>ГЭСН 01-01-013-08

Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 2

ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 01-01-013-08

Наименование Единица измерения
Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 2 1000 м3 грунта
Состав работ
01. Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили-самосвалы. 02. Планировка поверхности забоя и земляного полотна забойной дороги бульдозером. 03. Содержание забойной дороги. 04. Вспомогательные работы, выполняемые вручную, связанные с устройством водоотводных канав или ограждающих валиков, с переходом экскаватора с одного места работы на другое и из забоя в забой и т.д.

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

Расценка не содержит накладных расходов и сметной прибыли, соответственно указаны прямые затраты работы на период 2000 года (цены Московской области), которые рассчитаны опираясь на нормативы 2009 года. Для дальнейших расчётов, данную стоимость необходимо умножать на индекс перехода в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Основанием применения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат являются ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ

Наименование Ед. Изм. Трудозатраты
1 Затраты труда рабочих-строителей Разряд 2 чел.-ч 11,41
2 Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) чел.-ч 33,09
Итого по трудозатратам рабочих чел.-ч 11,41
Оплата труда рабочих = 11,41 x 7,8 Руб. 89,00
Оплата труда машинистов = 453,77 (для начисления накладных и прибыли) Руб. 453,77

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Шифр Наименование Ед. Изм. Расход Ст-сть ед.
Руб.
Всего
Руб.
1 060248 Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу при работе на других видах строительства 0,65 м3 маш.-ч 25,25 125,7 3 173,93
2 070149 Бульдозеры при работе на других видах строительства 79 кВт (108 л.с.) маш.-ч 7,84 80,01 627,28
Итого Руб. 3 801,20

РАСХОД МАТЕРИАЛОВ

Шифр Наименование Ед. Изм. Расход Ст-сть ед.
Руб.
Всего
Руб.
1 408-9080 Щебень м3 0,04 0 0,00
Итого Руб. 0,00

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 3 890,20 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в текущих ценах открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕР 01-01-013-08

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Смета на строительство дома, на ремонт и отделку квартир — программа DefSmeta
Аренда программы В программе предусмотрен помощник, который превратит составление сметы в игру.

4.5.3.2 Разработка грунта экскаватором

1. Технологический процесс устройства котлованов включает разработку грунта с погрузкой в транспортные средства, транспортировку грунта, планировку дна и откосов.

2. В качестве ведущей машины при разработке постоянных выемок значительной глубины, котлованов и траншей больших размеров принимают одноковшовый экскаватор.

3. При комплексно-механизированной разработке грунта кроме ведущей землеройной машины в комплект включаются также вспомогательные машины для транспортировки и планировки грунта.

До начала производства земляных работ мастер СМР определяет:

— марку экскаватора;

— способ разработки грунта;

— схему движения экскаватора при забое;

— количество транспортных средств, необходимое из условия бесперебойной работы экскаватора.

Выбор землеройной техники:

В технических характеристиках экскаваторов любой марки приведены, как правило, максимальные показатели их: радиусы резания, выгрузки, высота выгрузки и др. Работа на максимальных для данной машины параметрах приводит к ее быстрому износу и, как следствие, к снижению ее производительности.

Для производства земляных работ следует принимать оптимальные рабочие параметры, составляющие 0,9 максимальных паспортных данных , а именно

Исходя из условий работы, принимаются 2 экскаватора марки КМ-602 и 1 экскаватор марки ЭО-3311 (302)

Табл. 6. Технические характеристики экскаваторов марки КМ-602 (потоки А,Б):

Характеристика

Паспортные данные,

Расчётные параметры,

Вместимость ковша

0,6

0,54

Длина стрелы

13,0 м

11,7 м

Наибольший радиус резания

13,2 м

11,9 м

Наибольшая глубина копания

7,8 м

7,0 м

Радиус выгрузки в транспорт

10,4 м

9,4 м

Мощность

59 кВт (80 л.с.)

53,1 кВт (72 л.с.)

Масса экскаватора

22,3 т

22,3 т

Табл. 7. Технические характеристики экскаватора марки ЭО-3311 (302) (поток В):

Характеристика

Паспортные данные,

Расчётные параметры,

Вместимость ковша

0,3

0,27

Длина стрелы

4,9 м

4,4 м

Наибольший радиус резания

7,8 м

7,0 м

Наибольшая глубина копания

3,6 м

3,2 м

Радиус выгрузки в транспорт

4,2 м

3,8 м

Мощность

28 кВт (38 л.с.)

25,2 кВт (34,2 л.с.)

Масса экскаватора

11,3 т

10,2 т

Выбор способа разработки грунта:

Выбор способа разработки грунта и схемы комплексной механизации зависят от объемов и сроков выполнения работ, вида грунта, геометрических параметров земляного сооружения и условий производства работ. В зависимости от ширины котлована выделяют основные 4 способа разработки грунта (см. рис. 3):

— лобовая проходка;

— уширенная лобовая;

— поперечно-торцовая;

— боковая проходка;

— разработка котлована двумя лобовыми проходками

Рис. 2. Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием «обратная лопата»:

а — лобовая проходка; б — уширенная лобовая; в — поперечно-торцовая; г — боковая проходка; д — разработка котлована двумя лобовыми проходками;

I и II — последовательность проходок; 1 — экскаватор; 2 – автосамосвал

Исходя из размеров котлованов и оптимальных радиусов резания экскаваторов принимается:

— боковая проходка для котлованов К-1, К-3, К-5 и К-6.

— лобовая проходка для котлованов К-2.1, К-2.2, К-4.1 и К-4.2.

Экскаватор и транспортные средства должны быть расположены таким образом, чтобы средний угол поворота экскаватора от места заполнения ковша до места его выгрузки был минимальным, так как на поворот стрелы расходуется до 70% рабочего времени цикла экскаватора.

Количество транспортных средств, необходимых из условия бесперебойной работы экскаватора

Число автомобилей, необходимых для бесперебойной работы землеройной машины, определяется по формуле:

N=

, где

0,3 мин — продолжительность установки под погрузку;

продолжительность нагрузки автосамосвала, мин, определяется по формуле:

, где

0,45 мин — продолжительность цикла.

— число ковшей грунта, погружаемого в кузов;

, где

Q=10 т — грузоподъемность автосамосвала;

γ=1,9 т/м- плотность грунта;

q=0,6 — объем ковша экскаватора КМ-602 (ЭО 3311(302));

0,8 — коэффициент наполнения

Таким образом, для экскаватора КМ-602: ==11,6=11.

=0,45*11=5 мин

Для экскаватора ЭО 3311(302):==23,2=23.

=0,45*23=11 мин

— продолжительность пробега автомобиля от места загрузки до места разгрузки и обратно, мин;

, где

3 км — расстояние транспортирования;

22 км/ч — средняя скорость движения автомобиля.

==16 мин

=0,6 мин — продолжительность установки под разгрузку;

=1,2 мин — продолжительность разгрузки;

Количество автосамосвалов, необходимых для бесперебойной работы:

а) Экскаватора КМ-602:

N=

б) Экскаватора ЭО 3311(302):

N=

4. Разработка грунта котлована экскаватором производится на отметку, превышающую проектную отметку на 100мм для возможности дальнейшей чистовой доработки дна котлована.

5. Зачистку дна выемки и доработку грунта до проектной отметки производят вручную или с помощью бульдозера. Доработанный грунт смещается в сторону экскаватора с последующей погрузкой его в автосамосвалы.

6. Автомобили-самосвалы под погрузку подают задним ходом и устанавливают в соответствии со СНиП на расстоянии не менее 1 м от бровки траншеи с таким расчетом, чтобы угол поворота экскаватора не превышал 70°, а расстояние между поворотной частью экскаватора и борта машины не было менее 1,0м (см. рис. 4)

Рис. 4. Схема установки автотранспорта для погрузки грунта

— Восполнение переборов выполняется местным грунтом с уплотнением до плотности грунта естественного сложения.

— Способ восстановления оснований, нарушенных от промерзания, затопления, а также переборов более 50 см, согласовывается с проектной организацией.

— При обнаружении коммуникаций, не указанных в проекте, земляные работы приостанавливаются для принятия мер по предохранению их от повреждения вместе с эксплуатирующей организацией или представителем заказчика.

Разработка выемок в пределах охранных зон допускается с письменного разрешения эксплуатирующей организации.

— При разработке грунтов, содержащих негабаритные включения, должны быть предусмотрены мероприятия по их разрушению или удалению за пределы площадки. Негабаритными считаются куски, наибольший размер которых превышает:

— 2/3 ширины ковша — для экскаватора с обратной или прямой лопатой;

— 1/2 ширины кузова и по весу половину паспортной грузоподъемности — для транспортных средств.

— Ширина проезжей части подъездных путей в пределах выемки должна быть для самосвалов грузоподъемностью до 12 т при двухстороннем движении — 6 м, при одностороннем — 3,5 м.

— При планировке поверхностей должны соблюдаться проектные отметки и уклоны, не допускается образование замкнутых понижений, при этом:

а) отношения уклона спланированной поверхности от проектных, кроме орошаемых земель, не должны превышать 0,001;

б) отклонения отметок спланированной поверхности от проектных, кроме орошаемых земель, не должны превышать 5 см;

Метод контроля — измерительный, по сетке 50х50 м

4.5.4. Требования к качеству выполнения работ

Разработка котлованов экскаваторами

Этапы работ

Контролируемые операции

Контроль (метод, объем)

Документация

Подготовительные работы

Проверить:

Общий журнал работ

— выполнение вертикальной планировки поверхности строительной площадки (при необходимости);

Визуальный

— разбивку осей сооружения и границ котлована.

Измерительный

Механизированная разработка фунта

Контролировать:

Общий журнал работ

— отклонения отметок дна котлована от проектных;

Измерительный, точки измерений устанавливаются случайным образом; на принимаемый участок 10-20 измерений

— вид и характеристики вскрытого грунта естественных оснований;

Технический осмотр всей поверхности основания

— размеры котлована в плане;

Измерительный

— крутизну откосов.

То же

Приемка выполненных работ

Проверить:

Акт освидетельствования скрытых работ

— геометрические размеры котлована;

Измерительный

— отметки и уклоны дна котлована;

То же

— крутизну откосов котлована;

— » —

— качество фунтов основания (при необходимости).

Технический осмотр всей поверхности основания

Контрольно-измерительный инструмент: нивелир, рулетка, теодолит, шаблон.

Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — в процессе работ.

Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), представители технадзора заказчика.

— Размеры котлованов по дну в натуре должны быть не менее установленных проектом.

— Минимальная ширина котлованов должна быть не менее ширины конструкции +0,2 м с каждой стороны, при необходимости передвижения людей в пазухе — не менее 0,6 м.

— Котлованы следует разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания.

— Отклонения отметок дна котлованов в местах устройства фундаментов и укладки конструкций:

— при окончательной разработке не должны превышать ±5 см;

— при черновой разработке не должны превышать ±10 см;

На устройство оснований под конструкции следует составлять акт освидетельствования скрытых работ.

Не допускается:

— размыв, размягчение, разрыхление или промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более 3 см.

4.5.5. Оснастка, оборудование и инструмент

Наименование

Марка, краткая характеристика, нормативный документ

Количество

Экскаватор

КМ 602

Экскаватор

ЭО 3311(302)

Автосамосвал

КАМАЗ 45143

Лопата совковая

ГОСТ 19596-87

Лопата штыковая

ГОСТ 19596-87

Носилки строительные

Насос

Лента сигнальная

ГОСТ 2245-002-21696750-04

300пм

Перчатки

ГОСТ 5007-87

18 пар

Рукавицы брезентовые

ГОСТ 5007-87

18 пар

Каска строительная

ГОСТ 12.4.087-84

4.5.6. Обеспечение безопасности процессов

4.5.6.1. Общие требования

1. При работе на экскаваторах следует руководствоваться СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», а также правилами, изложенными в инструкции по эксплуатации экскаватора. Экскаватор необходимо устанавливать на ровной спланированной площадке. Работа на уклонах не разрешается.

2. Запрещается нахождение людей и производство каких-либо других работ в зоне действия экскаватора; путь передвижения экскаватора в пределах строительной площадки должен быть заранее спланирован.

3. Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (газопроводов, электрокабелей и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.

4. При приближении к подземным коммуникациям земляные работы должны производиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственной близости от газопровода и кабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового хозяйства и электрохозяйства.

5. Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только вручную лопатами; использовать ломы, кирки и пневмомашины запрещается.

6. При обнаружении взрывчатых материалов земляные работы в этих местах следует немедленно прекратить до получения разрешения от соответствующих организаций

7. Погрузка грунта в самосвалы экскаватором должна производиться со стороны заднего или бокового бока самосвала. Нахождение людей во время погрузки между экскаватором и транспортным средством запрещается.

8. Во время перерывов в работе ковш экскаватора должен быть опущен на землю. После окончания работы машинист экскаватора обязан не только прочно установить ковш, но и затормозить экскаватор.

9. В пределах призмы обрушения запрещаются складирование материалов, движение и установка строительных машин и транспорта, а также установка столбов линий связи.

10. Производство работ в траншеях и котлованах, подвергающихся увлажнению после их полного или частичного отрытия, допускается в том случае, если будут приняты меры предосторожности против обрушения грунта. Для этого прорабу или мастеру необходимо тщательно осмотреть состояние откосов перед началом работы каждой смены; необходимо обрушить грунт в местах обнаружения нависей и трещин у бровок и на откосах; временно прекратить работы до высыхания грунта; уменьшить крутизну откосов на участке, где производство работ является неотложным.

11. Котлованы и траншеи, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктов, а также в местах, где происходит движение людей или транспорта, должны быть ограждены с учетом требований ГОСТ 23407-78. На ограждения необходимо устанавливать предупредительные знаки и надписи, а в ночное время сигнальное освещение. Места перехода людей через траншеи должны быть оборудованы переходными мостиками, освещенными в ночное время.

12. Разрабатывать грунт в котлованах и траншеях “подкопом” не допускается.

13. Валуны и камни, а также отслоения грунта, обнаруженные на откосах, должны быть удалены

14. Рытье котлованов и траншей с вертикальными стенами без креплений в нескальных и мерзлых грунтах выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений допускается на глубину не более 1,5 м — в суглинках.

15. При невозможности применения инвентарных крепежных стенок котлованов и траншей следует применять крепления, изготовленные по индивидуальному проекту, утвержденному в установленном порядке.

16. При установке креплений верхняя часть их должна выступать над бровкой выемки не менее чем на 15 см.

17. Устанавливать крепления необходимо в направлении сверху вниз по мере разработки выемки на глубину не более 50 см.

4.5.6.2. Инструкция по охране труда и технике безопасности для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов

I. Общие требования

1. К управлению экскаваторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный курс обучения и получившие удостоверения на право управления экскаватором определенной модели.

2. Каждый экскаватор закрепляется за определенным обслуживающим персоналом. Один из машинистов назначается старшим (бригадиром).

3. Независимо от прохождения курса обучения весь обслуживающий персонал должен пройти инструктаж по технике безопасности в соответствии с условиями работы.

4. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен быть в спецодежде и иметь все надлежащие защитные средства. Без этого работать на экскаваторе запрещается.

5. Перед началом смены машинист должен получить точные указания об условиях работы в порядке выполнения данного ему задания.

6. Обслуживающий персонал не имеет права приступать к работе на экскаваторе, не убедившись в его полной исправности.

7. Все вращающиеся детали — зубчатые, цепные и ременные передачи, маховики и т. д. — должны быть ограждены кожухами. Пуск экскаватора при снятых кожухах запрещается.

8. Пуск двигателя и механизмов разрешается только после подачи машинистом сигнала.

9. Во время работы экскаватора всем, кроме машиниста, категорически запрещается находиться на поворотной платформе. Не допускается иметь на поворотной платформе посторонние предметы.

10: Необходимо следить за тем, чтобы во всех шпоночных, болтовых и клиновых соединениях ответственных частей экскаватора была совершенно исключена возможность их самопроизвольного разъединения.

11. Заправлять двигатель топливом и смазкой следует только при естественном освещении и лишь в случае крайней необходимости ночью с электроосвещением (от сети или аккумулятора).

12. Во время заправки топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и др. источниками открытого огня. После заправки все детали, облитые топливом или смазкой, следует насухо вытереть, а пролитое топливо тщательно засыпать песком.

13. Не разрешается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо налить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло.

14. Воспламенившееся около машины топливо нельзя тушить водой. Для этой цели необходимо использовать огнетушитель, который должен быть в кабине экскаватора, а также песок, брезент и т. д.

15. Машинист, сдающий смену, обязан предупреждать своего сменщика обо всех неисправностях экскаватора, обнаруженных им во время работы, а также делать записи об этом в журнале.

II. Рабочее место экскаватора

1. Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ. Экскаватор необходимо закрепить во избежание его самопроизвольного перемещения.

2. Расстояние от наружного края гусеницы до бровки траншеи и котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.

3. Для обратной лопаты забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.

4. Для обратной лопаты высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания при данной установке экскаватора.

7. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.

III. Техника безопасности во время работы экскаватора

1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.

2. Заводя пусковой двигатель дизеля, нельзя брать рукоятку в обхват, все пальцы должны быть с одной стороны рукоятки. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель.

3. Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также при открывании крышки радиатора и спуске из него горячей воды.

4. Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.

5. Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.

6. При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.

7. Нельзя открывать бочку с бензином, ударяя по пробке металлическими предметами.

8. Во избежание несчастных случаев при аварии рабочего механизма во время работы экскаватора воспрещается кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.

9. Во время работы категорически воспрещается:

а) менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма);

б) регулировать тормоза при поднятии ковша;

в) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.

10. В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора — застопорены.

12. Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся с ведома машиниста во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.

13. Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.

14. Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.

15. В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напряжении 1 кВт — 1,5 м; до 20 кВт — 2 м; 35 — 110 кВт-4м; 154 кВт — 5м; 220 кВт — 6 м и 330-500 кВт — 9м.

16. Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.

17. Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.

18. Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.

19. Дополнительные требования при работе экскаватора с прямой или обратной лопатой:

а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;

б) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму или гусеницу, а ковш — еще и о грунт;

в) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;

г) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы;

д) при разработке первой траншеи необходимо следить, чтобы при повороте ковша на разгрузку хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стенку забоя;

IV. Техника безопасности при передвижении экскаватора

1. Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице, необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.

2. Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал.

3. Во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается.

4. Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.

4.5.7. Перечень нормативных документов

СП 126.13330.2012

Геодезические работы в строительстве

СП 104-34-96

Производство земляных работ

СП 12-135-2003

Безопасность труда в строительстве

СП 48-13330-2011

Организация строительства

ГОСТ17.4.3.02-85

Правила производства земляных работ

СП 45-13330-2012

Земляные сооружения. Основания и фундаменты

ППБ 01-03

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации

>ГЭСН 01-01-013-14

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

С одной стоянки экскаватора разрабатывают участок длиной 3 — 4 м, после чего экскаватор передвигают на новое место стоянки.

Экскавацию грунта необходимо вести с наименьшими затратами времени на выполнение рабочего цикла (рис. 2).

С этой целью поворот платформы совмещают с опусканием порожнего ковша, а подъем груженого ковша — с поворотом платформы и возвратом рукояти.

Рис. 2. Циклограмма экскавации грунта II группы экскаватором Э-1252Б

В процессе наполнения ковша грунт режут стружками наибольшей толщины при максимальных оборотах двигателя, стремясь наполнить ковш «с шапкой» за возможно более короткое время.

При разработке грунта II группы экскаватором Э-1252Б наибольшая толщина стружки составляет около 30 см. Минимальная продолжительность наполнения ковша — 5 сек.

Транспортировка грунта и укладка его в насыпь

Транспортировку грунта из карьера в насыпь производят автомобилями-самосвалами МАЗ-503, КрАЗ-256Б.

Количество транспортных средств, необходимых для перевозки грунта, определяют расчетом для каждого конкретного случая с учетом фактических условий работы и дальности возки.

В каждый автомобиль-самосвал КрАЗ-256Б загружают 6 м3 грунта. Затем грунт транспортируют до места производства работ и выгружают через каждые 5 м вдоль насыпи и через каждые 3 м по ширине насыпи, начиная с ее краев (рис. 3).

Грунт разравнивают слоями толщиной 0,35 — 0,4 м за 1 — 2 прохода бульдозера Д-493А по одному следу. Работу выполняют на II рабочей скорости с перекрытием предыдущего следа на 0,5-0,8 м.

После разравнивания грунта производят сначала предварительную (грубую) планировку слоя за 1 — 2 прохода бульдозера по одному следу, а затем окончательную его планировку за 1 — 2 прохода по одному следу с приданием поверхности слоя поперечного уклона 20 — 40 ‰ от оси к бровкам земляного полотна.

Рис. 3. Схема разгрузки грунта и укладки его в насыпь:

1, 2, 3 и т.д. — последовательность выгрузки грунта из автомобилей-самосвалов

Уплотнение грунта

Уплотняют грунт послойно. Если влажность грунта, определяемая лабораторией, повышена, то его просушивают до достижения оптимальной влажности. Сухой грунт увлажняют, при этом количество воды, необходимое для его увлажнения, определяет лаборатория.

Грунт уплотняют круговыми проходами за два периода: сначала — более легкими катками (Д-625) за 3 — 4 прохода по одному следу, а затем — тяжелыми катками (Д-551) за 7 — 8 проходов по одному следу.

Первые проходы начинают на расстоянии 2 — 2,5 м от бровки насыпи, во избежание обрушения откоса. Затем последующими проходами, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины катка, уплотняют упорные полосы по краям насыпи.

После этого уплотнение грунта продолжают с перемещением от краев насыпи к ее оси (перекрытие каждого прохода составляет 1/3 — 1/4 ширины катка).

Степень уплотнения грунта проверяют лабораторно-контрольные посты строительства.

Величина коэффициента уплотнения не должна быть меньше значений, указанных в таблице.

Значения минимального требуемого коэффициента уплотнения грунта

Часть насыпи

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Усовершенствованные покрытия капитального типа

Покрытия усовершенствованные облегченные и переходного типа

Дорожно-климатические зоны

II — III

IV — V

II — III

IV — V

Верхняя

До 1,5

1 — 0,98

0,98 — 0,95

0,98 — 0,95

0,95

Нижняя не подтапливаемая

1,5 — 6

0,95

0,95

0,95

0,95

Более 6

0,98

0,9

Нижняя подтапливаемая

1,5 — 6

0,98 — 0,95

0,95

0,95

0,95

Более 6

0,98

0,98

Указания по технике безопасности

При производстве работ на экскаваторе необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности.

Экскаваторы во время работы должны устанавливаться на спланированной площадке. Запрещается подкладывать под гусеницы бревна, камни и другие предметы.

При работе экскаватора рабочим запрещается находиться под его ковшом или стрелой, проводить другие работы со стороны забоя. Посторонним лицам запрещается находиться на расстоянии менее 5 м от радиуса действия экскаватора.

Во время перерывов в работе ковш следует опустить на землю. Очищать ковш можно, только опустив его на грунт.

При погрузке грунта ковш экскаватора не должен перемещаться над кабинами автомобилей. Водитель автомобиля во время погрузки должен выходить из кабины.

Запрещается изменять вылет стрелы при заполненном ковше, регулировать тормоза при поднятом ковше.

В процессе работы необходимо не допускать чрезмерного врезания ковша в грунт. Поворот ковша для выгрузки и передвижку экскаватора с опорожненным ковшом следует начинать только после выхода ковша из грунта, тормозить в конце поворота с заполненным ковшом плавно, без резких толчков, при подъеме ковша не допускать упора блока ковша о блок стрелы, при опускании ковша не сообщать рукояти напорного движения, не допускать ударов о раму, гусеницу или грунт, следить за правильной навивкой канатов на барабаны лебедок. Запрещается направлять канаты руками.

При пробивке пионерной траншеи необходимо следить за тем, чтобы при повороте ковш был поднят выше боковой стенки забоя, а хвостовая часть экскаватора не задевала за нее.

При работе бульдозера необходимо соблюдать следующие правила.

Сбрасывая грунт под откос отвалом бульдозера, не выдвигать отвал за бровку откоса насыпи.

Не поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом.

Не работать в глинистых грунтах в дождливую погоду.

Во время случайных остановок бульдозера отвал должен быть опущен на землю для разгрузки канатов и предупреждения их аварийных разрывов.

Одноосный каток на пневматических шинах (с балластным кузовом) разрешается прицеплять к тягачу только при груженом балластном кузове. Поднимать переднюю часть катка необходимо только при помощи подъемного устройства (домкрата). Задний домкрат катка должен быть установлен таким образом, чтобы дышло катка поднялось до уровня прицепного устройства тягача. При прицепке катка рабочим запрещено находиться сзади кузова и в кузове.

В процессе укатки прицепным катком любого типа запрещается движение тягача задним ходом.

Запрещается отцеплять загруженный одноосный каток на пневматических шинах. Для этого он должен быть предварительно разгружен.

Транспортировать катки на пневматических шипах необходимо на прицепе, без балласта.

При изменении направления движения самоходных катков всех типов необходимо подавать предупредительный сигнал (свисток).

При производстве земляных работ с разработкой грунта экскаваторами следует руководствоваться следующей литературой:

СНиП II-Б.1-71 «Земляные сооружения. Правила производства и приемки работ», М., Госстрой, 1971;

СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», М., Госстрой, 1973;

ВСН 97-63 «Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог», М., «Транспорт», 1964;

«Руководством по организации труда при производстве строительно-монтажных работ», глава 2 «Земляные работы», М., ЦНИИОМТП, 1971;

«Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., «Транспорт», 1969;

Типовыми инструкциями по охране труда для машинистов экскаватора, бульдозера и грунтоуплотняющих машин, выпущенными институтом «Оргтрансстрой» в 1973, 1975 и 1976 гг.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работу по возведению насыпи из грунта, разрабатываемого экскаваторами с подвозкой автомобилями-самосвалами и отсыпкой его в тело насыпи, выполняет комплексная бригада.

Для выполнения работ по отсыпке насыпи высотой до 1 м участок длиной 400 м делят на две равные захватки. Работу организуют так, чтобы отсыпка и разравнивание грунта велись на одной захватке, а уплотнение — на другой.

Состав бригады

Машинисты экскаватора 6 разр. 2

Помощники машинистов 5 разр. 2

Водители автомобилей-самосвалов по расчету

Машинисты бульдозера 6 разр. 2

Машинист прицепного катка на пневматических шинах 5 разр. 1

Машинист полуприцепного катка на пневматических шинах 6 разр. 1

Количество автомобилей-самосвалов определяют расчетом с учетом фактических условий и дальности возки.

Данные о потребности в автотранспорте для обслуживания одного экскаватора Э-1252Б при дальности возки до 10 км приведены в таблице.

Потребность в автотранспорте для обслуживания одного экскаватора Э-1252Б

Марка автомобиля

Количество автомобилей-самосвалов при дальности возки, км

МАЗ-503

КрАЗ-256Б

Работа карьерных экскаваторов и самосвалов на открытых месторождениях

Мировой рынок твёрдых полезных ископаемых на протяжении нескольких десятилетий испытывает постоянный рост: за последние 4 десятилетия объёмы потребления минерального сырья значительно увеличились, что обусловлено ростом населения и развитием промышленности. Добыча основных сырьевых ресурсов в период с 1970 по 2010 показывает следующий рост: угля – в 2 раза, железной руды – в 3 раза, медной руды – в 2,5 раза, бокситов – в 7 раз, никеля — в 2 раза. Эти факторы влекут за собой закономерное увеличение потребности в тяжелой технике для разработки открытых месторождений.

К 2011 году мировой машиностроительный комплекс, производящий карьерную технику, сконцентрировался в четырёх крупнейших корпорациях: Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Volvo. Эти производители и по сей день являются лидерами по количеству спецтехники, поставляемой на карьеры России.

Технологические процессы разработки месторождений

Вскрыша пустых пород производится бульдозерами и скреперами, вскрыша тяжелых грунтов — экскаваторами или драглайнами.

Разработка наиболее твердых каменных пород производится взрывом «на разрыхление» (применяется заряд такой силы, которая может только разрушить и разрыхлить материал, не разбрасывая его в стороны от места взрыва). Разработка менее твердых пород производится одноковшовыми экскаваторами с непосредственной погрузкой в автотранспорт. Разработка наиболее слабых грунтов (легких супесей и песков) производится одноковшовыми и многоковшовыми погрузчиками.

Для погрузки дробленой взрывом скалы целесообразно использовать экскаваторы на гусеничном ходу с рабочим оборудованием прямой лопаты и вместимостью ковша от 3 м3. Погрузка некрупных каменных материалов и грунтов в транспортные средства производится экскаваторами с ковшами емкостью до 2 м3. Погрузка песка, галечника часто осуществляется фронтальными погрузчиками.

Для вывоза горной массы идеально подходят карьерные самосвалы. Выбор модели карьерного самосвала в основном зависит от того, какая техника используется для загрузки горной массы.

Карьерные экскаваторы

Гусеничные карьерные экскаваторы широко используются на открытых горных работах: для разработки ископаемых пород и вскрыши и их погрузки в транспортные средства, а также для перемещения породы по площадке.

Гидравлические экскаваторы обладают очевидными технологическими преимуществами. С их помощью возможно осуществлять выемку пород верхним и нижним черпанием, выполнять загрузку автотранспорта, который может находиться как на горизонте установки экскаватора, так и выше или ниже его. Данные машины очень мобильны и многофункциональны, обеспечивают высокую эффективность селективной разработки сложных месторождений, разработку обводнённых залежей, безвзрывную выемку пород. Кроме того, современные гидравлические экскаваторы экологичны: они оснащены дизельными двигателями с минимальным выхлопом, а также надежными системами по недопущению утечек рабочих жидкостей в окружающую среду.

Основные элементы конструкции карьерного экскаватора — это кузов, поворотная платформа, стрела с рукоятью и ковшом, нижняя рама и гусеничная ходовая часть, двуногая стойка. Все составляющие изготовлены из высокопрочной стали, что обеспечивает высокую надежность, а также возможность работы машины в любых погодных условиях, в диапазоне температур от –40 до +45 градусов. Длина стрелы определяет показатели выработки вертикальных стен карьера: высота копания может достигать 20 м, радиус– 24 м. Главный определяющий фактор производительности машины — это размер ковша (до 50 м3): чем больше его объем, тем эффективнее выработка и загрузка породой кузова транспортного средства. Для всех современных моделей экскаваторов доступен большой ассортимент ковшей, с помощью которых осуществляется загрузка самосвалов с разной грузоподъемностью при сохранении оптимального количества циклов (обычно до 4-6). Различают два основных вида используемых ковшей: скальный (разгрузка через днище) и сменный (разгрузка опрокидыванием). Стоит заметить, что гидравлические экскаваторы обладают значительным преимуществом перед мехлопатами: они способны выполнять плавную, почти безударную выгрузку породы в кузов, что способствует значительному снижению динамической нагрузки на днище кузова и подвеску самосвала, значительно уменьшает пылеобразование и помогает избежать просыпей породы за пределы кузова.

Карьерные самосвалы

Карьерный самосвал – это грузовой автомобиль с самостоятельной разгрузкой, которая осуществляется с помощью наклона кузова или всего автомобиля телескопическими подъемниками. Данные машины широко применяются на открытых карьерах, показывая наибольшую эффективность в работе с гидравлическими экскаваторами.

Благодаря совершенству конструкции, современные самосвалы отличаются высокой проходимостью и надежностью в условиях бездорожья, трудных климатических условиях, а также имеют очень высокую грузоподъемность.

Карьерные самосвалы с жесткой рамой массово применяются на карьерах по всему миру, что свидетельствует об их исключительных технико-экономических показателях. Данные машины прекрасно зарекомендовали себя при работе в сложных условиях. Карьерный самосвал – это мощная маневренная машина большой грузоподъемности, предназначенная для перевозки сыпучих грузов и горных пород по дорогам с прочным основанием.

Разработка карьерных самосвалов производится с учетом их работы в связке с экскаваторами, поэтому при проектировании большое внимание уделяется соответствию параметров самосвала характеристикам экскаватора: в первую очередь, это оптимальное соотношение объема ковша и вместимости кузова самосвала. Размер и форма кузова должны обеспечивать эффективную разгрузку ковша экскаватора, минимизировать просыпи и способствовать оптимизированию укладки породы. Также большое значение имеет число разгрузочных циклов (оптимальным считается количество от 3 до 6). В зависимости от условий, продолжительность разгрузки должна составлять от 9 до 30 секунд.

Карьерные экскаваторы от 100т + карьерные самосвалы с жесткой рамой:

Шарнирно-сочлененные самосвалы — относительно новый класс горно-транспортных машин, разработанных для работы с гидравлическими экскаваторами в течение последних двух десятилетий. Важно, что в России нет производства такого вида техники. Наибольший опыт в проектировании и производстве шарнирно-сочлененных самосвалов имеют такие производители как Volvo и Caterpillar.

Особенности конструкции и показываемые рабочие характеристики обеспечивают сочлененным самосвалам большие перспективы для работы в условиях российских карьеров. Благодаря сочленению, проектировщикам данных машин удалось добиться высокой степени независимости кабины и кузова, что обеспечивает машине плавный ход в условиях бездорожья. Беспроблемное передвижение самосвала по карьерным дорогам также обеспечивается работой высокотехнологичной гидравлической системы и оснащенностью каждого колеса отдельным приводом. Еще одно важное отличие от жесткорамных самосвалов заключается в значительно меньшем радиусе поворота и ширине машины, что обеспечивает исключительную маневренность.

Карьерные экскаваторы от 70т + шарнирно-сочлененные самосвалы


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *