>Действует ли положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении?
Вопрос
Действует ли сейчас Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288 с изменениями от 10.03.2009 г.? Можно ли опираться на него как на нормативно-правовой документ при принятии локальных актов образовательного учреждения?
Ответ
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 245.
Руководствоваться им при составлении локальных актов нельзя.
Обоснование
Из рекомендации
«»
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с » (далее – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598) обязателен для реализации в отдельных образовательных организациях (далее – ОО) (ранее специальные (коррекционные) учреждения), которые создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (п. 5. ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), охватывает весь период получения образования, потому что для этой категории обучающихся (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сложными и множественным нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специфические образовательные потребности.
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 также определяют и сроки реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.
Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья содержатся в следующих документах:
Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку >
Положение о коррекционной работе
в ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
1. Общие положения.
1.1 Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уставом ГКОУ РС(Я) «Республиканская
специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (далее – ОО).
1.2 Коррекционная работа в ОО направлена насоздание системы комплексной помощи
детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении
адаптированной основной образовательной программы.
1.3 Коррекционная работа должна обеспечивать:
— создание в ООспециальных условий обучения, воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) посредством организации деятельностного,
дифференцированного и индивидуального подхода;
— дальнейшую социализацию, адаптацию и интеграцию детей.
2. Цель коррекционной работы в ОО.
2.1. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и
индивидуальное сопровождениеобучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.2. Формирование жизненной компетенции, развитие адаптивных способностей
детей для адаптации в обществе.
3. Задачи коррекционной работы в ОО.
3.1. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении ими
адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП).
3.2. Определение особенностей организации коррекционно-образовательного
процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
3.3. При необходимости разработка и реализация индивидуальных программ по
отдельным учебным предметам, СИПР, организация индивидуальных или групповых
занятий для детей.
3.4. Развитие социального партнерства с целью включения ребенка в среду
здоровых сверстников, а также иных взрослых для развития коммуникативных
компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения.
3.5. Реализация комплексной системы мер по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся.
4. Принципы, определяющие содержание коррекционной работы в ОО.
4.1. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого
образовательного пространства при переходе ребенка от одного образовательного уровняк другому, обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами
АООП.
4.2. Соблюдение интересов ребенка.
4.3. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития в обучении ребенка.
4.4. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку непрерывность обучения и
помощи в развитии.
4.5. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми.
4.6. Интеграция усилий ближайшего социального окружения.
4.7. Деятельностный принцип коррекции.
5. Направления коррекционной работы в ОО.
5.1. Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления,
раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское.
5.2. Диагностическая работа включает:
— выявление основных образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении адаптированной основной
образовательной программы;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития;
— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей учащегося;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;
— системный разносторонний контроль за уровнем динамикой развития ребенка.
5.3 Коррекционно-развивающая работа включает:
— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-
психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации образовательного
процесса;
— выбор оптимальных для развития коррекционных программ, методик, методов и
приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий;
— развитие базовых учебных действий в соответствии с АООП;
— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
— развитие форм и навыков личностного общения, коммуникативной компетентности;
— развитие компетенций, необходимых для получения начального профессионального
образования и профессионального самоопределения;
— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях.
5.4 Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), единых
для всех участников образовательного процесса;
— консультирование педагогов специалистами ПМПК;
— консультативную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) профессии, формы и места обучения в соответствии профессиональными
интересами, индивидуальными способностями и психофизическими особенностями.
5.5 Информационно-просветительская работа включает:
— информационную поддержку образовательной деятельности;- проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-
типологических особенностей детей.
6. Механизмы реализации коррекционной работы.
6.1. Оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов ОО,
обеспечивающее системное сопровождение детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе.
6.2. Социальное партнерство, профессиональное взаимодействие ОО с
внешними ресурсами.
7. Условия реализации коррекционной работы.
7.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации коррекционной
работы в ОО включает:
— оптимальный режим учебных нагрузок;
— психолого-педагогические условия (комплекс специальных задач, ориентированных на
особенности и потребности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями); использование специальных методов, приемов, средств обучения,
охранительный педагогический режим, ндивидуальный и дифференцированный подход,
деятельностный подход, индивидуализация обучения с учетом структуры дефекта и т.д.);
— здоровьесберегающие условия;
— участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в
воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
мероприятиях;
7.4 В процессе реализации коррекционной работы могут быть использованы
рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической
направленности, диагностический и социально-педагогический инструментарий,
необходимы для осуществления профессиональной деятельности педагога, социального
педагога и т.д.
7.6 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами,
прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
7.7 Каждый педагогический работник ОО должен иметь четкое представление об
особенностях психического и физического развития детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), о методиках и технологиях организации
образовательного процессов.
7.9 Материально-техническое обеспечение реализации коррекционной работы в
ОО заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую средуОО.
7.10 Создание системы доступа детей, педагогов к сетевым источникам
информации, к информационно-методическим фондам, наглядным пособиям,
мультимедийными и видео материалам.
ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО (ППМС) СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГКОУ
«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
№2 VIII ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ»
1. Общие положения
1. Настоящее положение определяет основу деятельности службу комплексного
психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения в
ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIII
вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — далее
Служба.
2. Деятельность Службы сопровождения позволяет:
Реализовать особый вид помощи обучающимся в обеспечении эффективного развития,
социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты их прав в условиях
образовательного процесса;
Оказывает содействие в разработке, реализации и мониторинге эффективности
программ образовательного учреждения (в том числе инновационных и программ
развития) с учетом создания благоприятных условий для развития детей;
Создавать комплексные профилактические и коррекционные программы,
направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных
проблем обучающихся, разрабатывать индивидуальный коррекционно-
образовательный маршрут для каждого ребенка.
3. В Службу входят специалисты разного профиля: педагоги-психологи,
социальные педагоги, учителя дефектологи, медицинские работники.
4. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по
сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где четкоопределены функции всех специалистов. К деятельности Службы привлекаются
учителя, классные руководители, воспитатели, руководители кружков (секций)
и другие заинтересованные лица.
5. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в
области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией
ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области
образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и
развития детей; Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительской Российской Федерации,
нормативными документами Республики Саха (Якутия) в области образования,
защиты прав детей, приказами и инструкциями Министерства образования и
науки Российской Федерации, настоящим Положением, Уставом
образовательного учреждения локальными актами.
6. Основными принципами работы Службы являются:
o Защита прав и интересов ребенка;
o Непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения;
o Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
o Рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
o Цели и задачи Службы сопровождения:
1. Цель деятельности Службы в образовательном учреждении заключается в
организации психолого-педагогического и медико-социальногосопровождения
образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных,
просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,
направленных на создание условий для успешного развития, обучения и
социализации личности.
2. Задачи Службы сопровождения:
o Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных
условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и
содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных
проблем.o Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей
развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей,
требующих особого внимания специалистов для предупреждения
возникновения проблем в обучении и развитии.
o Содействие ребенку в решении актуальных вопросов задач развития, обучения,
социализации: реализация программ, преодоления трудностей в обучении,
нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения, проблем
взаимоотношений со сверстниками, учителями, содействие выбору
образовательного и профессионального маршрута.
o Психолого-педагогическая помощь педагогам и воспитателям обучающихся,
требующих особого внимания специалистов.
o Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов и
работников учреждения.
o Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди
обучающихся, педагогов.
o Участие специалистов Службы в экспертизе образовательных программ и
проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.
III. Организация деятельности Службы сопровождения.
3.1. Состав специалистов Службы утверждается приказом директора.
Руководит работой Службы заместитель директора по учебно-методической работе.
3.2. Специалисты Службы организуют деятельность в соответствии с должностными
инструкциями и принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения.
3.3. Решение о сопровождении ребенка принимается всеми специалистами Службы
(совместно) на психолого-педагогическом и медико-социальном консилиуме.
3.4. Специализированная помощь участникам образовательного процесса,
а также содействие в профессиональной деятельности
специалистов Службы в образовательном учреждении оказывается учреждениями,
предназначенными для углубленной специализированной помощи детям,
имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: Республиканским
ППМС Центром психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.3.5. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы
сопровождения в образовательном учреждении осуществляется научными
учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, Центрами повышения
квалификации педагогических работников образовательной системы, а также
научными учреждениями Российской академии образования и Республики Саха
(Якутия).
3.6. Службы сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и
организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства,
органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры,
общественными организациями помощь образовательным учреждениям
в воспитании и развитии обучающихся.
IV. Основные направления деятельности Службы.
4.1. Психосоциальная диагностика – проведение исследований в целях определения
индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном
самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии,
социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной группы риска.
4.2.Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога,
социального педагога, учителя-дефектолога (при необходимости детского
психотерапевта, психиатра, невролога), учителя по разработке психокоррекционных
программ обучения и воспитания; планирование и проведение индивидуальной и
групповой коррекционно-развивающей работы.
4.3.Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников
образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного
личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а
также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
4.4.Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников
образовательного процесса по различным психолого-педагогическим, социальным и
медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста,
взаимоотношений; помощь учащимся и воспитателям в преодолении труднойжизненной ситуации; консультирование других работников образовательного
учреждения.
4.5.Взаимодействие с органами опеки и попечительства, Управлением внутренних дел,
учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам
несовершеннолетних и других учреждений по вопросам социальной защиты,
преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения, профилактики
противоправных действий, токсикомании, наркомании, охраны здоровья, уточнения
диагноза, лечения и т.п.
4.6.Социально-педагогическая и психолого-педагогическая профилактика возможных
неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса;
предупреждения явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения;
разработка рекомендаций педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
4.7.Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной защиты,
образования с целью оказания специализированной психолого-педагогической и
медико-социальной помощи детям, педагогическому коллективу учреждения,
осуществления коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения,
недостатков социально-бытовых навыков и речевых нарушений.
4.8.Организационно-методическая деятельность
o Участие в работе методических объединений, семинарах-практикумах,
конференциях по проблемам воспитания и социализации, образования;
o Участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с
учетом состояния их здоровья;
o Организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению
инновационными методиками;
o Изучение и внедрение достижений отечественной и зарубежной науки и
практики по психолого-педагогическому и медико-социальному
сопровождению;
o Анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по
его совершенствованию.
V. Пакет документов участников Службы сопровождения5.1.
План работы (перспективный, на год, месяц, неделю), утвержденные руководителем
образовательного учреждения;
Графики работы специалистов (на неделю, месяц, полугодие) утвержденные
руководителем учреждения;
Социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом
на основе данных социальных паспортов классов, групп;
План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных
категорий работников;
Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей
(обучающихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении;
Документы психолого-медико-педагогического консилиума (пакет документов на
учащегося, протоколы заседаний);
Список детей, нуждающихся в услугах Службы сопровождения;
Анализ работы Службы за учебный год.
2. Служебная документация согласно должностными инструкциями и
положениям о кабинетах, утвержденных руководителем образовательного
учреждения ведется отдельными специалистами Службы сопровождения.
5.3.Должностные инструкции и Положения о кабинетах.
VI. Ответственность специалистов Службы сопровождения.
1. В установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) порядке специалисты Службы сопровождения несут ответственность
за:
o Неисполнение и ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего
трудового распорядка учреждения и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей (без уважительных причин);
o Жизнь и здоровье детей во время занятий;
o Необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках
своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или
психического здоровья последнего;
o Соблюдение прав и свобод личности ребенка;
o Конфиденциальность полученных при обследовании материалов;o Ведение документации и ее сохранность;
o Соблюдение трудовой дисциплины, правила производственной санитарии и
противопожарной безопасности;
o Сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у
материально ответственного лица.
II. В данное Положения могут быть внесены изменения и Дополнения.
Принято 12.10.2012г. на общем собрании педколлектива. Протокол №1