Приложение N 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Информация об изменениях:

Приложение 2 изменено с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

См. будущую редакцию

Приказом Минтранса России от 28 января 2016 г. N 16 в приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 2

Категории и виды
транспортных средств, оснащаемых тахографами
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)

С изменениями и дополнениями от:

17 декабря 2013 г., 28 января 2016 г., 26 июля 2017 г., 30 января 2018 г.

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория );

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория );

транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория );

транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория );

за исключением:

абзац утратил силу с 20 ноября 2017 г. — Приказ Минтранса России от 26 июля 2017 г. N 277

См. предыдущую редакцию

транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)*(2);

пассажирских и грузовых троллейбусов;

автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;

транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»*(3) не уплачивается;

абзац утратил силу с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35

См. предыдущую редакцию

учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами всоответствии с Постановлением Правительства No382 от 30.03.2019

Специальный прибор, тахограф устанавливается на машину и ведет историю управления конкретным водителем. Он фиксирует, скорость, время стоянок и другие данные. Устройство призвано обеспечить безопасность вождения и предотвратить аварии по причине усталости водителя.

Кому нужен тахограф?

Законодатель устанавливает перечень автомобилей, для которые тахограф является обязательным. В этот перечень входят как пассажирский, так и грузовой автотранспорт. Постановление Правительства № 382 обозначает оснащаемые бортовыми самописцами категории автотранспортных средств, задействованных в сегменте пассажироперевозок.

Постановление Правительства № 382 принято на выполнение статьи 20-й закона, регулирующего безопасность дорожного движения. В пункте 1 данного документа прописаны категории автотранспортных средств, подлежащих оснащению указанными устройствами. Это – пассажирский автотранспорт, который относится к категориям М2 и М3.

Данные категории транспортных средств, оснащаемых тахографами, включают автобусы и микроавтобусы, рассчитанные на размещение водителя и пассажиров. По массе ограничений нет – приборы устанавливаются как на легкие модели, так и на автотранспорт массой более пяти тонн. Что касается пассажировместимости, то правило такое: если пассажирских мест восемь и более, однозначно монтируется тахограф.

Перечень автотранспортных средств, на которые в обязательном порядке требуется установка тахографа, указан не только в Постановлении Правительства № 382, но и в других нормативных документах. Оснащению бортовыми самописцами подлежит транспорт, задействованный и в пассажирских, и в грузовых перевозках. Речь идет о грузовиках, масса которых превышает три с половиной тонны.

Что изменилось?

Раньше контрольными приборами оснащался только транспорт, который использовался для нерегулярных перевозок. Постановление 382 расширило перечень за счет автотранспорта, задействованного на регулярных пассажироперевозках в пределах городского пространства, на пригородных территориях и в междугороднем сообщении.

В пункте 2 Постановления Правительства № 382 указано, что документ вступает в законную силу с 01.07.2020 г. Таким образом, Правительство дало собственникам автотранспорта достаточно большой срок для того, чтобы найти средства, закупить оборудование и выполнить все необходимые работы по оснащению автобусов бортовыми самописцами. В пункте 3 документа дано поручение Минтрансу привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с данным постановлением.

Когда установка тахографов не требуется

Законодатель указывает перечень исключений – автотранспортных средств, использующихся для пассажирских перевозок и перевозки грузов, но при этом не нуждающихся в бортовых самописцах. К ним относятся:

  • автотранспортные средства, задействованные в международных пассажироперевозках и оснащенных тахографами еврообразца;
  • автотранспортные средства, которые используются вооруженными силами;
  • автотранспортные средства, использующиеся органами, в обязанности которых входит осуществление оперативно-розыскной деятельности. Это – полиция, служба безопасности и другие;
  • автомобили, выпущенные более трех десятилетий назад и не использующиеся для перевозок в коммерческих целях (при условии, что в отношении данных автотранспортных средств не выплачивается утилизационный сбор);
  • автомобили, использующиеся в учебных целях (при условии, что их не задействуют в коммерческих перевозках);
  • автотранспортные средства, которые проходят дорожные испытания;
  • автотранспорт, использующийся для предоставления ритуальных услуг;
  • «дома на колесах»;
  • бронированный автотранспорт;
  • автотранспорт, использующийся для перевозки денежных средств и ценных грузов;
  • передвижные лаборатории, сервисные мастерские, медицинские комплексы, телевизионные студии, кареты скорой помощи.

Закон не предусматривает установку бортовых самописцев на автотранспорт, который относится к категории М1. Это микроавтобусы вместимостью не более восьми пассажиромест. Даже если они задействованные в коммерческих перевозках.

Не относится к категориям транспортных средств, оснащаемых тахографами, специализированная строительная техника (бетононасосы, автокраны и другие), эвакуаторы, транспорт, обслуживающий дороги и коммунальное хозяйство, пожарные машины, спецтранспорт (молоковозы, скотовозы и другой), автомобили, использующиеся в сельскохозяйственных целях внутри хозяйств.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный микроавтобус

В действующем законодательстве четко указано, что приборы контроля режима рабочего времени устанавливаются только на автотранспортные средства, которые используются организациями или индивидуальными предпринимателями в бизнес-целях.

Таким образом, если вы приобрели микроавтобус исключительно для путешествия семьей, поездок на дачу и других личных целей, устанавливать на него тахограф нет необходимости. При этом автотранспорт должен быть зарегистрирован на частное лицо.

Лазейку могут использовать некоторые предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, но не желающие вкладывать средства в дополнительное оснащение транспорта. Например, владелец микроавтобуса предоставляет услуги пассажироперевозок на платной основе, но при этом не регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Как правительство борется с правонарушителями

В данном случае предусмотрены санкции за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП или юрлица – они прописаны в статье 14.1 Кодекса об админправонарушениях. Сумма штрафа достигает 2000 рублей, она сопоставима со штрафными санкциями за отсутствие бортового самописца.

Некоторые организации регистрируют автотранспортное средство не на юрлицо, а на конкретного водителя – сотрудника данной организации. В этом случае компания идет на финансовые риски. При увольнении сотрудник может просто оставить транспорт себе – и любой суд признает право собственности за ним.

Как выбрать прибор: аналоговый или цифровой

До марта 2018 года законодатель допускал использование контрольного прибора старого образца («шайбы»). Это было указано в приказе Минтранса № 36 от 13.02.2013 (требования к тахографам). Однако со 2 марта 2018 года, в связи с изменениями в действующем законодательстве, были внесены соответствующие корректировки и в данный приказ. Использование аналоговых тахографов больше не допускается. Если таковые установлены на автотранспорте, его владелец обязан их заменить цифровыми.

Кроме того, на официальном сайте Росавтотранспорта доступен перечень моделей измерительных приборов, которые допускаются к эксплуатации на территории нашей страны. В таблице указаны модели тахографов, наименование их производителей, а также номер версии программного обеспечения.

Кому можно доверить монтаж

В приказе Минтранса № 36 говорится, что установка тахографов осуществляется исключительно в специализированных мастерских, данные о которых включены в перечень сведений, составленный «Агентством автомобильного транспорта» («Росавтотрансом»). Самостоятельная установка или монтаж оборудования несертифицированными мастерами не допускается.

Регламент по установке тахографа

Порядок работ по установке регламентирован Приложением № 4 к данному приказу (Правила обслуживания приборов). Алгоритм действий по оснащения автотранспортного средства тахографом таков:

  • выбор модели прибора (обязательно должна быть указана в перечне моделей, составленном «Росавтотрансом»);
  • выполнение установки нового устройства или модернизация существующего в соответствии с Приложением № 4 (Правила обслуживания измерительных приборов) Приказа Минтранса № 36;
  • активизация устройства, а также модуля криптографической защиты информации (энергонезависимой памяти), который также обязателен к установке;
  • настройка работы прибора. В память устройства вводятся характеристики автотранспортного средства, на основании которых будут рассчитываться показания устройства. Также вводятся индентификационный и регистрационный номера;
  • установка пломбы на тахограф.

Все виды работ осуществляются исключительно в мастерской в соответствии с требованиями техдокументации, разработанной производителем конкретной модели тахографа и производителем модуля защиты информации. Монтаж оборудования организован таким образом, чтобы водитель имел доступ ко всем его функциям непосредственно со своего рабочего места.

Что получает водитель

В распечатанном контрольном чеке должны указываться:

  • наименование и номер мастерской, в которой была выполнена установка и настройка работы устройства;
  • номера тахографа и блока защиты информации;
  • технические характеристики автотранспортного средства, дата их определения.

Среди некоторых автомобилистов бытует мнение, что измерительные приборы временно отменены. Эти данные являются недостоверными. Речь идет не об отмене, а об отлагательном сроке выполнения требований Постановления № 382. Установка бортовых самописцев является обязательной. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также список исключений перечислен выше.

>
Экспериментальная Радиотехническая Лаборатория
>Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Приложение №2

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Приложение №2

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

за исключением:

  • транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 1121;
  • транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»2
  • находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

1Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1102; 2011, N 37, ст. 5268.
2Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4919; 2013, N 26, ст. 3342.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *