Содержание

Другие даты уточнить по телефону отдела обучения:: +7(343) 271-09-38

дата дней место проведения форма цена руб.
Семинара
10-11.10.2019
2 Москва, Славянская площадь, д.2/5/4 (Дом бывший Минчермет СССР), 5 этаж очно 25 650
10-11.10.2019 2 ваш компьютер (доступна ссылка 5 суток) дистанционно 20 520
10-11.10.2019 2 Для СМП On-Line 11 600

*Бизнес-Школа «Антей» является официальным партнером Российского Фонда Образовательных Программ «Экономика и Управление»(город Москва. Лицензия Серия 77Л01 №0008561 Рег. №037737 от 08 августа 2016). Заполнив заявку мы предоставим Вам дополнительно 10% скидку от официальной цены РФОП выделенных звездочкой*.

Программа мероприятия

Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 №334 принята новая редакция Приказа Минпромэнерго №200. (зарегистрирован в Минюсте 18.04.2019 №54430). Приказ устанавливает состав затрат, принимаемых при формировании контрактных цен на поставку и при планировании затрат на производство продукции по ГОЗ. Новый порядок обязателен для применения всеми госзаказчиками и предприятиями — исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

На семинаре рассматривается состав затрат, их классификация, виды себестоимости, объекты и методы расчета себестоимости и ее экономическое обоснование. Разбираются конкретные расчеты при формировании статей затрат, наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения при обосновании нормативов трудозатрат и норм расхода материалов; рассматриваются критерии обоснованности включения затрат в себестоимость продукции, а также порядок их документального подтверждения.

Семинар предназначен для руководителей и сотрудников планово-экономических отделов предприятий, участвующих в процессе исполнения гособоронзаказа, руководителей финансово-бухгалтерских служб, участвующих в формировании смет и согласовании экономических нормативов затрат.

  • Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 (зарегистрирован в Минюсте 18.04.2019 №54430).Изменения порядка определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ согласно новой редакции приказа. Отличия от старой редакции приказа, сроки и порядок вступления в действие. Переходный период и переходные положения. Новый перечень статей калькуляции и изменение номенклатуры затрат по отдельным статьям; Расширение состава затрат, относимых на себестоимость продукции. Производственная и полная себестоимость. Критерии обоснованности и документального подтверждения для включения затрат в себестоимость продукции оборонного назначения, поставляемой по ГОЗ. Новые подходы к формированию себестоимости продукции согласно приказа Минфина России № 4н.
  • Состав затрат, классификация затрат, обоснование затрат, виды себестоимости, объекты расчета себестоимости, методы расчета себестоимости, экономическое обоснование себестоимости. Общий расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции. Объекты калькулирования, калькуляционные единицы, виды калькуляций. Особенности калькулирования прямых материальных и трудовых затрат, обзор типичных ошибок. Особенности калькулирования прочих прямых и косвенных затрат. Особенности калькулирования себестоимости научно-технической продукции.

  • Порядок определения производственной себестоимости калькуляционной единицы. Статья калькуляции «Внепроизводственные затраты». Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций. Порядок определения технологической трудоемкости. Номенклатура пусковых расходов. Номенклатура затрат на подготовку и освоение новых видов продукции. Характеристика и содержание специальных затрат. Номенклатура общепроизводственных затрат. Номенклатура общехозяйственных затрат. Порядок обоснования представительских расходов, расходов на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающих стоимость амортизируемого имущества. Порядок обоснования рекламных расходов, расходов на семинары, конференции, расходов по зарубежным командировкам, расходам на добровольное медицинское и пенсионное страхование. Статьи калькуляции «Прочие производственные затраты», «Затраты на ремонт».
  • Порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запасов, необходимых для изготовления продукции с длительным технологическим циклом в целях выполнения ГОЗ. Порядок взаимоотношений с военной приемкой. Условия возмещения (компенсации) расходов в пределах цены госконтракта на формирование запасов. Организация работы по экономическому и техническому обоснованию затрат при переводе ориентировочных цен в фиксированные при выполнении НИОКР, ремонте и сервисном обслуживании, обосновании НМЦК и цен на продукцию, поставляемую единственными поставщиками ВиВТ.
  • Расчет фиксированной стоимости нормо-часа и максимальных цен на материалы, запасные части и ПКИ. Особенности формирования статей общепроизводственных и общехозяйственных затрат, затрат на оплату труда. Первичные документы, отражающие затраты на материалы и ПКИ, затраты рабочего времени и затраты по основной заработной плате основных производственных работников. Расчет основной заработной платы, включённой в стоимость нормо-часа.
  • Плановая калькуляция затрат по переводу ориентировочной цены в фиксированную. Особенности оформления первичных документов, подтверждающих затраты. Нарушения в части обоснованности при переводе цен из ориентировочных в ТФЦ и подтверждения материальных затрат, включенных в цену продукции.
  • Особенности учета нормируемых и накладных расходов, подготовки, согласования и учета экономических нормативов при выполнении государственных контрактов по гособоронзаказу. Вопросы обоснования состава и величины накладных расходов организаций, участвующих в выполнении ГОЗ при подготовке смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  • Основные нарушения, допускаемые предприятиями ОПК при планировании общепроизводственных и общехозяйственных расходов при обосновании цен госконтрактов (контрактов) единственными поставщиками ВВСТ, а также начальных (максимальных) цен госконтрактов (контрактов) на продукцию (работы) поставляемую (выполняемую) по ГОЗ.
  • Практические рекомендации: источники информации при проведении проверки смет общехозяйственных и общепроизводственных расходов, запрашиваемые документы на основании которых проводится анализ затрат, включенных в фактическую себестоимость, нарушения, допускаемые организациями при списании затрат по накладным расходам с учетом положений новой редакции Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 №334).

  • Комментарии к ПП РФ от 24 января 2019 № 27 «О внесении изменения в ПП РФ № 47». Выполнение требований обеспечения раздельного учета затрат по каждому государственному контракту, заключенному по ГОЗ. Планирование себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ, по экономическим элементам затрат. Взаимосвязь планирования себестоимости продукции по экономическим элементам с расчетом себестоимости продукции по статьям калькуляции. Сопоставление подходов к обоснованию себестоимости продукции по экономическим элементам затрат и по статьям калькуляции. Особенности организации учета затрат в сфере ГОЗ.
  • Порядок заполнения новых форм РКМ (согласно Приказу ФАС №116/18), скорректированных согласно новой редакции Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 №334.
  • Особенности взаимодействия с государственным заказчиком и военными представительствами предприятий промышленности и организаций, участвующих в выполнении ГОЗ. Практика решения спорных ситуаций при получении заключения военных представительств Министерства обороны РФ. Роль военных представительств при выполнении гособоронзаказа и приемке его результатов. Требования военных представительств при выдаче заключений о цене военной продукции. Организация работы военных представительств по контролю за исполнением государственных контрактов для нужд Министерства обороны РФ.
  • Разъяснения о порядке применения новых правил и требований калькулирования затрат и формировании цен продукции в 2019 г. Рекомендации о порядке перехода, подготовки и представления комплекта обосновывающих документов с учетом новых возможностей (расширения перечня затрат) по новым правилам калькулирования себестоимости и компенсации затрат на производство и реализацию в цене продукции, поставляемой по ГОЗ.
  • Практика прохождения проверок в части ценообразования и учета затрат. Практическое применение порядка ценообразования и управления затратами на предприятиях, выполняющих программу ГОЗ. Основные проблемы, возникающие при формировании, согласовании, подтверждении и перевода цен в фиксированные Формирование и подготовка внутренних нормативных документов для подтверждения ведения раздельного учета затрат. Практические правила подготовки фактических и отчётных расчетно-калькуляционных материалов для заказчиков и проверяющих органов. Перечень документов, необходимых для проведения внутреннего контроля с целью прохождения проверок разных уровней. Практика применения норм ценообразования, проблемы согласования цен с гос. заказчиками.
  • Ответы на вопросы.

____________________________________________________________________

На семинаре выступят:

Дрозд Павел Степанович, начальник отдела ценообразования Департамента авиационной промышленности Минпромторга России;

Кукушкина Гузель Равилевна, инженер военного представительства Минобороны России;

Хаджи-Оглы Юрий Ризович, заместитель руководителя Института проблем управления экономикой оборонно-промышленного комплекса при Финансовом университете при Правительстве РФ;

Воротилин Леонид Владимирович, начальник отдела экономической экспертизы цен центра Института проблем управления экономикой оборонно-промышленного комплекса при Финансовом университете при Правительстве РФ;

Кухтова Юлия Валерьевна, Заместитель генерального директора по экономике и финансам, компания «Фактор-ТС»;

Рычкова Надежда Вчеславовна, аттестованный аудитор с опытом проверок предприятий ОПК по ГОЗ, член СРО НП ИПАР, директор по консалтингу ООО «АДК-аудит»

Подать заявку

Дата и время проведения: по расписанию ООО «Бизнес-Школы Антей» Расписание
Место провидения: 620079 г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, дом 10, офис 7\18
Запись и справки по телефону отдела обучения: +7(343) 271-09-38
Документ: Cертификат

Новый порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения: новая редакция Приказа Минпромэнерго N 200, действия в сложн

  • Изменения порядка определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ согласно новой редакции приказа Минпромэнерго России №200. Критерии обоснованности и документального подтверждения для включения затрат в себестоимость продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
  • Постатейные комментарии к калькуляциям: «Затраты на материалы»; «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих»; Затраты по статье калькуляции «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»; «Затраты на подготовку и освоение производства»; «Затраты на специальную технологическую оснастку»; «Специальные затраты»; «Общепроизводственные затраты»; «Общехозяйственные затраты».
  • Порядок определения производственной себестоимости калькуляционной единицы. Статья калькуляции «Внепроизводственные затраты». Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций. Порядок определения технологической трудоемкости. Номенклатура пусковых расходов. Номенклатура затрат на подготовку и освоение новых видов продукции. Характеристика и содержание специальных затрат. Номенклатура общепроизводственных затрат. Номенклатура общехозяйственных затрат. Порядок обоснования представительских расходов, расходов на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающих стоимость амортизируемого имущества. Порядок обоснования рекламных расходов, расходов на семинары, конференции, расходов по зарубежным командировкам, расходам на добровольное медицинское и пенсионное страхование. Статьи калькуляции «Прочие производственные затраты», «Затраты на ремонт».
  • Порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запасов, необходимых для изготовления продукции с длительным технологическим циклом в целях выполнения ГОЗ. Порядок взаимоотношений с военной приемкой. Условия возмещения (компенсации) расходов в пределах цены госконтракта на формирование запасов. Организация работы по экономическому и техническому обоснованию затрат при переводе ориентировочных цен в фиксированные при выполнении НИОКР, ремонте и сервисном обслуживании, обосновании НМЦК и цен на продукцию, поставляемую единственными поставщиками ВиВТ.
  • Расчет фиксированной стоимости нормо-часа и максимальных цен на материалы, запасные части и ПКИ. Особенности формирования статей общепроизводственных и общехозяйственных затрат, затрат на оплату труда. Первичные документы, отражающие затраты на материалы и ПКИ, затраты рабочего времени и затраты по основной заработной плате основных производственных работников. Расчет основной заработной платы, включённой в стоимость нормо-часа.
  • Плановая калькуляция затрат по переводу ориентировочной цены в фиксированную. Особенности оформления первичных документов, подтверждающих затраты. Нарушения в части обоснованности при переводе цен из ориентировочных в ТФЦ и подтверждения материальных затрат, включенных в цену продукции.
  • Особенности учета нормируемых и накладных расходов, подготовки, согласования и учета экономических нормативов при выполнении государственных контрактов по гособоронзаказу. Вопросы обоснования состава и величины накладных расходов организаций, участвующих в выполнении ГОЗ при подготовке смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  • Основные нарушения, допускаемые предприятиями ОПК при планировании общепроизводственных и общехозяйственных расходов при обосновании цен госконтрактов (контрактов) единственными поставщиками ВВСТ, а также начальных (максимальных) цен госконтрактов (контрактов) на продукцию (работы) поставляемую (выполняемую) по ГОЗ.
  • Практические рекомендации: источники информации при проведении проверки смет общехозяйственных и общепроизводственных расходов, запрашиваемые документы на основании которых проводится анализ затрат, включенных в фактическую себестоимость, нарушения, допускаемые организациями при списании затрат по накладным расходам с учетом положений новой редакции приказа Минпромэнерго России №200.
  • Критерии и принципы оценки расходов в рамках налогового учета, применимые при обосновании состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по ГОЗ.

Калькуляции цены и комплект РКМ ГОЗ

  • Зачем нужны РКМ для ГОЗ?
  • Комплект РКМ для ГОЗ
  • Новые Формы РКМ (действующие)
  • Калькуляция себестоимости и цены ГОЗ
  • Новый Приказ №200
  • Основные экономические показатели
  • Применяемые сокращения в РКМ ГОЗ

Используемая законодательная база в сфере ГОЗ актуальна по состоянию на 30 апреля 2019 года

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.
До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.
Аналогичные формы для РКМ ГОЗ утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 N 469-а. Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы оставались действующими.
В 2018 году формы Приказа ФСТ №469-а в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 заменены новыми типовыми формами РКМ с 3 марта 2018 года.

Действующие формы РКМ для ГОЗ

Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являются 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.

  1. Форма №1 (1д). Протокол цены (Согласование прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены.
  2. Форма №2 (2д) и 2А. Плановая калькуляция (затрат).
  3. Форма №3 (3д) и 3А. Отчетная калькуляция.

РКМ представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде на CD-R в формате Microsoft Excel. Приоритет имеют печатные документы, подписанные исполнителем ГОЗ.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли.
Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.
Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов.
Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.
Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).
Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.

Приказ №334 (новый «двухсотый приказ»)

30 апреля 2019 года, наконец-то, вступил в силу Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». Данный приказ установил, что Приказ Минпромэнерго №200 применению не подлежит, при этом цены на продукцию ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом №200, пересмотру также не подлежат.
Новый приказ о составе затрат по ГОЗ составлен с учетом Положения о госрегулировании цен оборонного заказа, утвержденного Постановлением Правительства №1465. Революционных изменений новый Приказ №334 в сравнении с Приказом №200 не принес.
В отдельные калькуляционные статьи выделены «затраты на командировки» (1000), «проценты по кредитам» (1500) и «административно-управленческие расходы» (1600). Некоторую настороженность вызывает слово «оплата» в наименовании статьи (0105), и кардинальное различие в нумерации статей калькуляций с Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18, формы документов которого разработаны также в соответствии с Положением о госрегулировании цен, утвержденного Постановлением №1465.

Основные экономические нормативы (показатели)

Основные экономические показатели (ОЭП) — плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа. В число таких нормативов предприятия входят:

  • ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
  • ДЗП – норматив дополнительной заработной платы
  • норматив страховых взносов
  • ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов
  • ОПР – норматив общепроизводственных расходов
  • ОХР – норматив общехозяйственных расходов
  • НР – норматив накладных расходов
  • порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, внепроизводственных и других расходов
  • норматив рентабельности (прибыли)

Исполнители ГОЗ, как правило, ежегодно согласуют свои основные экономические нормативы с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ.
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН).

Норматив страховых взносов

Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством. На 2019 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 150 000 рублей, по «больничным» (ФСС) — 865 тысяч рублей (Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 №1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.»). Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.

Год Постановление Правительства РФ База для исчисления страховых взносов Среднемесячная зарплата, с которой начинает применяться регресс
на обязательное пенсионное страхование (ПФР) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) Предельная величина на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Предельная величина на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Предельная величина Рост Предельная величина Рост
2019 №1426 от 28.11.2018 1 150 000 12,6% 865 000 6,1% 72 083,33
2018 №1378 от 15.11.2017 1 021 000 16,6% 815 000 7,9% 67 916,67
2017 №1255 от 29.11.2016 876 000 10,1% 755 000 5,2% 62 916,67
2016 №1265 от 26.11.2015 796 000 12,0% 718 000 7,2% 59 833,33
2015 №1316 от 04.12.2014 711 000 13,9% 670 000 7,4% 55 833,33
2014 №1101 от 30.11.2013 624 000 52 000,00

Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу

  • ФЗ – Федеральный закон
  • ГОЗ – Государственный Оборонный Заказ
  • РКМ – расчетно-калькуляционные материалы
  • ПКИ – покупные комплектующие изделия
  • ППФ – покупные полуфабрикаты
  • ПФСП – полуфабрикаты собственного производства
  • ОЭП – основные экономические показатели
  • ОЭН – основные экономические нормативы
  • БЭН – базовые экономические нормативы
  • ФОТ – фонд оплаты труда
  • ОЗП – основная заработная плата
  • ДЗП – дополнительная заработная плата
  • АУП – административно-управленческий персонал
  • НР – накладные расходы
  • ОПР – общепроизводственные расходы
  • ОХР – общехозяйственные расходы
  • ССР – себестоимость собственных работ
  • ТЗР – транспортно-заготовительные расходы

Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 30 апреля 2019 года

ВсеПрофи24

ООО «Академия бизнеса» — региональный партнер Российского Фонда образовательных программ Экономика и Управления. Работаем по всей России (действуют региональные спеццены)

Регистрируйтесь на семинары РФОП через наше отделение и получайте дополнительную скидку от 10 до 49%.

Дата проведения 10-11 декабря 2019 10.00-17.00
Место проведения Москва, Славянская площадь, д.2/5/4 (Дом Металлургов, бывший Минчермет СССР),5 этаж, конференц-зал
Форма участия
  • Очное участие в Москве
  • Трансляция ПК
  • +5 дней доступа после окончания мероприятия к видео

Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 №334 регламентирован состав затрат, принимаемых при формировании контрактных цен на поставку и при планировании затрат на производство продукции по гособоронзаказу. Новый порядок обязателен для применения всеми госзаказчиками и предприятиями — исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Приказом ФАС России от 26 августа 2019 года № 1138/19 утверждены новые формы расчетно-калькуляционных материалов для обоснования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Цель семинара рассмотреть новые требования по раскрытию структуры цены и правила заполнения новых форм РКМ. На семинаре рассматривается состав затрат, их классификация, виды себестоимости, объекты и методы расчета себестоимости и ее экономическое обоснование; разбираются конкретные расчеты при формировании статей затрат, наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения при обосновании нормативов трудозатрат и норм расхода материалов; рассматриваются критерии обоснованности включения затрат в себестоимость продукции, а также порядок их документального подтверждения.

Семинар предназначен для руководителей и сотрудников планово-экономических отделов предприятий, участвующих в процессе исполнения гособоронзаказа, руководителей финансово-бухгалтерских служб, участвующих в формировании смет и согласовании экономических нормативов затрат.

На семинаре выступят специалисты Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России, поделятся опытом руководители ПЭО предприятий-исполнителей ГОЗ.

На семинаре выступят:

САПРЫКИН Вадим Леонидович, заместитель начальника отдела методологии ценообразования и ВВСТ Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России;

ДОМОКУР Дмитрий Сергеевич, начальник планово-экономического отдела группы компаний «Геоскан»;

ЧУРИЛИН Валерий Аркадьевич, партнер системы электронных торгов «Сбербанк-АСТ, консультант по вопросам организации закупок для предприятий ВПК и Министерства обороны РФ;

БИРЮКОВ Сергей Николаевич, советник Генерального директора КАМПО;

КУХТОВА Юлия Валерьевна, заместитель генерального директора по экономике и финансам, компания «Фактор-ТС» и др.

Программа семинара:

Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 №334 регламентирован состав затрат, принимаемых при формировании контрактных цен на поставку и при планировании затрат на производство продукции по гособоронзаказу. Новый порядок обязателен для применения всеми госзаказчиками и предприятиями — исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Приказом ФАС России от 26 августа 2019 года № 1138/19 утверждены новые формы расчетно-калькуляционных материалов для обоснования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Цель программы рассмотреть новые требования по раскрытию структуры цены и правила заполнения новых форм РКМ. На семинаре рассматривается состав затрат, их классификация, виды себестоимости, объекты и методы расчета себестоимости и ее экономическое обоснование; разбираются конкретные расчеты при формировании статей затрат, наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения при обосновании нормативов трудозатрат и норм расхода материалов; рассматриваются критерии обоснованности включения затрат в себестоимость продукции, а также порядок их документального подтверждения.

Курс предназначен для руководителей и сотрудников планово-экономических отделов предприятий, участвующих в процессе исполнения гособоронзаказа, руководителей финансово-бухгалтерских служб, участвующих в формировании смет и согласовании экономических нормативов затрат.

  • Государственное регулирование цен в сфере государственного оборонного заказа. Продукция, на которую распространяется госрегулирование цен. Роль ФАС России при госрегулировании цен. Принципы ценообразования, виды цен. Правила применения, обоснования и согласования методов определения цены на продукцию по ГОЗ. Плановая и фактическая рентабельность при затратном методе ценообразования. Формирование прогнозных цен головными исполнителями (проблемные вопросы, рекомендации по взаимодействию с госзаказчиками). Формирование цены на продукцию кооперацией головного исполнителя. Взаимодействие головного исполнителя и исполнителей. Типовые вопросы о применении базовой цены и условиях ее пересмотра. Особенности формирования цен госконтрактов, заключаемых с единственными поставщиками. Существенные изменения условий производства (поставки) продукции. Методы повышения фактической рентабельности. Сложные аспекты применения и проектируемые изменения в ПП РФ от 02.12.2017 № 1465.
  • Состав и формы обосновывающих документов (расчетно-калькуляционных материалов), предусмотренных приказом ФАС России от 1138/19 от 26.08.19 (зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2019 № 56216). Основные отличия между новыми и «старыми» (приказ ФАС России от 31.01.2018 № 116/18) формами обосновывающих документов. «Ключи» по заполнению новых форм РКМ. Алгоритм проверки РКМ и ключевые проверочные действия при регистрации цен на продукцию. Наиболее часто выявляемые нарушения в формах обосновывающих документах.
  • Комментарии к новому порядку определения состава затрат, включаемых в цену продукции в рамках исполнения ГОЗ. Характерные ошибки и неточности в расчетах по статьям затрат при подготовке предложений по прогнозной цене. Характерные ошибки и неточности в расчетах по статьям «Затраты на материалы», «Общепроизводственные и Общехозяйственные затраты». Характерные ошибки и неточности в расчетах по статье «Затраты на оплату труда», «Страховые взносы на обязательное социальное страхование», «Специальные затраты», «Прочие производственные затраты». Отдельные вопросы организации работы по экономическому и техническому обоснованию затрат. Практические рекомендации: источники информации при проведении проверки смет общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Запрашиваемые документы на основании которых проводится анализ затрат, включенных в фактическую себестоимость. Особенности состава и содержания статей затрат на этапе создания научно-технической продукции. Нарушения, допускаемые организациями при списании затрат по накладным расходам с учетом положений проекта новой редакции Приказа Минпромторга России №334.

  • Формирование расшифровок материальных затрат, прочих производственных, специальных, внепроизводственных затрат, накладных расходов, с учетом нового порядка определения состава затрат и с учетом новых форм предоставления РКМ. Замечания по заполнению протокола цены. Замечания по составлению плановой калькуляции. Замечания по заполнению отчетной калькуляции. Замечания по заполнению расшифровки затрат на материалы. Замечания по заполнению Расшифровки затрат на основную заработную плату. Расчет-обоснование уровня дополнительной заработной платы основных работников. Затраты на подготовку и освоение производства. Замечания по заполнению Расшифровки «Специальные затраты». Смета и расчет общехозяйственных затрат/административно-управленческих расходов. Расчет затрат на командировки. Расшифровки затрат на оборудование.
  • Разбор типичных ошибок, допускаемых в расчетно-калькуляционных материалах. Порядок формирования расшифровок материальных затрат, покупных комплектующих изделий, услуг сторонних организаций–соисполнителей ГОЗ. Подготовка расчетов затрат на полуфабрикаты собственного изготовления, проведение испытаний, специальных затрат, внепроизводственных затрат, смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов, в соответствии с новым порядком определения состава затрат согласно приказа Минпромторга № 334.
  • Определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ. Требования законодательства при банковском и при казначейском сопровождении контрактов: сходства и отличия. Сближение подходов к определению состава затрат при ценообразовании и при раздельном учете в Приказе Минпромторга России от 18.04.2019 №334. Полная фактическая себестоимость реализованных продукции (товаров, работ, услуг) по каждому договору (соглашению, контракту). Калькулирование себестоимости продукции по каждому виду и по каждому году производства. Новый перечень прямых затрат. Статьи «Специальные затраты» (п.18 Порядка) и «Прочие прямые затраты» (п.22 Порядка). Новый порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Статьи «Административно-управленческие расходы» и «Коммерческие расходы». Критерии обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения расходов. Особенности оформления первичных документов Идентификатор государственного контракта. Изменение и дополнение учетной политики. Оценка последствий изменения учетной политики. Разработка самостоятельных регламентов и положений по вопросам калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
  • Ответы на вопросы.

Участникам, успешно завершившим обучение, выдается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 16 ак.ч. (Лицензия Серия 77Л01 №0010985 Рег. № 040089 от 29 мая 2019 года). Для оформления Удостоверения необходимо предоставить: копию паспорта; копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании; копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась). Все документы необходимо выслать не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала семинара

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ В МОСКВЕ: 28 500 25650 руб. (НДС не облагается).

СТОИМОСТЬ ON-LINE ТРАНСЛЯЦИИ КУРСА на ПК : 22 800 20 520 руб. (НДС не облагается)

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23 августа 2006 г. N 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» (с изменениями и дополнениями) (не применяется)

Утвержден порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Порядок устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планировании затрат на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, работ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, работ по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, работ в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными договорами РФ, а также на производство вещевого и военного имущества по государственному оборонному заказу.

Целью Порядка является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.

Порядок применяется всеми государственными заказчиками и организациями-исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности при исчислении (калькулировании) себестоимости единицы конкретного вида промышленной продукции (изделия, базового изделия, группы однородных изделий, комплекта, узла, детали и т.д.) или вида выполняемых работ и услуг.

Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) от 23 августа 2006 г. N 200 Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу

Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2006 г.

Регистрационный N 8665

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 1684-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 43, ст. 4430), приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Врио Министра А. Реус

Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 1684-р и устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планировании затрат на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, работ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, работ по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, работ в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на производство вещевого и военного имущества по государственному оборонному заказу (далее — продукция).

2. Целью настоящего Порядка является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.

3. Порядок применяется при исчислении (калькулировании) себестоимости единицы конкретного вида промышленной продукции (изделия, базового изделия, группы однородных изделий, комплекта, узла, детали и т.д.) или вида выполняемых работ и услуг. Калькуляционная единица должна соответствовать натуральному измерению, принятому для данного вида продукции в стандартах или технических условиях.

4. Порядок предназначается для применения всеми государственными заказчиками и организациями-исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

II. Состав и содержание статей затрат

5. Расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.

Группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения.

При калькулировании себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству этой продукции в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-экономической деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N47. В организациях, выполняющих государственный оборонный заказ, учет затрат, связанный с его выполнением, следует осуществлять отдельно по каждому виду продукции.

6. Статья калькуляции «Затраты на материалы» отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат исходя из установленных норм и нормативов расхода материалов и цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость) и состоит из:

1) затрат на приобретение сырья и основных материалов, используемых в производстве продукции в соответствии с технологией и образующих ее основу. В указанных затратах учитываются неизбежные технологические потери в пределах установленных норм;

2) затрат на приобретение вспомогательных материалов, используемых в производстве на технологические цели, являющихся необходимым компонентом в процессе изготовления, и относимых на себестоимость конкретных изделий по соответствующим нормам и нормативам;

3) затрат на приобретение покупных полуфабрикатов — заготовок и деталей в черновом или не полностью обработанном виде. Себестоимость полуфабрикатов собственного производства отражается по соответствующим статьям затрат. Организации, имеющие собственные заготовительные производства, в отдельных случаях могут калькулировать и показывать эти затраты отдельно, как полуфабрикаты собственного производства.

При определении указанных затрат учитываются неизбежные технологические потери, порядок нормирования которых регламентируется нормативными документами;

4) затрат на приобретение комплектующих изделий в порядке производственной кооперации, и требующих дополнительных затрат на сборку при укомплектовании выпускаемой продукции;

5) затрат на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или (и) собственными обслуживающими производствами, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость данного вида продукции;

6) транспортно-заготовительных расходов, включающих ввозные таможенные пошлины и сборы, провозную плату, стоимость услуг по доставке и разгрузке, содержание специализированных заготовительных цехов и складов, расходы на оплату командировок, непосредственно связанных с заготовкой материалов. На эту же статью относятся потери сырья и материалов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) затрат на все виды топлива на технологические цели, как получаемые со стороны, так и вырабатываемые самой организацией, относимые на стоимость изделий либо прямым способом, если такая возможность имеется, либо с помощью утвержденных в установленном порядке нормативов;

8) затрат на все виды электрической, тепловой и других видов энергии на технологические цели (приобретаемой и вырабатываемой), а также расходов на трансформацию и передачу энергии, относимых на стоимость изделий либо прямым способом, если такая возможность имеется, либо по соответствующим нормативам;

9) затрат по оплате тары (невозвратной) и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, и затрат на восстановление возвратной тары. Отнесение тары к возвратной или невозвратной и ее оценка определяется с учетом условий контракта на приобретение материальных ресурсов;

10) стоимости остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся во время технологического процесса изготовления продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала (далее — возвратные отходы), которая вычитается из затрат на материалы и покупные полуфабрикаты.

Возвратные отходы оцениваются по:

пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования);

полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

7. Статья калькуляции «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих» включает основную заработную плату и компенсации (дополнительную заработную плату) производственных рабочих, относящуюся на конкретные изделия (заказы) в качестве прямых затрат.

В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий работающих, непосредственно участвующих в процессе производства; начисления стимулирующего характера; затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда.

В состав начислений стимулирующего характера включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации.

В состав затрат на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, включаются расходы, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер основной заработной платы производственных рабочих, относимый на данную статью, определяется исходя из расчетной (плановой) трудоемкости и тарифных ставок (окладов) оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени, принятых в коллективном договоре организации.

Расчет организацией трудоемкости изготовления изделия в плановом периоде должен учитывать ее фактическую величину, достигнутую в отчетном периоде, процент переработки норм в указанном периоде, а также базироваться на анализе планируемых мероприятий по повышению производительности труда и изменению соотношения технически обоснованных и опытно-статистических норм.

При планировании расходов на оплату труда допускается по согласованию с заказчиком использование показателя среднего размера заработной платы, который определяется исходя из его уровня, достигнутого организацией в отчетном периоде, с учетом уровня оплаты труда в отрасли и регионе. При этом фонд оплаты труда организации отчетного периода корректируется, исходя из планируемого объема производства продукции, намеченных мероприятий по повышению производительности труда и с учетом прогнозируемого на федеральном уровне показателя инфляции.

Доля тарифной части в составе заработной платы и минимальный размер оплаты труда (размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда) должны быть не ниже размера, установленного соответствующим отраслевым соглашением, подписываемым в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом размеры месячной оплаты труда в соответствии со статьями 132 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека и максимальным размером не ограничиваются.

Компенсации (дополнительная заработная плата) включают начисления, предусмотренные коллективными договорами за фактически неотработанное время и относятся на себестоимость конкретной продукции по нормативу к основной заработной плате производственных рабочих, согласованному с заказчиком.

8. Затраты по статье калькуляции «Отчисления на социальные нужды» включают единый социальный налог и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Величина отчислений определяется в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

9. Статья калькуляции «Затраты на подготовку и освоение производства» включает пусковые расходы и затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции, относимые на себестоимость этой продукции (заказа), в порядке, согласованном с заказчиком, если ранее указанные расходы не были возмещены отдельным контрактом.

Пусковые расходы включают затраты, связанные с обеспечением готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом установочной партии продукции, наладкой оборудования. Номенклатура пусковых расходов приведена в приложении 2 к настоящему Порядку.

Затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции включают расходы, связанные с разработкой технологического процесса изготовления продукции, проектированием специальной оснастки, инструментов и приспособлений, организацией производства, которые не носят капитальный характер. Номенклатура затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции приведена в приложении 3 к настоящему Порядку.

Нормы списания на единицу продукции устанавливаются по согласованию с заказчиком исходя из величины затрат и объема выпуска продукции.

10. Статья калькуляции «Затраты на специальную технологическую оснастку» включает затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения. Затраты на изготовление специальной технологической оснастки и инструментов собственного изготовления учитываются по себестоимости их изготовления. Списание затрат по специальной оснастке на себестоимость продукции осуществляется в соответствии с согласованной с заказчиком ставкой погашения на единицу изделия, рассчитанной исходя из сметы расходов и количества изделий. При изготовлении единичных заказов расходы по изготовлению инструментов и приспособлений целевого назначения относятся на себестоимость продукции по данному заказу в соответствии с условиями контракта.

11. Статья калькуляции «Специальные затраты» предусматривается в калькуляции отдельной строкой, если данные затраты имеют значительный удельный вес в связи со спецификой технологического процесса изготовления продукции. К ним относятся, в частности, затраты на содержание специальных служб организации, оказание специальной технической помощи сторонними организациями, специальные испытания изделий и др. Номенклатура специальных затрат, относимых на данную статью, приведена в приложении 4 к настоящему Порядку.

Если удельный вес специальных затрат незначителен, то они учитываются в составе общехозяйственных затрат.

12. На статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» относятся затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и т.д., основная и дополнительная заработная плата аппарата управления цехов или иных производственных подразделений с отчислениями на социальные нужды, другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с номенклатурой общепроизводственных затрат, приведенной в приложении 5 к настоящему Порядку.

В том случае, если предусматривается формирование ремонтного фонда, то затраты на все виды ремонта основных средств в общепроизводственные и общехозяйственные расходы не включаются.

В состав общепроизводственных затрат не включаются расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, а также услуги для непромышленных хозяйств.

Общепроизводственные затраты каждого структурного подразделения (цеха) могут относиться на виды производимой продукции либо прямым счетом, либо одним из следующих методов, определяемых спецификой производимой продукции: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (в отраслях, специализирующихся на выпуске конструктивно и технологически близкой продукции), по нормо-часам, по сметным ставкам, пропорционально выпуску.

13. Статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров, и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения, общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

14. В статью калькуляции «Прочие производственные затраты» включаются:

проценты по кредитам, в размере не более ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на момент формирования цены на изделие. Размеры и сроки кредитов рассчитываются по согласованию с заказчиком, исходя из потребности организации в денежных средствах на производство конкретного заказа с учетом получаемых авансов;

страховые взносы по различным видам страхования рисков, возникающих при производстве, хранении и транспортировке военной продукции. Расходы по обязательным видам страхования включаются в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, расходы по другим видам страхования включаются по нормативам, согласованным с заказчиком;

другие виды затрат, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.

15. Статья «Затраты на ремонт» вводится в калькуляцию, если в организации образован ремонтный фонд.

Списание этих затрат осуществляется по нормативам, согласованным с заказчиком.

16. Сумма затрат, отраженных в калькуляционных статьях по строкам 01, 12, 15, 16, 19, 20, 21, 22 и 23 и приведенных в перечне статей калькуляции, составляет производственную себестоимость калькуляционной единицы (строка 24).

17. По статье калькуляции «Внепроизводственные затраты» (строка 25) отражаются: транспортные расходы по доставке готовой продукции, а также расходы на тару и упаковку на складах готовой продукции, — в соответствии с условиями государственного контракта. Производственная себестоимость калькуляционной единицы, увеличенная на величину внепроизводственных затрат, составляет ее полную себестоимость (строка 26).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *