76-ФЗ О статусе военнослужащих

Применительно к военной ипотеке в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет значение статья 15:

Статья 15. Право на жилище

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 20.07.2004 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
  • офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 405-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 02.12.2019 № 416-ФЗ)

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 № 416-ФЗ)

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). (абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 405-ФЗ.

2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 297-ФЗ, от 24.11.2014 N 360-ФЗ)

  • жилого помещения в собственность бесплатно;
  • жилого помещения по договору социального найма;
  • единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. (п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ)

3. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих — граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих — граждан и членов их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Военнослужащие — иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей. (абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

4. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим — гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

6. Военнослужащие — граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

8. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 405-ФЗ.

9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.

10. Исключен. — Федеральный закон от 07.05.2002 N 49-ФЗ.

11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

12. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих. (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 277-ФЗ)

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих — граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 405-ФЗ, Федерального закона 16.10.2019 № 339-ФЗ)

На указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 — 19 настоящей статьи, а также абзацев второго, третьего и четвертого пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 405-ФЗ)

В случаях, если участники накопительно-ипотечной системы являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживают с ними, указанные участники накопительно-ипотечной системы учитываются при признании этих военнослужащих и граждан нуждающимися в жилых помещениях.
(в ред. Федерального закона от 16.10.2019 № 339-ФЗ)

16. При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.

Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

17. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди. (п. 17 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

18. Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы. (п. 18 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

19. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Короткая ссылка на эту статью: https://mlds.ru/~McQRZ

РОСГВАРДИЯ

Служебное время и право на отдых

Для военнослужащих:

Вопросы продолжительности служебного времени регламентируются ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Справочно:

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

Размер денежной компенсации исчисляется путем деления суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, установленных военнослужащим на день издания приказов о выплате указанной компенсации, на 30 и умножения на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха (приказ МВД России от 25 июня 2008 г. № 551, нормативный акт Росгвардии не издан).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.

Продолжительность основного отпуска устанавливается:

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, — 35 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, — 40 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток.

Продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) следующим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с нормами:

а) ветеранам боевых действий — на 15 суток;

б) военнослужащим, проходящим военную службу:

в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями, — на 15 суток;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — на 10 суток;

в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, — на 5 суток;

в) военнослужащим, находящимся на воинских должностях (должностях), исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, — на 15 суток.

В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска до 60 суток.

Общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

По просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.

Супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих.

Отпуск по личным обстоятельствам

Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:

тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;

пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;

в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, — по решению командира воинской части.

Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам, предоставляемого военнослужащему в соответствии с настоящим пунктом, увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы.

Супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для сотрудников:

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, — 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Приоритетным видом компенсации за выполнение служебных обязанностей в указанных условиях является предоставление отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели или присоединения дополнительных дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску.

По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Денежная компенсация выплачивается по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя, в котором указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация. При этом количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год, т.е. 120 часов (15 дополнительных дней отдыха) в год.

Размер денежной компенсации определяется путем умножения количества дней, за которые выплачивается денежная компенсация, на дневное денежное довольствие.

Дневное денежное довольствие определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия сотрудника за тот месяц, в котором производится выплата, на среднемесячное число календарных дней, которое определяется статьей 139 ТК РФ.

Сотрудникам, которые выполняют служебные обязанности по графику сменности в ночное время, в нерабочие праздничные дни в пределах нормальной продолжительности служебного времени на основании приказа руководителя, по результатам учета времени привлечения за учетный период выплачивается компенсационная выплата.

Компенсационная выплата производится за каждый час работы в ночное время, нерабочие праздничные дни. Размер указанной компенсационной выплаты составляет:

— в ночное время 20 процентов часовой ставки;

— в нерабочие праздничные дни – одинарной часовой ставки.

При этом часовая ставка определяется путем деления размера должностного оклада сотрудника за месяц, в котором производится выплата, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 30ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:

1) основной отпуск;

2) дополнительные отпуска;

3) каникулярный отпуск;

4) отпуск по личным обстоятельствам;

5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти;

6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Основной отпуск предоставляется сотруднику в любое время в течение года в соответствии с графиком. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных).

Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.

Часть основного отпуска сотрудника, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы.

При переводе сотрудника в другую местность не использованные им основной отпуск и дополнительные отпуска предоставляются, как правило, по прежнему месту службы, а при невозможности этого по новому месту службы.

Сотруднику, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18,19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

Сотруднику ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, — 45 календарных дней.

При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

Сотруднику, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

Сотруднику по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней. При этом время на проезд к месту проведения отпуска и обратно предоставляется один раз.

Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, основные отпуска за два года по его желанию могут быть соединены.

Дополнительные отпуска

1. Сотрудникам устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков:

1) за стаж службы в календарном исчислении из расчета:

от 10 до 15 лет службы — 5 календарных дней;

от 15 до 20 лет службы — 10 календарных дней;

более 20 лет службы — 15 календарных дней.

2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях – не менее 10 календарных дней;

3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях — не более 10 календарных дней;

4) за ненормированный служебный день – продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней.

Сотруднику, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск за стаж службы в текущем календарном году, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время в течение следующего календарного года.

Отпуск по личным обстоятельствам

Отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью не более 10 календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику в случае тяжелого заболевания или смерти близкого родственника сотрудника (супруга (супруги), отца, матери, отца (матери) супруга (супруги), сына (дочери), родного брата (родной сестры), пожара или другого стихийного бедствия, постигшего сотрудника или его близкого родственника, а также в случае необходимости психологической реабилитации сотрудника и в других исключительных случаях.

Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена сотруднику в удобное для него время в текущем году либо в течение следующего года. Если неиспользованная часть отпуска составляет 10 календарных дней и более, сотруднику оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно и предоставляется дополнительное время на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Сотруднику при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы.

Сотрудникам предоставляются отпуска по уходу за ребенком, творческие отпуска, отпуска, предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством работникам, совмещающим работу с получением образования, а также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации.

Особенности реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, конституционного права на отдых

Право на отдых является важнейшей социальной гарантией правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее — военнослужащие), которая закреплена в ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ). Данное право также включает в себя предусмотренное ст. 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня.

Оно призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохраняется физическое и психическое здоровье человека, интеллектуальное и нравственное развитие его личности.

Данная тема всегда находилась под пристальным вниманием специалистов военного права. Особенностям реализации права военнослужащих на отдых посвящали свои публикации такие авторы, как: К.В. Фатеев, С.С. Харитонов, А.Н. Жигульский, М.В. Зенкин, Р. Белямов*(1). В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся предоставления военнослужащим отдыха за исполнение обязанностей военной службы (далее — исполнение обязанностей) сверх установленной регламентом продолжительности ежедневного рабочего времени (далее — сверхурочное время); за привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей в выходные и праздничные дни, а также за участие в мероприятиях, которые, при необходимости, могут проводиться без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением — защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами РФ. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ — это составляет существо воинского долга. Соответственно целям поддержания боеспособности подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства существует возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий граждан, правил прохождения службы, в том числе и в части касающейся реализации военнослужащими своего права на отдых*(2).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 76-ФЗ, конституционное право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы. В тоже время, согласно ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Из этого следует, что все вопросы, которые возникают при реализации военнослужащими своего конституционного права на труд и отдых, должны быть урегулированы исключительно в рамках законодательства о военной службе. Это очередной раз подтверждает, что правоотношения, которые складываются между военнослужащими, органами военного управления и должностными лицами носят публично-правовой характер и не подлежат урегулированию нормами частного права.
Вместе с тем, законодательство о военной службе, регламентируя особенности реализации военнослужащими права на труд и отдых, зачастую использует бланкетный способ изложения норм трудового права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ, продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, которая установлена федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому регламенты служебного времени устанавливают общую продолжительность еженедельного служебного времени не более 40 часов*(3), а в выходные и праздничные дни военнослужащим предоставляются дни отдыха.

Учитывая специфику публично-правовых отношений по исполнению общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащими, военное законодательство предусматривает возможность привлечения их к исполнению обязанностей сверх установленной регламентом продолжительности еженедельного служебного времени. Так, в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ (п.п. 1, 3 ст. 11), Положением о порядке прохождения военной службы*(4) (далее — Положение), Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(5), военнослужащий при необходимости может быть привлечен к исполнению обязанностей сверх установленного времени в следующих случаях:
1. исполнение обязанностей в рабочие дни сверх установленной продолжительности ежедневного служебного времени (сверхурочное время);
2. исполнение обязанностей в выходные и праздничные дни;
3. участие в мероприятиях, которые при необходимости могут проводиться без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Подобная дифференциация очень важна, так как последующее предоставление отдыха военнослужащим осуществляется также исходя из того или иного основания привлечения их к исполнению обязанностей сверх еженедельной продолжительности служебного времени. Исключением из правила являются военнослужащие, проходящие военную службу в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности. Данной категории военнослужащих, в соответствии с п. 3.1 Федерального закона N 76-ФЗ дополнительные сутки отдыха не предоставляются. Для них законодателем и руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы (далее — федеральных органы), определены другие формы компенсации повышенных нагрузок (увеличенные оклады, особые надбавки или доплаты в структуре денежного довольствия и др.).
Для остальных категорий военнослужащих приложением N 2 к Положению определен порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха. Пунктом 2 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее — Порядок) определено, что руководителями федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) устанавливаются форма и порядок ведения журнала учета служебного времени (например, в органах федеральной службы безопасности эти правоотношения урегулированы приказом ФСБ России от 6 июня 2000 г. N 301)*(6). Командир (начальник) подразделения должен вести журнал учета служебного времени и предоставления дополнительного времени отдыха (далее — журнал). При этом отдельно учитывается сверхурочное время (в часах) и отдельно ведется учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей в выходные и праздничные дни (в часах, но с учетом времени, необходимого для прибытия на службу и обратно). Этот вид переработки должен компенсироваться отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели (в часах), а если особенности военной службы не позволяют это сделать, то указанное время суммируется и учитывается в журнале. Когда суммарное сверхурочное время и время выполнения обязанностей в выходные и праздничные дни достигает продолжительности ежедневного времени, установленного регламентом, то военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, которые по его желанию, могут быть присоединены к основному отпуску. При этом отдых предоставляется с учетом интересов службы и боевой подготовки подразделения, но не менее одних суток в неделю и не менее шести в месяц. Правильность ведения журнала должна подтверждаться подписью военнослужащего еженедельно.
В Вооруженных Силах Российской Федерации эти вопросы урегулированы гл. IX»Предоставление военнослужащим отдельных видов отпусков и учета служебного времени и времени отдыха» Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660.
Согласно п. 7 ст. 29 Положения общая продолжительность основного отпуска, с учетом дополнительного времени отдыха, не может превышать 60 суток. При этом дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, присоединяемые к основному отпуску, в количестве не более 30 в него не входят*(7). Таким образом, за этот вид переработки военнослужащий имеет право получить отдых в другие дни недели либо увеличить свой отпуск на соответствующее количество суток. При этом другого способа компенсации переработки (например, денежных выплат) законодатель не предусмотрел.
Иной подход к правовому регулированию законодатель применил для компенсации военнослужащим времени привлечения их к участию в боевом дежурстве, учениях, походах кораблей и других мероприятиях, которые при необходимости проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ (п.п. 2, 3 ст. 11) перечни таких мероприятий утверждаются в каждом федеральном органе, в зависимости от решаемых этими органами задач и особенностей прохождения в них военной службы, и являются исчерпывающими (например, приказ ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685*(8), приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 992). При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что наличие того или иного мероприятия в соответствующем перечне еще не означает его автоматическое проведение без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, так как необходимость проведения мероприятия в такой форме определяется компетентным должностным лицом федерального органа в соответствующем правовом акте.
За каждые трое суток привлечения военнослужащих к подобным мероприятиям им должны предоставлять отдых в количестве двух суток. Данный вид переработки также фиксируется в соответствующей графе журнала. В соответствии с п. 5 Порядка отдых за участие в подобных мероприятиях военнослужащему предоставляется, как правило, после их окончания, с учетом интересов службы и необходимости поддержания постоянной боевой готовности подразделения. При этом по своему желанию военнослужащий вместо отдыха может получить денежную компенсацию (п.п. 2, 3 ст. 11). Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ дополнительные сутки отдыха, компенсирующие военнослужащим участие в данных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются.
Основанием для получения компенсации является приказ соответствующего командира воинской части, издаваемый на основании рапорта военнослужащего, к которому прилагается выписка из приказа, подтверждающего участие военнослужащего в мероприятии, которое проводилось без учета продолжительности еженедельной служебной нагрузки, и определяющего период фактического выполнения военнослужащим задач в этих условиях.
Порядок расчета подобной компенсации определяется руководителем федерального органа*(9) и при этом во всех органах он одинаков: оклад денежного содержания делится на 30 и полученная сумма умножается на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха. Отличительной особенностью данной компенсации является то, что оплачивается не само время переработки (как у граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с ТК РФ), а именно то количество дней, которое военнослужащему должны предоставить для отдыха. При этом в качестве расчетной суммы берется только оклад денежного содержания и не учитываются ежемесячные надбавки. Это обстоятельство неоднократно подвергалось критике со стороны военнослужащих, однако, по нашему мнению, оно полностью соответствует особенностям обеспечения военнослужащих денежным довольствием. Если граждане, которые работают по ТК РФ, привлекаются к сверхурочной работе (ст.ст. 152-154 ТК РФ) и получают оплату за каждый час в увеличенном размере, то военнослужащие на протяжении всего времени действия контракта о прохождении военной службы состоят с государством в особых отношениях публично-правового характера. Это отношения власти и подчинения, они основаны на субординации и беспрекословности выполнения приказов, где преобладает императивный метод правового регулирования.
В структуре денежного довольствия, которым военнослужащий обеспечивается ежемесячно, заранее заложены соответствующие надбавки для компенсации ограничений прав и прочих неудобств, которые возникают при исполнении обязанностей военной службы. Поэтому вполне логично, что при расчете денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха учитывается только оклад денежного содержания, так как надбавки за учитываемый период военнослужащему были выплачены в полном объеме, с учетом сложности, объема, значимости и опасности выполненной им работы.
Таким образом, проведенный нами анализ нормативных правовых актов показывает, что государство гарантирует военнослужащим соблюдение их конституционного права на отдых. На практике, руководствуясь нормами материального права, правоприменители сталкиваются с рядом проблем, наиболее распространенными из которых являются следующие*(10):
1. Перенос дополнительных суток отдыха на следующий год. В нормативных правовых актах, регламентирующих данные правоотношения, перенос суток отдыха на следующий год не предусмотрен. Зато в соответствии с п. 14 ст. 29 Положения в тех случаях, когда основной и (или) дополнительный отпуск не был предоставлен военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания. Это положение дает право применить процедуру переноса отпусков в том числе и на дополнительные сутки отдыха. Такая позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, в котором указывается, что «…в тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен»*(11). Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительные сутки отдыха переносятся на следующий календарный год и должны быть предоставлены до его окончания в полном объеме.
Начальник при предоставлении отдыха в другие дни недели не правильно учитывает сверхурочное время и время исполнения обязанностей в выходные и праздники (например, за суточное дежурство предоставляется один день отдыха).
Начальник своевременно не принимает меры для предоставления отдыха подчиненным, в итоге время переработки суммируется, а при изъявлении военнослужащим желания получить дополнительные сутки отдыха, то при пересчете за каждые предоставленные сутки отдыха руководитель зачитывает ему 24 часа учтенного времени. Такой подход грубейшим образом нарушает требование Порядка, которым определено, что одни сутки отдыха предоставляются при суммарном достижении сверхурочного времени (времени привлечения к исполнению обязанностей в выходные и праздники) нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, т.е. восьми часов.
По данным вопросам судебная практика в настоящее время находится на этапе формирования, а военнослужащие нередко предпочитают не вступать в конфликт со своими начальниками и органами военного управления. В результате возможно возникновение предпосылок для нанесения вреда психическому и физическому здоровью личности военнослужащего, который нередко исполняет свои обязанности в условиях влияния деструктивных факторов окружающей среды.
Вместе с тем, не смотря на наличие определенных недостатков, нормы права в данной сфере общественных отношений носят реальный характер. Очень подробно описан механизм реализации военнослужащими своего конституционного права на отдых, зафиксирована продолжительность еженедельного служебного времени, предусмотрены различные варианты компенсаций. Несмотря на то что допускается возможность привлечения к исполнению обязанностей сверх указанного ограничения, законодатель гарантировал для военнослужащих минимально обязательный отдых не менее шести суток в месяц и не реже одних суток в неделю. Кроме того, существует возможность компенсации повышенных нагрузок предоставлением дополнительных суток отдыха или в денежном эквиваленте. При этом возможность присоединения накопившихся выходных к основному отпуску является субъективным правом военнослужащего и не подлежит умалению со стороны воинских должностных лиц и органов военного управления.
Основные проблемы в рассмотренной сфере общественных отношений возникают на этапе правоприменения и связаны, как правило, с правовым нигилизмом отдельных воинских должностных лиц и самих военнослужащих.

Библиографический список:

1. Белямов Р. Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых / Р. Белямов // Военно-юридический журнал. — 2006. — N 8. — С. 8-10.
2. Балобанов Н.Н., Туганов Ю.Н. Настольная книга судьи военного суда по гражданским делам . — М.: За права военнослужащих, 2011. — 415 с.
3. Жигульский А.Н. О предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха / А.Н. Жигульский // Право в Вооруженных Силах. — 2008. — N 11. С. 38-41.
4. Зенкин М.В. Реализуемо ли право на дополнительный отдых? / М.В. Зенкин // Право в Вооруженных Силах. — 2006. — N 12. — С. 13-15.
5. Фатеев К.В., Харитонов С.С. Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: есть ли временные ограничения их использования военнослужащими? / К.В. Фатеев, С.С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах. — 2010. — N 8. — С. 33-34.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См., напр.: Фатеев К.В., Харитонов С.С. Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: есть ли временные ограничения их использования военнослужащими? // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 8; Зенкин М.В. Реализуемо ли право на дополнительный отдых? // Там же. 2006. N 12; Жигульский А.Н. О предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха // Там же. 2008. N 11; Белямов Р. Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых / / Военно-юридический журнал 2006. N 8.

*(2) См. подробнее: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.

*(3) В органах федеральной службы безопасности данные правоотношения регламентированы приказом ФСБ России от 6 мая 2000 г. N 301 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.) // Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/28120367 (дата обращения: 05.04.2017).

*(4) Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. N 1237 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.; п. 1, 5 Приложения N 2).

*(5) Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 ноября 2007 г. N 1495.

*(6) Приказ ФСБ России «О служебном времени военнослужащих органов безопасности» от 6 мая 2000 г. N 301 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.) // Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/28120367 (дата обращения: 5.04.2017).

*(7) Пункт 3 Порядка.

*(8) Приказ ФСБ России «О мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту» от 26 дек. 2001 г. N 685 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.) // Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/15014 (дата обращения: 5.04.2017).

*(9) Приказ ФСБ России «О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» от 31 мая 2007 г. N 278 // Режим доступа: http://docs.pravo.ru/ document/view/12244 (дата обращения 5.04.2017 г.); приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80.

*(10) Отдельные аспекты судебной практики в сфере реализации военнослужащими по контракту своего конституционного права на отдых, поднимали в своих работах Ю.Н. Туганов и H.H. Балабанов. См., напр.: Балобанов Н.Н., Туганов Ю.Н. Настольная книга судьи военного суда по гражданским делам. — М.: За права военнослужащих, 2011. — 415 с.

*(11) О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г., по состоянию на 28 июня 2016 г. // Рос. газета. — 2014. — N 124.

А.Р. Кузнецов,
аспирант Московской юридической академии

Журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 6, июнь 2017 г., с. 29-34


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *