Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 г. Москва Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

2. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами.

3. Настоящие Правила не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.

4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«транспортно-экспедиционные услуги» — услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

«экспедитор» — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

«клиент» — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

«договор транспортной экспедиции» — гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;

«груз» — любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

«грузоотправитель» — лицо, предъявившее груз к перевозке;

«грузополучатель» — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

«перевозчик» — лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

5. Экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

9. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

10. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

11. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

12. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

13. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

14. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

15. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию:

полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

16. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

17. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.

18. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

19. Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.

Правила оказания транспортно-экспедиционных услуг

Скачать правила

Правила
оказания транспортно-экспедиционных услуг
Приложение №1 к Договору (заявке, поручению)

I. Общие положения

1. Настоящие правила устанавливают порядок организации перевозок различных грузов автомобильным транспортом, их приемки / сдачи, погрузки / выгрузки, обеспечения сохранности, иные условия перевозки и предоставления транспортных средств.

2. Настоящие правила разработаны на основании законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Международных договоров и правил. Термины и понятия, использованные в настоящих правилах, соответствуют понятиям и терминам в законах и нормативных актах.

3. Во всем что не урегулировано настоящими правилами Стороны руководствуются Договором, Поручением (Заявкой), Гражданским кодексом Российской Федерации, №87-ФЗ от 30.06.2003г «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление правительства РФ от 15 апреля 2011г №272), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (№259-ФЗ от 08.11.2007г) в действующих редакциях.

4. Направляя (подписывая) поручение экспедитору (заявку) на перевозку груза, заказчик безоговорочно соглашается с применением настоящих правил. Заказчик вправе отказаться от присоединения к настоящим правилам только одновременно с отказом от поручения экспедитору (заявки), при этом заказчик несет ответственность за односторонний отказ от поручения, ранее принятого экспедитором.

5. В случае заключения письменного договора на транспортно-экспедиционные услуги и/или перевозку груза настоящие правила являются его неотъемлемой частью и подлежат применению в части не противоречащей условиям письменного договора.

II. Габариты, масса и другие характеристики груза

6. Габариты груза, принимаемого к перевозке не должны превышать следующие значения:
Длина 12,50 метров; Ширина 2,40 метра; Высота 2,40 метра.
Превышение любого из указанных параметров является основанием признания груза негабаритным.
Условия перевозки негабаритного груза согласовываются в каждом случае индивидуально, при наличии у перевозчика технической возможности, с учетом особенностей выбора маршрута.

7. Масса (брутто) партии груза (в одном транспортном средстве) не должна превышать 20 тонн (включая массу упаковки). Масса (брутто) одной единицы груза (погрузочного места) не должна превышать 10 тонн.

8. Масса груза при каждой отправке не должна превышать массу, указанную в поручении (Заявке).

9. Погрузка груза с превышением грузоподъемности транспортного средства недопустимо. Грузоотправитель несет ответственность за перегруз транспортного средства, включая неправильное размещение груза по осям и бортам, в размере штрафов, предусмотренных нормативными актами, возмещения операционных расходов Экспедитора, стоимости ремонта транспортного средства и убытков Экспедитора за время простоя в ремонте.

10. Не подлежат перевозке:

а) Опасные (горючие, взрывоопасные и ядовитые) грузы;
б) Оружие, боеприпасы и их части;
в) Драгоценные и полудрагоценные материалы и изделия из них;
г) Продукты питания, животные и продукция животного происхождения;
д) Медикаменты, медицинское оборудование, иная продукция медицинского назначения;
е) Бытовая техника и электроника;
ж) Оборудование и его части, содержащие электронные компоненты;
з) Любое оборудование в работающем состоянии, без консервации и транспортной упаковки;
и) Иные грузы, восприимчивые к воздействиям окружающей среды – без надлежащей упаковки.

11. Заказчик обязан предупредить Экспедитора о всех характеристиках груза, которые требуют особого порядка перевозки или выбора маршрута:

а) наличие выступающих за габариты частей;
б) излучение или отражение света, радиоволн, выделение запахов;
в) содержание жидкостей и газов (любых);
г) чувствительность к влажности, солнечным лучам, кислороду или кислой среде, качке, тряске и т.п…

III. Заключение договора

12. Заключение договора экспедирования, перевозки груза либо фрахта транспортного средства на определенное сторонами время либо для совершения определенного маршрута, производится путем подписания Поручения экспедитору (Заявки) Заказчиком и Экспедитором.

13. Договор перевозки / фрахта может быть заключен путем вручения груза первому перевозчику на основании экспедиторской расписки, транспортной накладной или подписанием иного документа.

14. Заказчик несет ответственность за полноту и достоверность указанных в поручении (заявке) сведений:

а) Полное (сокращенное) наименование Заказчика, его ИНН, адрес местонахождения, телефоны, адреса электронной почты, сведения о представителе Заказчика, с указанием его Фамилии и номера мобильного телефона для оперативной связи;
б) Адресов погрузки, Наименования и ИНН Грузоотправителей, сведения о представителях, с указанием их фамилий и номеров мобильных телефонов для оперативной связи;
в) Адресов выгрузки, наименования и ИНН Грузополучателей, сведения о представителях, с указанием их фамилий и номеров мобильных телефонов для оперативной связи;
г) Наименование груза, количество мест, полная масса, габариты груза (суммарные), требования к транспортному средству и условиям перевозки груза, объявленная ценность груза;
д) Прочих требований и условий;

15. Экспедитор несет ответственность за полноту и достоверность указанных им в поручении сведений:

а) Тип и марка транспортного средства, Государственный номерной знак транспортного средства и прицепа (полуприцепа);
б) Фамилия Имя Отчество (если есть) водителя (представителя Экспедитора), номер его мобильного телефона, паспортные данные – номер, кем и когда выдан;
в) Стоимость фрахта транспортного средства и дополнительных услуг, предусмотренных соглашением, размер сборов за ценность груза и страховых премий;

16. Стоимость услуг Экспедитора определяется как сумма стоимости фрахта транспортного средства и дополнительных услуг, таких как:

а) возврат и/или пересылка подписанных Грузополучателем товаросопроводительных и иных документов, включая подтверждение выдачи груза Грузополучателю;
б) погрузо-разгрузочных работ, если такие работы поручены Экспедитору;
в) ответственное хранение грузов;
г) за организацию транспортных цепочек с использованием смешенных способов доставки груза;
д) иные услуги Экспедитора, включая сюрвейерские, таможенные, бухгалтерские, курьерские и т.д…

17. Если стоимость фрахта или иных услуг Экспедитора в поручении (заявке) не указана и не согласована иным способом в твердой сумме, Заказчик производит расчет по тарифам экспедитора, действующим на момент приемки груза к перевозке (подачи транспортного средства).

18. Сбор за объявленную ценность груза взимается с суммы объявленной ценности, превышающей 50000 рублей РФ. Размер сбора составляет 1% от объявленной ценности груза. Стороны вправе согласовать иной размер сбора. Настоящий сбор направляется на покрытие расходов Экспедитора и перевозчиков по обеспечению сохранности груза.

19. Страховая премия возмещается Экспедитору Заказчиком в размере ее действительного размера, указанного в страховом полисе, если Экспедитор по поручению Заказчика осуществляет страхование груза.

20. Экспедитор или перевозчик вправе по собственной инициативе и за свой счет застраховать груз либо ответственность перед Заказчиком и третьими лицами.

21. Сроки и порядок расчетов указываются в поручении (Заявке). Если в поручении экспедитору (Заявке) не предусмотрены порядок и сроки оплаты услуг Экспедитора, либо договор перевозки заключен путем вручения груза первому перевозчику на основании экспедиторской расписки, транспортной накладной или подписанием иного документа расчеты производятся в следующем порядке:
Стоимость фрахта и иных фактически оказанных Экспедитором услуг производится Заказчиком не позднее срока доставки груза первому Грузополучателю (по первому адресу выгрузки);

22. Задолженность Заказчика за услуги Экспедитора, по оплате сборов и премий, после указанного в поручении срока доставки груза первому Грузополучателю является коммерческим кредитом. За пользованием коммерческим кредитом Заказчик уплачивает 0,5% (половина процента) за каждый день пользования денежными средствами;

IV. Предоставление транспортного средства

23. Экспедитор предоставляет под загрузку транспортные средства, указанные в поручении (Заявке).

24. Экспедитор вправе произвести замену транспортного средства на другое, соответствующее габаритам и общей массе груза. Если в поручении (Заявке) согласованы требуемые характеристики транспортного средства, Экспедитор в качестве замены должен предоставить транспортное средство, соответствующее этим характеристикам. Экспедитор в письменной форме уведомляет Заказчика о замене транспортного средства.

25. За непредоставление транспортного средства, Заказчик вправе требовать от Экспедитора уплаты штрафа в размере двадцати процентов от стоимости перевозки первым перевозчиком.

26. За отказ от пользования транспортным средством (погрузки) Заказчик уплачивает Экспедитору штраф в размере двадцати процентов от стоимости перевозки, возмещает Экспедитору расходы, возникшие при выполнении поручения (заявки).

V. Подача транспортного средства для загрузки / выгрузки

27. Подача транспортного средства для загрузки производится не позднее срока, указанного в поручении.

28. Представитель Грузоотправителя обязан в путевом листе сделать отметки о прибытии транспортного средства для загрузки и его убытии после загрузки или в результате отказа от пользования.

29. Подача транспортного средства для выгрузки производится не позднее срока доставки груза.

30. Представитель Грузополучателя обязан в путевом листе сделать отметки о прибытии транспортного средства под выгрузку и его убытии после освобождения транспортного средства.

31. За опоздание транспортного средства под загрузку более одного часа Заказчик вправе требовать от Экспедитора уплаты штрафа в размере одного процента за каждый час, но не более двадцати процентов согласованной стоимости перевозки.

32. Транспортное средство подано под загрузку / выгрузку с момента уведомления Грузоотправителя или Грузополучателя (Заказчика) о прибытии транспортного средства. Если транспортное средство прибыло под загрузку ранее установленного срока, временем подачи считают установленный в поручении (Заявке) срок. Грузоотправитель / Грузополучатель принимают разумные меры для загрузки / выгрузки транспортного средства, прибывшего ранее срока.

33. Грузоотправитель (Заказчик) обеспечивает подъездные пути к месту погрузки в соответствии с СНиП 2.05.07-91 и Приложением №2.

34. Если погрузка либо заезд к месту погрузки / выгрузки и/или выезд невозможны без нарушения правил дорожного движения, Грузоотправитель / Грузополучатель (Заказчик) согласуют с местным отделом ГИБДД схему размещения транспортного средства, заезда / выезда. Заказчик обязан возместить наложенные на перевозчика или владельца транспортного средства штрафы за нарушение правил дорожного движения, если такое нарушение необходимо для заезда / выезда либо погрузки/выгрузки.

35. Для помощи водителю при маневрировании транспортного средства в ограниченном пространстве или при недостаточной видимости Грузоотправитель / Грузополучатель (Заказчик) выделяют из числа своих работников квалифицированного регулировщика или обеспечивают помощь работников ГИБДД.

VI. Предъявление и прием груза к перевозке

36. К перевозке предъявляются и принимаются грузы:

а) В надлежащей транспортной упаковке, соответствующей типу груза, предохраняющей его от воздействия окружающей среды, повреждений во время перевозки, при погрузке и выгрузке;
б) Без упаковки (навалом), если груз не требует упаковки для обеспечения его сохранности;

За сохранность груза, предъявленного без надлежащей упаковки, отвечает Грузоотправитель.

37. Груз принимается к перевозке по количеству погрузочных мест (упаковок), без сверки содержимого по наименованиям и артикулам, проверки комплектности, работоспособности, явных / скрытых недостатков, без внутреннего пересчета и взвешивания.

38. Экспедитор вправе произвести осмотр груза на предмет его соответствия товаросопроводительным документам, наличия надлежащей упаковки, отсутствия явных повреждений упаковки и самого груза.

39. Приемка – передача груза и подписание транспортных документов производится после его погрузки в транспортное средство, размещения и крепления силами Грузоотправителя (если не согласовано иное).

40. Груз предъявлен к перевозке, когда надлежащим образом упакованный груз размещен и закреплен в транспортном средстве, надлежащим образом оформлены и подписаны транспортные документы.

41. За задержку вручения груза Экспедитору, его представителю либо перевозчику свыше одного часа, Заказчик уплачивает Экспедитору штраф в размере одной тысячи рублей за каждый час простоя.

VII. Упаковка, погрузка, размещение и крепление груза

42. Упаковка груза производится Грузоотправителем до подачи транспортного средства, в соответствии с правилами транспортной упаковки грузов, с учетом особенностей конкретного груза, с целью:

а) предотвращения повреждения / убыли или кражи груза при обычных условиях перевозки;
б) обеспечения безопасной перевозки, недопущения повреждения транспортного средства, объектов дорожной инфраструктуры, других транспортных средств или иного имущества;

43. Погрузку груза производит Грузоотправитель после предъявления Экспедитору товаросопроводительных документов, осмотра груза и его упаковки водителем либо представителем Экспедитора.

44. Размещение и крепление груза в кузове транспортного средства производится силами Грузоотправителя и за его счет, в соответствии с правилами размещения и крепления грузов:

а) Размещение производится с учетом равномерного распределения нагрузок по осям и бортам транспортного средства, с учетом допустимых норм нагрузок на оси транспортного средства;
б) Крепление груза производится с целью недопущения перемещения груза в кузове во время перевозки, при перестроениях, разгоне и торможении транспортного средства. Схема крепления груза определяется в каждом случае индивидуально, с учетом особенностей груза, его общей массы, массы отдельного погрузочного места, особенностей его упаковки;

Средства упаковки и крепления предоставляет Грузоотправитель, если не согласовано иное.

45. Возврат многооборотных средств упаковки и крепления груза Грузоотправителю либо иному лицу по поручению Грузоотправителя или Заказчика производится Экспедитором за дополнительную плату, если это согласовано сторонами. В остальных случаях многооборотные средства упаковки и крепления груза Экспедитор передает Грузополучателю одновременно с вручением груза.

VIII. Срок доставки, выдача груза получателю, выгрузка и очистка транспортного средства

46. Срок доставки груза определяется Экспедитором и Заказчиком с учетом расстояния, загруженности транспортных сетей и нормального режима труда водителя. Если не согласовано иное, срок доставки груза определяется Постановлением правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в актуальной, действующей редакции.

47. Груз доставлен в момент уведомления Грузополучателя (Заказчика) о прибытии транспортного средства в пункт выгрузки. Если груз доставлен ранее установленного срока Грузополучатель принимает разумные меры для приемки груза и его выгрузки.

48. Простой транспортного средства свыше одного часа в результате задержки приемки груза и освобождения транспортного средства, в том числе прибывшего ранее установленного срока, а так же по иным причинам, не зависящим от Экспедитора, оплачивается Заказчиком в размере одной тысячи рублей за каждый час.

49. Выдача груза производится уполномоченному представителю Грузополучателя, после предъявления им оригинала надлежащим образом оформленной доверенности по форме М-2 либо печати Грузополучателя.

50. До начала выгрузки представитель Грузополучателя производит осмотр груза в транспортном средстве на предмет соответствия количества мест транспортным документам, сохранности пломб и целостности упаковки, отсутствия явного повреждения груза.

51. Если поручением (Заявкой) не предусмотрено иное, выгрузку производит Грузополучатель своими силами и за свой счет, после проставления в транспортных документах отметок о получении груза.

IX. Ответственность Сторон

52. Заказчик несет ответственность за нарушение срока оплаты фрахта и иных услуг Экспедитора в форме неустойки, в размере 0,2% от размера просроченной задолженности, за каждый день просрочки.

53. Экспедитор вправе удерживать груз до поступления от Заказчика полной оплаты за услуги, сборов и премий, при этом расходы Экспедитора по обеспечению ответственного хранения груза в период его удержания оплачиваются Заказчиком одновременно с выплатой долга послужившего основанием для удержания груза.

54. Экспедитор несет ответственность за сохранность принятого к перевозке груза до момента выдачи его Грузополучателю в размере объявленной ценности. Заказчик вправе не объявлять ценность груза, если она составляет менее пятидесяти тысяч рублей.

X. Прочие условия

55. Экспедитор оказал услуги надлежащим образом, а Заказчик их принял без замечаний, если в течение семи дней Экспедитору не поступили обоснованные возражения Заказчика относительно объема и качества оказанных услуг.

56. Экспедитор в течение семи дней направляет Заказчику для подписания Акт об оказании услуг. Заказчик обязан в течение семи дней подписать Акт, скрепить его печатью и вернуть Экспедитору. Вместо Акта об оказании услуг и Счета-фактуры Экспедитор вправе направить Заказчику Универсальный передаточный документ (УПД).

57. Заказчик в течение семи дней после получения должен утвердить и вернуть Экспедитору Акт сверки расчетов, либо в тот же срок направить обоснованные возражения. В отсутствие возражений в установленный срок Акт сверки расчетов считается утвержденным.

Ред.1.2 от 07.04.2018г
Настоящие правила вступают в силу с момента их опубликования в сети интернет на сайте gts.moscow и действуют до их отмены или опубликования новой редакции.

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг

1. Индивидуальное задание 3
2. Исследование и сегментация рынка грузовых перевозок 4
2.1 Определение спроса на перевозки грузов по назначениям 4
2.2 Сегментация рынка грузовых перевозок 7
2.3 Оценка качества транспортного обслуживания 8
2.4 Расчет эффективности транспортного сервиса по сегментам рынка 13
2.3. Оценка специфики и особенности заданного направления для сервисного обслуживания пассажиров и привлекательности туристических объектов 15
2.3.1 Разработка проекта туристической программы 15
Приложения 17
Список литературы 34

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг

2.1. Договор транспортной экспедиции регулирует взаимоотношения сторон при организации экспедитором доставки груза одним или несколькими видами транспорта, включающей в себя весь комплекс услуг, выполняемых экспедитором в интересах клиента, или часть услуг (организация доставки груза, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза, а также выполнение иных услуг, связанных с доставкой груза).

2.2. Организация доставки груза включает в себя услуги по согласованию экспедитором с перевозчиками условий перевозки; времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой; условий хранения груза в портах, на железнодорожных станциях, транспортных терминалах. Кроме того, организация доставки может включать оформление перевозочных и товаросопроводительных документов на груз.

2.3. Организация отправления груза включает в себя услуги по оформлению перевозки груза в пункте отправления, в том числе оформление перевозочных и товаросопроводительных документов от имени и по поручениюклиента; авансовую оплату стоимости перевозки; передачу груза перевозчику для осуществления перевозки.

2.4. Организация перевалки груза включает в себя согласование с клиентом и перевозчиками времени и условий перевалки груза с одного вида транспорта на другой, осуществление такой перевалки и оформление всех необходимых документов.

2.5. Организация приема груза включает в себя прием груза от перевозчика в пункте назначения; участие в оформлении приема груза соответствующими документами, актами, при необходимости вызов независимого оценщика убытков и участие в оформлении актов несохранной перевозки груза; передачу груза грузополучателю с оформлением соответствующих приемо-сдаточных документов; проведение окончательных расчетов за доставку грузов.

2.6. Организация «доставки груза от двери до двери» включает в себя выполнение всех необходимых операций по доставке груза от места получения у отправителя до места его выдачи получателю. При этом экспедитор по доверенности клиента может принимать участие в оформлении перевозочных и товаросопроводительных документов, участвовать в перевозке груза, в производстве таможенного оформления грузов международной торговли, предъявлять груз и товаросопроводительные документы государственным органам контроля.

В смешанной перевозке при осуществлении экспедирования на условиях «доставка груза от двери до двери» экспедитор по просьбе клиента может выдать ему мультимодальный транспортный коносамент или мультимодальную транспортную накладную.

2.7. Экспедитор, заключая договор транспортной экспедиции с клиентом, выдает ему бланки <Поручение экспедитору>, которые заполняются и подписываются клиентом на каждую партию груза.

2.8. После получения заполненного и подписанного клиентом поручения экспедитор приступает к исполнению договора транспортной экспедиции.

Если поручение экспедитору выдается клиентом в качестве разового задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции. Поручение экспедитору, а также изменения и дополнения к нему, выдаются в письменной форме.

Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. Клиент обязан сообщить экспедитору всю необходимую для осуществления экспедирования информацию о грузе и своевременно предоставить в распоряжение экспедитора все документы, требуемые для выполнения поручения.

Клиент гарантирует правильность и полноту представляемых экспедитору данных о передаваемом грузе, обращая особое внимание на свойства, касающиеся общей природы груза, его маркировку, вес, объем, а также количество грузовых мест.

Клиент несет перед экспедитором ответственность за все убытки, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным им экспедитору.

При необходимости авансовой оплаты провозных платежей клиент выплачивает экспедитору согласованный размер провозных платежей перед началом выполнения экспедитором поручения.

Клиент имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

2.9. Экспедитор составляет технико-экономическое обоснование транспортно-технологических маршрутов и схем с учетом пожеланий и требований клиента.

2.10. Экспедитор заказывает перевозку тем видом транспорта, который указан клиентом, либо предлагает клиенту другой вид транспорта, являющийся наиболее экономичным при осуществлении конкретной перевозки.

2.11. При оформлении перевозок грузов экспедитор для осуществления взаиморасчетов с клиентом и перевозчиком применяет транспортные документы, утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти (путевые листы, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, коносамент, нейтральная воздушная накладная).

2.12. Экспедитор по поручению клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции производит все расчеты за перевозку груза с перевозчиками. При этом экспедитор может производить расчеты, как от имени клиента, так и от своего имени, в последствии относя эти расходы на клиента.

2.13. По поручению клиента экспедитор осуществляет складирование грузов, выдавая при этом клиенту складскую расписку.

2.14. При осуществлении вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, выполняемого транспортно-экспедиторскими организациями, экспедиторы руководствуются следующими положениями:

при вывозе (завозе) грузов, погрузо-разгрузочные работы на станциях железной дороги выполняются силами и средствами железной дороги, а у клиентов — их силами и средствами;

по соглашению сторон (экспедитора с клиентом) погрузо-разгрузочные работы может выполнять экспедитор.

2.15. Экспедитор проверяет вес и количество мест принятого перевозчиком от клиента или клиентом от перевозчика груза только по указанию клиента. Обязательно установление количества мест, когда груз принимается на склад экспедитора или отгружается со склада экспедитора.

2.16. Опасные грузы, скоропортящиеся и иные грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются экспедитором только по письменному поручению клиента с указанием требований к условиям их транспортировки. Обязательно приложение декларации отправителя об опасных грузах по форме, установленной правилами перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

Если такие грузы передаются экспедитору с нарушением вышеуказанных требований, то клиент несет ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с перевозкой, хранением и перевалкой этих грузов.

2.17. Страхование грузов может осуществляться экспедитором только по письменному поручению клиента, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции.

2.18. При выдаче клиенту мультимодального транспортного коносамента или мультимодальной транспортной накладной международного образца экспедитор обязан застраховать свою ответственность.

2.19. Экспедитор может предложить клиенту смешанную (мультимодальную) перевозку и выступать в качестве оператора смешанной перевозки груза. В этом случае экспедитор по договоренности с клиентом может выдавать соответствующие документы смешанной (мультимодальной) перевозки.

2.20. Если указание клиента мешает экономичной доставке груза, экспедитор должен обратить на это внимание клиента. Если клиент повторяет свое указание, экспедитор выполняет поручение с отнесением всех рисков на клиента. В том случае, если указание клиента не соответствует нормам безопасной перевозки груза, экспедитор имеет право отказаться от выполнения такого указания, поставив об этом в известность клиента.

2.21. Если экспедитор не в состоянии полностью или частично выполнить поручение в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, то исполнение соразмерно отодвигается на время действия этих причин, о чем экспедитор немедленно информирует клиента.

2.22. В том случае, когда экспедитор по договору транспортной экспедиции осуществляет «доставку груза от двери до двери» или выполняет часть экспедиторских функций (организация доставки, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза, а также выполнение иных услуг, связанных с доставкой груза), его ответственность перед клиентом устанавливается законодательством Российской Федерации и договором транспортной экспедиции. При этом экспедитор отвечает перед клиентом за убытки, причиненные своими собственными действиями. Положения настоящей статьи применяются также в случае, когда экспедитор осуществляет перевозку груза собственным транспортом.

2.23. При выдаче экспедитором клиенту мультимодального транспортного коносамента или мультимодальной транспортной накладной международного образца ответственность экспедитора определяется законодательством Российской Федерации и условиями этого коносамента или накладной.

2.24. Клиент обязан уплатить экспедитору согласованное вознаграждение в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2.25. Клиент несет ответственность за сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или выгрузкой.

2.26. В договоре транспортной экспедиции может предусматриваться право экспедитора удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы связанные с удержанием груза. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

ПРОЕКТ Минтранс РФ от 25 ноября 2003 г.

(Внимание. Данный документ не имеет юридической силы)

См. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

См. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов

1. Общие положения

2. Основные понятия

3. Экспедиторские документы

4. Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг

5. Требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг

Приложение N 1. Поручение экспедитору;

Приложение N 2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя;

Приложение N 3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов;

Приложение N 4. Складская расписка;

Приложение N 5. Экспедиторская расписка;

Приложение N 6. Экспедиторский сертификат перевозки;

Приложение N 7. Мультимодальный транспортный коносамент;

Приложение N 8. Мультимодальная транспортная накладная.

Приложение N 9. Примерный вариант договора

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила транспортно-экспедиционной деятельности, (далее — Правила), разработаны в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса российской Федерации, статьей 2 Федерального закона N ФЗ-87 от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности».

1.2. Настоящие Правила устанавливают:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг;

требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

1.3. Отношения между экспедитором и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Отношения экспедитора с перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также договором перевозки.

2. Основные понятия

Для целей настоящих Правил применяются следующие понятия:

2.1. “Транспортно-экспедиционная деятельность” – предпринимательская деятельность сферы материального производства по организации доставки грузов любыми видами транспорта.

2.2. “Транспортно-экспедиционные услуги” – возмездные услуги, связанные с организацией доставки груза любыми видами транспорта на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции.

К транспортно-экспедиционным услугам могут относиться:

— составление экономических обоснований транспортно-технологических схем и маршрутов в соответствии с поручениями клиента;

— фрахтование автомобилей, вагонов, морских, речных, воздушных судов и других транспортных средств;

— заключение договоров, связанных с доставкой грузов;

— производство и контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, включая контейнеры, а также хладокамер, бункеров и других помещений хранения;

— отслеживание хода и/или выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, соблюдения сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;

— складирование грузов, переданных экспедитору клиентом на хранение;

— оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации транспортно-технологических схем и маршрутов доставки грузов в соответствии с установленными требованиями;

— участие в оформлении документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением;

— расчет и оплата провозных и иных платежей и сборов;

— информирование грузовладельцев о движении грузов;

— ведение необходимой коммерческой документации;

— производство в установленном порядке переадресовки грузов;

— организация реализации невостребованных грузов;

— розыск грузов и транспортных средств;

— организация таможенного оформления экспортно-импортных и транзитных грузов.

Экспедитор может оказывать также иные услуги, связанные с организацией доставки грузов и обусловленные договором транспортной экспедиции.

2.3. “Экспедитор” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, организующее доставку грузов.

2.4. “Клиент” – любое российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции.

2.5. “Доставка” – комплекс услуг по обеспечению транспортировки груза от отправителя до получателя, который включает в себя выполнение экспедитором возмездных услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в том числе выполнение обязанностей клиента, установленных на соответствующем виде транспорта, а также возможное оформление товаросопроводительных, перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления доставки груза. Кроме того, экспедитор может оформлять товаросопроводительные, перевозочные, таможенные и другие документы, необходимые для осуществления доставки груза.

2.6. “Доставка груза от двери до двери” – условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом.

2.7. “Груз” – любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию доставки.

2.8. “Смешанная (мультимодальная) перевозка” – перевозка грузов двумя или более видами транспорта.

2.9. “Оператор смешанной (мультимодальной) перевозки” – экспедитор, осуществляющий организацию доставки груза двумя или более видами транспорта.

2.10. “Вознаграждение экспедитора” – доход экспедитора за выполнение работ по договору транспортной экспедиции, который может устанавливаться:

в виде процентной ставки от общей стоимости доставки груза;

в твердой денежной сумме за выполнение работ по договору;

в виде разницы между суммой, выплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором третьим лицам при выполнении им договорных обязательств.

3. Экспедиторские документы

3.1. К экспедиторским документам относятся:

Поручение экспедитору;

Интермодальное весовое свидетельство отправителя;

Декларация отправителя о перевозке опасных грузов;

Складская расписка;

Экспедиторская расписка;

Экспедиторский сертификат перевозки;

Мультимодальный транспортный коносамент;

Мультимодальная транспортная накладная.

3.2. Поручение экспедитору (приложение N 1)

Поручение экспедитору (заявка клиента) является документом, выдаваемым клиентом экспедитору на организацию доставки груза. Поручение экспедитору выдается как в рамках заключенного договора транспортной экспедиции, так и может быть разовым.

Бланк поручения экспедитору предоставляется экспедитором клиенту, который заполняет его и выдает экспедитору. Поручение экспедитору содержит в себе основные параметры и условия перевозки груза.

В случае если поручение экспедитору выдается клиентом в рамках подписанного между клиентом и экспедитором договора и наличия согласованных ставок, экспедитор принимает такое поручение к исполнению немедленно после получения документа.

Если поручение выдается клиентом в качестве отдельного задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции. Экспедиторское поручение, а также изменения и дополнения к нему выдаются в письменной форме.

Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. За возможные убытки, вызванные предоставлением неправильных или неполных данных, экспедитор ответственность не несет.

3.3. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (приложение N 2)

При отгрузке единичной партии груза отправитель заполняет и подписывает интермодальное весовое свидетельство отправителя, передает его экспедитору для передачи сведений, содержащихся в документе, перевозчику.

При организации консолидированной отправки экспедитор сам является грузоотправителем; на основе интермодальных весовых свидетельств отдельных отправителей он заполняет свое интермодальное весовое свидетельство и передает его перевозчику.

3.4. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (приложение N 3)

Декларация отправителя о перевозке опасных грузов должна быть заполнена и подписана отправителем и передана экспедитору.

Экспедирование опасных грузов, авиаперевозки которых ограничены по условиям авиационной безопасности, осуществляются только экспедиторами, имеющими программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с Управлением авиационной безопасности Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.

3.5. Складская расписка (приложение N 4)

Используется экспедитором в том случае, если он осуществляет складские операции. В складскую расписку включаются детальные оговорки, касающиеся прав третьего лица (держателя документа по индоссаменту), передачи права собственности на груз и согласие экспедитора, что представление складской расписки является свидетельством поставки груза. Складская расписка не является оборотным документом, если на нем не указано — «оборотный документ».

3.6. Экспедиторская расписка (приложение N 5)

Экспедиторская расписка должна быть вручена экспедитором грузоотправителю немедленно после получения груза в качестве официального подтверждения того, что экспедитор вступил во владение переданным ему грузоотправителем грузом с выполнением безотзывного распоряжения грузоотправителя отправить груз получателю, указанному в документе, или держать его на своем складе для этого грузополучателя. Данное распоряжение может быть отменено только в том случае, если оригинал экспедиторской расписки возвращается экспедитору, который ее выписал, и если на этот момент распоряжение грузоотправителя по отправке груза не выполнено экспедитором.

Экспедиторская расписка не является оборотным документом. Выписывается только один оригинал документа. Если требуются копии, на бланках должна быть сделана отметка «Копия необоротная».

Выдавая экспедиторскую расписку, экспедитор подтверждает, что:

а) отправка, указанная в документе, принята экспедитором или его агентом (представителем) и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза;

б) тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии;

в) положения документа соответствуют инструкциям, полученным экспедитором;

г) условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с экспедиторской распиской.

3.7. Экспедиторский сертификат перевозки (приложение N 6)

Экспедиторский сертификат перевозки передается экспедитором клиенту немедленно после получения от него груза для перевозки. Выдавая сертификат, экспедитор удостоверяет, что он принял на себя ответственность за экспедирование и доставку указанной в сертификате партии груза в соответствии с инструкциями отправителя, указанными в документе. Выдавая сертификат, экспедитор подтверждает, что он не является перевозчиком, а выполняет только экспедиторские услуги. Экспедитор, выдавший сертификат, несет ответственность перед клиентом за доставку груза по назначению привлеченным им перевозчиком.

Экспедиторский сертификат перевозки является оборотным. Выдавая сертификат, экспедитор подтверждает, что:

а) партия груза, указанная в документе, акцептована экспедитором или его агентом и что право на доставку груза доверяется исключительно ему;

б) тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии;

в) положения документа точно соответствуют инструкциям, полученным экспедитором;

г) условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с сертификатом;

д) ответственность за страхование согласована;

е) точно определено, сколько оригиналов документа выписано.

3.8. Мультимодальный транспортный коносамент (приложение N 7)

Мультимодальный транспортный коносамент — оборотный документ. Он является единым товаросопроводительным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза для доставки его на всех видах транспорта.

При осуществлении экспедирования грузов в смешанном сообщении по территории России экспедитор выдает клиенту мультимодальный транспортный коносамент смешанной перевозки.

3.9. Мультимодальная транспортная накладная (приложение N 8)

Мультимодальная транспортная накладная — необоротный документ; она является единым товаросопроводительным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза.

3.10. при организации перевозок грузов в международном сообщении экспедиторы могут использовать экспедиторские документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), в случаях прямого указания на их применение в договоре транспортной экспедиции.

4. Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг

4.1. Договор транспортной экспедиции регулирует взаимоотношения сторон при организации экспедитором доставки груза одним или несколькими видами транспорта, включающей в себя весь комплекс услуг, выполняемых экспедитором в интересах клиента, или часть услуг (организация доставки груза, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза, а также выполнение иных услуг, связанных с доставкой груза). Примерный вариант договора представлен в приложении N 9.

4.2. Организация доставки груза включает в себя услуги по согласованию экспедитором с перевозчиками условий перевозки; времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой; условий хранения груза в портах, на железнодорожных станциях, транспортных терминалах. Кроме того, организация доставки может включать оформление перевозочных и товаросопроводительных документов на груз.

4.3. Организация отправления груза включает в себя услуги по оформлению перевозки груза в пункте отправления, в том числе оформление перевозочных и товаросопроводительных документов от имени и по поручению клиента; авансовую оплату стоимости перевозки; передачу груза перевозчику для осуществления перевозки.

4.4. Организация перевалки груза включает в себя согласование с клиентом и перевозчиками времени и условий перевалки груза с одного вида транспорта на другой, осуществление такой перевалки и оформление всех необходимых документов.

4.5. Организация приема груза включает в себя прием груза от перевозчика в пункте назначения; участие в оформлении приема груза соответствующими документами, актами, при необходимости вызов независимого оценщика убытков и участие в оформлении актов несохранной перевозки груза; передачу груза грузополучателю с оформлением соответствующих приемо-сдаточных документов; проведение окончательных расчетов за доставку грузов.

4.6. Организация «доставки груза от двери до двери» включает в себя выполнение всех необходимых операций по доставке груза от места получения у отправителя до места его выдачи получателю. При этом экспедитор по доверенности клиента может принимать участие в оформлении перевозочных и товаросопроводительных документов, участвовать в перевозке груза, в производстве таможенного оформления грузов международной торговли, предъявлять груз и товаросопроводительные документы государственным органам контроля.

В смешанной перевозке при осуществлении экспедирования на условиях «доставка груза от двери до двери» экспедитор по просьбе клиента может выдать ему мультимодальный транспортный коносамент или мультимодальную транспортную накладную.

4.7. Экспедитор, заключая договор транспортной экспедиции с клиентом, выдает ему бланки «Поручение экспедитору», которые заполняются и подписываются клиентом на каждую партию груза.

4.8. После получения заполненного и подписанного клиентом поручения экспедитор приступает к исполнению договора транспортной экспедиции.

Если поручение экспедитору выдается клиентом в качестве разового задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции. Поручение экспедитору, а также изменения и дополнения к нему, выдаются в письменной форме.

Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. Клиент обязан сообщить экспедитору всю необходимую для осуществления экспедирования информацию о грузе и своевременно предоставить в распоряжение экспедитора все документы, требуемые для выполнения поручения.

Клиент гарантирует правильность и полноту представляемых экспедитору данных о передаваемом грузе, обращая особое внимание на свойства, касающиеся общей природы груза, его маркировку, вес, объем, а также количество грузовых мест.

Клиент несет перед экспедитором ответственность за все убытки, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным им экспедитору.

При необходимости авансовой оплаты провозных платежей клиент выплачивает экспедитору согласованный размер провозных платежей перед началом выполнения экспедитором поручения.

Клиент имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

4.9. Экспедитор составляет технико-экономическое обоснование транспортно-технологических маршрутов и схем с учетом пожеланий и требований клиента.

4.10. Экспедитор заказывает перевозку тем видом транспорта, который указан клиентом, либо предлагает клиенту другой вид транспорта, являющийся наиболее экономичным при осуществлении конкретной перевозки.

4.11. При оформлении перевозок грузов экспедитор для осуществления взаиморасчетов с клиентом и перевозчиком применяет транспортные документы, утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти (путевые листы, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, коносамент, нейтральная воздушная накладная).

4.12. Экспедитор по поручению клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции производит все расчеты за перевозку груза с перевозчиками. При этом экспедитор может производить расчеты, как от имени клиента, так и от своего имени, в последствии относя эти расходы на клиента.

4.13. По поручению клиента экспедитор осуществляет складирование грузов, выдавая при этом клиенту складскую расписку.

4.14. При осуществлении вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, выполняемого транспортно-экспедиторскими организациями, экспедиторы руководствуются следующими положениями:

при вывозе (завозе) грузов, погрузо-разгрузочные работы на станциях железной дороги выполняются силами и средствами железной дороги, а у клиентов – их силами и средствами;

по соглашению сторон (экспедитора с клиентом) погрузо-разгрузочные работы может выполнять экспедитор.

4.15. Экспедитор проверяет вес и количество мест принятого перевозчиком от клиента или клиентом от перевозчика груза только по указанию клиента. Обязательно установление количества мест, когда груз принимается на склад экспедитора или отгружается со склада экспедитора.

4.16. Опасные грузы, скоропортящиеся и иные грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются экспедитором только по письменному поручению клиента с указанием требований к условиям их транспортировки. Обязательно приложение декларации отправителя об опасных грузах по форме, установленной правилами перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

Если такие грузы передаются экспедитору с нарушением вышеуказанных требований, то клиент несет ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с перевозкой, хранением и перевалкой этих грузов.

4.17. Страхование грузов может осуществляться экспедитором только по письменному поручению клиента, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции.

4.18. При выдаче клиенту мультимодального транспортного коносамента или мультимодальной транспортной накладной международного образца экспедитор обязан застраховать свою ответственность.

4.19. Экспедитор может предложить клиенту смешанную (мультимодальную) перевозку и выступать в качестве оператора смешанной перевозки груза. В этом случае экспедитор по договоренности с клиентом может выдавать соответствующие документы смешанной (мультимодальной) перевозки.

4.20. Если указание клиента мешает экономичной доставке груза, экспедитор должен обратить на это внимание клиента. Если клиент повторяет свое указание, экспедитор выполняет поручение с отнесением всех рисков на клиента. В том случае, если указание клиента не соответствует нормам безопасной перевозки груза, экспедитор имеет право отказаться от выполнения такого указания, поставив об этом в известность клиента.

4.21. Если экспедитор не в состоянии полностью или частично выполнить поручение в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, то исполнение соразмерно отодвигается на время действия этих причин, о чем экспедитор немедленно информирует клиента.

4.22. В том случае, когда экспедитор по договору транспортной экспедиции осуществляет «доставку груза от двери до двери» или выполняет часть экспедиторских функций (организация доставки, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза, а также выполнение иных услуг, связанных с доставкой груза), его ответственность перед клиентом устанавливается законодательством Российской Федерации и договором транспортной экспедиции. При этом экспедитор отвечает перед клиентом за убытки, причиненные своими собственными действиями. Положения настоящей статьи применяются также в случае, когда экспедитор осуществляет перевозку груза собственным транспортом.

4.23. При выдаче экспедитором клиенту мультимодального транспортного коносамента или мультимодальной транспортной накладной международного образца ответственность экспедитора определяется законодательством Российской Федерации и условиями этого коносамента или накладной.

4.24. Клиент обязан уплатить экспедитору согласованное вознаграждение в соответствии с договором транспортной экспедиции.

4.25. Клиент несет ответственность за сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или выгрузкой.

4.26. В договоре транспортной экспедиции может предусматриваться право экспедитора удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы связанные с удержанием груза. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

5. Требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг

5.1. К качественным характеристикам транспортно-экспедиционных услуг относятся:

четкое исполнение требований законодательных актов, нормативных документов в области транспортно-экспедиционной деятельности и условий договора транспортной экспедиции;

— своевременное и корректное рассмотрение всех требований и претензий клиентов;

— использование экспедитором в своей деятельности экспедиторских документов;

— наличие сертификатов соответствия в рамках добровольной сертификации на предоставляемые транспортно-экспедиционные услуги.

5.2. К услугам, оказываемым экспедиторами, могут предъявляться следующие требования:

— комплексность;

— точность и своевременность исполнения;

— безопасность;

— обеспечение сохранности груза;

— информативность.

5.3. Комплексность – означает возможность получения клиентом услуг экспедитора как по транспортировке грузов, так и сопутствующих услуг (выполнение таможенных и иных формальностей, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, оказание консалтинговых услуг, страхование груза и др.).

5.4. Точность и своевременность исполнения – означает оказание услуг экспедитором по объёмам, срокам и условиям обслуживания в соответствии с договором транспортной экспедиции и экспедиторскими документами.

5.5. Безопасность – означает, что услуги, оказываемые экспедитором, должны соответствовать требованиям нормативных документов в области безопасности на транспорте, окружающей среды и охраны труда.

5.6. Обеспечение сохранности груза означает доставку грузов от отправителя до получателя без потерь и повреждений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов к упаковке и маркировке грузов, погрузке, размещению и креплению грузов на транспортных средствах и в контейнерах, хранению грузов, их охране в процессе перевозки, производству погрузочно-разгрузочных, складских и сортировочных работ.

5.7. Информативность означает, что при оказании услуг экспедиторы предоставляют клиентам следующую информацию:

— правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон договора транспортной экспедиции;

— сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг;

— правила и условия перевозки грузов на различных видах транспорта;

— информацию о продвижении груза;

— другие существенные сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозок грузов на различных видах транспорта.

Проект Правил транспортно-экспедиционной деятельности, разработанный Минтрансом РФ 25 ноября 2003 г.

(Внимание. Данный документ не имеет юридической силы)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *