Содержание

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

Земельное законодательство исходит из принципа нормирования земель для различных нужд.

Общие положения о нормировании земель установлены в ст. 33 ЗК РФ.

Можно выделить несколько случаев применения норм.

1). Нормы, которые устанавливаются и применяются только в случае предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и для определенных целей. Это п.1 и 2 ст. 33 ЗК РФ. Эти нормы устанавливаются в законодательстве Самарской области и местном законодательстве.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В аналогичных случаях нормы предоставления для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Субъекта РФ.

Соответствующие нормы установлены в ряде статей Закона Самарской области «О земле».

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,25 гектара;

2) для огородничества — 0,5 гектара;

3) для дачного строительства — 0,25 гектара;

4) для животноводства — 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,03 гектара;

2) для огородничества — 0,06 гектара;

3) для дачного строительства — 0,05 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Предельные нормы предоставления земельных участков бесплатно гражданам для тех же целей устанавливаются отдельно публичным собственником земель. П. 2 ст. 33 ЗК РФ определяет:

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Данным вопросам посвящены следующие статьи Закона Самарской области «О земле»:

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

В соответствии с статьей 14. максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области устанавливается:

1) для садоводства — 0,1 гектара;

2) для огородничества — 0,2 гектара;

3) для дачного строительства — 0,1 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров;

6) для ведения личного подсобного хозяйства — 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства — 0,1 гектара.

В статье 14.1. устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим 3 и более ребенка, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер — 0,1 гектара.

2. Минимальный размер- 0,01 гектара.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также устанавливает требования к определению предельных размеров земельных участков. Статья 4данного закона содержит следующие положения: Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Закон Самарской области «О земле» в ст. 15 устанавливает предусмотренные нормы, со всеми ограничениями по их применению, установленными федеральным законом.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в собственность, составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в аренду, составляет 0,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров.

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Самарской области также установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Самарской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, который составляет 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ст. 16).

Большое значение для определения соответствия размера земельного участка имеют правила землепользования и застройки, принимаемые органом местного самоуправления, на что указывает п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в которой говориться: Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с ГрК, правила землепользования и застройки должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования и предельные размеры земельных участков для каждой градостроительной зоны. Такие нормы применяются не только при образовании земельного участка из государственных и муниципальных земель в целях предоставления гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, но и при предоставлении земельных участков в других целях, в том числе юридическим лицам.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории предваряет кадастровый учет. Поэтому соответствие земельного участка требованиям законодательства определяется на стадии кадастрового учета. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Несоответствие земельного участка требованиям законодательства о предельных размерах земельного участка может быть основанием и для отказа в осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, так как в этом случае регистрирующий орган должен будет сделать вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

Время чтения: 4 минут

Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2015 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.

Узнайте, что собой представляют правила застройки и землепользования.

Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов

Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Достоверные максимальные и минимальные размеры земельного участка под ИЖС

Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.

В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.

Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.

То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.

Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:

  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Площадь надела

Несмотря на то, что в каждом регионе и муниципалитете имеются собственные предельные значения выделяемых земельных участков под жилую застройку, существуют значения ниже или выше которых нельзя «подниматься» или «опускаться».

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.

Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:

  1. В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
  2. В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Минимальный размер надела учитывается не только при определении возможности строительства жилого дома, но и при желании владельца разделить свой один большой кусок земли на несколько участков.

Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.

Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.

Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.

Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 4
Санкт-Петербург 3
Ленинградская область 6 в городах, 10 в селах
Новосибирск 6
Екатеринбург 4
Краснодарский край 4

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Строительные нормы

Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.

Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.

Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:

  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как правильно распланировать постройки на участке и каких ошибок следует избежать.

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

Действующее законодательство устанавливает множество правил, в соответствии с которыми осуществляется предоставление и владение земельными участками.

Многие граждане часто не знают о том, какие требования устанавливаются различными нормативными актами и что нужно учитывать для того, чтобы отстаивать свои права.

В частности, полезно знать о том, какой предусмотрен минимальный размер земельного участка под ИЖС или для ведения какой-либо деятельности.

Нормативные акты и градостроительный регламент

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Доверенность на безвозмездную передачу земельного участка оформляется на правах дарения.

Как написать дарственную на дом и участок — читайте в этой публикации.

Минимальный размер земельного участка

Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.

Под ИЖС Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным. Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток.
Для садоводства В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:

  • садоразведение – 0.05 га;
  • строительство дачных коттеджей – 0.05 га;
  • обустройство огорода – 0.01 га.

В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз.

При межевании или разделе
  • Если человек является законным собственником определенного земельного участка, имея на него всю необходимую документацию, ему может потребоваться проведение процедуры раздела земельного участка для последующей продажи определенной доли этого имущества. При этом не все учитывают, что в процессе раздела участка нужно, в первую очередь, выполнить межевание данной территории. Данная процедура может проводиться только уполномоченными кадастровыми инженерами, и в процессе проведения данного мероприятия осуществляется выделение определенной доли территории в натуре, а также оформляется план на все образовавшиеся участки.
  • С полученными документами заинтересованное лицо обращается в территориальное отделение кадастрового учета, где человеку нужно будет в письменной форме сообщить, что предыдущий участок будет полностью снят с учета. Затем оба образовавшихся владения будут регистрироваться заново на имя определенного гражданина, вследствие чего каждый участок получит уникальный кадастровый номер, а собственнику будет предоставлен паспорт, на основании которого он в дальнейшем сможет официально зарегистрировать свое право собственности.
  • Таким образом, нет ничего сложного в проведении данной операции, но в то же время она предусматривает определенные нюансы, такие как, к примеру, то, что действующее законодательство не устанавливает минимальный размер участка. Предусматривается возможность внесения в данный норматив местными органами власти, но в любом случае суть будет оставаться единой – если хотя бы одна из выделенных территорий не будет соответствовать установленным нормам, зарегистрировать свое право собственности уже не получится.
  • Помимо этого, стоит отметить тот факт, что общая площадь получившихся участков не должна быть больше реального размера старого землевладения. В процессе раздела участка между собственниками каждый из них должен будет соответствовать определенной категории.
  • Если же заинтересованное лицо не является единоличным владельцем определенного земельного участка, то в таком случае решение, на основании которого будет осуществляться процедура раздела территории, принимается всеми лицами, имеющими право владения указанным имуществом. В конечном итоге все они могут по-прежнему остаться совладельцами, только в их распоряжении уже будет присутствовать сразу два земельных участка с предоставлением каждому соответствующей доли. После того, как будет точно определено право владения, можно будет заполнить соответствующий образец заявления.
  • Таким образом, после раздела недвижимости землевладение юридически перестает существовать, и вместо него появляется два абсолютно независимых участка. При этом даже из этого правила могут быть определенные исключения, касающиеся садовых товариществ, так как в данном случае даже после раздела осуществляется сохранение имеющихся территориальных границ, а также юридической силы различных документов.
Сельскохозяйственного назначения В данном случае также все зависит от особенностей регионального законодательства. Таким образом, к примеру, в Москве минимальные размеры таких земельных участков устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства №3/59-П, которое было опубликовано 28 мая 2003 года.

Таким образом, на территории столицы земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности, должны иметь определенную площадь, соответствующую их конкретной цели, а именно:

  • фермерское хозяйство – не менее 2 га;
  • садоводческая деятельность – не менее 0.06 га;
  • огородническая деятельность – не менее 0.04 га;
  • строительство дачной недвижимости – не менее 0.06 га.
Под ЛПХ
  • Участок под ЛПХ может предоставляться гражданам в использование или же приобретаться ими на законных основаниях по кадастровой стоимости.
  • Если осуществляется выдача определенной территории со стороны государства или же органов местного самоуправления, то в таком случае ее габариты будут ограничиваться нормами, установленными в соответствии с региональным законодательством. Таким образом, к примеру, во Владимире участки не могут быть менее 0.04 га, в то врем как в Чебоксарах минимальная площадь составляет 1 200 м2.
  • Одна семья в собственности может иметь ограниченную площадь земли, и в соответствии с общими правилами ее размеры не могут быть более 0.5 га. При этом стоит отметить тот факт, что региональные органы власти имеют право расширять данную площадь, но в любом случае она не может составлять более чем 2.5 га.
  • Таким образом, к примеру, во Владимирской области можно получить такой земельный участок площадью до 2.5 га, в то время как власти Чувашской Республики предусматривают возможность выдачи территорий с площадью не более 1 га.
Вновь образуемого
  • Нормы статьи 11.9 Земельного кодекса устанавливают полный перечень требований, которые предъявляются к вновь образуемым или же измененным земельным участкам, предусмотренных действующим законодательством. При этом стоит отметить тот факт, что данный кодекс устанавливает также понятие минимального и максимального пределов.
  • Таким образом, минимальный порог представляет собой определенную площадь, предусмотренную для участков конкретного назначения. В частности, к примеру, для дачных территорий предусматривается возможность выдачи участка с площадью не менее 0.6 га, в то время как садовые участки могут иметь площадь от 0.4 га (данные показатели устанавливаются для Москвы и могут изменяться в других регионах).
  • Каждый отдельный регион устанавливает собственные показатели, но в любом случае нормативы должны приниматься в соответствии с действующим Градостроительным кодексом, а также различными законодательными актами в данной области. К примеру, максимальные и минимальные пороги для определенного поселения будут устанавливаться на основании данных, указанных в общей кадастровой схеме всех территорий, а также с учетом требований различных граждан.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Под многоквартирными домами
  • В соответствии с нормами земельного законодательства устанавливается возможность определения минимальных размеров земельных участков под многоквартирными домами. При этом стоит отметить тот факт, что реализация данного права касательно определения площади земельного участка, который требуется для размещения и последующей эксплуатации многоквартирного дома, не является целесообразным.
  • Если площадь требуемого земельного участка принимать в качестве минимального, то в таком случае какие-либо притязания граждан, имеющих право собственности на различие помещения внутри дома, на обладание права общей долевой собственности на территорию, будут ограничиваться исключительно установленными действующим законодательством его границами.

Судовая практика

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2003 года.

На основании решения суда первой инстанции заявитель получил отказ в удовлетворении указанных требований, в связи с чем подал апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда первой инстанции.

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.

Участок ЛПХ — это личное подсобное хозяйство, которое не предназначено для возведения построек и зданий.

Что такое регистрация права собственности на участок — читайте более подробно в этой статье.

Правила оформления земельного участка указаны .

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:

  • Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
  • Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).

Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.

Данные правила касаются вида права собственности:

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
  • Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
  • Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Как сделать межевание земельного участка?

Как перевести земельный участок из аренды в собственность,

Как арендовать земельный участок у администрации, читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/arenda-zemelnogo-uchastka-u-administracii.html

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использования Возможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство 4000
Садоводство 15
Огородничество 10
Дачное строительство 25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2017 год:

№ района п/п Подразделение на районы в МО Вид использования земельного участка для с/х деятельности Максимальный размер, в сотках
1. Волоколамский ИЖС в Волоколамске и Сычево 12
ИЖС в селе 25
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево 12
Приусадебный ЛПХ в селе 25
Полевой ЛПХ 100
2. Воскресенский ИЖС в Воскресенске и поселках 15
ИЖС в селе 30
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках 15
Приусадебный ЛПХ в селе 30
Полевой ЛПХ 30
3. Дмитровский Для ИЖС или ЛПХ 15
Для садоводства 12
4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 15
ИЖС в селе 30
ЛПХ 50
5. Клинский ИЖС 30
Приусадебные ЛПХ 30
Полевые ЛПХ 100
6. Коломенский ИЖС и ЛПХ в поселке Пески 20
ИЖС и ЛПХ в селе 30
Полевые ЛПХ 20
7. Ленинский ИЖС в г. Видное 15
ИЖС кроме г. Видное 25
ЛПХ в г. Видное 15
ЛПХ кроме г. Видное 25
8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 20
ИЖС в селе 50
Приусадебный ЛПХ в Лотошино 20
Приусадебный ЛПХ в селе 50
Полевой ЛПХ 50
9. Можайский ИЖС 12
ЛПХ 30
10. Наро-Фоминский ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске 15
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС 30
11. Ногинский ИЖС и ЛПХ в Ногинске 9
ИЖС и ЛПХ в районе 12
12. Одинцовский ИЖС 25
ЛПХ 25
13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 30
ИЖС для городов 15
ЛПХ для села
ЛПХ для города 40
14. Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 25
ИЖС в селе 30
ЛПХ 30
15. Раменский ИЖС 40
Приусадебные ЛПХ 40
Полевые ЛПХ 100
16. Сергиево-Посадский ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах 12
ЛПХ, ИЖС в селах 30
Полевые ЛПХ 200
17. Серпуховский ЛПХ, ИЖС 300
18. Солнечногорский ИЖС 25
Приусадебные ЛПХ 25
Полевые ЛПХ 100
19. Ступинский ЛПХ, ИЖС в Ступино 6
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево 8
ЛПХ,ИЖС в селах 15
20. Талдомский ИЖС в городе 2
ИЖС в селе 25
Приусадебные ЛПХ в городе 25
Приусадебные ЛПХ в селе 50
Полевые ЛПХ 150
21. Чеховский ИЖС 15
ЛПХ 25
22. Шатурский ИЖС 50
ЛПХ 50
23. Щелковский Приусадебный ЛПХ 50
Полевой ЛПХ 100
ИЖС 40

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

Если говорить о Ленинградской области, то на данный момент там действует закон от 23 октября 2003 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:

  • Для земель садоводства – 12 соток;
  • Для строительства дачи – 10 соток;
  • Для ведения животноводства – 500 соток.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 6 из 7 читателей считают Запись полезной.>Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Что понимается под предельными размерами земельных участков?

Понятие о предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков означает только одно — площадь участка, который для тех или иных задач будет выкуплен или арендован у муниципалитета, получен в результате раздела, выделен из того, что находится в общедолевой собственности, не может ниже и не может быть выше некоторого размера, принятого за установленную норму для конкретных видов использования участка.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков связаны с такими показателями застройки, как параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства:

  • минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
  • максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Не касаясь ситуаций с параметрами разрешённого строительства объектов и их реконструкции, рассмотрим вопрос о размерах максимальных и минимальных площадей земельных участков, предоставляемых или уже используемых для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного или фермерского хозяйств

Назначения этих участков отражены в видах их разрешённых использований, а от видов использований, в свою очередь, зависит размер их площадей. Площади участков для ИЖС и садоводства существенно меньше площадей участков для ЛПХ или КФХ, как, впрочем, все площади участков различного назначения отличаются друг от друга.

Предельные размеры площадей земельных участков устанавливаются по специальному порядку, который определяется не только земельным и градостроительным законодательством, но и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), а в случае отсутствия ПЗЗ предельные размеры, руководствуясь законодательством, устанавливают местные муниципалитеты или субъекты РФ.

Земельные участки, площади которых, в силу различных обстоятельств, не соответствуют установленным предельным нормам, не подлежат государственной регистрации, что исключает возможность их застройки и выполнение с ними тех или действий.

Размеры минимальных и максимальных площадей участков в условиях принятых ПЗЗ

Размеры минимальных и максимальных площадей (предельных размеров) земельных участков определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми местными муниципалитетами (Градостроительный кодекс РФ — статья 30)

В ПЗЗ, по требованиям Градостроительного кодекса РФ, в каждой территориальной зоне вводятся градостроительные регламенты, по которым в этих зонах устанавливаются не только виды разрешённого использования участков, входящих в градостроительную зону, но и их предельные размеры.

Предельные размеры являются обязательными нормами для всех видов участков и применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель,
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков для ИЖС, огородничества, дачного строительства и садоводства, для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйств, животноводства и иных целей,
  • при решении вопросов о возможности разделов участков,
  • при решении вопросов о возможности или невозможности выполнения прирезок к участкам (перераспределение земельных участков),
  • при образовании нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков,
  • при выделе участка, находящегося в общей собственности и относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (для ведения ЛПХ, осуществления деятельности КФХ (если основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ) — в размере доли в праве общей собственности,
  • при выделе невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок — по фактическому размеру,
  • при выделе земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок — исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей с учётом естественных границ на местности,
  • при образовании земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель — не меньше установленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

1. Если площадь участка не соответствует предельным нормам

Если площадь образуемого или изменяемого участка не соответствует предельным размерам, это обстоятельство станет основанием для отказа в его государственной регистрации.

Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ГКН. При этом фактическая площадь не должна быть выше предельного максимального размера участков и не быть меньше минимального размера, установленных в период образования или покупки участка с данным видом разрешённого использования.

При превышении фактической площади участка над установленным минимальным размером, а случае, когда предельные размеры не установлены, — на величину более 10% над той площадью, что зафиксирована в ГКН, единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета, а просто «прирезать» избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам — 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, — 15 соток.

Собственник участка попытался оформить прирезку 3-х лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%. Это увеличение невозможно объяснить допускаемой погрешностью топографических измерений, варьируемой, в частности, для дачных участков в интервале от 9 до 50 м2 (возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков), зато оно хорошо понятно собственнику, который путём переноса границ (зелёных насаждений и канав на участке или его ограждения) произвёл самозахват этих 3-х соток.

Даже если предположить, что:

1) в период получения или покупки участка были установлены предельные минимальные размеры дачных участков в 12 соток (что так же укажет на превышение избытка площади над предельным минимумом на 25%, а для установленного предельного минимума в 6 соток — на целых 50%)

2) предельные размеры не были установлены вообще,

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель (прирезку к участку). Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

2. На какие участки предельные нормы площадей не распространяются?

Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения представлены в статье 4 указанного в ссылке федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Требования по предельным размерам и местоположению не распространяются на участки, которые формируются по результатам их изъятия для государственных или муниципальных нужд (в том числе путём выкупа) для размещения следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства,
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов,
  • документов территориального планирования,
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов.

В иных случаях предельные размеры участков, в соответствии с принятыми ПЗЗ и градостроительными регламентами, устанавливаются местными властями (постановлениями администраций или решениями депутатских советов об установлении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам на каком-либо праве) или законами субъектов РФ.

3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

В разных муниципалитетах предельные размеры участков могут различаться. Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (), с предельными размерами в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов).

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер — 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0.03 га (за чертой населённого пункта);
    • максимальный размер — 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта);
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0.06 га;
    • максимальный размер — 0.25 га и 0.35 га (дя отдельных случаев — на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель);
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер — 0.2 га;
    • максимальный размер — 1 га.

В Копорском сельском поселении:

  • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер — 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0,03 га (за чертой населённого пункта);
    • максимальный размер — 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта).
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0,05 га;
    • максимальный размер — 0,25 га.

Сравнив тексты документов (постановления администрации МО «Приморское городское поселение» (№603 от 24.06.2016 г.) и решение Совета депутатов МО «Копорское сельское поселение» (№4 от 10.02.2016 г.)), утверждающих предельные размеры участков, можно констатировать, что в этих поселениях установлены разные нормы предельных площадей, но, вместе с тем, выявляются и общие подходы этих органов власти к определению минимальных и максимальных размеров земельных участков для садоводства, для дачного строительства, для ведения огородничества, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для ведения животноводства на основе размеров земельных участков, установленных в соответствии с законами субъекта РФ (в данном случае — закона Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.).

Наличие различий в предельных площадях земельных участков зависит от многих факторов — от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений, численности и плотности населения в них, направлений и перспектив использования земель, востребованности участков того или иного назначения и многих других факторов.

Предельные размеры бесплатных участков для многодетных семей

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность многодетным семьям, имеющих 3-х и более детей, устанавливаются местными муниципалитетами, то есть их площадь будет разной в разных регионах (с самими условиями предоставления земли многодетным семьям можно ознакомиться ).

Предельные размеры бесплатных участков для многодетных семей в Санкт-Петербурге

Многодетным семьям, проживающим и зарегистрированным в Санкт-Петербурге, бесплатная земля предоставляется в первую очередь.

Многодетные семьи, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке, имеют право выбора одного из следующих вариантов:

  1. получить земельный участок на подготовленных территориях;
  2. воспользоваться сертификатом для покупки участка в любом регионе России.

Получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства:

  • участки предоставляются без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков,
  • участки образованы из тех участков, что находятся в собственности Санкт-Петербурга, и из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими), а также из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, по земельному законодательству, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Предельные размеры таких участков составляют:

  • минимальный размер — 0.12 га
  • максимальный размер — 0.15 га.

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» — специальный документ, по которому семья, купив участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в любой области России за собственные средства, получает возможность возмещения затрат в размере земельного капитала.

  • Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» является именным документом, подтверждающим право на дополнительную меру социальной поддержки. Установлен в 2016 году за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга.
  • Земельный капитал в Санкт-Петербурге устанавлен в размере 300 тыс.руб. Этот размер ежегодно индексируется. Гражданам, получившим Сертификат, размер земельного капитала в Санкт-Петербурге не индексируется.
  • Земельный капитал предоставляется однократно — на основании Земельного сертификата в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки. Срок действия сертификата — в течение 3-х лет с даты его предоставления.

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» имеет компенсационный характер, аналогичный материнскому капиталу, то есть для его использования необходимо сначала приобрести участок за собственные деньги, причём участок должен быть только для ИЖС или для дачного строительства, и только после этого претендовать на перечисление денежных средств.

Подать заявление на земельный сертификат его имеет смысл после того, как участок уже выбран и решение о покупке принято окончательно, так как его денежный размер земельного сертификата устанавливается на дату получения с учётом индексации, оставаясь фиксированным в течение всего 3-х летнего срока действия сертификата. Так, в 2017 году проиндексированный размер земельного капитала составил 323 000 рублей, но если бы земельный сертификат был получен в 2016 году, а сделка покупки участка произошла в 2017 или позднее, размер его остался прежним, то есть 300 000 рублей.

Обратиться за получением земельного сертификата можно лишь после того, как сделка проведена и на участок оформлена собственность. Земельный сертификат полностью или частично возмещает средства, затраченные на покупку участка.

Предельные размеры бесплатных участков для многодетных семей в Татарстане

В Татарстане многодетные семьи могут получить в собственность, однократно, бесплатно и лишь для одного вида целевого использования, земельные участки для ИЖС, дачного строительства, ведения ЛПХ (приусадебный земельный участок), для развития садоводства или огородничества.

Предельные размеры участков — от 6 соток до 20 соток.

Так установлено Законом Республики Татарстан «О внесении изменений в Земельный кодекс РТ» в части бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям (№ 90-ЗРТ от 20.04.2016 г.), содержащим и информацию об условиях и порядке предоставления участков, необходимых документах, способах подачи заявления, сроках его рассмотрения и т.д.

Участки предоставляются с учётом привязки к месту проживания многодетной семьи:

  • семьям, постоянно проживающим на территории городского округа, земельные участки будут отводиться в его границах или, с согласия семьи, из того состава участков, что находятся в в других муниципальных образованиях, но относятся к собственности округа;
  • многодетным семьям, проживающим на территории муниципального района, земля будет предоставлена в его же пределах или, при условии согласия семьи, из имеющихся в собственности данного района участков, находящихся в других муниципалитетах.

Очередность в получении участков определяется по дате и времени подачи заявления. Списки учётных номеров с указанием очередности размещаются на сайте муниципалитета. Они регулярно обновляются по мере включения семей в эти перечни и передачи им земельных участков. С момента подачи заявления до получения земли должно пройти не более 1 года.

Если ранее многодетной семье участок уже был предоставлен в аренду и на нём уже находится жилой дом, принадлежащий этой семье, то участок можно переоформить в собственность, но площадь этого участка не должна превышать 20 соток. Собственность на такую землю для членов семьи будет общедолевой (в равных долях для детей и родителей).

Для переоформления уже существующего участка под жилым домом в собственность бесплатно, помимо заявления, в местную администрацию нужно предоставить ряд документов:

  • выписку из ЕГРН о праве на жилой дом;
  • выписку из ЕГРН о праве (аренде) на земельный участок под жилым домом;
  • правоустанавливающие документы на дом и участок (если право на них не зарегистрировано в Едином госреестре).

В принципе, выписки из ЕГРН могут предоставляться по собственной инициативе, так как их администрация может получить из госреестра самостоятельно (в порядке межведомственного взаимодействия).

Установленный срок оформления земли в собственность не должен превышать 6 месяцев, если только не выявится, что предоставленные заявителем документы е подтверждают его право на получение участка — тогда местные власти однозначно примут отрицательное решение.

Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

  • Земельный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (№ 112-ФЗ от 07.07.2003 г. в редакции от 01.05.2016 г.)
  • Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ от 11.06.2003 (ред. от 23.06.2014 г.)
  • Законы субъектов РФ.

Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№135 от 25.07.2007 г.).

В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых градостроительные регламенты (временные регламенты застройки земельных участков) не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

  • для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома — 300 м2
  • для ведения дачного хозяйства — 600 м2
  • для ведения садоводства — 200 м2
  • для ведения огородничества — 200 м2
  • для размещения индивидуальных гаражей — 18 м2
  • для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения на данных земельных участках объектов недвижимого имущества — 5 м2.

Предельные размеры площадей земельных участков в Ленинградской области

Закон Ленинградской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» (№83-оз от 29.10.2003 г.) корректировался в соответствии с последовательно принимаемыми:

  • Законом ЛО № 33-оз от 13.05. 2005 г.,
  • Законом ЛО № 118-оз от 6.11. 2008 г.,
  • Законом ЛО № 94-оз от 23.11. 2009 г.,
  • Законом ЛО № 35-оз от 15.05. 2012 г.,
  • Законом ЛО № 118-оз от 13.11.2015 г.

В итоговой редакции закона установлены размеры минимальных и максимальных размеров площадей земельных участков.

Примечание

  • Закон применяется в тех муниципальным образованиям Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены.
  • В условиях действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно — через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации.

Минимальные и максимальные размеры площадей земельных участков в Ленинградской области

  • участки для садоводства
    • минимальный размер — 0.05 га
    • максимальный размер — 0.12 га
  • участки для дачного строительства:
    • минимальный размер — 0.05 га
    • максимальный размер — 0.20 га
  • участки для ведения огородничества
    • минимальный размер — 0.01 га
    • максимальный размер — 0.10 га
  • участки для ведения животноводства
    • минимальный размер — 0.01 га
    • максимальный размер — 5.0 га
  • участки для ИЖС
    1. в границах сельских поселений Ленинградской области
      • минимальный размер — 0.10 га
      • максимальный размер — 0.25 га
    2. в границах городского округа Ленинградской области и городских поселений
      • минимальный размер — 0,06 га
      • максимальный размер — 0.25 га
  • участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
    • минимальный размер — 1 га
    • максимальный размер — 50 га

Примечание:

В соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ):

  1. предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ.
  2. минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.
  • участки для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ):

земельные участки для ведения ЛПХ могут быть:

  1. приусадебными — находятся в границах населённого пункта и используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;
  2. полевыми — находятся за пределами границ населенного пункта и используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ЛПХ, устанавливаются местными администрациями (принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством — законом «О личном подсобном хозяйстве» (№ 112-ФЗ от 07.07.2003 г. в редакции от 01.05.2016), а конкретно — п.5, ст. 1 этого закона, по которому:

  1. максимальный размер общей площади земельных участков — 0.5 га.
  2. максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ (области, края и др.), но не более чем в пять раз, то есть до 2.5 га.

Так, для Ленинградской области максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, — 0.99 га.

Исключение

В ряде регионов России, в силу закона №119-ФЗ от 01.05.2016 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанные выше максимальные размеры участков для ЛПХ не применяются в случаях предоставления участков на территориях:

  1. Республики Саха (Якутия),
  2. Камчатского края,
  3. Приморского края,
  4. Хабаровского края,
  5. Амурской области,
  6. Магаданской области,
  7. Сахалинской области,
  8. Еврейской автономной области,
  9. Чукотского автономного округа.

Выводы

  • Минимальный и максимальный размер земельного участка — важный параметр градостроительного регламента, определяющего вид использования земельного надела и соответствующие нормы его застройки.
  • Предельные размеры участков устанавливаются в различных регионах страны по своим нормативным актам, в соответствии с законодательством, принятыми ПЗЗ и установленными градостроительными регламентами.
  • В условиях отсутствия в муниципалитетах ПЗЗ предельные размеры земельных участков для ИЖС, огородничества, дачного строительства и садоводства, для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйств и животноводства устанавливаются в соответствии с Земельным, Градостроительным и Гражданским кодексами РФ и законами субъектов РФ.
  • Выяснять предельные размеры участков того или иного вида разрешённого использования нужно в местной администрации.

Полезная информация

  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться .
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках — 2018 – с ним можно ознакомиться .
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться

  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться .

  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .

  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ, можно ознакомиться .

  • Как изменить территориальную зону участка — .

  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно .

  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *