Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета — постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (части 2,3 ст. 7 Федерального закона № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» — далее закон.)
Принимающая сторона — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица. (п. 7 ч. 1 ст. 2 закона)
Место пребывания иностранного гражданина — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха) (п. 4 ч. 1 ст. 2 закона).
Порядок подачи уведомления о прибытии:
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 закона).
Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, а также миграционную карту. После направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть указанного уведомления.
Принимающая сторона с соблюдением сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением. И передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания (ч. 2 ст. 22 закона).
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином (ч. 3 ст. 22 закона).
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания (ч. 3.1 ст. 22 закона).
Уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания представляется принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета непосредственно или через многофункциональный центр либо направляется в установленном порядке почтовым отправлением (ч. 2.2 ст. 23 закона)
Ответственность за нарушение законодательства российской федерации о миграционном учете:
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии со ст. 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина (ст. 24 закона).
Пресс-служба УВД по СЗАО
По материалам Правового отдела УВД по СЗАО
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)
18 июля 2006 года N 109-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 27.06.2018 N 163-ФЗ, от 29.07.2018 N 257-ФЗ, от 11.10.2018 N 366-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П) (см. Обзор изменений данного документа) Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации
- Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета
- Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета
- Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
- Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
- Статья 8. Осуществление миграционного учета
- Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета
- Статья 10. Государственная информационная система миграционного учета
- Глава 2. Органы миграционного учета и их полномочия. Полномочия в области миграционного учета иных органов
- Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
- Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
- Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных граждан по месту пребывания
- Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
- Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
- Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
- Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
- Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания
- Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
- Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
- Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания
- Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
- Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
- Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
- Глава 6. Заключительные положения
- Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу
- Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Открыть полный текст документа> Положение о ФМС России.
Общие положения ФМС
1. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Головистикова А.Н.: Иностранцы и Граждане России. Особенности правового положения, регистрация, учет. — М.: Изд-во Эксмо.2006. -С. 300
ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.
- 2. Основными задачами ФМС России являются:
- 1) реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
- 1.1 ) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- 1.2 ) производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
- 2) осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
- 3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
- 4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
- 4.1 ) осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
- 5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
- 6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
- 7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- 8) управление территориальными органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.
- 3. ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением.
- 4. ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
- 5. ФМС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Гарчибидзе Б.Н. Административное право России. Учебник/ Б.Н. Гарчибидзе, А.Г. Чернявский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК ВЕЛБИ. 2007. — С. 257