Решение Верховного Суда Республики Коми от 25 января 2017 г. по делу N 21-50/2017 (ключевые темы: заготовка древесины — правила пожарной безопасности в лесах — природные ресурсы — правила заготовки древесины — лесные участки)

Решение Верховного Суда Республики Коми от 25 января 2017 г. по делу N 21-50/2017

Судья Верховного Суда Республики Коми Белова Н.Е.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев 25 января 2017 жалобу представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» … на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 2 декабря 2016 года, которым постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 сентября 2016 года «Номер обезличен», постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года «Номер обезличен», постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 сентября 2016 года «Номер обезличен», постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года «Номер обезличен», которыми ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 8.32 и ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (три эпизода) — изменено и назначено ООО «Северо-Западный лесной терминал» административное наказание по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 8.32 и ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере … рублей.

В остальной части состоявшиеся постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми оставлено без изменения.

установил:

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 30 сентября 2016 года «Номер обезличен» ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено назначение в виде административного штрафа в размере … рублей.

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года «Номер обезличен» ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено назначение в виде административного штрафа в размере … рублей.

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 21 сентября 2016 года «Номер обезличен» ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено назначение в виде административного штрафа в размере … рублей.

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года «Номер обезличен» ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено назначение в виде административного штрафа в размере … рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в суд с жалобами, в которых просит указанные постановления отменить и прекратить производство по делу.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 2.12.2016 дела по жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 сентября 2016 года «Номер обезличен» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года «Номер обезличен» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 сентября 2016 года «Номер обезличен» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года «Номер обезличен» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ объединены в одно производство.

Судьей Сыктывдинского районного суда вынесено вышеизложенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, представителем ООО «Северо-Западный лесной терминал» … В., поставлен вопрос об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в действиях Общества состав вмененных административных правонарушений отсутствует.

В жалобе, поданной начальником Управления лесного хозяйства, старшим государственным лесным инспектором Республики Коми … поставлен вопрос об отмене решения судьи в связи с необоснованным объединением административных дел в отношении ООО «Северо-западный лесной терминал» в одно производство и назначении наказания с применением ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалоб, заслушав объяснения представителя ОООО «Северо-Западный терминал» … прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Статья 52 Лесного кодекса РФ предусматривает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц применительно к видам использования лесов определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно п. 21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров — 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более — 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров — 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более — 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах — двумя такими полосами на расстоянии 5 — 10 метров одна от другой.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации «Номер обезличен» от 30 июня 2007 года, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 19 указанных Правил установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного,ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ является нарушение правил заготовки древесины.

Согласно части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее — Правила). Указанные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

В соответствии с ч.3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу подпункта «3» пункта 13 Правил при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Пункт 12 Правил предусматривает, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, — в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения названных Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов предусмотрено производство осмотра и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 «Номер обезличен», заключенным между Комитетом лесов Республики Коми и ООО » … «, арендатору передан в аренду лесной участок, площадью … га, в том числе расположенный на территории ГУ » … » … лесничество в кварталах … , … лесничество в кварталах …

Договором от 01.06.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 «Номер обезличен» ООО » … » передало свои права и обязанности новому арендатору — ООО «Северо-Западный лесной терминал».

В соответствии с пунктом 4.4.1 Договора аренды Арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и нормативно-правовыми актами, договором аренды лесного участка.

На основании утвержденного руководителем ГУ » … » плана проведения осмотров, обследований лесных участков на территории ГУ » … » от 30.06.2016 «Номер обезличен» и в соответствии с плановым заданием от 6.07.2016 лесничим-руководителем … лесничества проведен плановый осмотр, обследование лесных участков в … лесничестве.

В результате осмотра выявлено складирование заготовленной древесины на лесном участке ( … ); оставление собранной в штабеля древесины на погрузочной площадке квартал … ; складирование древесины вдоль дороги круглогодичного действия в квартале … , не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

По факту выявленных правонарушений были составлены акты осмотра мест рубок в указанных кварталах, на основании которых составлены протоколы: «Номер обезличен» от 9.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях; «Номер обезличен» от 9.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях; «Номер обезличен» от 18.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях; «Номер обезличен» от 31.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлениями начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального лесного хозяйства «Номер обезличен» от 01.08.2011, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми «Номер обезличен» от 08.04.2016 «О начале в 2016 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми» на территории Республики Коми с 29.04.2016 установлено начало пожароопасного сезона.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми «Номер обезличен» от 25.04.2016 «Об особом противопожарном на территории Республики Коми» на территории МО MP «Сыктывдинский» с 30.04.2016 введен особый противопожарный режим.

Установив по делу, что ООО «Северо-Запаный лесной терминал» в нарушение п.19 Правил пожарной безопасности в лесах в условиях противопожарного режима, оставило не собранной в штабеля либо поленницы ( … не, не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра Пажгинского участкового лесничества должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Северо-Запаный терминал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

Назначая наказание ООО «Северо-Западный лесной терминал» в порядке, предусмотренном ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, судья исходил из того, что вмененные в вину ООО «Северо-Западный лесной терминал» нарушения совершены в результате одного действия (бездействия) при использовании лесных участков для заготовки древесины по одному договору аренды от 22.04.2008 «Номер обезличен». Нарушения одновременно выявлены в рамках патрулирования территории лесного фонда по одному маршруту.

Однако с данным выводом судьи и законностью применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при назначении ООО «Северо-западный лесной терминал» административного наказания согласиться нельзя.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Из толкования положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о применяется при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть ситуации, когда одним и тем же действием (бездействием) лицо единовременно нарушает разные правовые нормы, совершая тем самым различные по объективной стороне административные правонарушения, ответственность за которые придусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Особенной части Кодекса.

Таким образом, основным условием для применения данного правила назначения наказания является совершение лицом одного действия (бездействия) содержащего составы различных правонарушений.

Из материалов дела следует, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» допущено при заготовке древесины в лесах несколько самостоятельных административных правонарушений в разных кварталах и выделах, объективная сторона которых различна: объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ является нарушение правил заготовки древесины; объективная сторона правонарушения по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, то есть правонарушения совершены не одним действием (бездействием), а разными действиями и в различное время, в разных местах заготовки древесины, хотя и выявленные в ходе осмотров делянок 06.07.2016.

Следовательно, каждое из указанных действий является самостоятельным и в данном случае имело место совершение разных правонарушений, за каждое из которых предусмотрена административная ответственность.

При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках одного производства с вынесением одного постановления не имелось, поскольку каждое нарушение, за которое юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 и части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельным постановлением должностного лица, образует самостоятельное событие административного правонарушения.

Соответственно, дела об административных правонарушениях в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» правомерно рассмотрены должностным лицом в рамках разных производств.

Таким образом, суд допустил нарушение норм материального права при назначении ООО «Северо-Западный лесной терминал» наказания с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Кроме того, определяя наказание в размере … рублей, суд не указал в решении какой нормой закона он при этом руководствовался.

Кроме того, судом при рассмотрении жалобы ООО «Северо-Западный лесной терминал» не дана оценка доводам ООО «Северо-Западный лесной терминал», что правонарушения, которые вменены Обществу, были допущены при заготовке древесины другим юридическим лицом ООО » … «, до передачи прав и обязанностей ООО «Северо-Западный лесной терминал» по договору аренды от 01.06.2015.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

С учетом изложенного решение судьи по доводам жалоб нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, а также проверить и дать оценку доводам ООО «Северо-Западный лесной терминал», что правонарушения, которые вменены Обществу, были допущены при заготовке древесины другим юридическим лицом ООО » … » до передачи прав и обязанностей ООО «Северо-Западный лесной терминал» по договору аренды от 01.06.2015

Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 2 декабря 2016 года отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

II. ПРАВИЛА ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ В ЛЕСНИЧЕСТВАХ, ЛЕСОПАРКАХ, УКАЗАННЫХ В СТАТЬЕ 23 ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

II. Требования по отводу и таксации лесосек

17. В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее — лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Разработка лесосек без установления и обозначения на местности границы лесосек допускается при заготовке гражданами для собственных нужд в целях отопления сухостойной, ветровальной и буреломной древесины и очистке лесов от захламления. При этом на деревьях, подлежащих рубке, делаются отметки (яркая лента, скотч, краска, затески).

При отводе лесосек допускается рубка деревьев на граничных визирах и при закладке пробных площадей, включая установку столбов на углах лесосек.

18. Отвод и таксация лесосек осуществляются:

гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков;

федеральными государственными учреждениями, осуществляющими заготовку древесины на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование;

органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами и субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

19. Отвод лесосек при всех видах рубок осуществляется в пределах лесного квартала.

Лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.

При рубках спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах в лесосеку могут включаться выделы приспевающих лесных насаждений общей площадью не более 3 га.

В лесном квартале могут отводиться в рубку одновременно несколько смежных лесотаксационных выделов спелых и перестойных насаждений, если их суммарная площадь не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.

20. Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают:

а) прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев;

б) установку столбов на углах лесосек, к которым произведена инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, а также фиксацию остальных углов лесосек;

в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;

г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

21. При отграничении визирами лесосек, отводимых под сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений, в створе визира срубаются все тонкомерные деревья с диаметром ствола до 16 см.

На деревьях, расположенных вдоль визира, и на неэксплуатационных площадях, не входящих в лесосеку, делаются отметки (яркая лента, скотч, краска, затески).

На визирах лесосек, отводимых под выборочные рубки лесных насаждений, деревья не срубаются, а визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а также рубки кустарника.

22. Съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов — с погрешностью не более 30 минут.

Погрешность в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов.

Для съемки и привязки лесосек допускается применение навигационных приборов, обеспечивающих указанную точность измерений.

23. В углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который запланирована рубка, номера лесосеки и ее эксплуатационная площадь в гектарах.

Для фиксации остальных углов лесосеки могут устанавливаться столбы произвольного диаметра без надписей или использоваться растущие деревья, на которых делаются соответствующие отметки (яркая лента, скотч, краска, затески).

24. При отводе лесосек для заготовки древесины сплошными рубками в эксплуатационную площадь лесосек не включаются:

а) нелесные и не покрытые лесной растительностью лесные земли (болота, вырубки, прогалины) независимо от их величины;

б) выделенные семенные группы, куртины и полосы;

в) расположенные среди спелых древостоев участки молодняков, средневозрастных насаждений;

г) участки приспевающих лесных насаждений, находящиеся внутри выделов спелых и перестойных древостоев, площадью более 3 га;

д) участки природных объектов, имеющих природоохранное значение;

е) объекты биоразнообразия площадью более 0,1 га.

Допускается выделение неэксплуатационных участков по указанным критериям одновременно с осуществлением лесосечных работ в случаях, если они не были выделены при отводе лесосек. При этом в технологическую карту лесосечных работ вносятся соответствующие изменения.

25. Отграничение семенных групп, куртин и полос, а также выделов с невыраженными естественными границами (приспевающие лесные насаждения, природные объекты, подлежащие сохранению, объекты биоразнообразия) производится с помощью отметки (яркая лента, скотч, краска, затески) граничных деревьев, не входящих в лесосеку.

26. Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках — с учетом по площади, при иных выборочных рубках — с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.

Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам.

В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины.

Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек.

При отводе и таксации лесосек для заготовки древесины выборочными рубками (кроме чересполосных постепенных рубок), осуществляемыми на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, производится отметка деревьев (яркая лента, скотч, краска, затески), назначаемых в рубку.

27. Учет по площади производится при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках следующими методами:

а) сплошного перечета;

б) ленточного перечета;

в) круговых реласкопических площадок;

г) круговых площадок постоянного радиуса.

Документом, подтверждающим проведение работ по учету по площади, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку (приложение 1 к настоящим Правилам).

28. Учет по количеству деревьев, назначаемых в рубку, производится при проведении:

а) выборочных рубок (кроме чересполосных постепенных рубок);

б) рубок ухода за лесами в молодняках второго класса возраста, в средневозрастных, приспевающих лесных насаждениях при среднем диаметре древостоя более 12 см;

в) выборочных санитарных рубок;

г) при рубке единичных деревьев;

д) при заготовке гражданами для собственных нужд в целях отопления сухостойной, ветровальной и буреломной древесины.

Документом, подтверждающим проведение работ по учету по количеству деревьев, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку (приложение 1 к настоящим Правилам).

29. Учет по объему заготовленной древесины производится, если предварительное его установление до рубки не представляется возможным:

а) при рубках ухода в молодняках;

б) при рубках ухода в средневозрастных лесных насаждениях, если средний диаметр назначаемых в рубку древостоев менее 12 см;

в) при разработке горельников, валежника, бурелома и ветровала;

г) при разработке лесосек выборочными рубками (кроме чересполосных постепенных рубок) без предварительного отбора и отметки вырубаемых деревьев специально обученными машинистами лесозаготовительных машин и вальщиками леса.

30. При проведении рубок лесных насаждений подлежит сохранению жизнеспособный подрост главных (целевых) пород (сосны, кедра, лиственницы, ели, пихты, дуба, бука, ясеня, березы, липы и других) в соответствующих им лесорастительных условиях.

31. При отводе и таксации лесосек проводится учет жизнеспособного подроста главных (целевых) пород.

Правила заготовки древесины (стр. 1 )

Проект

Предварительная редакция

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Правила заготовки древесины

Москва 2007

Правила заготовки древесины, М., 2007, 79 с.

Правила заготовки древесины (Правила) включают Общую часть – основные положения правил и специальные части – положения правил по лесным районам. В Общей части содержатся единые принципиальные положения и требования к заготовке древесины в стране, которые дифференцированы в специальных частях, предназначенных для каждого лесного района России.

Правилами регламентируется осуществление заготовки древесины при рубках спелых и перестойных лесных насаждений или рубках главного пользования, уходе за лесами, в т. ч. санитарном и противопожарном, формирования и эксплуатации лесных плантаций, при рубках лесных насаждений, связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также с использованием земель лесов для строительства, добычи полезных ископаемых и других нужд, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Правила заготовки древесины используются при лесоустройстве, лесном планировании (составлении лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, лесной декларации), при составлении договоров аренды и купли-продажи лесных насаждений, а также при практическом осуществлении заготовки древесины.

В зависимости от объекта заготовки древесины настоящие правила применяются в комплексе с другими правилами, нормативными документами, регламентирующими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в стране и в пределах соответствующих лесных районов (правила санитарной и пожарной безопасности в лесах, ухода за лесами, лесовосстановления, охраны труда в лесной промышленности и лесном хозяйстве и другие).

Основные положения правил заготовки древесины

1. Общие положения

1.1. Содержание и назначение правил

1.2. Основные принципы регламентирования заготовки древесины

1.3. Формирование фонда заготовки древесины

1.4. Нормативы заготовки древесины

1.5. Сроки заготовки и вывозки древесины

1.6. Отвод лесосек

1.7. Планирование заготовки древесины

1.8. Экологические и лесоводственные требования к рубкам и технологии лесосечных работ при заготовке древесины

1.9. Природоохранные меры при заготовке древесины

1.10. Оценка состояния объектов после рубок заготовки древесины

1.11. Платежи за использование лесов для заготовки древесины и ответственность за нарушение требований настоящих Правил

1.12. Мониторинг эффективности применения Правил заготовки древесины и их совершенствование

2. Особенности основных положений правил заготовки древесины по категориям рубок

2.1. Рубки спелых, перестойных лесных насаждений – рубки главного пользования

2.2. Заготовка древесины при рубках ухода

2.3. Заготовка древесины при реконструкции лесных насаждений

2.4. Заготовка древесины при санитарных рубках

2.5. Заготовка древесины при проведении противопожарных рубок

2.6. Заготовка древесины при рубках, связанных с созданием лесных плантаций и их эксплуатацией

2.7. Заготовка древесины при рубках, связанных с созданием лесной инфраструктуры..

2.8. Заготовка древесины при рубках, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры..

3. Основные особенности правил заготовки древесины по видам и типам целевого назначения лесов

3.1. Исходные требования

3.2. Эксплуатационные леса

3.3. Леса особо охраняемых природных территорий.

3.4. Леса, расположенные в водоохранных зонах и запретных полосах водных объектов

3.5. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов

3.6. Ценные леса

3.7. Особо защитные участки лесов

4. Структура комплекса положений правил заготовки древесины по районам лесного районирования

> Основные положения правил заготовки древесины

1.1. Содержание и назначение правил

1.1.1. Правила заготовки древесины (Правила) разработаны в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, земельного, природоохранного и иного законодательства, устанавливающих определенные требования к использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Правила заготовки древесины представляют нормативно-правовой документ, содержащий комплекс иерархически систематизированных правил (положений, требований, нормативов), регламентирующих заготовку древесины на территории страны.

1.1.2. Они включают Общую часть и специальные части. В Общей части – «Основных положениях правил заготовки древесины» — содержатся единые принципиальные положения и требования к заготовке древесины в стране, которые дифференцированы в необходимой мере в специальных частях, предназначенных для каждого лесного района России.

1.1.3. Правилами регламентируется осуществление заготовки древесины при рубках спелых и перестойных лесных насаждений или рубках главного пользования, ухода за лесами, в т. ч. санитарного и противопожарного, эксплуатации и создания лесных плантаций, при прочих рубках лесных насаждений, связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также с использованием земель лесов для строительства, добычи полезных ископаемых и других нужд, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

1.1.4. Правила заготовки древесины используются при лесоустройстве, лесном планировании (составлении лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, лесной декларации), при составлении договоров аренды и купли-продажи лесных насаждений, а также при практическом осуществлении заготовки древесины.

1.1.5. Соответственно положениям Лесного кодекса определены содержание и структура Правил заготовки древесины с выделением в них:

— «Основных положений», включающих наиболее общие принципы, требования и нормативы заготовки древесины, а также их особенности по категориям рубок и по видам и типам целевого назначения лесов;

— Положений правил заготовки древесины по лесным районам, конкретизирующим и детализирующим основные положения с учетом специфики природных условий районов и особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

1.1.6. В соответствии с принципиальными положениями Общей части специальные части Правил – положения правил заготовки древесины для любого отдельного района – могут подготавливаться, рассматриваться, а также пересматриваться и утверждаться по мере появления необходимости, независимо от других районных правил. При этом допускается внесение во вновь разрабатываемые отдельные районные правила обоснованных положений, в т. ч. отклоняющихся от принципиальных положений Общей части Правил, соответствующие изменения и дополнения в которые в порядке обоснованного совершенствования могут быть внесены при очередном их пересмотре и уточнении.

1.1.7. Разделение лесов на равнинные и горные в пределах лесных районов, административных территориальных их частей с учетом конкретных границ по лесничествам и лесопаркам осуществляется при лесоустройстве с использованием имеющихся документов или результатов специальных обследований на основе конкретных природных, социально-экономических и других условий.

К горным лесам относятся все леса (в т. ч. заросли кедрового стланика, карликовой березы и т. п.), расположенные в пределах горных систем и отдельных горных массивов с колебаниями относительных высот местности более 100 м и средним уклоном поверхности от подножья до вершины горных хребтов или до границы безлесных пространств более 5° (независимо от того, что отдельные участки склона могут иметь крутизну менее 5°), а также на горных плато и плоскогорьях независимо от величины уклона местности.

При выборе форм, типов, видов и технологий рубок в горных лесах следует учитывать крутизну и экспозицию склонов, а также устойчивость почв против эрозии.

По крутизне склоны разделяются на:

а) пологие — до 10° с выделением типично (до 5° и относительно >5°) пологих склонов;

б) покатые -°;

в) крутые — до°;

г) очень крутые — свыше 30°.

Крутизна склонов определяется от подошвы до вершины в целом, если отдельные участки склона не отличаются по крутизне более чем на 10°, при большей разнице выделяются отдельные участки по крутизне, для которых устанавливаются различные виды рубок. Для отдельных горных районов показатели крутизны могут приниматься другие в зависимости от характера горных хребтов, а также разновидностей почв и подстилающих пород.

По экспозиции выделяются склоны южных (южных, юго-восточных, юго-западных и западных) и северных (северных, северо-западных, северо-восточных и восточных) экспозиций.

По степени устойчивости против эрозии почвы подразделяются на устойчивые, среднеустойчивые и неустойчивые.

Леса на холмистых возвышенностях, не входящих в горные системы, к горным лесам не относятся, но на крутых и покатых эрозионно опасных склонах в них применяют виды и технологии рубок, используемые в горных лесах.

1.1.8. Настоящие Правила заготовки древесины распространяются на лесной фонд, защитные и эксплуатационные леса, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами. В лесах на землях иных категорий – обороны и безопасности, поселений, на которых расположены городские леса, а также особо охраняемых природных территорий – Правила заготовки древесины применяются с учетом назначения и основных целей освоения этих лесов, установленного порядка их использования, охраны, защиты и воспроизводства.

1.1.9. Для детального регламентирования заготовки древесины, планирования и осуществления рубок, применения технологий разработки лесосек могут применяться методические рекомендации, руководства, положения, стандарты и другие документы, не противоречащие настоящим Правилам.

1.2. Основные принципы регламентирования заготовки древесины

1.2.1. В соответствии с Лесным кодексом (часть 2, ст. 16), для заготовки древесины (если иное не предусмотрено законодательством) допускается осуществление рубок лесных насаждений (лесных рубок), которым приводятся в соответствие функциональный (целевой) комплекс категорий лесных рубок, представляющих рубки заготовки древесины:

1) спелых, перестойных лесных насаждений – рубки главного пользования;

2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами – соответственно санитарные рубки и рубки ухода за лесами, в т. ч. рубки ухода в насаждениях (рубки ухода) и рубки реконструкции лесных насаждений (рубки реконструкции), а также рубки противопожарного ухода за лесами (противопожарные рубки);

3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Лесного кодекса, определяющих по существу применение категорий лесных рубок – рубок заготовки древесины, связанных с созданием лесной инфраструктуры, и прочих лесных рубок, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (прочих лесных рубок).

Первые две сложные категории лесных рубок, обеспечивающие не только заготовку древесины, но и направленные на обеспечение целей охраны, защиты и воспроизводство лесов, а также использование лесов в цикле лесовоспроизводства – рубок главного пользования и рубок заготовки древесины – ухода за лесами, объединяются в комплекс (относятся к комплексу лесоводственных рубок), в котором выделяется соответственно функциональный (под)комплекс рубок заготовки древесины лесопользования (рубок лесопользования). В этот же комплекс включается сложная категория рубок на лесных плантациях.

При этом рубки лесных насаждений могут осуществляться в форме выборочных и сплошных рубок (ст. 17), которые приводятся в соответствие природным особенностям и целевому назначению лесов.

1.2.2. Основные комплексные категории лесоводственных рубок и соответствующих им рубок заготовки древесины разделяются по целевому назначению на типы рубок, отличающиеся особенностями целевого назначения, спецификой методов, нормативов, имеющих существенное значение при заготовке древесины.

Ø Рубки спелых, перестойных лесных насаждений (РСПЛН) – рубки главного пользования (РГП) делятся на четыре основных типа, выделенные в пределах двух форм:

· выборочные;

— Выборочные типичные (выборочные) рубки;

— Выборочные постепенные (постепенные) рубки.

· сплошные;

— Сплошные рубки с предварительным лесовозобновлением;

— Сплошные рубки с последующем лесовозобновлением.

Ø Рубки средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом – рубки лесные санитарные и рубки ухода за лесами:

· рубки лесные санитарные (РЛС), при которых вырубают больные, поврежденные, усыхающие, сухостойные деревья или весь погибший древостой, разделяются на два типа:

— рубки санитарные выборочные, при которой вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья;

— рубки санитарные сплошные погибших и поврежденных, потерявших биологическую устойчивость насаждений.

Ø Рубки ухода за лесами, направленные на повышение продуктивности, сохранение полезных функций лесов, разделяются на два крупных комплексных типа:

— рубки ухода в лесных насаждениях (рубки ухода);

— рубки реконструкции лесных насаждений (рубки реконструкции).

Рубки заготовки древесины выполняются в обязательном комплексе с другими мероприятиями, являющимися их составными частями, продолжением или компенсационными блоками более сложного мероприятия, включающего рубки.

В качестве обязательных сопутствующих и дополняющих рубки заготовки древесины мероприятий используются лесозащитные и противопожарные, регламентируемые соответствующими правилами (санитарной, пожарной безопасности и ухода за лесами). Кроме того, по категориям, типам и видам рубок используются другие приоритетные лесоводственные мероприятия, в первую очередь, ухода за лесами и лесовосстановления.

Все сопутствующие рубкам заготовки древесины мероприятия необходимо и целесообразно выполнять одновременно или технологически последовательно во времени лесопользователями (арендаторами или лицами, осуществляющими использование лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений и т. п.).

1.2.3. Заготовка древесины по каждому виду использования лесов регламентируется настоящими правилами в соответствии с требованиями законодательства и определяемыми им, другими нормативными документами, регулирующими применение определенных форм и категорий рубок лесных насаждений и сопутствующих им мероприятий охраны, защиты и воспроизводства лесов – Правил ухода за лесами, Правил лесовосстановления, Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах, а также Правил по охране труда в лесной промышленности и лесном хозяйстве.

Соответственно заготовка древесины по видам использования лесов и категориям рубок регламентируется настоящими правилами с обязательным учетом положений указанных документов.

1.2.4. При проведении рубок должно обеспечиваться своевременное и эффективное возобновление лесообразующей растительности, непрерывное, неистощительное и рациональное многоцелевое пользование лесными ресурсами, сохранение и усиление природоохранных функций лесов, в т. ч. с учетом особенностей специфики территории.

1.2.5. В лесах, загрязненных радиоактивными веществами, заготовка древесины согласно настоящим Правилам ведется с обязательным учетом выполнения особенностей охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов, установленных уполномоченным органом исполнительной власти.

1.2.6. Заготовка древесины в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, регламентируется с учетом требований обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих лиц в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

1.2.7. Заготовка древесины регламентируется дифференцированно с учетом деления лесов по целевому назначению на виды эксплуатационных и защитных лесов, в т. ч. с выделением категорий защитных лесов, а также особо защитных участков.

1.2.8. В эксплуатационных лесах заготовка древесины осуществляется в соответствии с целями их освоения (часть 3, ст. 12 ЛК) при всех допускаемых для заготовки древесины рубках (часть 2 ст. 16), указанных в п. 1.1, связанных со всеми видами использования лесов (ст. 25), допускаемыми в этих лесах (часть 2 ст. 108), где предусматривается рубка лесных насаждений. С учетом специфики местоположения, преимущественного выполнения экологических функций и обеспеченности района лесными ресурсами эксплуатационные леса делятся на два подвида:

· леса типично эксплуатационные многолесных районов с достаточным запасом лесных ресурсов;

· леса ограниченно эксплуатационные лесных районов с высокой плотностью населения и недостаточным или лимитируемым запасом лесных ресурсов.

Леса малолесных лесных районов, в т. ч. лесостепной зоны в пределах лесного района относятся, как правило, к защитным.

Отнесение лесов к эксплуатационным и установления их границ осуществляется органом государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определяемых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.

1.2.9. В защитных лесах заготовка древесины может осуществляться в соответствии с целями их освоения (часть 4, ст. 12 ЛК), как правило, выборочными рубками, сплошные рубки в этих лесах проводятся только в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (часть 4 ст. 17). При этом в защитных лесах устанавливаются определенные ограничения использования лесов, противоречащего их назначению, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (часть 2, ст. 14). В целом особенности регламентирования заготовки древесины по отдельным категориям защитных лесов и на особо защитных участках определяются в соответствии с правовым режимом лесов, установленным статьями 103…107 Лесного кодекса. Согласно установленному режиму и целевому назначению защитных лесов им приводятся в соответствие преимущественно в форме выборочных рубок — специфические виды рубок ухода за лесами в комплексе с другими мероприятиями.

1.2.10. Заготовка древесины осуществляется гражданами, юридическими лицами (часть 8 ст. 29) на основании договоров аренды лесных участков, а в случае заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 75). При этом заготовка древесины может осуществляться как по отдельному договору купли-продажи лесных насаждений, так и по договору (часть 3 ст. 19), в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

1.2.11. В соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений заготовка древесины может осуществляться при полном выполнении требований и условий договора и в сроки, установленные договором в период действия договора, не превышающего один год.

При заготовке древесины на основании договоров аренды лесных участков, заготовка древесины может осуществляться в соответствии с требованиями и в сроки, предусмотренные договором, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (ежегодным заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов), вступившими в действие в установленном порядке.

Экологические, лесоводственные и иные требования к рубкам лесных насаждений – заготовке древесины, устанавливаемые для выполнения положений лесного законодательства по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, сохранения их полезных функций, и соответственно порядок проведения рубки на лесном участке в целях заготовки древесины при любом виде и форме использования лесов представляются в Проекте лесной рубки (с технологической картой ее осуществления), являющимся обязательным для осуществления рубки на участке (по договору купли-продажи или лесной декларации). Содержание Проекта лесной рубки устанавливается в соответствии с категорией рубки.

Учет использования лесов для заготовки древесины осуществляется путем составления отчетов об использовании лесов (ст. 49), а также предоставлении документированной информации об использовании лесов для Государственного лесного реестра.

1.3. Формирование фонда заготовки древесины

1.3.1. Участки лесных насаждений, на которых проводится или будет (должна) проводиться рубка деревьев, кустарников, лиан в различных целях с использованием древесины, представляют объекты заготовки древесины. Совокупность участков, на которых согласно законодательству могут и должны поводиться лесные рубки с использованием древесины, образуют фонд заготовки древесины, который используется и пополняется по мере проведения рубок, изменения состояния лесов, появления необходимости проведения в них рубок.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *