Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых «строительные нормы и правила». Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий». При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны — при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м — не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м — не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения — при ширине их до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14 комментируемой статьи требования к сквозным проходам через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях ранее содержались в СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания». Согласно п. 1.10 названных норм сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

15. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи при использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось. Ранее подобное требование содержалось лишь в московских городских строительных нормах (МГСН), а также в нормативных документах рекомендательного характера.

16. В ч. 16 комментируемой статьи включено положение п. 4 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка», устанавливающее, что к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

17. Часть 17 комментируемой статьи изменяет требование, которое содержится в п. 4.2.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»*(82), прин. постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94*(83), и согласно которому планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. к домам, расположенным на приквартирных участках.

18. В ч. 18 комментируемой статьи вошли следующие требования п. 5.7 и 5.8 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»:

на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м (п. 5.7);

на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м (п. 5.8).

Пожарный проезд. Ширина пожарного проезда. Нормы пожарного проезда


Своевременное предотвращение пожара является на сегодняшний день одной из основных задач практически для любого населенного пункта. Во-первых, сама по себе пожарная безопасность считается одним из стратегически важных направлений деятельности органов власти и местного самоуправления, а во-вторых, любой пожар гораздо проще потушить, если он только начался, чем потом бороться с ним на большой территории, подвергая себя опасности.

Основными средствами, которые применяются для тушения пожара, являются пожарные машины. Для того, чтобы данная техника могла бы максимально близко подъехать к источнику возгорания, в населенных пунктах строят пожарные проезды.

Пожарный проезд

Если говорить максимально простым языком, то пожарный проезд — это сквозной проезд, позволяющий специализированной технике для тушения пожара без преодоления препятствий подъехать за короткий срок к месте возгорания. Прежде всего, пожарный проезд должен быть сквозным. Вообще, все требования, которые предъявляются к данным объектам, можно посмотреть в СП 42.13330.2011 — данный нормативный акт содержит перечень параметров, которым должен соответствовать подъезд, а также рекомендации по правильному оборудованию данного типа объектов. Прежде, чем говорить о каких-то технических нормах, обратим внимание на общие рекомендации и ограничения, связанные с использованием пожарных подъездов и прилегающей к ним территории.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что во многих закрытых и полузакрытых дворах зачастую устанавливают места для парковки автомобилей. А поскольку транспортных средств на сегодняшний день насчитывается очень много, их владельцы не находят ничего лучше, как оставить автомобиль на ночь, а то и на несколько дней на первом попавшемся свободном месте. А между тем, это место может оказаться частью пожарного проезда. Вообще, что касается дворов, то пожарный подъезд к ним оформляется в виде арки. Соответственно, рядом с этим въездом не должно быть никаких транспортных средств. Кроме того, это место не должно быть расположено вокруг посаженных деревьев, создающих массу препятствий пожарной техники. Что касается всевозможных проводов, кабелей и т.д. — они также не должны свисать со стен в местах, где расположены пожарные подъезды.

Не стоит рядом с пожарными проездами высаживать газон, поскольку всевозможные декоративные элементы также могут создавать определенные препятствия. В идеале, данный проезд вообще не должен использоваться для проезда гражданского автотранспорта, однако строение большей части дворов не позволяет соблюдать подобную рекомендацию.

Ширина пожарного проезда

Теперь поговорим о технических требованиях. Начат нужно, прежде всего ширины. Ширина пожарного проезда напрямую зависит от того, сколько этажей имеют дома, расположенные рядом с ним. В целом, минимальная ширина пожарного проезда 3,5 метров (если рядом находятся пятиэтажные и менее дома), и 6 метров (если в доме 17 и выше этажей). То есть, действует простой принцип — чем больше этажей в доме, тем шире должен быть подъезд. Объясняется это очень просто — для тушения пожара, который возник, скажем, на 15 этаже, необходима очень мощная техника. Мощность пожарных машин практически напрямую зависит от их габаритов.

Соответственно, чем больше дом, тем более объемным должен быть пожарный автомобиль для него. Данное правило распространяется не только на ширину, но и на высоту подъездов. В частности, их высота должна быть не менее 4,25 метров. Необходимо также отметить и тот факт, что в ширину пожарного проезда могут включаться и тротуарные дорожки. Правда, при этом они должны соответствовать требованиям в плане выдерживания нагрузки от останавливающегося автомобиля. Согласно технической документации, нагрузка на одну ось составляет не менее 16 тонн, поэтому если тротуар не соответствует данной выдержке, он в расчет ширины пожарного проезда приниматься не будет.

Нормы пожарного проезда

Как уже было отмечено, чаще всего противопожарный подъезд оформляется в виде арки. Большая часть арок, при этом, расположена на въездах во дворы. Существует расстояние от пожарного проезда до здания, которое необходимо соблюдать при строительстве подобных арок. Так, расстояние расстояние от пожарног проезда до здания не может быть более 300 метров. Помимо этого, рядом с аркой или непосредственно на ней должны устанавливаться специальные светоотражающие знаки. Если площадка оборудована автоматическими гидрантами и прочим оборудованием для тушения пожара, отдельные требования к противопожарным подъездам могут быть проигнорированы. Однако таких площадок пока что насчитывается не так много.

Еще один момент, требующий особого внимания, заключается в установлении специальных требований к так называемым тупиковым площадкам. Тупиковой площадкой чаще всего является периметр двора, не имеющий сквозного выезда. Понятно, что в данном случае сформировать пожарный проезд здесь будет довольно сложно. Соответственно, в таком дворе обязательно должна быть площадка для разворота пожарной техники. Каких-то особенных требований, предъявляемых к данной площадке, не существует. Единственное требование касается того, чтобы на ней мог развернуться автомобиль практически любых размеров. При этом, сама длина тупиковой площадки не может быть более 1502 метров.

Дополнительные нормы пожарных проездов касаются установления специальных водооттоков. В любом дворе пожарный проезд должен быть оборудован таким образом, чтобы лишняя вода не скапливалась в одном месте. Наиболее оптимальным для подобных моментов является оборудование подъезда в таком месте, где уровень наклона дороги будет достигать не менее 6 градусов. Этого уровня вполне достаточно для того, чтобы стекаемая вода уходила в сторону.

Что касается толщины асфальтового покрытия, то она устанавливается опытным путем посредством определения максимально возможной нагрузки на грунт в конкретном месте. Каких-либо четких требований к данному параметру не существует. Также не существует требования и для хозяйственных построек. Кроме того, требования к пожарным проездам могут не выполняться, если речь идет о каком-либо здании, представляющем историческую или иную ценность.

Статью прислал: limo

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

  • Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности (ст.ст. 1 — 64)
    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6.1)
      • Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента
      • Статья 2. Основные понятия
      • Статья 3. Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности
      • Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
      • Статья 5. Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты
      • Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
      • Статья 6.1. Идентификация объектов защиты
    • Глава 2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара (ст.ст. 7 — 9)
      • Статья 7. Цель классификации пожаров и опасных факторов пожара
      • Статья 8. Классификация пожаров
      • Статья 9. Опасные факторы пожара
    • Глава 3. Показатели и классификация пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов (ст.ст. 10 — 13)
      • Статья 10. Цель классификации веществ и материалов по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
      • Статья 11. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов
      • Статья 12. Классификация веществ и материалов (за исключением строительных, текстильных и кожевенных материалов) по пожарной опасности
      • Статья 13. Классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности
    • Глава 4. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности и классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности (ст.ст. 14 — 16)
      • Статья 14. Цель классификации технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
      • Статья 15. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности технологических сред
      • Статья 16. Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности
    • Глава 5. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон (ст.ст. 17 — 19)
      • Статья 17. Цель классификации
      • Статья 18. Классификация пожароопасных зон
      • Статья 19. Классификация взрывоопасных зон
    • Глава 6. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности (ст.ст. 20 — 23)
      • Статья 20. Цель классификации
      • Статья 21. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
      • Статья 22. Классификация пожарозащищенного электрооборудования
      • Статья 23. Классификация взрывозащищенного электрооборудования
    • Глава 7. Классификация наружных установок по пожарной опасности (ст.ст. 24 — 25)
      • Статья 24. Цель классификации наружных установок по пожарной опасности
      • Статья 25. Определение категорий наружных установок по пожарной опасности
    • Глава 8. Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (ст.ст. 26 — 27)
      • Статья 26. Цель классификации зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
      • Статья 27. Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
    • Глава 9. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков (ст.ст. 28 — 33)
      • Статья 28. Цель классификации
      • Статья 29. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков
      • Статья 30. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по степени огнестойкости
      • Статья 31. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по конструктивной пожарной опасности
      • Статья 32. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности
      • Статья 33. Классификация зданий пожарных депо
    • Глава 10. Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград (ст.ст. 34 — 37)
      • Статья 34. Цель классификации
      • Статья 35. Классификация строительных конструкций по огнестойкости
      • Статья 36. Классификация строительных конструкций по пожарной опасности
      • Статья 37. Классификация противопожарных преград
    • Глава 11. Пожарно-техническая классификация лестниц и лестничных клеток (ст.ст. 38 — 40)
      • Статья 38. Цель классификации
      • Статья 39. Классификация лестниц
      • Статья 40. Классификация лестничных клеток
    • Глава 12. Классификация пожарной техники (ст.ст. 41 — 47)
      • Статья 41. Цель классификации
      • Статья 42. Классификация пожарной техники
      • Статья 43. Классификация и область применения первичных средств пожаротушения
      • Статья 44. Классификация мобильных средств пожаротушения
      • Статья 45. Классификация установок пожаротушения
      • Статья 46. Классификация средств пожарной автоматики
      • Статья 47. Классификация средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре
    • Глава 13. Система предотвращения пожаров (ст.ст. 48 — 50)
      • Статья 48. Цель создания систем предотвращения пожаров
      • Статья 49. Способы исключения условий образования горючей среды
      • Статья 50. Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания
    • Глава 14. Системы противопожарной защиты (ст.ст. 51 — 64)
      • Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты
      • Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
      • Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре
      • Статья 54. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
      • Статья 55. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара
      • Статья 56. Система противодымной защиты
      • Статья 57. Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений
      • Статья 58. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций
      • Статья 59. Ограничение распространения пожара за пределы очага
      • Статья 60. Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях
      • Статья 61. Автоматические и автономные установки пожаротушения
      • Статья 62. Источники противопожарного водоснабжения
      • Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности
      • Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
  • Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (ст.ст. 65 — 77)
    • Глава 15. Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности (ст.ст. 65 — 68)
      • Статья 65. Требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов
      • Статья 66. Размещение взрывопожароопасных объектов на территориях поселений и городских округов
      • Статья 67 (утратила силу)
      • Статья 68. Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов
    • Глава 16. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями (ст.ст. 69 — 75)
      • Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами
      • Статья 70. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты
      • Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты
      • Статья 72 (утратила силу)
      • Статья 73. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий и сооружений
      • Статья 74. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты
      • Статья 75 (утратила силу)
    • Глава 17. Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны (ст.ст. 76 — 77)
      • Статья 76. Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах
      • Статья 77. Требования пожарной безопасности к пожарным депо
  • Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (ст.ст. 78 — 91)
    • Глава 18. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (ст.ст. 78 — 80)
      • Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства
      • Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений
      • Статья 80. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений
    • Глава 19. Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (ст.ст. 81 — 91)
      • Статья 81. Требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
      • Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений
      • Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации
      • Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях
      • Статья 85. Требования к системам противодымной защиты зданий и сооружений
      • Статья 86. Требования к внутреннему противопожарному водоснабжению
      • Статья 87. Требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков
      • Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках
      • Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам
      • Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений
      • Статья 91. Оснащение помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения
  • Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам (ст.ст. 92 — 100)
    • Глава 20. Общие требования пожарной безопасности к производственным объектам (ст.ст. 92 — 93.1)
      • Статья 92. Требования к документации на производственные объекты
      • Статья 93. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов
      • Статья 93.1. Требования пожарной безопасности к технологическому оборудованию с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред
    • Глава 21. Порядок проведения анализа пожарной опасности производственного объекта и расчета пожарного риска (ст.ст. 94 — 96)
      • Статья 94. Последовательность оценки пожарного риска на производственном объекте
      • Статья 95. Анализ пожарной опасности производственных объектов
      • Статья 96. Оценка пожарного риска на производственном объекте
    • Глава 22. Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта (ст.ст. 97 — 100)
      • Статья 97. Размещение подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах
      • Статья 98. Требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта
      • Статья 99. Требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта
      • Статья 100. Требования к ограничению распространения пожара на производственном объекте
  • Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике (ст.ст. 101 — 132)
    • Глава 23. Общие требования (ст.ст. 101 — 104)
      • Статья 101. Требования к пожарной технике
      • Статья 102. Требования к огнетушащим веществам
      • Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации
      • Статья 104. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
    • Глава 24. Требования к первичным средствам пожаротушения (ст.ст. 105 — 107)
      • Статья 105. Требования к огнетушителям
      • Статья 106. Требования к пожарным кранам
      • Статья 107. Требования к пожарным шкафам
    • Глава 25. Требования к мобильным средствам пожаротушения (ст.ст. 108 — 110)
      • Статья 108. Требования к пожарным автомобилям
      • Статья 109. Требования к пожарным летательным аппаратам, поездам и судам
      • Статья 110. Требования к пожарным насосам и мотопомпам
    • Глава 26. Требования к автоматическим установкам пожаротушения (ст.ст. 111 — 117)
      • Статья 111. Требования к автоматическим установкам жидкостного и пенного пожаротушения
      • Статья 112. Требования к автоматическим установкам газового пожаротушения
      • Статья 113. Требования к автоматическим установкам порошкового пожаротушения
      • Статья 114. Требования к автоматическим установкам аэрозольного пожаротушения
      • Статья 115. Требования к автоматическим установкам комбинированного пожаротушения
      • Статья 116. Требования к роботизированным установкам пожаротушения
      • Статья 117. Требования к автоматическим установкам сдерживания пожара
    • Глава 27. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (ст.ст. 118 — 123)
      • Статья 118. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных
      • Статья 119. Требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных
      • Статья 120. Требования к специальной защитной одежде пожарных
      • Статья 121. Требования к средствам защиты рук, ног и головы пожарных
      • Статья 122. Требования к средствам самоспасания пожарных
      • Статья 123. Требования к средствам индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре
    • Глава 28. Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных (ст.ст. 124 — 125)
      • Статья 124. Требования к пожарному инструменту
      • Статья 125. Требования к дополнительному снаряжению пожарных
    • Глава 29. Требования к пожарному оборудованию (ст.ст. 126 — 132)
      • Статья 126. Общие требования к пожарному оборудованию
      • Статья 127. Общие требования к пожарным гидрантам и колонкам
      • Статья 128. Требования к пожарным рукавам и соединительным головкам
      • Статья 129. Требования к пожарным стволам, пеногенераторам и пеносмесителям
      • Статья 130. Требования к пожарным рукавным водосборникам и пожарным рукавным разветвлениям
      • Статья 131. Требования к пожарным гидроэлеваторам и пожарным всасывающим сеткам
      • Статья 132. Требования к ручным пожарным лестницам
  • Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения (ст.ст. 133 — 143)
    • Глава 30. Требования пожарной безопасности к веществам и материалам (ст.ст. 133 — 136)
      • Статья 133. Требования пожарной безопасности к информации о пожарной опасности веществ и материалов
      • Статья 134. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях
      • Статья 135. Требования пожарной безопасности к применению текстильных и кожевенных материалов, к информации об их пожарной опасности
      • Статья 136. Требования к информации о пожарной безопасности средств огнезащиты
    • Глава 31. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий и сооружений (ст.ст. 137 — 140)
      • Статья 137. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям
      • Статья 138. Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты
      • Статья 139. Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию систем мусороудаления
      • Статья 140. Требования пожарной безопасности к лифтам
    • Глава 32. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции (ст.ст. 141 — 143) (утратила силу)
  • Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности (ст.ст. 144 — 150)
    • Глава 33. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности (ст.ст. 144 — 150)
      • Статья 144. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
      • Статья 145. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
      • Статья 146. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности
      • Статья 147. Порядок проведения сертификации
      • Статья 148. Дополнительные требования, учитываемые при аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)
      • Статья 149. Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности
      • Статья 150. Особенности подтверждения соответствия средств огнезащиты
  • Раздел VIII. Заключительные положения (ст.ст. 151 — 152)
    • Глава 34. Заключительные положения (ст.ст. 151 — 152)
      • Статья 151. Заключительные положения
      • Статья 152. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Приложение. Таблицы показателей пожарной безопасности

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

10 июля 2012 г., 2 июля 2013 г., 23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

ГАРАНТ:

С 1 января 2020 г. вступит в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). С даты вступления технического регламента в силу выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается

Пожарный проезд: нормы и требования

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

Знак “Пожарный проезд”

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

Знак Пожарный проезд установленный в дворе дома

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008. Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

Пожарный проезд (агитация)

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это СП 4.13130.2013, в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Этажи ширина проезда в метрах
до 5 3,5 м
6 — 16 4,2 м
17 и более 6 м

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *