Глава 1. Общие положения.

1.1 Правила технической эксплуатации (ПТЭ) являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств СЦБ и связи, содержанию зданий и сооружений.

1.2. Каждый работник организации городского электротранспорта (ГЭТ), связанный с эксплуатацией трамвайного транспорта, проходит обучение и аттестацию на знание настоящих Правил, Правил техники безопасности (ПТБ) , пожарной безопасности и производственной санитарии на городском электротранспорте в объеме выполняемых им работ, а также должностных инструкций и Правил внутреннего трудового распорядка.

1.3. Для периодической проверки знаний настоящих Правил и ПТБ на городском электротранспорте в организации ГЭТ создается комиссия. Председателем комиссии может быть руководитель пред­приятия, его заместитель, главный инженер организации ГЭТ и руко­водители структурных подразделений.

1.4. Перечень профессий, работа по которым требует проверки знаний, периодичность проверки и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель организации ГЭТ, его заместитель или главный инженер. Председатель комиссии проходит проверку знаний в комиссии, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации.

1.5. Руководители и специалисты трамвайного транспорта, свя­занные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний настоящих Правил и ПТБ на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал не реже одного раза в год.

1.6. Рабочие, служащие и инженерно-технические работники, связанные с трамвайным движением, а также с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда при поступлении на работу проходят медицинское освидетельствование. Перечень вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов и перечень работ, для вы­полнения которых обязательны предварительные, при поступлении на работу, периодические (1 раз в три года), а водители и предрейсовые медицинские осмотры, установленные Министерством здравоохране­ния Российской Федерации .

Глава 2. Сооружения и устройства трамвайного транспорта.

2.1. Строительство трамвайных линий должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.05.09-90 . Вновь построенные и реконструированные здания и сооружения трамвайного транспорта должны приниматься в эксплуатацию в порядке, установленном строитель­ными нормами и правилами . Цех, участок, производство могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности (правил безопасного труда) и производственной санитарии и пожарной безопасности.

2.2. Вводу в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов должен предшествовать наладочный период. Наладочный период начинается после окончания монтажа оборудования и заканчивается комиссионной приемкой объекта в эксплуатацию.

2.3. Основными задачами наладочного периода являются:

2.3.1. Проверка качества монтажа всего технологического оборудования, устранение выявленных дефектов;

. 2.3.2. Индивидуальное холостое опробование и поузловая наладка механизмов, оборудования и устройств;

2.3.3. Комплексное опробование оборудования, обкатка трамвайной линии без пассажиров;

2.3.4. Ознакомление с технической документацией, проектом и паспортами на оборудование и составление руководств по эксплуатации оборудования;

2.3.5. Проверка знаний и инструктаж обслуживающего персонала;

2.3.6. Производство расчетов и создание запаса необходимых материалов, запасных частей и т. д.;

2.3.7. Комплектование форм учета и отчетности.

2.4. Приемка вновь построенных или реконструируемых объектов проводится в две стадии :

2.4.1. Приемка объекта от генподрядчика рабочей комиссией организации заказчика;

2.4.2. Приемка объекта от заказчика государственной приемочной комиссией.

Создание рабочей комиссии организации-заказчика (застройщика) и государственной приемочной комиссии, а также их состав, права, обязанности и порядок работы определяются в соответствии со СНиП 3.01.04-87 .

2.5. При приемке завершенного строительства государственной приемочной комиссией заказчик (застройщик) представляет следующую техническую документацию:

2.5.1. Утвержденную проектно-сметную документацию;

2.5.2. Акты, составленные рабочей приемочной комиссией организации- заказчика;

2.5.3. Перечень проектных и строительно-монтажных организаций, принимавших участие в проектировании и строительстве объекта;

2.5.4. Документы об отводе земельного участка, о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод;

2.5.5. Паспорта на оборудование и механизмы;

2.5.6. Справку заказчика (застройщика) об обеспеченности принимаемого объекта сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом и другими материально-техническими ресурсами;

2.5.7. Справку об обеспечении принимаемого объекта санитарно-бытовыми помещениями и пунктами питания;

2.5.8. Справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние коммуникации холодного и горячего водоснабжении, канализации, тепло -, газо-, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание, а также другие документы и справки, указанные в СНиП 3.01.04-87 и другие документы, подтверждающие безопасную эксплуатацию трамвайного транспорта с точки зрения воздействия блуждающих токов на подземные инженерные сооружения в соответствии с Инструкцией по ограничению токов утечки из рельсов трамвая .

2.6. Акт государственной приемочной комиссии утверждается органом, назначившим ее, в срок не позднее 1 месяца после подписания акта .

Движение вагонов с пассажирами может быть открыто только после устранения замечаний, составленных рабочей приемочной комиссией и утверждения акта государственной приемочной комиссии. Как исключение, при частичном вводе вновь построенных или реконструированных трамвайных линий, связанных с обеспечением работы действующих маршрутов, движение может быть открыто после подписания акта рабочей приемочной комиссией организации-заказчика.

2.7. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.

2.8. Проектирование вновь строящихся и разработка проектов реконструкции существующих зданий и сооружений трамвайного транспорта должны производиться проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

2.9. Вносить изменения в конструкцию сооружений и устройств допускается только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.

2.10. Периодичность ремонтов и нормы текущего содержания основных сооружений устанавливает организация ГЭТ по техническому состоянию объекта.

Депо. Ремонтные мастерские.

2.1 Трамвайные депо (далее по тексту-депо) размещаются в соответствии с комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта или с техникоэкономическим обоснованием (расчетом) развития городского пассажирского транспорта и в увязке с генеральным планом города.

2.2 Депо, ремонтные мастерские и стоянки, как правило, следует располагать на одном земельном участке с устройством сплошного ограждения высотой 1,6 м .

2.3 Стояка должна быть рассчитана на одновременную расстановку на ней всего подвижного состава, приписанного к депо, за вычетом числа всех осмотровых и ремонтных вагоно-мест, имеющихся в депо, и количества подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.

2.4 Стоянку следует проектировать с асфальтобетонным или цементным покрытием. Продольные уклоны трамвайных путей не должны превышать 2,5‰.

На территории депо необходимо предусматривать отдельный участок для измерения удельного сопротивления движению трамвайных вагонов.

2.5 Стоянки могут быть двух типов: открытые и закрытые. Закрытую стоянку для вагонов предусматривают в случае проектирования депо для городов с температурой наиболее холодной пятидневке минус 30С и ниже.

2.6 Состав и размещение зданий на территории депо следует принимать в соответствии со СНиП 2.05.09-90 .

2.7 На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды — ( основной и резервный) для трамвайных вагонов. Въезд должен предшествовать основному выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны депо. На въезде должна быть расположена проходная, на выезде (основном) — здание контрольной.

2.8 Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длинны кузова трамвайного вагона.

2.9 Схема движения вагонов на территории депо должна быть кольцевой (односторонней) — и иметь обгонный путь.

2.10 Минимальное расстояние между осями трамвайных путей, зданиями и сооружениями на территории открытой стоянки подвижного состава следует принимать по табл. 17 СНиП 2.05.09.-90 .

Ширину проезжей части на открытой стоянке подвижного состава следует принимать 3,5 м. Расстояние между пожарными проездами в поперечном направлении — 125,0 м.

2.11 Ворота в зданиях, предназначенные для въезда и выезда трамвайных вагонов, должны иметь высоту, с учетом высоты подвески контактного провода не менее 5,0 м, ширину в (свету) не менее — 4,0 м, а также иметь механизированный привод для открывания и закрывания.

2.12 Калитка для прохода рабочих в воротах здания депо должны открываться по направлению выхода из здания, ширина калитки должна быть не менее 0,8 м.

2.13 Высота помещения закрытой стоянки вагонов от головки трамвайного рельса до низа несущих конструкций покрытия — не менее 5,5 м.

2.14 Расстояние между трамвайными вагонами и конструкциями здания на закрытой стоянке следует принимать по табл. 19 СНиП 2.05.09-90 .

2.15 В депо следует предусматривать производственные помещения для размещения цеха технического обслуживания, цеха текущих ремонтов, помещений и мастерских отдела главного механика, складские помещения.

Примечание: Состав производственных и вспомогательных должен быть уточнен технологической частью проекта.

2.16 Помещения депо должны иметь высоту, м, не менее:

— производственные 3,0 м;

— столярные и кузнечно-рессорные отделения 4,0 м;

помещения, куда вводят трамвайные вагоны:

— при отсутствии контактных проводов 4,5 м;

— при наличии контактных проводов 5,85 м.

2.17 В зданиях на зонах технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов допускается предусматривать рабочие посты как правило на канавах, так и на напольных местах. Размещение канав и приямков в плане устанавливают в соответствии с принятой технологией технического обслуживания и ремонта. Глубина канавы должна составлять 1,4 м, глубина приямка для обслуживания оборудования, расположенного в бортовых отсеках вагона, — 0,8 м. Ширина канавы должна быть не менее 1,35 м. Канавы, независимо от длинны и назначения, должны иметь два выхода, не закрытые габаритом стоящего над канавой вагона. При длине канавы на одно вагоно-место, один из выходов (запасной) допускается выполнить в виде металлических скоб в торцевой стене канавы. Канавы и приямки диагностического и осмотрового отделений должны быть канализированы для обеспечения отвода вод. Во всех канавах следует предусматривать отопление. Через смотровую канаву длиннее 40,0 м для разделения зон осмотра следует предусматривать переходной мостик шириной не менее 0,8 м. Канавы для сварочных работ должны быть расположены вне здания.

2.18 В составе окрасочных отделений следует предусматривать помещение подготовки, окраски, сушки вагонов и приготовления красок. Окрасочные отделения, как правило, должны иметь сквозной проезд. Примечание: При камерной сушке вагонов помещения окрасочного отделения можно не разделять.

2.19При размещении аккумуляторной мастерской следует предусматривать два помещения: одно — для ремонта с участком приготовления электролита, другое — для зарядки аккумуляторов. Примечание: Отдельное помещение для зарядки аккумуляторов допускаются не предусматривать, если одновременно производится зарядка не более 10 аккумуляторов, и зарядка их выполняется в специальных шкафах с индивидуальным вентиляционным отсосом, включение которого сблокировано с зарядными устройством.

2.20 В помещениях маслораздаточной с количеством хранения смазочных материалов до 10 м3 допускается размещать насосные агрегаты для перекачки масел и подачи его на рабочие места. В помещении для технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов допускается иметь не более 5 м3смазочных материалов при условии хранения их в наземных резервуарах вместимостью не более 1 м3 каждый, а также размещать насосы агрегата для перекачки масел из этих резервуаров и подачи его на рабочие места. Примечание: Аварийные подземные резервуары для слива масла из указанных резервуаров не предусматриваются.

2.21 В помещениях для выполнения моечно-уборочных и масляных работ на вагонах стены должны быть облицованы или окрашены на высоту не менее высоты трамвайного вагона материалами, стойкими к воздействию влаги и масел. В помещениях для окраски деталей и агрегатов, пропитачно-сушильном отделении, компрессорной, маслораздаточной и складе смазочных материалов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещениях аккумуляторной мастерской и моечно-дефектовочного отделения — стойкими к воздействию щелочи. Стены канав и приямков должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

2.22 Полы в помещениях ремонтных мастерских следует проектировать в соответствии со СНиП 2.03.13 . Полы в канавах должны иметь уклон в поперечном направлении не менее 10‰, в продольном направлении — от 8до 10‰ в сторону трапов и лотков.

2.23 Вспомогательные помещения депо и ремонтных следует предусматривать в соответствии с нормами технологического проектирования с учетом СНиП 2.09.04, и норм настоящего раздела.

2.24 На территории депо должно быть предусмотрено специальное помещение для обеспечения пред рейсового медицинского осмотра водителей.

2.25 На территории депо должно быть предусмотрено специальное помещение для обеспечения в соответствии с нормами технологического проектирования с учетом СНиП 2.11.01- 85 . Установки автоматического пожаротушения должны быть установлены также в помещении подготовки и приготовления красок, в малярном отделении и сушильных камерах. Примечание: Выбор установок автоматического пожаротушения определяется требованиями технологии и техникоэкономическими обоснованиями.

2.26 В помещениях моечно-уборочного, осмотрового, диагностического отделений и в цехе текущих ремонтов следует предусмотреть воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией. В нерабочее время в этих помещениях для поддержания положительных температур должно быть предусмотрено дежурное отопление.

2.27 Подачу приточного воздуха в производственные помещения депо и ремонтных мастерских следует предусматривать непосредственно в рабочую зону.

2.28 Удаление воздуха из производственных помещений должно предусматриваться из верхней зоны.

2.29 Наружные ворота осмотрового и моечно-уборочного отделений должны быть оборудованы воздушно-тепловыми завесами.

2.30 В помещении аккумуляторной мастерской, кроме местной механической приточно-вытяжной вентиляции, следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из верхней зоны.

2.31 Системы вентиляции и отопления помещений окрасочных отделений (участков) следует проектировать с учетом правил и норм техники безопасного труда, пожарной безопасности и промышленной санитарии окрасочных производств (цехов) утвержденных в установленном порядке.

2.32 Для технического обслуживания и ремонта вагонов согласно заводской эксплуатационной и ремонтной документации , организация ГЭТ должна быть оснащена технологическим, контрольным, измерительным и диагностическим оборудованием, а также подготовленным, в соответствии с нормативными документами , ремонтным персоналом.

2.33 При проведении технического обслуживания и текущих ремонтов трамвайных вагонов в соответствии с принятой в депо системой следует выполнять требования инструкции по оперативным переключениям контактной сети над смотровыми канавами, утвержденной руководством организации ГЭТ .

2.34 Маневровые работы на территории трамвайного депо и в пределах расстановки вагонов вне территории депо производятся по распоряжению диспетчера по выпуску или лица его заменяющим в соответствии с о схематическим планом.

2.35 Работник, ответственный за производство маневровых работ, обязан обеспечить: — безопасность движения при производстве маневровых работ; — безопасность работников, занятых на маневровых работах; — расстановку вагонов в полном соответствии с нарядом по времени их выхода на линию, требованиями правил технической эксплуатации трамвая и пожарной безопасности; — согласованность действий всех работников участвующих в маневровых работах в соответствии с планом и способами выполнения маневровых работ.

2.36 Любое передвижение или перестановка подвижного состава на смотровых канавах или ремонтных цехах производится по предварительной заявке руководства профилактория или цеха планового ремонта.

2.37 Передвижение или перестановка на смотровую канаву вагона с неисправностями, угрожающими безопасности движения, должны производится только буксировкой его на жесткой сцепке неисправным вагоном или специальной автомашиной (буксиром) технической помощи.

2.38 Управление вагоном при производстве маневровых работ осуществляется водителями — перегонщиками.

2.39 Водитель — перегонщик по приходу на работу в депо должен явится к диспетчеру по выпуску вагонов, предъявить удостоверение на право управления вагоном, книжку водителя, удостоверение о проверке знаний по электробезопасности, пройти медицинский осмотр, получить ручку реверсора, диэлектрические перчатки, сигнальный жилет, свисток, флажок, фонарь, при необходимости плащ и резиновые сапоги.

2.40 Движение вагона задним ходом должно производится под наблюдением другого водителя — перегонщика или лица, назначенного приказом по ходу движения и иметь при себе необходимые средства сигнализации (свисток, фонарь, желтый флажок).

2.41 Водитель — перегонщик должен производить постановку вагона на смотровую канаву или в зону ремонта только по указанию мастера или лица его заменяющего.

2.42 Перед постановкой вагона водитель — перегонщик должен убедится в наличии напряжения в контактной сети смотровой канавы или ремонтной зоны (зеленый сигнал над въездными воротами).

2.43 Работникам, участвующим в маневровых работах, а также находящимся на территории депо или в ремонтной зоне во время движения подвижного состава запрещается: — проходить или стоять между вагонами, опрами и иными сооружениями на межпутье; — входить или выходить из вагона, находится на крыше или подножке; — переходить через смотровые (ремонтные) канавы, находится в них, а также садится на рельсы; — ходить по трамвайным путям, стрелкам и крестовинам; — находится в проеме ворот.

Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298), и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Кондуктор общественного транспорта относится к категории работников сферы обслуживания и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, имеющее образование и стаж работы .

1.3. Кондуктор общественного транспорта принимается и увольняется с работы приказом .

1.4. Кондуктор общественного транспорта должен знать:

— правила перевозки пассажиров, багажа;

— тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа;

— льготные категории граждан;

— остановочные пункты по маршруту следования;

— настоящую инструкцию и документы, касающиеся служебных обязанностей;

— правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

— правила оказания первой доврачебной помощи;

— правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: .

2. Должностные обязанности работника

На кондуктора общественного транспорта возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Сбор платы за проезд.

2.2. Проверка наличия билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда.

2.3. Предоставление информации пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах.

2.4. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров во время поездки на общественном транспорте.

2.5. Вежливость в отношении пассажиров.

2.6. Принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев.

2.7. На конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривать салон на предмет забытых пассажирами вещей.

2.8. По окончании смены сдать их диспетчеру предприятия под подпись.

2.9. В случае обнаружения взрывоопасных предметов вызвать полицию.

3. Права работника

Кондуктор общественного транспорта имеет право:

3.1. Проверять наличие билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда в общественном транспорте.

3.2. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. .

3.8. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Кондуктор общественного транспорта несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

ИНСТРУКЦИЯ Государственного предприятия Горэлектротранс ИНСТРУКЦИЯ КОНДУКТОРА ТРАМВАЯ (ТРОЛЛЕЙБУСА)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
от 2 марта 1998 г. N 38
ИНСТРУКЦИЯ
кондуктора трамвая (троллейбуса)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. На должность кондуктора принимаются лица не моложе 18 лет.
1.2. Кондуктор является материально ответственным лицом в полном объеме за обеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и денежных средств.
1.3. Кондуктор непосредственно подчиняется начальнику маршрута.
1.4. Кондуктор допускается к работе только после заключения договора о полной материальной ответственности.
1.5. Кондуктор работает по установленным для трамвая (троллейбуса) графикам сменности с суммированным учетом рабочего времени.
1.6. Кондуктор, закрепленный за определенным маршрутом, вагоном (троллейбусом), в случае производственной необходимости может быть направлен на другой маршрут, вагон (троллейбус), обслуживаемый парком.
1.7. Всякий отказ от работы на маршруте из-за его незнания или по другим неуважительным причинам рассматривается как отказ от работы.
1.8. Кондуктор оперативно подчиняется:
— диспетчеру парка;
— линейным работникам и диспетчерам службы движения;
— водителям-наставникам парка;
— дежурному мастеру цеха «Профилакторий».
1.9. Кондуктор обязан регулярно посещать технические занятия, инструктажи и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения, техники безопасности, качества обслуживания пассажиров, проводимые в парке.
1.10. Кондуктор обязан проходить в установленные сроки периодический медицинский осмотр.
1.11. Уходя в отпуск, кондуктор обязан сдать числящиеся за ним все виды билетной продукции.
1.12. При исполнении своих обязанностей кондуктор должен быть вежливым с пассажирами, называть свою фамилию по требованию.
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Кондуктор должен знать и выполнять:
2.1. Правила перевозки пассажиров, багажа (ручной клади);
2.2. Правила дорожного движения в части, касающейся пешеходов, а также порядка остановки автотранспорта (трамвая, троллейбуса);
2.3. Формы проездных документов;
2.4. Перечень категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда;
2.5. Порядок ведения билетно-учетной документации;
2.6. Тарифную плату за проезд пассажиров и провоз багажа;
2.7. Размеры штрафов за безбилетный проезд;
2.8. Названия остановочных пунктов, трассы маршрутов, обслуживаемых парком;
2.9. Инструкцию по охране труда для кондукторов;
2.10. Порядок получения, хранения, реализации билетной продукции, сдачи денежных средств и остатков билетной продукции;
2.11. Приказы, распоряжения, указания, касающиеся его работы;
2.12. График своего выхода на работу;
2.13. Установленный план сбора выручки;
2.14. Настоящую инструкцию.
3. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КОНДУКТОРА И ПОРЯДОК РАБОТЫ
Кондуктор ОБЯЗАН:
3.1. Основной обязанностью кондуктора является сбор платы за проезд и провоз багажа, реализация другой билетной продукции, выданной парком, и выполнение финансового плана при высокой культуре обслуживания пассажиров;
3.2. Не менее чем за 10 минут прибыть к указанному в наряде на работу месту начала работы;
3.3. При заступлении на работу иметь при себе:
3.3.1. Служебное удостоверение;
3.3.2. Кондукторскую сумку;
3.3.3. Достаточный запас проездных билетов;
3.3.4. Наряд на работу;
3.3.5. Фирменный знак кондуктора.
3.4. Кондуктору запрещается приступать к работе при наличии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или при наличии запаха алкоголя, болезненном состоянии, склонности ко сну.
3.5. Перед началом работы кондуктор обязан:
3.5.1. Получить у диспетчера парка (на конечной станции — у диспетчера) отметку о прибытии на работу.
3.5.2. До выезда из парка — получить в кассе установленную для реализации билетную продукцию в количестве, достаточном на смену данного наряда трамвая (троллейбуса), а билеты разового пользования — с запасом на следующую рабочую смену;
3.5.3. Заполнить свой наряд — билетно-учетный лист — записями:
— бортовой номер вагона (троллейбуса);
— серии и номера проездных билетов всех книжек;
— на оборотной стороне наряда — билетно-учетного листа сделать запись серии и номера проездного билета, реализуемой билетной книжки;
3.5.4. Прибыв на вагон (троллейбус), кондуктор обязан:
— представиться водителю и сообщить ему свой табельный номер;
— проверить исправность звонковой сигнализации к водителю;
— проверить исправность компостеров.
ПРИМЕЧАНИЕ. В случае неисправности звонковой сигнализации к водителю трамвайный вагон (троллейбус) должен быть снят с линии, особенно если это поезд.
3.6. Находясь на территории парка, конечной станции, в салоне вагона (троллейбуса), кондуктор обязан строго соблюдать Правила техники безопасности.
Курить разрешается только в отведенных для этого местах.
3.7. В случае прибытия на работу на данный вагон (троллейбус) второго кондуктора с нарядом «Дубликат» к работе допускается кондуктор, имеющий наряд «Дубликат», а другой кондуктор решает вопрос о дальнейшей работе с диспетчером парка.
3.8. В случае опоздания на работу кондуктор действует по указанию диспетчера парка с соответствующим оформлением наряда на работу.
3.9. Кондуктору запрещается заходить в кабину водителя и включать (выключать) какие-либо приборы, поднимать или опускать токоприемник.
3.10. Кондуктору запрещается отвлекать водителя посторонними разговорами и находиться в кабине водителя во время движения трамвая (троллейбуса).
4. ОБЯЗАННОСТИ КОНДУКТОРА ПРИ РАБОТЕ НА ЛИНИИ
4.1. Сбор платы за проезд:
4.1.1. Для полного сбора платы за проезд кондуктор обязан:
— при большом наполнении вагона (троллейбуса) на конечном пункте проводить сбор платы с пассажиров, не ожидая отправки трамвая (троллейбуса) в рейс;
— систематически проходить по салону трамвая (троллейбуса), предлагая пассажирам предъявить проездной билет длительного пользования или оплатить проезд;
— наблюдать за всеми входящими в трамвай (троллейбус) и запоминать еще не уплативших за проезд, вежливо и настойчиво предлагать приобрести проездные билеты;
— при большой посадке пассажиров проходить к накопительным площадкам, стараясь собрать плату на одном перегоне;
— периодически, 2-3 раза за рейс, проверять наличие билетов и проездных документов у пассажиров;
— при большом наполнении салона трамвая (троллейбуса) громко и вежливо требовать передачи денег для уплаты за проезд;
— при отсутствии сдачи с крупных денег принять меры к размену их у пассажиров.
4.1.2. При выявлении пассажира, не желающего оплачивать проезд и предъявлять проездной документ, предложить ему выйти из трамвая (троллейбуса) на следующей остановке. Запрещается отбирать какие-либо вещи, документы у пассажиров, не оплативших свой проезд, высаживать их на ходу трамвая (троллейбуса), вне зоны остановки; вступать в конфликт с пассажирами.
4.1.3. При работе с пассажиром:
— получить деньги от пассажира, громко назвать полученную сумму, до конца расчета деньги не убирать;
— выдать билетную продукцию;
— произвести окончательный расчет с пассажиром, после чего полученные деньги можно убрать.
4.1.4. Предлагать пассажирам билеты длительного пользования.
4.1.5. Подъезжая к конечному пункту и окончив продажу билетов, кондуктор обязан производить порейсовую запись верхних номеров книжки проездных билетов.
4.1.6. При начале реализации новой книжки проездных билетов записать в билетно-учетном листе место, время, серию и номер верхнего билета.
4.1.7. По окончании смены записать в наряде последний номер билетной книжки.
4.1.8. Все записи в наряде — билетно-учетном листе должны производиться четко. Запрещается делать подчистки и исправления написанного. Если сделана ошибочная запись, кондуктор должен вычеркнуть всю строчку и произвести в следующей строке правильную запись.
Примечание. Обнаружив опечатку или другой брак в билетной книжке, кондуктор должен изъять бракованные билеты из реализации и сдать их в кассу парка.
4.1.9. При смене на промежуточном пункте сменяемый кондуктор обязан передать сменяющему кондуктору подсменный листок, в котором указывается табельный номер кондуктора, время смены и номер билета, проданного с начала последнего рейса.
4.2. Обязанности кондуктора на конечной станции (распорядительной):
4.2.1. Делать отметку в наряде на работу у диспетчера конечной станции после каждого рейса.
4.2.2. Получив распоряжение диспетчера конечной станции об отправке в рейс, кондуктор, прибыв на вагон (троллейбус), должен дать водителю сигнал к отправке.
Примечание. На оборотных конечных пунктах кондукторы из салона трамвая (троллейбуса) не выходят, наряд оформляется как по окончании рейса.
4.2.3. При обнаружении оставленных пассажирами вещей — сумок, пакетов, свертков и т.д. — не трогать их и немедленно сообщить водителю для принятия дальнейших мер.
4.2.4. По окончании смены (независимо от места окончания) кондуктор обязан немедленно прибыть в парк и сдать выручку и остатки билетной продукции вместе с нарядом на работу.
4.3. Кондуктор обязан предъявлять наряд на работу — билетно-учетный лист и свое служебное удостоверение работникам Центрального агентства городского пассажирского транспорта, работникам ГП «Горэлектротранс», имеющим удостоверение с правом контроля и отдачи распоряжений, начальникам маршрутов, водителям-наставникам парка.
4.4. Если пассажиру в трамвае (троллейбусе) стало плохо, кондуктор должен немедленно сообщить об этом водителю и до прибытия медицинской помощи с помощью пассажиров оказать первую доврачебную помощь.
Примечание. Сигналы, подаваемые кондуктором водителю для остановки трамвая (троллейбуса):
— три коротких звонка — для немедленной остановки,
— один звонок — сигнал служебной остановки.
4.5. В случае заболевания в пути — заявить об этом водителю.
4.6. При внезапном заболевании водителя — сообщить о случившемся диспетчеру ЦДС (телефон указан в наряде на работу) и дальше действовать по указанию диспетчера ЦДС.
4.7. Если кто-то из пассажиров оказался зажатым створками двери, немедленно подать водителю сигнал экстренной остановки.
4.8. Кондуктор обязан сдавать и принимать смену только в месте, указанном в наряде на работу.
4.9. В случае неявки смены сообщить диспетчеру парка и продолжать работу не менее двух рейсов до прибытия кондуктора из запаса, при этом смена не должна превышать 10 часов.
4.10. Обязанности кондуктора при контроле:
4.10.1. Кондуктор несет ответственность за провоз безбилетных пассажиров и неоплаченного багажа и должен добиваться полного сбора платы за проезд.
4.10.2. Кондуктор обязан потребовать от контролера предъявления документа на право контроля и только после этого, по его требованию, предъявить наряд — билетно-учетный лист для сверки номера, серии проездных билетов у пассажиров.
4.10.3. Запрещается передача контролеру в руки любой билетной продукции или контрольный подсчет выручки.
4.11. Обязанности кондуктора при изменении пути следования трамвая (троллейбуса):
4.11.1. При движении поезда не по своему маршруту или с возвратом кондуктор обязан на всех остановках предупреждать пассажиров об изменении пути следования трамвая (троллейбуса).
4.11.2. При возврате трамвая (троллейбуса), отправке его в парк по какой-либо причине с середины рейса кондуктор должен предложить пассажирам перейти в следующий сзади поезд, объяснив причину пересадки.
4.11.3. При возврате трамвая (троллейбуса) кондуктор обязан отметить в своем наряде место и время возврата и номер последнего билета на этом рейсе.
4.11.4. В случае выбытия трамвая (троллейбуса) из движения по любым причинам (простой на конечной станции, возврат в парк для замены и т.д.) кондуктор обязан оформить в наряде время простоя у диспетчера. При замене трамвая (троллейбуса) — записать в наряд новый бортовой номер трамвая (троллейбуса).
4.12. Обязанности кондуктора в аварийных ситуациях:
4.12.1. При появлении запаха гари, дыма или возгорании (пожаре) в трамвае (троллейбусе) кондуктор обязан:
— немедленно сообщить водителю и выполнять его указания;
— из второго вагона (троллейбуса) остановить поезд сигналом немедленной остановки;
— принять меры к ликвидации паники среди пассажиров и помочь им безопасно покинуть салон трамвая (троллейбуса).
4.12.2. При получении сообщения от пассажиров «бьет током» кондуктор обязан:
— немедленно сообщить водителю;
— не разрешать пассажирам прикасаться к элементам подвижного состава, находящимся под напряжением;
— вместе с водителем принять меры к высадке пассажиров из салона трамвая (троллейбуса).
4.12.3. При обрыве провода контактной сети кондуктор обязан:
— не подходить к оборванному проводу в радиусе 10 м и не допускать в эту зону пассажиров;
— выполнить указания водителя по сообщению о поврежденной контактной сети старшему центральному диспетчеру службы движения.
4.12.4. При столкновении с транспортом, не замеченном водителем (наезд в «бок» или «хвост» трамвая (троллейбуса), кондуктор обязан:
— подать сигнал водителю об экстренной остановке;
— сообщить водителю о случившемся;
— записать гос.номер транспортного средства;
— записать не менее 2 свидетелей.
4.12.5. При разрыве трамвайного (троллейбусного) поезда:
— кондуктор первого вагона (троллейбуса) подает водителю сигнал служебной остановки;
— кондуктор второго вагона обязан включить выключатель экстренной остановки вагона.
5. КОНДУКТОРУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
5.1. Покидать подвижной состав во время рейса, самовольно обмениваться нарядами на работу с другим кондуктором.
5.2. Курить, есть и заниматься посторонними делами (читать, вязать, спать и т.д.).
5.3. Передавать смену кондуктору, находящемуся в нетрезвом состоянии или с запахом алкоголя.
5.4. Передавать свои обязанности посторонним лицам.
5.5. Принимать от пассажиров проданные билеты и возвращать полученные деньги.
5.6. Продавать билеты, числящиеся ранее проданными.
5.7. Продавать билетную продукцию, приобретенную вне парка.
5.8. Работать без разовых проездных билетов.
6. ОБЯЗАННОСТИ КОНДУКТОРА ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ
С ЛИНИИ В ПАРК
6.1. При обнаружении каких-либо неисправностей в салоне трамвая (троллейбуса) — сообщить об этом водителю.
6.2. На последней остановке перед въездом в парк высадить из вагона всех пассажиров, закрыть форточки окон.
6.3. При въезде в парк получить отметку у приемщика вагонов (троллейбусов) в своем наряде фактического времени прибытия в парк.
6.4. Сдать выручку в кассу отдела сборов парка и произвести расчет с кассиром в порядке, установленном инструкцией о работе с кассой отдела сбора выручки парка.
6.5. Получить необходимый запас проездных билетов на следующую смену.
6.6. В случае недостачи денег до полной суммы выручки кондуктор обязан возместить недостачу, в противном случае кондуктор не допускается к работе до выяснения причин недостачи и ее погашения.
6.7. Распоряжение о сдаче выручки кому бы то ни было, кроме кассира отдела сбора выручки, кондуктор выполнять не должен.
6.8. О всех происшествиях на линии кондуктор должен сообщить письменно начальнику маршрута в течение суток.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Кондуктор несет полную ответственность за сохранность полученной в парке билетной продукции, своевременную и полную сдачу выручки.
7.2. За нарушения требований настоящей инструкции, а также инструкции по охране труда.
Инструкция разработана на основании тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 31.01.97 N 5.
Начальник Службы подвижного состава
трамвая и троллейбуса
А.А.Григорьев

РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга от 02.03.98 n 274-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПЕРЕДОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ «
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области «

>Должностная инструкция водителя трамвая

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Минтранса России
от 8 октября 2003 года N АК-24-р

Примерная должностная инструкция
водителя трамвая

1. Водитель трамвая осуществляет управление трамваем с соблюдением правил дорожного движения и правил технической эксплуатации трамвая.
2. Водитель трамвая непосредственно подчиняется начальнику маршрута.
3. Водитель трамвая обязан выполнять оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения, выполнением расписания движения:
на территории депо — диспетчера трамвайного депо по выпуску;
при работе на линии — работников службы движения (диспетчера конечной станции, ревизора (техника) движения), ревизоров по безопасности движения, работников ГИБДД и других лиц, уполномоченных регулировать движение.
В экстремальных ситуациях водитель трамвая выполняет также указания начальника (директора) депо, заместителя начальника (директора) депо по эксплуатации, начальника службы движения.
4. Водитель трамвая, не работавший в качестве водителя более одного года, допускается к управлению трамваем после подтверждения аттестационной (квалификационной) комиссией организации городского электрического транспорта теоретических знаний и практических навыков вождения трамвая в объеме требований тарифно-квалификационной характеристики ранее присвоенной водителю квалификации, а также после стажировки на маршруте. Конкретная продолжительность стажировки на маршруте устанавливается аттестационной (квалификационной) комиссией в зависимости от стажа и срока перерыва в работе по специальности.
5. Водитель трамвая должен знать:
свою должностную инструкцию;
правила дорожного движения;
правила технической эксплуатации трамвая;
правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В;
инструкцию о порядке допуска персонала к работе при эксплуатации электроустановок;
инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
систему технического обслуживания и ремонта трамваев;
устройство, принцип действия и возможные неисправности обслуживаемых трамваев и их оборудования;
способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;
порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт трамваев и оформления возврата трамвая в трамвайное депо по технической неисправности;
инструкцию по производству маневровых работ на территории трамвайного депо;
инструкцию по сцепке и буксировке трамваев;
инструкцию о порядке эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения;
правила пользования трамваем;
способы связи с оперативным персоналом службы движения и трамвайного депо;
схемы маршрутов;
профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;
расположение конечных станций маршрутов;
особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях;
порядок действия работников городского электрического транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы террористических актов;
режимы труда и отдыха водителей трамвая;
порядок прохождения предрейсовых медосмотров;
методы экономии электроэнергии;
порядок оформления поездной документации;
положение о книжке водителя;
действующие формы оплаты проезда;
существующие формы проездных билетов;
устройство компостеров, звукоусилительной установки;
приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя трамвая;
правила внутреннего трудового распорядка организации городского электрического транспорта.
6. Водитель трамвая во время работы должен иметь при себе:
удостоверение на право управления трамваем,
удостоверение о проверке знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей,
книжку водителя,
путевой лист,
полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства,
расписание движения.
7. Водитель трамвая обязан быть вежливым и предупредительным в обращении с пассажирами, объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда.
8. При обнаружении в трамвае забытых вещей обязан действовать в соответствии с инструкцией, разработанной в организации городского электрического транспорта.
9. Водитель трамвая обязан регулярно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством организации городского электрического транспорта.
10. При наличии в водительском удостоверении отметки «Очки» или при наличии предписания медицинской комиссии водитель трамвая обязан работать в очках и иметь при себе запасные очки.

2. Обязанности водителя трамвая

1. Основной обязанностью водителя трамвая является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.
2. Водитель трамвая обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру трамвайного депо по выпуску удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета.
При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.
3. Водитель трамвая должен проверить в книге трамвая наличие подписи мастера, подтверждающей, что трамвай технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.
При наличии в книге трамвая заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру трамвайного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.
Водитель трамвая должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра ГИБДД, который хранится в книге трамвая, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
4. При приемке трамвая водитель трамвая должен проверить:
полноту и правильность экипировки,
внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины трамвая производится водителем);
исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;
наличие калиброванных предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей;
состояние токоприемника, контактной вставки;
состояние сцепных приборов;
регулировку всех видов тормозов;
исправность освещения салона, контрольной лампы (зуммера), ламп освещения подножек, в зимнее время — обогревов салона и кабины водителя, работу стеклообогревателя кабины;
работу сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;
исправность колесных пар (внешним осмотром);
напряжение аккумуляторной батареи;
правильность установки и исправность кресла водителя, зеркал заднего вида, солнцезащитного козырька;
на трамваях, работающих по системе многих единиц, — исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;
состояние предохранительной сетки;

Должностная инструкция водителя трамвая

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция
водителя трамвая

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1.1. Водитель трамвая относится к категории технических исполнителей и подчиняется непосредственно .

1.2. На должность водителя трамвая назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Назначение на должность водителя трамвая и освобождение от нее производится приказом руководителя предприятия.

1.4. Водитель трамвая должен знать:

— устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования;

— правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями;

— особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях и порядок эксплуатации их на маршрутах с тяжелыми условиями движения;

— устройство компостеров и радиоустановки; инструкцию по экономии электроэнергии; периодичность осмотров и ремонтов трамваев;

— формы проездных билетов, порядок оформления проездной документации;

— профиль и особенности обслуживаемого маршрута;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи;

— .

2. Должностные обязанности

Водитель трамвая выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Управление трамвайными составами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения.

2.2. Проведение сцепки вагонов.

2.3. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов.

2.4. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.5. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.6. Устранение возникших на линии простейших неисправностей подвижного состава.

2.7. Продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

2.9. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с обязанностями водителя трамвая.

2.10. .

3. Права

Водитель трамвая имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию методов выполняемой им работы и повышения качества обслуживания пассажиров.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. .

4. Ответственность

Водитель трамвая несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба, — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *