Содержание

Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе?

· Администрация Президента Российской Федерации

· Председатель Правительства Российской Федерации

· Генеральный прокурор Российской Федерации

· Счетная палата Российской Федерации

357. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится:

· к трудовым спорам

· к административно-правовым спорам

· к индивидуальным служебным спорам

· к коллективным служебным спорам

358. Нанимателем федерального государственного служащего является:

· федеральный государственный орган

· Российская Федерация

· работодатель

· Правительство Российской Федерации

359. Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную гражданскую должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, – это:

· представитель нанимателя

· уполномоченный работодатель

· уполномоченный наниматель

· представитель работодателя

360. Под представителем нанимателя Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понимает (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Руководителя государственного органа, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

· Руководителя государственного органа либо лицо, замещающее государственную должность, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

· Руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

· Руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, а равно иного лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

361. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы допускается при соблюдении следующих условий (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа является научной деятельностью

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и при этом выполнение работы не повлечет за собой конфликт интересов

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа будет выполняться гражданским служащим в выходные и (или) нерабочие праздничные дни

362. К числу основных прав государственного гражданского служащего НЕ относится:

· Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело

· Членство в профессиональном союзе

· Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну

· Получение государственной помощи при страховании принадлежащего лично ему имущества

363. К ограничениям, связанным с гражданской службой, относятся:

· приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход

· приобретение гражданства другого государства или выход из гражданства Российской Федерации

· избрание на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе исполнительной власти края

· осуществлять предпринимательскую деятельность

364. В целях соблюдения требований к служебному поведению гражданский служащий обязан:

· не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство

· воздерживаться от обсуждений служебных вопросов в присутствии вышестоящего руководителя

· исключать участие в массовых мероприятиях, проводимых общественными организациями

· соблюдать при исполнении должностных обязанностей личные права и интересы

365. Гражданский служащий вправе:

· осуществлять предпринимательскую деятельность

· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

· выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

366. Гражданскому служащему по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью:

· две недели

· не более одного года

· не более трех дней

· не более шести месяцев

367. Основные и дополнительные государственные гарантии на государственной гражданской службе распространяются на гражданских служащих:

· категории «руководители» и «помощники (советники)»

· категории «специалисты»

· категории «обеспечивающие специалисты»

· все выше перечисленное

368. К числу основных государственных гарантий государственным гражданским служащим НЕ отнесены:

· Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи

· Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы

· Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при увольнении гражданского служащего с гражданской службы

369. К числу дополнительных государственных гарантий федеральным государственным гражданским служащим НЕ отнесены:

· Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации

· Замещение иной должности гражданской службы при упразднении государственного органа

· Ежегодный оплачиваемый основной отпуск

· Единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации

370. К запретам, связанным с государственной гражданской службой, относится:

· членство в профессиональном союзе

· использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации

· ознакомление с материалами личного дела

· принятие мер по предотвращению конфликта интересов

371. К числу требований к служебному поведению государственного гражданского служащего Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» НЕ отнесено:

· Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности

· Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа

· Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций

· Обжаловать в суд нарушение своих прав и законных интересов

372. При увольнении с государственной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация:

· в размере трехмесячного среднего заработка без учета выходного пособия

· в размере трехмесячного среднего заработка с учетом выходного пособия

· в размере четырехмесячного денежного содержания, при этом выходное пособие не выплачивается

· в размере четырехмесячного денежного содержания с учетом выходного пособия

373. Гражданскому служащему гарантируются:

· ежегодное повышение содержания

· обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения им государственной гражданской службы

· служебная неприкосновенность

· компенсация уплаченного земельного налога и налога на имущество физических лиц

374. К основным обязанностям гражданского служащего не относится:

· исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, ставших ему известными, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство

· соблюдать служебный распорядок государственного органа

· членство в политической партии

375. Что не является обязанностью гражданского служащего:

· соблюдение нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность, решения политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций

· способствование межнациональному и межконфессиональному согласию

· оказание предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам

· соблюдение установленных правил публичных выступлений и предоставления служебной информации

376. Гражданский служащий имеет право:

· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами

· обжаловать в суд нарушения своих прав и интересов на государственной гражданской службе

· создавать в государственных органах структуры политических партий

· публично высказывать суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности

377. Гражданский служащий вправе:

· выполнять с предварительным уведомлением представителя нанимателя иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов

· выполнять любую иную оплачиваемую работу

· выполнять с предварительным уведомлением представителя нанимателя любую иную оплачиваемую работу

· выполнять любую иную оплачиваемую работу без предварительного уведомления нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

378. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы допускается при соблюдении следующих условий:

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа является научной деятельностью

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и при этом выполнение работы не повлечет за собой конфликт интересов

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа будет выполняться гражданским служащим в выходные и (или) нерабочие праздничные дни

379. Гражданский служащий обязан:

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение двух недель со дня выхода из гражданства Российской Федерации

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня выхода из гражданства Российской Федерации

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение 3 дней со дня выхода из гражданства Российской Федерации

380. Гражданский служащий обязан:

· выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями

· исполнять данное ему руководителем поручение, даже если оно неправомерное

· сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

381. Гражданский служащий имеет право:

· на должностной рост на конкурсной основе

· исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом

· беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей

· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход

382. Гражданский служащий обязан:

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

· соблюдать служебный распорядок государственного органа

· получать доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну

· исполнять данное ему неправомерное поручение при получении от руководителя подтверждения этого поручения в письменной форме

383. В связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

· иметь доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

· участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза)

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

· представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи

384. В связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

· выполнять любую оплачиваемую работу

· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

· оформлять в собственность недвижимость или иное имущество

385. В случае приобретения гражданским служащим гражданства другого государства представитель нанимателя обязан:

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы, предварительно уведомив профсоюзный орган соответствующего государственного органа не позднее чем за 2 месяца

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы, предварительно уведомив его об этом не позднее чем за 1 месяц до увольнения

386. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

· профессиональной переподготовки гражданского служащего

· обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

· пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

· работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Обжалование результатов конкурсов

Порядок обжалования решений Конкурсной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации определен статьями 69 и 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Индивидуальные служебные споры — неурегулированные между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу или ранее состоявшим на государственной гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Под представителем нанимателя понимается руководитель государственного органа (Министр), лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению служебных споров:
а) комиссией Министерства просвещения Российской Федерации по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам);
б) судом.

Комиссия по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа Министерства и представителя нанимателя. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий либо гражданин самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин может обратиться с заявлением в письменной форме в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина подлежит обязательной регистрации комиссией по служебным спорам в день его подачи.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа Министерства, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

  • гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
  • представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

  • о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
  • по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Представитель нанимателя как сторона служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации

Начало XXI века характеризуется для России началом проведения полномасштабной административной реформы, которая привела не только к реорганизации органов исполнительной власти, но и к преобразованию государственной службы, так как деятельность государственных служащих в конечном счете определяет и эффективность деятельности властных структур. В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» , а в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , которые способствовали появлению новых форм регулирования государственно-служебных отношений. Применительно к государственной гражданской службе данной новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими. Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов . Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема определения сторон служебного контракта, особенно, в отношении первой стороны.

Итак, сторонами служебного контракта согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Первой стороной в служебном контракте законодатель признает представителя нанимателя. Данное понятие достаточно сложное и неопределенное. Так как в науке существует достаточно много споров по этому поводу. В соответствии с частью 3 ст. 10 Федерального закона 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – ФЗ № 58) четко определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. Исходя из данной нормы, следовало бы определить, что сторонами служебного контракта являются гражданский служащий и наниматель, в роли которого могут выступать Российская Федерация или ее субъекты. Тем не менее, согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ № 79 служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Анализ данного положения позволяет прийти к выводу о том, что стороной служебного контракта является не наниматель, а представитель нанимателя, то есть налицо противоречие между двумя нормативными правовыми актами.

Исследователи, которые занимались этой проблемой, приоритет отдают норме ФЗ № 79 . В итоге спор разгорается в основном вокруг проблемы определения понятия «представитель нанимателя». Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 79 представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Как правило, на практике представителем нанимателя выступают определенные должностные лица, замещающие государственные должности или должности государственной службы. На это указывают многие ученые. Так, С.В. Качушкин и А.Н. Дементьев отмечают, что к представителям нанимателя относятся руководители государственных органов, а, именно аппаратов исполнительной и законодательной власти . Например, к их числу можно отнести руководителя аппарата Государственный Думы, главу администрации Президента РФ, руководителя федеральной службы или федерального агентства, или руководителя аппарата Законодательного Собрания Алтайского края. Обобщая практику, к подобному выводу приходит и С.Е. Чаннов, который указывает, что представитель нанимателя на государственной гражданской службе – это обычно руководитель государственного органа или его структурного подразделения . Таким образом, получается, что на самом деле нанимателем является конкретное должностное лицо (а не Российская Федерация или субъект РФ), и именно с ним гражданский служащий заключает служебный контракт. Именно должностное лицо предоставляет гражданскому служащему необходимые условия труда, выплачивает ему денежное содержание, заботится о начислении дополнительных выплатах (премиях и т.д.). Ряд авторов прямо называют подобную ситуацию абсурдной .

Многие ученые отмечают, что в данной ситуации произошло смешение понятий «наниматель» и «представитель нанимателя» . Представляется в этой связи, что в качестве стороны служебного контракта следует называть нанимателя, а не его представителя.

По поводу того, кто должен быть нанимателем гражданского служащего также нет единого мнения, встречаются как крайние, так и промежуточные позиции. К крайней точке зрения, на наш взгляд, можно отнести позиции ученых, соглашающихся с тем, что государство является нанимателем. Так, А.А. Гришковец считает, что с позиции теории юридической личности только сама Российская Федерация в строго юридическом смысле может признаваться как самостоятельная сторона на государственной гражданской службе, то есть стороной служебного контракта может быть только государство . Е.Б. Хохлов отмечает, что «государство, хоть и особый, но все же субъект права, юридическое лицо». Государство также является работодателем, так как оно является субъектом права, его характеризуют такие признаки как легитимность государственной власти, а главное, наличие имущества и наличие организации, включающей в себя совокупность чиновников, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости. Государство, являясь работодателем, по мнению ученого, несомненно, решает необходимые общественные задачи .

Промежуточную позицию занимают А.М. Лушников и М.В. Лушникова. По их мнению, государство определяет компетенцию органов государственной власти, которые, в свою очередь, от имени Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют права и обязанности в сфере публичной власти, а в частноправовой сфере эти органы наделены трудовой правосубъектностью и действуют от своего имени, а не от имени государства в целом . Подобную позицию поддерживают М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов. Они ссылаются на п. 3 ч. 1 ст. 44 ФЗ № 79, в котором говорится о «решениях государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет». Исследователи делают вывод о том, что стороной служебного контракта является непосредственно государственный орган . Иное мнение, на наш взгляд, противоречивое высказывает А.В. Гусев. В одной из своих работ он признает государство нанимателем для гражданского служащего, но при этом утверждает, что «государство выступает для государственного служащего в качестве «нанимателя» только в обобщенном смысле, как некое абстрактное образование, во имя публичного блага и в интересах которого должна осуществляться государственная служба. Государство-наниматель есть учредитель системы государственных органов и собственник бюджета, устанавливающий (посредством соответствующего нормативного регулирования) правила использования труда государственных служащих и уполномочивающий конкретных лиц осуществлять права и обязанности в служебных трудовых отношениях» . В другой статье этот же автор приходит к противоположной оценке, отмечая, что стороной служебного контракта в «конкретных» отношениях «как правило, выступает не государство, а конкретный государственный орган, выполняющий в отношении данного служащего функции работодателя» .

Другую крайнюю позицию занимают многие представители науки трудового права. Они традиционно рассматривают организацию в качестве основного работодателя, и поэтому утверждают, что нанимателем должно являться не государство в целом, а отдельные государственные органы. Например, В.Д Граждан считает, что нанимает гражданских служащих на государственную службу «компетентный государственный орган» . Отчасти поддерживает ученого Л.А. Чиканова, которая полагает, что «в признании государственного органа стороной служебного контракта нет ничего предосудительного. Только добросовестное служение каждого государственного служащего конкретному государственному органу может обеспечить эффективную деятельность этого органа по реализации соответствующих функций государства и в конечном счете эффективность самого государства» . При этом она достаточно оригинально подходит к решению данной проблемы, по-своему примиряя крайние точки зрения. По ее мнению, «на стороне нанимателя одновременно выступают два субъекта: государство как наниматель и руководитель государственного органа как представитель нанимателя. В связи с этим другой субъект — гражданский служащий находится в правоотношениях, как с государством, так и с его представителем. При этом служебное отношение между представителем нанимателя и государственным служащим является особым самостоятельным правоотношением» . Таким образом, автор считает, что наниматель, как сторона служебного контракта, характеризуется двойственным характером. Между тем, с критикой подобного утверждения выступает Е.А. Ершова, которая проводит аналогию ФЗ № 79 с Гражданским кодексом РФ (ст. 182). Согласно данной статье «представительство» — это «сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на… законе…, непосредственно создает, изменяет и прекращает… права и обязанности представляемого» . В этой связи Е.А. Ершова высказывает сомнения в двойственности субъекта на стороне нанимателя .

Таким образом, в научной литературе идут непримиримые споры о том, кто же является первой стороной в служебном контракте, и вся дискуссия в основном разворачивается вокруг ответа на вопрос: кого считать нанимателем в государственно-служебных отношениях – государство или государственный орган.

В этой связи возникает еще один вопрос о том, почему нельзя рассматривать в качестве нанимателя гражданского служащего конкретного руководителя государственного органа (то есть работодателя). Такая практика характерна для трудовых правоотношений. Ведь именно руководитель государственного органа включен непосредственно в процесс поступления на государственную гражданскую службу, он в конечном итоге несет ответственность за реализацию прав гражданского служащего в сфере трудовых отношений. Такая точка зрения была поддержана начальником Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации А.Ф. Нуртдиновой, которая полагает, что государство в целом как работодатель может выступать только в «глобальном социально-экономическом плане», а в качестве стороны в трудовом договоре, в том числе служебном контракте, (в юридическом смысле) могут быть лишь конкретные учреждения . Если кто-то из ученых (как было отмечено выше) считает, что государство-наниматель – это слишком абстрактное понятие, то почему тогда государственный орган является конкретным? Вероятно, в ответе на этот вопрос возобладало сложившиеся в науке мнение о том, что признание государства (или государственного органа) участником служебных правоотношений (публичных по своему характеру), возникающих на государственной гражданской службе, предопределяет их специфику по сравнению с трудовыми правоотношениями.

Таким образом, в служебном контракте следует вести речь о двух сторонах, первой из которых является наниматель, а, именно, руководитель государственного органа от имени государства в целом. Никакой двойственности в служебном контракте на стороне нанимателя не должно быть. Несмотря на то, что государственная служба отличается публичным характером, служебный контракт все-таки регулирует конкретные трудовые правоотношения.

5. Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Согласно части 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).

Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925. К ним относятся граждане, которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Период, в течение которого действует указанное ограничение, начинается со дня увольнения с федеральной государственной службы и заканчивается через два года.

Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:

  • включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925;
  • осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.

В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Письменное обращение гражданина о даче согласия в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона комиссия обязана рассмотреть в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ), и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Заседание комиссии по указанному вопросу проводится на основании абзаца второго подпункта б) пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом (далее – Положение), по итогам которого в соответствии с пунктом 24 Положения принимается одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в указанный перечень, распространяется на все случаи замещения на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнения в данной организации работы (оказания данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой гражданином ранее должности государственной службы. При информировании работодателя гражданину рекомендуется одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Федерального закона, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 Федерального закона сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, приятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Случаями, когда дача согласия комиссией не требуется, являются следующие ситуации:

  • гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган;
  • гражданин участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией в случаях, установленных федеральным законом;
  • гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

III. Права и обязанности Представителя нанимателя

⇐ Предыдущая12

7.Представитель нанимателя имеет право:

— заключать, изменять и расторгать служебный контракт с Гражданским служащим в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ;

— требовать от Гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации;

— требовать от Гражданского служащего соблюдения правил служебного распорядка и иных внутренних распорядительных документов;

— поощрять Гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

— привлекать Гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка;

— реализовывать иные права, предусмотренные нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

8.Представитель нанимателя обязан:

— обеспечить Гражданскому служащему организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

— предоставлять Гражданскому служащему работу, обусловленную служебным контрактом;

обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

выплачивать в полном размере причитающееся Гражданскому служащему денежное содержание в установленные сроки, но не реже, чем каждые полмесяца;

— знакомить Гражданского служащего с распорядительными документами, определяющими его права и обязанности;

— предоставлять Гражданскому служащему достоверные сведения об условиях работы;

обеспечивать бытовые нужды Гражданского служащего, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;

— обеспечивать предоставление Гражданскому служащему государственных гарантий, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и настоящим служебным контрактом;

— соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, положения нормативных актов суда и условия настоящего служебного контракта.

IV. Оплата труда

9.Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

— месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 18 502 рублей в месяц;

— ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 75процентов этого оклада;

— ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;

— других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

V. Служебное время и время отдыха

10.Гражданскому служащему устанавливается ненормированный служебный день.

11.Гражданскому служащему предоставляются:

а)ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

б)ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации;

в)ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *