>Действует ли положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении?

Вопрос

Действует ли сейчас Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288 с изменениями от 10.03.2009 г.? Можно ли опираться на него как на нормативно-правовой документ при принятии локальных актов образовательного учреждения?

Ответ

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 245.

Руководствоваться им при составлении локальных актов нельзя.

Обоснование

Из рекомендации
«»

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с » (далее – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598) обязателен для реализации в отдельных образовательных организациях (далее – ОО) (ранее специальные (коррекционные) учреждения), которые создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (п. 5. ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), охватывает весь период получения образования, потому что для этой категории обучающихся (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сложными и множественным нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специфические образовательные потребности.

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 также определяют и сроки реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья содержатся в следующих документах:

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку >

Положение о коррекционной работе

в ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона от

29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с

изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), ФГОС образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уставом ГКОУ РС(Я) «Республиканская

специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» (далее – ОО).

1.2 Коррекционная работа в ОО направлена насоздание системы комплексной помощи

детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении

адаптированной основной образовательной программы.

1.3 Коррекционная работа должна обеспечивать:

— создание в ООспециальных условий обучения, воспитания, позволяющих

учитывать особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) посредством организации деятельностного,

дифференцированного и индивидуального подхода;

— дальнейшую социализацию, адаптацию и интеграцию детей.

2. Цель коррекционной работы в ОО.

2.1. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и

индивидуальное сопровождениеобучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

2.2. Формирование жизненной компетенции, развитие адаптивных способностей

детей для адаптации в обществе.

3. Задачи коррекционной работы в ОО.

3.1. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении ими

адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП).

3.2. Определение особенностей организации коррекционно-образовательного

процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

3.3. При необходимости разработка и реализация индивидуальных программ по

отдельным учебным предметам, СИПР, организация индивидуальных или групповых

занятий для детей.

3.4. Развитие социального партнерства с целью включения ребенка в среду

здоровых сверстников, а также иных взрослых для развития коммуникативных

компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения.

3.5. Реализация комплексной системы мер по социальной адаптации и

профессиональной ориентации обучающихся.

4. Принципы, определяющие содержание коррекционной работы в ОО.

4.1. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого

образовательного пространства при переходе ребенка от одного образовательного уровняк другому, обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами

АООП.

4.2. Соблюдение интересов ребенка.

4.3. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и

развития в обучении ребенка.

4.4. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку непрерывность обучения и

помощи в развитии.

4.5. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми.

4.6. Интеграция усилий ближайшего социального окружения.

4.7. Деятельностный принцип коррекции.

5. Направления коррекционной работы в ОО.

5.1. Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления,

раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее,

консультативное, информационно-просветительское.

5.2. Диагностическая работа включает:

— выявление основных образовательных потребностей обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении адаптированной основной

образовательной программы;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития;

— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и

личностных особенностей учащегося;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;

— системный разносторонний контроль за уровнем динамикой развития ребенка.

5.3 Коррекционно-развивающая работа включает:

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-

психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации образовательного

процесса;

— выбор оптимальных для развития коррекционных программ, методик, методов и

приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих

занятий;

— развитие базовых учебных действий в соответствии с АООП;

— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

— развитие форм и навыков личностного общения, коммуникативной компетентности;

— развитие компетенций, необходимых для получения начального профессионального

образования и профессионального самоопределения;

— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),

способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных

жизненных условиях.

5.4 Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы

с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), единых

для всех участников образовательного процесса;

— консультирование педагогов специалистами ПМПК;

— консультативную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и

осознанному выбору обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) профессии, формы и места обучения в соответствии профессиональными

интересами, индивидуальными способностями и психофизическими особенностями.

5.5 Информационно-просветительская работа включает:

— информационную поддержку образовательной деятельности;- проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-

типологических особенностей детей.

6. Механизмы реализации коррекционной работы.

6.1. Оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов ОО,

обеспечивающее системное сопровождение детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе.

6.2. Социальное партнерство, профессиональное взаимодействие ОО с

внешними ресурсами.

7. Условия реализации коррекционной работы.

7.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации коррекционной

работы в ОО включает:

— оптимальный режим учебных нагрузок;

— психолого-педагогические условия (комплекс специальных задач, ориентированных на

особенности и потребности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями); использование специальных методов, приемов, средств обучения,

охранительный педагогический режим, ндивидуальный и дифференцированный подход,

деятельностный подход, индивидуализация обучения с учетом структуры дефекта и т.д.);

— здоровьесберегающие условия;

— участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в

воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных

мероприятиях;

7.4 В процессе реализации коррекционной работы могут быть использованы

рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической

направленности, диагностический и социально-педагогический инструментарий,

необходимы для осуществления профессиональной деятельности педагога, социального

педагога и т.д.

7.6 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами

соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами,

прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.

7.7 Каждый педагогический работник ОО должен иметь четкое представление об

особенностях психического и физического развития детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), о методиках и технологиях организации

образовательного процессов.

7.9 Материально-техническое обеспечение реализации коррекционной работы в

ОО заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей

обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую средуОО.

7.10 Создание системы доступа детей, педагогов к сетевым источникам

информации, к информационно-методическим фондам, наглядным пособиям,

мультимедийными и видео материалам.

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО (ППМС) СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГКОУ

«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

№2 VIII ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ»

1. Общие положения

1. Настоящее положение определяет основу деятельности службу комплексного

психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения в

ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIII

вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — далее

Служба.

2. Деятельность Службы сопровождения позволяет:

 Реализовать особый вид помощи обучающимся в обеспечении эффективного развития,

социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты их прав в условиях

образовательного процесса;

 Оказывает содействие в разработке, реализации и мониторинге эффективности

программ образовательного учреждения (в том числе инновационных и программ

развития) с учетом создания благоприятных условий для развития детей;

 Создавать комплексные профилактические и коррекционные программы,

направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных

проблем обучающихся, разрабатывать индивидуальный коррекционно-

образовательный маршрут для каждого ребенка.

3. В Службу входят специалисты разного профиля: педагоги-психологи,

социальные педагоги, учителя дефектологи, медицинские работники.

4. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по

сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где четкоопределены функции всех специалистов. К деятельности Службы привлекаются

учителя, классные руководители, воспитатели, руководители кружков (секций)

и другие заинтересованные лица.

5. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в

области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией

ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области

образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и

развития детей; Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральными

законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,

постановлениями и распоряжениями Правительской Российской Федерации,

нормативными документами Республики Саха (Якутия) в области образования,

защиты прав детей, приказами и инструкциями Министерства образования и

науки Российской Федерации, настоящим Положением, Уставом

образовательного учреждения локальными актами.

6. Основными принципами работы Службы являются:

o Защита прав и интересов ребенка;

o Непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения;

o Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;

o Рекомендательный характер оказания помощи и услуг.

o Цели и задачи Службы сопровождения:

1. Цель деятельности Службы в образовательном учреждении заключается в

организации психолого-педагогического и медико-социальногосопровождения

образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных,

просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,

направленных на создание условий для успешного развития, обучения и

социализации личности.

2. Задачи Службы сопровождения:

o Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных

условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и

содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных

проблем.o Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей

развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей,

требующих особого внимания специалистов для предупреждения

возникновения проблем в обучении и развитии.

o Содействие ребенку в решении актуальных вопросов задач развития, обучения,

социализации: реализация программ, преодоления трудностей в обучении,

нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения, проблем

взаимоотношений со сверстниками, учителями, содействие выбору

образовательного и профессионального маршрута.

o Психолого-педагогическая помощь педагогам и воспитателям обучающихся,

требующих особого внимания специалистов.

o Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов и

работников учреждения.

o Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди

обучающихся, педагогов.

o Участие специалистов Службы в экспертизе образовательных программ и

проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

III. Организация деятельности Службы сопровождения.

3.1. Состав специалистов Службы утверждается приказом директора.

Руководит работой Службы заместитель директора по учебно-методической работе.

3.2. Специалисты Службы организуют деятельность в соответствии с должностными

инструкциями и принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения.

3.3. Решение о сопровождении ребенка принимается всеми специалистами Службы

(совместно) на психолого-педагогическом и медико-социальном консилиуме.

3.4. Специализированная помощь участникам образовательного процесса,

а также содействие в профессиональной деятельности

специалистов Службы в образовательном учреждении оказывается учреждениями,

предназначенными для углубленной специализированной помощи детям,

имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: Республиканским

ППМС Центром психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.3.5. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы

сопровождения в образовательном учреждении осуществляется научными

учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, Центрами повышения

квалификации педагогических работников образовательной системы, а также

научными учреждениями Российской академии образования и Республики Саха

(Якутия).

3.6. Службы сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и

организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства,

органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры,

общественными организациями помощь образовательным учреждениям

в воспитании и развитии обучающихся.

IV. Основные направления деятельности Службы.

4.1. Психосоциальная диагностика – проведение исследований в целях определения

индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных

возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном

самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии,

социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной группы риска.

4.2.Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога,

социального педагога, учителя-дефектолога (при необходимости детского

психотерапевта, психиатра, невролога), учителя по разработке психокоррекционных

программ обучения и воспитания; планирование и проведение индивидуальной и

групповой коррекционно-развивающей работы.

4.3.Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников

образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного

личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а

также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении

личности и развитии интеллекта.

4.4.Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников

образовательного процесса по различным психолого-педагогическим, социальным и

медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста,

взаимоотношений; помощь учащимся и воспитателям в преодолении труднойжизненной ситуации; консультирование других работников образовательного

учреждения.

4.5.Взаимодействие с органами опеки и попечительства, Управлением внутренних дел,

учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам

несовершеннолетних и других учреждений по вопросам социальной защиты,

преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения, профилактики

противоправных действий, токсикомании, наркомании, охраны здоровья, уточнения

диагноза, лечения и т.п.

4.6.Социально-педагогическая и психолого-педагогическая профилактика возможных

неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса;

предупреждения явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения;

разработка рекомендаций педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания,

обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.

4.7.Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной защиты,

образования с целью оказания специализированной психолого-педагогической и

медико-социальной помощи детям, педагогическому коллективу учреждения,

осуществления коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения,

недостатков социально-бытовых навыков и речевых нарушений.

4.8.Организационно-методическая деятельность

o Участие в работе методических объединений, семинарах-практикумах,

конференциях по проблемам воспитания и социализации, образования;

o Участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с

учетом состояния их здоровья;

o Организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению

инновационными методиками;

o Изучение и внедрение достижений отечественной и зарубежной науки и

практики по психолого-педагогическому и медико-социальному

сопровождению;

o Анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по

его совершенствованию.

V. Пакет документов участников Службы сопровождения5.1.

 План работы (перспективный, на год, месяц, неделю), утвержденные руководителем

образовательного учреждения;

 Графики работы специалистов (на неделю, месяц, полугодие) утвержденные

руководителем учреждения;

 Социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом

на основе данных социальных паспортов классов, групп;

 План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных

категорий работников;

 Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей

(обучающихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении;

 Документы психолого-медико-педагогического консилиума (пакет документов на

учащегося, протоколы заседаний);

 Список детей, нуждающихся в услугах Службы сопровождения;

 Анализ работы Службы за учебный год.

2. Служебная документация согласно должностными инструкциями и

положениям о кабинетах, утвержденных руководителем образовательного

учреждения ведется отдельными специалистами Службы сопровождения.

5.3.Должностные инструкции и Положения о кабинетах.

VI. Ответственность специалистов Службы сопровождения.

1. В установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха

(Якутия) порядке специалисты Службы сопровождения несут ответственность

за:

o Неисполнение и ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего

трудового распорядка учреждения и иных локальных нормативных актов,

должностных обязанностей (без уважительных причин);

o Жизнь и здоровье детей во время занятий;

o Необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках

своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или

психического здоровья последнего;

o Соблюдение прав и свобод личности ребенка;

o Конфиденциальность полученных при обследовании материалов;o Ведение документации и ее сохранность;

o Соблюдение трудовой дисциплины, правила производственной санитарии и

противопожарной безопасности;

o Сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у

материально ответственного лица.

II. В данное Положения могут быть внесены изменения и Дополнения.

Принято 12.10.2012г. на общем собрании педколлектива. Протокол №1


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *