Содержание

>Общие положения по организации связи, РТО и применению АСУ в авиационных частях

1. Тема 2 «Основы организации связи, РТО и АСУ ВВС» Занятие 2 «Общие положения по организации связи, РТО и применению АСУ в

авиационных частях»

2. Учебные вопросы 1. Факторы, влияющие на организацию связи, РТО и применение АСУ в авиационной части 2. Силы и средства связи и

РТО отдельной части
связи и РТО.

4. На боевые действия истребительного авиационного полка оказывают существенное влияние различные условия. Существенные условия,

оказывающие влияние на организацию связи и РТО называются факторами.

6. Факторы, оказывающие влияние на организацию связи и РТО, условно можно разделить на четыре группы (рис.1.1): 1)

оперативно-тактические;
2) организационно-технические;
3) геофизические;
4) временные.
I) Оперативно-тактические факторы включают:
— боевые задачи и порядок их выполнения;
— воздействие противника (огневое, радиоэлектронное);
— организация взаимодействия;
— боевой состав;
— базирование;
— принятая система пунктов управления.

7. II) Организационно-технические факторы включают: — оборудование самолетов средствами связи и РТО; — наличие и состояние сил и

средств связи и РТО;
— уровень подготовки личного состава по связи и РТО;
— оборудование ТВД (СН) в отношении связи и РТО.

8. III) Геофизические факторы включают: — рельеф местности, дорожную сеть, наличие морских акваторий, лесных массивов; —

климатические условия, погоду;
— условия распространения радиоволн;
— время года и суток.

10. Характер выполняемых боевых задач оказывает существенное влияние на требуемую дальность связи и РТО на заданной высоте, а также

на пропускную
способность направлений связи.
Противник будет стремиться нарушить
функционирование системы связи и РТО огневым
воздействием и средствами радиоэлектронной борьбы.

11. Следует ожидать применение противником различных средств поражения, при этом угроза применения оружия массового поражения

сохраняется до настоящего
времени. При этом ожидается что, удары будут
наноситься по аэродромам, пунктам управления, а,
следовательно, и по элементам системы связи и РТО.
Применение противником средств радиоэлектронной
борьбы направлено на нарушение управления
подразделениями, частями и оружием. Учитывая это,
необходимо уметь правильно оценить возможности
средств радиоэлектронной борьбы представляющих
опасность для средств связи и РТО.
> 12. Рис.1.1 Классификация факторов, влияющих на организацию связи и РТО
> 13. Таким образом, при организации защиты от огневого воздействия противника и радиоэлектронной защиты средств и системы связинеобходимо всесторонне оценивать возможности
противника
.

14. Боевые задачи истребительным полком решаются в тесном взаимодействии с другими полками и даже с полками других родов

военно-воздушных сил, а это, в
свою очередь, требует четкой организации
взаимодействия при организации связи и РТО с учетом
возможностей как частей связи и РТО, так и авиационных
частей, базирующихся в полосе совместных боевых
действий.

15. Авиационному полку, в зависимости от боевого состава, для базирования в мирное время выделяется один основной аэродром и

назначается 1–2 аэродрома
рассредоточения, а в военное время – 1–2 основных
аэродрома.
В ходе боевых действий полку могут быть
дополнительно выделены и другие аэродромы (запасные,
маневра). При этом организацию связи и РТО будут
определять возможности средств связи и РТО, которые
следует учитывать в зависимости от взаимного удаления
и количества аэродромов.

16. Принятая система пунктов управления оказывает влияние на организуемые направления связи, а также на организацион­но-штатную

Принятая система пунктов управления оказывает влияние
на организуемые направления связи, а также на
организационно-штатную структуру частей
(подразделений) связи и РТО.
Из организационно-технических факторов существенное
влияние на организацию связи и РТО оказывают
используемые силы и средства связи и РТО как
самолетов, так и подчиненных частей связи и РТО, а
также подразделений других ведомств. Так,
применительно к самолетному оборудованию осуществляется организация воздушной радиосвязи в различных
диапазонах волн и с учетом различных особенностей
радиостанций, а также средств РТО полетов.
> 17. Наличие сил и средств частей связи и РТО должно учитываться, а иногда оказывает и определяющее влияние при организации связи иРТО.
> 18. Геофизические факторы учитываются при построении направлений радио- , радиорелейной (тропосферной) и спутниковой связи, а такжепри
определении зон видимости (рабочих) средств
РТО.

19. Временные факторы определяют необходимые силы и средства для развертывания системы связи и РТО, а также опреде­ляют способы

Временные факторы определяют необходимые
силы и средства для развертывания системы связи
и РТО, а также определяют способы работы
штабов, (органов) управления связью и РТО. В
обобщенном виде влияние различных факторов
сведено в табл.1.1.

20. В интересах обеспечения эффективного управления началь­ник связи и РТО полка должен всесторонне оценивать обстановку с учетом

В интересах обеспечения эффективного управления
начальник связи и РТО полка должен всесторонне
оценивать обстановку с учетом всех факторов,
оказывающих влияние на организацию связи и РТО в
истребительном авиационном полку.

22. Истребительный авиационный полк имеет на вооружении, как правило, однотипные самолеты-истребители типа МиГ-29, Су-27 или

Истребительный авиационный полк имеет на
вооружении, как правило, однотипные самолетыистребители типа МиГ-29, Су-27 или МиГ-31.
Организация связи и РТО в полках существенно зависит
от РЭО самолетов. Радиоэлектронное оборудование
самолетов истребительной авиации приведено в табл.1.2.

23. Из данных таблицы видно, что РЭО самолетов имеет существенное отличие. Поэтому наличие ТКС-2 на борту Су-27 требует

специального наземного оборудования для
обеспечения управления экипажами в полном объеме, а
следовательно и новых способов организации связи и
РТО.

24. Для построения системы связи и РТО истребительного авиационного полка в настоящее время применяются различные средства связи,

радиотехнического и
радиолокационного обеспечения, которые
организационно объединены в три части: отдельный
батальон связи и РТО, радиотехнический батальон и
центр боевого управления авиации.
> 25. Т а б л и ц а 1.1
Факторы, влияющие на организацию связи и РТО
> 26. Т а б л и ц а 1.2
Радиоэлектронное оборудование самолетов

28. Отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (обс и РТО) объединяет средства связи и средства

радиосветотехнического обеспечения. Он
предназначен для развертывания и эксплуатационного
обслуживания узлов связи и РТО, пунктов управления
(КП, ЗКП, КДП (СКП)) истребительного авиационного
полка. Он включает управление, роту связи, роту РТО,
роту связи и РТО, РСП и подразделения обеспечения
(рис.1.6).

29. Рота связи предназначена для развертывания и экс­плуатационного обслуживания узлов связи КП иап, КДП (СКП), КП иаэ. В состав

Рота связи предназначена для развертывания и эксплуатационного обслуживания узлов связи КП иап, КДП
(СКП), КП иаэ.
В состав роты связи входят:
— радиовзвод в составе двух радиостанций типа Р-161-А2,
двух радиостанций типа Р-844 и отделения радиоприемных устройств;
— взвод засекреченной связи в составе аппаратной
телеграфной ЗАС связи, аппаратной телефонной ЗАС
связи, междугородной телефонной станции, линейнокабельного отделения связи и стартового командного
пункта.

30. Рота радиотехнического обеспечения предназначена для развертывания и эксплуатационного обслуживания оборудования систем посадки

по типовым схемам.
В состав роты РТО входят:
— взвод РТО в составе четырех радиомаркерных пунктов
и радиопеленгаторного пункта;
— взвод СТО в составе отделения СТО и прожекторного
отделения;
— радиотехническая система ближней навигации и
посадочная радиомаячная группа.

31. Рота связи и РТО (оперативного аэродрома) предназначе­на для развертывания и эксплуатационного обслуживания узла связи и РТО

Рота связи и РТО (оперативного аэродрома) предназначена для развертывания и эксплуатационного обслуживания
узла связи и РТО ЗКП иап.
В состав роты входят:
— взвод связи в составе радиостанций типа Р-161-А2, Р845, Р-844, аппаратной телефонной связи, стартовокомандный пункт;
— взвод РТО в составе радиомаркерных пунктов,
радиопеленгаторного пункта, отделения СТО,
прожекторного отделения; радиолокационной системы
посадки типа РСП-10.

32. Радиолокационная система посадки (типа РСП-6 М2) и ВИСП-75 предназначены для развертывания системы посадки и оборудования

выносных индикаторов.
Подразделения обеспечения предназначены для обслуживания средств связи и РТО и включают
радиотехническую ремонтную мастерскую, взвод
материального обеспечения и склад.
Всего в батальоне имеется 268/185 человек личного
состава, из них: офицеров – 23/17, прапорщиков – 39/33,
сержантов – 19/17, солдат – 176/87, служащих РА – 11/31.

34. Радиотехнический батальон предназначен для развертывания радиолокационных станций и комплексов средств автоматизации и их

эксплуатационного
обслуживания. В состав ртб входят (рис.1.7) управление и
основные подразделения: командно-технический узел
(КСА «Межа-М», «Основа»), радиолокационный узел (К66, К-ЗС, П-37), пункт наведения (П-12, Р-161, Р-845) и
могут входить 2–3 радиолокационные роты (2–3 РЛС, 1–2
ПРВ), подразделения обеспечения (узел связи, взвод
охраны и химической защиты, зенитное пулеметное
отделение, взвод материального обеспечения, ремонтная
масерская, медицинский пункт).

35. Центр боевого управления авиации (рис.1.8) (ЦБУ авиа­ции) предназначен для автоматизированного управления боевыми действиями

Центр боевого управления авиации (рис.1.8) (ЦБУ авиации) предназначен для автоматизированного управления
боевыми действиями истребительного авиационного
полка и наведения истребителей при проведении полетов
по планам боевой подготовки.
ЦБУ авиации включает: управление, команднотехнический узел пункта управления, команднотехнический узел пункта наведения, один–два
вынесенные ПН ИА.

36. Командно-технический узел пункта управления включает: — средства управления; — отделение вычислительной техники; — отделение

энергетического обеспечения.
Командно-технический узел пункта наведения включает:
— отделение средств наведения;
— отделение вычислительной техники;
— отделение средств связи;
— отделение энергетического обеспечения.

37. Пункты наведения истребительной авиации включают: — отделение средств наведения; — отделение вычислительной техники; —

отделение средств связи;
— отделение энергетического обеспечения.

38. Таким образом, части связи, РТО и АСУ позволяют развернуть и обеспечить функционирование системы связи, РТО и АСУ иап в полном

объеме.

Развертывание и свертывание узлов связи

Развертывание узлов связи — это процесс их перевода из походного положения в готовность к обмену всеми видами сообщений и обеспечению переговоров должностных лиц ПУ на заданных направлениях связи. В зависимости от условий обстановки развертывание узла связи может заканчиваться установлением связи или же его приведением в готовность к установлению связей.

В ходе боя по прибытии в новый район элементы узла и узел связи в целом развертываются с ходу с установлением связей, предусмотренных задачами узлам связи. При этом основное внимание уделяется первоочередному установлению связи с узлами связи ПУ вышестоящего штаба, между узлами связи ПУ части и с подразделениями первого эшелона в интересах командира, штаба и начальников родов войск.

Развертывание элементов узла связи осуществляется одновременно. Аппаратные, станции связи, командно-штабные машины устанавливаются на указанные им места на местности. Оборудуется заземление, устанавливаются агрегаты, прокладывается кабель электропитания. Развертываются мачтовые и антенно-фидерные устройства. Прокладываются соединительные, абонентские линии телефонной засекреченной и открытой связи, проводная локальная сеть обмена данными пункта управления («многоточка»), линии дистанционного управления и служебной связи. До окончания полного развертывания пункта управления и узла связи управление и обеспечение связи осуществляется непосредственно из КШМ и МБУ. По мере перехода должностных лиц в блиндажи на их рабочие места устанавливаются абонентские аппараты, абонентские терминалы сети обмена данными и другое оконечное оборудование.

Развертывание узла связи считается законченным, если все элементы и аппаратные развернуты и соединены между собой. Соединительные линии, линии дистанционного управления и линии служебной связи проверены, абонентские аппараты установлены на рабочих местах должностных лиц ПУ, начальник УС доложил об установлении запланированных связей начальнику связи (штаба).

Нормативы на развертывание узлов связи пунктов управления установлены:

УС КП полка- 20 мин днем, 25 мин ночью.

УС ТПУ полка- 15 мин днем. 20 мин ночью.

УС КНП мсб- 10-15 мин.

Оценка узловым подразделениям за выполнение учебно-боевых нормативов по развертыванию УС определяется:

«отлично», если в определенное нормативом время установлено 100% запланированных связей;

«хорошо», если в определенное нормативом время установлено не менее 80% запланированных связей;

«удовлетворительно», если в определенное нормативом время установлено не менее 70% запланированных связей.

В оперативных расчетах при планировании боевого применения узловых частей и подразделений связи используется норматив на оценку «хорошо».

После окончания развертывания узлов связи организуется боевое дежурство. Личный состав, свободный от дежурства, приступает к инженерному оборудованию и маскировке узла связи. Инженерное оборудование УС осуществляется по общему плану инженерного оборудования пунктов управления и определяется наличием времени, условиями местности, а также возможностями средств механизации инженерных работ. Во всех случаях в первую очередь оборудуются укрытия котлованного типа для КШМ и аппаратных УС с привлечением землеройной техники инженерных войск.

По мере оборудования укрытий котлованного типа КШМ и аппаратные переводятся в них без нарушений связи, для чего укрытия оборудуются в непосредственной близости от станций, КШМ и аппаратных. Система кабрирования узла должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность перевода КШМ и аппаратных в укрытия без отключения кабелей. Одновременно с оборудованием укрытий осуществляется маскировка элементов УС.

В ходе боевых действий, особенно в наступлении, узлы связи ПУ могут развертываться не полностью (по сокращенной схеме). При неполном развертывании узла связи планируется относительно автономное использование средств связи для обеспечения управления непосредственно из КШМ и аппаратных. Количество абонентских линий и линий ДУ маломощными радиостанциями КШМ ограничивается. Для обеспечения связи между станциями и аппаратными широко используется радиосеть внутренней связи пунктов управления на УКВ радиостанциях.

При невозможности развертывания узла связи командно-штабные машины и аппаратные остаются в колонне в готовности к продолжению движения.

Свертывание узлов связи — это процесс их приведения из развернутого в походное состояние в целях обеспечения готовности к выполнению последующих задач. Свертывание УС может быть плановым и неплановым. Плановое свертывание УС вызывается необходимостью его перемещения в новый район развертывания ПУ. Неплановое свертывание является вынужденным и обуславливается резким изменением обстановки и экстренным выводом ПУ в запасный (новый) район. О начале перемещения и прибытии УС в новый район начальник связи (дежурный по связи или начальник УС) докладывает в старший штаб.

1.5. Боевое применение узлов связи пунктов управления

На КНП мсб группа носимых радиостанций и телефонная станция размещаются в сооружении для наблюдения командира мсб на удалении 20-30 м от ГКШМ и 5-10 м друг от друга. Пост электропитания и технического обслуживания средств связи размещается в отдельном окопе (укрытии) на удалении 10-20 м от телефонной станции.

1.5.3. Перемещение узлов связи

Узлы связи ПУ перемещаются совместно со своими пунктами управления одним эшелоном. Порядок перемещения узлов связи ПУ рассмотрим на примере узла связи КНП мотострелкового батальона. Перед перемещением ПУ в новый район может предварительно высылаться рекогносцировочная группа штаба батальона, в состав которой входит офицер взвода связи с группой сил и средств связи. Возможный состав группы: командно-штабная машина и линейная команда с кабелем для набора первоочередных связей: со старшим штабом; с ПУ подчиненных подразделений и внутренней связи на пункте управления.

Задачей этой рекогносцировочной группы является: выбор и разведка целесообразных маршрутов выдвижения; проведение радиационной, химической, биологической (бактериологической) и инженерной разведки; уточнение условий развертывания элементов ПУ, их охраны и обороны; прокладка первоочередных проводных линий связи.

Порядок размещения элементов внутри пункта управления устанавливают должностные лица, возглавляющие данные пункты. Под их руководством разрабатывается типовой порядок рассредоточенного размещения техники и личного состава на пункте управления.

В период рекогносцировки района размещения ПУ старший рекогносцировочной группы определяет и доводит до офицера взвода связи: положение и наиболее вероятные направления наступления противника; начертание переднего края обороны батальона; места размещения элементов пункта управления, рабочие места командира, начальника штаба и других должностных лиц штаба и их КШМ; границы участка местности, отводимого для размещения узла связи; подъездные пути и маршруты экстренного выхода в запасные места развертывания пункта управления; организацию охраны, обороны и инженерного оборудования пункта управления.

В ходе рекогносцировки района размещения узла связи офицером взвода связи определяются: места размещения узла связи и аппаратных; подъездные пути к элементам узла связи; трассы прокладки внутриузловых кабелей и абонентских линий; азимуты для антенн направленного действия; порядок взаимодействия с подразделениями связи начальников родов войск и служб и другими подразделениями связи, прибывающими на узел связи; район размещения подразделений обеспечения; объем работ по инженерному оборудованию, маскировке и защите от ОМП, ВТО, охране и обороне узла связи.

О результатах рекогносцировки офицер взвода связи докладывает старшему рекогносцировочной группы штаба полка, а затем начальнику узла связи. С прибытием колонны узла связи ПУ в район развертывания начальник узла связи может проводить с начальниками элементов узла топографическое и тактическое ориентирование, уточнять результаты рекогносцировки и после этого ставить задачи на развертывание узла связи.

Топографическое ориентирование. Ориентируя начальников элементов УС, вначале объявляется время, указывается на местности сторона горизонта в направлении развертывания основных элементов узла связи или на север по какому-либо местному предмету, называется квадрат координатной сетки карты, в котором проводится ориентирование, указывается своя точка стояния относительно ближайшего ориентира, обозначенного на карте. Затем указывается направление на окружающие местные предметы в радиусе 10-15 м (наблюдаемые и ненаблюдаемые) и расстояния до них. Направления указывают относительно своего положения лицом в сторону противника (справа, прямо, слева или по сторонам горизонта), время – местное или оперативное, некодированное наименование объектов – по карте. После этого назначают справа налево и в сторону противника ориентиры и показывают на местности линию сопротивления, своих войск и войск противника или рубежи, на которые вышли сбои подразделения и войска противника.

Пример топографического ориентирования: “Местное время – 09.20. Северное направление – на железнодорожный мост. Мы находимся на высоте с отметкой 120,0 (“Круглая”); справа – в 3 км “Осиновая Роща”; прямо – в 3 км река Десна, далее в 6 км – населенный пункт Сертолово; слева в 2 км – отдельностоящее дерево”.

После этого указывают ориентиры, условные наименования местных предметов и проводят тактическое ориентирование подчиненных.

Тактическое ориентирование заключается в определении и показе на местности расположения и характера действий войск противника и своих подразделений к определенному времени, а также указываются соседи и свое место в боевом порядке. Кроме того, начальник УС может указывать направления (азимуты) на наиболее важных корреспондентов (ПУ дивизии, полков, старшего штаба и соседей слева и справа).

После тактического ориентирования ставятся задачи на развертывание элементов узлов связи пунктов управления на местности. При этом указывается: состав элемента; место развертывания; направления прокладки соединительных линий, линий дистанционного управления, абонентских линий связи, а также порядок охраны и обороны.

Перед перемещением УС в новый район для обеспечения быстрого свертывания его элементов заблаговременно проводятся подготовительные работы. Кабельные линии освобождаются от креплений, готовятся станки и барабаны для снятия соединительных линий и линий ДУ, свертываются наименее важные линии внутренней и дальней связи. Порядок свертывания УС доводится до личного состава заблаговременно. Работа по свертыванию узла связи начинается по команде начальника УС.

Для обеспечения организованного перемещения в ходе боевых действий заранее разрабатываются схемы построения колонн, предусматривающие строго определенное место для каждой КШМ и аппаратной в колонне ПУ. При перемещении связь обеспечивается как в движении, так и с коротких остановок.

Построение колонн ПУ по группам и закрепление мест за машинами в каждой группе позволяют обеспечивать быстрое развертывание узлов связи с ходу, оперативное управление ими, выполнение требований ЭМС при движении колонн, защиту УС от средств разведки и поражения противника.

При перемещении УС все радиосредства работают в действующих радиосетях (радионаправлениях) на штыревые антенны и антенны зенитного излучения (АЗИ) и обеспечивают переговоры по радиосетям управления внутри колонны.

1.5.4. Охрана и оборона узлов связи

Охрана и оборона узла связи ПУ организуется по плану охраны и обороны пункта управления, разрабатываемому общевойсковым штабом, с целью предупреждения проникновения в их расположение диверсионно-разведывательных групп противника, местных жителей, посторонних лиц, а также для создания благоприятных условий для работы должностных лиц на пунктах управления. Охрана пунктов управления осуществляется подразделениями комендантской службы совместно с личным составом всех подразделений, размещающихся на этом ПУ.

В соответствии с этим на узел связи может возлагаться оборона определенного сектора или участка местности. Для охраны выставляются полевые караулы, секреты, дозоры, наблюдатели, высылаются патрули. Задачи по охране решают и комендантские посты, посты регулирования, которые могут выставляться на подъездных маршрутах к узлам связи.

Посты полевых караулов выставляются у группы КШМ, штабных палатках, убежищ, в которых работают командир, начальник штаба, заместители командира, офицеры штаба, а также у штабных машин секретного отделения. Посты являются трехсменными круглосуточными.

Патрули несут службу внутри расположения пунктов управления и по их периметру. Они могут действовать как в пешем порядке, так и на автомобилях или бронетранспортерах. Начальник узла связи выделяет требуемое количество патрульных в соответствии с планом охраны и обороны пункта управления. Их маршруты движения определяются так, чтобы обеспечивалась охрана территории узла связи и определенного сектора пункта управления.

Секреты и дозоры выставляются на удалении до 1 км от пункта управления.

Комендантские посты и посты регулирования выставляются в местах въезда в район размещения пункта управления, на перекрестках дорог, внутри пункта управления. Наблюдатели назначаются в каждом подразделении.

Оборона пункта управления организуется для отражения нападения диверсионных групп противника, его тактических воздушных десантов, прорвавшихся подразделений первого эшелона. Для обороны привлекается весь личный состав, работающий на пункте управления. Для этого он делится на группы и действует в заранее определенных секторах по отражению нападения противника. Оборона ПУ может быть усилена за счет привлечения расположенных поблизости мотострелковых и танковых подразделений.

При организации обороны начальник УС устанавливает наблюдение на обороняемом участке, назначает ответственных за проведение мероприятий по обороне, ставит задачи и указывает выделяемые силы и средства; определяет места для отрывки окопов и сроки их готовности, организует взаимодействие с другими подразделениями; доводит до личного состава установленные сигналы тревоги. На участке обороны подготавливаются окопы для стрельбы из автоматов, ручных пулеметов и гранатометов. Все огневые средства должны быть готовы к ведению огня ночью и в других условиям ограниченной видимости. Оповещение личного состава ПУ о противнике производится по сети внутренней связи ПУ установленными сигналами.

Мероприятия по охране и обороне узла связи пункта управления отражаются на схеме размещения, охраны и обороны узла связи, на которой указываются, порядок размещения групп ПУ и элементов УС; элементы инженерного оборудования узла связи; основные и запасные маршруты выхода колонн УС: места выставления часовых; маршруты движения часовых и патрулей; секторы (участки) обороны и подразделения, назначенные для их занятия, места развертывания наблюдательных постов; сигналы управления и оповещения; расчет сил и средств, выделенных для охраны и обороны узла связи; трудовые затраты на инженерное оборудование узла связи; задачи и порядок действия личного состава по установленным сигналам.

Кроме того, на схеме могут отображаться возможные пути подхода противника или направление на противника, позиции сторожевого охранения, начертание траншей и мест устройства засад, огневые позиции и секторы обстрела, места установки сигнальных мин и малозаметных препятствий, расстояние между группами УС и условные обозначения.

Схема размещения, охраны и обороны подписывается начальником узла связи.

Для опознания своих военнослужащих на каждые сутки устанавливается пропуск и отзыв. Пропуск сообщается устно всему личному составу охранения и лицам, посылаемым за пределы УС. Отзыв сообщается командирам подразделений, а также лицам, выполняющим задачи за пределами пунктов управления.

Охрану КНП батальона организует начальник штаба.

Командиры подразделений, выделенных для охраны и обороны пунктов управления, и весь личный состав этих пунктов заблаговременно должны быть ознакомлены со своими задачами и порядком действий в случае нападения противника. С этой целью на пунктах управления систематически проводятся боевой расчет и тренировки.

Охрана пунктов управления при их перемещении осуществляется следующими впереди колонны подразделениями на танках, БМП (БТР), выделенными в состав дозоров и поддерживающими связь с командиром и начальником, возглавляющим данный пункт управления.

Организация связи и рто

Командно-штабная машина Р-142НМР

Таблица 19

Экипаж, чел Масса, т 6,44 Дальность связи, км: в КВ диапазоне на стоянке/в движении 350/250 в УКВ диапазоне на стоянке/в движении 60/30 по станции спутниковой связи Время развертывания, мин Базовое шасси Газ

Радиостанция Р-161А2М

Предназначена для обеспечения симплексной и дуплексной телефонной и телеграфной радиосвязи с радиостанциями в одинаковых режимах работы в движении и на стоянке.

Радиостанция Р-161А2М представлена на рис. 15.

Тактико-технические характеристики радиостанции Р-161А2М представлены в табл. 20.

Рис. 15.

Достигается пространственным разносом РЭС, маневром РЭС различных типов, частотами и режимами их работы, организацией связи с различных пунктов управления, и через обходные каналы связи, дублированием и комплексным использованием РЭС, оперативным доведением до войск информации о радиационной обстановке и областях повышенной ионизации, заблаговременным созданием запаса радиосредств и антенно- фидерных систем, применением технических средств защиты РЭС.

Защита от непреднамеренных радиопомех (обеспечение ЭМС РЭС своих войск) заключается в проведении организационных мероприятий и проведении технических мер, направленных на снижение (исключение) взаимного влияния РЭС при их совместном применении в группировках своих войск.

Организация связи и рто полетов

РТО и АСУ, а также для своевременного пресечения выявленных нарушений.

Узел (станция) фельдъегерско-почтовой связи – элемент сети связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи), обеспечивает прием, обработку и доставку всех видов секретных и почтовых отправлений, приписанных к нему на обслуживание штабов, управлений, соединений, воинских частей, организаций Министерства обороны.

Узлы связи (узлы связи и РТО) могут быть стационарными и подвижными.

Стационарные узлы связи составляют основу системы связи объединения, соединения и частей в мирное время, в угрожаемый период и в начальный период войны. Они должны поддерживаться в постоянной готовности к передаче и приему всех видов информации (обеспечению переговоров) с требуемым качеством.

Организация связи рто и асу

— радиосети управления воздушными суда­ми, входящими в состав авиационного объединения, соеди­нения, части.

По предназначению в воздушной радиосвязи различа­ют радиосети:

— командные;

— управления воздушным движе­нием;

— информационные.

К командным радиосетям относятся радиосети пунктов управления, командно-стартовые аэродромов и пеленгации.

К радиосетям управления воздушным движением отно­сятся радиосети межокружных перелетов, в зоне ответ­ственности объединений и центров ЕС УВД, поисково-спасательной службы.

К информационным радиосетям относятся радиосети взаимодействия, передачи данных разведки и оповещения.

В каждой авиационной части организуется радиосеть управления самолетами в диапазоне средних волн, исполь­зуемая при помехах в УКВ-, КВ — диапазонах и отказе бортовых радиостанций.

Основы организации связи и рто полетов

Система связи и радиотехнического обеспечения

Устойчивое и непрерывное управление подразделениями и экипажами невозможно без функционирования системы связи и РТО авиационной части, соединения, объединения.

Система связи и РТО – это часть системы управления, представляющая собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и РТО, создаваемое для обеспечения управления войсками.

Система связи и РТО является важнейшей составной частью, материально-технической основой системы управления авиационной частью.

В системе связи и РТО организационно и технически объединены, и функционируют (рис.

Основы организации связи и рто

Вторичная сеть связи – функциональное объединение средств вторичного уплотнения, коммутации, шифрования и оконечных устройств, создаваемое на базе каналов (трактов) первичной сети для обеспечения одного или нескольких видов связи.

Система РТО – совокупность наземных и бортовых радиотехнических средств для решения задач применения радиотехнических методов и средств вождения и летательных аппаратов, а также определения их местоположения параметров с помощью радиотехнических средств.

Система радиотехнического обеспечения включает подсистемы радиосветотехнического (РСТО) и радиолокационного обеспечения боевых действий и полетов авиации.

РСТО организуется для выдачи экипажам (летчикам) информации, необходимой для определения ими своего места в воздушном пространстве и на аэродроме.

Основы организации связи рто и асу

ВниманиеЗаключительная часть.

Материальное обеспечение:

1. Интерактивная доска «Smart-Board».

2. АРМ преподавателя.

3. Слайды по занятию №6.

4. Журнал учета занятий по военной подготовке.

Методическая разработка по занятию № 6.

Литература:

1. Организация связи и РТО ВВС. Монино, 2004 г. (стр.87-91).

2. Наставление по связи и РТО соединений, частей и подразделений ВВС.

Москва ВИ 1991 г. (66-73).

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Подготовиться к практическим занятиям № 5, 6 по теме № 2.

2. Изучить состав средств связи и РТО взвода РТО роты связи и РТО.

Организация охраны и обороны объектов связи и рто

Кафедра создана в 1993 году. Первым начальником кафедры был назначен полковник Н.П. Воронкин, имеющий опыт преподавания и службы в войсках связи и РТО ВВС на командных должностях. • На должности преподавателей осуществлялся отбор офицеров, окончивших ВВА им. Ю.А. Гагарина, имеющих практический опыт службы в частях связи и РТО ВВС.
Так, в 1994 году прибыли выпускники академии подполковники А.А. Левоненко, Н.А. Лепеха, СВ. Зозуля, из войск прибыл полковник В.А. Зонов. • Преподавательский состав в короткие сроки разработал учебно-методические материалы по вновь созданным дисциплинам.
С полной отдачей, не считаясь с личным временем, трудился инженерно-технический состав учебной лаборатории: майоры Н.А. Афонин и СВ. Горемыкин, капитан И.В. Грошев, прапорщик В.В. Семенков, служащие ВС РФ А.Г. Кашеваров, Е.А. Гришина, Е.Н.

Сысоева, В.Н. Алексенцева.

Организация связи

Ось связи, развертываемая в направлении перемещения командного и запасного командного пунктов, является главной. Кроме главной оси связи обычно развертываются дополнительные оси связи, количество которых определяется конкретными условиями обстановки.

Рокада связи – совокупность линий связи, соединяющих опорные узлы различных осей связи, предназначенная для повышения живучести опорной сети связи путем получения необходимого количества обходных связей, а также для обеспечения выходов узлов связи (узлов связи и РТО) пунктов управления на оси связи.

Линии привязки предназначаются для передачи каналов связи, образованных опорной сетью, а также каналов государственной сети связи на узлы связи (узлы связи и РTO) пунктов управления.

Рто и асу

РЭС, маневром РЭС, частотами и режимами работы, использованием скрытых, дублирующих и резервных радиосетей и радионаправлений, применением отвлекающих (имитирующих) источников электромагнитного и акустического излучения, организацией связи с воздушных пунктов управления и через ретрансляционные (промежуточные) станции, поиском и уничтожением забрасываемых передатчиков помех и другими мероприятиями.

Защита от поражения самонаводящимся на излучение оружием заключается в предотвращении уничтожения (вывода из строя, повреждения) радиоизлучающих устройств своих радиоэлектронных объектов боеприпасами с пассивными радиотехническими (гидроакустическими) системами наведения.

>Система автоматизированного управления авиационной частью

Система связи и радиотехнического обеспечения

Устойчивое и непрерывное управление подразделениями и экипажами невозможно без функционирования системы связи и РТО авиационной части, соединения, объединения.

Система связи и РТО – это часть системы управления, представляющая собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и РТО, создаваемое для обеспечения управления войсками.

Система связи и РТО является важнейшей составной частью, материально-технической основой системы управления авиационной частью.

В системе связи и РТО организационно и технически объединены, и функционируют (рис. 1):

— система связи (узлы связи (узлы связи и РТО));

— система радиотехнического обеспечения;

— система управления связью и РТО;

— система технического обеспечения связи, РТО и АСУ;

— резерв сил и средств связи, РТО и АСУ.

В основу построения систем связи и РТО любой инстанции должны быть положены требования, предъявляемые управлением к связи и РТО и принципы организации связи и РТО.

Принципы построения систем связи и РTO — основные объективно существующие положения, определяющие системный подход при решении задач построения (развертывания) систем связи и РТО в различных командных инстанциях ВВС (объединениях, соединениях, частях ВВС).

К числу основных организационных принципов построения систем связи и РТО можно отнести следующие:

— максимальное соответствие систем связи и РТО задачам, стоящим перед частями, соединениями, объединениями, и их боевым возможностям;

— создание в мирное время базовых систем связи и РТО, способных обеспечить потребности управления войсками при внезапном нападении противника;

— сопряжение систем (подсистем) связи и РTO различного предназначения;

— единство системы связи и РТО каждого звена управления;

— комплексное применение различных средств связи и РTO;

— централизация управления связью и РTO при развертывании и эксплуатации систем связи и РTO.

Максимальное соответствие систем связи и РТО задачам, стоящим перед частями, соединениями, объединениями, и их боевым возможностям достигается тем, что системы связи и РТО развертываются на основе решения командира (командующего), распоряжения по связи и РТО вышестоящего штаба, указаний начальника штаба, с учетом наличия и состояния сил и средств связи и РTO.

При этом учитывается необходимость обеспечения опережающей готовности к функционированию системы связи и РТО в целом или ее подсистем, элементов по сравнению с готовностью пунктов и органов управления, возможное воздействие на систему связи и РТО противника, а также физико-географические особенности театра (района) боевых действий, на котором будет выполнять свои функции система связи и РTO.

Создание в мирное время базовых систем связи и РТО необходимо для обеспечения высокой боевой готовности систем управления частей, соединений, объединений в мирное время. С этой целью используются линии и каналы связи стационарной опорной сети связи Вооруженных Сил и сети связи общего пользования, средства стационарных опорных узлов связи, средства связи и РTO других видов Вооруженных Сил, министерств и ведомств, развертываются стационарные узлы связи и РTO пунктов управления частей, соединений, объединений, стационарные средства, комплексы и системы радиолокационного и радиосветотехнического обеспечения.

Сопряжение систем (подсистем) связи и РТО различного предназначения заключается в проведении ряда организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение их совместного функционирования на различных этапах.

Выделяют следующие этапы:

— разработки систем, комплексов и средств связи и РTO;

— планирования связи и РТО на предстоящие боевые действия (операцию);

— развертывания (наращивания) функционирования и свертывания систем, комплексов, средств связи и РТО.

Единство системы связи и РТО каждого звена управления заключается в объединении сил и средств связи и РТО под единым руководством с целью наиболее полного удовлетворения потребностей войск конкретного звена управления.

Комплексное применение различных средств связи, РТО и АСУ в составе узлов связи и РТО, радиолокационных постов, радионавигационных пунктов, в системах посадки и на направлениях связи для решения задач радиолокационного и радиосветотехнического обеспечения. Роль, значение и удельный вес применяемых средств определяются их техническими возможностями, конкретной оперативно-тактической обстановкой, задачами, стоящими перед системой связи и РТО.

Централизация управления связью и РТО при развертывании и эксплуатации систем связи и РТО предусматривает личную ответственности начальника связи и РТО авиационной части, начальника отделения связи и РТО соединения, начальника отдела объединения за осуществление единого планирования и боевого применения имеющихся сил и средств связи и РТО в данном звене управления.

Основные составные элементы системы связи и РTO обеспечивают функционирование всех рассматриваемых систем, поэтому деление системы связи и РТО на отдельные системы является условным.

Система связи является составной частью системы связи и РТО и представляет собой совокупность взаимоувязанных и согласованных по задачам, месту, времени и действий:

— узлов связи (узлов связи и РТО); коммутационных центров;

— центров радио и спутниковой связи;

— линий связи различного предназначения; сети связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи), создаваемых (развертываемых) для решения задач обеспечения управления объединением (соединением, частью) и экипажами летательных аппаратов.

Система связи обеспечивает ведение переговоров, передачу, прием и доставку сообщений (боевых документов), а также обмен данными в автоматизированных системах управления. Основу системы связи составляют узлы связи (узлы связи и РТО).

Узел связи – элемент системы связи, представляющий собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, РТО и автоматизации управления, развернутых на пункте управления или в пункте распределения (коммутации) каналов (сообщений) для обеспечения обмена информацией в процессе управления войсками.

По своему предназначению различают: узлы связи пунктов управления, опорные узлы связи, гарнизонные и вспомогательные узлы связи, узлы контроля безопасности связи, а также узлы фельдъегерско-почтовой связи.

Узел связи пункта управления является составной частью пункта управления и основным элементом системы связи и РТО. Он обеспечивает командующему (командиру), должностным лицам штаба, всему оперативному составу (боевому расчету) пункта управления доступ к ресурсам системы связи для управления войсками, связь с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими командующими (командирами), штабами и пунктами управления в установленные сроки с требуемым качеством, а также внутреннюю связь на пункте управления.

К узлам связи пунктов управления относятся узлы связи штабов, командных пунктов, запасных командных пунктов, тыловых, передовых и вспомогательных пунктов управления.

В зависимости от построения системы связи и РТО узлы связи пунктов управления могут выполнять роль опорных и гарнизонных узлов связи.

Опорный узел связи (ОУС) – элемент первичной (опорной) сети связи, развертывается (создается) для образования типовых каналов связи и групповых трактов (цифровых потоков), их коммутации (распределения) и передачи на узлы связи пунктов управления и другие узлы связи.

Гарнизонный узел связи создается для обеспечения связи с воинскими частями, организациями и военно-учебными заведениями, дислоцированными в границах гарнизона или вблизи них и не имеющими необходимых средств для установления прямой связи с непосредственным начальником, а также связи внутри гарнизона и между гарнизонами.

Вспомогательный узел связи (ВУС) создается для обеспечения связи с соединениями, частями и подразделениями, действующими на значительном удалении (в изолированных, труднодоступных районах) от пунктов управления объединения и опорных узлов связи и не имеющими необходимых средств для установления прямой связи с непосредственным начальником или для привязки их пунктов управления к опорной сети связи.

Узел контроля безопасности связи создается для контроля за выполнением должностными лицами штабов, личным составом дежурных смен пунктов управления и узлов связи требований по обеспечению безопасности связи и информации, правил скрытного управления войсками и радиомаскировки при использовании (эксплуатации) средств связи, РТО и АСУ, а также для своевременного пресечения выявленных нарушений.

Узел (станция) фельдъегерско-почтовой связи – элемент сети связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи), обеспечивает прием, обработку и доставку всех видов секретных и почтовых отправлений, приписанных к нему на обслуживание штабов, управлений, соединений, воинских частей, организаций Министерства обороны.

Узлы связи (узлы связи и РТО) могут быть стационарными и подвижными.

Стационарные узлы связи составляют основу системы связи объединения, соединения и частей в мирное время, в угрожаемый период и в начальный период войны. Они должны поддерживаться в постоянной готовности к передаче и приему всех видов информации (обеспечению переговоров) с требуемым качеством. Стационарные узлы связи оборудуются в защищенных сооружениях и незащищенных технических зданиях (помещениях).

Подвижные узлы связи являются основными элементами полевых систем связи.

Они могут быть:

— полевыми – на автомобилях (бронированной транспортной базе), в прицепах, контейнерах;

— воздушными (бортовыми) – на летно-подъемных средствах (самолетах, вертолетах, привязных платформах);

— корабельными – на кораблях (плавсредствах); железнодорожные – в вагонах (на платформах).

Подвижные узлы связи должны обладать высокой мобильностью, способностью своевременно устанавливать связь и обеспечивать ее бесперебойное функционирование. Они развертываются, как правило, в угрожаемый период и (или) в период подготовки и ведения операции (боевых действий), а также для обеспечения связи в чрезвычайных ситуациях.

Узлы связи должны обладать:

— высокой живучестью и разведывательной защищенностью;

— обеспечивать максимальные удобства пользования средствами связи, РТО и автоматизации управления;

— удовлетворять требованиям своевременной и достоверной передачи сообщений и безопасности связи, а также электромагнитной совместимости всех радиоэлектронных средств, развертываемых в районе узла связи;

— иметь возможность широкого маневра средствами, каналами и видами связи и РТО.

Организационно-техническая структура и состав узлов связи (узла связи и РТО) определяются их предназначением и могут включать автоматические коммутационные центры (АКР), центры радио- и спутниковой связи, линии связи, опорные сети связи, связи, рокады связи и т.д.

АКЦ – элемент коммутируемых сетей связи общего пользования. По принадлежности к вторичным сетям связи АКЦ могут подразделяться на центры коммутации каналов (ЦКК), центры коммутации пакетов (ЦКП) и центры коммутации сообщений (ЦКС).

Центр радио- и спутниковой связи – элемент системы связи, организационно-техническое объединение однородных средств связи.

Такие центры предназначены для образования каналов связи и групповых трактов, имеющих общую среду распространения, силы и средства обслуживания и управления и применяются, как правило, централизовано.

Линия связи – элемент системы связи, соединяющий два узла связи. Линии связи предназначены для образования каналов связи и групповых трактов, имеющих общую среду распространения, силы и средства обслуживания и управления. Линии связи могут быть стационарными и полевыми.

По используемым средствам они подразделяются на радио-, радиорелейные, тропосферные, спутниковые, проводные (кабельные) линии связи, а по предназначению в системе связи – на осевые, рокадные, прямой связи между пунктами управления и привязки. Для их строительства (развертывания) применяются, как правило, однородные средства связи.

В состав опорной сети связи включаются развертываемые опорные, вспомогательные узлы связи и соединяющие их линии связи, которые могут образовывать оси и рокады связи.

Ось связи – совокупность линий и узлов связи, развернутых в направлении перемещения пунктов управления объединения (фронта, армии), предназначенная для обеспечения связи с объединениями, соединениями и частями, перемещающимися в направлении ее развертывания. Ось связи, развертываемая в направлении перемещения командного и запасного командного пунктов, является главной. Кроме главной оси связи обычно развертываются дополнительные оси связи, количество которых определяется конкретными условиями обстановки.

Рокада связи – совокупность линий связи, соединяющих опорные узлы различных осей связи, предназначенная для повышения живучести опорной сети связи путем получения необходимого количества обходных связей, а также для обеспечения выходов узлов связи (узлов связи и РТО) пунктов управления на оси связи.

Линии привязки предназначаются для передачи каналов связи, образованных опорной сетью, а также каналов государственной сети связи на узлы связи (узлы связи и РTO) пунктов управления. Для их развертывания используются многоканальные проводные (кабельные), радиорелейные и тропосферные средства.

Линия прямой связи между пунктами управления и элементами системы связи и РТО в соответствии со своим предназначением развертываются радио, радиорелейными, спутниковыми и малоканальными тропосферными средствами, а также проводными (кабельными) средствами.

Сеть связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи) – совокупность узлов, станций, обменных пунктов, средств доставки и назначенных маршрутов их следования, создаваемая для приема, обработки и доставки на пункты управления (в штабы) боевых документов, всех видов секретных, почтовых отправлений и периодической печати.

В системе связи по функциональным признакам выделяются первичная сеть и вторичные сети связи.

Сеть связи – часть системы связи, выделенная по функциональному признаку (роду или виду связи). Сети связи являются транспортной средой для обмена информацией (сообщениями) в системе управления войсками.

Первичная сеть связи – функциональное объединение линий связи, средств каналообразования и коммутации различных узлов связи. Она предназначена для образования и коммутации типовых каналов связи и групповых трактов (цифровых потоков).

Вторичная сеть связи – функциональное объединение средств вторичного уплотнения, коммутации, шифрования и оконечных устройств, создаваемое на базе каналов (трактов) первичной сети для обеспечения одного или нескольких видов связи.

Система РТО – совокупность наземных и бортовых радиотехнических средств для решения задач применения радиотехнических методов и средств вождения и летательных аппаратов, а также определения их местоположения параметров с помощью радиотехнических средств.

Система радиотехнического обеспечения включает подсистемы радиосветотехнического (РСТО) и радиолокационного обеспечения боевых действий и полетов авиации.

РСТО организуется для выдачи экипажам (летчикам) информации, необходимой для определения ими своего места в воздушном пространстве и на аэродроме. Информация от отдельных радиотехнических систем, кроме того, выдается и на пункты управления. Основу системы радиосветотехнического обеспечения составляют радионавигационные системы, отдельные комплексы и средства РСТО, развернутые на аэродромах, в составе радионавигационных пунктов (РНП) и отдельных радиотехнических систем.

В системе связи и РТО по функциональным признакам выделяются и являются общими элементами для всей системы:

— система управления связью и РТО;

— система технического обеспечения связи, РТО и автоматизированных систем управления;

— резерв сил и средств связи, РТО и АСУ.

Система управления связью и РТО – совокупность согласованных по задачам и целям органов, пунктов и средств управления, предназначенных для обеспечения эффективного руководства системой и войсками связи, РТО и АСУ в любых условиях обстановки.

Система технического обеспечения связи, РТО и АСУ – совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения войск техникой связи, РТО и АСУ, поддержания их в постоянной готовности к применению, обеспечения их надежной работы, своевременного восстановления при повреждениях, эксплуатационных отказах и возвращения их в строй.

Резерв сил и средств связи, РТО и АСУ создается на операцию за счет штатных формирований войск связи для решения внезапно возникающих задач, вызванных резкими изменениями обстановки. Израсходованные резервы сил и средств связи, РТО и АСУ восстанавливаются в возможно короткие сроки.

Автоматизированная система управления представляет собой иерархически организованную и целенаправленно функционирующую совокупность органов и пунктов управления, создаваемых на основе единого технического, математического, программного, информационного и лингвистического обеспечения.

Развитие технического обеспечения АСУ основывается на создании и использовании на всех уровнях управления базовых рядов комплексов средств автоматизации (КСА), каждый из которых содержит ограниченное число унифицированных типовых технических и программных средств, различающиеся лишь своими тактико-техническими характеристиками.

Для повышения эффективности и надежности управления в авиационных частях применяются автоматизированные системы управления (АСУ).

Основу этих систем составляют комплексы средств автоматизации, которыми оснащены органы управления и пункты управления (командные пункты, пункты наведения, радиолокационные посты).

Комплексы средств автоматизации (КСА) включают:

— специализированные электронно-вычислительные машины (ЭВМ);

— средства отображения информации (индикаторы, электронные табло);

— пульты управления и общения с ЭВМ;

— средства и каналы связи для обмена данными между элементами системами;

— средства радиолокационного обеспечения.

С помощью АСУ решаются задачи:

— доведение сигналов боевого управления;

— сбор отображение и выдачу данных воздушной и наземной обстановки и их документирование;

— выполнение оперативно-тактических расчетов при выработке решения и планирования боевых действий;

— доведение боевых задач до подчиненных и получение донесений

— управление в ходе выполнения боевых задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, управление авиационными частями представляет собой непрерывную, целенаправленную деятельность командиров, штабов и служб по планированию, подготовке и ведению боевых действий и в направлении усилий подчиненных на выполнение боевых задач в установленные сроки с минимальными потерями при нанесении максимального ущерба противнику.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *