Обязанности и ответственность военнослужащих

Военнослужащие обязаны:

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Приведение к Военной присяге происходит по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать двух месяцев или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.
До приведения к Военной присяге военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов, за ним не могут закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законами, уставами и другими нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами — на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами.
В случае совершения какого-либо правонарушения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести этого правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Законом о статусе военнослужащего.
Дисциплинарным проступком является противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное:

  • во исполнение обязательного приказа или распоряжения командира;
  • в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не был без необходимости причинен явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред;
  • в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личностии правам данного военнослужащего или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, если при этом указанным интересам явно не был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный;
  • при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута другими средствами и были предприняты достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия;
  • в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием).

Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

  • в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
  • если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  • повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  • по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
  • в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест.

Дисциплинарный арест назначается только за грубый дисциплинарный проступок судьей гарнизонного военного суда. Полномочия командиров по назначению других дисциплинарный взысканий устанавливаются общевоинскими уставами.
При дисциплинарном разбирательстве военнослужащий имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке. Гражданин, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении этих материалов. В качестве защитника допускается адвокат.

Предыдущая
глава

Обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные (военно-служебные) и специальные.

Общие обязанности военнослужащих нашли закрепление в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В ней указывается на то, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами России составляют существо воинского долга, который обязывает воинов:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, факт приведения к которой имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к Военной присяге за военнослужащим может закрепляться оружие и военная техника, он может быть назначен на должности, может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службе) и задач при введении режима военного и чрезвычайного положения в условиях вооруженных конфликтов.

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140, возлагает на военнослужащих следующие обязанности (ст.ст. 13 и 16):

умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, стойко переносить трудности военной службы;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от непристойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;

служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.

В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, военнослужащий должен немедленно принять меры к наведению порядка, а также доложить своему непосредственному командиру (начальнику).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения, порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности, которые используются только в интересах службы, определяются воинскими уставами, соответствующими руководствами, постановлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами непосредственных начальников.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности.

Для исполнения специальных обязанностей, как это указано в ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» воины могут наделяться должностными правами (на применение оружия, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Это же положение нашло отражение и в ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Здесь говорится, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» — Вооруженные силы Российской Федерации, как государственная военная организация, составляющая основу обороны России, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в установленном законом порядке.

Для обеспечения режима военного и чрезвычайного положения привлекаются Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, силы и средства, на которые возложено выполнение следующих задач:

поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное или чрезвычайное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Указанные задачи военнослужащие Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, федеральных органов безопасности, пограничной службы и военнослужащими внутренних войск.

Ст. 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»,на Министерство обороны, Вооруженные силы России возложены задачи:

по обеспечению защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;

по обеспечению участия ВС РФ в защите Государственной границы на суше, на море, пограничных реках, озерах и иных водоемах в случаях и порядке, определенных законом;

по разрешению в пределах своей компетенции инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы;

по оказанию содействия пограничным органам и войскам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.

В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130 — ФЗВооруженные силы Российской Федерации, наряду с Федеральной службой безопасности, пограничными войсками, Министерством внутренних дел, Федеральной службой охраны и службой внешней разведки, к тому же, являются субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом в рамках компетенции, указанной в ст. 7, включая защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов и проведение контртеррористических операций.

Пункт 4 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

При исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, военнослужащие в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Устава внутренней службы ВС РФ имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в качестве крайней меры лично или составом подразделения для:

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно;

защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и в порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ, который утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. В частности, начальник караула имеет право (ст. 138) применить оружие сам или составом караула в случае нападения на охраняемые объекты, часовых, смену караульных (контрольно-охранную группу) или на караульное помещение, а также для прекращения беспорядка среди арестованных (заключенных под стражу) или по арестованному (заключенному под стражу), совершающему побег.

Часовой обязан (ст. 190) применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи, часовой может (ст. 196) вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить (ст. 12 УВС ВС РФ).

Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин, несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий обязан доложить командиру (начальнику).

В каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля над соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и других общественных местах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются патрули.

В случае неповиновения или сопротивления военнослужащего при его задержании за грубое нарушение воинской дисциплины начальник патруля (ст. 79 УГ и КС ВС РФ) имеет право сам или составом патруля применить к нему физическую силу.

При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком и прикладом (ст. 193 УГ и КС ВС РФ).

Говоря о средствах рукопашного боя и правилах их применения, необходимо иметь в виду и то, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на военнослужащих ВС РФ, войска, воинские формирования и органы распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Участвуя в защите Государственной границы, военнослужащие Вооруженных сил РФ в пределах полномочий, установленных законом «О Государственной границе Российской Федерации», применяют оружие, специальные средства в рамках ст. ст. 35 и 36, а также физическую силу, в том числе боевые приемы, согласно ст. ст. 12 и 14 закона «О милиции».

Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, оружия и специальных средств, как правило, влечет причинение вреда посягающему (задерживаемому) и сопряжено с высоким риском наступления тяжких последствий. Поэтому действия военнослужащих в этих случаях затрагивают сферу отношений, которые регулируются нормами уголовного законодательства, исключающими преступность деяния.

Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются сознательные действия лица, причиняющие какой-либо вред охраняемым законом ценностям и интересам, но совершенные в целях охраны более важных прав и потому не представляющие общественной опасности и не признаваемые преступлением.

Действующий УК РФ (1996 г.) предусматривает шесть указанных обстоятельств:

необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ);

крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);

обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона.

Из всех обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимая оборона поставлена на первое место, и это — не случайно. С одной стороны, она является важной правовой гарантией реализации конституционного права граждан на самозащиту, с другой – выступает как активное средство борьбы с преступностью, пресечения преступлений в момент их совершения. В результате реализации права на необходимую оборону виновное лицо терпит определенный ущерб, что субъективно им воспринимается как наказание.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Каждый человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества и государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь.

Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.

Осуществление акта необходимой обороны – субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.

Однако на определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники милиции, других подразделений органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, других охранных служб, инкассаторы и проч. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.

Условия правомерности акта необходимой обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите. Посягательство должно быть: а) общественно опасным; б) наличным; в) действительным (реальным).

Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство на правоохраняемые интересы. Чаще всего оборона осуществляется против преступного, уголовно наказуемого посягательства. Однако не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.

Необходимая оборона допустима и против незаконных действий должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан. Речь идет о заведомом, явном произволе. Если же действия должностного лица по форме, внешне соответствуют законным требованиям, то насильственное сопротивление, как правило, не может быть оправдано.

Посягательство должно быть наличным, т.е. начавшимся (или близким к началу) и еще не окончившимся. Оно должно обладать способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред.

Наличным признается также посягательство, которое уже начало осуществляться или непосредственная угроза осуществления которого была настолько очевидной, что было ясно: посягательство может тотчас же, немедленно осуществиться. О последнем может свидетельствовать конкретная угроза словами, жестами, демонстрация оружия и прочие устрашающие способы.

Посягательство не является наличным в тех случаях, когда оно закончилось, и опасность уже не угрожает. Момент фактического окончания общественно опасного посягательства является конечным моментом необходимой обороны.

Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым, существующим в объективной действительности, а не только в воображении защищающегося.

Признак действительности нападения позволяет провести разграничение между необходимой и мнимой обороной. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства. Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.

При решении этого вопроса возможны два основных варианта:

а) если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознает, но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что общественно опасного посягательства нет. Налицо – случай, невиновное причинение вреда.

б) если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причиненный вред наступает как за неосторожное преступление.

Следует иметь в виду, что мнимая оборона и необходимая оборона предполагают определенные обязательные условия: необходимая оборона – наличие реального посягательства, мнимая оборона – совершение действий, принятых за такое посягательство.

В тех случаях, когда лицо совершенно неосновательно предположило нападение, когда ни поведение потерпевшего, ни вся обстановка по делу не давали ему никаких реальных оснований опасаться нападения, оно подлежит ответственности на общих основаниях как за умышленное преступление. В этих случаях действия лица не связаны с мнимой обороной, а вред потерпевшему причиняется вследствие чрезмерной, ничем не оправданной подозрительности виновного.

Как отмечалось выше, существуют условия, относящиеся к защите от общественно опасного посягательства:

а) допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства;

б) защита осуществляется путем причинения вреда посягающему, а не третьим (посторонним) лицам, как при крайней необходимости;

в) защита должна быть своевременной;

г) защита не должна превышать пределов необходимости.

Защита должна быть своевременной. Она должна совпадать, соответствовать по времени общественно опасному посягательству. «Преждевременная» или «запоздалая» оборона не увязывается с существом самого понятия необходимой обороны.

В тех случаях, когда обороняющийся, не осознав факта окончания посягательства, причинил посягающему какой-либо вред, следует руководствоваться указаниями Пленума Верховного Суда СССР о том, что «состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания».

Защита не должна превышать пределов необходимости.

Превышение пределов необходимой обороны (эксцесс обороны) представляет собой умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Под ними следует понимать причинение нападающему явно ненужного, чрезмерного, не вызываемого обстановкой тяжкого вреда.

Следует иметь в виду, что причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью, а также побоев в ситуации обороны во всех случаях укладывается в рамки правомерной защиты. В отличие от позиции ранее действовавшего УК РСФСР законодатель в настоящее время исключил возможность привлечения к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны при причинении здоровью вреда средней тяжести. Тем самым расширено право граждан на оборону от преступных посягательств. Вопрос об эксцессе обороны может теперь встать лишь в случаях причинения посягающему смерти или тяжкого вреда его здоровью, разумеется, когда этот вред явно не соответствует характеру и опасности посягательства.

Превышение пределов необходимой обороны имеет место, прежде всего в случаях явного (резкого, значительного) несоответствия между угрожаемым вредом и вредом, причиняемым обороной, между способами и средствами защиты, с одной стороны, и способами и средствами посягательства – с другой, между интенсивностью защиты и интенсивностью посягательства.

Новый УК прямо не устанавливает, в каких случаях обороняющийся вправе причинить любой вред нападающему. Предпринимавшаяся в этом отношении попытка конкретизировать норму о необходимой обороне указанием на то, что обороняющийся вправе причинить любой вред посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, была явно неудачной. Она порождала сомнения в правомерности лишения жизни посягающего при совершении им преступлений, не сопряженных непосредственно с угрозой жизни потерпевшего (например, при угрозе причинения тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, нарушении неприкосновенности жилища, похищении человека, посягательстве на охраняемые объекты собственности, вымогательстве и проч.). Тем самым практика ориентировалась на требование о полном соответствии обороны нападению, что абсолютно невозможно в реальной жизни и противоречит духу самой нормы о необходимой обороне. В конечном счете, вместо расширения права граждан на необходимую оборону от преступных посягательств произошло его ограничение, сужение. Именно поэтому УК восстановил прежнюю (проверенную временем) редакцию нормы о необходимой обороне. Несомненно, что вред, причиняемый посягателю лицом, действующим в состоянии необходимой обороны, может быть и более значительным по сравнению с тем вредом, наступление которого было предотвращено актом необходимой обороны.

Для правомерной обороны не требуется также пропорциональности (абсолютной соразмерности) между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства.

Невооруженное нападение при конкретных обстоятельствах может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно. Люди различаются по силе, ловкости, умению владеть оружием или обороняться без оружия. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. Помимо того, что не всегда возможно защищаться соразмерными средствами, следует иметь в виду, что у защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть и более эффективными.

Вывод о том, имело ли место превышение пределов необходимой обороны, можно сделать лишь в результате тщательного анализа конкретных обстоятельств дела, личности посягающего и обороняющегося. Необходимо учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожающей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Принципиальное значение имеет положение закона о том, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения» (ч. 2 ст. 37). Тем самым, сделана попытка уравнять в правах при осуществлении акта необходимой обороны частных лиц и сотрудников правоохранительных органов, к которым на практике всегда предъявлялись в этом отношении повышенные требования.

Каковы обязанности военного, служащего по контракту?

Всем, кто впервые поступает на контрактную службу, необходимо знать обязанности военного по контракту. Министерством обороны взят курс на поднятие уровня качества и профессионализма военнослужащих современной армии. Для эффективной реализации этой цели обеспечивается преимущественный прием военных на контрактной основе.

Комплектация Вооруженных Сил РФ профессионалами, служащими по контракту, происходит через систему постепенного отбора кандидатур. Так, при соответствии необходимых качеств кандидаты в обязательном порядке направляются на обучение в специализированных центрах и учебных заведениях с последующим заключением контракта.

Также программа военной службы по контракту предполагает профессиональное развитие и продвижение по службе.

Отбор для службы

Отбор военнослужащих для службы на контрактной основе состоит из нескольких этапов:

  1. Начальный. На данном этапе проводится оценка профессиональных, социальных, гражданских и психологических качеств посредством тестирования на сайте Министерства и в передвижном отборочном пункте.
  2. Предварительный. Этот этап отбора посвящен сбору информации и проверке данных по кандидатуре будущего военного по контракту: профессиональная ориентация, благонадежность и психологический портрет, предварительное заключение медицинской комиссии.
  3. Углубленный. Это завершающий этап отбора, при котором проводят углубленных анализ данных, полученных ранее, и дополнительно устанавливают уровень физической подготовки, проводят комплексное обследование состояния здоровья.

При соответствии качеств кандидата требованиям будущей профессии на него формируют личное дело и при необходимости допуск к государственным сведениям.

Для призывников, после окончания срока службы принявших решение продолжить военную карьеру по контракту, порядок отбора сокращается. Начальный и предварительный этапы проходят по месту службы с отправкой соответствующей информации в пункты отбора для рассмотрения целесообразности заключения контракта с данным военнослужащим.

Военный контракт

Правовая основа контрактной службы в военной сфере регламентируется Федеральным законом №53. Главным условием заключения такого контракта является добровольность намерений. Другими словами, военная служба на контрактной основе возможна только при желании военнослужащего продолжить карьеру в Вооруженных Силах.

В действующем законодательстве предусмотрена возможность контрактной службы граждан вместо призыва. По ст. 34 при выборе контрактной основы гражданин должен отслужить минимум 2 года, так как двое суток контрактной службы равны суткам по призывной форме. Возможность оформления контракта вместо срочной службы есть у граждан, закончивших высшее учебное заведение, и у тех, кто успел отслужить более 3 месяцев.

Для поступления на контрактную службу вместо срочной военные должны соответствовать базовым нормам Министерства обороны:

  • владеть государственным языком в объеме, достаточном для делового общения;
  • соответствовать медицинским и психологическим нормам министерства;
  • сдать нормативы по физической подготовке;
  • иметь полное среднее образование, 11 классов общеобразовательной школы.

Права и обязанности

Военнослужащие должны знать, что прежде всего они являются гражданами Российской Федерации и обладают всеми базовыми правами и свободами. Из-за принесения присяги и нахождения на государственной военной службе некоторые свободы военных ограничены, но это не касается основных прав: на жизнь, медицинское обслуживание, на отдых и оплату труда. Подвергать граждан на военной службе пыткам, унижению, принижать честь и достоинство, применять физические наказания, принудительный труд незаконно. Служба по контракту права военнослужащих не ограничивает в мере, установленной законодательно. К обязательным социальным правам военных относят:

  • проживание вне казарменного положения;
  • возможность стать участником программы военной ипотеки;
  • ежегодный отпуск;
  • обучение за счет государства;
  • обязательное страхование государством;
  • пенсионное обеспечение.

Наличие таких привилегий в сравнении с солдатами срочного порядка воинской повинности обеспечивает популяризацию профессионального ведения военной карьеры.

Обязанности военного по контракту основываются на ст. 10 Федерального закона. Конкретизация касательно дисциплины и выполнения служащими армии в соответствии со званием и должностью обязанностей подробно описана в подзаконных нормативных документах Вооруженных Сил – уставах.

Для каждого аспекта воинской жизни и служения Родине существует законный документ, за нарушение которого военнослужащий может привлекаться ко всем видам ответственности, вплоть до уголовной.

При составлении и подписании контракта и принесения присяги гражданин считается находящимся на военной службе. Права и обязанности военнослужащих по контракту подробно описаны в соответствующих уставах Вооруженных Сил. Для каждой должности описаны обязанности, порядок их выполнения, порядок действия в нестандартных ситуациях, дисциплинарное подчинение и особенности пользования дисциплинарной властью командиров. Для того чтобы обезопаситься от неправомерных действий со стороны других военнослужащих и не нарушать законный порядок, необходимо при поступлении на службу тщательно изучить уставы касательно собственных действий, полномочий и обязанностей.

Защита прав военнослужащих по контракту производится на основании Федерального закона. Отличием от срочной службы являются дополнительные социальные гарантии, описанные в ст. 11. Так, в ст. 11 указано, что еженедельное время службы военного-контрактника не должно превышать нормальную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем, а в случае дополнительного привлечения к службе рабочее время компенсируется соответствующим временем на отдых и многие другие пункты.

Правовое регулирование военной службы по контракту включает законный порядок предоставления отпусков, распределение рабочего времени, обеспечения больничными и отсутствия по месту службы по семейным обстоятельствам. Служение на контрактной основе позволяет иметь привилегии, связанные с жилищными условиями, присвоением очередных воинских званий, получением социальных льгот от государства.

Несмотря на очевидные преимущества контрактной службы, до принятия решения необходимо досконально изучить условия. В условиях безработицы служба на контрактной основе выглядит заманчивым предложением.

Зарплата военных по контракту формируется с учетом множества надбавок и постоянного повышения.

Но ограничения в свободе передвижения, угроза жизни и здоровью, обязательность исполнения приказов и ношение формы снижают рвение. Уровень соотношения преимуществ и недостатков военной службы по контракту должен оцениваться с предельной тщательностью для принятия правильного, обдуманного решения.

Иван Иванов Поделись статьей:

6. Общие обязанности военнослужащих

Военнослужащий обязан:

— быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

— строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

— постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

— знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

— беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

— дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

— соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

7. Должностные и специальные обязанности военнослужащих

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Должностные обязанности используются только в интересах службы.

Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям настоящего Устава.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и другими правовыми актами, разрабатываемыми на их основе, и носят, как правило, временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Ответственность военнослужащих (перечислить виды ответственности)

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При этом к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ, административного ареста и другие административные взыскания, установленные законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону «Об уголовной ответственности за воинские преступления».

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.

Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.

При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *