http://forumbarang.ru/attachment.php?attachmentid=15576&d=1401498957
http://forumbarang.ru/attachment.php?attachmentid=15573&d=1401498955
http://forumbarang.ru/attachment.php?attachmentid=15574&d=1401498956
http://forumbarang.ru/attachment.php?attachmentid=15575&d=1401498956
http://forumbarang.ru/attachment.php?attachmentid=15572&d=1401498954
Права пассажиров при задержке рейсаВ соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ пассажир, покупая авиабилет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией (перевозчиком), которая обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения с предоставлением места в воздушном судне. Условия договора воздушной перевозки изложены в авиабилете.
Авиакомпания (перевозчик) несет ответственность перед пассажиром за нарушение условий договора воздушной перевозки (ст. 116 Воздушного кодекса РФ).
Аэропорт предназначен для приема и отправки воздушных судов и выполнения необходимого комплекса аэропортовых услуг по выполнению воздушной перевозки (ст. 40 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил (ФАП) «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа…», утвержденными Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, при задержке, отмене, изменении маршрутов авиарейсов:
1. Авиакомпания обязана информировать пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).
2. Авиакомпания должна предоставить пассажирам в аэропорту визуальную и/или акустическую информацию о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса (п. 92 ФАП).
3. Авиакомпания обязана бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки следующие услуги (п. 99 ФАП):
предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организация хранения багажа в камере хранения в пунктах отправления.
Факт нарушения условий договора воздушной перевозки может быть удостоверен отметкой Администратора аэропорта в авиабилете.
По вопросам предоставления вышеуказанных услуг ПАССАЖИРАМ необходимо обращаться в ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АВИАКОМПАНИЙ (http://www.koltsovo.ru/?predstavitelstva_aviakompaniy_2).
При задержке (отмене) авиарейса пассажир может обратиться в Агентство по продаже пассажирских перевозок Кольцово для решения вопроса о возможности:
замены авиабилета на другой рейс;
возврата авиабилета;
приобретения билета на ж/д транспорт.
Агентство по продаже пассажирских перевозок ОАО «Аэропорт Кольцово» (авиакассы) находятся в Терминале «А» и «В» на 1 этаже.
Условия и порядок замены, возврата авиабилетов или приобретения разъясняются пассажиру при обращении в авиакассу.
САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ АВИАКОМПАНИЯМИ1. Перевозчик обязан оплатить потребителю штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
2. Перевозчик обязан удовлетворить в 10-дневный срок требования пассажира (потребителя):
о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной услуги третьими лицами (другим авиаперевозчиками);
о расторжении договора перевозки и возврате провозной платы, если им обнаружены существенные отступления от условий договора;
о возмещении убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
о компенсации морального вреда в виду причинения ему физических и нравственных страданий (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей).
Порядок рассмотрения обращений, претензий и исковВ случае если перевозчик не принял меры по защите прав пассажиров авиарейсов, потребитель должен предъявить претензию (образец см. внизу страницы) в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области рекомендует пассажирам заранее собирать документы, подтверждающие факт не предоставления обязательных бесплатных услуг, а также причинение имущественного и морального вреда, причиненных нарушением условий договора и установленных норм законодательства:
контрольно-кассовые чеки и квитанции на предоставление услуг связи, гостиничных услуг, проезда до места нахождения гостиницы, услуги хранения, необходимое питание, прохладительные напитки и т.п.;
сведения о пассажирах рейса, которые могли бы подтвердить сложившуюся на тот момент ситуацию (фамилия, имя, отчество, место жительства, номер билета, контактный телефон);
фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт задержки и не предоставления обязательных услуг;
сообщения в средствах массовой информации;
документы, подтверждающие причиненный моральный вред (медицинская справка, чеки на лекарства и т.д.)
Иски к перевозчику (после обязательного предъявления претензии) могут быть предъявлены только по месту нахождения (юридическому адресу) перевозчика (ст. 30 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).

ВЗК РФ Статья 47. Приаэродромная территория

5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект решения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанный проект решения также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта решения. В случае непредставления согласования указанного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Воздушного кодекса РФ. Размещение различных объектов в районе аэродрома

1. Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

2. Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

Комментарии к ст. 47 ВЗК РФ

Все действия, направленные на размещение в районе аэродрома каких-либо объектов, должны быть согласованы с собственником аэродрома в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размещение в районе аэродрома объектов, связанных с электропередачей, радиолокацией, радиоизлучением, должно в обязательном порядке согласовываться с региональными управлениями гражданской авиации, органами единой системы организации воздушного движения, федеральными органами исполнительной власти, а также со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны.

Решение Верховного Суда РФ от 29 мая 2008 г. N ГКПИ08-1212 В признании частично недействующим п. 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, отказано

Решение Верховного Суда РФ от 29 мая 2008 г. N ГКПИ08-1212

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N КАС08-450 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, установил:

в соответствии с пунктом 99 Правил при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» (сокращенное наименование ОАО «Авиакомпания «САТ») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий Минтранса России и нарушают права заявителя, который должен бесплатно предоставлять дополнительные услуги.

В суде представитель ОАО «Авиакомпания «САТ» З.А.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что положения пункта 99 Правил, предусматривающие бесплатное предоставление пассажирам в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки таких услуг как:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа, противоречат статье 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, статье 20 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

Представители заинтересованных лиц Минтранса России С.А.С., З.А.А., Т.С.Р., К.Н.В., Минюста России А.Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что положения пункта 99 Правил соответствуют законам Российской Федерации, международным договорам, изданы в пределах полномочий Минтранса России и не нарушают права и законные интересы юридических лиц.

Выслушав объяснения представителя ОАО «Авиакомпания «САТ» З.А.А., представителей заинтересованных лиц Минтранса России С.А.С., З.А.А., Т.С.Р., К.Н.В., Минюста России А.Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К.В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный номер 10186, опубликованы в «Российской газете» 10 октября 2007 г. N 225.

Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Минтранс России, являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляет нормативно-правовое регулирование, на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов принимает правила перевозок пассажиров, багажа, груза (п. 5.2.1).

Настоящие Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, на основании договора воздушной перевозки, права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» в разделе VII определяют условия обслуживания пассажиров.

Абзац 1 пункта 99 Правил определяет условия, когда перевозчик предоставляет пассажирам без взимания дополнительной платы определенные услуги, это перерыв в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам. Данные положения Правил соответствуют требованиям Воздушного кодекса РФ, который обязывает перевозчика организовать обслуживание пассажиров при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна. Вынужденная задержка воздушного судна может быть обусловлена метеорологическими условиями, техническими и другими причинам, при отсутствии вины перевозчика (статья 106 Воздушного кодекса РФ).

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу (статья 103 ВК РФ).

В пункте 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ названы права пассажира, в том числе, право на получение таких услуг, как бесплатное пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Однако данный перечень услуг, предоставляемых пассажирам воздушных судов, нельзя считать исчерпывающим, поэтому доводы ОАО «Авиакомпания «САТ» о противоречии пункта 99 Правил статье 106 Воздушного кодекса РФ являются несостоятельными.

Положения абзаца 2 пункта 99 Правил, предусматривающие предоставление пассажирам без взимания дополнительной платы комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, заявителем не оспариваются.

Что касается других видов услуг, а именно:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа, то их определение законодателем отнесено к полномочиям Минтранса России, который как указывалось выше, самостоятельно принимает правила перевозок пассажиров, багажа, грузов.

Согласно пункту 7 статье 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданский кодекс РФ в статье 784 определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Федеральные авиационные правила это нормативные акты, регулирующие отношения в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 2 Воздушного кодекса РФ).

Статья 20 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в Варшаве 12 октября 1929 г.), предусматривает освобождение перевозчика от ответственности, если он докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять.

Из содержания Конвенции следует, что в статье 20 речь идет о возмещении вреда происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке.

Положения пункта 99 Правил не регулируют вопросы возмещения вреда пассажирам, а устанавливают перечень услуг, предоставляемых пассажиру при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна, и, следовательно, не могут противоречить нормам международного договора.

Предусмотренные пунктом 99 Правил услуги, предоставляемые пассажирам без взимания дополнительной платы, соответствуют общепризнанным нормам международного права (согласно правилам, действующим в Европейском Союзе, если пассажиру отказывают в посадке на самолет в аэропорту Европейского Союза, то авиакомпания обязана бесплатно оказать ему содействие в виде телефонного звонка по месту назначения; обеспечении едой и напитками соразмерно с временем ожидания; размещение в гостинице, если необходимо дополнительное пребывание в течение одной или двух ночей).

Доводы заявителя о том, что бесплатное предоставление дополнительных услуг, указанных в пункте 99 Правил, влечет причинение ОАО «Авиакомпания «САТ» убытков, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Гражданское законодательство, регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 ГК РФ).

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей являются обязательными для всех перевозчиков. В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Ссылки заявителя на противоречие оспариваемого нормативного правового акта Руководству по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР, утвержденному Приказом МГА СССР от 10 января 1990 г. N 6, являются несостоятельными. Суд в порядке нормоконтроля проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (статья 253 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и законные интересы перевозчиков, заявление ОАО «Авиакомпания «САТ» не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, — оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *