Содержание

Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 2 июля 2015 года N 1111
Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

(с изменениями на 3 сентября 2018 года)

(в ред. приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.12.2015 N 2179, от 15.03.2016 N 354, от 06.05.2016 N 673, от 19.07.2016 N 1118, от 28.11.2017 N 2539, от 05.02.2018 N 223, от 03.09.2018 N 2117)

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300) приказываю:

(в ред. приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.12.2015 N 2179, от 15.03.2016 N 354, от 06.05.2016 N 673)

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

(п. 1 в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.07.2016 N 1118)

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Горкину И.С.

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 15.03.2016 N 354)

Заместитель председателя
правительства Воронежской области —
руководитель департамента
имущественных и земельных отношений
Воронежской области
М.И.УВАЙДОВ

Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Утверждено
приказом
департамента имущественных
и земельных отношений
Воронежской области
от 02.07.2015 N 1111

(в ред. приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.12.2015 N 2179, от 15.03.2016 N 354, от 06.05.2016 N 673, от 19.07.2016 N 1118, от 28.11.2017 N 2539, от 05.02.2018 N 223, от 03.09.2018 N 2117)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов разработано в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регламентирует процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее — Объекты).

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.07.2016 N 1118)

1.2. Объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Уполномоченный орган).

II. Условия использования земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов, с целью размещения объектов

2.1. В случае если земли или земельные участки используются лицом на основании соответствующего разрешения Уполномоченного органа с целью размещения объектов, предназначенных для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление таких земельных участков на определенном праве не влечет за собой обязанность лица, использовавшего земельный участок на основании разрешения, осуществить снос или демонтаж указанных Объектов. Исключения составляют случаи, когда наличие таких Объектов на предоставленном на определенном праве земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с целевым назначением.

2.2. Разрешение на размещение Объектов выдается заявителю Уполномоченным органом при одновременном соблюдении следующих условий:

— испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков;

— цель использования земель или земельных участков соответствует назначению Объекта, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Разрешение на размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм, в том числе на придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), за исключением размещения таких объектов на земельных участках, занимаемых зелеными зонами общего пользования, выдается заявителю Уполномоченным органом при соблюдении условий, определенных настоящим пунктом, в случае если земельный участок, на котором предполагается разместить Объект, находится в непосредственной близости или примыкает к земельному участку либо к объекту капитального строительства, принадлежащему заявителю на определенном праве.

(п. 2.2 в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 03.09.2018 N 2117)

2.3. При использовании земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута с целью размещения Объектов должны соблюдаться следующие условия:

— размещаемые Объекты не должны ухудшать экологическую обстановку и качественные характеристики земель или земельного участка;

— внешний вид размещаемых Объектов должен быть согласован с органом местного самоуправления по месту расположения Объекта (при использовании земель или земельного участка с целью размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания);

— при использовании земель или земельного участка должны быть соблюдены требования санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иные требования, установленные действующим законодательством.

III. Порядок выдачи уполномоченным органом разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объектов

3.1. Для получения разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения Объектов (далее — разрешение) заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выдаче разрешения (далее — заявление).

3.1.2. В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, — в случае, если заявление подается физическим лицом;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, — в случае, если заявление подается представителем заявителя;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

д) адресные ориентиры земель или земельного участка, его площадь;

е) кадастровый номер земельного участка — в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;

ж) цель использования земель или земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300;

з) срок использования земель или земельного участка.

3.1.3. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении единого государственного реестра недвижимости);

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.11.2017 N 2539)

в) копии документов, подтверждающих право собственности или иное право заявителя на существующий основной земельный участок (в случае благоустройства с целью озеленения, в том числе придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), организации мест и площадок открытого хранения материалов, веществ, размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания или иных услуг населению), либо копии документов, подтверждающих право собственности или иное право заявителя на объект капитального строительства;

(в ред. приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.12.2015 N 2179, от 06.05.2016 N 673, от 28.11.2017 N 2539)

г) документы, подтверждающие отнесение Объекта к видам Объектов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

3.1.4. Исключен. — Приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.11.2017 N 2539.

3.2. С целью осуществления проверки представленных заявителями сведений Уполномоченный орган в течение 5 календарных дней с даты подачи заявления запрашивает в органе власти, уполномоченном в соответствующей сфере, информацию о соответствии указанной заявителем цели использования земель или земельного участка назначению Объектов.

3.3. В течение 25 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в п. п. 3.1.2, 3.1.3 раздела III настоящего Положения, Уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче.

3.4. Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется Уполномоченным органом заявителю заказным письмом или выдается нарочно под роспись с приложением соответствующих документов.

3.5. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.11.2017 N 2539)

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 3.1 раздела III настоящего Положения;

б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению Объекты (Объект), не предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300;

в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объекта;

г) земельный участок, на котором предполагается размещение Объектов, уже предоставлен другому физическому или юридическому лицу;

д) в отношении испрашиваемого для использования с целью размещения Объектов земельного участка Уполномоченным органом другому физическому или юридическому лицу уже выдано разрешение на его использование;

е) размещение Объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

ж) размещаемые Объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования;

з) при обращении с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для благоустройства с целью озеленения, в том числе придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), организации мест и площадок открытого хранения материалов, веществ, размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания или иных услуг населению не соблюдены условия, предусмотренные в п. п. 2.2, 2.3 раздела II настоящего Положения.

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.05.2016 N 673)

3.6. Разрешение выдается Уполномоченным органом на срок не более 1 календарного года.

Действие разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

В случае предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу, используемого на основании разрешения, Уполномоченный орган направляет лицу, использующему такой земельный участок, уведомление о досрочном прекращении действия такого разрешения в порядке, предусмотренном абзацем 4 п. 3.10 настоящего Положения.

Разрешение выдается:

— с целью размещения Объектов, указанных в пунктах 1 — 3, 5 — 7, 9 — 12, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, — на срок размещения и эксплуатации Объекта, но не превышающий 5 лет;

— с целью размещения Объектов, указанных в пунктах 4, 16 — 18, 22, 26 — 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, — на срок до 5 лет.

(абзац введен приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 15.03.2016 N 354; в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.07.2016 N 1118)

3.7. Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется Уполномоченным органом заявителю заказным письмом или выдается нарочно под роспись с приложением соответствующих документов.

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.11.2017 N 2539)

3.8. Размещение Объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, осуществляется за плату, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9, п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также физических лиц, обратившихся с заявлением о размещении элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, в целях личного пользования на землях или земельных участках, прилегающих к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства.

Размер платы за размещение Объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Размер платы за размещение Объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Воронежской области устанавливается в размере рыночной стоимости, но не менее 5000 рублей, за исключением земель или земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, для которых размер платы не может быть менее 10000 рублей.

Плата за размещение Объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов подлежит внесению единовременно.

(п. 3.8 в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 05.02.2018 N 223)

3.9. В течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче разрешения Уполномоченный орган направляет копию этого решения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (в случае если планируется использование земель или части земельного участка) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

3.10. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, используемого с целью размещения детских площадок, спортивных площадок, благоустройства с целью озеленения территории, в том числе для организации клумб и палисадников, размещения малых архитектурных форм, организации, в том числе озеленения, придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), организации мест и площадок временного хранения материалов и веществ, размещения декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания или иных услуг населению, без предоставления земельного участка и установления сервитута, не предусмотрено.

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.05.2016 N 673)

Решение о разрешении использования земельного участка с целью размещения Объектов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, принятое Уполномоченным органом, не дает лицу, в отношении которого оно принято, право осуществлять на указанном земельном участке строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области».

(в ред. приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 15.03.2016 N 354)

В случае нарушения условий использования земельных участков, установленных разделом II настоящего Положения, в том числе при самовольном изменении характеристик расположенных на земельных участках Объектов (строительство, реконструкция, изменение назначения), разрешение подлежит досрочному прекращению с направлением соответствующего уведомления в адрес лица, в отношении которого принято данное решение.

Уведомление о досрочном прекращении разрешения на использование земель или земельных участков с целью размещения Объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов считается полученным заявителем по истечении десяти дней с даты его направления Уполномоченным органом заказным письмом.

Одновременно с направлением в адрес заявителя уведомления Уполномоченный орган направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения Объектов материалы о нарушении условий использования земельных участков для осуществления принудительного восстановления первоначальных характеристик расположенных на земельных участках Объектов, в т.ч. демонтажа.

Разрешение на использование земли является важным новшеством российского земельного законодательства. Под действие закона подпадают только государственные или муниципальные земли.

Получив разрешение, на земле можно ремонтировать линейный объект, строить временные объекты, складировать материалы и различную технику для строительства, деятельность по совершенствованию сохранения традиций и обычаев малых коренных этносов. Этот способ является условно разрешенным видом использования земельных участков.

Основания использования земель

Использовать государственные или муниципальные земли, выделенные гражданам или юридическим лицам можно без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих ситуациях:

  • Осуществление инженерных изысканий — комплекса работ для получения информации, необходимой, чтобы выбрать наиболее экономически целесообразное и технически обоснованное место для строительства, других работ, связанных с проектированием сооружений;
  • Проведение капитального или текущего ремонта линейного объекта (линии электропередач, трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии, линии связи и пр.);
  • Постройка временных или дополнительных сооружений вспомогательного характера (ограждения, навесы, бытовки), складывание строительных и других материалов, строительной техники, реконструкции федеральных, региональных или местных линейных объектов;
  • Проведение геологического исследования недр;
  • Осуществление деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла небольших коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России там, где они традиционно проживают и проводят свою хозяйственную деятельность. Исключение в данном случае составляют земли лесного фонда;
  • Расположение переносных объектов торговли, конструкций рекламы и других объектов, определяемых Правительством России.

Порядок получения разрешения на использование

Использование земель без выделения участков и установления сервитута допускается на основании разрешения уполномоченного органа.

Порядок выдачи разрешения урегулирован Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Правила утверждены Правительством России от 27 ноября 2014 года (Далее — Правила).

Согласно Правилам процедура получения разрешения на использование земли начинается с подачи заявления физическим или юридическим лицом (их представителями) в исполнительный орган государственной власти или в муниципалитет.

В заявлении указывается следующее:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • ФИО, место проживания заявителя и паспортные данные — прописывает физическое лицо;
  • Наименование, месторасположение, организационная форма деятельности и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — прописывает юридическое лицо;
  • ФИО доверенного представителя заявителя и данные документа, который подтверждает его права — прописывает доверенное лицо заявителя;
    Почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов для связи с заявителем или его представителем;
  • Планируемые цели применения земель;
  • Кадастровый номер земельного участка;
  • Период использования земли.

К заявлению необходимо обязательно приложить:

  • Копии паспорта или документа, подтверждающего права и полномочия представителя;
  • План границ, предполагаемых к применению земель на кадастровой карте территории, где указываются координаты характерных точек территориальных границ.

К заявлению могут дополнительно прикладываться:

  • Выписка из кадастра по земельному участку либо кадастровый паспорт земельного надела;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Копия лицензии на право осуществления геологического изучения недр;
  • Другие документы, удостоверяющие основания для применения земель.

Если заявитель сразу не предоставляет дополнительные документы вместе с основными, уполномоченный орган вправе запросить их, используя межведомственное информационное взаимодействие.

Решение о предоставлении разрешения или об отказе в таком предоставлении государственный орган или муниципалитет принимает в течение 25 дней с момента поступления заявления. В течение 3 рабочих дней после дня принятия решение отправляется заказной почтой вместе с представленными им документами.

Обязанности и права лиц, которые используют земли без предоставления земельных участков

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, вправе:

  • Подавать заявление на предоставление в собственность или в аренду используемого земельного участка;
  • Подавать прошение об изменении вида разрешенного использования в уполномоченный орган.

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, обязаны:

  • Осуществлять только деятельность, разрешенную в пункте 1 статьи 39.33 ЗК РФ и указанную при подаче заявления на получение разрешения;
  • В случае если почва земли при ее использовании была испорчена либо был уничтожен ее плодородный слой, лицо, использующее участок, обязано привести такой земельный участок в пригодное для его дальнейшего использования состояния. Помимо этого гражданин или организация обязаны произвести все требующиеся работы по восстановлению (рекультивации) таких земель.

Покупка квартиры за наличный расчет может быть очень рискованным решением.
Как многодетной семье получить долгожданный земельный участок? Пошаговый алгоритм есть в этой статье.
Дети-инвалиды входя в льготную категорию на получения земли на безвозмездной основе. Подробности вы найдете .

Правовые основы

Законодательством РФ предусматриваются различные способы предоставления участков земли для целей их использования:

  • оформление в собственность;
  • аренда;
  • сервитут (ограниченное пользование);
  • наследуемое или пожизненное владение.

Несмотря на такое многообразие вариантов абсолютно на законных основаниях получить заветный “кусочек земли”, многие пренебрегают возможностями, которые дал закон. Случаи незаконного использования земли не так редки, как кажутся.

Под самовольным занятием имеется в виду использование участка земли гражданином, должностным или юридическим лицом, без соответствующих прав на это. То есть отсутствует свидетельство о праве собственности, договор аренды или сервитут.

Органы государственной или муниципальной власти также не давали своего согласия. Вот и получается, что законных оснований нет, а значит, и права занимать территорию тоже.

Оборот земель – это вопрос, который всегда находился в центре внимания властей всех уровней. Одной из причин такого пристального внимания является высокая стоимость земельных участков.

Поскольку действия лиц по незаконному захвату земель наносят серьезный материальный ущерб не только интересам отдельно взятых граждан, но и государства в целом, законодатель ввел различные штрафные санкции для нарушителей.

Юридически-правовые аспекты несения ответственности

За самовольное занятие чужих земельных участков ответственность нарушителя наступает по ст. 7.1. КоАП. Составом правонарушения будет использование земли для реализации собственных целей лицом, не имеющим прав на земельный участок.

Начало судебного разбирательства может быть запущено при наличии факта правонарушения.

Закон позволяет подавать судебные иски тем, чьи права были нарушены – в данном случае, это физические или юридические лица, чьи владения неправомерно заняты.

В том случае, если правонарушения фиксируют третьи лица, не имеющие прямого отношения к соответствующей земле, они обязаны уведомить собственника земли, либо же, при отсутствии информации о местонахождении владельца, обратиться в орган местной администрации.

Действительный собственник захваченного участка земли может предъявить любые требования, прямо не запрещенные законодательством, в отношении приведения участка в первоначальное состояние, с компенсацией тех убытков, которые были понесены в результате незаконных действий.

Два основных требования, которые могут быть предъявлены собственником незаконно занятой земли:

  1. Потребовать приведения земельного участка в первоначальное состояние.

Данная процедура осуществляется захватчиком за счет собственных средств добровольно или в установленные судом сроки. Обычно на незаконно занятых землях уже были возведены строения или сооружения. Все они должны быть снесены.

  1. Попросить суд вынести вердикт о принудительном изъятии земли из незаконного пользования третьих лиц.

Какие штрафы предусмотрены

Размер штрафа будет зависеть от двух факторов:

  • определена ли кадастровая цена земельного участка;
  • кем является нарушитель – физическим, должностным или же юридическим лицом.

Итак, если сведения о кадастровой стоимости отсутствуют, будут наложены следующие штрафы:

Самовольный захватчик

Размер штрафа

Физическое лицо От 5 до 10 тыс.
Должностное лицо От 20 до 50 тыс.

Обратите внимание! Конечный размер штрафа определяется судебным органом. При этом учитываются различные факторы, первостепенным из которых является нанесенный землевладельцу материальный ущерб.

К примеру, если в результате незаконного занятия участок земли был значительно загрязнен отходами производства, либо же нанесен вред экологии или окружающей среде, то наказание будет значительно строже, чем при незаконном возведении какой-либо хозяйственной постройки.

Если же кадастровая цена участка земли известна, то штрафы последуют в таких размерах:

Лицо-нарушитель

Размер штрафных санкций

Физическое От 1 до 1,5 % от цены участка, но не меньше 5000
Должностное От 1,5 до 2 % от цены участка, но не меньше 20000

Каким налогом облагается подаренная доля в квартире, узнайте в статье: налог с подаренной доли в квартире.

Нужно ли менять кадастровый паспорт для продажи участка, .

Порядок наложения штрафов за незаконное использование земли

Административный Кодекс в ст. 7.1. выделяет два примечания касаемо некоторых нюансов наложения штрафов за неправомерное занятие земель.

Если лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, совершает административное правонарушение, связанное с незаконным занятием участка земли, ответственность для него наступает в том же размере, что и для юридических лиц.

И хотя ИП, по сути, являются физическими лицами, ведущими деятельность без образования юридического лица, в разрезе данного правонарушения для них предусмотрено более жесткое наказание, чем для обычных граждан.

Связано это, в первую очередь, с осуществлением предпринимателями определенной деятельности (чего не скажешь об обычных гражданах), что может повлечь за собой более серьезный ущерб собственнику участка земли.

Второй момент касается определения кадастровой стоимости участка, если незаконно занятой оказалась только часть земель.

Примером могут служить соседние участки, владелец одного из которых неправомерно расширил свои наделы. Таким образом, самовольно занятой оказалась только часть чужого участка.

В таком случае расчет кадастровой стоимости осуществляется пропорционально занятой площади. К примеру, кадастровая стоимость 300000 рублей.

Незаконно используется 25 % от общей площади чужой земли. Соответственно, и кадастровая стоимость для расчета штрафа составит 25 % от 300 тыс., то есть 75000 рублей.

Важно! Если кадастровая стоимость участка неизвестна, штраф накладывается в твердой сумме, при этом независимо от того, какая часть земель используется незаконно.

Как оплатить

Согласно ст. 32.2. КоАП, штраф подлежит уплате в полном объеме тем лицом, которое было привлечено к административной ответственности.

Крайний срок для осуществления платежа – 60 дней со дня вступления постановления судебного органа в законную силу. Поскольку дается срок для обжалования – 10 дней, то в случае нежелания нарушителя обжаловать постановление, общий срок для оплаты штрафа составит 70 суток.

Согласно ч. 3 ст. 32.2., лицо может оплатить штраф:

  • в кредитных организациях, то есть банках;
  • через банковских платежных агентов;
  • через организацию федеральной почтовой связи (Почта России).

На практике же, способов оплатить штраф очень много:

  • в офисах банков, через банкоматы;
  • в личном кабинете через интернет-банк;
  • на Почте России;
  • в терминалах самообслуживания Киви, Элекснет;
  • через электронные платежные системы – Яндекс. Деньги, Вебмани и др.

Важно! Документ о проведении платежа желательно сохранять весь срок давности привлечения к административной ответственности.

Чек понадобится и при сбоях в системе ГИС ГМП. Платежную квитанцию в качестве подтверждения нужно будет предъявить суду, в противном случае дело будет передано на исполнение судебным приставам.

Юридические лица

Неправомерное возведение на чужих земельных участках различных зданий или сооружений юридическими лицами карается гораздо более строже.

И снова-таки, влияет фактор, известна ли кадастровая стоимость участка земли:

Условие

Размер штрафа

Кадастровая стоимость известна От 2 до 3 проц. от цены земли, но не меньше 100 тыс.
О кадастровой стоимости нет информации В твердой сумме – от 100 до 200 тыс.

Важно! При наложении штрафа на юрлиц также имеет значение площадь незаконно занятого участка – в случае использования только части, кадастровая стоимость для определения штрафа рассчитывается пропорционально неправомерно использованной площади.

Итак, российское законодательство устанавливает жесткую ответственность для тех, кто решил посягнуть на охраняемые государством права касаемо частной, муниципальной или государственной собственности.

Помимо крупных штрафов, нарушителя ждут и обязанности по сносу незаконных строений, и по возмещению материального ущерба.

Как выписаться из квартиры и прописаться в другую, описывается в статье: как выписаться из квартиры.

Как узнать фамилию собственника квартиры по адресу бесплатно, .

Можно ли прописаться в муниципальную квартиру, рассматривается на этой странице.

>Как оформить использование земельного участка без предоставления: образец разрешения

Условия

Использование земельного участка без предоставления земельного участка доступно физическим, а также юридическим лицам, здесь отсутствуют всякие ограничения, т.е каждый может использовать землю на таких условиях. Но и тут есть некоторые нюансы, ведь использование земли без предоставления и установления сервитута возможно только:

  • для геологического исследования недр;
  • для расположения мест торговли, рекламных конструкций и иного;
  • для осуществления инженерных изысканий.
    Справка: инженерные изыскания – спектр исследований, которые проводятся с целью выявить наилучшее с экономической и технической стороны строительного места;
  • для ремонтных работ автодорог, линий связи и прочих линейных объектов. Для возведения сооружений на некоторое время, которые несут вспомогательный характер;
  • для комплекса мероприятий, связанных с развитием, а также сохранением привычного образа жизни народов Дальнего Востока, Сибири, Севера. Данный пункт исключается в отношении земель, которые принадлежат к лесному фонду.

Также к условиям разрешения на использование земельного участка без предоставления ему самого участка можно отнести тот нюанс, что при порче либо уничтожении почвы человек, который использовал эту землю, обязан:

  • рекультивировать земли, которые непригодны для дальнейшего использования;
  • осуществить ряд процедур для восстановления земли.

Важно: Также закон обязывает использовать земельные наделы исключительно в целях, описанных выше.

Кроме обязанностей, лица имеют некоторые права:

  • при принятии решения изменить вид разрешённого использования, вы имеете право подать прошение;
  • при желании перевести земельный надел участок в частную собственность или в аренду, у вас есть возможность подать об этом заявление, которое вероятнее всего будет удовлетворено.

Пошаговая инструкция

  1. Для начала в исполнительный орган физическим либо юридическим лицом должно быть подано заявление. Как его составить? Нужно просто указать в нем такую информацию:
    • для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные;
    • для юридического лица: название, местонахождение, информация о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, организационная форма деятельности;
    • информация об доверенном представителе (ФИО, информация для связи, данные подтверждающего его права документа);
    • список целей, в согласии с которыми планируется использовать землю и её ресурсы;
    • время, на которое требуется дать земельный надел в пользование;
    • кадастровый номер участка.
  2. После заполнения заявления прикрепите следующие бумаги (обязательно):
    • план намеченных границ на кадастровой карте (на месте указания координат характерных точек территориальных границ);
    • копии документов, подтверждающих права представителя.
  3. Также могут потребоваться:
    • выписка ваших прав на недвижимость и осуществление сделок с ним из гос.реестра;
    • выписка земельного надела из кадастра;
    • документ, разрешающий проводить исследования по изучению недр.

    Важно: Желательно прикрепить эти бумаги сразу, так как их могут запросить позже и это замедлит общий процесс.

  4. Ожидать принятия решения. В среднем на это уходит 3 с половиной недели. Еще три дня придётся ждать прихода решения на почту заказным письмом.

Основания для отказа и что делать в таком случае?

Вам могут отказать в выдаче разрешений если:

  • желаемый земельный надел уже является частной собственностью;
  • вы указали цели использования земли, которые не являются допустимыми согласно вышеперечисленному списку, который регламентирован первым пунктом статьи 39.34 Земельного Кодекса;
  • в вашем заявлении были обнаружены нарушения (например, ошибки, неполное указание данных, не весь требуемый пакет документации).

Что делать?

  • Если вам отказали по причине того, что земля уже кому-то предоставлена, то найдите другой подходящий участок и обратитесь заново;
  • если указанная вами цель использования является недопустимой, то пересмотрите этот вопрос и выберите те цели, которые не запрещены законом;
  • если в вашем заявлении были обнаружены нарушения, то подайте заявление заново, с учетом всех исправлений и с полным пакетом бумаг.

Из других наших публикаций вы узнаете:

  • Каковы нормы предоставления земельных участков, в том числе для целей, несвязанных со строительством?
  • Как составить заявление на предоставление земли и кто может рассчитывать на льготы?
  • В каких областях Дальнего Востока можно получить гектар земли бесплатно?
  • Как арендовать или купить землю без проведения торгов?
  • Можно ли получить участок от государства бесплатно и что делать, если отказали?

Теперь вы полностью ознакомлены с такой новой возможностью как использование земель или земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления. Информация, которая изложена в данной статье, поможет не только сэкономить время на поиске информации, но и избежать ненужных проблем, связанных с использованием земельных участков без предоставления и установления сервитута.

Ссылку на образец документа по использованию земельного участка без предоставления земельного участка мы тоже приписали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *