Содержание

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Положения о воинском учете»

  • Постановление
  • Положение о воинском учете
    • I. Общие положения
    • II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
    • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
    • IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
    • V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
    • VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях
    • VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации
    • VIII. Документы воинского учета
    • IX. Обязанности граждан по воинскому учету
    • X. Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету
    • XI. Стимулирование воинского учета
    • Приложение. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
      • I. Военно-учетные специальности
      • II. Профессии, специальности и направления подготовки, полученные в образовательных организациях и других организациях, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
        • 1. Связь
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 2. Вычислительная техника
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 4. Медицина
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 5. Полиграфия
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Профессии среднего профессионального образования
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 6. Картография
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования

Открыть полный текст документа

Изменения в воинском учете 2019

Актуально на: 22 мая 2019 г.

Согласно действующему законодательству РФ все компании обязаны вести воинский учет своих сотрудников.

Организация воинского учета и его предназначение

Организация и ведение воинского учета в организации регламентируется (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

  • Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ;
  • Положением о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719;
  • Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017;
  • Законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ;
  • Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 31-ФЗ.

Воинский учет в организации предназначен для обеспечения в мирное время полного и качественного формирования призывниками Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. А в периоды мобилизации, военного положения и в военное время — для обеспечения потребностей в гражданах Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований, органов, специальных формирований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Подробнее о том, как ведется воинский учет в организации (пошаговая инструкция 2019), читайте в отдельной консультации.

Приказ об организации воинского учета (образец 2019)

Обязанность организовать воинский учет в организации возложена на руководителя компании (п. 6 ст. 1 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Руководитель определяет состав и обязанности сотрудников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе. Также руководитель назначает должностных лиц, ответственных за организацию и ведение воинского учета. Для этого издается приказ, который в дальнейшем согласовывается с военным комиссаром, а в случае его отсутствия, с местными властями, осуществляющими первичный воинский учет, муниципального образования, в котором находится организация (п. 22 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Приказ об организации воинского учета в организации оформляется по форме согласно Приложению № 4 к Методическим рекомендациям от 11.07.2017 (п. 22 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Образец приказа об организации воинского учета можно

Воинский учет в организации 2019 год

В 2019 году Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ претерпел изменения. Поправки в Закон «О воинской обязанности и военной службе» были внесены 8-ФЗ от 06.02.2019.

В частности, с 17 февраля 2019 года у организаций появилась обязанность в двухнедельный срок уведомлять военные комиссариаты о своих работниках, которые должны состоять, но не состоят на воинском учете. Вместе с этим работодатель должен вручать своему сотруднику направление в военкомат для его постановки на воинский учет (п. 1 Закона N 8-ФЗ от 06.02.2019).

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 27.11.2006 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ»
Вид документа постановление, перечень, положение
Принявший орган правительство рф
Номер документа 719
Дата принятия 14.12.2006
Дата редакции 27.11.2006
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», N 49, 04.12.2006, ч.2, ст. 5220
  • «Российская газета», N 274, 06.12.2006
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ»

III. Порядок осуществления воинского учета в организациях

27. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке (далее — личные карточки).

28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.

29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте временного пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

31. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

32. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

33. Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Документ утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со ст.8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». На основании этого положения на предприятиях различной формы собственности и размеров ведется воинский учет граждан. Положение состоит из 11 пунктов. В каждом из них указаны правила организации и ведения общего и специального воинских учетов.

Общие положения

Целью воинского учета является обеспечение вооруженных сил призывными ресурсами в период военных действий и мобилизации. Контроль над выполнением поставленных задач ведут органы местной власти, военкоматы и комиссариаты.

Задачи воинского учета:

  • документальное оформление данных воинского учета;
  • обеспечение исполнения гражданами воинских обязанностей;
  • анализ количественного состава и качественного состояния призывников на период мобилизации и военных действий;
  • осуществление мероприятий по ведению работ по подготовке военно-обученных граждан, которые пребывают в запасе.

Для ведения документации воинского учета разработаны специальные формы: личные карточки, журналы и прочее. Данные о новых и уволенных военнообязанных сотрудниках передаются в военные комиссариаты в установленные законодательством сроки.

Кто подлежит постановке на воинский учет:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет;
  • военнообязанные, находящиеся в запасе;
  • женщины военно-учетных специальностей;
    граждане, прошедшие альтернативную службу;
  • граждане, окончившие обучение на военных кафедрах
  • военнообязанные, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет.

Кто не подлежит постановке на воинский учет:

  • освобожденные от выполнения воинских обязанностей (на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);
  • граждане, которые проходят военную службу;
  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • граждане, имеющие воинские звания и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ Российской Федерации;
  • граждане, постоянно проживанию за пределами РФ

Согласно положению воинский учет подразделяется на общий (военнообязанные и призывники) и специальный (военнообязанные, проходящие службу в рядах ВС РФ и других правительственных органах).

Кто ведет воинский учет в организации

Ответственность за правильность проведения мероприятий по ведению воинского учета несет непосредственно руководитель предприятия. Он составляет приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета.

Согласно утвержденному положению, учетом военнообязанных могут заниматься сотрудники по совместительству. Это возможно в том случае, если в штате предприятия числиться не более 500 военнообязанных сотрудников. Если же на предприятии трудится 500-2000 военнообязанных граждан, их учетом должен заниматься сотрудник на основной ставке. При увеличении количества военнообязанных на предприятии от 2000 до 4000 человек, учет должны вести 2 сотрудника, освобожденные от других обязанностей. На каждые следующие 3000 военнообязанных сотрудников выделяется еще 1 освобожденный работник.

Первичный воинский учет: положение II пункт

Он осуществляется на основании документов, которые должен предоставить сотрудник при поступлении на работу. На каждую группу военнообязанных составляют определенные карточки:

  • для призывников – учетные карточки;
  • для граждан, имеющих воинские звания (мичман, прапорщик, старшина, сержант и так далее) – алфавитные и личные карточки;
  • для граждан запаса – карточки первичного учета.

Всю документацию заполняют на основании таких документов:

  • военного билета;
  • удостоверения призывника;
  • паспорта гражданина (в нем проставляют отметки военные комиссариаты).

Заполнение личной карточки Т-2 осуществляется в соответствии с Постановлением Российской Федерации.

Организация и ведение воинского учета на предприятии: III пункт положения

В нем указаны рекомендации по организации воинского учета. Так ответственный сотрудник должен разъяснять гражданам их обязанности по воинскому учету и мобилизационной подготовке. Также в его обязанности входит информирование военных комиссариатов о неточностях в заполнении военных документов. Кроме этого, ответственный сотрудник должен определять граждан, которые должны состоять на учете, а также вести их личные карточки. Для этого на предприятии создается картотека. Особых указаний для ее создания нет.

Каждое предприятие в установленные сроки должно подать документы о принятии и увольнении военнообязанных сотрудников. Каждый год ответственное лицо подает данные о призывниках, которые трудятся на предприятии.

Важно! В случае не предоставления информации или неправильного заполнения карточек и журналов предприятию выписывают штраф.

Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет: IV пункт положения

Все граждане, которым исполнилось 17 лет, должны быть поставлены на воинский учет по месту регистрации или проживания в органах местной власти и комиссариатах. Также первоначальному учету подлежат женщины, которые получили военно-учетные специальности.

Лица, получившие гражданство, и не достигшие 27-го возраста, тоже подлежат постановке на воинский учет. На первичный учет ставят постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан. Также на него ставят желающих проходить военную службу по призыву на воинских должностях.

Порядок и особенности воинского учета граждан, которые проходят службу в органах внутренних дел и других государственных службах: пункт V положения

Учет граждан, проходящих службу в органах уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службе, ведут военные комиссариаты по месту жительства или пребывания этих граждан. Мероприятия проводят в соответствии с Положением Правительства Российской Федерации.

Ответственные сотрудники ставят на учет и снимают с него, проводят мобилизационные мероприятия, выдают соответствующие документы. Также они следят за выполнением законодательства. Контрольная функция возложена на органы военного управления Вооруженных Сил РФ и непосредственно военные комиссариаты.

Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, которые работают в отдаленных местностях: пункт VI положения

Учет граждан, которые работают в отдаленных местностях более 3 месяцев, ведут военные комиссариаты по месту пребывания этих граждан. Порядок проведения мероприятий определяем Министерство обороны РФ. Граждане, которые работают на судах, состоят на учете в местных органах власти по месту их пребывания или жительства.

Важно! Граждане, которые убывают на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, не снимаются с воинского учета. Они просто сдают свои удостоверения и билеты на хранение в кадровые органы предприятия.

Постановку на учет и снятие с него граждан, которые трудятся в отдаленных местностях, разрешено проводить без явки этих граждан. Все обязательства в этой области возлагаются на предприятия, на которых трудятся работники.

Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами Министерства Внутренних Дел РФ: пункт VII положения

Органы местной власти, а также Министерства Внутренних Дел РФ выявляют граждан, которые должны состоять на воинском учете, но не состоят. Они сообщают о них в военные комиссариаты. Органы МВД РФ проверяют у граждан наличие отметок в паспорте, которые свидетельствуют о принадлежности гражданина к воинским обязанностям. Они вручают направление гражданам, которые должны состоять на воинском учете.

Примечание. Все данные о том, какие граждане не состоят на учете, подаются в двухнедельный срок.

Документы воинского учета: пункт VIII положения

Образцы документов, а также их формы установлены Министерством Обороны РФ и утверждены Правительством в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

Документы:

  • бланки военных билетов;
  • удостоверения граждан, подлежащих призыву;
  • бланки удостоверений об отсрочке от военной службы;
  • извещения о зачислении на специальный воинский учет.

Обеспечение бланками организаций и предприятий осуществляется Министерством Обороны РФ.

Обязанности граждан по воинскому учету: пункт IX положения

Граждане, которые подлежат воинскому учету, обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту пребывания или проживания;
  • явиться в указанное время и место вызова по повестке в военный комиссариат;
  • в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат в случае увольнения с военной службы в запас ВС Российской Федерации;
  • сообщать в двухнедельный срок в органы местной власти и военкоматы об изменении семейного положения, образования, состояния здоровья, места работы и должности;
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства (на срок более 3 месяцев), а также встать на него в течение 2-х недель по новому месту регистрации;
  • сохранять документы, подтверждающие принадлежность к воинским обязанностям;
  • сообщать о своем перемещении на период мобилизации в военные комиссариаты.

Снятие с воинского учета проводится в соответствии с письменным заявлением граждан (если для этого есть основания).

Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету: пункт X положения

Все ответственные лица и граждане, которые подлежат воинскому учету, за неисполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации.

Стимулирование воинского учета: пункт XI положения

Органы местной власти, а также Министерство Обороны РФ регулярно проводят конкурсы на лучшую организацию воинского учета. По итогам конкурсом выдаются награды.

К положению разработаны Приложения. В них находятся бланки документов по организации и ведению воинского учета.

Самое важное о воинском учете

Какие документы изучить?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

Менее 500

Один сотрудник-совместитель

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Правонарушение

Административные санкции

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *