Содержание

>Статья 146 НК РФ. Объект налогообложения

Какие операции облагаются НДС?

Согласно п. 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения являются: 1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2. продажа предметов залога (вещей и/или имущественных прав); 3. передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации; 4. передача имущественных прав. Уточняется также, что при налогообложении учитываются выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ и передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. Налоговая база при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг и при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), а при ввозе товаров на территорию РФ НДС рассчитывается с таможенной стоимости этих товаров, суммированной с размером таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

Начисляется ли НДС, если товар не реализован?

Согласно п. 1 статьи 39 НК РФ, реализация товаров, работ или услуг – это передача (обмен) прав собственности на эти товары, результаты этих работ или непосредственное оказание услуг одним лицом другому. Поэтому если не зафиксировано перехода права собственности, то и реализация отсутствует.

Такая трактовка статьи 146 НК РФ подтверждается несколькими судебными постановлениями ФАС Центрального округа (от 10.11.2005 N А62-644/2005 и от 08.11.2005 N А62-1130/2005), признавшего, что передача произведенной продукции для последующей розничной продажи в собственных магазинах не является реализацией. А значит, у налоговиков в данном случае нет оснований начислять НДС, исходя из торговой наценки, установленной магазинами на данные товары.

Реализацией для юридических лиц также не считается безвозмездная передача денежных средств в собственность физического лица (письмо Минфина РФ от 11.04.2011 N 03-07-11/87) и выдача работнику подарочного купона (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 N А56-41014/2011). Кроме того, иногда суды не признают наличие объекта налогообложения по НДС в случае займа в натуральной форме, учитывая, что этот заем предоставляется на возвратной основе (Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А40/3008-08).

Неоднозначная трактовка статьи 146 НК РФ возникает при разбирательствах относительно начисления НДС налогоплательщикам, которые, не являясь банками, выдают поручительства за третьих лиц. Очевидно: такие налогоплательщики не должны платить НДС именно потому, что не считаются кредитными учреждениями. Одновременно отсутствует факт реализации (нет фактического движения стоимости) в рамках договора о поручительстве, что также освобождает от НДС.

Когда доходы залогодержателя облагаются НДС?

Согласно п.1 статьи 146 НК РФ повод для начисления НДС возникает при продаже предметов залога (вещей и/или имущественных прав). При этом суды настаивают, что доходы ломбардов в виде полученных от клиентов процентов по предоставленным кредитам не должны облагаться НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 01.11.2006 N А64-867/06-13, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2005 N А56-1215/2005). Судьи отмечают, что предмет залога и права на него не переходят ломбарду (залогодержателю), а при его реализации налог должен заплатить именно собственник имущества.

Как обойти начисление НДС при передаче товаров и оказании услуг?

Довольно четко налоговики следуют правилу начисления НДС в случае оказания услуг по доставке работников с/на рабочее место. В Письме Минфина от 04.12.2006 N 03-03-05/21 на этот счет указано, что компания имеет право отнести эти затраты на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, только в том случае, когда необходимость обеспечения транспортом сотрудников указана в трудовых договорах. Иначе налогоплательщик обязан с этих сумм выплачивать НДС. Не все так просто при передаче товаров работникам в счет оплаты труда. Налоговики полагают, что передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) при оплате труда в натуральной форме должна облагаться НДС. Причем, налоговая база в этом случае определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная в случае необходимости с учетом акцизов без включения в них налога. Таким образом, безвозмездная раздача обедов сотрудникам, предусмотренная трудовыми договорами и являющаяся частью оплаты труда, является объектом обложения НДС. В то же время суды считают правомерными операции налогоплательщика по уменьшению налогооблагаемой прибыли на затраты по оплате труда в натуральной форме, учитывая, что экономическую выгоду в таком случае хозяйствующий субъект не получает. Налоговики и судьи не пришли к единому мнению и относительно начисления НДС при передаче обществом своему участнику имущества (в том числе недвижимого) в счет выплаты дивидендов. В финансовом ведомстве отмечают, что в таком случае право собственности на определенное имущество переходит к участнику общества, то есть прослеживается передача имущественных прав, что, согласно статье 146 НК РФ, признается объектом обложения НДС. Но суды при этом подчеркивают, что выплата дивидендов акционеру в виде недвижимого имущества не является его реализацией, и не подлежит налогообложению (Постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2011 N Ф09-1246/11-С2).

Как НДС начисляется при строительстве?

Строительно-монтажные работы для собственного потребления также признаются объектом налогообложения НДС. Согласно п. 2 статьи 159 НК РФ налоговая база в этом случае определяется как стоимость выполненных работ, включающая все понесенные расходы, в том числе реорганизованной (реорганизуемой) организации.

Очевидно, что при строительстве объектов с целью их дальнейшей продажи не идет речи о работах, выполненных «для собственного потребления». Поэтому НДС будут начислять только при реализации построенного объекта. Аналогично НДС не начисляется в том случае, если строительные работы осуществлялись только подрядными организациями без участия налогоплательщика (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Такая ситуация бывает, когда организация является инвестором и заказчиком-застройщиком, осуществляющим контроль за ходом строительства, но не принимающим непосредственного участия в строительно-монтажных работах.

Если же налогоплательщик своими силами выполняет эти работы, то по статье 146 НК РФ он обязан платить НДС. В то же время исчисленный налог уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные п. 6 статьи 171 НК РФ, то есть налоговая база будет уменьшена на:

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

— суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Строительно-монтажные работы, осуществляемые одновременно силами подрядчика и непосредственно налогоплательщика, также считаются объектами налогообложения НДС. Но платить налог обязан в этом случае именно подрядчик, как поставщик соответствующих услуг.

Кроме того, не признается поводом для начисления НДС передача подрядчиками на давальческих условиях материалов, необходимых для проведения капитального строительства подрядным способом. А вот расходы на разработку проектно-сметной документации собственными силами и стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, организации обязательно должны включать в налоговую базу по НДС (Письмо Минфина от 22.03.2011 N 03-07-10/07, Письмо Минфина от 17.03.2011 N 03-07-10/05).

Отдельным поводом для разбора статьи 146 НК РФ служит передача арендодателю неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества. Если арендодатель согласился на улучшение своего имущества, то арендатор имеет право на возмещение своих затрат. При этом возникает вопрос, должен ли арендатор платить НДС, если передал неотделимые улучшения арендуемого имущества бесплатно. Судьи полагают, что проведение ежегодного ремонта в арендуемом помещении нельзя назвать реализацией, продажей или передачей товара, услуги, работы. Однако налоговики в этом случае ссылаются на Приказ Росстата от 09.12.2014 N 691, где уточняется:

«К строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и тому подобного)».

Тем не менее, суды настаивают: имущество арендуемое, а не собственное, а значит, и объекта налогообложения не возникает, поскольку строительно-монтажные работы не производятся для собственных нужд.

Как начисляется НДС при импорте товаров?

Ввоз практически любого товара на таможенную территорию РФ обязывает налогоплательщиков платить НДС, как часть таможенных платежей. Список товаров, которые при импорте не облагаются налогом на добавленную стоимость, прописан в статье 150 НК РФ. Учитывая, что в нем отсутствуют товары и оборудование, которые ввозятся в страну РФ в качестве паевых взносов, при их импорте налогоплательщики обязаны платить НДС (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 N 03-07-08/03). В указанный перечень не включены и премии-награды, ввозимые в страну для награждения победителей различных конкурсов (письмо Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-08/246). От налога не спастись и индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). Несмотря на то, что они не признаются налогоплательщиками НДС, они обязаны платить налог в случае импорта товаров на территорию РФ (письмо Минфина РФ от 29.12.2011 N 03-07-14/132).

Какие операции не облагаются НДС?

Подробный перечень операций, на которые не начисляется НДС, детально прописан в п.2 статьи 146 НК РФ. В него вошли:

1) операции, указанные в п. 3 статьи 39 Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

9) до 1 января 2017 года операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпи йским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

9.1) до 1 января 2017 года оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», являющейся российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», олимпийских объектов федерального значения, перечень которых в соответствии с частью 22 статьи 14 указанного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации;

9.2) до 1 января 2017 года передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями FIFA, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями;

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Как освободить от НДС основные средства?

Несмотря на четкие формулировки в п. 2 статьи 146 НК РФ, руководителям некоммерческих организаций надо помнить, что для освобождения от НДС при получении основных средств (нематериальных активов и (или) иного имущества) на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или на формирование/пополнение целевого капитала в уставных документах организации должно быть четко указано, что подобные взносы являются источником формирования необходимого имущества. Владельцам компаний, имеющих дочерние организации, в свою очередь, следует позаботиться о том, чтобы передача имущества последним носила исключительно инвестиционный характер. Тогда, согласно Письму Минфина от 28.06.2010 N 03-07-07/42 оснований для налогообложения НДС из-за передачи имущественных прав не возникнет.

Облагается ли НДС дополнительный доход госучреждения?

Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право распоряжаться имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В том числе это имущество можно выставлять на продажу. И с суммы, вырученной от продажи в ходе приватизации недвижимости, продавец не должен платить НДС.

Однако во всех случаях отчуждения имущества чиновникам надо помнить: освобождение от налога допускается в том случае, если одновременно выполняется несколько условий:

— работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

— на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, появляется основание для начисления НДС. Например, федеральное государственное учреждение, являясь бюджетным, получает дополнительный доход, оказывая жилищно-коммунальные услуги на возмездной основе. В ходе проверки налоговики посчитали, что данные услуги не являются исключительными полномочиями учреждения, а значит, появился объект налогообложения и, соответственно, повод для начисления НДС.

Этот налог обязаны платить и органы местного самоуправления в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности. В письме от 07.05.2008 N 03-07-11/178 Минфин уточняет, что у органов местного самоуправления в данном случае нет исключительных полномочий.

Нужно ли платить НДС при продаже земли?

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков (долей в них) налогом не облагаются. Причем, кто бы ни продавал землю, все эти операции освобождены от уплаты НДС. Более того, никаких налогов государство не берет даже при последующих случаях реализации участка.

Нужно ли платить НДС с субсидий на создание бизнеса?

Объекта обложения НДС не возникает при выполнении работ (оказание услуг) по снижению напряженности на рынке труда. То есть налог не надо будет платить с субсидий на создание собственного дела или увеличения количества рабочих мест (письмо Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/214); с затрат на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (письмо Минфина России от 15.07.2010 N 03-07-07/47); при реализации мероприятий, прописанных договорами с центром занятости (письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82).

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

9) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ;

9.1) — 9.2) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 216-ФЗ;

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2020 года включительно.

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

17) передача на безвозмездной основе:

в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1», а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

  • Статья 145 НК РФ Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика 3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Открыть статью
  • Статья 145.1 НК РФ Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности Предусмотренное настоящей статьей освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Открыть статью
  • Статья 153 НК РФ Налоговая база При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой. Открыть статью
  • Статья 161 НК РФ Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами 4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Открыть статью
  • Статья 162 НК РФ Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) 4) полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем, применяющим положения пункта 5 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, за исключением реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ; Открыть статью
  • Статья 166 НК РФ Порядок исчисления налога 4. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой. Открыть статью
  • Статья 170 НК РФ Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) 4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ, если иное не установлено настоящей главой; Открыть статью

>
Ст. 146 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 146 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 146 НК РФ

Ст. 146 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 146 НК РФ посвящена объектам обложения НДС. На практике при налогообложении хозяйственных операций этим косвенным налогом может возникнуть ряд вопросов, ответы на которые мы приведем ниже.

Как изменилась статья 146 НК РФ в 2017 году?

Какие объекты облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ)?

Какие операции освобождены от начисления НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ)?

В каких источниках, помимо статьи 146 НК РФ, указаны объекты налогообложения НДС?

Что признается реализацией для целей статьи 146 НК РФ?

Что такое товары, работы и услуги для целей статьи 146 НК РФ?

В каких случаях СМР для собственных нужд облагаются НДС?

Когда операции для собственного потребления облагаются НДС?

Что признается безвозмездной передачей для целей НДС?

Безвозмездная передача: налогообложение или освобождение от НДС?

Когда возникает обязанность по начислению НДС на ввозимые товары?

Облагается ли НДС аренда помещений иностранными организациями?

Признаются ли объектом налогообложения медицинские, образовательные и коммунальные услуги?

Как изменилась статья 146 НК РФ в 2017 году?

В 2017 году прекратили свое действие подп. 9 и 9.1–9.2 п. 2 ст. 146 НК РФ, в которых не признавались объектом налогообложения операции по реализации, связанные с организацией Олимпийских игр.

С 01.01.2017 п. 1 ст.1 закона от 30.11.2016 № 404-ФЗ был изменен подп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому не признаются объектом обложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав дочерними организациями оргкомитета «Россия-2018» (в прежней редакции — дочерними организациями FIFA), если они связаны с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Кроме выше перечисленных другие изменения в ст. 146 НК РФ по состоянию на июнь 2017 года не вносились.

Подробнее об иных новшествах в части НДС, ожидаемых в 2017-2018 годах, читайте в материале «ФНС: о новых проектах в налоговом законодательстве на 2017-2018 гг.».

Какие объекты облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ)?

Перечень объектов налогообложения можно найти в п. 1 ст. 146 НК. Налогом облагаются реализационные операции, связанные с ТМЦ, работами или услугами. Также к ним относятся:

  • СМР (работы по строительству и монтажу) для внутренних целей;
  • работы и услуги, производимые для внутреннего использования;
  • ввозимые на территорию РФ ТМЦ.

Вы также можете ознакомиться с информацией об объектах налогообложения НДС в материале «Что облагается НДС в 2017 году?».

Какие операции освобождены от начисления НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ)?

Объекты, на которые не начисляется налог, приведены в п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним приравнены, например:

  • безвозмездная передача объектов с жилищно-коммунальным, образовательным, социальным и культурным статусом в ведение госвластей (зданий, помещений дошкольных учреждений и школ, профилакториев и пр.);
  • приватизация имущества государственных (муниципальных) организаций;
  • передача сооружений безвозмездно (например, дорог, электрических коммуникаций) в ведение государственных органов или уполномоченных организаций;
  • деятельность учреждений с казенным, бюджетным или автономным статусом в рамках муниципального задания — их коммерческая деятельность (например, дополнительные образовательные услуги, сдача помещений в аренду) облагается налогом в общем порядке по ставке 18%;
  • продажа земли;
  • деятельность государственных и муниципальных органов в пределах утвержденных для них обязательств;
  • внесение имущества, в том числе финансовых средств, в целевой капитал организаций некоммерческой деятельности;
  • другие объекты и операции.

В каких источниках, помимо статьи 146 НК РФ, указаны объекты налогообложения НДС?

Помимо ст. 146 Налогового кодекса, список необлагаемых операций можно увидеть в п. 3 ст. 39 НК РФ.

К таким операциям в том числе относятся:

  • внесение внеоборотных активов для ведения некоммерческим предприятием уставной деятельности;
  • обменные операции с российской и иностранной валютой;
  • операции по концессионным соглашениям;
  • передача имущества в качестве взносов по соглашениям простого товарищества, совместной коммерческой деятельности и хозяйственного общества, а также в паевые кооперативные фонды;
  • инвестиционные операции, например, взнос в уставный капитал организаций и т.д.

Что признается реализацией для целей статьи 146 НК РФ?

В законодательстве термин «реализация» определен в п. 1 ст. 39 НК РФ. В качестве реализации понимается переход ТМЦ (работ, услуг) в собственность другого контрагента на возмездной основе.

Форма оплаты при этом роли не играет. Например, НДС нужно исчислить и в том случае, если товары передаются покупателю в обмен на подарочный сертификат — подробнее см. .

Каждая продажа должна иметь документальное обоснование. Подтверждение факта реализации сопровождается актами о приемке ТМЦ, выполненных работ или оказанных услуг, товарными накладными, заключенными договорами, платежными поручениями (исполненными банком), кассовой документацией. Счет-фактура не входит в список этих документов. Он применяется для учета расчетов предприятий с бюджетом по НДС.

О том, что в части документов следует отразить в учетной политике по НДС, читайте в статье «Учетная политика по НДС на 2016 год — образец».

Что такое товары, работы и услуги для целей статьи 146 НК РФ?

В роли товара выступает имущество или продукция, предназначенные для реализации. Работой считается продаваемая деятельность, которая имеет материальный результат. К работам, например, можно отнести строительство, монтаж и реконструкцию зданий и сооружений.

Услуга также связана с реализацией, но, в отличие от работы, она не имеет материального отождествления, поскольку потребляется еще в процессе самой деятельности. К примеру, медицинские и образовательные услуги, туристическое обслуживание, сдача помещений в аренду, коммунальные услуги, услуги банков и страховщиков, консультационные, аудиторские услуги и пр.

В каких случаях СМР для собственных нужд облагаются НДС?

Строительно-монтажные работы (СМР) направлены на создание недвижимых объектов основных фондов (например, зданий, сооружений) и их достройку, модернизацию, реконструкцию с изменением первоначальной стоимости. СМР подразумевают вложения в капремонт.

«Что считается СМР для целей НДС».

Налогообложение строительно-монтажных работ для внутренних нужд зависит от того, каким способом предприятие их выполняло. Если собственными силами (например, при помощи сотрудников), то на СМР начисляется НДС. Если строительство вела сторонняя подрядная организация, то объект налогообложения отсутствует.

Полная себестоимость СМР формируется после завершения работ по строительству или монтажу. Она может включать в себя: затраты на материалы, зарплату работников, страховые взносы на заработную плату и другие издержки согласно смете. Себестоимость СМР может определяться по каждому этапу строительства отдельно, если это установлено внутренним приказом или распоряжением руководителя.

Более подробно о порядке начисления налога на СМР смотрите в материале «Какой порядок учета и вычета НДС при строительстве основных средств?».

Когда операции для собственного потребления облагаются НДС?

На передачу операций для внутренних нужд начисляется НДС, когда затраты по ним не учитываются в общей сумме расходов, предназначенных для уменьшения налоговой базы при расчете налога на прибыль. Себестоимость работ или услуг для собственного потребления определяется по сумме фактических затрат на них.

Если налогоплательщик учел обоснованные и подтвержденные документами расходы для уменьшения налога на прибыль, то операции для внутренних нужд не облагаются налогом. Ст. 270 НК РФ устанавливает список затрат, которые не относятся к вычетам при учете налога на прибыль.

Что признается безвозмездной передачей для целей НДС?

Если контрагент получает от сторонней организации имущество, работы, услуги без возникновения обязанности по их оплате, то речь идет о безвозмездной передаче. Стоимость имущества определяется по рыночной стоимости на дату совершения операции.

Переход имущественных прав безвозмездно является актом дарения. Он, как и реализация, оформляется товарными накладными, актами выполненных работ, актами о приемке товаров, договорами. НДС начисляется в день передачи безвозмездных прав. Дата передачи определяется датой первичного документа.

Безвозмездная передача: налогообложение или освобождение от НДС?

Переход имущественных прав безвозмездно приравнен к предметам обложения НДС. Однако некоторые предметы безвозмездных сделок не облагаются налогом. Их можно найти в п. 2 статьи 146 НК РФ. Например, это передача объектов, имеющих образовательный, социальный, культурный и жилищно-коммунальный статус в ведение государственных органов.

Если сторона, которая принимает дарение, является коммерческой организацией, то такая безвозмездная сделка облагается НДС по общим правилам.

Об особенностях налогообложения НДС безвозмездных операций читайте в статье «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Когда возникает обязанность по начислению НДС на ввозимые товары?

Продукция, ввозимая на территорию России, входит в перечень товаров, облагаемых налогом (п. 4 ст. 146 НК РФ). Таможенное законодательство РФ указывает на обязанность юрлиц рассчитывать НДС после пересечения товарами таможенной границы России.

На ввозимые ТМЦ начисляется налог по ставке 18 либо 10%. Это зависит от номенклатуры товара (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Облагается ли НДС аренда помещений иностранными организациями?

Аренда помещений является одним из видов оказания услуг. Арендная плата подлежит обложению НДС в общем порядке по ставке 18%, если организация применяет общий налоговый режим. Сумма исчисленного НДС включается в стоимость арендной платы.

Налогообложению подлежат операции по договорам аренды и субаренды помещений.

Исключением является сдача площадей в аренду иностранным предприятиям или гражданам. При сотрудничестве с ними арендная плата не облагается налогом, если эти граждане или организации имеют аккредитацию в России и если такой же порядок в отношении граждан России установлен в соответствующем иностранном государстве (п. 1 ст. 149 НК РФ). Перечень таких иностранных государств утверждает Минфин России.

О новшествах в уплате НДС для иностранных организаций, вступивших в силу с 2017 года, читайте в материале «На сайте ФНС заработал сервис для иностранных компаний».

Комментарий к Ст. 146 НК РФ

Статья 146 НК РФ содержит 2 перечня операций:

а) которые относятся к объектам налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);

б) которые не признаются объектом налогообложения в целях применения гл. 21 НК РФ (п. 2 ст. 146 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами налогообложения по НДС признаются:

1) реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав. В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Об этом сказано в п. 1 ст. 39 НК РФ.

В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Кроме того, реализацией признаются продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. Правда, только в том случае, если расходы на приобретение указанных товаров (работ, услуг) не учитываются при налогообложении прибыли.

Напомним: при расчете налога на прибыль доходы уменьшают только те расходы, которые соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ. То есть затраты должны быть обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также объект налогообложения по НДС возникает в случае передачи структурным подразделениям имущества, приобретенного для собственных нужд;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2010 г. N 3309/10 указано, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ в качестве выполняемых для собственного потребления строительно-монтажных работ подлежат квалификации те работы, в результате которых организацией создаются объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. При строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения НДС возникает при реализации построенного объекта. Если указанная цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства его финансирование третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Такое определение приведено в пп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Под ввозом товаров в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ) понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом N 311-ФЗ (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 311-ФЗ).

В п. 2 ст. 146 НК РФ приведены операции, которые не признаются объектом налогообложения. Это, в частности:

1. Операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, то есть которые не признаются реализацией, к которым относятся: осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за

исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее

правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим

организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов); передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с

законодательством Российской Федерации; передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или

товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества; передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального

жилищного фонда при проведении приватизации; изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации; передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении

имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящее положение применяется в случае, если создание и ликвидация организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI

Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона; иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

2. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

3. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Приватизация государственного и муниципального имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Это следует из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

4. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При применении данной нормы необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов

государственной власти и органов местного самоуправления;

б) обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

в) на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной

сфере деятельности.

Также указанная норма НК РФ применяется только в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) указанными органами, и не распространяется на реализацию товаров (например, в частности недвижимого имущества), осуществляемую этими органами.

Скажем, не облагаются НДС услуги:

— Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций (предприятий) (Письмо МНС России от 2 марта 2001 г. N ВГ-6-03/184@);

— Государственной фельдъегерской службы РФ, предусмотренные перечнем, приведенным в ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (Письмо Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 03-04-11/77);

— по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, которые оказывают подразделения вневедомственной охраны (Письмо МНС России от 29 июня 2004 г. N 03-1-08/1462/17@);

— оказываемые территориальными органами Федерального агентства объектов недвижимости за право заключения договора аренды (Письмо МНС России от 10 июня 2002 г. N 03-1-09/1558/16-Х194).

5. Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

6. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением.

7. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

8. Реализация земельных участков (долей в них).

9. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

10. Передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

11. Передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

12. Согласно пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 310-ФЗ российскими организаторами игр являются:

— автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи»;

— созданные Федеральным законом организации, которые осуществляют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Стоит отметить, что положение пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются до 1 января 2017 г.

13. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

14. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ).

15. Операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в перечень не облагаемых НДС операций включены операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ст. 146 НК РФ содержит перечень объектов, которые должны облагаться НДС. Ответы на вопросы по этой теме можно найти в нашем материале.

Статья 146 НК РФ — какие коррективы проводились

Какие объекты облагаются НДС и указаны в п. 1 ст. 146 НК РФ

Какие операции освобождены от НДС и указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ

Где еще указаны объекты, не облагаемые НДС

Что считается реализацией

Что такое товары, работы и услуги

Надо ли начислять НДС на стоимость СМР для своих нужд

Надо ли облагать НДС стоимость операций для собственного потребления

Что такое безвозмездная передача для целей обложения НДС

Всегда ли нужно начислять НДС при безвозмездной передаче

Ввозимые товары — есть ли обязанность по начислению НДС

Облагаются ли НДС арендные услуги, предоставляемые иностранным резидентам

Надо ли облагать НДС услуги в сфере медицины, образования и ЖКХ

Статья 146 НК РФ — какие коррективы проводились

Налоговое законодательство в этой сфере довольно стабильно, поскольку практика не требует особых новшеств. Изменения в эту статью если и вносятся, то редко. Так, последний раз корректировалась статья 146 НК РФ в 2015 году, когда законом «О внесении изменений…» от 29.12.2015 № 396-ФЗ добавился новый подп. 9.3 к п. 2. Новшества состояли в том, что к числу необлагаемых НДС объектов причислили и имущество, находившееся в государственной или муниципальной собственности, а затем безвозмездно отданное в полное владение некоммерческим организациям (НКО), работающим в сфере науки и образования.

Какие объекты облагаются НДС и указаны в п. 1 ст. 146 НК РФ

Полный список объектов, подпадающих под обложение НДС, определен в п. 1 ст. 146 НК РФ. Обобщая, отметим, что здесь операции реализации не только товарно-материальные ценности (ТМЦ), но и работ, и услуг.

Помимо внешних сделок, когда НДС добавляется к цене продаваемых другому лицу товаров, работ, услуг, в сферу обложения налогом вошли и операции следующего характера:

  • строительные или монтажные работы, проводимые внутри предприятия для собственных нужд;
  • иные работы или услуги, осуществляемые для внутреннего потребления предприятия;
  • ввоз ТМЦ на территорию РФ из-за рубежа.

Какие операции освобождены от НДС и указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ

Далее в законе — в п. 2 ст. 146 НК РФ — перечислены объекты, для которых предусмотрено освобождение от НДС:

  • передача в государственную собственность на безвозмездной основе недвижимости, входящей в сферу ЖКХ, образования, культуры (имеются в виду детские дошкольные учреждения, школы, санатории и т. п.);
  • операции по приватизации имущества, принадлежавшего государству или муниципалитетам;
  • передача на безвозмездной основе в государственную собственность или собственность уполномоченных государством компаний объектов инфраструктуры (в качестве таковых указаны дороги, электрические линии и проч.);
  • операции, проводимые по заданиям муниципалитетов организациями бюджетного или автономного характера (следует учесть, что коммерческие сделки организаций или учреждений, осуществляемые помимо таких заданий, должны быть обложены по обычным ставкам НДС);
  • реализация земельных участков;
  • операции, осуществляемые государственными и муниципальными учреждениями в рамках выполнения функций, которые установлены для них законами;
  • внесение активов (денежных средств, ценных бумаг и имущества) в капитал некоммерческих организаций;
  • другие объекты (подробнее — см. полный текст статьи НК РФ).

Где еще указаны объекты, освобожденные от обложения НДС

Помимо ст. 146 НК РФ, объекты, не требующие начисления НДС, указаны в п. 3 ст. 39 НК РФ:

  • внесение внеоборотных активов в НКО для ведения деятельности, предусмотренной уставом;
  • валютообменные операции;
  • операции в рамках выполнения концессионных соглашений;
  • передача имущественных объектов в капитал создающихся или уже действующих хозобществ, товариществ, паевых инвестфондов (передаваемое имущество при этом должно быть оформлено как взносы; если подразумевается совместная деятельность, то внесение таких объектов должно оформляться соответствующим договором);
  • передача средств в качестве инвестиций и т. п.

Что считается реализацией

Понятие реализации для целей ст. 146 НК РФ раскрыто в п. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией стоит считать передачу некого объекта другой стороне сделки. Непременным условием реализации считается оплата передаваемого объекта.

Для оформления реализационных мероприятий предусмотрен целый ряд документов, способных подтвердить и факт перехода права собственности, и факт оплаты за этот объект. В качестве таких документов выступают заключаемые соглашения купли-продажи, накладные, приемо-сдаточные акты, платежные документы (банковские и кассовые) и проч.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В число указанных выше документов не входит счет-фактура, поскольку его применение обусловлено иными нуждами — с его помощью оформляются операции по НДС.

Что такое товары, работы и услуги

Определение указанных в заголовке раздела терминов сформулировано в ст. 38 НК РФ.

Товаром считается тот имущественный объект, который налогоплательщик определил для продажи.

Работой следует считать реализуемую деятельность, имеющую результатом материальное воплощение. В эту категорию, в частности, входит строительство, в результате которого возникают сооружения или здания.

Услуга тоже относится к реализуемой деятельности, но она не имеет материального воплощения. В этом отличие услуги от работы. В эту категорию входит туристическая деятельность, предоставление объектов в аренду, услуги, оказываемые банками, страховыми и аудиторскими компаниями, консультации и проч.

Надо ли начислять НДС на стоимость СМР для своих нужд

В определенных обстоятельствах в число облагаемых НДС объектов входят строительно-монтажные работы (СМР), проводимые для внутренних нужд предприятия.

Суть СМР в том, что с их помощью создаются, достраиваются, модернизируются, реконструируются или, наконец, ремонтируются основные фонды. При этом происходит изменение начальной стоимости преобразуемых объектов.

При проведении СМР на предприятии НДС надо начислять только в тех случаях, когда работы проводились своими силами. Когда работы выполняют привлеченные компании, то налог не начисляется, поскольку отсутствует налогооблагаемый объект.

Формировать себестоимость таких работ следует по окончании всех строительных или ремонтных мероприятий. Основой для расчета себестоимости будут служить документы, в которых отражены расходы на зарплату сотрудников, страховые сборы, материальные затраты и проч.

Подсчитывать себестоимость можно поэтапно, если объект сложный, можно сразу, если строительство укладывается в отчетный период. Правила расчета себестоимости в таких обстоятельствах следует непременно оговорить в приказе руководителя предприятия.

Надо ли облагать НДС стоимость операций для собственного потребления

В деловой практике встречаются ситуации, когда операции производятся только для внутренних нужд предприятия. Если расходы, понесенные в ходе таких операций, не вошли в общий перечень затрат, которые учитывались при расчете базы по налогу на прибыль, то НДС следует начислять на соответствующую сумму.

Если же бухгалтерия предприятия включила эти расходы в общий перечень затрат, снизивших базу по налогу на прибыль, то операции, проведенные для своих надобностей, облагать НДС не надо.

НУЖНО ОТМЕТИТЬ! Для ознакомления с перечнем расходов, которые не следует учитывать при расчете налога на прибыль, необходимо обратиться к ст. 270 НК РФ.

Что такое безвозмездная передача для целей обложения НДС

Безвозмездная передача — это передача права собственности на товары (работы, услуги и пр.), осуществляемая без оплаты. В то же время оценка передаваемого объекта все равно должна быть произведена — за основу берется рыночная стоимость, соответствующая моменту совершения сделки.

Операции по безвозмездной передаче, по сути являющиеся не чем иным, как дарением, оформляются такими же документами, как и обычные реализации (договоры, накладные и пр.).

ВАЖНО! НДС следует в приведенных обстоятельствах начислять на момент передачи, соответствующая дата берется из первичных документов.

Всегда ли нужно начислять НДС при безвозмездной передаче

В п. 2 ст. 146 НК РФ приведен список объектов, безвозмездная передача которых не сопровождается обложением НДС. В эту категорию, в частности, кодекс включает операции по передаче в государственную собственность или ведение имущества, входящего в сферу образования, культуры или ЖКХ.

Если же принимает дар коммерческая структура, то должно последовать начисление НДС.

Ввозимые товары — есть ли обязанность по начислению НДС

Нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 146 НК РФ, определяют, что все ввозимые в РФ товары должны облагаться НДС. Расчет по налогу должен происходить после пересечения границы.

Ставки налога установлены в двух значениях — 18 и 10% в зависимости от категории товара.

Облагаются ли НДС арендные услуги, предоставляемые иностранным резидентам

Если компания на ОСН сдает в аренду или субаренду помещения, то к начальной сумме арендной платы следует добавить НДС в размере 18%. Дело в том, что сдача в аренду — это не что иное, как оказание услуги, которая входит в категорию объектов, облагаемых данным налогом. Исчисленный налог надо включать в окончательную сумму, выставляемую арендатору.

В данной сфере есть и исключения:

  • во-первых, при использовании компанией-арендодателем специальных налоговых режимов обязанность по обложению налогом арендной платы исполнять не требуется;
  • во-вторых, не облагается НДС арендная плата, если арендатором является иностранец или иностранная компания. Правда, для использования такой льготы требуется, чтобы иностранец или иностранная компания имели в РФ аккредитацию и аналогичные правила действовали на территории соответствующего государства. Список таких стран утверждается Минфином РФ.

Надо ли облагать НДС услуги в сфере медицины, образования и ЖКХ

Услуги по оказанию медицинской помощи, лечению или диагностике освобождены от обложения НДС. Полный перечень таких услуг приводится в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

ВАЖНО! Чтобы данные услуги льготировались в части НДС, медучреждению необходимо иметь лицензию на их оказание.

Продажа медоборудования, медицинских материалов и средств лечения также не облагается налогом, если реализуемые товары обозначены в спецперечнях, утвержденных Правительством РФ.

А вот услуги в сфере ветеринарии, косметологии, а также санитарно-эпидемиологические, если их финансирование производится не из бюджета, следует облагать НДС.

Не надо начислять НДС на стоимость образовательных услуг, если они оказываются некоммерческими организациями, имеющими соответствующую лицензию. Если же такие услуги предоставляет коммерческая фирма, то НДС начислять надо.

Освобождение от налога возможно при использовании спецрежимов налогообложения или при оказании услуг вне территории РФ.

Для предприятий, поставляющих коммунальные услуги, ситуация двоякая. При сотрудничестве с организациями НДС коммунальщиками исчисляется и выделяется по ставке 18%. Если потребителем выступает физическое лицо, этот налог не исчисляется.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *