>Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ ст 12 (ред. от 01.05.2019)

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Дело N11А-8973/2017. О признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, выразившихся в неуведомлении должника и непредоставлении постановления о возбуждении исполнительного производства, незаконными.

Законы и кодексы » Закон о судебных приставах » Глава III. Обязанности и права судебных приставов » Статья 12. Обязанности и права судебных приставов — исполнителей » Дело N11А-8973/2017. О признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, выразившихся в неуведомлении должника и непредоставлении постановления о возбуждении исполнительного производства, незаконными.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2017 г. по делу N 11А-8973/2017

Судья: Клыгач И.-Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре Аганиной Т.А.,

Сапрыгиной Л.Ю., Зариповой Ю.С., Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Г. на решение Миасского городского суда Челябинской области от 24 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Г. к судебному приставу-исполнителю Миасского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области К., Миасскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса,

установила:

Г. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Миасского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области К., Миасскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Миасского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области К. по не уведомлению должника и не предоставления постановления о возбуждении исполнительного производства *** от 27 февраля 2017 года, возбужденного на основании исполнительного листа ***, выданного судебным участком N 6 г. Миасса Челябинской области, незаконными.

В обоснование доводов указала, что у нее с карты, на которую перечисляется пенсия, были сняты денежные средства. Она испытала беспомощность, так как осталась без средств к существованию. От судебных приставов она узнала, что денежные средства были списаны в рамках возбужденного в отношении нее исполнительного производства. Считает действия судебного пристава-исполнителя незаконным.

Определением Миасского городского суда от 12 апреля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее УФССП России по Челябинской области), заинтересованное лицо Товарищество собственников жилья «Привокзальный».

Административный истец Г. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, просила восстановить срок на обращение в суд с данным административным иском.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Миасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области К. возражал против удовлетворения иска.

Представители административных ответчиков Миасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области, при надлежащем извещении участия в судебном заседании не приняли, о причинах неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица Товарищества собственников жилья «Привокзальный», при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 24 апреля 2017 года Г. восстановлен срок для обращения в суд с административным иском, в удовлетворении административного искового заявления Г. отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Г. подана апелляционная жалоба, в которой она просит о его отмене с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Г. указывает, что из ее пенсии удерживается 50% от общей суммы, остаток пенсии не соответствует установленной в Челябинской области величине прожиточного минимума, в связи с чем, она не может оплачивать коммунальные платежи и приобретать лекарства. При рассмотрении дела суд без ее согласия привлек к участию в деле Управление Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, заинтересованное лицо Товарищество собственников жилья «Привокзальный», чем нарушил принцип диспозитивности, в соответствии с которым возбуждение административного дела, определение предмета и основания административного иска зависит от волеизъявления административного истца. О том, что возбуждено исполнительное производство ей не было известно, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства в ее адрес судебным приставом-исполнителем не направлялось. Установленный законом период — 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем к ней не применялся. В ее случае без предупреждения и ознакомления с постановлением о возбуждении исполнительного производства, сняли денежные средства — пенсию с карты пенсионера, чем нарушили ее права.

Представитель административного ответчика УФССП России по Челябинской области Д. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы.

Административный истец Г., административный ответчик судебный пристав-исполнитель Миасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области К., представитель административного ответчика Миасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области, представитель заинтересованного лица Товарищества собственников жилья «Привокзальный» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме ( часть 1 статьи 308 КАС РФ), выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с положениями статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из указанных правовых норм следует, что действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагает на него какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве») к числу принципов исполнительного производства относятся своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Как указано в части 2 статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Частями 8 , 10 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в течение суток) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении такового.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ ( часть 17 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве»).

Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением мирового судьи судебного участка N 6 г. Миасса Челябинской области от 08 августа 2016 года, вступившим в законную силу 12 декабря 2016 года, удовлетворены исковые требования ТСЖ «Привокзальный»: с Г. в пользу ТСЖ «Привокзальный» взыскана задолженность по оплате содержания и ремонта жилья, коммунальных услуг, пени в размере 11367,12 рублей, судебные расходы в сумме 1 741,01 рублей, что подтверждается выданным исполнительным документом *** (л.д. 19).

Заявление ТСЖ «Привокзальный» о возбуждении исполнительного производства и приложенный к нему исполнительный лист *** о взыскании с Г. суммы задолженности по оплате содержания и ремонта жилья, коммунальных услуг, пене, направлены 28 декабря 2016 года в Миасский городской отдел судебных приставов УФССП России по Челябинской области (л.д. 18).

27 февраля 2017 года судебным приставом-исполнителем Миасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области К. было возбуждено исполнительное производство ***: должник Г., взыскатель ТСЖ «Привокзальный», предмет исполнения: задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, в размере 13108,13 рублей (л.д. 20).

Согласно копии списка внутренних почтовых отправлений NALDI-0000016277 от 28 февраля 2017 года копия постановления о возбуждении исполнительного производства *** направлена почтовым отправлением в адрес должника Г.: *** с отметкой курьерской службы о принятии корреспонденции от 28 февраля 2017 года (л.д. 21-23).

Разрешая требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя Миасского городского отделом судебных приставов УФССП области К. соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве», не нарушают права и законные интересы административного истца, а поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для признания действий судебного пристава-исполнителя Миасского городского отделом судебных приставов УФССП России по Челябинской области К. незаконными, то не имеется и оснований для возложения на него обязанности исполнить требования исполнительного листа в отношении Г. надлежащим образом.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы Г. о том, что она не получала постановление о возбуждении исполнительного производства, не могут служить основанием отмены принятого судом решения и для признания незаконным действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по не направлению в ее адрес копии такого постановления, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что судебным приставом-исполнителем были выполнены требования закона о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес административного истца (л.д. 21-23).

Кроме того, согласно части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона .

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12) .

На основании части 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах » в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав -исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом -исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Из содержания статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», следует, что с целью исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В силу положений статей 64 , 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из материалов дела, что в рамках исполнительного производства ***судебным приставом-исполнителем были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа.

10 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя было обращено взыскание на денежные средства должника Г., находящиеся на ее счетах в Сбербанке России (л.д. 24).

В соответствии со списком корреспонденции, направленной почтовой связью Миасским городским отделом судебных приставов УФССП России по Челябинской области от 11 марта 2017 года, вышеуказанное постановление в адрес Г. направлено в тот же день (л.д. 25).

23 марта 2017 года в адрес Миасского городского от дела судебных приставов УФССП России по Челябинской области поступила справка о том, что счет *** является социальным счетом по начислению пенсии (л.д. 27).

Постановлением от 23 марта 2017 года отменены меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в рамках исполнительного производства *** (л.д. 28).

Со счета, на который перечислялась пенсия Г., на депозит Миасского ГОСП УФССП России по Челябинской области было списано 362,66 рублей, что не превышает 50% пенсии должника.

Данные обстоятельства были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Довод административного истца о нарушении судом принципа диспозитивности, привлечением к участию в деле Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее УФССП России по Челябинской области), заинтересованного лица Товарищество собственников жилья «Привокзальный», не основан на законе.

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий — к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались — к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России ( части 4 , 5 статьи 38 , глава 22 КАС РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Соответственно судом первой инстанции обоснованно были привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика УФССП России по Челябинской области, и заинтересованного лица ТСЖ «Привокзальный», так как права и интересы данных лиц затрагиваются при разрешении возникших правоотношений.

Неполучение Г. копии постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный законом срок не свидетельствует о неправомерных действиях судебного пристава-исполнителя, поскольку доказательства направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства в материалах дела представлены, при этом направление копии постановления о возбуждении исполнительного производства носит лишь информативную нагрузку, и это не влияет на сроки совершения приставом исполнительных действий, от этого не зависит объем прав и обязанностей сторон в исполнительном производстве.

Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления и направлению его взыскателю соответствуют положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и доводами апелляционной жалобе не опровергнуты.

Утверждения в жалобе направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, также не установлено.

Руководствуясь статьями 309 — 311 КАС РФ, судебная коллегия

Судебный пристав

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

  • судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов — государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

  • по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

  • по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

— организует:

  • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

  • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

  • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

— формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

— осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;

  • Поддерживать общественный порядок в суде.

  • Охранять здания суда;

  • Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;

  • Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Главная обязанность пристава-исполнителя — принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

  • замечание,

  • выговор,

  • предупреждение о неполном служебном соответствии,

  • увольнение.

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *