Содержание

Аукционным перечнем принято называть перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики по 44-ФЗ обязаны закупать через электронный аукцион. То есть они не вправе применять иные конкурентные процедуры, в частности, конкурс. За несоблюдение указанного правила госзаказчикам грозит штраф в размере до 50 тыс. р.

Что такое аукционный перечень

Закон о контрактной системе 44-ФЗ в ст. 59 обязывает заказчика проводить торги в электронном аукционном формате в том случае, если приобретаются товары, работы, услуги, представленные в аукционном перечне от 2019 года.

Действующий перечень был закреплен распоряжением Правительства от 2016 года №471-р.

До этого действовал другой перечень товаров, работ и услуг, он был изменен, так как были заменены коды по ОКПД2.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

С полным аукционным перечнем можно ознакомиться . Следует обратить отдельное внимание на то, что указанный здесь перечень товаров, работ и услуг для закупки в виде аукциона является обязательным для применения всеми государственными и муниципальными заказчиками на территории РФ.

Российские регионы вправе на местах вносить дополнения в данный список и включать сюда дополнительные товары, работы и услуги.

Для чего нужно было законодателям утверждать подобный список? Сделано это в связи с тем, что аукцион является наиболее открытой формой закупки, в котором достигается условие конкурентной борьбы и снижается вероятность принятия субъективных решений при определении победителя (как при конкурсе). Поэтому если в отношении предмета закупки можно привести четкую количественную и стоимостную оценку, то в целях бюджетной экономии закупать его следует через аукцион.

В случае если заказчики по 44-ФЗ не будут соблюдать требования о проведении закупки указанных в перечне предметов в электронном формате, то им грозит административная ответственность. Штраф для виновных должностных лиц составляет по КоАП 50 тыс. р.

При этом закупки в форме аукциона в отношении представленных в перечне товаров, работ и услуг проводить нужно далеко не всегда. Так, заказчик может закупить их через электронный запрос предложений или котировок либо подписать контракт с единственным поставщиком, если соблюдены условия ст. 93 44-ФЗ.

Заказчику следует учитывать, что запрос котировок проводится при НМЦК не более 500 тыс. р., и годовой объем закупок через указанную процедуру не должен превышать 10% или 100 млн р.

Запрос предложений имеет ограниченные сферы применения: если были признаны несостоявшимися конкурсные процедуры или аукцион, при закупках товаров, работ и услуг по ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ или при дозакупках из-за расторгнутого госконтракта.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Аукционный перечень также называют антиконкурсным, т. к. на закупочные процедуры не распространяются правовые нормы о конкурсах.

Из чего состоит

Аукционный перечень по 44-ФЗ составлен в соответствии с кодами по ОКПД2. Он достаточно обширный и включает 63 позиции товаров, работ и услуг.

В частности, в перечне представлены следующие товары:

  • с/х продукция;
  • рыба;
  • продукция лесного хозяйства;
  • пищевые продукты;
  • напитки и вода;
  • газ и нефть;
  • руды;
  • одежда;
  • табак;
  • текстиль;
  • бумага;
  • лекарства;
  • электрооборудование;
  • резиновые и пластмассовые изделия;
  • металлы;
  • автотранспорт и пр.

Из работ и услуг в список вошли:

  • сбор, обработка и удаление отходов, утилизация отходов;
  • строительные услуги;
  • очистка воды и водоснабжение;
  • авторемонт;
  • розничная и оптовая торговля;
  • транспортные услуги;
  • почтовые услуги;
  • туристические и издательские услуги;
  • услуги по уборке зданий, мытью окон;
  • телекоммуникационные и финансовые услуги и пр.

Исключениями из аукционного перечня являются закупки:

  • детской одежды;
  • услуг по обеспечению продуктами питания образовательных учреждений;
  • строительных работ на сложных и опасных объектах, дорожных работ;
  • услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуальных мероприятий;
  • бюллетеней для голосования на выборах;
  • сувенирных и подарочных наборов;
  • услуг по обмену недвижимости.

Перечень изменялся с момента его принятия три раза. Последние изменения в документ были внесены в 2018 году. Они касались позиции 49 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта». В ней появились новые исключения: коды 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5.

Таким образом, аукционный перечень включает 63 наименования товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать через аукцион. Он был утвержден распоряжением Правительства №471-р от 2016 года. Периодически в указанный документ вносятся изменения. Последние правки появились здесь в 2018 году. За неприменение правил о закупках товаров и услуг из документа через аукцион заказчику грозят штрафные санкции в рамках административного кодекса в размере 50 тыс. р.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок.>Статьи

КТРУ: применяем без ошибок

20.04.2019

КТРУ осложнил работу большинства заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Точнее не сам КТРУ, а то, как он в настоящее время реализован. В данной статье мы подробно разберем порядок использования КТРУ, проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при его применении, а также пути их решения. Для удобства мы разбили предлагаемый материал на разделы. Даже если Вы давно используете КТРУ в своей закупочной деятельности, мы рекомендуем ознакомиться со всеми из них. Убеждены, что Вы не зря потратите время.

Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены в большей степени непониманием заказчиками правил его использования, которые установлены постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145
«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Мы предлагаем вспомнить основные из них. Цветом выделены те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил гласит:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам даже при наличии соответствующего обоснования. Заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками. При этом каждая из таких дополнительных характеристик должна быть обоснована.

Где найти КТРУ?

Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Дополнительная информация» и из него перейти в подраздел «Каталог товаров, работ, услуг (44-ФЗ)».

КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему.

Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать для применения. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.

Ответ на данный вопрос следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее просто нет в КТРУ. Вместе с тем, она может появиться впоследствии. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при планировании соответствующей закупки.

КТРУ и ОКПД2

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ максимальное значение по диагонали монитора установлено «> 26 дюймов».

При этом заказчику нужен монитор не меньше 32 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе получит монитор диагональю 26 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

КТРУ и формирование лотов (компьютеры)

КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

КТРУ и бумага офисная

Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.

Итак, вся офисная бумага включена в КТРУ в виде позиции 17.12.14.000-00000001 с наименованием «Бумага форматная» (укрупненная позиция). Предположим заказчику необходима бумага SvetoCopy формата А4 в упаковке 500 листов в пачке. На сайте одного из поставщиков данная бумага имеет следующие характеристики.

Формату бумаги А4 соответствует позиция КТРУ 17.12.14.000-00000008, которая содержит вот такие показатели:

На основании указанных данных определим предмет контракта и составим описание объекта закупки. Если предметом контракта у заказчика будет выступать только бумага формата А4, то заказчик не вправе определить предмет закупки как «поставка офисной бумаги», «поставка бумаги SvetoCopy или эквивалент», «поставка бумаги формата А4», «поставка бумаги для принтеров» и т.д.

Согласно Правилам (см. выше) наименование закупаемой продукции формируется в соответствии с КТРУ. Рассматриваемая нами позиция КТРУ определяет наименование как «Бумага форматная». Соответственно предметом закупки должно быть, например: «Бумага форматная», «Поставка бумаги форматной», «Поставка бумаги форматной SvetoCopy или эквивалент». Варианты, не содержащие наименования из КТРУ, не будут соответствовать установленным требованиям.

После определения предмета контракта заказчик должен определить объем закупаемой продукции. Тут начинается самое интересное. Согласно позиции 17.12.14.000-00000008 единица измерения по ОКЕИ бумаги форматной определена как «лист». Если заказчику необходимо купить целый фургон бумаги, он не вправе указывать количество используя в качестве единицы «упаковка» или «пачка». Единица измерения количества, используемая заказчиком, должна всегда соответствовать КТРУ. Он не вправе ее изменить даже при наличии обоснования (см. выше).

Соответственно если заказчику нужно купить 500 упаковок бумаги, то его объем закупки будет равен 1 250 000 листов (500 листов * 5 пачек * 500 упаковок). Указанный объем должен быть указан в плане-графике, в техническом задании документации и, внимание, в контракте (т.к. контракт составляется на условиях документации , а не заявки участника (прим.: участник не указывает объем в составе поедаемой им заявки ввиду того, что он не является показателем предлагаемого им товара)). Таким образом, предметом закупки выступает 1 250 000 листов, а не 2 500 пачек.

Это может повлечь за собой проблемы с оформлением документов о приемке (прим.: в данном случае товарных накладных).Заказчик будет требовать от поставщика указание объема в той же единице измерения, что закреплена в контракте, а поставщик просто не будет иметь возможности указать ее, т.к. со склада он отпускает пачки, а не листы. Решение данной проблемы состоит в расшифровке установленного объема на основании сведений об упаковке, указанных в заявке участника. Например, 1 250 000 листов (2 500 пачек). Такая расшифровка приводится в заключенном контракте и в товарных накладных, подписываемых сторонами.

Остается дело «за малым» — определить техническое задание на основании КТРУ. В КТРУ по бумаге приведено 5 характеристик:

— количество листов в упаковке;

— марка бумаги;

— масса бумаги площадью 1 м2;

— формат;

— цветность.

Все указанные характеристики являются обязательными для применения. Используя характеристики производителя и совмещая их с характеристиками, изложенными в КТРУ, заказчик может описать техническое задание следующим образом:

— количество листов в упаковке: > 500 штук

— марка бумаги: не ниже С

— масса бумаги площадью 1 м2: 80 г.

— формат: А4

— цветность: белая

Составляя техническое задание заказчик не может указать, например, «количество листов в упаковке: 500 штук», «марка бумаги: С», т.к. неиспользование слов типа «не ниже», знаков типа «>» в данном случае будет нарушать Правила применения КТРУ. Указание дополнительных характеристик в техническом задании (например, «яркость: 95%»; «белизна: 146 %») возможно только при наличии обоснования, подробнее о котором мы расскажем ниже.

КТРУ и бензин

Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.

КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.

А вот пример одного из технических заданий, которое мы нашли в ЕИС после вступления в силу данной позиции КТРУ:

Заказчик в описании нарушил не только требования КТРУ, но и ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Вот его ошибки:

  1. Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть указано, например: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)».
  2. Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и . Далее участники закупки в составе подаваемых заявок должны будут указать конкретные показатели данных параметров, т.е. «95» и «К5», которые и перенесутся в заключаемый с победителем контракт.
  3. Заказчиком указаны дополнительные требования к бензину, в том числе со ссылкой на обязательный технический регламент, однако обоснование указание таких дополнительных требований в документации о закупке отсутствует.
  4. Заказчиком указано, что качество товара «должно соответствовать ГОСТам и ТУ», при этом не указано каким именно ГОСТам и ТУ бензин должен соответствовать, что является недопустимым, т.к. техническое задание не определяет конкретные требования к закупаемой продукции. Помимо прочего, такая формулировка вводит противоречивые требования к закупаемой продукции: товар не может одновременно соответствовать и ГОСТу, и ТУ, т.к. в большинстве случаев они содержат взаимоисключающие показатели.
  5. Требование заказчика о том, что «обязательно наличие автозаправочных станций в других районах Свердловской области» без указания конкретных районов не позволяет определить соответствие предложения участника условиям технического задания, что является нарушением ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Основные вопросы, связанные с применением КТРУ

На большую часть вопросов, которые возникаю при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, не охваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ: Мы считаем, что нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. При этом мы не исключаем, что проверяющие могут придерживаться иного мнения и излагаем исключительно нашу позицию по данному вопросу.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, услуги по промышленной уборке (код позиции КТРУ 81.22.10.000-00000002).

Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.

Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?

Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не требует формирования отдельной строки в плане-графике (как, например, происходит при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.

Если же закупка у единственного поставщика отражается в плане-графике отдельной строкой, то учитывая Правила, устанавливающие обязательность применения КТРУ не только при осуществлении закупки, но и при ее планировании мы считаем, что КТРУ должен применяться. Однако, в последнему случае он будет применяться только при планировании закупки. В заключаемом контракте стороны укажут конкретные показатели закупаемой продукции, соответствующие диапазонным значениям, установленным в плане-графике из КТРУ.

Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?

Ответ: Мы считаем, что описание должно переносится в техническое задание несмотря на отсутствие специального примечания о том, что оно является обязательным для применения. Обусловлено это отсутствием каких-либо отдельных указаний на этот счет в Правилах. Вопрос о предоставлении участником какого-либо предложения по указанному описанию в составе заявки должен быть решен инструкцией по заполнению заявки, которая является необходимой частью любой закупочной документации.

Обоснование заказчика

Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».

Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.

Пример неправильного обоснования:

Обоснование использования заказчиком при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров (поз. 1,2,4) потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога.

Пример правильного обоснования:

Дополнительные функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (товара))

Наименование характеристики Значение Обоснование необходимости использования дополнительной информации
Количество пикселей на матрице встроенной камеры ≥1,9 Миллионов пикселей Обусловлено необходимостью отображения четкого изображения во время видео-конференц-связи
Глубина моноблока с подставкой ≤ 250 мм Обусловлено необходимостью минимизации занимаемого пространства на рабочем столе сотрудника
Количество портов RJ-45 ≥1 шт. Обусловлено необходимостью подключения персонального компьютера к корпоративной сети
Количество слотов M.2 ≥ 1 шт. Обусловлено возможностью модернизации персонального компьютера как в гарантийный период использования, так и в постгарантийный
Кэш-память процессора ≥ 6 МБ Обусловлено: -высокими требованиями операционной системы к производительности вычислительной подсистемы; -увеличением скорости работы сотрудника благодаря повышенной производительности вычислительной подсистемы и улучшением условий труда
Тип оперативной памяти DDR4 Обусловлено необходимостью использования персонального компьютера на протяжении большого времени и с целью упрощения постгарантийного обслуживания
Максимальная тактовая частота процессора ≥ 3,50 ГГц Обусловлено: -высокими требованиями операционной системы к производительности вычислительной подсистемы; -увеличением скорости работы сотрудника благодаря повышенной производительности вычислительной подсистемы и улучшением условий труда

Будущее КТРУ

Будущее КТРУ закреплено в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. Основной посыл Концепции – использование КТРУ для расчета референтных цен, которые должны будут применяться при обосновании начальных (максимальных) цен для основной массы закупок.

Напомним, референтные цены с 1 января 2019 года должны уже применяться при осуществлении закупок лекарственных средств. Однако, возникшие технические сложности с их расчетом не позволили запустить данный процесс вовремя. Подробнее о применении референтных цен при осуществлении закупок лекарственных средств можно ознакомится в статье «Приказ № 871н или как избежать нарушений при обосновании НМЦк на закупку лекарств». Возможно, что указанные сложности возникнут и при расчете референтных цен на иные виды товаров, работ, услуг. Основная проблема референтных цен в том, что они довольно часто являются заниженными и не соответствуют рынку. Это приводит к признанию проводимых процедур закупок несостоявшимися ввиду полного отсутствия заявок от участников.

Несмотря на это, Концепция предусматривает к 2020 году завершить формирование не менее 28 разделов КТРУ, охватывающих основную часть закупок товаров, работ, услуг.

Закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.

В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:

Размер выручки Обязанность заказчика
Выручка более 10 млрд. руб. Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 июля 2015 года
от 2 млрд. руб.* до 10 млрд. руб. включительно Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 января 2016 года
Выручка ≤ 2 млрд. руб. Не обязаны осуществлять закупки у СМиСП
* Прежде этот показатель составлял 1 млрд. руб. Порог выручки увеличен до 2 млрд. руб. (Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169)

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.

Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ

Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ», эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Заказчикам рекомендуем посмотреть запись вебинара «Планирование закупок на 2017 год и внесение изменений в планы-графики».

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.

Подтверждение статуса СМП

Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.

До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом. Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.2015 № Д28и-2082:

«Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».

Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий вебинара про изменения в 223-ФЗ:

Советы заказчикам, которые не применяют Постановление № 1352:

«Ошибочно считать, что если вы не закупаете товары, работы, услуги у СМиСП, то вы не публикуете ежемесячный отчет. Вести отчет надо, не было закупок у СМиСП – ставьте «0», в этом случае отчет считается заполненным. Также рекомендую не устанавливать условие о том, что в закупке могут участвовать только СМСП. Если вы будете самостоятельно предоставлять какие-то преференции, связанные с проведением закупок только у СМСП, ваши действия могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции. Постановление № 1352 на вас не распространяется, соответственно, устанавливать возможность ограничения участников вы не вправе».

Минэкономразвития в письме от 09.07.2015 № Д28и-2082 отмечает: «Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП». Минэкономразвития отмечает, что требование представить в заявке декларацию, подтверждающую такой статус, также неправомерно. Данными выводами могут руководствоваться не только автономные учреждения, но и иные заказчики, в отношении которых указанное Постановление не действует.

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. не должен публиковать годовой отчет о закупках у СМиСП (письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507)

Если выручка не превышает 2 млрд. руб., отчет публиковать не нужно. Ни в случае, когда закупки у СМиСП действительно были, ни тем более, в случае, когда закупок не было. Ситуация, когда выручка заказчика составляет ровно 2 млрд. руб., также подпадает под это правило: годовой отчет не составляется.

Инновационные закупки у СМиСП

У некоторых заказчиков есть обязанность проводить закупку инновационных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию (Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р).

Создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у СМиСП, — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Подробнее — в статье про инновационные закупки у СМиСП по 223-ФЗ.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ — это конкурентные тендеры, в которых участвуют только представители малого бизнеса. Они проводятся в виде электронного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений.

Скачать образец отчета о тендерах для малого бизнеса

Скачать бланк отчета о тендерах для малого бизнеса

Скачать пример перечня ТРУ для тендеров у малого бизнеса

Скачать постановление правительства № 1001 от 01.08.2019

Сколько закупают у СМП по 223-ФЗ

В постановлении правительства № 1352 от 11.12.2014 указано, что объем закупок у СМП по 223-ФЗ — минимум 18% от из общей стоимости договоров, которые заключены по результатам торгов. Доля соглашений, которые подписаны по результатам процедур только для СМП, составляет не меньше 15% от этого. Подобный объем указывают и когда составляют закупочный план. Список тендеров, которые не учитывают, указан в п. 7 постановления №1352. Он насчитывает 34 пункта, приведем основные:

  1. Обеспечение обороны и безопасности государства.
  2. Услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению.
  3. Проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам.
  4. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые подписаны по итогам закупок:

  1. Исключительно среди СМП.
  2. Для всех участников, в т.ч. и среди СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.

Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т.ч. и у СМП. Годовой объем таких покупок равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество учитывается и когда планируете закупки.

С 01.01.2020 вступает в силу постановление правительства № 1001 от 01.08.2019. С этой даты обязательная доля закупок увеличится. Общий годовой объем закупок у малых компаний составит не меньше 20%. А доля стоимости договоров с СМП по итогам тендеров, в которых участвуют только представители малого бизнеса, возрастет до 18%.

Как утвердить перечень ТРУ для тендеров у СМП

Утвердите перечень товаров, работ и услуг которые приобретаете через тендеры, где участвуют только представители малого бизнеса. ТРУ из списка закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:

  • СМП не участвуют в закупке;
  • заявки участников закупки, которые относятся к СМП отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
  • заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
  • заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.

Эти исключения указаны в п. 21 постановления № 1352.

В перечень закупок у СМП включают информацию из ОКПД-2:

  1. Наименование.
  2. Код, разделы, классы, группы и т.д.
  3. Категории и подкатегории.

Выложите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки продукция из Перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 000 000 рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. А если цена договора от 200 000 000 рублей до 400 000 000 рублей — это его право.

Как проводить тендер среди СМП

В ст. 3.4 указаны особенности для закупок у СМП по 223-ФЗ 2019 года. В этой норме определены правила закупок для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили эти периоды в таблице.

Способ определения поставщика Минимальный срок для подачи заявок НМЦД
Конкурс семь дней Не больше 30 000 000 рублей
пятнадцать дней Больше 30 000 000 рублей
Аукцион семь дней Не больше 30 000 000 рублей
пятнадцать дней Больше 30 000 000 рублей
Запрос предложений пять рабочих дней до старта процедуры Не больше 15 000 000 рублей
Запрос котировок четыре рабочих дня Не больше 7 000 000 рублей

Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в документации о закупке требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 000 000 рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.

Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по распоряжению правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.

Закупки для малого бизнеса проводятся в электронной форме. Чтобы провести, выбирайте электронные площадки, которые утверждены распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по постановлению правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8 и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «ТЭК – Торг».
  5. АО «Электронные торговые системы».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО “РТС – тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник прописал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.

Закупки у СМП состоят из таких шагов:

  1. Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
  2. Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
  4. Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
  5. Заказчик результаты фиксирует в протоколе о подведении итогов.

Как заключить договор в результате тендера среди СМП

Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивировано отказывается вносить правки.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Предложения участника.
  4. Проекта договора.

Как отчитаться о закупках у СМП

Составляйте отчет по СМП по 223-ФЗ, если относитесь к одной из категорий:

  • юрлица независимо от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 000 000 рублей, если они не относятся к СМП;
  • кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;
  • автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн рублей;
  • госкомпании, их «дочки» и «внучки»;
  • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Включайте в отчет данные о количестве и стоимости договоров (отдельно по каждому виду) и долю закупок у СМП. Форма и требования к содержанию отчета установлены Постановлением № 1352. Размещайте его не позднее 01.02.2020, чтобы отчитаться за 2019 год. Это указано в ч. 21 ст. 4 223-ФЗ.

Чтобы правильно составить эту отчетность проверьте категорию поставщика в едином реестре на сайте ФНС.

>Новый аукционный перечень по 44-ФЗ: изменения 2019 года

Что такое аукционный перечень по 44-ФЗ

Список утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. По данным на осень 2019 года он включает 63 позиции. Это товары, работы и услуги, которые нужно закупать только путем электронного аукциона. О такой обязанности заказчиков сказано в ст. 59 Закона № 44-ФЗ.

Каждый год в аукционный перечень вносят правки. Какие-то позиции исключают, другие добавляют. Последние изменения были внесены в список 3 июня 2019 года.

Новый аукционный перечень по 44-ФЗ в 2019 году

3 июня 2019 было принято распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 № 1177-р. Позиция 26 теперь выглядит так: «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое». Внесены изменения также в текст позиции 32.5: «Инструменты и оборудование медицинские». Обратите внимание: сюда не относятся коды 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.190.

Прежде чем принимать решение о выборе способа закупки, сверьтесь с новой редакцией распоряжения.

Перечень из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р Скачать редакцию документа от 13 июня 2019

Что входит в аукционный перечень по 44-ФЗ

Рассмотрим, как выглядит аукционный перечень по 44-ФЗ в 2019 году. Для каждой позиции для вашего удобства приведен ОКПД 2. Путем аукциона нужно закупать следующие товары:

  • 01 — сельскохозяйственная продукция (за исключением кодов 01.4, 01.7);
  • 02 — продукция лесоводства, лесозаготовок;
  • 03 — рыба;
  • 05 — уголь;
  • 06 — нефть и газ;
  • 07 — металлические руды;
  • 08 — продукция горнодобывающих производств;
  • 10 — продукты для употребления в пищу;
  • 11 — напитки;
  • 12 — табак;
  • 13 — текстильные изделия;
  • 14 — одежда;
  • 15 — кожа и изделия из этого материала;
  • 16 — деревянные товары (мебель сюда не входит), изделия из соломы;
  • 17 — бумага и бумажная продукция;
  • 19.1 — продукция коксовых печей;
  • 19.2 — нефтепродукты;
  • 19.30.11 — уголь и антрацит агломерированный;
  • 20 — химическая продукция;
  • 21 — лекарства и медицинские материалы;
  • 22 — товары из резины и пластмассы;
  • 23 — минеральные неметаллические продукты (исключены коды 23.13.13.140, 23.13.13.142, 23.32.12, 23.41.11.110, 23.41.12);
  • 24 — металлы;
  • 25 — металлическая продукция (за исключением машин и оборудования);
  • 26 — оборудование для компьютеров;
  • 27 — электрическое оборудование;
  • 28 — машины и оборудование;
  • 29 — транспортные средства, прицепы и полуприцепы;
  • 30 — иные ТС;
  • 32.5 — мединструменты и оборудование для лечебных учреждений;
  • 32.9 — прочие готовые изделия;
  • 36 — вода.

Как проводить электронный аукцион с 1 июля 2019 года
В правилах аукциона появились дополнительные условия, как проводить закупки на капитальный ремонт, стройку, реконструкцию и снос. Новый порядок появился и по аукционам, где установлены дополнительные требования к участникам закупок.

Среди работ и услуг в аукционный список входят:

  • 01 — услуги в сфере с/х;
  • 02 — услуги в области лесоводства;
  • 03 — услуги в сфере рыболовства;
  • 09 — добыча полезных ископаемых;
  • 33 — ремонт и монтаж оборудования;
  • 35.30.2 — подача холодной воды и охлажденного воздуха;
  • 36 — очистка воды;
  • 37 — водоотведение;
  • 38 — сбор и удаление отходов, утилизация мусора;
  • 41.2 — строительство зданий;
  • 42 — гражданское строительство;
  • 43 — специализированные строительные работы;
  • 45 — торговля оптом и в розницу, ремонт ТС;
  • 46 — торговля оптом (за исключением продажи ТС и мотоциклов);
  • 47 — розничная торговля (исключая ТС и мотоциклы);
  • 49 — услуги сухопутного и трубопроводного транспорта;
  • 50 — услуги водного транспорта;
  • 52.2 — вспомогательные транспортные услуги;
  • 53 — почтовые и курьерские услуги;
  • 55 — предоставление жилых площадей для временного проживания;
  • 55.90.19 — организация отдыха детей;
  • 56 — общепит;
  • 58 — издательские;
  • 61 — телекоммуникационные;
  • 64 — финансовые;
  • 79.11 — услуги турагентств;
  • 81.21.10 — клининг;
  • 81.29.11 — дезинфекция и т.д.

Обратите внимание, что в перечень не входят товары, работы и услуги, закупки которых заказчики вправе проводить путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса.

Как проверить, можно ли проводить закупки электронным аукционом?

Узнайте за 1 минуту в сервисе Ассистент заказчика!
1. Получите демо-доступ,
2. Проверьте свои закупки на аукционный перечень,
3. а также на преимущества, ограничения и запреты по 44-ФЗ.

Аукционный перечень по 223-ФЗ в 2019 году

Отдельный перечень утвержден для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ. Но его нельзя назвать аукционным списком. ТРУ из этого перечня заказчики обязаны закупать электронным способом, но не обязательно путем аукциона. Список утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В 2019 году он не обновлялся.

Вот несколько позиций из перечня по 223-ФЗ с кодами:

  • 13.10.72.130 — бумажная пряжа;
  • 14.12.30.170 — одежда для поддержания физической формы;
  • 18.1 — полиграфические и печатные услуги;
  • 21.20.24.130 — бинты для медицинских целей;
  • 22.19.60.111 — хирургические перчатки;
  • 22.19.71.110 — презервативы;
  • 23.19.23.110 — посуда для лабораторий;
  • 23.19.23.130 — стеклянные ампулы;
  • 25.99.29.110 — металлические магниты;
  • 25.99.29.190 — продукция из недрагоценных металлов;
  • 28.22.15.120 — погрузчики;
  • 28.23.11.110 — пишущие машины;
  • 28.23.13.120 — кассовые аппараты;
  • 29.10.2 — легковые авто;
  • 31.01.1 — мебель для офисов и предприятий торговли;
  • 32.99.13.120 — ручки;
  • 36.00.1 — вода;
  • 58.11.1 — книги;
  • 81.2 — услуги по чистке и уборке.

При одном из следующих условий заказчик не должен закупать ТРУ из списка электронным способом:

  • сведения о закупке не размещаются в ЕИС;
  • потребность в закупке связана с ЧС, необходимостью срочного медицинского вмешательства;
  • закупка проводится у едпоставщика.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *