Содержание
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи»
- Инструкция
- «Специалист по социальной работе», 260 часов
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 ноября 2008 г. N 678
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ
«КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ»
В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825), приказываю:
Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» согласно приложению.
Министр
Т.ГОЛИКОВА
Приложение
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 28 ноября 2008 г. N 678
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
Раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников
учреждений органов по делам молодежи»
I. Общие положения
1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в учреждениях органов по делам молодежи (далее — учреждения).
2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи ЕКС состоит из трех разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов».
Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи (далее — квалификационные характеристики)» ЕКС, могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций работников учреждений, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников.
3. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных функций, которые могут полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работников.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150).
4. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников учреждения требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией.
5. В ЕКС не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКС характеристик соответствующих базовых должностей.
Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей директора учреждения (филиала учреждения) решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.
6. В процессе проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
II. Должности руководителей
Директор учреждения (филиала учреждения)
Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью учреждения (филиала учреждения). Организует работу по взаимодействию структурных подразделений учреждения (филиала учреждения) по оказанию социальных, правовых и иных услуг подросткам и молодежи. Координирует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения (филиала учреждения), принимает решения о программном планировании его работы. Организует работу по выявлению и дифференцированному учету подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Регулирует деятельность общественных организаций, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений. Осуществляет контроль за проведением реабилитационных мероприятий для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию подростков и молодежи. Обеспечивает хозяйственную деятельность учреждения (филиала учреждения) и целенаправленное расходование ассигнований. Обеспечивает техническое оснащение учреждения (филиала учреждения). Действует от имени учреждения (филиала учреждения), представляет его интересы в других учреждениях и организациях, осуществляет связь со средствами массовой информации. Заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в банке текущие счета учреждения (филиала учреждения). Обеспечивает своевременное составление и представление отчетности об основной и хозяйственной деятельности учреждения (филиала учреждения). Организует работу по повышению квалификации кадров, росту их профессионального уровня.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы педагогики; формы и методы воспитательной и социальной работы; порядок заключения и исполнения договоров; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление», «социальная работа» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Начальник отдела (заведующий)
учреждения (филиала учреждения)
Должностные обязанности. Руководит деятельностью отдела учреждения (филиала учреждения). Выполняет поручения директора и заместителей директора учреждения (филиала учреждения). Организует работу по оказанию социальных, информационных, профориентационных, правовых, психологических услуг подросткам и молодежи. Осуществляет работу по выявлению и дифференцированному учету подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Проводит реабилитационные мероприятия для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Принимает участие в разработке учебно-методической документации. Оказывает помощь молодежи в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Принимает меры по обеспечению отдела учреждения (филиала учреждения) квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров отдела, росту их профессионального уровня.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление», «социальная работа» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы на должностях специалистов учреждения (филиала учреждения) не менее 3 лет, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
III. Должности специалистов
Специалист по работе с молодежью
Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
Специалист по социальной работе с молодежью
Должностные обязанности. Выявляет молодые семьи, отдельных подростков и молодежь, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у подростков и молодежи трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Осуществляет социально-психологическую реабилитацию подростков и молодежи, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию. Ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия, с бывшими воспитанниками детских домов и школ-интернатов, не имеющими родителей или оставшимися без их попечения, несовершеннолетними матерями, нуждающимися в трудоустройстве или другой помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в определении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций по оказанию помощи нуждающейся в социальной поддержке молодежи: комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты населения по работе с подростками с девиантным поведением. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; формы и методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с молодежью; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления политики в области социальной защиты подростков и молодежи; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «социальная работа», «организация работы с молодежью» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
Приказ Росмолодежи от 13.05.2016 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику»
6.4. Структурные подразделения укомплектовываются специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 678 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи».
<Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
«Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» (приказ Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 678).
Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.
Инструкция
1. Общие положения
1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.
1.2. Специалист по социальной работе должен знать:
1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
5) типы и характеристики граждан — получателей социальных услуг;
6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);
7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;
9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;
11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;
12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;
13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;
14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;
15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;
17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;
18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;
19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
20) основные типы проблем, возникающих у граждан — получателей социальных услуг;
21) основные формы и виды социального обслуживания;
22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;
23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;
24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;
25) регламенты ведения документации;
26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;
27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;
28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;
29) регламент межведомственного взаимодействия;
30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);
31) методы и технологию самоактуализации граждан — получателей социальных услуг;
32) основы валеологии, социальной медицины;
33) экономические основы социальной работы;
34) правовые основы социальной работы;
35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
36) психологию личности;
37) возрастную психологию;
38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;
39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;
40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
41) Правила внутреннего трудового распорядка;
42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)
1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:
1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;
2) осуществлять социальное консультирование;
3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;
4) фиксировать полученную от гражданина информацию;
5) хранить и обрабатывать персональные данные;
6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;
7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;
9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;
10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;
16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;
17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;
18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;
19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;
22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);
24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;
25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;
27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;
28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;
29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;
30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);
31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;
33) мотивировать граждан — получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;
34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;
37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;
38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;
40) ……… (другие навыки и умения)
1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности
руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих
трудовые функции по должности)
1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.6. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:
1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;
3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет организацию первичного приема граждан;
2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;
3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;
4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;
5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;
6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;
7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;
8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;
9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;
10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;
11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;
2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;
3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;
4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;
5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;
6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;
7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;
2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;
3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;
4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;
5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;
6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан — получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;
7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан — получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;
8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;
9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;
10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе
соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и
доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности
специалиста по социальной работе.
3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения).
«Специалист по социальной работе», 260 часов
Программа курса профессиональной переподготовки: «Специалист по социальной работе»
Объем курса: 260 часов.
Продолжительность обучения: 1,5 месяца
Обучение на курсе начинается каждый понедельник, следующий после оплаты курса.
Требования к уровню образования: безработные граждане, занятое и незанятое население, имеющие высшее/среднее профессиональное образование.
Цель курса:
Целью данного курса является формирование у обучающихся целостного представления о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении социальной работы в соответствии с профессиональным стандартом специалиста по социальной работе.
Выдаваемые документы:
После успешного окончания обучения Вам будет выдан Диплом о профессиональной переподготовке, установленного образца.
Программа курса
№ |
Наименование разделов и тем |
Объем, |
Форма |
час. |
контроля |
||
|
|
||
1. |
Раздел 1. Методологические основы социальной работы |
46 |
|
1.1. |
Социальная работа как вид профессиональной деятельности. |
4 |
|
1.2. |
Объект и субъект профессиональной работы как сферы |
4 |
|
|
практической деятельности |
|
|
|
|
|
|
1.3. |
Основные модели социальной работы |
4 |
|
1.4. |
Развитие социальной работы в России |
8 |
|
1.5. |
Социализация, социальная адаптация и дезадаптация личности |
12 |
|
1.6. |
Неудачная социализация и формирование дезадаптивных форм |
6 |
|
|
мышления и поведения |
|
|
|
|
|
|
1.7. |
.Психологические основы социальной работы |
8 |
|
2. |
Раздел 2. Технологии социальной работы |
106 |
|
2.1. |
Психологические концепции в социальной работе |
8 |
|
2.2. |
Социальная и психологическая диагностика |
8 |
|
2.3. |
Социальная реабилитация |
10 |
|
2.4. |
Социальное сопровождение |
10 |
|
2.5. |
Социальная адаптация |
10 |
|
2.6. |
Социальная профилактика |
10 |
|
2.7. |
Социальное моделирование и проектирование |
8 |
|
2.8. |
Социальная терапия проблем индивида и группы |
10 |
|
2.9. |
Адресная социальная помощь |
8 |
|
2.10. |
Социальная опека и попечительство |
8 |
|
2.11. |
Социально-медицинские технологии социальной работы |
8 |
|
2.12. |
Инновационные социальные практики в системе социального |
8 |
|
|
обслуживания населения |
|
|
|
|
|
|
3. |
Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности |
32 |
|
|
общества |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Социальная работа в системе социальной защиты и социального |
8 |
|
|
обслуживания населения |
|
|
|
|
|
|
3.2. |
Социальная работа в образовательных учреждениях |
8 |
|
3.3. |
Социальная работа в пенитенциарной системе |
8 |
|
3.4. |
Социальная работа в сфере культурно-досуговой деятельности |
8 |
|
4. |
Основные объекты и технологии социальной работы |
70 |
|
4.1. |
Семья как объект социальной работы |
10 |
|
4.2. |
Социально-психологическая помощь детям, оставшимся без |
10 |
|
|
попечения родителей |
|
|
|
|
|
|
4.3. |
Социальная работа с безработными |
10 |
|
4.4. |
Социальная работа с пожилыми людьми |
10 |
|
4.5. |
Социально-психологическая работа с подростками |
10 |
|
4.6. |
Молодежь в системе социальной работы |
10 |
|
4.7. |
Саморазрушающее поведение. Технологии профилактики нарко- |
10 |
|
|
, алко-зависимости, суицидального поведения |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая квалификационная аттестация |
6 |
Тестирование |
|
ИТОГО |
260 |
|
В результате обучения на курсе Вы приобретете:
Знать:
• Конституцию и законы Российской Федерации, правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность;
• национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
• цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
• роль и место человека в социальных отношениях и системах;
• типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социальнопсихологические, социально-психологические, социально-правовые и др.).
Уметь:
• четко, логично и аргументировано излагать свою мысль в устной и письменной формах;
• осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом моральных и правовых норм;
• осуществлять социальное консультирование;
• фиксировать и обрабатывать полученную от гражданина информацию;
• обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;
• устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;
• обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации;
• выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности её решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);
• взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
• обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания, и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;
• использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
• повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовых функций.
Готовы к выполнению следующих трудовых действий:
• Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;
• Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;
• Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;
• Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты;
• Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации;
• Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартами.
Уверены, дистанционный курс профессиональной переподготовки будет для Вас интересным и полезным!
Успехов Вам в приобретении новой квалификации!