РЕГЛАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

§ 1. Понятие, отличительные признаки, функции и структура регламента взаимодействия органов исполнительной власти

При осуществлении своих полномочий органы исполнительной власти, включая федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении федерального министерства, непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти.

Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти внутри системы государственной власти, в том числе при осуществлении функций по контролю и надзору, оказанию государственных услуг и др., определяется главным образом указами, распоряжениями, поручениями и указаниями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными приказами федеральных органов исполнительной власти.

Указы и распоряжения Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ издаются на основании ст. 90 и 115 Конституции и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» (вместе с «Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации») поручения Президента РФ содержатся в его указах, распоряжениях, директивах или оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение». Поручения Президента РФ могут оформляться в виде перечней его поручений.

Указания Президента РФ оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президента РФ не определен срок его исполнения, он устанавливается руководителем Администрации Президента РФ либо помощником Президента РФ — начальником Контрольного управления Президента РФ.

При широком разнообразии актов, составляющих правовую основу организации взаимодействия органов исполнительной власти, административно-правовым средством оптимизации и обеспечения эффективности данного направления государственной деятельности являются регламенты взаимодействия органов исполнительной власти.

Регламент взаимодействия органов исполнительной власти — разработанный в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, положением о соответствующем федеральном органе исполнительной власти и на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти нормативный правовой акт, устанавливающий общие правила организации деятельности органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия данных органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Регламент взаимодействия органов исполнительной власти (далее — регламент взаимодействия) отличается от иных правовых актов по следующим признакам.

Во-первых, регламент взаимодействия является подзаконным нормативным правовым актом, который разрабатывается в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, положением о соответствующем федеральном органе исполнительной власти и на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, выделяемый регламент содержит административнопроцессуальные нормы, определяющие порядок организации деятельности органов исполнительной власти по реализации их полно мочий внутри системы государственных органов, а также порядок организации совместных действий этих органов. Указанный регламент, в частности, содержит административно-процессуальные нормы, определяющие порядок организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

В-третьих, регламент взаимодействия устанавливает нормативную продолжительность во времени административно-правовых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц, структурных подразделений и территориальных органов, которые связаны с реализацией принадлежащих им полномочий внутри системы государственных органов, а также нормативную продолжительность во времени совместных административно-правовых действий органов исполнительной власти с иными государственными органами. В обобщенном виде указанные выше нормативы продолжительности во времени административно-правовых действий можно назвать административно-процессуальными сроками взаимодействия органов исполнительной власти.

В-четвертых, в нормах регламента взаимодействия устанавливается последовательность совместных действий и решений органов исполнительной власти, а также их должностных лиц, структурных подразделений и территориальных органов по реализации их полномочий и взаимодействию этих органов.

В-пятых, регламент взаимодействия содержит административные процедуры, в соответствии с которыми разнообразные административно-правовые действия органов исполнительной власти, а также их должностных лиц, структурных подразделений и территориальных органов выстраиваются в формально определенную последовательность, направленную на принятие решения по административным делам, связанным с реализацией полномочий и взаимодействия этих органов.

В-шестых, регламенты взаимодействия органов исполнительной власти утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти, в частности регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти — федеральными министрами, директорами федеральных служб и директорами федеральных агентств.

В-седьмых, регламенты взаимодействия органов исполнительной власти призваны установить общий порядок реализации полномочий и взаимодействия этих органов.

Структура регламента взаимодействия разрабатывается соответствующими органами исполнительной власти самостоятельно на основании Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

В Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти содержится ряд разделов, определяющих общие правила организации деятельности органов исполнительной власти по реализации их полномочий внутри системы государственной власти и общие правила взаимодействия указанных органов, а именно:

а) общие положения;

б) порядок планирования и организации работы;

в) порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей;

г) порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти;

д) порядок подготовки проектов актов, вносимых в Правительство РФ (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями);

е) порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации;

ж) порядок деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций;

з) порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления министерством своих полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих служб, агентств, а также государственных внебюджетных фондов;

и) правила организации деятельности территориальных органов (при наличии территориальных органов);

к) правила организации взаимодействия с территориальными органами и подведомственными организациями (при наличии территориальных органов и подведомственных организаций);

л) порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

Остановимся на отдельных, наиболее содержательных и значимых вопросах взаимодействия органов исполнительной власти, урегулированных Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти:

— порядок осуществления федеральным министерством координации и контроля подведомственных федеральных служб и федеральных агентств;

— взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *