Экспертиза промышленной безопасности котлов

Экспертиза промышленной безопасности котлов позволяет оценить их соответствие действующим нормативным требованиям и минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций, когда тех. регламентом не установлена иная форма оценки. Для этого требуется наличие соответствующей лицензии Ростехнадзора и выезд на объект экспертов, аттестованных в соответствии с новыми правилами.

ООО “ПРОММАШ ТЕСТ”(входит в ГК “СЕРКОНС”) обладает лицензией нового образца, штатными экспертами, аттестованными по новым требованиям и сертифицированной испытательной лабораторией, оснащенной современным измерительным оборудованием и приборами.

Минимизировать риски позволит осуществление проверки рабочего оборудования с истекающим эксплуатационным сроком, а также уточнение сроков действия текущих экспертиз промышленной безопасности. Чтобы сэкономить финансовые и временные затраты, следует заранее осуществить экспертизу промышленной безопасности для котлов, у которых завершается срок ее первичного или очередного проведения.

Важно: сокращение экспертных компаний по причине лицензионного несоответствия и нехватка экспертов, аттестованных с соблюдением новых требований, могут обернуться увеличением сроков и повышением цен на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств .

Какие котлы подлежат ЭПБ

Котлы, эксплуатирующиеся юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и являющиеся частью ОПО, подлежат ЭПБ, проведение которой регламентируется ФНиП ПБ (кроме случаев, подпадающих под действие ТР ТС 010/2011 ). В соответствии с данными правилами котлы в зависимости от своего типа и предназначения подразделяются на те, которым требуется проведение экспертизы технической безопасности, и те, которые ей не подлежат.

Таблица отличий котлов для экспертизы

  • объем парового и водяного пространства составляет 0,001 м³ и менее, производящих рабочее давление (МПа) на объем не превышающее 0,002 м³;
  • электрические котлы вместимостью не более 0,025 м³.
  1. Паровые, включая котлы-бойлеры, автономные пароперегреватели и экономайзеры;
  2. Водогрейные и пароводогрейные;
  3. Паровые и водогрейные энерготехнологические котлы, включая содорегенерационные;
  4. Паровые и водогрейные котлы-утилизаторы;
  5. Для мобильных и транспортабельных установок;
  6. Паровые и жидкостные, функционирующие с высокотемпературными органическими и неорганическими теплоносителями;
  7. Электрические.
  1. Котлы, включая электрические, автономные пароперегреватели на морских и речных судах и других плавсредствах (исключая драги и плавучие буровые установки), а также на подводных объектах.
  2. Входящие в состав вооружения и военной техники, обеспечивающей государственную оборону и безопасность, гражданскую и территориальную оборону, а также применяемые в ходе ликвидации инцидентов природного и техногенного характера, кроме оборудования общепромышленного назначения.
  3. Железнодорожные отопительные и паровозные котлы.
  4. Трубчатые печи и пароперегреватели, используемые предприятиями нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
  5. Авиационные котлы;
  6. Теплоэнергетическое оборудование атомных электростанций и котлы, работающие с радиоактивной средой.
  7. Котельное оборудование из неметаллической гибкой (эластичной) оболочки.

Попробуем разобраться в основных характеристиках и свойствах, влияющих на наличие опасных признаков котла, обуславливающих обязательное проведение экспертизы промышленной безопасности. В первую очередь необходимо сфокусироваться на давлении и температуре. Если давление ниже 0,07 МПа (0,7 бар. или 0,71 кг/см²) и температура теплоносителя ниже 115 ºC, такой котел не относится к опасным и не требует проведения ЭПБ.

Если давление превышает 0,07 МПа, температура теплоносителя более 115 ºC и вызывает образование пара, такой котел опасен и подлежит ЭПБ.

  1. Котел серии «ДКВР» обладает давлением 1,3 МПа, температурой пара 194 ºС, что означает необходимость в экспертизе промышленной безопасности.
  2. Котел серии «Е» обладает давлением 0,8 МПа и температурой пара 174 ºС, которые являются опасными и требуют осуществления ЭПБ.
  3. Котел Viessmann Vitomax обладает давлением 0,8 МПа и температурой воды 115 ºС. Он не подлежит экспертным мероприятиям, поскольку, несмотря на высокое давление, он отличается низкой температурой воды, предотвращающей образование пара.

Газопотребляющее оборудование котлов, подлежащее экспертизе

Федеральное законодательство в области промышленной безопасности делит оборудование на два вида: функционирующее под давлением и использующее природный газ в качестве топлива. В котлах присутствует сразу два этих признака опасности, поэтому их работа регулируется ФНиП ПБ и «Правилами безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Газоиспользующее оборудование предполагает применение газовой горелки, которая функционирует на природном газе и требует осуществления ЭПБ в случаях, указанных статьей 6 ФНиП ПБ. Это значит, что газовая горелка подлежит обязательному проведению экспертизы промышленной безопасности, независимо от котла.

Когда осуществляется ЭПБ котлов

Экспертиза промышленной безопасности котлов определяется Приказом Ростехнадзора №538 от 14.11.2013 года . Более частое ее осуществление требуется:

  • по завершении расчетного эксплуатационного срока, а также при превышении нагрузочных циклов, установленных и указанных производителем в техническом паспорте исследуемого объекта;
  • при отсутствии документов с данными об эксплуатационном сроке, когда по факту котел используется более 20 лет;
  • завершение срока действия последней экспертизы;
  • по требованию инспекционных органов.

ЭПБ также требуется, но реже

  • до запуска котла на ОПО, если на него не распространяется действие ТР ТС 032/2013 и если его нельзя декларировать по ТР ТС;
  • после работ по замене материалов в несущих конструкциях;
  • после восстановительного ремонта котла из-за аварий и техногенных инцидентов.

Пакет документов

Подготовительный этап ЭПБ всегда подразумевает сбор исходной документации. Она предоставляется заказчиком и должна включать в себя:

  1. Технический паспорт исследуемого объекта;
  2. Предыдущие экспертные заключения;
  3. Регистрационное свидетельство ОПО;
  4. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии.

В качестве вспомогательных документов могут потребоваться: проект и чертежи котла; инструкции по его сборке, установке и эксплуатации; предписания инспекционных органов; графики ремонтов; поверочные расчеты; сертификаты качества; акты тестирований; технологические и схемы включения котлов; ПМЛЛА и положение о производственном контроле.

Обязательный анализ собранного пакета документов проводится, чтобы установить правдивость, содержащихся в нем сведений о техническом состоянии исследуемого оборудования и оценить их соответствие действующим требованиям промышленной безопасности.

Этапы осуществления экспертизы

  1. На подготовительном этапе в соответствии с действующим законодательством экспертная компания запрашивает у заказчика исходную документацию об исследуемом объекте. Данное обязательное требование не охватывает только те устройства, документы на которые были потеряны или уничтожены.
  2. Непосредственное осуществление экспертных мероприятий заключается в установлении полноты и правдивости полученной документации, а также ее соответствия действующим требованиям и правилам. При необходимости эксперты выезжают на месторасположения объекта для его визуального обследования и проведения технической диагностики, с применением прогрессивных методов разрушающего и неразрушающего контроля.
  3. Выдача экспертного заключения на котел составляется экспертной компанией по результатам, проведенных работ. Проект заключения включает в себя аргументированные выводы о возможности дальнейшего безопасного использования исследуемого объекта и его соответствии/не соответствии требованиям промышленной безопасности. Копия проекта экспертного заключения направляется заказчику, который имеет возможность в течение 14 дней с момента ее получения, передать свои замечания экспертной компании.
  4. При необходимости изменения вносятся в заключение ЭПБ, которое отпечатывается в двух экземплярах и заверяется подписью руководителя и печатью экспертной компании. Затем документ прошивается, на нем ставится дата, указывается количество сшитых страниц и один его экземпляр вручается заказчику.
  5. Внесение в официальный реестр Ростехнадзора производится на основании заявления, подготовленного экспертным центром от имени заказчика с приложением в виде электронной записи экспертизы. Заявление, заключение и запись экспертизы на электронном носителе информации подаются в территориальный орган Ростехнадзора по месту расположения предприятия-заказчика.

Административным регламентом срок подачи документов для занесения в реестр ограничивается 3 месяцами с момента подписания приказа о начале проведения экспертных мероприятий. Ростехнадзор регистрирует заключение, присваивает ему индивидуальный номер и выдает письмо, подтверждающее занесение документа в официальный реестр, что означает возможность дальнейшего безопасного использования объекта экспертизы.

Экспертиза промышленной безопасности котлов
Обязательная экспертиза промышленной безопасности котлов – информация органа сертификации СЕРКОНС по ЭПБ Котлов и котельных.

О порядке учета оборудования, работающего под избыточным давлением

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 19 января 2016 года N 00-06-06/69
О порядке учета оборудования, работающего под избыточным давлением

В связи с неоднократными обращениями организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — ОПО), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (далее — ОРПД), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам применения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. N 32326), в части порядка осуществления учета в территориальных в органах Ростехнадзора ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, повторно информирует.
ФНП ОРПД устанавливают обязательные для применения и исполнения требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма при использовании на объектах ОРПД, перечисленного в пункте 3 ФНП ОРПД, за исключением указанного в пункте 4 ФНП ОРПД.
В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД Правил устройства и безопасной эксплуатации: паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03); электрических котлов и электрокотельных (ПБ 10-575-03); сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03); трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), ФНП ОРПД не содержат требований о необходимости обязательной регистрации ОРПД в территориальных органах Ростехнадзора до пуска в работу и получения разрешения на ввод в эксплуатацию с записью в паспорт.
Порядок ввода в эксплуатацию ОРПД, установленный разделом IV ФНП ОРПД, в том числе предусматривает:
— ввод ОРПД в эксплуатацию приказом руководителя эксплуатирующей организации на основании оформленного по результатам проверки готовности ОРПД к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией в соответствии с пунктами 205-209 ФНП ОРПД акта готовности. При этом участие представителя территориального органа Ростехнадзора при осуществлении указанных проверок ОРПД, подлежащего учету в органах Ростехнадзора, ограничено случаями, определенными в пункте 206 ФНП ОРПД;
— учет ОРПД (за исключением случаев, перечисленных в пункте 215 ФНП ОРПД), осуществляемый на основании информации о нем, направляемой согласно пункту 214 ФНП ОРПД эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора в объеме, установленном пунктом 216 ФНП ОРПД, после принятия решения о вводе ОРПД в эксплуатацию.
Наличие подлежащего учету в органах Ростехнадзора ОРПД согласно указаниям пункта 217 ФНП ОРПД определяет необходимость отнесения объекта, на котором оно используется, к категории ОПО, подлежащего регистрации в государственном реестре ОПО, при осуществлении которой в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, эксплуатирующая организация предоставляет в территориальный орган Ростехнадзора сведения, характеризующие ОПО, в том числе о применяемых в его составе технических устройствах.
В связи с вышеизложенным наличие в территориальном органе Ростехнадзора сведений об ОРПД, введенном в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, ранее представленных при его регистрации и (или) при регистрации ОПО, на котором оно используется, является достаточным для осуществления учета ОРПД согласно ФНП ОРПД, например, трубопроводов тепловых сетей, сведения о которых были представлены и внесены (т.е. учтены) в установленном порядке при регистрации объектов «участок трубопровода теплосети» в государственном реестре ОПО. Соответственно, для указанного случая отсутствует необходимость повторного предоставления информации о данных технических устройствах.
Однако анализ государственного реестра ОПО (далее — госреестр) свидетельствует о частичном отсутствии в соответствующих разделах госреестра информации, характеризующей ОПО, в том числе сведений о технических устройствах, не внесенных при регистрации ОПО по причине непредставления их эксплуатирующей организацией и (или) ненадлежащего исполнения должностных обязанностей отдельными работниками территориального органа Ростехнадзора.
При этом обращения организаций содержат сведения о том, что для устранения данной проблемы в ряде случаев представители территориальных органов Ростехнадзора выдвигают в ходе проверок ОПО устные требования либо выдают по результатам проведенных проверок предписания о необходимости проведения в отношении ОРПД, ранее введенного в эксплуатацию, проверки готовности с оформлением соответствующего акта.
Также имеются единичные случаи направления информации для учета ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД с нарушением ранее установленных требований по его регистрации до пуска в работу, в отношении которого предъявление требований раздела IV ФНП ОРПД недопустимо и создает неисполнимые административные барьеры.
В связи с изложенным выше для обеспечения единого подхода и исключения избыточных административных барьеров при исполнении требований ФНП ОРПД в отношении ОРПД следует обеспечить:

1. Применение требований, установленных разделом IV ФНП ОРПД к порядку ввода в эксплуатацию и учета ОРПД, в отношении вновь смонтированного (в том числе демонтированного и установленного на новом месте), переданного для использования другой организации, а также реконструированного (модернизированного) или подвергшегося капитальному ремонту с заменой основных элементов ОРПД.

2. Учет ОРПД, введенного в эксплуатацию в составе ОПО до вступления в силу ФНП ОРПД, на основании сведений, представленных организацией при регистрации ОПО и (или) при регистрации ОРПД.
В случае недостаточности либо отсутствия информации в территориальном органе Ростехнадзора ее уточнение (получение) следует осуществлять путем:
непосредственного получения сведений при проведении плановых и внеплановых проверок ОПО, составляющими которых является указанное выше ОРПД;
получения информации из сведений, характеризующих ОПО, при внесении эксплуатирующей ОРПД организацией изменений в госреестр;
направления запросов в адрес эксплуатирующих организаций о предоставлении недостающей информации.
При этом в составе направляемых организацией документов с информацией для учета ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, вместо акта готовности ОРПД к вводу в эксплуатацию, составление которого предусмотрено пунктом 209 ФНП ОРПД, представляется документ, подтверждающий приемку и ввод в эксплуатацию конкретного технического устройства в соответствии с нормативными документами, действовавшими в период осуществления указанных работ.

С.Г.Радионова

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда

Правила дистанционного обучения по охране труда

Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда

Учебные материалы для обучения по охране труда

5.4. Безопасная эксплуатация паровых и водогрейных котлов

После изучения этого раздела Вы будете знать:

общие требования, предъявляемые к паровым и водогрейным котлам;

обязанности работодателя по обеспечению безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов;

кто проводит техническое освидетельствование паровых и водогрейных котлов;

кто выдает разрешение на эксплуатацию паровых и водогрейных котлов;

какова периодичность проверки знаний обслуживающего пероснала.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. (в редакции от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ)

С данным разделом связаны:

Раздел 1.7 Лицензирование работ в области промышленной безопасности.

Раздел 2.5 Инструктаж, обучение и допуск персонала к работе.

Требования к проектированию, конструкции, материалам, изготовлению, монтажу, наладке, ремонту и эксплуатации паровых котлов, автономных пароперегревателей и экономайзеров с рабочим давлением более 0,07 МПа, водогрейных котлов и автономных экономайзеров с температурой воды выше 1150С, устанавливаются ПРАВИЛАМИ, которые распространяются на:

паровые котлы, в том числе котлы-бойлеры, а также автономные пароперегреватели и экономайзеры;

водогрейные и пароводогрейные котлы;

энерготехнологические котлы: паровые и водогрейные, в том числе содорегенерационные котлы (СРК);

котлы-утилизаторы (паровые и водогрейные);

котлы передвижные и транспортабельных установок и энергопоездов;

котлы паровые и жидкостные, работающие с высокотемпературными органическими теплоносителями (ВОТ);

трубопроводы пара и горячей воды в пределах котла.

Нормы качества котловой воды, необходимые ее режимы принимаются на основании:

Инструкции организации-изготовителя котла,

типовых инструкций по ведению водно-химического режима,

других ведомственных нормативных документов,

или на основании результатов теплохимических испытаний.

Выбор способа обработки воды для питания котлов должен проводиться специализированной организацией.

Каждый котел, автономный пароперегреватель и экономайзер должны поставляться организацией-изготовителем заказчику с паспортом установленной формы.

К паспорту должны быть приложена Инструкция по монтажу и эксплуатации.

Опасные производственные объекты, на которых используются паровые и водогрейные котлы, регистрируются в Государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке.

Для управления работой, обеспечения безопасных условий и расчетных режимов эксплуатации котлы оснащены:

указателями уровня воды;

приборами для измерения температуры среды;

запорной и регулирующей арматурой;

Стационарные котлы должны устанавливаться в зданиях и помещениях, отвечающих требованиям Строительных Норм и Правил.

Устройство помещений и чердачных перекрытий над котлами не допускается (кроме котлов, установка которых допустима внутри производственных помещениях).

Уровень пола нижнего этажа котельного помещения не должен быть ниже планировочной отметки земли, прилегающей к зданию котельной.

Выходные двери из котельного помещения должны открываться наружу.

Двери из служебных, бытовых, а также вспомогательно-производственных помещений в котельную должны снабжаться пружинами и открываться в сторону котельной.

Внутри производственных помещений допускается установка:

прямоточных котлов паропроизводительностью не более 4т/ч каждый;

котлов, удовлетворяющих условию:

где t-температура насыщенного пара при рабочем давлении, град.С;

V-водяной объем котла, м3;

водогрейных котлов теплопроизводительностью каждый не более 10,5 ГДж/ч (2,5 Гкал/ч), не имеющих барабанов;

котлов-утилизаторов – без ограничений.

Место установки котлов внутри производственных помещений:

определяется от остальной части помещения несгораемыми перегородками по всей высоте котла, но не ниже 2м, с устройством дверей;

места расположения выходов и направление открытия дверей определяются проектной организацией.

НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ в зданиях котельной размещать бытовые и служебные помещения, которые не предназначены для персонала котельной, а также мастерские, не предназначенные для ремонта котельного оборудования.

В котельной должны быть:

часы и телефон для связи;

аварийное электрическое освещение

помимо рабочего освещения;

ЗАПРЕЩАЕТСЯ допуск в котельную лиц, не имеющие отношения к эксплуатации котлов и оборудования котельной.

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРОВЫХ И ВОДОГРЕЙНЫХ КОТЛОВ

ВЛАДЕЛЕЦ КОТЛА должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем надлежащего обслуживания.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации ВЛАДЕЛЕЦ КОТЛА обязан:

Назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов из числа специалистов, прошедших проверку знаний в установленном порядке.

Разработать и утвердить инструкцию ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов, в обязанности которого входит:

регулярно осматривать котлы в рабочем состоянии;

ежедневно в рабочие дни проверять записи в сменном журнале;

проводить работу с персоналом по повышению его квалификации;

проводить техническое освидетельствование котлов;

хранить паспорт котла и инструкции организаций-изготовителей по их монтажу и эксплуатации;

проводить противоаварийные тренировки с персоналом котельной;

участвовать в обеспечении и технических освидетельствованиях;

проверять правильность ведения технологической документации при эксплуатации и ремонте котлов;

участвовать в комиссии по аттестации и периодической проверке знаний у ИТР и обслуживающего персонала;

своевременно выполнять предписания, выданные органами Ростехнадзора России.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов имеет право:

отстранять от обслуживания котлов персонал, допускающий нарушения инструкций или показавший неудовлетворительные знания;

представлять руководству организации предложения по привлечению к ответственности ИТР и лиц из обслуживающего персонала, нарушающих правила и инструкции.

Оформить допуск персонала к самостоятельному обслуживанию котлов приказом по цеху или организации.

К обслуживанию котлов допускаются лица:

не моложе 18 лет;

прошедшие медицинское освидетельствование;

обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания котлов.

Обучение и аттестация машинистов (кочегаров), операторов котельной и водосмотров проводится в учебных заведениях, на курсах, специально создаваемых организациями.

Индивидуальная подготовка персонала не допускается!

Аттестация операторов (машинистов) котлов проводится комиссией с участием инспектора Ростехнадзора России. Удостоверение выдается за подписью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора России. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

поручать машинисту (кочегару), оператору котельной, водосмотру выполнение во время работы котла каких-либо других работ, не предусмотренных инструкцией;

оставлять котел без постоянного наблюдения во время его работы и после его остановки до снижения давления в нем до атмосферного (допускается эксплуатация котлов без постоянного наблюдения при наличии автоматики, сигнализации и защит).

Зарегистрировать котлы до пуска в работу.

Регистрация котлов, указанных в ПРАВИЛАХ, проводится в органах Ростехнадзора России на основании письменного заявления владельца котла или арендующей организации.

Котлы подлежат перерегистрации:

после демонтажа и установки на новом месте до пуска в работу;

при передаче котла другому владельцу.

Обеспечить техническое освидетельствование котлов (наружный и внутренний осмотры, гидравлические испытания).

Каждый котел подвергается техническому освидетельствованию:

первичному – до пуска в работу;

периодическому – в процессе эксплуатации;

внеочередному – в необходимых случаях.

Техническое освидетельствование котла проводит специализированная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора России на осуществление деятельности по экспертизе промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Для периодического освидетельствования, когда в установленный срок владелец котла может по согласованию со специализированной организацией, под свою ответственность,

провести освидетельствование самостоятельно в установленном порядке:

приказом руководителя организации назначается комиссия из компетентных инженерно-технических работников;

результаты проведенного и срок следующего освидетельствования заносятся в паспорт котла за подписью всех членов комиссии;

копия этой записи направляется в специализированную организацию и орган Ростехнадзора России в течение 5 дней;

допущенный к эксплуатации котел предъявляется инженеру специализированной организации в назначенный комиссией срок, но не позднее чем через 12 месяцев.

Техническое освидетельствование котлов, не регистрируемых в органах Ростехнадзора России, проводится лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

ВЛАДЕЛЕЦ котла обязан самостоятельно проводить наружный и внутренний осмотры котлов после каждой очистки внутренних поверхностей или ремонта элементов, но не реже чем через 12 месяцев, а также перед предъявлением котла для технического освидетельствования.

Инженер специализированной организации проводит:

наружный и внутренний осмотры котлов – не реже одного раза в 4 года,

гидравлическое испытание котлов – не реже одного раза в 8 лет.

Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт котла лицом, его производящим, с указанием разрешенных параметров работы и сроков следующих освидетельствований.

Эксплуатация котла сверх расчетного срока службы может быть допущена на основании заключения специализированной или экспертной организации.

Получить разрешение на эксплуатацию котлов.

На каждом котле, введенном в эксплуатацию, должна быть на видном месте прикреплена табличка с указанием следующих данных: регистрационный номер; разрешенное давление; число, месяц и год следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания.

Разрешение на эксплуатацию котлов выдает:

на котлы, зарегистрированные в органах Ростехнадзора России – инспектор Ростехнадзора после проведения пусконаладочных работ на основании результатов первичного технического освидетельствования и осмотра его во время парового опробования.

на котлы, не подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора России – лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.

Разрешение на эксплуатацию котла оформляется записью в его паспорте лицом, выдавшим разрешение.

Пуск котла в работу производится по письменному распоряжению лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла.

Обеспечить специалистов нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, которые устанавливают правила ведения работ на правовых и водогрейных котлах.

Организовать и проводить производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов.

Разработать и утвердить производственную инструкцию для персонала, обслуживающего котлы, на основе инструкций организаций-изготовителей по монтажу и эксплуатации котлов.

Инструкции должны находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу.

Установить порядок, обеспечивающий строгое наблюдение за работой оборудования с записью результатов осмотра в сменный журнал.

Обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику планово-предупредительного ремонта.

Ремонт котлов выполняется по техническим условиям и технологии, разработанной до начала выполнения работ.

Ремонт с применением сварки и вальцовки должен выполняться специализированными организациями.

На каждый котел должен быть заведен Ремонтный журнал.

Допуск людей внутрь котла, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котла должны производиться только по письменному разрешению (наряду-допуску), выдаваемому в установленном порядке.

Обеспечить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.

Организовать проверку знаний обслуживающего персонала в установленные сроки:

Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего котлы, проводится не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередная проверка знаний персонала проводится:

при переходе в другую организацию,

в случае перевода на обслуживание котлов другого типа,

при переводе котла на сжигание другого вида топлива,

по решению администрации или по требованию инспектора Ростехнадзора России.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев персонал, обслуживающий котлы, после проверки знаний должен перед допуском к самостоятельной работе пройти стажировку для восстановления практических навыков по программе, утвержденной руководством организации.

Комиссия по периодической или внеочередной проверке знаний назначается приказом по организации, участие в ее работе инспектора Ростехнадзора России необязательно.

Результаты проверки оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.

1. Кем и с учетом чего выдается разрешение на эксплуатацию зарегистрированных, а также не подлежащих регистрации котлов в органах Ростехнадзора России?

а) На все котлы – инспектором Ростехнадзора после проведения первичного технического освидетельствования и осмотра во время парового опробования.

б) На все котлы – лицом, которое владельцем котла назначено ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла после проведения освидетельствования и парового опробования.

в) Разрешение на эксплуатацию котлов, зарегистрированных в органах Ростехнадзора, дается только инспектором, на остальные – лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов в организации после проведения освидетельствования и опробования.

2. Техническое освидетельствование котлов включает наружный и внутренний осмотр, а также гидравлическое испытание. Как часто эта работа выполняется владельцем котла и инженером специализированной организации?

а) Владельцем котла – не реже одного раза в 12 месяцев; инженером специализированной организации – не реже одного раза в 4 года.

б) Владельцем котла – не реже одного раза в 12 месяцев; инженером специализированной организации: наружный и внутренний осмотры – не реже одного раза в 4 года, гидравлическое испытание – не реже одного раза в 8 лет.

в) Владельцем котла – не реже одного раза в 12 месяцев; специализированной организацией – по своему графику, но не реже одного раза в 5 лет.

3. В каких случаях должна проводиться внеочередная проверка знаний персонала, обслуживающего котлы?

а) При переводе котла на сжигание другого вида топлива.

б) При инструктаже по технике безопасности.

в) После производственной травмы.

4. Какие требования предъявляются к персоналу, обслуживающему котлы, и за счет чего они обеспечиваются?

а) К обслуживанию котлов допускается только обученный и аттестованный персонал, в возрасте не моложе 21 года, прошедший медицинское освидетельствование. Персонал обеспечивается инструкциями.

б) К обслуживанию котлов допускается персонал в возрасте не моложе 18 лет, прошедший обучение в специализированных учебных заведениях и имеющий удостоверение на право обслуживания котлов. Персонал обеспечивается инструкциями, которые должны находиться на рабочем месте. Организуется контроль за их соблюдением, а также периодически проводится проверка знаний всего персонала.

в) Все, что в пункте “б”, но допускается индивидуальная подготовка с проверкой знаний при участии инспектора Ростехнадзора.

Билеты для тестирования по охране труда

Краткое пособие по организации службы охраны труда на предприятии

Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда
Курсы, Очное дистанционное обучение членов комиссии по аттестации рабочих мест тестирование Обучение по электробезопасности, охрана труда, экология, электробезопасность, пожарно-технический минимум, первая помощь пострадавшим

Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления

В соответствии с требованиями федерального законодательства в области промышленной безопасности эксплуатирующая газифицированную котельную организация не позднее десяти рабочих дней с момента ввода котельной в эксплуатацию обязана обратиться в Ростехнадзор с заявлением о регистрации котельной в качестве ОПО.

Газифицированные котельные классифицируются как опасные производственные объекты по следующим признакам опасности:

  • использование опасного вещества (природный газ);
  • использование оборудования, работающего под избыточным давлением (свыше 0,07 МПа).

«С какой мощности котельная поднадзорна Ростехнадзору?» – с таким вопросом к нам регулярно обращаются заказчики.
Такие параметры, как «установленная мощность», «количество МВт» — не рассматриваются в целях квалификации котельной, как ОПО.

Для квалификации газифицированной котельной в качестве ОПО должно соблюдаться хотя бы одно из двух условий:

— сеть газопотребления (газопровод), работающая под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа (за исключением сети газопотребления жилых зданий);

— использование природного или сжиженного углеводородного газа в количестве, превышающем 1 тонну. Масса газа рассчитывается путем произведения объема сети, вычисленного посредством суммирования отдельных участков сети, на максимально возможное давление газа в сети, умноженное на плотность природного газа.

Газифицированная котельная является ключевым элементом производственно-технологического комплекса, куда входят наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства (ГРП, ГРПШ, ШРП и т.д.), газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

В целях применения законодательства о промышленной безопасности сети газопотребления и газораспределения идентифицируются по следующим существенным признакам, рассматриваемым исключительно в совокупности:

  • назначение,
  • состав объектов, входящих в сети газопотребления и газораспределения,
  • давление природного газа.

Наши специалисты проводят идентификацию газового оборудования. Какие документы рассматриваются при идентификации?

  • проектная документация объекта;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
  • декларация промышленной безопасности (в случае её разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификация установленного оборудования;
  • документация на технические устройства, установленные на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находится на объекте.

На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, эксперт обобщает полученную информацию и составляет сведения, характеризующие опасный производственный объект. Какие документы для этого потребуются?

  • акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, газопровода-ввода и т.д.;
  • внутрицеховой строительный паспорт (ф14 или 14а);
  • паспорта на газораспределительное оборудование ГРУ, ГРП(Б), МРП и т.д.;
  • паспорта на газопотребляющее оборудование (горелки, котлы и тд.);
  • исполнительная схема внутренних газопроводов (из проекта);
  • акт приемки узла учета газа;
  • акт приемки сигнализаторов загазованности с указанием заводских номеров;
  • документация на автоматику безопасности и автоматику регулирования;
  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

По результатам идентификации эксперт присваивает опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с регламентными требованиями Ростехнадзора, а также устанавливает класс опасности. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующем деятельность, осуществляемую на объекте.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, в двух экземплярах предоставляются в Ростехнадзор одновременно с заявлением на регистрацию ОПО. Впоследствии, второй экземпляр сведений с отметкой Ростехнадзора возвращается заявителю вместе со свидетельством о регистрации ОПО.

Какие документы необходимы нашим специалистам для регистрации ОПО?

  • фирменный бланк организации в формате MS-Word;
  • устав организации;
  • свидетельство ИНН;
  • свидетельство ОГРН;
  • учетная карточка предприятия;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО;
  • текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы) – в случае отсутствия — раздел ПЗ;
  • экспертиза проектной документации;
  • в случае отсутствия свидетельств на право владения строением, сооружением — справка о постановке на баланс предприятия.

Мы регистрируем в Ростехнадзоре газифицированные котельные, расположенные на территориях Москвы или Московской области.

Срок регистрации ОПО — 30 р.д.

Стандартная стоимость услуги – 50 000р.

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В РОСТЕХНАДЗОРЕ

ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО ПОД ИЗБЫТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ

Постановка на учет в органах Ростехнадзора оборудования, работающего под избыточным давлением – требование, обязательное к исполнению организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими такое оборудование.

Такое требование содержится в п. 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Подлежит учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):

— пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

— воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).

а) паровые котлы, в том числе котлы-бойлеры, а также автономные пароперегреватели и экономайзеры;

б) водогрейные и пароводогрейные котлы при температуре воды более 115 градусов Цельсия (°C);

в) энерготехнологические котлы: паровые и водогрейные;

г) котлы-утилизаторы;

д) котлы передвижных и транспортабельных установок;

е) котлы паровые и жидкостные, работающие с органическими и неорганическими теплоносителями;

ж) электрокотлы;

з) трубопроводы пара и горячей воды;

к) сосуды, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей;

л) баллоны более 100 литров, предназначенные для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов;

м) цистерны и бочки для сжатых и сжиженных газов;

н) цистерны и сосуды для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения;

о) барокамеры.

Для постановки на учет оборудования под давлением в территориальном органе Ростехнадзора необходимы следующие документы:

а) заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения;

б) копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию, а также реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Федерального закона N 116-ФЗ;

в) краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе:

— наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер;

— основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов;

— сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы;

г) комплект технической документации на русском языке (паспорт, чертеж (комплект чертежей), руководство (инструкция) по эксплуатации, удостоверение (свидетельство) о качестве монтажа либо их копии в бумажном или электронном виде, заверенные эксплуатирующей организацией) оборудования, проверка готовности которого проводилась без участия уполномоченного представителя Ростехнадзора или иного федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.

ОПО, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Специалисты нашей организации проверят параметры эксплуатируемого на вашем предприятии оборудования и осуществят постановку его на учет в территориальном органе Ростехнадзора при условии, что на указанное оборудование распространяются требования законодательства в области промышленной безопасности о необходимости его регистрации.

Стоимость услуги по постановке на учет одной единицы оборудования, работающего под избыточным давлением – 20 000 руб.

При одновременной постановке на учет двух и более единиц оборудования стоимость услуги – 30 000 руб.

По результатам услуги:

— оборудованию присваивается учетный номер;

— номер вносится в паспорт оборудования;

— выдается письмо о постановке на учет оборудования в территориальном органе Ростехнадзора.

Ответственность за нарушения требований промышленной безопасности наступает по ч.1 статьи 9.1 КоАП РФ. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *