Подготовка и освоение производства (постановка на производство) продукции по ГОСТ Р 15.301-2016

Подготовку и освоение производства, которые представляют собой этапы постановки продукции на производство, осуществляют с целью обеспечения готовности производства к изготовлению и выпуску (поставке) вновь разработанной (модернизированной, модифицированной) либо выпускавшейся ранее другой организацией продукции в заданном объеме, соответствующей требованиям КД

Постановка продукции на производство осуществляется по решению изготовителя (поставщика) при наличии потенциального заказчика (потребителя) продукции и перспективы заключения с ним договора на поставку или при отсутствии такового — под собственный коммерческий риск.

К моменту начала постановки на производство изготовителем должны быть урегулированы вопросы, связанные с получением, актуализацией КД и правил владения содержащейся в ней интеллектуальной собственностью, в соответствии с 4.11

К моменту постановки на производство продукции, на которую установлены обязательные требования стандартов и ТР, результаты приемочных испытаний должны быть признаны органами государственного надзора (контроля) — см. 7.2

Для выполнения этапа подготовки производства изготовитель получает от разработчика (держателя подлинников КД):

  • учтенный дубликат полного и актуального комплекта КД с литерой не ниже «О1»;
  • учтенный дубликат патентного формуляра (если в процессе ОКР имели место патентные исследования);
  • копию акта приемочной комиссии;
  • перечень входного контроля материалов и комплектующих.

На этапе подготовки производства изготовитель должен выполнить работы, обеспечивающие технологическую готовность организации к изготовлению продукции в оговоренных договором (контрактом) сроки в заданных объемах, в соответствии с требованиями КД, ТД и действующего законодательства, а также работы по:

  • заключению договоров (контрактов) с поставщиками комплектующих изделий и материалов и лицензионных соглашений с правообладателями на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности;
  • подготовке и представлению в территориальные органы Росстандарта каталожного листа продукции в установленном порядке по правилам;
  • другие работы.

Подготовку производства считают законченной, когда изготовителем продукции получена вся необходимая документация, разработана (отработана) ТД на изготовление продукции, опробованы и отлажены средства технологического оснащения и технологические процессы, подготовлен (при необходимости, аттестован) персонал, занятый при изготовлении, испытаниях и контроле продукции, и установлена готовность к освоению производства продукции

На этапе освоения производства выполняют:

  • изготовление установочной серии (первой промышленной партии) продукции по КД литеры не ниже «О1»;
  • квалификационные испытания;
  • проведение квалификационной комиссии;
  • дальнейшую отработку (при необходимости) конструкции на технологичность;
  • корректировку КД и ТД с присвоением документам литеры «А» (при освоении производства новой организацией ТД может быть присвоена литера «О1»).

В период постановки на производство продукции изготовитель (поставщик) проводит все необходимые работы для последующей сертификации продукции, на которую установлены обязательные требования стандартов и ТР

Постановку на производство продукции по технической документации иностранных фирм осуществляют по ГОСТ 15.311 с учетом требований настоящего стандарта

С целью оценки готовности организации к выпуску продукции в объеме, определяемом договором (контрактом), проводят квалификационные испытания

Квалификационные испытания проводят по программе и методике, разработанных и утвержденных изготовителем с участием разработчика продукции и согласованной с заказчиком (потребителем) продукции, при его наличии.

В программе указывают:

  • количество образцов, подвергаемых испытаниям, которые отобраны из числа единиц продукции установочной серии и прошли контроль в объеме проверок, предусмотренных ТУ для приемо-сдаточных испытаний;
  • виды испытаний, указанные в ТУ на продукцию и входящие в объем периодических испытаний, а также другие проверки и виды испытаний, позволяющие более полно оценить разработанный технологический процесс и готовность организации-изготовителя к выпуску необходимого количества единиц продукции;
  • методы проведения испытаний;
  • место проведения испытаний.

В программу квалификационных испытаний допускается не включать проверки отдельных требований КД, которые не могут измениться в ходе работ по постановке на производство

Квалификационные испытания организует и обеспечивает их проведение по утвержденной программе и методике изготовитель. Изготовитель проводит квалификационные испытания собственными силами и средствами.

В случае необходимости проведения отдельных видов испытаний в сторонних испытательных организациях (центрах, лабораториях), имеющих необходимую область аккредитации, изготовитель обеспечивает их проведение в таких организациях на договорных условиях

Проведение испытаний оформляют протоколами испытаний, в которых отражают фактические данные проверок, осмотров, контроля, измерений и другие данные

Для оценки результатов квалификационных испытаний и готовности производства изготовителя к выпуску продукции, соответствующей ТУ в необходимом объеме, приказом изготовителя создается квалификационная комиссия.

В состав квалификационной комиссии входят представители изготовителя (поставщика) продукции, заказчика (потребителя) продукции, а также, при необходимости, представители органов, осуществляющих надзор в сфере производства разработанной продукции, представители испытательных организаций и представители организаций и учреждений, согласовавших ТУ и (или) заинтересованных в рассмотрении результатов постановки продукции на производство.

Представительство для участия в квалификационной комиссии и сроки ее проведения предварительно согласовываются изготовителем с причастными организациями. При отсутствии представителей надзорных органов в составе квалификационной комиссии, равно как и согласующих писем об их участии в ней, считают, что надзорные органы положительно оценивают результаты постановки продукции на производство или не заинтересованы в их рассмотрении.

Председателем комиссии, как правило, назначается представитель изготовителя.

На квалификационную комиссию изготовитель продукции в обязательном порядке представляет следующие документы:

  • утвержденную программу и методику квалификационных испытаний;
  • протоколы испытаний и проверок образцов продукции из установочной серии, проведенных в рамках квалификационных испытаний, включая приемо-сдаточные, и другие отчетные документы, предусмотренные программой и методикой квалификационных испытаний;
  • полный комплект ТД, разработанный и использовавшийся для изготовления установочной серии;
  • справку о поверке/калибровке средств измерений, аттестации технологического и испытательного оборудования, задействованных для изготовления продукции в соответствии с ТД;
  • справку о квалификации персонала, задействованного в изготовлении продукции в соответствии с ТД.

В ходе работы членами комиссии могут быть затребованы другие документы, в рассмотрении которых возникла необходимость.

Результаты работы квалификационной комиссии оформляются актом, который подписывают члены комиссии и утверждает председатель комиссии.

В акте квалификационной комиссии отражают:

  • состав рассмотренных в процессе работы документов;
  • полноту выполнения программы, объективность и достоверность результатов проведенных квалификационных испытаний;
  • общую оценку технологической оснащенности и готовности производства к выпуску продукции в необходимых объемах на основании представленных документов, проведенного осмотра производства и изготовленных образцов продукции, результатов выборочного контроля соблюдения технологической дисциплины на рабочих местах (если таковой проводился);
  • оценку готовности КД к утверждению в установленном порядке с присвоением литеры «А» (при необходимости);
  • рекомендации по присвоению очередной литеры ТД;
  • рекомендации по приемке и поставке образцов продукции из установочной серии.

Результаты испытаний считают отрицательными, если получены отрицательные результаты хотя бы по одному пункту из предусмотренных программой и (или) методикой испытаний.

В случае отрицательной оценки комиссией результатов постановки на производство продукции членами комиссии составляется и подписывается перечень недостатков, выявленных в ходе работы комиссии, и рекомендации по их устранению.

Изготовитель, при необходимости, согласовывает увеличение размера установочной серии, устраняет выявленные недостатки и проводит мероприятия, предусмотренные настоящим разделом, повторно

Допускается поставка продукции в период освоения ее производства, если изготовитель может подтвердить соответствие данной продукции обязательным требованиям стандартов и ТР.

Единицы продукции установочной серии не относят к товарной продукции, вследствие чего служба технического контроля осуществляет только их контроль, а приемку для поставки — только по просьбе потребителя

При положительных результатах квалификационных испытаний освоение производства считается законченным

Порядок постановки на производство продукции военного назначения. Требования государственных стандартов СРПП ВТ к организации работ по постановке на производство продукции. Особенности оформления технической документации

Актуализированные требования к порядку проведения аттестации испытательного оборудования, применяемого при выполнении ГОЗ. Применение ГОСТ РВ 0008-002 предприятиями ОПК.

  • Требования к аттестации испытательного оборудования. Виды аттестации, которым подвергается испытательное оборудование.
  • Первичная аттестация испытательного оборудования, порядок его проведения. Оформляемые документы по результатам первичной аттестации.
  • Периодическая и повторная аттестация испытательного оборудования, порядок их проведения. Оформляемые документы по результатам периодической и периодической аттестации.
  • Программа и методика аттестации испытательного оборудования, их содержание и метрологическая экспертиза.
  • Положительное экспертное заключение и процедура его получения поставщиком ГОЗ.

Требования государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.004-2004. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Стадии жизненного цикла изделий и материалов.

  • Общие понятия о жизненном цикле изделий ВТ и материалов военного назначения. Основные термины и определения.
  • Стадия жизненного цикла изделия ВТ (материала военного назначения) – как совокупность относительно самостоятельных этапов.
  • Содержание требований государственного военного стандарта — ГОСТ РВ 15.004-2004.
  • Особенности выполнения работ (мероприятий) на различных стадиях жизненного цикла изделий ВТ с учетом их функционального предназначения.

Требования ГОСТ РВ 15.203-2001. Порядок выполнения ОКР. Исполнители ОКР и их составных частей. Права и обязанности основных участников ОКР.

  • Группы опытно-конструкторских работ, их отличия, основания для их выполнения.
  • ТТЗ на ОКР на разработку изделия ВТ и ТЗ на СЧ ОКР на разработку СЧ изделия ВТ, порядок их разработки, согласования и утверждения.
  • Порядок заключения государственного контракта (контракта, договора) по выполнению ОКР (СЧ ОКР).
  • Участники выполнения опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР).
  • Функции основных участников ОКР и ее составных частей.
  • Требования к выполнению ОКР и составных частей ОКР.
  • Этапы выполнения ОКР и ее составных частей, их содержание и порядок приемки заказчиком.
  • Документы, оформляемые на различных этапах выполнения ОКР. Отчетность по результатам выполнения ОКР.

Содержание программ и методик испытаний опытных образцов и их составных частей, разрабатываемых при выполнении ОКР. Их разработка, согласование и утверждение.

  • Программы и методики, разрабатываемые при испытаниях опытных образцов оборонной продукции в ходе выполнения ОКР.
  • Содержание программ и методик испытаний опытных изделий и их составных частей при выполнении ОКР.
  • Выбор режимов и условий испытаний опытных изделий и их составных частей.
  • Отчетность по результатам проведения испытаний опытных образцов оборонной продукции.
  • Примеры из практики проведения испытаний опытных изделий ВВТ.

Требования ГОСТ РВ 15.210. Особенности организации и проведения испытаний опытных образцов изделий и их составных частей при выполнении НИОКР. Порядок их проведения и отчетность.

  • Категории испытаний, которым подвергается оборонная продукция в процессе разработки.
  • Права и обязанности основных участников испытаний.
  • Особенности организации и проведения исследовательских, предварительных и государственных испытаний опытных образцов.
  • Корректировка РКД по результатам предварительных и государственных (приемочных) испытаний. Рассмотрение и присвоение РКД литеры «О» и «О1».
  • Отчетные документы, разрабатываемые при подготовке, проведении и по результатам испытаний опытных образцов при выполнении ОКР.

Требования государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.307-2002. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения.

  • Категории испытаний, которым подвергаются серийные изделия оборонной продукции.
  • Участники испытаний серийных изделий оборонной продукции. Их обязанности и взаимодействие в ходе проведения различных категорий испытаний оборонной продукции.
  • Организация и порядок проведения испытаний серийных изделий оборонной продукции.
  • Требования к оформлению результатов испытаний изделий оборонной продукции, их согласование и утверждение.
  • Участие ВП МО РФ в испытаниях серийных изделий оборонной продукции.

Требования нового государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения».

  • Входной контроль — важный элемент обеспечения качества оборонной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
  • Содержание нового государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-308-2017.
  • Основные отличия нового стандарта от его предыдущей версии — ГОСТ РВ 0015-308-2011, новые требования к процедурам входного контроля
  • Требования к рабочим местам и персоналу, проводящему входной контроль комплектующих изделий, материалов и сырья.
  • Порядок разработки, согласования и утверждения Перечня продукции, подлежащей входному контролю на предприятии.
  • Порядок аттестации персонала и рабочих мест входного контроля.
  • Необходимость и объем переработки документов предприятия в связи с принятием нового государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-308-2017.
  • Аттестация помещений входного контроля на соответствие стандартам, устанавливающим требования к промышленной чистоте.

Требования государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.703 «Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций. Основные положения» с учетом вносимых изменений.

  • Требования стандартов по выполнению рекламационной работы на предприятии — поставщике оборонной продукции, в том числе по результатам входного контроля.
  • Процедура предъявления и удовлетворения рекламации, действия поставщика оборонной продукции по удовлетворению рекламации.
  • Порядок проведения исследований дефектных изделий. Состав участников проведения исследования причин отказов дефектных изделий.
  • Участники рекламационной работы в отношении дефектных изделий оборонной продукции, их взаимодействие в процессе выявления, исследования причин отказов и восстановления дефектных изделий.
  • Документы, оформляемые по результатам рекламационной работы в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.703, сроки удовлетворения рекламации.
  • Изменения, вносимые в новую редакцию ГОСТ РВ 15.703.

Разработка вооружения и военной техники. Разработка ВВТ.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2012 г. №581 одним из видов работ (услуг), составляющих такой лицензируемый вид деятельности, как разработка, производство, испытания, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, является разработка вооружения и военной техники (разработка ВВТ).

Для предприятий и организаций, исполняющих (или собирающихся исполнять) государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ), мы предлагаем целый комплекс услуг по оказанию помощи в получении (переоформлении) лицензии на разработку вооружения и военной техники. Подробнее об этих услугах можно прочитать на страницах «Помощь в лицензировании в области ВВТ» и «Лицензировании в области разработки ВВТ».

Разработка вооружения и военной техники, или разработка ВВТ – деятельность, направленная на поддержание боеспособности Вооруженных сил, на их оснащение современным оружием и техническими средствами. Финансируется из госбюджета и проводится с учетом имеющихся нормативных документов. Одним из основных таких документов является ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения».

Разработка ВВТ призвана:

  • обеспечивать постоянное развитие системы вооружения и техники, обеспечивающей нужды армии и флота;
  • конструировать и испытывать новые и усовершенствованные образцы вооружения и военной техники;
  • создавать современные электронные системы управления оружием и техникой;
  • поддерживать боеготовность технических средств и оружия, используемого Вооруженными силами сегодня.

Разработка вооружения и военной техники (разработка ВВТ) предполагает проведение опытно-конструкторских работ (далее — ОКР) и научно-исследовательских работ (далее – НИР). Поскольку НИР согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июня 2012 г. №581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» лицензированию в области ВВТ не подлежит, вопросы проведения НИР в интересах исполнения государственного оборонного заказа в рамках данного раздела рассматриваться не будут.

По сравнению с разработкой гражданской техники разработка ВВТ зачастую отличается повышенным уровнем секретности. Законодательство РФ определяет, что деятельность по разработке вооружения и военной техники (отдельных ее видов и типов) подпадает под понятие «государственная тайна» и участники проекта должны строго хранить информацию, не допускаемую к разглашению. Государственной тайной защищаются как заключаемые контракты, так и сама разработка вооружения и военной техники. Чтобы избежать вероятности любых утечек, головной исполнитель оценивает риски, определяет потенциальные каналы, по которым сведения могут быть доступны третьим лицам, и должен полностью исключить вероятность разглашения конфиденциальных данных.

Как отмечалось выше, разработка вооружения и военной техники неотделима от такого понятия, как опытно конструкторская работа. Согласно пункта 3.1.1 ГОСТ РВ 15.203-2001 опытно-конструкторская работа это комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых при создании (модернизации) изделия ВТ по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика). Все работы проводятся по ТТЗ – тактико-техническим заданиям заказчика. Заказчик, которому требуется разработка ВВТ, как правило, действует от имени государства и представляет его интересы. Каждая опытно-конструкторская работа имеет свой шифр, а разрабатываемое изделие получает особый индекс.

В состав ОКР входит так называемая СЧ ОКР, то есть составная часть опытно-конструкторской работы. Согласно пункта 3.1.2 ГОСТ РВ 15.203-2001 составной частью опытно-конструкторской работы является часть ОКР, выполняемая по техническому заданию головного исполнителя ОКР. Разработка вооружения и военной техники в СЧ ОКР может выполняться и на основе тактико-технического задания, данного исполнителю заказчиком с целью решения отдельных самостоятельных задач создания (модернизации) изделия ВТ (составной части изделия ВТ). При выполнении СЧ ОКР исполнитель решает частные задачи по созданию вооружения или военной техники или по модернизации уже существующих образцов.

Разработка ВВТ состоит из нескольких этапов. Их количество определяется конкретным ТТЗ (ТЗ). Стандартная разработка вооружения и военной техники включает в себя:

  • создание эскизного проекта;
  • подготовку технического проекта;
  • подготовку конструкторами документации, по которой впоследствии будет изготовлен опытный образец;
  • создание опытного образца и его испытания. На первом этапе разработка ВВТ предполагает проведение предварительных испытаний, позволяющих выявить возможные проблемы и своевременно их устранить. За предварительными испытаниями следуют государственные, или межведомственные;
  • утверждение документации, после которого конкретная модель вооружения или военной техники может быть поставлена «на поток» — то есть, одобрена к массовому производству.

В зависимости от технического задания или тактико-технического задания количество этапов может варьироваться. Так, если разработка вооружения и военной техники предполагает не изготовление принципиально нового образца, а модернизацию действующего, создание эскизного и технического проекта может опускаться, если это оговорено в контракте (договоре).

Разработка ВВТ на всех этапах осуществляется под руководством и при содействии военных представительств Минобороны России. Особенно важна их роль в организации и проведении государственных испытаний и в утверждении документации на выпуск ВВТ. Ведь именно представители этих ведомств оценивают боевые или технические возможности представленного образца, определяют, насколько эффективной была конкретная разработка вооружения и военной техники, и решают, получит проект «путевку в жизнь» или нет. Порядок проведения государственных испытаний регулирует особый стандарт — ГОСТ РВ 15.210. В нем прописаны принципы организации этих мероприятий, содержание и последовательность этапов, а также права и обязанности сторон.

Консалтинговая компания Регул Сервис по праву считается признанным лидером на рынке оказания услуг по лицензированию в области ВВТ!>Система разработки и постановки на производство военной техники ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ИЗДЕЛИЙ

Транскрипт

1 Инв Для служебного пользования Г O C У Д A P С T В Е H H Ы Й В О Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т ГОСТ РВ Система разработки и постановки на производство военной техники ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ИЗДЕЛИЙ Издание официальное Москва Стандартинформ 2012

2 Предисловие Сведения о стандарте 1 РАЗРАБOTAH Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «Рособоронстандарт») 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2011 г. 22-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях стандарта, его пересмотре или отмене публикуется в «Указателе государственных военных стандартов» и в периодических информационных указателях государственных военных стандартов (ИУС) Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без согласованного решения Росстандарта и Минобороны России стр. 2 из 20

3 Содержание 1 Область применения Нормативные ссылки Термины, определения и сокращения Общие положения Организация входного контроля Порядок проведения входного контроля Оформление результатов входного контроля Требования к режиму секретности и обеспечению защиты государственной тайны Приложение А ( рекомендуемое) Формы документов, разрабатываемых в процессе выполнения входного контроля и оформления его результатов Библиография стр. 3 из 20

4 Инв Для служебного пользования Г O C У Д A P С T В Е H H Ы Й В О Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Система разработки и постановки на производство военной техники ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ИЗДЕЛИЙ Основные положения Дата введения Область применения Настоящий стандарт распространяется на составные части, комплектующие (покупные) изделия, материалы и полуфабрикаты (далее изделия), поступающие от поставщиков к потребителям для комплектации образцов (систем, комплексов) военной техники в процессе их разработки, производства, эксплуатации и ремонта, и устанавливает основные положения по организации, проведению и оформлению результатов входного контроля. Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории Российской Федерации организации, предприятия и другие субъекты научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, а также федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа в соответствии с действующим законодательством. По согласованию с заказчиком военной техники при необходимости могут разрабатываться и применяться документы по стандартизации, распространяющиеся на конкретные виды образцов (систем, комплексов) военной техники и конкретизирующие положения настоящего стандарта с учетом специфики входного контроля изделий. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ В Единая система защиты от коррозии и старения. Военная техника. Общие требования к условиям хранения ГОСТ Единая система конструкторской документации. Виды изделий ГОСТ Единая система конструкторской документации. Технические условия ГОСТ Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов ГОСТ Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий ГОСТ Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции ГОСТ РВ Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение испытаний вооружения и военной техники. Основные положения ГОСТ РВ Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений в сфере обороны и безопасности Российской Федерации стр. 4 из 20

5 ГОСТ РВ Единая система защиты от коррозии и старения. Хранение военной техники. Общие требования к способам обеспечения сохраняемости ГОСТ РВ Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок разработки, постановки на производство и снятия с производства материалов для изделий. Основные положения ГОСТ РВ Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию комплектующих изделий межотраслевого применения. Основные положения ГОСТ РВ Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения ГОСТ РВ Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций. Основные положения ГОСТ РВ Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Контроль качества готовых изделий и правила приемки ГОСТ РВ Единая система конструкторской документации. Военная техника. Эксплуатационные документы ГОСТ РВ Военная техника. Термины и определения ГОСТ РВ Создание изделий военной техники и материалов военного назначения. Термины и определения ГОСТ Р Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения ГОСТ Р (ИСО ) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения ГОСТ Р Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования ГОСТ Р Статистические методы. Приемочный контроль качества по количественному признаку. Общие требования ГОСТ Р Статистические методы. Приемочный контроль качества по альтернативному признаку ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Примечание При пользовании настоящим стандартом необходимо проверить действие ссылочных стандартов по действующему «Указателю государственных военных стандартов» и п о соответствующим информационным указателям, а также по «Сводному перечню документов по стандартизации оборонной продукции». Если ссылочный документ заменен (изменен), т о п р и пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим ( измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения и сокращения 3. 1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ , ГОСТ 16504, ГОСТ РВ 51540, ГОСТ РВ 52006, ГОСТ Р , ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующий термин с соответствующим определением: покупное изделие: Изделие, не изготовляемое на данном предприятии, а получаемое им в готовом виде, кроме получаемых в порядке кооперирования 1). 3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения: ВП военное представительство; ВТ военная техника; КД конструкторская документация; КИМП комплектующее изделие межотраслевого применения; ОКР опытно-конструкторская работа; 1 ) См. ГОСТ стр. 5 из 20

6 ОТК ТД ТУ отдел технического контроля; технологическая документация; технические условия. ГОСТ РВ Общие положения 4.1 Входной контроль проводят с целью предотвращения применения при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте образцов (систем, комплексов) ВТ изделий, не соответствующих требованиям конструкторской и технологической документации, документов по стандартизации, распространяющихся на оборонную продукцию, и контрактов на поставку (далее установленные требования). 4.2 Основными задачами входного контроля являются: — проверка наличия сопроводительной (эксплуатационной) документации на изделия (руководство по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, сертификаты и т. д.), установленной требованиями ГОСТ 2.610, ГОСТ РВ ; — контроль соответствия комплектности, содержания и качества изделий требованиям ГОСТ 2.610, ГОСТ РВ ; — проверка наличия сопроводительной документации на материалы и полуфабрикаты; — контроль качества материалов и полуфабрикатов установленным требованиям; — периодический контроль за соблюдением установленных правил и сроков хранения изделий, материалов и полуфабрикатов, поступающих от поставщиков; — накопление статистических данных о фактическом уровне качества получаемых изделий, матери лов и полуфабрикатов. 4.3 Входной контроль осуществляют в соответствии с номенклатурой изделий, которую определяют и устанавливают в перечне изделий, подлежащих входному контролю Перечень изделий, подлежащих входному контролю, составляют: — при разработке и изготовлении опытных образцов (систем, комплексов) ВТ предприятиеразработчик; — при серийном производстве, эксплуатации (ремонте) предприятие-изготовитель (ремонтное предприятие). При серийном производстве (ремонте) допускается использовать перечень, установленный предприятием-разработчиком на стадии разработки опытного образца ( системы, комплекса) В Т. 4.5 Форму перечня изделий, подлежащих входному контролю, устанавливает предприятиеразработчик или предприятие-изготовитель. Перечень изделий, подлежащих входному контролю, должен содержать: — наименование, обозначение, марку и тип контролируемых изделий; — обозначение основных КД, ТД, стандартов и ТУ, требованиям которых должны соответствовать изделия; — состав контролируемых параметров изделий, методов их проверки (испытаний) или пункты стандарта, ТУ, в которых они установлены; — вид контроля, объем выборки, контрольные нормативы и правила выборочного контроля; — средства измерений, необходимые для контроля параметров изделий, или требуемые метрологические характеристики средств измерений; — гарантийный срок хранения; — срок хранения до перепроверки изделий; — указания о маркировке ( клеймении) изделий по результатам входного контроля; — допустимый расход ресурса при входном контроле (расход ресурса должен быть минимальным). При необходимости в перечень допускается включать требования или указания, отражающие особенности изделий, подлежащих входному контролю. стр. 6 из 20

7 4.6 Перечень изделий, подлежащих входному контролю, согласовывают с ОТК, метрологической службой потребителя, ВП при потребителе и утверждают в порядке, установленном у потребителя. Перечень изделий должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ в части общих требований к текстовым документам. 4.7 Входной контроль осуществляют по установленным в перечне контролируемым параметрам и методам в соответствии с установленными требованиями к изделиям. 4.8 Входной контроль изделий устанавливают сплошным или выборочным. При применении выборочного контроля объем выборки, контрольные нормативы и правила выборочного контроля должны соответствовать требованиям ГОСТ Р , ГОСТ Р , ГОСТ Р , а для КИМП ГОСТ РВ При необходимости потребитель может проводить дополнительные проверки (испытания) изделий; не предусмотренные установленными требованиями. Объем и методы проверок согласовывают с поставщиком и ВП при потребителе и поставщике изделий При входном контроле допускается проводить проверку (испытание) изделий в условиях и режимах, предусмотренных в ТУ на изделия. В этом случае в перечень изделий, подлежащих входному контролю, должны быть внесены соответствующие указания Состав необходимой документации на процессы входного контроля определяют соответствующие подразделения (службы) потребителя по согласованию с ВП с учетом особенностей изделий, подлежащих входному контролю. Разработку и утверждение документации на процессы входного контроля осуществляют в порядке, установленном у потребителя Решение об ужесточении, ослаблении или отмене входного контроля принимает потребитель по согласованию с ВП на основе результатов входного контроля за предшествующий период и (или) результатов эксплуатации образцов (систем, комплексов) ВТ (на основе рекламационных актов, результатов авторского и технического надзора в процессе эксплуатации) Входной контроль изделий, поставляемых в процессе эксплуатации образцов (систем, комплексов) ВТ при проведении доработок, удовлетворении рекламаций, авторского и технического надзора, осуществляет предприятие-изготовитель образцов (систем, комплексов) ВТ в соответствии с требованиями настоящего стандарта. 5 Организация входного контроля 5.1 Организацию работ по проведению входного контроля устанавливают в стандарте организации и (или) инструкции на входной контроль, согласованных с ВП. 5.2 Входной контроль проводят ОТК, самостоятельное подразделение предприятия или группа входного контроля, лаборатория, бюро и т. п. с привлечением, при необходимости, других подразделений. Конкретный состав подразделений входного контроля устанавливают в стандарте организации или инструкции на входной контроль. 5.3 Подразделения входного контроля должны выполнять следующие функции: — контроль качества изделий, поступивших на предприятие; — оформление документов по результатам входного контроля; — участие в оформлении рекламационных актов на изделия, не соответствующие установленным требованиям; — разработку предложений по повышению качества изделий, совершенствованию методов испытаний, а также корректировке перечня изделий, подлежащих входному контролю; — контроль за соблюдением сроков хранения и перепроверок изделий; — обеспечение идентификации изделий (партий изделий), прошедших входной контроль, и мест их хранения на складе; стр. 7 из 20

8 — участие в разработке документов по входному контролю; — контроль и ведение записей за соблюдением условий хранения изделий на складе; — учет наличия на складе и выдачи изделий в производство. Взаимодействие подразделений входного контроля с другими подразделениями потребителя устанавливают в стандарте организации, согласованном с ВП, а конкретные функции, права, обязанности и полномочия в положении о подразделении входного контроля. 5.4 Рабочие места и персонал (осуществляющий входной контроль), включая привлекаемые подразделения (персонал) согласно 5.2, должны быть аттестованы в установленном потребителем порядке. 5.5 Входной контроль необходимо проводить в специально отведенном помещении (участке), оборудованном необходимыми средствами контроля и измерений, испытаний, а также отвечающем требованиям безопасности труда Средства измерений, используемые при входном контроле, должны быть поверены в порядке, установленном ГОСТ РВ и Правилами Испытательное оборудование, применяемое при входном контроле, должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р Метрологическое обеспечение проводимых испытаний при входном контроле должно соответствовать требованиям ГОСТ РВ Средства измерений и испытательное оборудование, используемые при входном контроле, должны соответствовать требованиям технической документации на контролируемые изделия. Если средства измерений и методы контроля отличаются от указанных в документации на изделия, то потребитель должен согласовать метрологические характеристики используемых средств измерений и методы контроля с поставщиком и ВП при потребителе Для проведения испытаний, проверок и анализов, связанных с входным контролем, изделия могут быть переданы в другие подразделения предприятия (лаборатории, контрольноиспытательные станции и др.). Испытания, проверки и анализы, связанные с входным контролем, по согласованию с ВП допускается проводить в сторонних организациях, аттестованных на право проведения соответствующих испытаний, проверок и анализов. 5.6 Хранение изделий, поступающих от поставщиков, должно соответствовать требованиям ГОСТ В и ГОСТ РВ Места хранения изделий должны отвечать требованиям противопожарной безопасности При хранении изделий проводят: — периодический контроль условий хранения; — периодический контроль качества хранящихся изделий до и после проведения входного контроля; — контроль состояния тары, упаковки и средств консервации изделий Периодический контроль условий хранения проводят на соответствие требованиям к хранению. Результаты периодического контроля условий хранения и качества изделий при хранении записывают в специальный журнал. Форма записи результатов контроля условий хранения приведена в приложении А (форма 1). Периодический контроль качества изделий проводят в течение гарантийных сроков хранения с целью проверки сохраняемости показателей их качества. Форма записи результатов контроля качества приведена в приложении А (форма 2). Объем контроля и его периодичность устанавливает потребитель по согласованию с ВП Изделия с истекшим гарантийным сроком хранения должны быть изолированы и перепроверены или списаны в установленном порядке. стр. 8 из 20

9 При необходимости использования изделий, гарантийный срок хранения которых истек, потребитель совместно с ВП контролирует показатели (характеристики) их качества на соответствие установленным требованиям. Объем контроля и его периодичность устанавливает потребитель совместно с ВП. При соответствии качества изделий установленным требованиям потребитель совместно с ВП и поставщиком (разработчиком) изделия принимает решение о возможности его применения. Решение должно быть оформлено актом. 6 Порядок проведения входного контроля 6.1 К входному контролю допускаются изделия, принятые ОТК поставщика и ВП при нем, с сопроводительной документацией, оформленной в установленном порядке. 6.2 Входной контроль изделий должен проводиться в следующем порядке: — проверка сопроводительных документов, подтверждающих годность и удостоверяющих качество изделий; — организация отбора выборок или проб для проведения входного контроля; — проверка комплектности и визуальный контроль изделий; — контроль качества изделий по документации на процессы входного контроля. 6.3 При контроле сопроводительной документации должна быть осуществлена проверка легитимности поставки изделий и исключены случаи применения контрафактных изделий, а также запуска в производство изделий, не соответствующих установленным требованиям, в том числе качество и происхождение которых документально не подтверждено и подлинность которых вызывает сомнение Сопроводительная документация на поступающие изделия должна быть подписана должностными лицами ОТК поставщика и заверена соответствующей печатью. Если изделия принимаются ВП при поставщике, то должны быть его подпись и печать Качество составных частей образца (системы, комплекса) ВТ и КИМП, изготовленных в установившемся промышленном (серийном) производстве, которыми комплектуется образец (система, комплекс) В Т, должно быть документально подтверждено в установленном ГОСТ РВ и ГОСТ РВ порядке при их поставке Качество КИМП, изготовленных после завершения ОКР по их созданию, но до промышленного (серийного) их выпуска, должно быть подтверждено результатами государственных испытаний, проведенных при приемке ОКР в соответствии с ГОСТ РВ Качество материалов военного назначения, разработанных по контрактам с заказчиком или головным исполнителем ОКР по ГОСТ РВ , должно соответствовать ТУ на материал, согласованным и утвержденным в порядке, установленном ГОСТ При обнаружении в сопроводительной документации ошибок или отступлений от установленных требований на изделия потребитель обязан оформить их документально и передать поставщику для при ведения сопроводительной документации в соответствии с установленными требованиями. 6.4 По результатам проверки сопроводительной документации изделия включают в журнал регистрации изделий, поступивших на входной контроль, который оформляют по форме 3 приложения А. 6.5 Отбор требуемого количества изделий для представления на входной контроль осуществляют под контролем представителя ОТК, подразделения входного контроля и, при необходимости, представите ля ВП. Отбор изделий производят в соответствии с требованиями ГОСТ или документации на поставку. стр. 9 из 20

10 6.6 При проверке комплектности и визуальном контроле изделий проверке подлежат: — соответствие комплектности изделий установленным требованиям; — соответствие тары требованиям документации на поставку, целостность упаковки; — соответствие содержимого упаковки сведениям, указанным в товаросопроводительных или эксплуатационных документах; — соответствие сведений, указанных в сопроводительной документации, установленным требованиям: наименование изделия, наличие маркировки, печатей ОТК и ВП, даты изготовления; — отсутствие внешних повреждений и дефектов; — соответствие геометрических размеров установленным требованиям; — соответствие (соблюдение) гарантийных сроков установленным требованиям. 6.7 Подразделение потребителя изделий, в которое поступили выборки (пробы) на испытания (анализ), проводят их в установленные сроки и выдает подразделению входного контроля заключение о соответствии испытанных выборок или проб установленным требованиям. 6.8 При соответствии изделий установленным требованиям подразделение входного контроля принимает решение о передаче их в производство по согласованию с ВП. В производство передают проверенные изделия (партию изделий) вместе с данными результатов входного контроля, подтверждающих соответствие изделий установленным требованиям. 6.9 При несоответствии результатов испытаний контрольных образцов (проб) установленным требованиям изделия бракуют и возвращают поставщику с оформлением рекламационного акта по ГОСТ РВ Изделия, по которым получены отрицательные результаты испытаний, изолируют от изделий, прошедших входной контроль, до снятия замечаний или возвращают поставщику. Забракованные при входном контроле изделия должны маркироваться «Брак», регистрироваться и вместе с сопроводительной документацией направляться в изолятор брака Сопроводительная документация, протоколы испытаний и лабораторных анализов изделий следует хранить в установленном у потребителя порядке Изделия, поступившие от поставщиков до проведения входного контроля, должны храниться отдельно от принятых и забракованных входным контролем. 7 Оформление результатов входного контроля 7.1 По результатам входного контроля составляют заключение о соответствии изделий установленным требованиям и заполняют журнал учета результатов входного контроля по форме 4 приложения А. Результаты испытаний (анализа) изделий должны быть оформлены протоколами испытаний по установленной у потребителя форме, согласованной с ВП у потребителя и поставщиком, которые являются основанием для запуска изделий в производство. 7.2 Протоколы испытаний составных частей и комплектующих изделий при входном контроле составляют по форме 5 приложения А, а протоколы испытаний металлических материалов по форме 6 приложения А. 7.3 В сопроводительной документации на изделие руководителем подразделения входного контроля должна быть сделана отметка о проведении входного контроля с указанием номера протокола и даты испытания. Изделия маркируют (клеймят), если это предусмотрено перечнем изделий, подлежащих входному контролю. 7.4 На основе накопленных данных о контроле качества и испытаний изделий при входном контроле потребитель составляет обобщенные сведения о поставках изделий с нарушением установленных требований по форме 7 приложения А, которые используют в качестве исходных данных для последующего выбора поставщиков и заключения контрактов на поставку изделий при выполнении оборонного заказа. стр. 10 из 20

11 8 Требования к режиму секретности и обеспечению защиты государственной тайны 8.1 Входной контроль изделий проводят при соблюдении Закона и изданных на его основе нормативных правовых актов, положений, инструкций и правил по режиму секретности. Организацию и обеспечение выполнения требований к режиму секретности и защите государственной тайны осуществляют потребитель и поставщик изделий. 8.2 Разрабатываемые при организации и проведении входного контроля документы должны содержать минимум информации ограниченного доступа. 8.3 Мероприятия по обеспечению режима секретности и порядку обращения со служебной информацией ограниченного распространения должны исключать доступ к ней лиц, которым она не предназначена. 8.4 Стандарты и ТУ, содержащие сведения ограниченного распространения, должны храниться в специально оборудованных помещениях, предназначенных для работы с этими документами. 8.5 Персональная ответственность за выполнение требований к защите секретных сведений об изделиях, поступающих на входной контроль, возлагается на руководителей предприятийпотребителей, выполняющих эти работы. стр. 11 из 20

12 Приложение А (рекомендуемое) Формы документов, разрабатываемых в процессе выполнения входного контроля и оформления его результатов А.1 При заполнении форм подстрочный текст не воспроизводят. А.2 Согласующие подписи организаций заказчика на оформляемых документах располагают слева, а организаций (предприятий) промышленности справа. А.3 Формы документов, разработка которых предусмотрена в настоящем стандарте, н о н е регламентированы в данном приложении, устанавливают разработчики этих документов, если они не определены другими документами или нормативными правовыми актами. стр. 12 из 20

13 Форма записи результатов контроля условий хранения изделий ГОСТ РВ Форма 1 Дата поставки на хранение Дата проверки условий хранения установленные в документации Условия хранения фактические Должность, фамилия и подпись лица, ответственного за хранение Форма 2 Номер по порядку Наименование изделия, обозначение документа, устанавливающего требования Форма записи результатов контроля качества при хранении изделий Контролируемые показатели качества Норма Фактическое значение показателя Дата проверки Ответственный за проверку стр. 13 из 20

14 стр. 14 из 20

15 стр. 15 из 20

16 стр. 16 из 20

17 стр. 17 из 20

18 стр. 18 из 20

19 Библиография Правила по метрологии ПР Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений «О государственной тайне» стр. 19 из 20

20 стр. 20 из 20

СИСТЕМА ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО  
Система постановки продукции на производство — это система правил, определяющих порядок проектирования, производства, эффективного применения потребителем продукции. Госстандартом совместно с другими ведомствами разработана научно обоснованная система постановки продукции на производство. В ней определены организационно-технические принципы и порядок проведения работ по созданию высокоэффективной продукции. Система устанавливает порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технических работ, патентных исследований, прогнозирования технического уровня и тенденций развития техники, способов консервации, укупорки, упаковки, транспортирования изделий, а также порядок постановки на производство продукции, изготавливаемой по лицензиям зарубежных фирм регламентирует порядок снятия с производства продукции, не соответствующей современному уровню. И, что особенно важно, системой устанавливаются функции разработчика, заказчика (потребителя), изготовителя про дукции.  

ГОСТ 15.001—88. Системы разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.  
Коренное повышение качества продукции в условиях рыночной экономики является одной из ключевых экономических задач. На ее решение направлена совокупность таких мер, как стандартизация, государственный надзор за качеством и безопасностью в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», совершенствование системы разработки и постановки продукции на производство организация всесторонних испытаний товаров и услуг и, наконец, ее сертификация.  
Существуют два направления в разработке программ стандартизации, которые различаются по объектам. Объектом стандартизации может быть отдельный конечный продукт, взятый по его технологическим переделам (сырье, материалы, оборудование, технология и организация производства, метрологическое обеспечение, непосредственное изготовление конечного продукта), и крупные организационные системы, например, конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, разработка и постановка продукции на производство.  
То же самое относится и к другим системам, например, технологической, конструкторской, подготовки производства, разработки и постановки продукции на производство. Важным их элементом является получение коммерческого эффекта наряду с народнохозяйственным. Непосредственно на предприятии эти системы становятся источником увеличения последнего за счет уменьшения или ликвидации непроизводительных расходов и увеличения прибыли.  
Организационная подготовка производства — это комплекс процессов и работ, направленных на разработку и реализацию проекта организации производственного процесса изготовления нового изделия, системы организации и оплаты труда, материально-технического обеспечения производства, нормативной базы внутризаводского планирования с целью создания необходимых условий для высокопроизводительного и ускоренного освоения и выпуска новой продукции требуемого качества. Многие работы организационной подготовки производства регламентированы государственными, отраслевыми стандартами и стандартами предприятий. В основном они сосредоточены в единой системе технологической подготовки производства и в системе разработки и постановки продукции на производство.  

Опытно-конструкторские разработки, выполняемые в определенной области техники, в отличие от научно-исследовательских работ характеризуются достаточно устойчивым составом стадий, этапов и работ. Технология их проведения, приемы инженерных разработок и расчетов регламентируются, как правило, специальными отраслевыми или внутрифирменными нормативными документами, основанными на разработанной в стране системе государственных стандартов, определяющих состав этапов ОКР, порядок их проведения и требования к оформлению документации. Это прежде всего ГОСТ 15.001-73 Разработка и постановка продукции на производство. Основные положения , ГОСТ 15.001-82 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения патентных исследований , ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации и др. Типовой перечень работ, составляющих содержание опытно-конструкторских разработок, представлен в табл. 3.1.  
В ЕСГ УКП реализуются следующие основные специальные функции управления прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции планирование повышения качества продукции нормирование требований к качеству продукции аттестация продукции организация технологической подготовки производства организация разработки и постановки продукции на производство организация метрологического обеспечения организация материально-технического обеспечения специальная подготовка и обучение кадров обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении стимулирование повышения качества продукции ведомственный и государственный контроль качества и испытания продукции государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений правовое обеспечение управления качеством продукции информационное обеспечение системы.  
Стандартами системы разработки и постановки продукции на производство установлены виды контроля, которым подвергается продукция. Так, вновь разрабатываемая продукция подвергается предварительным и  
Наиболее подробно этапы проведения НИР представлены в ГОСТ 15.011-82 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения патентных исследований»  
Система разработки и постановки продукции на производство, как правило, предусматривает  
Основная часть. Основная часть отчетов, предшествующих разработке продукции по ГОСТ Р Разработка и постановка продукции на производство , должна отражать состав работ, определяемых указанной системе стандартов.  
ГОСТ Р 15.011—96. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения.  
ГОСТ Р 15.201—2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.  
В СТП по функции организации разработки и постановки новой продукции на производство рекомендуется предусмотреть организацию работ (или участие в работах) по разработке, согласованию и утверждению технических заданий на КС УКП организацию работ по подготовке технической документации к экспертизе на различных этапах ее создания организацию взаимодействия с заказчиком, разработчиком и потребителем при подготовке и проведении предварительных и приемочных испытаний опытного образца (опытной партии) организацию работ по подготовке технической документации и опытного образца к представлению приемочной комиссии для принятия решения о поставке на производство новой продукции организацию проведения периодических контрольных испытаний продукции серийного и массового производства. При реализации этой функции необходимо руководствоваться системой государственных стандартов Разработка и постановка  
Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) — это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение запроектированного уровня качества продукции при ее постановке на производство, изготовлении, потреблении, хранении и транспортировании.  
Разработка и постановка на производство товаров, относящихся к средствам измерения, осуществляются с учетом требований Государственной системы обеспечения единства измерений. Разработка товаров может осуществляться инициативно или по заказу изготовителя. Возможны случаи, когда заказчиком может выступать торговля, в том числе по имеющимся образцам. Ответственность за технический и эстетический уровень товаров, обеспечение качества, надежности и безопасности возлагается на разработчиков и изготовителей, которые обязаны соблюдать основные требования НД, предъявляемые к данному виду продукции. Это могут быть общетехнические требования, установленные стандартами требования безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, определенные НД органов, осуществляющих надзор за соблюдением этих требований в стране. Порядок разработки товаров разработчик определяет самостоятельно, а при наличии заказчика — совместно с ним.  
Цель второго этапа — стимулировать улучшение системы разработки и постановки на производство конкурентной новой продукции предприятия.  
На профессиональную готовность и морально-психологическое состояние лиц, принимающих решения, оказывает большое влияние, а точнее сказать — давление, степень ответственности за последствия принятого или не принятого решения. Причем чем выше уровень управленческой иерархии, тем напряженнее ситуация с принятием решения. Степень и масштаб ответственности за принимаемое решение стремительно возрастают с повышением уровня в системе управления качеством, на котором находится лицо, принимающее решение. Нетрудно представить себе разницу между последствиями решений, принимаемых, например, рабочим-станочником, исполнителем отдельных технологических или производственных операций, и последствиями решений, принимаемых главным конструктором или директором. Особенно велика ответственность при принятии решений о постановке на производство новых изделий и снятии с производства уже выпускаемой и еще пользующейся спросом продукции.  
При разработке и постановке на производство новой продукции определяют номенклатуру и значения показателей качества продукции и закрепляют их в стандартах и технических условиях. Система разработки и постановки продукции предусматривает, что окончательное реше-  
Основа постановки бухгалтерского учета на предприятиях (в объединениях) — организация учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Это определяется сущностью, содержанием и значением себестоимости в общей системе показателей, характеризующих эффективность производства.  
Принцип 6. Постоянное улучшение. Непрерывное, или постоянное повышение качества — одна из целей предприятия. Продемонстрировать это можно на следующем примере. Даже теоретически трудно представить себе полностью бездефектное производство. Всегда будет какой-то уровень дефектности. Но если ставить перед собой цель добиваться отсутствия дефектов, то такая цель, при всей ее недостижимости, будет побуждать к постоянному совершенствованию. Реализация этого принципа прежде всего требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом. Как правило, принцип реализуется не путем постановки широкомасштабной цели, а маленькими шагами и прорывами, но постоянно и повсеместно. Принцип постоянного улучшения требует знания и применения соответствующих методов и подходов, таких как цикл Деминга, анализ эффективности по Парето, контрольные карты и др. Для стимулирования процессов улучшения в системе должна быть создана атмосфера их оценки и поощрения.  

При переходе к рыночной экономике система планирования предприятия претерпела существенные изменения, снизилась роль анализа результатов выполнения планов, ранее жестко регламентировавших жизнь предприятия. Однако планирование, как один из методов управления, необходимо и при рыночной экономике, так как современное производство невозможно организовать без обоснованного экономического анализа и прогноза развития производства, тенденций изменения технологии, изменения условий спроса и предложения на производимую предприятием продукцию и постановки реально достижимых целей.  
В связи с постановкой автором вопроса о соотносительности процессов реализации продукции и развития предприятия следует отметить недостаточную связь в авторской концепции процесса развития предприятия с централизованными методами планирования и управления общественным производством. Вне такой связи ослабляется воздействие социалистического общества на первичные производственные звенья народнохозяйственной системы, возникает реальная опасность нарушения пропорций в развитии общественного производства, возникновения несбалансированности между задачами развития и выделяемыми для их осуществления ресурсами и других пропорций.  
Мы считаем, что решение этой сложнейшей проблемы возможно лишь на основе новой формы взаимосвязи планирования выпуска продукции, научно-технического прогресса и цен. Сегодня все эти сферы планового управления экономикой во многом функционируют обособленно, что негативно сказывается на повышении эффективности общественного производства. Именно поэтому М.С.Горбачев в докладе на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса отметил «Пора, например, изменить положение, при котором план по новой технике существует как бы сам по себе, не имея определяющего влияния на показатели экономического и социального развития. Напротив, он должен стать несущей конструкцией всего народнохозяйственного плана. Ведущее место в планах должны занять качественные показатели, отражающие эффективность использования ресурсов, масштабы обновления продукции, рост производительности труда на основе достижений науки и техники»1. Такой постановке задачи, по нашему мнению, в наибольшей мере соответствовала бы следующая схема взаимосвязи основных элементов системы планирования и цен (рис. 1).  
Таким образом, наличествуют исторический опыт развития цивилизаций, проверенные модели управления, продолжающие давать положительные результаты, политическое и правовое поле, их закрепляющее, научное и обыденное мнение вокруг этого, соответственно закономерно существование и такого феномена, как сопротивление тем или иным изменениям в существующей системе. Так как внедрение инноваций является селективным действием и организация может принимать одни социальные изменения и отвергать другие или сопротивляться им, она и следует этим законам. Понятно, что постановка процессных технологий предполагает не только другой уровень организации производства, выпуска продукции и предоставления услуг, ориентированных по качеству и количеству на потребителя, но и преобразование организационной структуры и расстановку кадров, изменение взаимодействия между сотрудниками, коррекцию целей и миссий организации, измене-  
Включение новых элементов в систему УК может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловленных изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Важнейшее направление совершенствования систем УК предприятий в настоящее время — автоматизация процессов УК. Это направление может существенно повысить оперативность управления, так необходимого при производстве и сбыте продукции в условиях рыночных отношений.  
Основными НД, регламентирующими порядок работы при освоении новых видов товаров и услуг, являются ГОСТ 15.001—88 Продукция производственно-технического назначения и ГОСТ 15.009—91 Непродовольственные товары народного потребления , которые входят в состав Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Эти стандарты были разработаны и внедрены до введения в действие законов О защите прав потребителей и О сертификации продукции и услуг и, вполне закономерно, содержат требования и положения без учета этих законов, хотя в них уже имеются указания о проведении испытаний продукции на безопасность.  
Комплексные системы управления качеством продукции в СССР опирались на ряд специальных систем государственных стандартов, поддерживавших на государственном уровне деятельность по улучшению качества. Достаточно назвать такие, как Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).  
Если начата работа по улучшению какой-либо деятельности на основе стандартов, то рано или поздно неизбежно возникает вопрос о необходимости и возможности приведения их в систему. Огромный отечественный опыт разработки таких систем управленческих стандартов, как Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Система разработки и постановки продукции на производства (СРПП) или Комплексная система управления качеством продукции, говорит о том, что и применительно к банковской деятельности целесообразно разрабатывать систему стандартов.  
В приложении к задачам СОНТ и требованиям НТП существующая система стандартизации имеет две стороны. С одной стороны, она регламентирует действия по созданию, разработке и постановке на производство новой техники. С другой стороны, чрезмерная регламентация и детализация отвлекают разработчиков от основной творческой работы, значительно удлиняют сроки создания новой техники, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Последняя поступает на рынок с запозданием.  
Применяя принцип множественности систем аналитических счетов к одному синтетическому, можно так группировать данные, чтобы получать информацию о всех интересующих управление факторах. Например, затраты на производство должны содержать информацию о влиянии на себестоимость продукции различных организационно-технических мероприятий и других необходимых факторов. В диссертации Г. М. Мельничука предлагается использовать для этой цели оперативный учет по извещениям об изменении норм . Учет себестоимости по факторам нельзя ограничивать только учетом изменения норм. Нужна система аналитических счетов, охватывающая все контролируемые факторы снижения себестоимости. Однако сама постановка вопроса об учете изменения норм по факторам является прогрессивной, отражающей насущные потребности управления.  
Построенная система стимулирования (2.3) имеет довольно непривычный вид она требует строго выполнения указаний Центра н не стимулирует дополнительной деятельности производственной единицы по повышению эффективности производства. Причины этого мы обсудим несколько позднее, сейчас же отметим, что методы информационной теории иерархических систем дают возможность построить систему стимулирования, более приемлемую для экономистов. Для этого надо немного изменить постановку задачи надо считать, что функции срДз , г/,) не являются произвольными, а принадлежат к некоторому классу, например, Центр может назначать лишь цены на ресурс и продукцию. Тогда решением проблемы построения системы стимулирования, которая в данном случае состоит в назначении цен, наиболее выгодных для Центра, станут цепы, найденные в предыдущем параграфе.  


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *