Статья 83. Учет организаций и физических лиц

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подРАЗДЕЛений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Организации, в состав которых входят обособленные подРАЗДЕЛения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подРАЗДЕЛения.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
(в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о РАЗДЕЛе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подРАЗДЕЛений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подРАЗДЕЛения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
В случае, если несколько обособленных подРАЗДЕЛений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подРАЗДЕЛений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
——————————————————————
Положения пункта 4.1 статьи 83 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, и применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).
——————————————————————
4.1. При осуществлении организацией, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением официальных вещательных компаний), деятельности в рамках исполнения обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета через обособленное подРАЗДЕЛение в течение периода, не превышающего шести месяцев и включающего в себя период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.
При осуществлении организацией, являющейся официальной вещательной компанией в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, деятельности в рамках договора, заключенного с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, через обособленное подРАЗДЕЛение в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.
Форма уведомления, на основании которого происходит постановка на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета и (или) официальной вещательной компанией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)
5. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 — 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
7.1. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
8. В случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 5, пунктами 7 и 7.1 настоящей статьи, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Дело N303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015. О признании недействительным решения налогового органа.

Законы и кодексы » Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая » Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль » Глава 14. Налоговый контроль » Статья 83. Учет организаций и физических лиц » Дело N303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015. О признании недействительным решения налогового органа.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июня 2017 г. N 303-КГ17-2377

История рассмотрения дела

Резолютивная часть определения объявлена 21 июня 2017 года.

Полный текст определения изготовлен 26 июня 2017 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Завьяловой Т.В.

судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания «Тындатрансмост» на решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2016 по делу N А04-12175/2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания «Тындатрансмост» (далее — общество «МСК Тындатрансмост», налогоплательщик) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области (г. Тында, далее — инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 7 по Амурской области) о признании недействительным решения от 29.09.2015 N 07-09/37 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 5 722 558 рублей, налога на прибыль организаций в сумме 1 751 167 рублей, начисления соответствующих сумм пеней и взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс, Кодекс), а также штрафа, взысканного по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса за ведение деятельности организацией без постановки на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, в размере 7 744 152 рублей 10 копеек,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее — управление, Управление ФНС России по Амурской области), обществ с ограниченной ответственностью «Строй Инвест», «Транзит 28» и закрытого акционерного общества «СпецСтройИнвест».

В заседании приняли участие представители:

от общества «МСК Тындатрансмост» — Донцов Д.А., Донцова О.А.;

от Межрайонной ИФНС России N 7 по Амурской области — Матвиенко А.А., Супруненко О.С.;

от Управления ФНС России по Амурской области — Супруненко О.С.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В., выслушав представителей общества, поддержавших доводы кассационной жалобы, и представителей налоговых органов, возражавших против ее удовлетворения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества «МСК Тындатрансмост» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 08.08.2013 по 31.10.2014.

В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что общество не осуществило постановку на налоговый учет по месту нахождения двух обособленных подразделений: участок N 1 — Саха (Якутия) Б.Курун Кен Кю, М.Курун Кен Кю, М.Юхта; участок N 2 — Амурская область, Селемджинский район, п. Иса, через которые осуществлялась хозяйственная деятельность в проверяемый налоговый период. Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 7 744 152 рублей 10 копеек.

Не согласившись с принятым решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Решением суда первой инстанции от 21.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016, в удовлетворении заявленного обществом требования в указанной части отказано.

Признавая законным привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, суды исходили из того, что налогоплательщиком на территории иных муниципальных образований созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, где осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на налоговый учет, в связи с чем пришли к выводу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой Налогового кодекса.

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество «МСК Тындатрансмост» ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в результате неправильного применения судом норм права, а также нарушение единообразия в применении судами правовых норм.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В. от 10.05.2017 кассационная жалоба общества по эпизоду привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что кассационная жалоба общества в указанной части подлежит удовлетворению, а принятые по делу судебные акты — отмене в части по следующим основаниям.

В целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов, установленной статьей 57 Конституции Российской Федерации, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, в том числе, штрафные меры, возлагающие на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом, однако, является недопустимой недостаточная разграниченность составов правонарушений, поскольку она может привести неограниченному усмотрению в процессе правоприменения, к произволу в применении санкций, закрепляющих составы правовых норм, что не отвечает общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, вытекающему из закрепленного в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом ( постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П и определение от 18.01.2001 N 6-О).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом .

В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков — организаций сообщать в налоговый орган о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

Вместе с тем, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 , 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 Кодекса, влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса.

Из пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса следует, что данной нормой установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц установлен статьями 84 — 85 Налогового кодекса, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

Однако взаимосвязанные положения подпункта 2 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории Российской Федерации обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также принимает во внимание, что пункт 2 статьи 116 Налогового кодекса предусматривает в качестве санкции за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Сам факт установления законодателем приведенной санкции позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в пункте 2 статьи 116 Налогового кодекса изъятие соответствующей части дохода организации или индивидуального предпринимателя сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, при этом обществом не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, и применения к налогоплательщику санкции в виде изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги.

При рассмотрении настоящего дела суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 116 , статьями 122 и 126 Налогового кодекса, что привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа в оспариваемой части.

С учетом вышеизложенного, принятые по делу судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в признании недействительным решения налогового органа по эпизоду, связанному с привлечением налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 7 744 152 рублей 10 копеек, как принятые с существенным нарушением норм материального права.

Требование общества «МСК «Тындатрансмост» в названной части подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176 , 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2016 по делу N А04-12175/2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 по тому же делу по эпизоду, связанному с привлечением общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания «Тындатрансмост» к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания «Тындатрансмост» в указанной части удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области от 29.09.2015 N 07-09/37 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания «Тындатрансмост» к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 7 744 152 рублей 10 копеек.

В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Вопрос: …Согласно абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ, если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее подразделений, определяемым организацией самостоятельно. Указанная норма устанавливает право или обязанность налогового органа поставить организацию на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений? (Письмо Минфина РФ от 18.02.2010 n 03-02-07/1-68)

Вопрос: Согласно абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 НК РФ, осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Управление ФНС России по субъекту РФ разъяснило, что порядок постановки на учет обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, не утвержден Министерством финансов РФ. Таким образом, постановка на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в соответствии с абз. 1, 2 п. 4 ст. 83 НК РФ, а именно в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.
Согласно Письму Минфина России от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73 организация вправе определить налоговый орган по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, в котором могут быть учтены указанные обособленные подразделения организации на территории одного муниципального образования.
Абзац 3 п. 4 ст. 83 НК РФ устанавливает право или обязанность налогового органа поставить организацию на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений при наличии соответствующего обращения заявителя?
Что понимается под фразой «определяемым организацией самостоятельно»: право организации на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений или право организации самостоятельно выбрать обособленное подразделение для постановки на учет в налоговом органе?
Предусмотрена ли п. 1 ст. 84 НК РФ обязанность Минфина России разработать порядок постановки на учет обособленных подразделений организаций, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам? Если да, то каковы сроки принятия и утверждения данного порядка?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-68
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений и сообщается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом.
В силу п. 4 ст. 83 Кодекса в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Таким образом, на основании указанного положения организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее обособленных подразделений в случае, если эти обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
Минфином России утвержден Приказ от 05.11.2009 N 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2010, регистрационный номер 16121).
Согласно п. п. 4 и 7 указанного Порядка о выборе налогового органа, в котором может быть осуществлена постановка на учет обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования, организацией сообщается письменно в этот налоговый орган.
В случае если организацией, состоящей на учете в разных налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, созданных до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н, на территории одного муниципального образования, выбран для постановки на учет налоговый орган по месту нахождения одного из этих обособленных подразделений, постановка на учет в налоговом органе, указанном в сообщении организации о выборе налогового органа для постановки на учет каждого такого обособленного подразделения, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета организации налоговым органом по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения, переданных не позднее следующего рабочего дня после даты внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений. В тот же срок налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет, обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет по форме, установленной ФНС России, по каждому обособленному подразделению.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18.02.2010

<Об уплате транспортного налога>

Вопрос: Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ внесены изменения в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ. С момента вступления в силу указанного Закона местом нахождения имущества в целях данной статьи признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового — место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в пп. 1 настоящего пункта, — место нахождения (жительства) собственника имущества.

Лизинговые организации являются собственниками передаваемых в лизинг транспортных средств (далее — ТС).

ТС временно зарегистрированы за лизингополучателями. В отношении таких ТС лизингополучатели самостоятельно уплачивали транспортный налог по месту государственной регистрации в ИФНС по месту своего нахождения.

Согласно указанным изменениям налогоплательщиком транспортного налога является лизинговая организация, имеющая местонахождение, отличное от местонахождения лизингополучателя.

При этом сведения о данных ТС в территориальный налоговый орган по месту нахождения лизинговой организации в порядке, предусмотренном ст. 85 НК РФ, органами, осуществляющими учет ТС, не сообщаются. ТС временно регистрируются за лизингополучателями в порядке, предусмотренном п. п. 48, 48.2 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее — Приказ), и ставятся на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения лизингополучателей и после 24.08.2013.

По собственным автомобилям лизинговой организации, а также по ТС, переданным в лизинг, но зарегистрированным за филиалами лизингодателя (п. п. 24.3, 48.1 Приказа), местом уплаты транспортного налога также становится место нахождения головного офиса лизинговой организации (ранее — ИФНС по месту нахождения филиала).

Указанные автомобили на учете в налоговом органе по месту нахождения лизинговой организации не состоят.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Письмами Минфина России от 04.09.2013 № № 03-05-04-04/36435, 03-05-05-04/36441 было разъяснено, что Федеральным законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение учета в налоговых органах организаций по месту нахождения указанных ТС, которые были поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу данного Федерального закона. В связи с этим со дня вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ не изменяется порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по месту нахождения ТС налогоплательщиками, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого Федерального закона.

Каков порядок уплаты транспортного налога после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ?

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уплате транспортного налога и сообщается следующее.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 Кодекса).

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 83 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местом нахождения транспортных средств, не указанных в пп. 1 названного пункта, признается место нахождения (жительства) собственника имущества.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Федеральным законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение учета в налоговых органах организаций по месту нахождения указанных транспортных средств, которые были поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого Федерального закона.

Кроме того, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 248-ФЗ не изменяется установленный Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 порядок регистрации транспортных средств, которым, в частности, предусмотрена регистрация транспортных средств по месту нахождения юридических лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения организаций, их обособленных подразделений направляются в соответствующие налоговые органы, которые на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет организаций и направляют им уведомления о постановке на учет.

Таким образом, организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, осуществляют уплату транспортного налога в бюджет бюджетной системы Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Одновременно сообщается, что в целях устранения возникшей неопределенности в настоящее время ведется работа по подготовке соответствующих поправок в ст. 83 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. Сазанов


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *