Содержание

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019-2020 год.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 г.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  • формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Меры социальной поддержки и льготы инвалидам в 2019 году

Меры социальной поддержки и льготы инвалидам установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в дальнейшем по тексту – Закон N 181-ФЗ).

Согласно статьи 2 Закона N 181-ФЗ социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения:

  • Обеспечение жилой площадью инвалидов
  • Социальная пенсия по инвалидности
  • Ежемесячная денежная выплата инвалидам
  • Набор социальных услуг
  • Социальные льготы инвалидам
  • Компенсационные выплаты инвалидам
  • Социальное обслуживание инвалидов на дому

Согласно статьи 27 Закона N 181-ФЗ материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям: пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты и компенсации в случаях, установленных законодательством РФ.

На региональном уровне социальная поддержка инвалидов включает ряд мер, в значительной мере ориентированных на социальную защиту инвалидов, обеспечивающих условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества:

  • cоциально-реабилитационные услуги;
  • предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий;
  • воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях компенсирующей и оздоровительной направленности;
  • меры социальной поддержки инвалидов в сфере отдыха и оздоровления, в том числе детей-инвалидов и лиц их сопровождающих в случае нуждаемости по медицинским показаниям в постоянном уходе и помощи;
  • меры социальной поддержки инвалидов в сфере образования;
  • меры социальной поддержки инвалидов в сфере занятости;
  • транспортные льготы;
  • юридическую помощь и ряд других мер.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.

Подробнее с региональными мерами социальной поддержки и льготами инвалидам можно познакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах» в своем регионе проживания.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.1995 n 59 (с изм. от 05.09.1998) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 59
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ «СОЦИАЛЬНАЯ
ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ»
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ
от 16.06.1997 N 713, от 13.08.1997 N 1031,
от 05.09.1998 N 1053)
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 5, ст. 239), от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 1097) и от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов», состоящую из следующих федеральных целевых программ:
«Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;
«Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;
«Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;
«Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий».
2. Включить в состав Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» Федеральную целевую программу «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1189 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2900).
3. Определить государственным заказчиком по реализации Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995 — 1998 годы средства для реализации Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов».
5. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. N 12 «О Федеральной комплексной программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994 — 1997 годы» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 272).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 г. N 59
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1031, от 05.09.1998 N 1053)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование Программы: Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 и Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 «O мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
Государственный заказчик: Минсоцзащиты России
Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтранс России, МПС России, Миннауки России, Минсвязи России, Минтруд России, Госкомоборонпром России, Госстандарт России, Госкомвуз России, Роскоммаш
Разработчики: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Госстандарт России, Госкомоборонпром России, Роскоммаш Срок реализации Программы продлен на 1999 год Постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 N 1053. Срок реализации Программы продлен на 1998 год Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1031. Сроки реализации Программы: 1995 — 1997 годы
Основные мероприятия Программы: Проведение научных исследований, обобщение отечественного и зарубежного опыта;
разработка нормативной, методической и проектной документации;
реконструкция и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности;
адаптация средств транспорта, связи, информатики;
разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования
Важнейшие целевые показатели: Обеспечение доступности для инвалидов объектов общественного назначения, средств транспорта, связи, информатики; создание оптимальных возможностей для самообслуживания
Ожидаемые конечные результаты: Создание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры
Объемы и источники финансирования: 175,25 млрд. рублей — из средств федерального бюджета на 1995 — 1997 годы, в том числе 6,18 млрд. рублей — на 1995 год (в ценах 1994 года)
Система контроля за исполнением Программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями
ВВЕДЕНИЕ
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» разработана Федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (далее — Программа).
Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых содержит комплекс мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов различных объектов социальной инфраструктуры, в том числе по стандартизации промышленной продукции для инвалидов и созданию экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности на региональном уровне (Приложение N 1).
Программа является составной частью Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов».
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изменение принципиальных подходов к формированию реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов диктует необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, — обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
Во многих странах разработаны и введены в действие нормативные документы, устанавливающие требования по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры:
в 1988 году в США утверждены «Единые федеральные стандарты доступности», включающие требования к проектируемым, строящимся и реконструируемым зданиям и сооружениям;
разработаны руководства по приспособлению среды к потребностям инвалидов в Голландии (1986 год), Франции (1988 год);
в 1990 году принято «Европейское руководство по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности».
В России до недавнего времени практически отсутствовали строительные нормы и правила по градостроительству, планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов. Кроме того, нет и научно обоснованных параметров и критериев доступности среды, а также социальных и медико-технологических требований к объектам общественного назначения. Не определены категории инвалидов, для которых адаптация среды необходима в первую очередь.
Только в документах, разработанных в последние годы отдельными министерствами и ведомствами, сделаны попытки решения этих проблем:
в 1991 году Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР утверждены и введены в действие Ведомственные строительные нормы «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения» (ВСН 62-91);
в 1991 году Министерством путей сообщения СССР утверждены и введены в действие временные ведомственные строительные нормы «Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования» (ВСН 01-91 / МПС СССР), в которых предусмотрен специальный раздел, посвященный требованиям по обслуживанию инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов;
в 1993 году начата разработка системы государственных стандартов на автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов на креслах — колясках, и средства междугородного пассажирского транспорта с учетом доступности их для инвалидов;
в 1992 году Центральным и Сибирским зональными научно-исследовательскими институтами экспериментального проектирования внесены корректировки в планировочные решения 5 процентов квартир типовых проектов массового жилого строительства.
Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до последнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. В ряде случаев это привело к их изоляции от общества, лишив возможности самообслуживания, свободного выхода из жилых помещений, передвижения внутри и за пределами микрорайонов, а также возможности трудоустройства.
В 1992 году врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были даны рекомендации об условиях и характере труда 594,4 тыс. инвалидов, в т. ч. 99,9 тыс. инвалидов — в специально созданных условиях производства и 20,1 тыс. инвалидов — на дому.
Численность трудоспособных инвалидов, но в настоящее время не работающих, в том числе ввиду недоступности рабочего места или его отсутствия, — более 1 млн. человек, в то же время 90 процентов опрошенных инвалидов и престарелых в возрасте от 50 лет и старше желают работать в связи с низким уровнем жизни.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сократит расходы на их возведение и содержание, создаст возможности для социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. При средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности смогут окупиться в течение 5 — 10 лет.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
в настоящее время в Российской Федерации нет системы безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов для интеграции их в общество, отсутствует организационно-методическое и информационное обеспечение данной проблемы. Вместе с тем созданы предпосылки для формирования государственной системы мер по созданию среды жизнедеятельности инвалидов в области градостроительства, производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Реализация государственной социальной политики в области формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, разработка и выполнение мероприятий по стандартизации, проектированию и переоборудованию зданий и сооружений федеральной собственности, средств транспорта, связи и информатики.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Проведение исследований по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов на основе отечественного и зарубежного опыта;
определение критериев и параметров доступности зданий и сооружений;
разработка нормативно-методической и проектной документации на реконструкцию и застройку населенных пунктов, жилых районов, зданий, сооружений всех типологических направлений, производство средств транспорта, связи и информатики, вспомогательных технических средств и бытового оборудования для инвалидов;
строительство и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;
разработка, создание экспериментальных образцов и организация серийного выпуска средств общественного пассажирского транспорта, связи, информатики;
разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования, обеспечивающих инвалидам условия доступности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Градостроительство и архитектура
В настоящем разделе предусмотрено проведение научно — исследовательских работ по проблемам формирования доступной для инвалидов среды, включающей жилые, общественные, производственные здания и градостроительные элементы различных населенных пунктов. В результате этих работ будет разработана нормативно-методическая документация, созданы экспериментальные и типизированные проектные разработки.
Предусмотрена разработка требований к планировке и застройке селитебных территорий с учетом специфических особенностей инвалидов: к решению городских путей перемещения инвалидов — лестницам, пандусам, покрытиям тротуаров, местам отдыха; к светофорному и звуковому регулированию движения на переходах; к оборудованию городских и привокзальных площадей, площадок перед входами в общественные здания; к остановкам транспорта; к средствам пожарной безопасности, а также устройствам световой сигнализации. Планируется провести комплекс мероприятий по реконструкции зданий и сооружений всех типологических направлений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта, науки, промышленности, транспорта, связи и информатики), находящихся в федеральной собственности.
Общественный пассажирский и индивидуальный транспорт
Программа предусматривает проведение научных исследований и разработку, с учетом потребностей различных категорий инвалидов, требований доступности всех видов общественного пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, вагонов трамваев, электро- и дизель-поездов, метрополитена, судов морского и речного флота, самолетов гражданской авиации), а также разработку технической документации, изготовление опытных образцов и организацию серийного выпуска транспортных средств, оснащенных специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах — колясках, площадками, сидениями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающими размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства.

ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 04.09.1998 n 510 О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ «
Постановления и Указы «

Целевая программа «Доступная среда»

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Программа «Доступная среда» была утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Федерации отстаивать права ограниченных людей и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 года.

Первоначально федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии ее действие было продлено до 2020 года. На сегодняшний день комплексные мероприятия по поддержке инвалидов можно разделить на 4 части:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам. Позвоните прямо сейчас по телефону: +7 (499) 455-02-67 в Москве, +7 (812) 317-18-65 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по всей Росссии звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!

  1. В период с 2011 по 2012 год – формирование нормативной базы для исполнения возложенных задач и инвестирование средств для развития проекта.
  2. 2013-2015 года – финансирование средств федерального бюджета на реализацию подпрограмм основной задачи по созданию реабилитационных центров и их оснащению, а также комплектации специальным оборудованием медицинских и образовательных учреждений.
  3. 2016-2018 года. Цели и направления этого этапа выполняются в настоящее время и заключаются они в выполнении основных задач по программе, контроле над их исполнением по регионам и улучшении взаимодействия с властями субъектов Федерации.
  4. 2019-2020 года. Подведение итогов проделанной работы и завершительный опрос среди населения для получения статистических данных о проблеме инвалидности. Также ответственные члены Правительства зачитают доклад о результатах программы и озвучат проблемы, которые не удалось разрешить в рамках данного мероприятия.

Ответственный исполнитель социальной программы – Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники программы – различные госучреждения и ведомства. Например, Министерства связи, образования, строительства, промышленности, Пенсионный и фонд соцстрахования.

Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы регламентирована следующими нормативными актами:

На основании реализации пунктов программы составляются и публикуются ежегодные отчеты о статистических данных, достигнутых целях и потраченных для этого средствах.

Назначение и миссия государственной программы определена нормативными актами. Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» содержит полный перечень запланированных целей и суть их реализации. Согласно ПП РФ № 1297 от 01.12.15 года интернет-страница этой программы расположена на портале Министерства труда и социальной защиты.

Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. При этом необходимо дополнить их экономически важными приоритетами снабжения таких граждан.

Дополнительное целевое направление развития программы:

  1. Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.
  2. Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.
  4. Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучение и повышение квалификации.
  5. Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.
  6. Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.
  7. Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.

Основные задачи социальной программы:

  • Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.
  • Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.
  • Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.
  • Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы.

Финансирование целевой программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» для инвалидов финансируется из федерального и бюджета субъектов Федерации. Причем региональное инвестирование осуществляется на принципах софинансирования. Выделение денежных средств для отдельных муниципалитетов производится по следующему принципу:

  • Для Республики Крым и г. Севастополь, а также для субъектов, чья доля дотаций из государственной казны за последние три года не превысила 40%, размер материальной помощи составляет не более 95% на реализацию соц. программы.
  • Для иных территориальных субъектов – не более 70%.

При этом на 2018 год общая величина выделяемых средств на поддержку программы составляет примерно 52 919 205,8 тысячи рублей. На предыдущий период было выделено – 47 935 211,5 тысячи рублей.

Государственная программа, предназначенная для адаптации ограниченных лиц, а также для улучшения их жизнедеятельности состоит из следующих подпрограмм:

  1. Гарантирование открытости для такой категории граждан госучреждений, необходимых для их жизнедеятельности. Цели подпрограммы – создание определенных предпосылок для получения объективной информации по вопросам ограниченных лиц, а также создание свободного доступа и качественного обслуживания в государственных учреждениях.
  2. Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан. Основная задача: создание и развитие отдельных отраслей промышленности для производства предметов, необходимых инвалидам для их более эффективной жизнедеятельности и сосуществования в обществе, а также определение и внедрение законодательной базы, регламентирующей и решающей проблемы таких людей.
  3. Улучшение медицинского контроля и экспертизы для инвалидов. Цели: организация более объективных методик проведения медицинского обследования таких лиц, а также предоставление им современной медицинской помощи.

Мероприятия по программе «Доступная среда»

Во исполнение социальной программы определен перечень мероприятий, которые разграничены по выполнению в зависимости от подпрограммы.

Перечень мероприятий по подпрограмме № 1:

  • Проектирование и создание архитектурных сооружений общего пользования с учетом нужд инвалидов. Например, введение универсального дизайна в школе;
  • Установка баннеров и специальных карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями для улучшения поиска госучреждений, специализируемых на таких граждан.
  • Организация культурных мероприятий, где инвалиды могут принимать участие наравне с полноценными гражданами.
  • Адаптация строящегося жилья под нужды инвалидов.

№2:

  • Разработка национальных шаблонов для адаптации людей с ограниченными способностями в общество. Например, специальные занятия в школах для повышения информированности у обычных детей.
  • Организация более эффективного взаимодействия с госучреждениями по субъектам Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов.
  • Решение вопроса трудоустройства таких граждан.
  • Специализированные работы с детьми-инвалидами с целью их дальнейшей адаптации в обществе.

№3:

  • Формирование единой модели взаимодействия госучреждений медицинского направления в соответствии международных наработок и опыта.
  • Создание профессиональных кадров по обслуживанию инвалидов.
  • Разработка более эффективных критериев оценки степени ограниченности.
  • Введение международного классификатора определения инвалидности.
  • Организация единой электронной базы между медицинскими учреждениями по форме № 008/у-06.

Заключение

«Доступная среда» — целевая программа по реабилитации, абилитации и адаптации инвалидов и людей с ограниченными способностями. Основные цели:

  1. Увеличение реабилитационных центров и улучшение качества их обслуживания.
  2. Подготовка профессиональных кадров по работе с инвалидами.
  3. Улучшение медицинской экспертизы по определению степени ограниченности.
  4. Введение инновационных международных разработок и концепций.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по целевой программе «Доступная среда»

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Михаил и я инвалид 2 группы. Согласно целевой программе «Доступная среда» могу ли я претендовать на получения жилья и денежного пособия?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Согласно ПП РФ № 1297 от 01.12.15 года вы можете претендовать на более качественное обслуживание в госучреждениях и иные поблажки. В перечень соц. помощи на основании закона не входят предоставления жилья и денежного пособия.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи

  • Льготы инвалидам
  • Льготы инвалидам 2-3 группы
  • МРОТ
  • ЕДВ

Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет. В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни. В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.

Что такое адаптационная программа

Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.

Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида. В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся. Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.

Программа «Доступная среда»

Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.

Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.

Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.

«Доступная среда» в 2019 году

Цели

Условно цели можно разделить на:

Основные Дополнительные.

1 Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфере Увеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:

v Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование;

v Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья

2 Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программы Общение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни
3 Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования
4 Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:

v обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой);

v повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации).

5 Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
6 Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу.
7 Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами.

Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.

Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:

  1. Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
  2. В других городах помощь выделяется не больше 70%.

В 2019 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.

Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы

Задача

Пояснение

1 Доступ к объектам в сфере обслуживания К сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.

Например, если раньше существовали магазины, торговые центры доступ, к которым инвалидам колясочникам не осуществлялся, то сейчас практически везде есть пандусы, которые не препятствуют для самостоятельного въезда. В случае если установить пандус невозможно есть кнопки, при помощи которых люди могут вызвать сотрудника магазина, который поможет войти.

Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах.

2 Бесплатная медицинская помощь Представлена в виде:

v лекарств, в которых нуждается инвалид;

v путевок в санаторий;

v Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует.

3 Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровья Данная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:

1. Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность;

2. Обучение инвалидов;

3. Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию.

4 Получение инвалидности Объективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.

Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу.

Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:

  1. Появление квотируемых рабочих мест;
  2. Увеличение реабилитационных центров;
  3. Участие в разнообразных мероприятиях;
  4. Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
  5. Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
  6. Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.

Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»

Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.

Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.

Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.

Цели и задачи программы

Цель

Задачи

1 Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалида Организовать первоначальную адаптацию детей
2 Повышение уровня образовательной подготовки Исследовать первоначальные возможности всех детей в группе
3 Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей

Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.

Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.

Адаптационная программа «Школа – территория для всех»

Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.

Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.

Как и у любой программы имеются задачи:

  1. Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
  2. Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
  3. Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.

Частная школа «Морозко»

В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:

  1. Очная – ребенок посещает школу;
  2. Заочная – на дом приходит педагог.

Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию. «Морозко» предлагает родителям:

  • Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
  • Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
  • Питание 4 раза, исключительно здоровое;
  • Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).

График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.

Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности

Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.

Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.

Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.

Цели и задачи адаптационной программы

Цели

Задачи

1 Сама адаптация, которая должна быть успешной по отношению к инвалиду Введение работник в обязанности
Психологические игры и методики, направленные на осуществление взаимодействий инвалида и других работников.

Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:

  1. Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
  2. Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
  3. Практический – выполнение обязанностей на практике;
  4. Заключительный – подведение итога.

В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.

Мнение эксперта

«Доступная среда» одна из популярных программ в наше время. С помощью ее введения можно решить множество проблем инвалидов, которые нуждаются в этом. Что для нас кажется легким, то для инвалида может быть невозможным, именно поэтому я буду голосовать за продолжение программы после 2025 года.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Необходимо ли инвалиду оплачивать денежные средства для получения адаптационной программы?

Ответ: Если это государственные программы, то финансированием является федеральный и региональный бюджет, в таком случае оплачивать ничего не нужно. Однако есть те образовательные программы, которые используются в частных центрах (детских садах, разливательных учреждениях, школах) в таком случае необходимо вносить оплату. И даже в таком случае оплата не будет являть за саму программу, а лишь за посещение частного центра.

Вопрос №2 Если в школе имеется программа адаптации детей инвалидов, могу ли я как родитель с ей ознакомиться?

Ответ: Если школа государственная, то там действует программа, которая соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Иные программы не имеют право на существование в школах государственного образца. В любом случае руководитель школы не будет против ознакомления с программой, так как ничем не рискует.

Распространенные ошибки

Ошибка Другие дети, которые получают образование в классе с инвалидами будут получать меньше знаний

Комментарий: Это достаточно серьезное утверждение, которое волнует родителей здоровых детей. Однако данное утверждение рассыпается под натиском доказательств. Ущерба для детей в плане образования абсолютно нет, а лишь наоборот дети учатся быть терпимее, оказывать помощь нуждающимся. Педагоги уделяют внимание всем одинаково, поэтому учеба страдать не будет, к тому же и в одном классе (35 человек) не может быть больше 5 инвалидов одного вида (колясочники, с нарушением зрения или слуха).

Ошибка Инвалиды при трудоустройстве не смогут выполнять такие же задания, как и здоровые люди.

Комментарий: Инвалидность вовсе не влияет на качество выполнения функций. Безусловно есть те трудовые места, где инвалид не справиться с работой, например, строитель, водитель крупного автомобиля. В таких сферах квотируемые места и отсутствуют. А вот, например, операторы, отвечающие на звонки, могут быть, и инвалиды. Ведь согласитесь не важно кто будет отвечать на той стороне, а главное качественное решение проблемы, с которой человек обратился.

Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2019 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2018 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2018 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *