствующей специальности на протяжении как минимум 5 лет.
Что касается квалификационных требований о наличии опыта работы по специальности, то они все же прописываются для ряда сотрудников, например устраивающихся в органы внутренних дел (ч. 7 ст. 36 закона «О службе в органах…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ), в страховую компанию (п. 2 и 3.1 ст. 32.1 закона «Об организации…» от 27.11.1992 № 4015-1). Квалификационные требования о наличии стажа работы по специальностиустановлены также для нотариусов (п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1), адвокатов (ч. 1 ст. 9 закона об адвокатуре от 31.05.2002 № 63-ФЗ), судей и др.
Стаж работы по специальности для государственных служащих
Согласно п. 2 ст. 14 закона «О системе госслужбы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, в стаж госслужбы одного вида добавляется время работы на госслужбе другого вида или замещения должностей муниципальной или государственной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, стаж госслужбы учитывается при исчислении стажа гражданского служащего.
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
При подсчете же стажа гражданской госслужбы учитывается период работы сотрудника муниципальным служащим, а также наоборот (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона «О муниципальной службе…» от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Это объясняется единством требований к квалификации обоих видов служб.
Согласно п. 1 ст. 12 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для претендента на замещение должности гражданского служащего либо, в силу п. 3. ст. 5 закона № 58-ФЗ, госслужащего субъекта РФ соответствие квалификационным требованиям обязательно. В частности, должен быть стаж работы на гражданской службе либо по специальности. Для замещения должности муниципального служащего к соискателю предъявляются аналогичные требования (п. 1 ст. 9 закона № 25-ФЗ).
Как считать стаж работы по специальности
По поводу, как считать стаж по специальности (далее также — спецстаж) существует два мнения. Такая ситуация возникла из-за того, что законодательно этот вопрос никак не урегулирован, в результате чего на практике существуют следующие позиции:
- При подсчете спецстажа учитываются лишь периоды работы по конкретной профессии или на определенной должности, вне зависимости от того, есть ли документы о получении образования по данной специальности. Для обоснования данной точки зрения используются нормы для определения стажа в юрпрофессии, сформированные в инструкции Минюста, ВС и ВАС РФ от 27.12.1996 № 10. В частности, в п. 4 указанной инструкции говорится, что спецстаж определяется на основе записей, сделанных в трудовой книжке. В пп. 1, 2 указывается на то, что в него включается работа в органах госвласти, а также в других учреждениях/предприятиях на должностях, для трудоустройства на которые требуется профессиональное образование, а если такого нет, то весь период работы на указанных должностях засчитывается в спецстаж.
- В спецстаж включается то время работы, выполнение которой производилось по квалификации, соответствующей полученному документу об образовании (диплому, свидетельству, сертификата). Согласно пп. 1, 2 ст. 9 закона № 25-ФЗ, при замещении вакантной должности муниципального служащего к претенденту предъявляются квалификационные требования, касающиеся не только наличия спецстажа, но и уровня профобразования. Т. е. без представления документа о получении профессионального образования лицо не может быть назначено на должность.
Согласно разъяснениям из письма Минздравсоцразвития о направлении госслужащих на профессиональную переподготовку от 11.08.2011 № 17-3/1568, для замещения должностей гражданской службы необходимо, чтобы претендент имел профильное образование. Однако если служащему, подпавшему под сокращение, планируют предложить должность, но полученное им образование не соответствует направлению деятельности этого подразделения госоргана, тогда принимается во внимание полученное им дополнительное образование и практический опыт в нужной области.
Вторая позиция спорна, так как на практике зачастую к претендентам больше предъявляются требования о наличии практического опыта, которым они могут обладать, продолжая при этом обучение в образовательном учреждении для получения соответствующей квалификации.
Для того чтобы точно установить, как все-таки считать спецстаж — по количеству лет работы на должности или с момента получения соответствующего профильного образования, каждый работодатель может разработать локальный нормативный акт. Это может быть как инструкция по порядку определения квалификационных и других требований, которые предъявляются к претенденту при трудоустройстве, так и стандарт (правила) СРО. В данном документе можно четко прописать, какие именно периоды трудовой деятельности будут засчитываться в спецстаж.
***
Итак, в стаж работы по специальности включается период работы сотрудника на определенной должности или по конкретной профессии. О том, что именно включается в такой стаж, нет четкой законодательно установленной позиции. Это значит, что сами учреждения (предприятия, госорганы и т. д.) в своих внутренних правилах могут прописать, включается в такой спецстаж период профильного обучения или учитывается только фактический период работы по данной специальности (в должности).
Мой секрет
Перечень должностей, включающихся в стаж работы по той или иной специальности, законодательно не утвержден. Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.
Основанием для включения стажа работы по определенной должности в стаж работы по специальности являются квалификационные требования к данной должности. Так, например, в стаж работы по специальности «юриспруденция» входит работа на должности, требующей высшего юридического образования.
На основании сказанного, учитывая отсутствие законодательно утвержденного перечня должностей, включаемых в стаж работы по той или иной специальности, работодатель вправе урегулировать данный вопрос в своих локальных нормативных актах.
При этом можно ориентироваться не на наименования должностей, а на характер должностных обязанностей. Так, если работа, например, в должности начальника организационно-кадрового отдела требует юридического образования и знания в каких-либо отраслях права, ее можно зачесть в стаж работы по юридической специальности, если работодатель закрепит в локальном акте именно этот критерий включения периода работы в стаж по специальности.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1.Ответ: Когда применяют стаж работы по специальности
В.И. Андреева
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).
Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.
Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.
Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5 статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.
Федеральная выплата за «участковость»
Здравствуйте, Валентина
Если идет речь о надбавке, установленной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.06.2011 N 463н»О порядке и условиях осуществления денежных выплат, связанных с оказанием дополнительной медицинской помощи, врачам- терапевтам участковым, врачам- педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей- терапевтов участковых, врачей- педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Российской академии наук и Сибирского отделения Российской академии наук, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико- санитарной помощи, а также федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико- биологического агентства»
4. Денежные выплаты медицинским работникам осуществляются в размере 10 тыс. рублей в месяц врачам- терапевтам участковым, врачам- педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и 5 тыс. рублей в месяц медицинским сестрам участковым врачей- терапевтов участковых, врачей- педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3). В районах и местностях, в которых решением органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. 5. Денежные выплаты медицинским работникам производятся одновременно с выплатой заработной платы и учитываются при исчислении средней заработной платы в целях предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. 6. В отношении каждого медицинского работника денежная выплата осуществляется при условии замещения им в учреждении штатной должности.
>Стимулирующие выплаты медработникам в 2019 году: сколько и кому положены
Какие бывают надбавки медработникам и кто определяет их размер
Медикам положены выплаты за:
- интенсивную трудовую деятельность и высокие показатели;
- качество работы;
- непрерывный стаж и выслугу лет.
К стимулирующим относят и премии по итогам трудовой деятельности.
Сумма выплат и условия их получения устанавливаются на уровне медучреждения коллективными договорами, иными документами. Допфинансирование медработников детских казенных реабилитационных учреждений происходит по общему принципу.
Кто может рассчитывать на стимулирующие выплаты в 2019 году
В медицинском учреждении трудятся:
- основной персонал, который оказывает медицинские услуги населению: врачи, медсестры и т. д.;
- вспомогательный персонал, не ведущий медицинскую деятельность: санитары, секретари, работники пищеблока;
- административно-управленческий и обслуживающий персонал: руководители организации, их заместители и т. д., а также лица, занятые обслуживанием зданий, оборудования и не оказывающие медуслуг.
Основной и вспомогательный медперсонал могут получать стимулирующие выплаты по критериям, принятым в отношении медицинских работников.
Деятельность административно-управленческого и обслуживающего персонала оценивается по другим, индивидуальным показателям.
Если представители руководящего состава совмещают руководство с приемом больных, стимулирующие надбавки медиков им положены.
Есть ли исключения
Денежное стимулирование не распространяется на следующие категории медработников:
- участники программы «Здоровье», оказывающие услуги по родовспоможению и уходу за новорожденными: педиатры, участковые терапевты и медсестры;
- медики, оказывающие высокотехнологичную помощь.
Выплаты могут быть отменены:
- при наличии дисциплинарного взыскания в отчетном периоде;
- если медик получил от пациентов деньги за медицинскую помощь, которая должна оказываться безвозмездно.
К руководителям учреждения предъявляются особые требования: им не полагаются стимулирующие при выполнении госзаказа ниже 90 %, если будут выявлены нарушения правил противопожарной безопасности и т. д.
Сколько доплачивают
Как начисляются стимулирующие выплаты медработникам? Учрежденная в медицинской организации комиссия назначает размер выплат. Он варьируется в зависимости от качества услуг, оказанных медработником. Порядок начисления доплат установлен локальным нормативным актом. Документ действует в течение одного года, затем утверждается новый.
При этом сумма стимулирующих не может быть меньше или больше рекомендованной Минздравом или Комитетом по здравоохранению конкретного региона.
Как влияет на сумму качество работы медика
Критерии выплаты стимулирующих определяются каждым медучреждением индивидуально. При этом обязательно учитываются рекомендации федеральных органов. Они закреплены в Приказах Минздрава России № 421 и № 430н.
Распределяют стимулирующие выплаты по-разному. Часто используется система баллов с повышающим коэффициентом.
Приведем пример критериев оценки работы участкового врача-терапевта.
Показатель |
Критерии |
Оценка |
Периодичность |
---|---|---|---|
Выполнение государственного заказа |
100 % |
+ 3 |
Ежемесячно |
От 95 % до 100 % |
+ 1 |
||
От 90 % до 95 % |
|||
Доля посещений с профилактической целью от общего числа посещений |
30 % и более |
+ 2 |
Ежемесячно |
От 25 % до 30 % |
+ 1 |
||
Менее 25 % |
|||
Уровень госпитализации населения на участке |
Менее 18 % |
+ 1 |
Ежемесячно |
18 % и более |
|||
Обоснованные жалобы |
Отсутствие |
+ 1 |
Ежемесячно |
1 и более |
|||
Удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи |
50 % и более |
+ 1 |
Ежемесячно |
Опрошенных менее 50 % |
|||
Отсутствие запущенных случаев онкологических заболеваний (в части управляемых причин) |
Отсутствие |
+ 2 |
Ежемесячно |
1 и более |
— 1 |
||
Отсутствие осложнений и декомпенсированных форм СД (в части упр. причин) |
Отсутствие |
+ 1 |
Ежемесячно |
1 и более |
|||
Охват взрослого населения диспансерным наблюдением (подлежащих) |
Более 97 % |
+ 1 |
Ежемесячно |
Менее 97 % |
Основные критерии стимулирующих выплат медработникам в 2019 году:
- насколько качественно выполняется работа;
- в полном ли объеме оказаны услуги и насколько результативна проделанная работа;
- сколько премий получено;
- непрерывность стажа;
- работа по совместительству.
Дополнительные критерии:
- сколько заболеваний было обнаружено и на какой стадии;
- процент несвоевременных госпитализаций и неверно поставленных диагнозов;
- процент осложнений во время различных врачебных манипуляций;
- насколько пациенты удовлетворены качеством лечения (их жалобы, положительные отзывы);
- работа с документацией: правильно или неправильно заполнены отчеты.
На уровне учреждения трудовую деятельность каждого сотрудника оценивает специальная комиссия с учетом мнения профсоюза. Она же распределяет выплаты.
Комиссия может быть двухуровневой:
- Первый уровень: структурное подразделение. В комиссию входят три специалиста: зав. отделением, старшая медсестра, председатель первичной профсоюзной организации. Они подвергают оценке деятельность работников подразделения, вносят решение в протокол, знакомят с ним сотрудников под подпись.
- Второй уровень: центральная комиссия учреждения. Состоит из пяти и более специалистов: руководитель (или его заместитель), бухгалтер, кадровик, председатель профкома, экономист и др.
Чем занимается комиссия:
- распределяет денежное вознаграждение по структурным подразделениям и по всему персоналу больницы;
- устанавливает сумму премиальных заместителям главврача, зав. отделениями, другим сотрудникам вне подразделений;
- рассматривает претензии от сотрудников, недовольных оценкой их работы;
- разрабатывает проект приказа о распределении доплат.
Как считать
Каждое медицинское учреждение может использовать свои методы вычисления суммы надбавок и решать, как рассчитать стимулирующие выплаты медработникам. В большинстве случаев сумма определяется в таком порядке:
- как абсолютная величина (фиксированная сумма);
- как часть от должностного оклада (в процентном соотношении).
К стимулирующим выплатам относятся прибавка за стаж работы и доплата за категорию медработникам в 2019 году.
Пример расчета в процентах к окладу.
Оклад врача Иванова — 50 000 рублей. В апреле Иванову назначили надбавку за непрерывный стаж в размере 20 % от оклада. Таким образом, надбавка за апрель составит 10 000 рублей.
Доплата за интенсивность и качество работы, а также премиальные могут быть установлены по балльной системе. Сумма выплат будет зависеть от количества заработанных баллов в расчетном месяце, стоимости одного балла и повышающего коэффициента.
Например.
Повышающий коэффициент врачам учреждения равен 3.
Определяем число по врачам по стационару с учетом повышающего коэффициента: 32 человека × 3 = 96.
Максимальное количество баллов, которое может заработать сотрудник учреждения, — 10.
Максимальное общее количество баллов для врачей: 96 × 10 = 960 баллов.
Сколько стоит один балл?
Считаем по формуле:
общая сумма, которую нужно выплатить на все учреждение / максимальное общее количество баллов по организации.
Например, 200 000 рублей / 2460 баллов = 81,3 рублей.
Что нужно для получения
Специальная комиссия ежемесячно проверяет всех работников медучреждения на соответствие критериям и выпускает акт экспертной оценки.
Затем готовится приказ о выплате стимулирующих. Сотрудники должны ознакомиться с этим документом и заверить его подписями.
Самому работнику заявление на оформление выплат писать не нужно.
Могут ли лишить доплаты и на каких основаниях
Предполагают ли стимулирующие выплаты медработникам депремирование? Да, медики могут быть лишены премии в виде стимулирующих, если их деятельность была признана недостаточно эффективной. Нарушения дисциплины также ведут к лишению доплаты.
Кроме того, выплаты могут быть приостановлены из-за недостаточного государственного финансирования.
Что делать, если не доплачивают
Для начала нужно внимательно прочитать приказ о начислении доплаты. Возможно, отказ был обоснованным. Если сотрудник не согласен с решением комиссии и считает, что его незаконно лишили выплаты, он может обратиться в суд.
Как влияет на доплату совмещение и замещение
При таком виде трудовой деятельности стимулирующие выплачиваются, только если совмещение и замещение оформлены отдельным трудовым договором или соглашением. В противном случае прибавки не предусмотрены.
Какие еще могут быть доплаты, кроме стимулирующих
Виды доплат:
- оплата по «дорожной карте» медработников. В рамках этой государственной программы запланировано постоянное повышение заработной платы врачам, среднему и младшему персоналу. В результате зарплата должна составлять от 100 до 200 % от среднего дохода по региону;
- оплата диспансеризации медработникам (2019). Специалисты получают доплату за дополнительную диспансеризацию бюджетников, которые трудятся в школах, медицинских организациях, спортивных и научно-исследовательских учреждениях. Правило не распространяется на семейных врачей, участковых терапевтов и медсестер, работающих с ними;
- выплаты по программе «Земский доктор». Для медиков, выполняющих свои обязанности в селе, предусмотрена компенсация в 1 миллион рублей. Условия: возраст — не старше 50 лет, высшее образование и оконченная интернатура по профилю, а также готовность к работе в одном населенном пункте на протяжении пяти лет.
>Об утверждении порядка исчисления стажа руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения
Об утверждении порядка исчисления стажа руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 22 июня 2009 года № 448
Об утверждении порядка исчисления стажа руководящей работы
руководителя государственного образовательного учреждения
Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области «23» июля 2009 года № в реестре 01622-316-448
На основании пункта 1.6.10 постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2009 № 256 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года № 468»
приказываю:
1. Утвердить по согласованию с министерством социальной политики Нижегородской области прилагаемый порядок исчисления стажа руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения.
2. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра образования Нижегородской области М.Ю. Зобкову.
Министр С.В. Наумов
Порядок исчисления стажа руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения
УТВЕРЖДЕН
приказом
министерства образования
Нижегородской области
от 22.06.2009 № 448
1. Настоящий порядок регулирует вопросы, связанные с исчислением стажа (общей продолжительности) руководящей работы для установления руководителям государственных образовательных учреждений ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
2. В стаж руководящей работы руководителя государственного образовательного учреждения включаются:
— периоды работы в должностях: директор, заместитель директора, начальник, заместитель начальника, заведующий, старший мастер, управляющий хозяйством, руководитель структурного подразделения, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главный инженер, заместитель главного инженера и другие должности, имеющие в начале наименования слова «главный» (кроме главного специалиста в учреждениях, предприятиях, организациях, не относящихся к органам власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления);
— периоды освобожденной работы в КПСС и ВЛКСМ на ответственных должностях: секретарь, заведующий, заместитель заведующего отделом, сектором, архивом, инструктор, а также освобожденный выборный работник первичной партийной и комсомольской организации;
— периоды освобожденной партийной работы в партийно-политических органах Советской Армии, МВД в должностях политического состава подразделений, частей, учреждений, политотделов, управлений;
— периоды работы профсоюзных работников, освобожденных от замещения основных должностей вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в орган первичной профсоюзной организации, созданной на предприятиях, учреждениях, организациях в соответствии с Федеральным Законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
— периоды работы в должностях: депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе;
— периоды работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а так же органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления;
— периоды военной службы в должностях офицерского, сержантского и начальствующего состава в Вооруженных Силах Союза ССР и Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также в других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, Союза ССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
3. Периоды работы, подлежащие включению в стаж руководящей работы, для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу в соответствии с настоящим Порядком, суммируются.
4. Документами, подтверждающими стаж руководящей работы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.
5. Приказом учредителя, на основании решения комиссии, состав и порядок работы которой определяется учредителем, в стаж руководящей работы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы руководителям учреждений для выполнения должностных обязанностей в соответствии с трудовым договором руководителя учреждения. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Все граждане Российской Федерации наделены правом получать финансовую помощь от государства по завершении своей трудовой деятельности, если ими соблюдены определенные условия. Основным условием назначения пенсионных выплат является достижение конкретного возраста, вместе с ним учитывается накопленный трудовой стаж и правильная уплата работодателем отчислений в пенсионный фонд. Тем не менее законодательством определены отдельные категории граждан, которые вправе рассчитывать на льготные условия при выходе на заслуженный отдых. Так, например, условия выхода на пенсию для служащих ЛПУ, включенных в законодательный список, отличны от общепринятых. В целом, люди, имеющие отношение к здравоохранению в РФ имеют особенный медицинский стаж и подвергаются другому порядку при оформлении и расчете пенсии.
Работники медицинской сферы по праву заслужили льготы при оформлении пенсии, ведь они занимаются такой важной и непростой работой. Однако льготы, гарантированные законом не предусматривают увеличения размера пособий или введение дополнительных выплат. Льготы для медиков заключаются в уменьшении необходимого рабочего стажа. В случае, когда всем россиянам прибавляется 1 год, медикам помимо него начисляют еще от 3 до 9 месяцев. Пенсия по выслуге лет назначается медикам, накопившим достаточный стаж. Для выхода на пенсию, таким людям не придется ждать наступления пенсионного возраста (55-60 лет). Рассчитывается стаж работы медиков по-разному, в связи с учетом различных условий труда и квалификации.Так как же правильно рассчитать срок выхода на отдых? Подробно разберем в этой статье.
Последние новости
За последние годы никаких значительных изменений влияющих на финансирование государственных пособий и расчёт трудового стажа не произошло. Соответственно медперсонал будет получать льготную помощь от государства в обычном порядке.
Отменять льготы для врачей медицинского персонала министерство труда не планирует. Однако возможно изменение условий предоставления такой выплаты. По имеющейся информации в наступающем году может быть увеличен трудовой стаж для служащих медучреждений, но на данный момент соответствующий законопроект не принят.
Законодательная база
При назначении пенсионного обеспечения медицинским работникам уменьшается временной период, после выработки которого, персонал получает финансовую страховую помощь от государства до достижения пенсионного возраста. Главный показатель для врачей это накопленный стаж. Чтобы располагать всей необходимой информацией о начислении стажа и назначении пенсии врачам необходимо ознакомиться с законами, регулирующими эту сферу. Владея достоверной информацией можно решить любые неурядицы и конфликты, возникшие при оформлении выплат.
Так как на законодательном уровне регулируется назначение и расчет льготных пенсий медикам? За это отвечают следующие акты:
- Закон № 173 «О трудовой пенсии»;
- Федеральный закон № 400 «О назначении страховых пенсий»;
- Постановление правительства № 781 «Должности медработников, которым положены льготы»;
- ФЗ № 424 «О выплатах накопительных пенсий»;
- Постановление №10 «О льготах для пенсионного обеспечения по старости».
Для того чтобы профессионально разбираться в тонкостях пенсионного обеспечения необходимо изучить все эти законы и постановления. Это займет слишком много времени, поэтому в статье мы привели основные факты и ответы на вопросы, которые могут быть полезны обычным гражданам.
В постановлении № 781 прописаны должности медицинских работников, которые могут рассчитывать досрочный отдых:
- Заведующие, продолжающие лечебную практику;
- Заведующие мед. пунктом;
- Судебные медэксперты;
- Акушерки и фельдшеры, в том числе лаборанты;
- Медицинские сестры всех специализаций и назначений и главные медсестры;
- Трудоустроенные в наркологических и реабилитационных центрах; Врачи, за исключением статистиков;
- Зубные врачи;
- Лаборант рентген-кабинета;
- Мед. технолог;
- Помощники врачей эпидемиологов, паразитологов, энтомологов, гигиенистов;
- Мед. дезинфектор и др.
Льготный стаж
При начислении досрочной пенсии по выслуге лет медработникам искусственно увеличивается временной отрезок, в течение которого велась трудовая деятельность, происходит это в зависимости от срока и географического расположения лечебного заведения. Всем работникам ЛПУ прибавляется еще 3 месяца к отработанному году. Хирурги, судмедэксперты, анестезиологи-реаниматологи и патологоанатомы получают еще по 6 месяцев к одному году работы, а работая за городом, врачи этих специальностей за год работы получают 1 год и 9 месяцев стажа.
Рассмотрим на примере:
Патологоанатом 15 лет работал в деревне, заслужил пост заведующего отделением в городской клинике, где трудился еще 6 лет.
Медицинский стаж = 6 лет + 15 лет + 10,5 лет (льготная надбавка за специализацию)+ 3,5 года (прибавка за работу вне города) = 35 лет.
Назначение досрочной пенсии медицинским работникам проработавшим 25-30 лет во вредных условиях производится независимо от возраста.
Что входит в трудовой стаж медиков?
Молодые специалисты часто задаются вопросом, входит ли ординатура в трудовой медицинский стаж? К сожалению, данный период при расчёте не учитывается, также как неоплачиваемые отпуска и период ухода за ребенком. В расчет берутся только оплачиваемые отпуска, декретный период перед родами, командировки связанные с профессиональной деятельностью, временная нетрудоспособность сотрудника, а также оплачиваемые курсы повышения квалификации.
Условия назначения пенсии по выслуге лет:
- В названии лечебного заведения, в котором трудился человек, должны содержаться слова: больница, дом ребенка, госпиталь и др.
- Организация должна являться юридическим лицом.
- Льготная пенсия устанавливается для медработников, работающих не только в отдельных больницах, но и в медицинском подразделении. Например, в школьном медпункте или военной лаборатории, с полным списком таких подразделений можно ознакомиться в постановлении № 781.
- Заведующие имеют право на получение пособий с соответствующими льготами, только в случае продолжения медицинской практики на протяжении всего срока работы.
- Работодатель должен своевременно и в полном объеме вносить плату в пенсионный фонд.
- Возраст гражданина значения не имеет, внимание обращается лишь на накопленный опыт.
- Список должностей и специальностей медицинских служащих, которые могут рассчитывать на льготы при установке выплат, представлен в постановлении № 781.
Однако в нормативном акте имеется много нюансов, к примеру, работа врача на половину ставки до 1999 года прибавляется к стажу, а после 1999 года не учитывается. Также стоить обратить внимание на статус ЛПУ специализацию врача и регион работы.
Пример: В случае накопления 25-ти летнего опыта медик вправе рассчитывать на досрочную пенсию, только если все это время он проработал в сельской местности. Если он работал и в городе, и в селе, то работа в городе будет считаться, как обычно, а в селе как 15 месяцев за один год.
Ранний выход на заслуженный отдых определенным категориям работников обеспечивает закон № 400, в их число входят и медики. Для досрочного получения пособия выслуга лет в поселке или селе должна составлять 25 лет, для городских работников – 30 лет.
В государственных учреждениях
Специалисты муниципальных и госучреждений имеют возможность выйти на заслуженный отдых раньше в общем порядке, в соответствии с законодательством. В опыт идет как работа на полную ставку, так и сокращенный рабочий день.
В частных клиниках
В связи с более высокой оплатой труда, в частные клиники устраивается все больше специалистов, как на полный рабочий день, так и на полставки. Поэтому актуальность набирает вопрос: идет ли медицинский стаж в частных клиниках? Сотрудники платных клиник иногда сталкиваются с проблемами при оформлении пенсии, хотя по закону, весь медперсонал должен иметь равное положение, вне зависимости от формы собственности предприятия-работодателя. Правительством предусмотрено преждевременное назначение господдержки всем сотрудникам частных и государственных медучреждений, если все, установленные законом, требования выполнены. Правда стоит убедиться, что должность, указанная в трудовой книжке врача имеется в перечне постановления.
Оформление пенсии
Для досрочного назначения страховых выплат необходимо своевременно подать заявление в отделение Пенсионного Фонда по месту жительства. Обращение может рассматриваться до 10 дней, но начисление выплат начинается со дня подачи заявления. Пенсионное обеспечение по выслуге лет не имеет срока действия, повторной подачи документов не требуется.
Документы необходимые для назначения пенсионных выплат медикам:
- Заявление по форме Пенсионного Фонда о назначении пенсионного обеспечения с учетом льгот;
- Паспорт гражданина РФ;
- Трудовая книжка.
Дополнительно, в зависимости от ситуации:
- Документ о смене фамилии или места жительства;
- Справка о заработной плате за 60-дневный период до 2002 года;
- Документ, подтверждающий инвалидность.
Вычисление суммы пенсионных выплат проводится с учетом стажа и размеров заработной платы, получаемой сотрудником во время работы. Также при расчёте пособий обращается внимание на ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) и региональный коэффициент. Чаще всего размер выплат составляет 40% от средней заработной платы сотрудника.
Повышение пенсий в 2018 году
Увеличение страховых пособий для работников лечебных заведений осуществляется вместе с индексацией пенсий остальных категорий людей. В 2018 году индексация произойдет 1 января, а не в феврале как раньше. Согласно прогнозируемой инфляции пособия будут увеличены на 3,7%.
В данной статье рассмотрены лишь ответы, на часто задаваемые вопросы, чтобы узнать относитесь ли конкретно Вы к категории льготников, советуем ознакомиться со всеми документами, регламентирующими этот аспект. Если Вы не нашли ответ на интересующий вопрос проконсультируйтесь с юристом или специалистом Пенсионного Фонда России.
Как рассчитывает медицинский стаж?
Для медицинских работников важен стаж работы по специальности без перерывов – это период, в течение которого медики работают в области оказания медицинских услуг населению, при этом прерывания в работе должны происходить только в случае предоставления очередного ежегодного отпуска.
Что такое медицинский стаж?
После окончания профессионального образовательного учреждения, в данном случае мы говорим о медицинских ВУЗах и колледжах, медики разных специальностей начинают трудовую деятельность в больницах, поликлиниках, лабораториях и других учреждениях здравоохранения. С этого момента начинается отсчет стажа работы. Он необходим для того, чтобы к моменту выхода на пенсию граждане имели хорошие надбавки, льготы и достойный размер пенсионного обеспечения.
На основании длительности периода работы работникам производится подсчет выслуги лет, за что тоже положены определенные доплаты.
Что он дает?
Согласно изменениям в пенсионном законодательстве, работники зарабатывают сегодня не конкретный стаж в медицинском учреждении, а его страховую часть. Это означает, что на основании отчислений в ПФР, который ежемесячно совершает работодатель за работника, копятся коэффициенты, которые учитываются при начислении пенсионных выплат.
Законодательство предусматривает льготный период выхода на заслуженный отдых для работников здравоохранения. Льготный – это означает, что общий период деятельности, дающий право выхода на пенсию, сокращается.
Что входит в медицинский стаж?
В медицинский стаж входит период работы, начиная с первого дня трудоустройства и заканчивая наступлением времени, когда отработано 25/30 лет в медицине. Количество отработанных лет имеют юридическую силу, так как на их основании производится подсчет и назначение пенсии по старости, инвалидности и других начислений социального обеспечения граждан.
Получение льготной пенсии возможно для специальностей из определенного перечня профессий медиков:
- медсестры;
- акушерки;
- лаборанты.
Врачебные специальности:
- врачи разных профилей;
- судмедэксперты.
Медики, проработавшие 25 лет в сельской местности и 30 лет в городе, имеют право на льготу.
Входят ли интернатура и ординатура?
Интернатура не входит в стаж работников. По закону, интернатура – это последипломная практика в учреждении здравоохранения продолжительностью 1 год. Этот год входит в учебный план ВУЗа, то есть, молодые специалисты еще не считаются дипломированными врачами.
Ординатура – это обучение врачебного персонала с полным отрывом от работы. По окончании обучения врачи получают сертификаты, на основании которых они имеют право заниматься профессиональной деятельностью. В ординатуре обучаются практикующие врачи. Обучение длится 1 год, в это время медики не занимаются практической деятельностью, значит, работодатель не производит отчисления в ПФР за них. Соответственно, в стаж работы этот год тоже не входит.
В каких случаях прерывается медицинский стаж?
Правила, по которым производится подсчет медицинского стажа, аналогичен нормам, касающимся всех других профессий и должен исходить из пенсионного законодательства. Прерывание стажа произойдет, если медработник уволился и устроился на другое место более чем через 3 недели после этого с условием, что увольнение произошло по собственной инициативе.
3 месяца предлагает закон на поиски другого рабочего места, и стаж не прервется, если причины увольнения из медучреждения были иными:
- сокращение штата, ликвидация, реорганизация;
- заключение под стражу необоснованно, после чего работник был оправдан;
- служба в ВС по призыву по контракту на 1 год;
- небольшой срок остался до выхода на пенсию.
Расчет медицинского непрерывного периода производится по аналогии со страховым. В него входят все отработанные годы без прерывания деятельности на срок, который больше того, который предусмотрен законом.
Медицинский стаж для выхода на пенсию
Для медицинского персонала ключевым условием для ухода на пенсию считается количество отработанных в медицине лет. Работники здравоохранения имеют право на льготную пенсию, когда их количество достигло 30 лет в городских учреждениях и 25 – в сельской местности.
При подсчете стажа возраст медиков не учитывается, главное – количество лет, отработанных в здравоохранении.
Существуют определенные параметры для подсчета отдельным категориям медицинских работников, например, 1 год работы приравнивается к 1,5 годам. Этот Перечень специальностей имеется в постановлении Правительства.
Более подробно узнать о льготной пенсии для работников из области здравоохранения Вы можете из представленного видео.
Сколько лет нужно отработать?
Работники здравоохранения имеют возможность закончить трудовую деятельность раньше положенного срока. Существует перечень критериев, которые необходимо учитывать, претендуя на льготную пенсию. К этой категории относятся медицинские должности, связанные с нервными перегрузками, высокой ответственностью и повышенными должностными обязательствами.
Чтобы занять подобную должность, медик должен иметь за плечами 6 лет учебы и проходить 1 раз в 5 лет переаттестацию. Если врач планирует воспользоваться льготой при выходе на заслуженный отдых, ему стоит заблаговременно позаботиться о том, чтобы накопить стаж работы в здравоохранении 25/30 лет в зависимости от места работы. Возраст при этом имеет второстепенное значение.
Как считают?
Правительством утвержден список должностей, согласно которому производится подсчет трудового стажа медикам при выходе на пенсию. Там же изложены правила подсчета сроков выслуги с учетом работы в учреждении здравоохранения. Льготный стаж считают по правилу: 1 год за 1,5 года деятельности. При этом необходимо учитывать, какие периоды и в каких поликлиниках работали медики, так как типы медучреждений также берутся во внимание при подсчете.
Если трудовая деятельность проходила в соответствующих подразделениях и на конкретных рабочих местах, перечисленных в нормативных документах, то отработанный период включается в стаж работы для получения льготной пенсии.
Доплата
Существуют надбавки медикам за то, что они трудились в здравоохранении продолжительный период. Они производятся на основании указа Президента РФ с 1993 г. Размеры доплат:
- За первые 3 года работы по 30% и по 25% за каждые следующие 2 года работы без перерывов – для медицинских работников скорой помощи и санитарной авиации.
- От 10%, но не более 80%, – работникам противолепрозных, противочумных учреждений.
- 30% за первые 3 года и 15% за каждые следующие 2 года – сельским медикам, семейным врачам и медсестрам, специалистам ВТК, медикам противотуберкулёзных больниц.
- 30% за первые 3 года и 10% за следующие 2 года – для цеховых медиков.
- 20% за первые 3 года и 10% за следующие 2 года – для всех работников социальной защиты населения.
Для того чтобы получать доплату к заработной плате, медики должны отработать в здравоохранении определенное время, после чего на основании приказа работодателя начинаются дополнительные выплаты.
Медицинский стаж в частной клинике
В России по сей день действуют постановления из советского времени, когда не существовало рыночных отношений, и частные клиники отсутствовали. С появлением коммерческих лечебных учреждений появилась необходимость учитывать стаж работы медиков и в них. Но с учетом того, что они не упоминались в нормативно-правовых актах, медикам, работавшим в них до наступления пенсионного возраста, отказывали в начислении льготной пенсии, хотя общий стаж учитывался, если клиника имела лицензию на лечебную деятельность. Признание медицинского стажа достаточным для льготного начисления пенсии происходило в судебном порядке.
В 2004 г. Конституционный суд вынес постановление, что форма собственности не является основанием для того, чтобы не признавать право медиков на льготу. Таким образом, согласно данному постановлению, работники коммерческих медучреждений имеют право на досрочную пенсию ровно так же, как и медики, которые работают в государственных больницах.
Можно ли суммировать медицинский и педагогический стаж?
Действующий закон о пенсиях не содержит норм, которые позволяют суммировать стаж педагога и медика, чтобы в итоге он получился достаточным для получения льготной пенсии.
Если у гражданки при начислении пенсии насчитывается, например, 10 лет работы в детском саду и 20 – медсестрой в поликлинике, то общее количество – 30 отработанных лет. Этого недостаточно для ухода на пенсию в льготном порядке. Она должна отработать 30 лет только в здравоохранении в городском лечебном учреждении и 25 в сельском, либо полных 25 в образовании.
Подсчет медицинского стажа у граждан, достигших пенсионного возраста – это дело сугубо индивидуальное и зависит не только от полного количества отработанных лет, но и от категории медицинского учреждения и занимаемых должностей, поэтому подсчет должен производить специалист.
Как рассчитать стаж работы по специальности?
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).
Перечень должностей, включающихся в стаж работы по той или иной специальности, законодательно не утвержден. Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.
Например, согласно ч. 5 ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1, в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
Читайте о инструкции по охране труда для экономиста больше информации в статье по ссылке.
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
9) в качестве адвоката;
10) в качестве помощника адвоката;
11) в качестве нотариуса.
Следовательно, основанием для включения стажа работы по определенной должности в стаж работы по специальности являются квалификационные требования к данной должности.
Так, в стаж работы по специальности «юриспруденция» входит работа на должности, требующей высшего юридического образования.
Квалификационные требования по должности начальника кадрового отдела, установленные квалификационным справочником должностей, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, не содержат требования о высшем юридическом образовании – необходимо просто высшее профессиональное образование.
Должность контрактного управляющего не предусмотрена квалификационным справочником, и по ней не предусмотрены требования к квалификации.
Следовательно, если исходить из требований квалификации, работа в должности начальника организационно-кадрового отдела и контрактного управляющего не включается в стаж работы по специальности «юриспруденция».
Что касается должностей бухгалтера и экономиста, то для работы в этих должностях предъявляются одинаковые требования об образовании: необходимо высшее экономическое образование.
На основании сказанного, учитывая отсутствие законодательно утвержденного перечня должностей, включаемых в стаж работы по той или иной специальности, работодатель вправе урегулировать данный вопрос в своих локальных нормативных актах. При этом можно ориентироваться не на наименования должностей, а на характер должностных обязанностей.
Так, если работа в должности начальника организационно-кадрового отдела и контрактного управляющего требует юридического образования и знания в каких-либо отраслях права, ее можно зачесть в стаж работы по юридической специальности, если работодатель закрепит в локальном акте именно этот критерий включения периода работы в стаж по специальности.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Когда применяют стаж работы по специальности
Валентина Андреева, к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).*
Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.
Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.
Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5 статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.
Из ответа «Как рассчитать стаж работы сотрудника»