1. СОКРАЩЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. В настоящем Наставлении применяются следующие сокращения:
АРМ – автоматизированное рабочее место;
ДПУ – дежурный пульта управления;
ИТР – инженерно-технические работники;
КИА – контрольно-измерительная аппаратура;
МХЛИГ – место хранения личного имущества граждан;
ОПС – охранно-пожарная сигнализация;
ППК – прибор приемно-контрольный;
ПЦН – пульт централизованного наблюдения;
ПЦО – пункт централизованной охраны;
СКУД – системы контроля и управления доступом;
СПИ – система передачи извещений;
ТЗ – техническое задание;
ТСО –техническое средство охраны;
УО – устройство оконечное;
УУ – условная установка;
ЦОУ – центр оперативного управления.
1.2. В настоящем Наставлении применяются следующие термины и определения:
Инженерно-технические работники – руководители технических служб УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации1, отделы (отделения) при органах внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образованиях2, начальники и дежурные ПЦО и ЦОУ, старшие инженеры и инженеры, а также инспекторский состав, на которых возложена организация работ по техническому обслуживанию, ремонту и монтажу ТСО.
Интегрированная система безопасности объекта – система, объединяющая средства охраны и безопасности объекта на основе единого программно-аппаратного комплекса с общей информационной средой и единой базой данных.
Испытание технических средств охраны – экспериментальное определение (индивидуальное или комплексное) соответствия параметров и условий эксплуатации ТСО требованиям технической и нормативно-методической документации.
Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса системы с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Комплекс ТСО — совокупность совместно действующих технических средств охранной сигнализации, установленных на охраняемом объекте и объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций.
Ложное срабатывание технических средств охраны – сформированное техническими средствами охранной сигнализации извещение о нарушении на объекте при отсутствии явных признаков, характеризующих событие.
Ложная тревога – любое тревожное извещение, вызванное сбоями (отказами) аппаратуры или другими событиями, не связанными с попытками проникновения на охраняемый объект.
Моральный износ — устаревание аппаратуры вследствие появления новых, более совершенных образцов.
Неплановый ремонт – ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения.
Объект жизнеобеспечения — совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении).
Объект повышенной опасности — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Особо важный объект — объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации.
Охраняемый объект — предприятие, организация, жилище, их часть или комбинация, оборудованные действующей системой охраны и безопасности.
Плановый ремонт – ремонт, постановка на который, осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Пульт централизованного наблюдения — самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть СПИ, устанавливаемая на ПЦО для приема от УО или ретранслятора(ов) извещений о проникновении на охраняемые объекты и (или) пожаре на них, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработки, отображения и регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи на УО команд телеуправления.
Пункт централизованной охраны — диспетчерский пункт для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов от проникновения нарушителя и пожара с использованием СПИ.
Система контроля и управления доступом – совокупность совместно действующих технических средств (контроля и управления), предназначенных для контроля и управления доступом и обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью.
Система охранного телевидения – совокупность совместно действующих технических средств, включающая телевизионные камеры с объективами, видеомониторы и вспомогательное оборудование, требуемое для организации видеоконтроля.
Средний ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
Техническое средство охраны – конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта.
Условная установка – единица нормы технического обслуживания технических средств, принятая за расчетную, как одношлейфный прибор приемно-контрольный с подключенными к нему 40 магнитоконтактных извещателей типа ИО 102.
Шлейф сигнализации – цепь (электрическая, радиоканальная, оптоволоконная или иная) соединяющая выходные узлы извещателей, включающая в себя вспомогательные (выносные) элементы и соединительные линии и предназначенная для передачи на прибор приемно-контрольный или на устройство объектовое системы передачи извещений информации от извещателей о контролируемых ими параметрах, а в некоторых случаях – для подачи электропитания на извещатели.
________________________
1 Далее – «управление (отдел)».
2 Далее – «отдел (отделение)».
Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны.
Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ
Приложение
к Приказу МВД России
от 16.06.2011 N 676
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция регулирует вопросы организации и обеспечения работы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны.
2. Пункт централизованной охраны 1 — диспетчерский пункт для организации и обеспечения на основе договоров централизованной охраны квартир, мест хранения имущества граждан 2 и иных объектов различных форм собственности 3 с помощью технических средств охраны 4 , подключенных к системам передачи извещений.
1 Далее — «ПЦО».
2 Далее — «МХИГ».
3 Далее — «объекты».
4 Далее — «ТСО».
ПЦО входит в структуру подразделения вневедомственной охраны.
Штатное расписание ПЦО устанавливается на основании приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации 1 , регламентирующих организационно-штатные вопросы.
1 Далее — «МВД России».
3. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие основные термины и определения:
3.1. Автоматизированное рабочее место — диспетчерское рабочее место на основе персональных электронных вычислительных машин либо специализированных контрольных панелей интегрированных систем безопасности, позволяющее дежурному дистанционно управлять системой охраны и безопасности объекта и регистрировать поступающую информацию.
3.2. База данных — организованная в соответствии с определенными правилами, предусматривающими общие принципы описания, совокупность блоков информационных элементов, представленных на машиночитаемых носителях, предназначенных и пригодных для оперативного решения пользовательских, служебных и других задач с использованием средств вычислительной техники.
3.3. Взятие объекта под охрану — выполнение установленных организационных и технических процедур по обеспечению охраны объекта.
3.4. Емкость информационная — число подключаемых каналообразующих устройств оконечных объектовых (приборов приемно-контрольных) в имеющейся конфигурации (для систем передачи извещений), контролируемых шлейфов сигнализации (для устройств оконечных объектовых), контролируемых (защищаемых) зон, о состоянии которых несет информацию аппаратура оповещения (для устройств оконечных пультовых), информацию о (для) которых может передать (принять, отобразить) техническое средство охраны 1 .
1 Далее — «ТСО».
3.5. Задействованная емкость пульта централизованного наблюдения — часть информационной емкости, которая определяется числом подключенных каналообразующих устройств оконечных объектовых (приборов приемно-контрольных), контролируемых системой передачи извещений.
3.6. Информативность — число видов извещений, передаваемых (принимаемых, отображаемых) ТСО.
3.7. Канал связи системы сигнализации — совокупность совместно действующей аппаратуры на линейных сооружениях связи, обеспечивающей передачу информации на пульт централизованного наблюдения 1 .
1 Далее — «ПЦН».
3.8. Комплекс средств автоматизации ПЦО — комплекс взаимосвязанного прикладного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации работы ПЦО.
3.9. Место хранения имущества граждан — здание, строение, сооружение, помещение (их часть), принадлежащие на праве собственности или ином законном основании гражданину, где хранится имущество, которым владеет гражданин.
3.10. Номер пультовой — условная единица емкости системы передачи извещений, визуально отображаемая на ПЦН и содержащая информацию о состоянии средств сигнализации одного вида (охранной, тревожной), поступающую с одного оконечного устройства из одного объекта.
3.11. Пульт централизованного наблюдения — составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая в ПЦО (пункте установки ПЦН), для приема от устройств оконечных пультовых или ретрансляторов извещений о проникновении на охраняемые объекты, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработки, отображения, регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи через устройства оконечные пультовые на ретрансляторы и устройства оконечные объектовые команд телеуправления.
3.12. Пультовая (ретрансляционная) емкость проводной системы передачи извещений — количество каналообразующих направлений (ключей) ретрансляционного оборудования для подключения линий проводной телефонной связи 1 .
1 Для радиосистем передачи извещений пультовая емкость определяется количеством радиоканальных устройств оконечных объектовых, которые можно подключить на частотные каналы в имеющиеся конфигурации системы.
3.13. Ретранслятор — часть системы передачи извещений, устанавливаемая в промежуточном пункте между охраняемыми объектами и ПЦО или на охраняемом объекте для приема извещений от устройств оконечных объектовых или других ретрансляторов, преобразования сигналов и их передачи на последующие ретрансляторы, устройства оконечные пультовые или ПЦН, а также (при наличии обратного канала) для приема от ПЦН или других ретрансляторов и передачи на устройства оконечные объектовые или другие ретрансляторы команд телеуправления.
3.14. Система передачи извещений — совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и для приема в ПЦО извещений о состоянии охраны охраняемых объектов, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.
3.15. Система передачи извещений информаторного типа — система передачи извещений, обеспечивающая передачу данных с устройств оконечных объектовых на ПЦН через коммутируемые на время связи каналы телефонных сетей общего пользования.
3.16. Снятие объекта с охраны — штатное прекращение выполнения процедур по обеспечению охраны объекта.
3.17. Тревога — тревожное извещение, поступившее на ПЦН, вызванное проникновением, нападением (попыткой нападения) на охраняемый объект.
3.18. Устройство оконечное объектовое — составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая на охраняемом объекте для приема извещений от приборов приемно-контрольных, шлейфов охранной или тревожной сигнализации, преобразования сигналов и их передачи по каналам связи на ретранслятор или ПЦН, а также (при наличии обратного канала) для приема от ретранслятора или ПЦН команд телеуправления.
3.19. Устройство оконечное пультовое — составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая в ПЦО (пункте установки ПЦН) для приема извещений от ретрансляторов и устройств оконечных объектовых, их преобразования и передачи на ПЦН, а также (при наличии обратного канала) для передачи на ретрансляторы и (или) устройства оконечные объектовые команд телеуправления.
4. В своей деятельности сотрудники полиции, несущие службу на ПЦО 1 , и работники ПЦО руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.
1 Далее — «сотрудники, несущие службу на ПЦО».
II. Функции пунктов централизованной охраны
5. На ПЦО возлагается выполнение следующих функций:
5.1. Внедрение, техническое обслуживание находящихся в эксплуатации, замена и списание выработавших установленные сроки эксплуатации: комплексов средств автоматизации, систем передачи извещений, ПЦН, аппаратуры контроля и управления доступом на ПЦО, источников резервного и бесперебойного электропитания, средств аудио- и видеозаписи, другой вспомогательной аппаратуры ПЦО.
5.2. Организация подключения к системам передачи извещений ПЦО ТСО, смонтированных на объектах.
5.3. Ввод в базу данных ПЦО необходимых сведений о подключаемых объектах.
5.4. Централизованное наблюдение состояний ТСО, установленных на охраняемых объектах.
5.5. Обработка и регистрация поступивших тревожных извещений.
5.6. Доведение тревожной и другой информации нарядам органов внутренних дел (группам задержания 1 строевого подразделения вневедомственной охраны 2 ), другим подразделениям МВД России, физическим лицам, органам и организациям — владельцам квартир, МХИГ иных объектов, имущества или их доверенным лицам.
1 Далее — «ГЗ».
2 Далее — «СПВО».
5.7. Регистрация и контроль результатов отработки поступивших тревожных извещений.
5.8. Отключение ТСО от систем централизованного наблюдения и удаление из базы данных ПЦО (корректировка) сведений об объектах при расторжении договорных отношений (изменениях в перечне охраняемых объектов к договору).
5.9. Организация приема, хранения и выдачи дубликатов ключей от охраняемых объектов в соответствии с инструкцией, утверждаемой начальником подразделения (при необходимости инструкция разрабатывается для каждого отдельного ПЦО). Инструкцией определяются алгоритмы приема, выдачи, хранения, уничтожения невостребованных дубликатов ключей, а также порядок и контроль ведения документации.
Допускается назначение ответственного за данное направление деятельности сотрудника из числа начальствующего состава СПВО с корректировкой его функциональных обязанностей.
5.10. Правильное ведение и обеспечение сохранности служебной документации ПЦО, перечень и формы которой приведены в приложении N 1.
6. Начальником подразделения вневедомственной охраны могут быть определены полномочия сотрудников, несущих службу на ПЦО, и работников ПЦО по проведению установленных нормативными правовыми актами МВД России мероприятий по приему под охрану и снятию с охраны объектов, а также осуществлению контроля технической укрепленности и эксплуатации установленных на них ТСО.
III. Организация работы пунктов централизованной охраны
7. ПЦО организуются в помещениях, соответствующих требованиям, изложенным в приложении N 2.
8. Выполнение задач, возложенных на ПЦО, осуществляет его инженерно-технический состав и дежурная смена ПЦО, сформированная из сотрудников, несущих службу на ПЦО, и работников ПЦО. Основные алгоритмы действий дежурной смены ПЦО приведены в приложении N 3.
В состав дежурной смены ПЦО могут входить: дежурные ПЦО, их помощники, специалисты 1 и 2 категорий (старший смены дежурных пульта управления и дежурные пульта управления) и электромонтеры, обеспечивающие функционирование систем передачи извещений.
9. Внутренний распорядок и режим работы для дежурной смены ПЦО устанавливается начальником подразделения вневедомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Начальником ПЦО (лицом, его замещающим), а в его отсутствие — дежурным ПЦО (центра оперативного управления 1 , СПВО) с заступающей дежурной сменой ПЦО проводится инструктаж.
1 Далее — «ЦОУ».
11. В ходе инструктажа до дежурной смены ПЦО доводятся сведения о сложившейся оперативной обстановке по городу (району), на обслуживаемой территории, сообщается пароль на время дежурства, за специалистами 1 и 2 категорий (дежурными пульта) закрепляются автоматизированные рабочие места, а также подводятся итоги работы предыдущей дежурной смены.
12. Контроль работы дежурной смены ПЦО осуществляется:
руководящим и инспекторским составом Главного управления вневедомственной охраны МВД России при выезде в командировку и (или) при наличии предписания (плана-задания) на проверку;
руководящим и инспекторским составом управления (отдела, отделения) вневедомственной охраны территориального органа МВД России согласно списку лиц, имеющих право на проведение проверки служебной деятельности;
начальником и инженерно-техническим составом ПЦО.
Интервал контроля не должен превышать 3 часов. При наличии устройств видеозаписи, соответствующих пункту 45 настоящей Инструкции, контроль работы дежурной смены допускается проводить не менее 3 раз в сутки, из которых 1 раз — ночью.
Допускается осуществление контроля работы дежурной смены ПЦО нарядом ГЗ, ЦОУ (СПВО).
13. Результаты и время контроля заносятся в специальный журнал, который находится в пультовом зале ПЦО.
14. При планировании мероприятий по совершенствованию деятельности и техническому перевооружению ПЦО отрабатываются следующие вопросы:
14.1. Изменение тенденций развития централизованной охраны, в том числе вследствие проводимых операторами связи системных изменений при организации и модернизации абонентских каналов связи.
14.2. Внедрение комплекса средств автоматизации в деятельность ПЦО, унификация и модернизация программного обеспечения.
14.3. Повышение имитостойкости находящегося в эксплуатации оборудования систем передачи извещений.
14.4. Замена оборудования систем передачи извещений, выработавшего сроки эксплуатации.
14.5. Оптимизация затрат на оплату услуг операторов связи и иных затрат на содержание ПЦО.
14.6. Обеспечение запаса пультовой (ретрансляционной) емкости для подключения устройств оконечных объектовых с автоматизированной тактикой пользования:
по каждой автоматической телефонной станции 1 в зоне действия ПЦО;
1 Далее — «АТС».
в имеющейся конфигурации радиосистемы передачи извещений.
14.7. Обеспечение бесперебойности функционирования ПЦО и безопасности сотрудников, несущих службу на ПЦО, работников ПЦО.
15. Перед взятием оборудованного ТСО объекта под централизованную охрану выполняются следующие мероприятия:
15.1. Подразделением вневедомственной охраны заключается с контрагентом договор на охрану. Информация о дате принятия под централизованную охрану объекта доводится до сотрудников, несущих службу на ПЦО, и работников ПЦО приказом (распоряжением) начальника подразделения вневедомственной охраны.
15.2. Проводится подключение к системе передачи извещений канала связи системы сигнализации объекта, выполняется технологический прогон.
15.3. В базу данных автоматизированного рабочего места ПЦО вводятся в соответствии с условиями договора необходимые сведения об объекте, составляется и помещается в картотеку оперативная карточка охраняемого объекта.
16. После расторжения договорных отношений на охрану объекта, в срок не более 1 месяца, на ПЦО проводятся следующие мероприятия:
16.1. Отключается от системы передачи извещений канал связи системы сигнализации объекта.
16.2. При приостановлении действия договора по охране объекта, ТСО у которого подключены к системе передачи извещений через абонентские линии городской телефонной сети, сохранение подключения может проводиться только при компенсации контрагентом подразделению вневедомственной охраны соответствующих затрат за услуги оператора связи.
16.3. Оперативная карточка охраняемого объекта изымается и помещается в паспорт (литерное дело) на обслуживаемое техническое средство ПЦО. Состав технической документации в паспорте (литерном деле) на обслуживаемое техническое средство ПЦО приведен в приложении N 4.
16.4. Удаляются сведения об объекте из базы данных автоматизированного рабочего места ПЦО.
17. Техническое обслуживание систем передачи извещений, установленных в помещениях ПЦО и АТС, а также иных систем и комплексов, обеспечивающих функционирование ПЦО, проводится на основании нормативных правовых актов МВД России и технической документации завода-изготовителя.
18. Объем технического обслуживания систем передачи извещений и вспомогательной аппаратуры ПЦО распределяется на зоны (участки) обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Зоны (участки) закрепляются за обслуживающими работниками ПЦО приказом начальника подразделения вневедомственной охраны.
19. К работам по эксплуатации и техническому обслуживанию систем передачи извещений и вспомогательной аппаратуры допускаются сотрудники, несущие службу на ПЦО, и работники ПЦО, имеющие соответствующую квалификацию и прошедшие обучение (инструктаж) по соблюдению межотраслевых правил охраны труда. Допускается привлечение к техническому обслуживанию систем и комплексов, обеспечивающих функционирование ПЦО, представителей организаций и лиц, имеющих право на производство указанных работ, при условии обеспечения защиты информации ограниченного доступа, имеющейся на ПЦО.
20. Защита информации ограниченного доступа на ПЦО организуется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами МВД России, руководящими документами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
21. Техническая документация, относящаяся к каждому обслуживаемому техническому средству ПЦО, хранится в паспорте (литерном деле). Для систем передачи извещений, установленных в помещениях операторов связи, допускается объединение технической документации по АТС.
22. Работы по обслуживанию программного обеспечения автоматизированного рабочего места, вычислительной техники, устройств видео- и звукозаписи фиксируются в специальном сводном журнале, хранящемся на ПЦО.
23. При расхождении времени на средствах вычислительной техники, устройствах звукозаписи и прочей аппаратуре ПЦО более 1 минуты проводится корректировка системного времени по сигналам точного времени.
24. При вводе и выводе из эксплуатации технических средств ПЦО рабочей комиссией составляется соответствующий акт.
25. Порядок списания технических средств ПЦО определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. Сроки списания технических средств ПЦО определяются документацией завода-изготовителя.
26. При отсутствии в документации на ТСО сроков списания (отсутствии самой документации) следует руководствоваться сроками списания, которые определены нормативным правовым актом 1 для амортизационных групп основных средств.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 52).
IV. Требования к системам и комплексам, обеспечивающим функционирование пунктов централизованной охраны
27. Применяемые на ПЦО системы передачи извещений должны соответствовать единым техническим требованиям к системам централизованного наблюдения, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны.
28. В комплекс средств автоматизации ПЦО предусматриваются средства диагностики (в том числе и ранней диагностики отказов) и восстановления, а также средства защиты от несанкционированного доступа к данным и копирования программной оболочки автоматизированного рабочего места.
29. ПЦН обеспечивается обязательное протоколирование процесса функционирования комплекса средств автоматизации на всех уровнях своей структуры и возможность распечатки протокола событий на контрольно-регистрирующих устройствах (принтерах).
Срок хранения распечаток протокола событий, журналов автоматизированных рабочих мест (контрольных листов) составляет 1 год.
30. Для обеспечения надежности программного обеспечения комплекса средств автоматизации предусматривается возможность организации программно-аппаратного резервирования базы данных и иных программных средств. Объединение компьютеров комплекса средств автоматизации в локальную вычислительную сеть обеспечивается, как минимум, двумя маршрутами информационных потоков между любыми парами автоматизированного рабочего места, «горячим» резервированием автоматизированного рабочего места операторов ПЦН, применением методов диспетчеризации ресурсов комплекса средств автоматизации ПЦО, оптимального их распределения между автоматизированными рабочими местами.
31. Для оперативной замены вышедшего из строя автоматизированного рабочего места ПЦО разрабатывается пошаговый алгоритм действий сотрудников, несущих службу на ПЦО, и работников ПЦО.
32. Не реже одного раза в месяц, а при отсутствии локальной вычислительной сети на ПЦО — не реже одного раза в неделю база данных копируется (архивируется) на внешний носитель либо другой компьютер.
33. При смене версии автоматизированного рабочего места обеспечивается копирование дистрибутива эксплуатирующейся версии и текущей базы данных на внешний носитель с включением сопроводительного файла, содержащего номер версии копируемого автоматизированного рабочего места, даты, времени, а также должности и Ф.И.О. исполнителя работ. По окончании копирования в обязательном порядке проводится контрольная проверка целостности дистрибутива.
34. Для организации связи ТСО, установленных на охраняемых объектах, с ПЦН, а также для организации связи между системами передачи извещений, установленными на разных АТС, могут применяться следующие каналы связи: проводные каналы телефонной связи, радиоканал, сотовая связь (стандарта GSM, CDMA-2000 и других), цифровые каналы (стандарта Ethernet и других), а также единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
35. При организации передачи извещений от устройств оконечных объектовых до устройств оконечных пультовых по каналам сотовой связи и цифровым каналам необходимо использование дублирующего канала связи (при наличии технической возможности).
36. Системы информаторного типа, использующие в качестве канала связи абонентские телефонные (выделенные) линии, могут применяться только в случае обеспечения постоянного, без права отключения, контроля обрыва телефонной линии связи либо дублирования извещений по другому каналу связи.
37. При организации связи ретрансляторов систем передачи извещений, расположенных на разных АТС, по цифровому каналу стандарта Ethernet создается закрытая корпоративная сеть на основе VPN протокола с фиксированными IP адресами.
38. ПЦО обеспечивается электроэнергией от двух независимых источников электропитания. Допускается использование резервного (автономного) источника электропитания в качестве второго независимого источника электропитания.
39. Для организации резервного электропитания ПЦО при отключении основного источника используются аккумуляторные батареи, дизель- или бензогенераторы необходимой мощности. Виды работ при техническом обслуживании аппаратуры резервного электропитания приведены в приложении N 5.
40. Для организации работ по переходу на резервный (автономный) источник электроснабжения разрабатывается соответствующая инструкция.
41. Персональные компьютеры контрольно-записывающей аппаратуры и комплекс средств автоматизации ПЦО подключаются к питающей сети через источники бесперебойного питания, обеспечивающие электропитание на период времени не менее 15 минут после отключения штатного электропитания.
42. Организация радиосвязи ПЦО производится в соответствии с нормативами министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации на текущий период времени.
43. Сотрудники, несущие службу на ПЦО, и работники ПЦО, в ведении которых находятся средства радиосвязи, обязаны периодически проверять:
внешнее состояние радиостанций;
укомплектованность средств связи и правильность ведения эксплуатационной документации;
работоспособность радиостанций, аккумуляторных батарей и зарядных устройств.
44. Устройства звукозаписи используются для записи всех служебных переговоров дежурной смены ПЦО и обеспечивают:
запись переговоров на жесткий диск компьютера (регистратора);
воспроизведение записанной фонограммы любого выбранного канала;
возможность быстрого поиска и воспроизведения нужной записи (по времени записи, каналу записи);
возможность копирования выбранной аудиозаписи на съемный носитель.
Срок хранения архива аудиозаписей — не менее 30 суток.
45. Устройства видеозаписи обеспечивают:
просмотр в режиме реального времени и запись на жесткий диск компьютера (видеорегистратора) событий в пультовом зале, дежурной части и прилегающей территории ПЦО;
возможность быстрого поиска и воспроизведения нужной записи по каналу, дате и времени;
возможность записи выбранного канала на съемный носитель информации.
Срок хранения архива видеозаписи — не менее 7 суток.
46. Устройства звуко- и видеозаписи устанавливаются в помещении ПЦО, исключающем доступ посторонних лиц. Допускается совмещение видео- и звукозаписи на одном компьютере (регистраторе). Корпус устройства опечатывается обслуживающим персоналом.
47. Организация защиты средств связи и систем радиоохраны от механических и электростатических повреждений производится в соответствии с требованиями заводов-изготовителей. Для организации бесперебойной работы приемо-передающих устройств связи ПЦО проводятся защитные мероприятия по оснащению здания ПЦО, в котором размещена приемо-передающая радиоаппаратура охраны, молниеотводами с надежным заземлением.
Ministry Of Internal Affairs Of The Republic Kazakhstan
Приказ №577
Приказ №577
Об утверждении Правил создания,
использования и совершенствования
ведомственных и оперативных учетов
В соответствии с подпунктом 25) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила создания, использования и совершенствования ведомственных и оперативных учетов.
2. Информационно-аналитическому центру Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Закаргаева Р.Н.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Демеуова М.Г. и Информационно-аналитический центр (Закаргаева Р.Н.) Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр
генерал-лейтенант полиции К. Касымов
Утверждены приказом
Министра внутренних дел
Республики Казахстан
от » » 2014 года
№
Правила
создания, использования и совершенствования
ведомственных и оперативных учетов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила создания, использования и совершенствования ведомственных и оперативных учетов (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и определяют порядок создания, использования и совершенствования ведомственных и оперативных учетов (далее – учеты).
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) информационная система — система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации с применением аппаратно-программного комплекса;
2) ведомственный учет — сбор, регистрация, обработка, накопление, систематизация, классификация и хранение сведений о лицах, предметах и событиях для обеспечения внутриведомственной деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД);
3) учетный документ – бумажный, электронный и (или) иной материальный носитель информации, на основании которого формируются картотеки и (или) информационные базы данных;
4) оперативный учет — сбор, регистрация, обработка, накопление, систематизация, классификация, хранение сведений о лицах, предметах и событиях по их криминальным признакам, предназначенных для обеспечения оперативно-розыскной деятельности субъектов учета.
3. Учеты классифицируются по их целевому назначению, виду учитываемых объектов и особенностям организации учетов.
4. Объектами учета являются лица, факты (события), предметы (вещи), субъективные портреты, вещества и другие объекты, обладающие индивидуальной информацией, использование которой может способствовать профилактике, расследованию, раскрытию преступлений и розыску лиц, а также выполнению иных задач, возложенных на ОВД.
5. В зависимости от уровня централизации, учеты подразделяются на региональные и центральные.
Формирование централизованных учетов осуществляется Министерством внутренних дел Республики Казахстан (далее — МВД). Территориальными ОВД осуществляется ведение региональных учетов.
6. По формам учета различают следующие виды их накопления: картотеки, журналы, электронные информационные ресурсы.
2. Порядок создания, использования и совершенствования
ведомственных и оперативных учетов
7. Целью создания учетов является обеспечение потребностей подразделений ОВД при выполнении возложенных на них функций.
8. Создание (формирование) представляет собой деятельность по систематизации и накоплению информации об объектах учета.
9. Учеты включают в себя:
1) классификацию учетов по функциональному (оперативный, оперативно-справочный, криминалистический, розыскной, регистрационный учеты) и объектовому признакам (учет лиц, учет преступлений (правонарушений), учет предметов);
2) основание и сроки постановки, корректировки и снятие с учета;
3) степень секретности хранимой и обрабатываемой информации в учетах;
4) структурное подразделение, заполняющее учетные документы для постановки, корректировки и снятия с учета;
5) структурное подразделение, осуществляющее постановку, корректировку и снятие с учета;
6) структурное подразделение, в компетенцию которого входит техническое сопровождение и администрирование информационных систем;
7) уровень формирования учетов – регионально и /или централизованно;
8) вид формирования учетов – картотечно, журнально, информационная система;
9) виды (формат) учетных документов при формировании картотек и/или информационных систем;
10) порядок и сроки проведения сверок;
11) сроки хранения карточек, журналов, электронных информационных ресурсов;
12) требование к информационной безопасности при вводе информации в картотеку, информационную систему.
10. Использование учетов представляет собой комплекс мероприятий по проверке и сопоставлению результатов информации об объектах учета и объектах проверки.
11. Использование учетов осуществляется путем:
1) направления письменных запросов структурному подразделению ОВД, осуществляющему формирование учетов;
2) доступа к информационным системам с использованием средств аутентификации пользователей либо интеграционных механизмов.
12. При получении совпадения структурное подразделение, осуществляющее формирование учетов, письменно информирует:
1) инициаторов постановки — при проверке объекта учета;
2) инициаторов запроса — при обработке письменных запросов.
13. Сведения из учетов подлежат передаче структурным подразделением, осуществляющим формирование учетов, и использованию инициаторами запросов в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
14. Целью совершенствования учетов является оптимизация процесса их формирования и осуществляется путем внесения изменений (добавление/исключение) в реквизитный состав учетных документов, в справочники и интеграционные процессы (информационные системы), а также в параметры, перечисленные в пункте 9 настоящих Правил.