Содержание
- ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
- Новые правила технологического присоединения к электросетям
- Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.» (подготовлен Ростехнадзором 27.04.2015) (принят)
- Постановление 861 изменилось в связи с новыми правилами технологического присоединения
ПРАВИЛА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ
УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 22.06.2019) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по… Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.03.2007 N 168, от 14.02.2009 N 118, от 21.04.2009 N 334, от 24.09.2010 N 759, от 01.03.2011 N 129, от 29.12.2011 N 1178, от 04.05.2012 N 442, от 05.10.2012 N 1015, от 22.11.2012 N 1209, от 20.12.2012 N 1354, от 26.07.2013 N 630, от 29.07.2013 N 640, от 12.08.2013 N 691, от 26.08.2013 N 737, от 12.10.2013 N 915, от 28.10.2013 N 967, от 21.11.2013 N 1047, от 09.12.2013 N 1131, от 10.02.2014 N 95, от 20.02.2014 N 130, от 11.06.2014 N 542, от 31.07.2014 N 740, от 13.03.2015 N 219, от 13.04.2015 N 350, от 11.06.2015 N 588, от 07.07.2015 N 679, от 04.09.2015 N 941, от 30.09.2015 N 1044 (ред. 07.05.2017), от 22.02.2016 N 128, от 09.08.2016 N 759, от 23.09.2016 N 953, от 05.10.2016 N 999, от 30.11.2016 N 1265, от 08.12.2016 N 1319, от 24.12.2016 N 1476, от 07.05.2017 N 542, от 11.05.2017 N 557, от 10.11.2017 N 1351, от 27.12.2017 N 1661, от 12.04.2018 N 448, от 18.04.2018 N 463, от 13.08.2018 N 937, от 17.09.2018 N 1096, от 21.12.2018 N 1622, от 19.04.2019 N 470, от 29.05.2019 N 682)
- I. Общие положения
- II. Порядок заключения и выполнения договора
- III. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту
- IV. Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации
- V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
- VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности. — Утратил силу
- VII. Особенности временного технологического присоединения
- VIII. Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении
- IX. Порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий
- Приложение N 1. Акт об осуществлении технологического присоединения
- Приложение N 2. Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон. — Утратило силу
- Приложение N 3. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. — Утратило силу
- Приложение N 4. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно
- Приложение N 5. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на временное присоединение энергопринимающих устройств
- Приложение N 6. Заявка физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)
- Приложение N 7. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение энергопринимающих устройств
- Приложение N 8. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)
- Приложение N 9. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
- Приложение N 10. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
- Приложение N 11. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в приложениях N 9 и 10, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)
- Приложение N 12. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности (для заявителей, заключивших соглашение о перераспределении максимальной мощности с владельцами энергопринимающих устройств (за исключением лиц, указанных в пункте 12(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, лиц, указанных в пунктах 13 и 14 указанных Правил, лиц, присоединенных к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также лиц, не внесших плату за технологическое присоединение либо внесших плату за технологическое присоединение не в полном объеме), имеющими на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям)
- Приложение N 13. Акт осмотра (обследования) электроустановки. — Утратило силу
- Приложение N 14. Соглашение о перераспределении максимальной мощности
- Приложение N 15. Акт о выполнении технических условий
- Приложение 15(1). Типовое соглашение о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту
- Приложение N 16. Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии
Открыть полный текст документа
п. 8(5). В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
(п. 8(5) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)
п. 10. К заявке прилагаются следующие документы:
з) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, — справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации — кадастровые номера земельных участков и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.11.2017 N 1351, от 21.12.2018 N 1622)
Новые правила технологического присоединения к электросетям
Правовые основы в деятельности технологического присоединения
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861
«Электрические сети в системе» приглашает на практический семинар по теме:
Управление юридическими рисками в энергоснабжении: выявление, предотвращение, минимизация
Орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением
Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии
Процедура технологического присоединения
- Подача заявки
- Заключение договора
- Выполнение мероприятий по ТП
- Получение разрешения Ростехнадзора:
«уведомительный порядок» (уведомление Ростехнадзора о вводе в работу энергоустановок, направляемой заявителями, мощность энергопринимающих устройств которых составляет от 150 кВт до 670 кВт, присоединяющихся к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ, а также сетевыми организациями в отношении объектов ЭСХ до 20 кВ, построенных (реконструированных) в интересах ТП заявителя) (ППРФ от 30.09.2015 № 1044)
- Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям
- Фактический прием (подача) напряжения и мощности
- Составление Акта об осуществлении ТП, Акта разграничения балансовой принадлежности, Акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и Акта согласования технологической (аварийной) брони
Заявка на технологическое присоединение
Подача заявки на технологическое присоединение
Заявка на ТП подается в следующих случаях (пункт 2 Правил ТП):
- присоединение ЭПУ впервые вводимых в эксплуатацию;
- в случае, если максимальная мощность ранее присоединенных реконструируемых ЭПУ увеличивается;
- в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяется категория надежности, вид производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения.
Куда обращаться с заявкой на ТП:
- заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ его участка (пункт 8 Правил ТП);
- в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находиться несколько сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1) Правил ТП);
- при ТП по индивидуальному проекту заявитель вправе обратиться в любую сетевую организацию.
Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группы – поможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ подача одновременно 2-х и более заявок на ТП одних и тех же ЭПУ в разные сетевые организации (исключение – в случае необходимости использования нескольких источников питания, заявитель уведомляет каждую из сетевых организаций)
Договор и технические условия для технологического присоединения
Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правит ТП)
1. перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
2. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению:
а) для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил ТП – 6 месяцев, в случае технологического присоединения к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
б) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет менее 670 кВт – 1 год (если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон);
в) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет не менее 670 кВт – 2 года (если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организацией или соглашением сторон);
В случае, когда необходимо строительство только объектов «последней мили»:
а) рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;
б) 4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
в) 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
При временном ТП – 15 дней для передвижных ЭПУ с мощностью до 150 кВт; 15 дней для сетевой организации в целях выполнения своей части ТУ.
Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правил ТП)
3. Ответственность сторон:
а) право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;
б) за нарушение сторонами сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
4. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
5. Размер платы за технологическое присоединение.
6. Порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Распределение обязанностей по выполнению ТУ
- Pаявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- Cетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Распределение обязательств между сторонами при технологическом присоединении
В соответствии с пунктами 16.3; 25; 25.1 Правил:
- распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий для всех категорий заявителей:
мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем;
мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
- точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (для лиц, указанных в п. 12.1 и 14 Правил).
Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группы – поможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.
Отдельные положения при «льготном» технологическом присоединении
Льгота:
- мощность – до 15 кВт (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ);
- стоимость – 550 рублей;
- категория надежности – третья (один источник электроснабжения).
Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Когда не применяется льгота. Исключения:
- При технологическом присоединении энергопринимающих устройств лиц, расположенных на земельных участках взятых в аренду на срок не более года.
- При технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.
- Ограничение: льготой можно воспользоваться не более 1 раза в течении 3 лет в границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения
Объекты электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения
В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом, сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить/повысить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.
Следовательно, под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, класс напряжения которых составляет до 20 кВ включительно (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).
Рассрочка по оплате технологического присоединения
Особенности:
а) беспроцентная рассрочка предоставляется заявителям – юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям намеревающимся осуществить технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (заявители указанные в пункте 12(1) Правил);
б) в заявке заявитель указывает предложения по порядку расчетов и условий рассрочки внесения платы за технологическое присоединение;
в) беспроцентная рассрочка платежа за технологическое присоединение предоставляется на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения;
г) порядок расчетов при предоставлении беспроцентной рассрочки платежа за присоединение:
- 5 процентов платы за технологическое присоединение в течении 15 дней со дня заключения договора на присоединение;
- 95 процентов платы за технологическое присоединение в течении 3 лет со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения равными долями ежеквартально.
Право на проверку проектной документации
Потребитель с мощностью менее 150 кВт наделен правом (а не обязанностью) представить проектную документацию в сетевую организацию для проверки на соответствие техническим условиям (пункт 18.5 Правил)
Особенности проверки проектной документации:
- Бесплатная процедура.
- Сроки проверки документации не должны превышать 10 дней со дня получения проектной документации (в случае, если технические условия согласовывались с субъектом ОДУ – 25 дней).
- Процедура носит добровольный характер и не требует определения порядка проведения проверки.
Технологическое присоединение СНТ
- Если ТП садовых товариществ, его членов, то заявку в сетевую организацию подает само СНТ, либо представитель СНТ;
- Если ТП граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, либо иными лицами, расположенными на территории СНТ, то заявку подают самостоятельно.
ТП осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры СНТ.
Должен быть договор на использование инфраструктуры!
СНТ не вправе препятствовать присоединению через свои сети
Особенности технологического присоединения ЭПУ, находящихся в многоквартирных домах
Ограничения при технологическом присоединении ЭПУ в общей собственности
Наиболее распространенные виды объектов находящихся в общей собственности:
- многоквартирные дома;
- садовые, дачные, огороднические объединения (СНТ);
- гаражные и строительные кооперативы, погреба и иные некоммерческие объединения;
- религиозные и иные объекты, содержащиеся за счет прихожан.
Нежилое помещение
- Заявитель: собственник помещения (лицо имеющее иное законное право на помещение).
- Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
- Условие присоединения: наличие согласия управляющей организации на присоединение данного помещения к электрическим сетям (если проектом дома не предусмотрено индивидуальное ВРУ для помещения).
- Граница участка заявителя:
- 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
- 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).
Жилые помещения
- Заявитель: управляющая организация.
- Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
- Условия присоединения: присоединение только через внутридомовые сети многоквартирного дома, которые являются общим имуществом.
- Граница участка заявителя:
- 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
- 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).
Запрещено «прямое» присоединение ЭПУ находящихся в жилых помещениях многоквартирных домов к электрическим сетям, без использование внутридомовой системы электроснабжения
Критерии наличия технической возможности технологического присоединения
Согласно пункту 28 Правил ТП, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил ТП критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Компетенция антимонопольного органа
Антимонопольный орган
- Выдача предупреждений (предостережений)
- Возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдача обязательных для исполнения предписаний
- Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства
Нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям
Наиболее распространенные нарушения при технологическом присоединении к электрическим сетям
- Необоснованный отказ, а также уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (отказ в выдаче технических условий; требование предоставить документы, не предусмотренные законодательством; ненаправление в установленные сроки договора и технических условий; отказ в заключении договора в связи с отсутствием технической возможности; и др.)
- Навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (требование построить дополнительные объекты не в границах участка заявителя, но за его счет; требование подписать договор без распределения обязательств сетевой организации и заявителя; понуждение заявителя к долевому участию в строительстве объектов сетевой организации; возложение на заявителя обязанности согласовать технологическое присоединение с третьими лицами, через объекты которых будет осуществляться опосредованное присоединение и пр.)
- Нарушение установленного порядка ценообразования при взимании платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (самостоятельное определение сетевой организацией стоимости технологического присоединения и предъявление ее заявителю; несоблюдение требования о размере «льготной» платы)
- Неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, в том числе уклонение от выдачи документов о технологическом присоединении либо требование внесения дополнительной платы за их подписание
Статистика нарушений антимонопольного законодательства
*Количество дел, в которых подтвержден факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны сетевых организаций
*Количество выданных предупреждений антимонопольными органами сетевым организациям
Изменения антимонопольного законодательства
Уточнение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей
Изменения КоАП РФ
Новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям
Технологическое присоединение к электрическим сетям
10.01.2016 начал действовать Федеральный закон от 30.12.2015 № 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», предусматривающий изменение порядка установления платы за технологическое присоединение, согласно которому на основании затрат сетевых организаций устанавливается единая плата за технологическое присоединение для всех потребителей со сходными характеристиками (стандартизированные тарифные ставки по субъектам РФ).
Данное нововведение направлено на исключение злоупотреблений со стороны сетевых организаций, выражающихся в отказе от технологического присоединения в связи с отсутствием утвержденных стандартизированных тарифных ставок для конкретной сетевой организации.
Ответственность за несоблюдение сроков технологического присоединения
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии»
Проект постановления предполагает оплату части содержащегося для потребителя резерва мощности в случае выполнения в отношении такого потребителя следующих условий:
- Максимальная мощность энергопринимающего устройства потребителя составляет не менее 3 МВт.
- По итогам трехлетнего периода резерв в каждый месяц такого периода составляет более 40 % от максимальной мощности.
- По итогам текущего месяца ситуация не изменилась, то есть резерв снова составил более 40% от максимальной мощности.
Оплата резерва производиться исходя из экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не включая в себя перекрестное субсидирование населения.
Особенности технологического присоединения к объектам генерации
При присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора (пункт 5 Правил ТП).
28.01.15г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 632833-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», предусматривающий установление возможности технологического присоединения потребителей к распределительным устройствам объектов генерации через сетевые организации с обязательством последних урегулировать отношения с владельцами распределительных устройства объектов генерации – по принципу «одного окна». Принятие законопроекта облегчит доступ потребителей к энергетической инфраструктуре и позволит производителям электроэнергии компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. В настоящее время готовятся поправки ко второму чтению 11 ноября 2015 года.
Электронный обмен документами при осуществлении технологического присоединения
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обмена документами между заявителем и сетевой организацией, подписанными электронной подписью»
Предусматривается обеспечение со стороны сетевой организации возможности электронного документооборота при осуществлении технологического присоединения. Документы направляемые заявителем подписываются электронной цифровой подписью.
Заключение договора с сбытовой организацией до завершения процедуры технологического присоединения
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) до завершения процедуры технологического присоединения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии»
- Согласование актов аварийной и (или) технологической брони стало обязанностью потребителя ограничения режима потребление которого может привести к негативным последствиям.
- Перечень «не отключаемых» потребителей, сформированный и утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
- Единые подходы для согласования актов аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Технологическое присоединение с участием третьих лиц
Минэнерго разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка урегулирования отношений с «третьими лицами» — сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям»
- Дополнение Правил пунктом 13.1 содержащим требования к заявке на технологическое присоединение, направляемой сетевой организацией в вышестоящую сетевую организацию.
- Особенности технических условий выданных для сетевых организаций (пункт 25.2 Правил).
Критерии ТСО
Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование)
Ужесточение Критериев ТСО. ПП РФ от 30.09.2016 № 989 и от 17.10.2016 № 1056 (последнее вступает в силу с 01.01.2017)
С 2017 года. Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.
Расчетный период (1 год)
Долгосрочный период (3, 5 лет)
Протяженность ЛЭП, ВЛ, КЛ не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 — 20 кВ; ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.» (подготовлен Ростехнадзором 27.04.2015) (принят)
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.»
(подготовлен Ростехнадзором 27.04.2015 г.)
Досье на проект
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Подпункт «г» пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть 2), ст. 5525) изложить в следующей редакции:
«г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к производству пусконаладочных работ и на допуск к эксплуатации, если такие работы предусмотрены проектом, объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций».
2. Реализация настоящего постановления осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Постановление 861 изменилось в связи с новыми правилами технологического присоединения
Любая директива правительства имеет свой срок жизни. И в этом плане постановление 861, регламентирующее целый перечень взаимоотношений, осуществляемых в сфере электроснабжения и энергопотребления, не стала исключением. С течением времени ему понадобились корректировки, что в итоги привело к изменению его статуса. В настоящий момент оно официально признано измененным. При этом причин, которые привели к его изменению, можно обозначить сразу несколько. Рассмотрим их более подробно.
Сокращение сроков, отведенных на выполнение технологических присоединений
Ни для кого не секрет, что любой объект (не обязательно новый), даже реконструируемый, подлежащий электрификации, должен пройти целый комплекс действий, которые впоследствии помогут его владельцам пройти процедуру технологического присоединения. И раз уж речь зашла о сроках этой процедуры, то они были значительно сокращены. Так, после утверждения размера оплаты сетевая организация должна предоставить заявителю договор в течение 3-х рабочих дней. Также сокращен срок переоформления документации после смены собственника объекта (до 5-ти календарных дней).
Снятие ограничений
Что касается снятия ограничений, так или иначе связанных с процедурой подсоединения, то они коснулись сетей с напряжением – до 20кВ. При этом вместо целой процедуры разрешительных действий теперь существует порядок направления уведомления в Ростехнадзор. Уведомления, которое сообщает о готовности того или иного объекта к вводу в эксплуатацию.
Дополнительные пункты
В соответствии с дополнительными правилами технологическое присоединение может быть выполнено на особых условиях. Под них попадают объекты, подсоединяемые к общегосударственным и общенациональным сетям электроснабжения. При этом организации, связанные с управлением общенациональными сетями, могут осуществлять подключение к энергопринимающему оборудованию, способному взаимодействовать с напряжением большой величины (от 110 кВ). Это правило действует во всех случаях, кроме следующих:
- осуществляется подключение электричества к энергопринимающему электрооборудованию, отвечающему за электроснабжение объектов связи, телекоммуникационных центров и организаций общественного теле- и радиовещания;
- осуществляется подключение энергопринимающего оборудования, отвечающего за электроснабжения пунктов пропуска через границу РФ;
- если энергопринимающее оборудование уже имеет действующее подключение.
Новые правила предусматривают недопустимость взимания платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, необходимость в котором возникла вследствие развития действующей инфраструктуры (развитие связи между сетевыми организациями местного масштаба и между объектами общероссийской электрической сети).
После внесения изменений в постановление 861 изменился максимальный срок для подсоединения к электросетям тех объектов, которые уже были присоединены к ним. Теперь он равняется 30-ти дням. Но есть одно примечание: речь в данном случае идет только о тех объектах, которые подсоединены к одному распределительно-питающему центру.
Вместо заключения
В наши дни наблюдается неуклонный рост потребления электроэнергии как целыми населенными пунктами, так и отдельными объектами, расположенными в них. С этим связаны постоянные изменения, вносимые в регламенты, действующие в сфере электроснабжения. Следить за этими изменениями – обязанность электросетевых, электромонтажных и энергоснабжающих компаний. При этом обычному потребителю следует пользоваться услугами исключительно сертифицированных и профессиональных организаций.