Статья 53. Строительный контроль

СТ 53 ГрК РФ.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 Градостроительного кодекса РФ

1. Как следует из анализа ст.ст.53-54 ГрК РФ, законодатель в сфере градостроительной деятельности различает контроль и надзор по субъекту, порядку проведения и иным параметрам. Так, строительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, в то время как государственный строительный надзор – государственным органом РФ или субъекта РФ.

Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В связи с этим, строительный контроль может быть охарактеризован как самоконтроль организации, занимающий свое четко определенное место в ряду предусмотренных действующим законодательством видов негосударственного контроля. Наиболее близким строительному контролю по задачам, а потому имеющим аналогичную юридическую природу, является производственный экологический контроль (ст.67 Закона об охране окружающей среды) и производственный земельный контроль (ст.73 ЗК РФ).

Общим требованием к созданию такой системы самоконтроля организации является уведомление специально уполномоченных государственных контрольных органов об его организации. Комментируемая статья (ч.3) доводит эту норму до логического конца, возлагая обязанность на лицо, осуществляющее строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства. При этом не уточняется, органы какого уровня (РФ, субъектов РФ, либо всех вместе) следует в таких случаях уведомлять, а также не раскрывается дефиниция «аварийная ситуация на объектах капитального строительства».

Представляется, что под последней следует понимать опасное повреждение или разрушение технических устройств или возводимых сооружений, повлекшее нарушение требований безопасности и представляющее угрозу благоприятным условиям жизнедеятельности на соответствующей территории. Уведомление о такой аварийное ситуации, на наш взгляд, целесообразно направлять в территориальные подразделения федерального органа государственного строительного надзора, а также органы строительного надзора субъекта РФ. Критерии вышеупомянутой опасности должны быть утверждены правительством РФ.

2. Характерно, что строительный контроль в рассмотренном виде не является новеллой ГрК РФ, поскольку уже давно предусмотрен (только без такого названия) ГК РФ. Так, согласно ст.748 ГК РФ, заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Урегулирован в ГК РФ и вопрос о привлечении к строительному контролю третьих лиц. При этом ГрК РФ предусматривает участие в строительном контроле только одного приглашенного лица, осуществившего подготовку проектной документации, для проверки соответствия ей выполняемых работ. ГК РФ более широко подходит к данному факультативному привлечению сторонних лиц. Согласно ст.749 ГК РФ, заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

Как следует из содержания приведенной нормы, данный инженер не связан с разработкой проектной документации. При этом представляется, что особой коллизии между нормами ГрК РФ и ГК РФ в этом случае нет, поскольку в силу принципа свободы договора (ст.1 ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

3. В ч.4 упоминаются несколько подвидов строительного контроля, в том числе контроль за безопасностью строительных конструкций и т.д. Юридическое значение каждой стадии строительного контроля заключается в том, что при выявлении недостатков безопасности строительных конструкций, работ, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться акты освидетельствования таких работ сразу после выявления таких недостатков, которые подписываются обеими сторонами договора. Такие акты дают застройщику (заказчику) требовать устранение выявленных недостатков с последующей проверкой такого устранения, а также могут являться доказательствами в суде при необходимости привлечения подрядчика к гражданско-правовой ответственности.

Так, согласно ст.754 ГК РФ, подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части. Однако подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.

4. В отличие от государственного строительного надзора, сроки и порядок которого достаточно четко регламентированы, периодичность строительного (производственного) контроля законодателем не регулируется, за исключением случая проведения повторного контроля через шесть месяцев после окончания предыдущего в случаях, указанных ч.6 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

5. Близким по своему содержанию к строительному контролю является авторский надзор. Согласно ст.12 Закона об архитектурной деятельности, архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль.

>Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ст 53 (ред. от 02.08.2019)

Статья 53 Градостроительного кодекса

Цель градостроительного кодекса (ГрК) – регламентировать принципы застройки территории. На купленной земле не всегда можно строить здание любой формы и назначения. К примеру, некоторые районы считаются историческими, снос зданий и постройка новых на их месте запрещены в угоду сохранения памятников истории. Кодекс призван не только диктовать правила для застройщиков, но и защищать их права. Он вступил в силу в 2004 году, и с тех пор было внесено множество изменений. На сегодняшний день действующей редакцией является издание от 11.01.2018. Здесь пойдет речь о ст. 53 Градостроительного кодекса РФ «Строительный контроль» и ее разъяснение.

Статья 53 «Строительный контроль»

  1. Во время проведения строительных мероприятий, капитального ремонта, реконструкции проводится строительный контроль. Его цель – это наблюдение за тем, чтобы соблюдались все нормы при строительстве, а работы шли в соответствии с проектной документацией, техникой безопасности, инженерными исследованиями и выполнялись в срок, установленный при выдаче разрешения на застройку участка, обозначенного в документах.
  2. Контроль осуществляет лицо, являющееся инициатором стройки. Если строительство ведется на основе подряда, контролем занят также сам заказчик работ, будущий эксплуататор строения. Контролировать деятельность может привлекаемое стороннее лицо, например, ИП.
  3. При аварийных ситуациях на объекте заказчик работ или лицо, занятое застройкой, обязан лично оповещать об этом органы градостроительного надзора.
  4. Лицо, занятое контролем строительства, обязано следить за выполнением потенциально опасных для объекта работ. Строительные сооружения, сети инженерно-технического обеспечения (системы электро., водо., тепло., газоснабжения) также должны быть под надзором ответственного за это лица. Прежде чем возводить конструкции или инженерно-технические соединения, должны быть проведены работы, обеспечивающие их дальнейшую безопасность, а также испытания. Составляется акт, показывающий наличие подобных работ.
  5. При обнаружении недостатков в конструкциях или инженерно-технических системах коммуникаций и их дальнейшем устранении за заказчиком остается право потребовать повторного проведения мероприятий по выявлению недочетов. После устранения всех неполадок составляются соответствующие акты.
  6. Если основные работы после проведения предварительного контроля безопасности начинаются только спустя шесть месяцев, следует повторно провести изыскания по выявлению недостатков и составить соответствующие акты.
  7. Ответственный по контролю над строительством при выявлении неполадок составляет письменный документ с описанием недочетов, а после их устранения составляется акт, где расписывается тот, кто обнаружил недостатки и лицо, осуществляющее строительство.

Комментарий к статье 53

Если работы ведутся подрядчиком, заказчик вправе следить за эффективностью исполнения, качеством предоставляемых материалов. Если же материалы предоставляет заказчик, следить за правильностью их использования, контролировать график выполнения работ. Все это законодательно подтверждено в статье 748 ГК РФ.

В случае когда заказчик, осуществляя надзор, замечает нарушения условий, прописанных в договоре подряда или недостатков, способных привести к снижению качества работы, он обязан немедля сообщить об этом исполнителю. Иначе в будущем он потеряет право ссылаться на них.

Получая во время строительства установки от заказчика, подрядчик обязан своевременно исполнять их, если они не идут вразрез с договором и не вмешиваются во внутреннюю политику компании.

При некачественном исполнении мероприятий по строительству подрядчик не имеет права указывать, что заказчик не контролировал их процесс, если это не было возложено на него (заказчика) законодательством.

Для надзора за процессом работы подрядчика, заказчик может нанять стороннее лицо, к примеру, инженера/инженерную организацию, которое будет контролировать и принимать решения о дальнейшей работе от его имени. Согласия подрядчика для этого не требуется, нужно лишь прописать в договоре подряда какую функцию будет исполнять это лицо.

Судебная практика

28.04.2017

В городе Кстово, находящемся в Нижегородской области, в местный городской суд с иском обратились Прышкины Ирина Геннадьевна и Анатолий Николаевич, ответчиками выступали Емельевы Светлана Сергеевна и Каншина Надежда Павловна.

Истцы призывали признать реконструкцию жилого дома незаконной, привести его в первоначальное состояние, исправить допущенные нарушения и возместить ущерб, принесенный во время реконструкции. Истцы владеют одной половиной дома, ответчики являются собственниками другой.

Ответчики, не получив соответствующего разрешения и проектной документации, подняли фундамент пристроя на 25 сантиметров, а также возвели стену, препятствующую попаданию в половину истцов. К тому же стена не позволяет произвести утепление своей части, вызывая промерзание. Из-за неправильной конструкции крыши пристройки в дождливую погоду вся вода стекает ко входу истцов. В зимнюю же пору талый снег, стекая, вызывает промерзание, из-за чего трескается бетонный пол у входа.

Требования истцов:

  • признать, что реконструкция доли собственности ответчиков проводилась незаконно;
  • обязать ответчиков привести в былое состояние свою долевую собственность;
  • взыскать с Каншиной Н.П. и Емельевой С.С. 20 тыс. рублей за причиненный моральный ущерб, а также 28 600 рублей за судебные издержки.

Ответчики, в свою очередь, утверждают, что не проводили реконструкции, и просят отказать в иске.

Суд пояснил, что владельцем земельного участка Прышкиных является Васильев Е.В. Основанием для этого послужила дарственная. Васильев был выдвинут третьим лицом со своими претензиями относительно спора.

Пересмотрев свои требования, истцы просят:

  • признать реконструкцию ответчиков незаконной;
  • обратиться Емельевой и Каншиной в Администрацию района за разрешением на реконструкцию и получить заключение эксперта-консультанта;
  • получить согласие у владельцев второй половины жилого дома, то есть у Прышкиных;
  • обязать ответчиков провести технические исследования и разработать на их основе план мероприятия для сохранения имеющегося строения, учитывая все его характеристики и состояние;
  • изменить наклон крыши в сторону инициаторов реконструкции, то есть Емельевой и Каншиной;
  • Взыскать с ответчиков 27500 рублей за ремонт жилой части помещения, 64500 рублей за услуги адвоката и эксперта, а также 30 тыс. рублей за моральный ущерб.

Адвокат ответчиков Лепухов Д.С. просил отклонить иск, объяснив это тем, что дарение производилось незаконно, ущемляя права лиц, имеющих преимущество для покупки доли земельного участка согласно статье 250 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истцы не получали разрешения на выкладку бетонированной дорожки, нарушая тем самым правила СНиП.

Возведенная стена не представляет из себя объект строительства, в связи с этим получать разрешение на ее постройку не нужно. Кстовский городской суд указал, что при использовании земельного участка несколькими собственниками нужно документально фиксировать границы владения землей, что собственниками не сделано, а значит, нарушения границ при реконструкции не было.

Суд решил частично удовлетворить иск в отношении Емельевой Светланы Сергеевны и Каншиной Надежды Павловны. Обязать ответчиков устранить нарушения, допущенные при строительстве, на основе заключения эксперта. Взыскать с Каншиной Н.П. и Емельевой С.С. в пользу Васильева Е.В. по 15300 рублей за восстановительные работы. Взыскать с Каншиной и Емельевой в пользу Прышкиных по 6150 рублей за проведение технической экспертизы.

В признании реконструкции незаконной, приведению дома в изначальное состояние, снесению возведенной стены, а также получении разрешения на упомянутые выше мероприятия и согласия Прышкиных, отказано.

16.02.2018

В Верховный Суд Республики Саха поступила жалоба от Фетова А.В, ответственного за строительный контроль ООО «***», в которой он просит пересмотреть судейское решение в отношении него за нарушение ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

За нарушение указанной статьи Фетов признан виновным и был оштрафован на 20 тыс. рублей, с чем был несогласен, апеллируя это тем, что во время составления протокола не находился на посту ответственного.

В зал суда А.В. Фетов не явился. Суд постановил, что может провести заседание без него, так как тот не давал никаких пояснений по поводу неявки, плюс был оповещен по всем правилам. Семенов А.А – представляющий УГСЖН, выступает за отклонение жалобы.

Согласно материалам дела, проводилась проверка в отношении ООО «***». В результате стало ясно, что во время выполнения строительно-монтажных работ Фетовым был осуществлен ряд нарушений, в числе которых статья 53 кодекса части 2 и 4. Обвиняемый не соблюдал последовательность контроля во время строительных работ, которые проводились с нарушением проектной документации. Были выявлены нарушения техники безопасности и охраны труда.

Правонарушение подтверждается собранными доказательствами, которые были проверены согласно всем требованиям ст. 26. 11 КоАП РФ. Отклоняя жалобу, суд опирался на то, что допущенное правонарушение является грубым и ставит под удар жизни рабочих и тех, кто в дальнейшем будет пользоваться зданием. К тому же Фетов уже привлекался за подобное правонарушение.

ООО «***» предъявило документацию, доказывающую, что Фетов являлся ответственным лицом по контролю за строительством. Наказание оставлено без каких-либо изменений, а именно штраф в 20 тыс. рублей.

06.12.2017

В городе Улан-Удэ в связи с нарушением статьи 19. 7 КоАП РФ суд принимает решение назначить административное наказание в виде предупреждения в отношении ООО «Тян Чен».

В ходе проведения выездной проверки законченного объекта строительства при изучении документов, которые предъявила компания «Тян Чен», было выявлено нарушение Градостроительного кодекса РФ часть 4 и 8 ст. 53.

Компания не предоставила нужную документацию в соответствующие органы вовремя, предъявление которой прописано на законодательном уровне статьей 19. 7 КоАП РФ. Ввиду отсутствия отягчающих последствий судьей было принято решение предусмотреть наказание в виде предупреждения.

14.11.2017

Октябрьским районным судом города Томска рассматривается жалоба Лукьяникова С.А. на пересмотрение наказания в виде штрафа 30 тыс. рублей за нарушение статьи 14. 48 КоАП РФ.

Нарушение подразумевает собой предоставление ложных исследовательских результатов, цель которых – доказать, что предварительные испытания строительных конструкций проводились в соответствии с правилами. Наказание от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Опираясь на улики, обнаруженные во время следствия и отсутствия весомых аргументов у обвиняемого, судья оставил наказание без изменений, а именно административный штраф размером 30 тыс. рублей.

Последние изменения

Статья 53 пока остается без изменений, но сам кодекс регулярно терпит корректировки в виде поправок или нового комментария. Новая редакция запланирована на 2018 год, а именно 30 декабря. В связи с этим стоит выделить некоторые общие моменты.

Редакция 11.01.2018 Редакция 30.12.2018
Понятие жилье экономического класса Заменено на стандартное жилье
Метрополитен заменен Объектами инфраструктуры внеуличного транспорта
К ст. 42 «Проект планировки территории» будет добавлен п.6. где говорится, что в проект планировки территории может входить также организация дорожного движения
В ст.9 «Общее положение о документах территориального планирования» п.2 претерпел небольшую коррекцию, теперь там более подробно оговариваются нужные документы, этому способствует п.3 который пополнился пунктами 3.1, 3.2 и 3.3
В ст. 48 «Архитектурно-строительное проектирование» п.6 пополнен п.6.1, который содержит следующее: проект организации дорожного движения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Это лишь небольшой пример изменений. В течение года каждая глава может меняться. Изменения могут включать как простые правки, позволяющие более подробно раскрыть идею статьи, так и новые пункты, добавляющие дополнительные требования к застройщикам.

?????°?????? 53. Градостроительного кодекса РФСтроительный контроль



1. Строительный контроль проводится впроцессе строительства,реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства в целях проверки соответствия выполняемых работпроектной документации, требованиям технических регламентов,результатаминженерных изысканий, требованиям градостроительногопланаземельного участка.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющимстроительство.В случае осуществления строительства, реконструкции,капитальногоремонта на основании договора строительный контрольпроводитсятакже застройщиком или техническим заказчиком либопривлекаемым ими наосновании договора физическим или юридическимлицом.Застройщик или технический заказчик по своей инициативеможет привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектнойдокументации,для проверки соответствия выполняемых работ проектнойдокументации (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N240-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N31, ст. 4209; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015).

3. Лицо, осуществляющее строительство,обязано извещать органыгосударственного строительного надзора о каждом случаевозникновения аварийных ситуаций на объекте капитальногостроительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитальногоремонтаобъекта капитального строительства лицом, осуществляющимстроительство(лицом, осуществляющим строительство, изастройщикомилитехническим заказчиком в случае осуществления строительства,реконструкции, капитального ремонта на основании договора),долженпроводиться контроль за выполнением работ, которые оказываютвлияниена безопасность объекта капитального строительства и всоответствии с технологией строительства, реконструкции,капитальногоремонта контроль за выполнением которых не может бытьпроведен после выполнения других работ, а такжеза безопасностьюстроительныхконструкций и участков сетей инженерно-техническогообеспечения, если устранение выявленных в процессе проведениястроительногоконтроля недостатков невозможно без разборки илиповреждения других строительных конструкций и участков сетейинженерно-технического обеспечения, за соответствием указанныхработ, конструкций и участков сетей требованиям техническихрегламентови проектной документации. До проведения контроля забезопасностью строительных конструкций должен проводитьсяконтрольза выполнением всех работ, которые оказывают влияние набезопасность таких конструкций и в соответствии с технологиейстроительства, реконструкции, капитального ремонта контроль завыполнением которых не может быть проведен послевыполнения другихработ, а также в случаях, предусмотренных проектнойдокументацией,требованиямитехнических регламентов, должныпроводиться испытаниятаких конструкций. По результатам проведения контроля завыполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций,участковсетей инженерно-технического обеспечения составляются актыосвидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетейинженерно-техническогообеспечения (в ред. Федеральногозакона от28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

5. При выявлении по результатам проведения контролянедостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ,конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечениязастройщикили технический заказчик может потребовать проведенияконтроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанныхконструкций, участков сетей инженерно-технического обеспеченияповторно после устранения выявленных недостатков. Актыосвидетельствованиятаких работ, конструкций, участков сетейинженерно-техническогообеспечения должны составляться только послеустранениявыявленных недостатков (в ред. Федерального закона от 28ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящейстатьи других работ должно быть начато более чем через шестьмесяцевсо дня окончания проведения соответствующего контроля,контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние набезопасностьобъекта капитального строительства и в соответствии стехнологией строительства, реконструкции, капитального ремонтаконтрольза выполнением которых не может быть проведен послевыполнения других работ, а также за безопасностью строительныхконструкцийи участков сетей инженерно-технического обеспечения,если устранение выявленных в процессе проведения строительногоконтролянедостатков невозможно без разборки или повреждения другихстроительных конструкций и участков сетей инженерно-техническогообеспечения, должен быть проведен повторно с составлениемсоответствующихактов.

7. Замечания застройщика или технического заказчика,привлекаемыхзастройщиком или техническим заказчиком для проведениястроительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектнойдокументации, о недостатках выполнения работ при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объекта капитальногостроительствадолжны быть оформлены в письменной форме. Обустранении указанных недостатков составляется акт, которыйподписывается лицом, предъявившим замечания об указанныхнедостатках, и лицом, осуществляющим строительство (в ред.Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

8. Порядок проведения строительного контроля можетустанавливатьсянормативными правовыми актами Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 303-ЭС17-3409 по делу N А24-2200/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании штрафа за нарушение сроков выполнения работ по договору подряда, по встречному иску о взыскании задолженности по договору. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства невозможности использования результата ремонтных работ по назначению.

Заявитель считает, что суды неправильно применили положения пункта 2 статьи 746 ГК РФ и статьи 711 ГК РФ. Полагает, что судами неверно истолкованы условия договора N 12/201. Указывает, что судами не применены п. 2 статьи 743 ГК РФ, п. 5 ч. 2 статьи 182, п. 5 ч. 5 статьи 189, ч. 2 статьи 190 ЖК РФ, ст. 52, 53 ГрК РФ, ВСН 42-85 (Р) «Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий», п. п. 10 — 12 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 308-КГ17-282 по делу N А32-9772/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о недоказанности заявителем того, что он не обязан контролировать состояние электроустановки, предусмотренной проектом строительства и являющейся частью строительного процесса.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, учитывали условия договора подряда от 24.03.2014 N СТГ-1/14 (далее — договор подряда), заключенного между ООО «Газпром инвест» (заказчиком) и обществом, и исходили из того, что управление доказало законность оспариваемого предписания. В нарушение градостроительного кодекса общество не ведет Общий журнал работ; общество как лицо, ответственное за стройплощадку и оборудование, не может быть освобождено от обязанности контролировать состояние спорной электроустановки, предусмотренной проектом строительства и являющейся частью строительного процесса. В данном случае общество как потребитель обязано обеспечить выполнение требований ПТЭЭП и ПУЭ, в том числе эксплуатацию спорной электроустановки в соответствии с ПТЭЭП и ПУЭ, правил безопасности и других нормативно-технических документов. Обществом не устранены отступления от проектной документации, указанные в журнале авторского надзора.

Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 307-ЭС16-19054 по делу N А56-78587/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта, обязании выдать разрешение на строительство объекта. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого отказа.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что предоставленные обществом в Службу документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка N RU78114000-14890, утвержденного распоряжением Комитета от 03.08.2012 N 1545, в части функционального назначения объекта капитального строительства, указанного в пункте 2.2 градостроительного плана, в котором определено назначение объекта капитального строительства — «Коммерческий объект, не связанный с проживанием населения, подземный двухуровневый гараж, встроенная трансформаторная подстанция», в то время как согласно представленной проектной документации на участке предусматривается строительство трехэтажной подземной автостоянки, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 43 — 46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами 2.2.1 — 2.2.4 формы градостроительного плана, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», пришел к выводу о законности оспариваемого отказа Службы и отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд установил, что вывод Службы о превышении допустимых площадей объектов вспомогательного назначения не соответствует пункту 2.1 градостроительного плана.

Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 307-КГ16-16507 по делу N А66-12236/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как представленный заявителем градостроительный план содержал информацию, не соответствующую действующему градостроительному регламенту.

Исходя из положений статей 43 — 46, 48, 50, 51, 52, 53 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.

Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 304-ЭС16-14003 по делу N А45-5519/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о взыскании задолженности по договору подряда, процентов за пользование чужими денежными средствами, по встречному иску о взыскании убытков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о некачественном выполнении оплаченных работ.

По мнению общества СК «Индексстрой», неверно оценив недостатки как скрытые и неустранимые, суд не применил статьи 404, часть 3 статьи 720, часть 2 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статьи 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежащие применению.

Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2016 N 308-КГ16-10071 по делу N А18-864/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку оспариваемое предписание принято в пределах предоставленных управлению полномочий и соответствует требованиям законодательства.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-90981/2015, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято в пределах предоставленных управлению полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства. При этом суд указал на доказанность управлением факта осуществления предприятием строительства спорного объекта с нарушением требований проектной документации.

Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2016 N 303-КГ16-7547 по делу N А16-755/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства недействительным. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого предписания.

Отменяя решение и признавая законным оспариваемое предписание, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 2, 3 статьи 52, частью 1 статьи 53, частями 2, 4, 6 статьи 54 Градостроительного кодекса, пунктами 3, 5.3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженернотехнического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1128, и исходил из того, что на момент выявленного нарушения правовой статус ООО «СтройЗаказ» как технического заказчика подтвержден не был, следовательно, предписание в названной части соответствует Градостроительному кодексу и вынесено в отношении надлежащего лица; пункт 2 предписания содержит конкретные указания относительно действий управления, требования предписания находятся в компетенции управления и не являются неисполнимыми.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.06.2016 N 305-АД16-4303 по делу N А40-90981/2015 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, проектной документации при строительстве объекта капитального строительства. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как факт совершения правонарушения подтвержден; нарушений процедуры привлечения к ответственности не установлено, срок давности привлечения к ответственности соблюден; при назначении наказания судом учтено обстоятельство совершения правонарушения повторно.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Постановление Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 305-АД15-19871 по делу N А40-97711/2015 Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов в области строительства. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как установлен факт совершения административного правонарушения, заявитель не оспаривает, что принял на себя обязательство осуществлять контроль качества выполняемых строительных работ в спорном объеме, в постановлении о привлечении к ответственности указаны специальные нормативные документы, требования которых нарушены и не выявлены строительным контролем заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Постановление Верховного Суда РФ от 29.01.2016 N 305-АД15-18747 по делу N А40-103121/2015 Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий). Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *