Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,

9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:

— заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда;

— постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

— заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.

3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.

Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

Сначала о социальном воспитании вообще.Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.

Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.

Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.

Социальная составляющая милосердия. Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).

Педагогическая составляющая милосердия. Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.

Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.

Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям.

Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.

Взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ирина Прокофьева
Взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Цель: познакомить слушателей с приобретенным опытом работы по взаимодействию субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В ст. 4 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определён перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики. Это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и др. ведомства.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. необходимо информировать:

Прокуратуру — о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних (приложение № 1);

КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

Органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;

ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших преступление или антиобщественные действия;

Органы здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;

Органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

Органы по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

Органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: занимают важное место в системе раннего выявления семейного и детского неблагополучия.

Незамедлительно информируют ОВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений.

Опеку и попечительство – о детях, оставшихся без попечения родителей.

Органы социальной защиты — о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке.

Органы здравоохранения — о детях, нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств или психотропных веществ.

Органы по делам молодёжи – об организации досуга и отдыха.

КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Информация пишется на бланке школы, на имя начальника субъекта профилактики, подпись директора школы, обязательно печать, зарегистрировать исходящий номер.

Проводят совместные рейды с ОВД, принимают участие в мероприятиях ОВД, организуют систематические сверки учётов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле. Информируют ОВД о фактах получения травм в специальных учреждениях, самовольных уходах воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.

После выявления, оказания неотложной помощи и информирования субъектов системы профилактики необходимо:

1. Поставить на учёт несовершеннолетнего или семью, оказавшуюся в социально опасном положении для проведения ИПР, с заведением учётной документации для сбора информации.

2. Выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.

3. Составить план проведения ИПР, с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации объекта с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями.

4. Проводить совместную работу с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

5. После проведения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, оказанию различных видов помощи составляется отчёт.

ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ИПР В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Муниципальные отделы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут сбор информации от подведомственных учреждений о выявленных несовершеннолетних и о фактах информирования субъектов системы профилактики о выявленных несовершеннолетних. Полученную информацию передают в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КДН и ЗП фиксирует факты направления несовершеннолетних в органы и учреждения системы профилактики.

КДН и ЗП координирует деятельность по ИПР.

СТАДИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.

1. Выявление. Сообщение. Учёт.

В выявлении несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации,

принимают участие все субъекты системы профилактики.

Способы получения информации:

— сообщения граждан;

— сообщения должностных лиц органов и учреждений;

— в ходе проведения рейдов;

— заявления родственников, соседей.

Работа по созданию системы раннего выявления всех форм семейного неблагополучия является важным аспектом деятельности субъектов профилактики.

Сообщение, как правило, не содержит подробных сведений о семье и ребёнке и имеющейся проблеме, в связи с этим на стадии учёта семьи идёт сбор информации и документов.

Сбор информации состоит из:

— обследования жилищно-бытовых условий;

— беседы с ребёнком, его родителями, родственниками и другими лицами;

— получение обзорных справок на семью и ребёнка от субъектов системы профилактики.

Сбор документов состоит из получения:

— копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положение;

— документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребёнка;

— обзорных справок, объяснений, актов жилищно-бытовых условий;

— справок об учётах в ПНД, наркологическом, туберкулёзном и иных диспансерах;

— медицинских документов (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии групп инвалидности и т. д.);

— иных документов.

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребёнка намечается комплекс мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и организации индивидуально-профилактической работы.

2. Индивидуально-профилактическая работа.

Индивидуальную профилактическую работу (ИПР) с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройства.

Мероприятия индивидуально – профилактической работы:

— социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т. д.);

— социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т. д.);

— по защите права на образование, отдых, труд (устройство в школу, направление в лагерь, организация досуга, временная занятость и т. д.);

— по защите жилищных прав;

— по защите имущественных прав;

— по защите неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учёт мнения ребёнка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т. д.);

— оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т. д.).

Первичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних и недопущение совершения ими правонарушений.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постреабилитация — комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних, ранее состоявших на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Организация досуга несовершеннолетних:

• организация работы бесплатных кружков и секций;

• организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в ПДН.

• организация мест свободного общения для подростков и молодёжи;

• проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев;

• проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;

• реализация мероприятий, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних;

• реализация программ различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Устройство и дальнейшая поддержка.

Оказание различных видов помощи по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приёмную семью, усыновление, устройство в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и временному устройству в приюты, социально-реабилитационные центры для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, педиатрические отделения больниц.

Работа с данной категорией граждан очень сложная, требует огромного терпения. Реабилитация семьи иногда занимает достаточно длительное время, но результаты часто зависят от личного участия специалистов служб системы профилактики, от неравнодушного подхода к проблемам семьи, от проявления стойкости, упорства и терпения. Важно ни только оказать поддержку, но и научить самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Ни только «поймать рыбу и накормить, а дать в руки удочку и научить ловить рыбу».

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Закон №120-ФЗ) заложил концепцию нового, системного подхода к профилактической деятельности и стал первым базовым законом, в котором описывается единая система органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В нем содержатся принципиальные основные положения об организации профилактики, методах и средствах профилактического воздействия. Закон содержит определение «профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это – «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».

Эффективность профилактической деятельности возможна в том случае, если сочетать государственные и общественные рычаги, воздействуя одновременно на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также на общественное мнение. Поэтому предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимается широкий круг органов, учреждений и организаций, решающих задачи образования, здравоохранения, нравственно-культурного развития несовершеннолетних, обозначенных в статье 4, 24 Закона №120-ФЗ.

Система органов и учреждений профилактики работает главным образом с несовершеннолетними и их родителями и (или) законными представителями. При этом следует подчеркнуть, что принятие Закона №120-ФЗ преследовало цель – обеспечить строгое соблюдение законности в процессе профилактической деятельности. Важное значение в соблюдении принципа законности в процессе профилактической деятельности имеет положение ч.1 ст.9 и ст.10 Закона №120-ФЗ.

Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики осуществляется разными органами и на разных уровнях иерархии (федеральный, региональный и местный). Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, определенной законодательством субъекта РФ, осуществляют контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики.

Совокупность органов и учреждений определяется единым понятием «субъекты профилактики». Субъекты профилактики подразделяются на два вида: 1) органы и учреждения, для которых профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является основной функцией. К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; специальные учебно-воспитательные учреждения образования; социально-реабилитационные центры социальной защиты; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, уголовно-исполнительные инспекции Министерства юстиции и др.; 2) органы и учреждения, выполняющие иные социальные функции. К ним относятся: органы и организации образования, здравоохранения, органы службы занятости и другие, которые занимаются профилактической деятельностью в ходе решения хозяйственных и иных, возложенных на них задач, в целях обеспечения и выполнения главных функций.

В пределах своей компетенции субъекты профилактики осуществляют мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют в связи с этим определенные права и обязанности, несут ответственность за решение возложенных на них задач.

Важным условием любой социальной системы (в том числе системы профилактики) является наличие системообразующего органа, который бы объединял, координировал деятельность субъектов, обеспечивал бы их взаимодействие. Применительно к системе профилактики – определял бы связь между системой профилактики и системой управления территорией в целом. Таким органом закон определил комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Статья 11 Закона №120-ФЗ возложила на эти комиссии базовые профилактические функции в их предельно широкой формулировке: защиту и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики; организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики. Таким образом, комиссии имеют отношение ко всем сторонам профилактической деятельности, всем её направлениям. Помимо этого на комиссии возложены и функции ювенальной юстиции в отношении родителей и несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, общественно опасные деяния. Это позволяет данному органу, осуществлять обратную связь, получать информацию об эффективности деятельности всей системы профилактики и с учетом полученной информации принимать меры к её корректировке. Их деятельность строится по территориальному принципу. Городская и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят работу с родителями, не исполняющими обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними. Подобное деление комиссий на виды направлено на установление более тесного контакта с неблагополучными семьями, в которых дети лишены родительского контроля, а также повышение степени защищенности их прав и законных интересов, предотвращение травматизма и иных неблагоприятных последствий.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания представляют собой комплексную деятельность различных органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно занимающихся проблемами социальной помощи населению (министерства, отделы социальной защиты населения и т.п.). Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, развитие системы социальных служб. Органы социальной защиты населения следует рассматривать в качестве органов общей компетенции, поскольку полномочия в области профилактики безнадзорности реализуются ими наряду с компетенцией в иных сферах деятельности.

В качестве одного из основных направлений деятельности органов социальной защиты населения Закон №120-ФЗ определяет профилактику безнадзорности. Данное направление деятельности реализуется рассматриваемыми органами наряду с иными полномочиями. Именно данные органы в полном объеме обладают сведениями о малоимущих и неблагополучных семьях, поскольку именно они и являются основными клиентами рассматриваемых органов, обращаясь к ним за различными формами защиты и поддержки. Таким образом, в качестве одного из наиболее значимых профилактических мероприятий, проводимых органами социальной защиты, выступает определение круга потенциально неблагополучных семей, т.е. таких семей, дети в которых не имеют надлежащего контроля и надзора со стороны их законных представителей. С момента выявления таких семей им уделяется повышенное внимание, в том числе систематически проводятся мероприятия, направленные на предотвращение безнадзорности.

Большинство органов государственной власти и местного самоуправления наделяются и контрольными функциями. Не являются исключением и органы социальной защиты населения. Несмотря на то, что они являются органами общей компетенции в вопросах профилактики безнадзорности, закон предоставляет им полномочия в части контроля деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям. Следует обратить внимание, что в отличие от иных уполномоченных органов в данном случае контроль осуществляется не за неблагополучными семьями и детьми, а за организациями и учреждениями, предоставляющими социальные услуги указанным категориям субъектов. Именно указанные юридические лица попадают в поле зрения органов социальной защиты населения. Таким образом, закон гарантирует гражданам надлежащее качественное предоставление социальных услуг, в том числе и в части профилактики безнадзорности и борьбы с ней. Вторым фактором выступает развитие социальных учреждений, за деятельностью которых осуществляют контроль управления социальной защиты населения.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних в применении к статье 13 Закона №120-ФЗ – это учреждения, целью создания и функционирования которых является оказание социальной помощи несовершеннолетним гражданам, направленной на их социальную реабилитацию. Учреждения относятся к органам управления социальной защитой населения. Понятие социальной реабилитации ребенка регламентировано статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – это мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Согласно ст.14 Закона №120-ФЗ к органам, осуществляющим управление в сфере образования, относятся исполнительные органы всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального), созданные для осуществления полномочий в области образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Специальные учебно-воспитательное учреждения (ст.15 Закона №120-ФЗ) создаются для детей и подростков с девиантным поведением и призваны обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо достигли возраста, предусмотренного ч.1 или 2 ст.20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Семейный кодекс РФ закрепляет в качестве основного принципа приоритет семейного воспитания детей, в обеспечении которого непосредственное участие принимают и органы опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства направлена на обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на решение ряда задач по обеспечению семейного воспитания детей или решение вопроса об их судьбе в случае отсутствия законных представителей.

Органы опеки и попечительства принимают непосредственное участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними. Профилактическая работа организуется в отношении определенных групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивными веществами и т.д.

К числу специально уполномоченных органов, призванных решать проблемы молодежи, относятся и органы по делам молодежи и их учреждения. Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют социальную поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Статья 18 Закона №120-ФЗ устанавливает полномочия органов управления здравоохранением и медицинских организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К органам управления здравоохранением относятся федеральные и региональные органы исполнительной власти, созданные для реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан. Органы управления здравоохранением и медицинские организации в пределах своей компетенции организуют: распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни; развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним; круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья; выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних; оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних; круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера; оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении; подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении; выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Борьба с безнадзорностью несовершеннолетних является предметом межведомственной компетенции, в связи с чем, большинство органов государственной власти в пределах своей компетенции участвуют в решении рассматриваемой задачи. Не являются исключением из общего правила и органы занятости. Закон №120-ФЗ предоставляет органам занятости широкие полномочия в целях обеспечения трудоустройства несовершеннолетних лиц, ограничивая их деятельность исключительно интересами несовершеннолетнего гражданина и компетенцией соответствующего органа занятости в решении проблем борьбы с безнадзорностью и ее профилактики.

Органы внутренних дел – государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главными задачами которой являются обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями.

В настоящее время деятельность органов внутренних дел в части профилактики правонарушений несовершеннолетних лиц приобретает особую значимость, поскольку число таких правонарушений не только возрастает с каждым годом, но и одновременно возрастает агрессивность таких деяний, их корыстность. Одной из основных причин подобного явления является безнадзорность несовершеннолетних граждан. В большинстве своем органы внутренних дел реализуют свои полномочия, предусмотренные ст.20 Закона №120-ФЗ, в случае нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе и со стороны их законных представителей. Именно нарушение прав и законных интересов детей зачастую выступает в качестве основания для девиантного поведения подростков. К числу наиболее распространенных нарушений относятся: неисполнение обязанностей по воспитанию и образованию детей; отрицательное влияние на личность несовершеннолетнего лица; жестокое обращение с детьми.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность; не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; получивших отсрочку отбывания наказания; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы; родителей или законных представителей вышеуказанных несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних; участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВСНП на срок до 30 суток при необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, предупреждения повторного общественно опасного деяния, отсутствии у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания, злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования; самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и др.; участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ; вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ; информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих; принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий; в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения органов внутренних дел. Обеспечение мер по оказанию ими постоянного содействия ПДН в этой работе возлагается на министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников отделов (управлений) внутренних дел в районах, городах и иных муниципальных образованиях, начальников органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – ЦВСНП) – это структурные подразделения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству. К основным задачам ЦВСНП относятся: обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений; доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Прием несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП осуществляется круглосуточно. В случае доставления в ЦВСНП несовершеннолетних, личность которых не установлена, должностные лица ЦВСНП принимают меры к установлению личностей доставленных несовершеннолетних. При убытии несовершеннолетних из ЦВСНП копии заключений психологов с рекомендациями о формах и методах профилактической работы направляются в территориальные органы МВД России и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания.

Статья 24 Закона №120-ФЗ устанавливает круг иных органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также определяет их полномочия.

Например, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры; оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста. Уголовно-исполнительные инспекции участвуют в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних

Основные принципы правового регулирования в сфере общественных отношений с участием самих несовершеннолетних либо их родителями или лиц их заменяющих, закреплены в ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный правовой акт регулирует с участием подростков и детей, защиту их интересов и прав, а еще определяет судебные процедуры:

Направление в учреждения специального закрытого учебно-воспитательного типа, помещение несовершеннолетних в центры временного содержания, а так же принятие решений судьями о принудительных мерах медицинского освидетельствования подростка, в отношении которого ведется рассмотрение вопроса, о помещении его в учреждения закрытого учебно-воспитательного типа.

А так же в этом законе нашли свое отражение положения УК РФ о реабилитационной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними:

Освобожденными от уголовной ответственности и наказания с применением мер воспитательного характера, и с несовершеннолетними, которые в связи с тем, что не достигли возраста уголовной ответственности, освобождены от уголовного наказания, а также по причине «уголовной невменяемости» установленной экспертом (ч.3 ст. 20 УК РФ).

Профилактика правонарушений и безнадзорности законом определяется как система педагогических, правовых и иных мер, направленных на устранение и определения условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественной деятельности и правонарушениям несовершеннолетних, в совокупности осуществляемых с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в опасном социальном положении.

Категория лиц, в отношении которых учреждениями и организациями из системы индивидуальной профилактической работы, определяется статьей пятой ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Это оказавшиеся в опасном социальном положении несовершеннолетние, то есть в обстановке:

Представляющей угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию или же совершение антиобщественных действий или правонарушений.

А так же законные представители или родители несовершеннолетних, если они негативно влияют на поведение несовершеннолетнего либо жестко обращаются с ним или не исполняют своих родительских обязанностей.

В Федеральном законе-120 установлена система учреждений и органов, которые должны обеспечивать защиту законных интересов и соблюдение прав несовершеннолетних, обеспечивать их защиту от любых форм дискриминации, психологического либо физического насилия, сексуальной или любой другой эксплуатации, грубого обращения, выявления семей и детей, находящихся в опасном социальном положении. А так же им определяется компетенция учреждений и органов, механизмы их взаимодействия.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (а дальше по тексту КДН) при органе местного самоуправления является центральным, координирующим органом в системе профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

В компетенции данной комиссии входит весь комплекс мероприятий по восстановлению и защите законных интересов и прав несовершеннолетних, по устранению и выявлению всех условий и причин, способствующих беспризорности безнадзорности, антиобщественной действиям и правонарушениям детей, не достигших 18 летнего возраста. На КДН возложена обязанность по организации социальной реабилитации несовершеннолетних оказавшихся в опасной социальной ситуации и индивидуальная профилактическая работа.

Кроме того она является специализированным государственным органом, который в свою очередь обеспечивает исправление несовершеннолетних в предусмотренном законом порядке, к примеру в случаях освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением мер принудительного воспитательного характера.

В производство КДН и ЗП Аргаяшского муниципального района за 4 месяца 2015года поступило 34 протокола об административных правонарушениях, из них: по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ — 15, по ст.12.7 ч.1 КоАП РФ — 9, по ст.12.29 ч.1 КоАП РФ — 5, по ст.20.21 КоАП РФ- 1, по ст.20.22 КоАП РФ — 2, по ст.20.20 ч.1 КоАП РФ- 2.

Постановлений об отказе возбуждения уголовных дел поступило — 4, ходатайств об отчислении из учебного заведения поступило — 1. По всем делам были приняты решения комиссией.

Согласно статьям 20-23 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» основным органом, осуществляющим непосредственно функции по профилактике, являются органы внутренних дел, а так же их структурные подразделения:

  • 1. Центры временного содержания несовершеннолетних (а дальше по тексту ЦВС);
  • 2. Подразделения по делам несовершеннолетних;
  • 3. Подразделения криминальной полиции.

В законе определен широкий круг полномочий и обязанностей подразделений по делам несовершеннолетних в ЦВС, указан исчерпывающий перечень оснований для помещения повешения в центры временного содержания.

В систему государственной профилактики входят учреждения социального обслуживания населения, органы управления социальной защитой, которые осуществляют меры по:

Организации индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных детей;

  • А) Меры по профилактике безнадзорности:
  • Б) Предоставлению бесплатных социальных услуг несовершеннолетним; оказавшихся в опасном социальном положении или в трудной жизненной ситуации;

По оказанию выплат единовременного социального пособия семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было выплачено УСЗН Аргаяшского района: 2013 году — 26 семьям на сумму 26000рублей и 24 семьям продуктовые школьные наборы на общую сумму 24000рублей; 2014году — 19 семей получили пособие на общую сумму 31291 рублей и новогодние подарки получили 145 семей.

В) Выявлению семей с такими детьми и такими детьми.

Отделением помощи семье и детям в Аргаяшском районе выявлено семей, находящихся в социально-опасном положении: 2013г.- 65 семей, из них 106 детей, 2014г.- 53 семей, из них 85 детей. Данная категория семей состоят на учете в отделе помощи семье и детям, им оказывается материальная и психологическая помощь.

В специальных учреждениях, для содержания несовершеннолетних нуждающихся в специальной социальной реабилитации к которым относятся детские дома, определенные центры (помощи детям и семьям, социально-реабилитирующие и т.д.), выявленные дети и подростки находятся на полном государственном обеспечении в соответствии установленным порядком, а так же к ним применяются меры.

Направленных на социальную реабилитацию, оказывается медицинская и психологическая помощь, а так же осуществляется последующая помощь в устройстве таких несовершеннолетних.

Образовательные учреждения и органы управления образованием, также являются частью системы профилактики, и они призваны решать большой круг задач и проблем, так как помимо образовательного процесса, тесно взаимодействуют с воспитательным.

Они осуществляют не маловажную роль в организации досуга, занятости детей, летнего отдыха выявляют несовершеннолетних с отклонениями в поведении или развитии, проводят их обследования, готовят рекомендации по оказанию им определенной помощи и форм дальнейшего обучения. А так же законодательством в структуру органов управления образованием включены такие детские дома, интернаты, и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа. Законом определен судебный порядок помещений несовершеннолетних в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения, регламентированный в третьей главе ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

А органы опеки и попечительства, являясь одним из органов системы профилактики, выполняют меры по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, участвуют в индивидуальной профилактической работе с этими детьми, обеспечивают защиту всех личных имущественных прав и неимущественных прав.

Остались без попечения родителей за 2013г.- 31детей, 2014г.- 23 детей, 2015г.- 8 детей, а так же в Аргаяшском районе лишены родительских прав: 2013г.- 23 родителя (43детей) и ограничено в родительских правах 1 родитель (1 реб.), 2014г.- 19 родителей (25 детей) и 2 родителя ограничены в родительских правах( 4 детей), 2015г. -2 родителя (5 детей).

А так же важную роль в системе учреждений и органов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних выполняют учреждения здравоохранения и органы управления здравоохранением. К их обязанностям относят развитие сети учреждений для подростков и детей, оказывающих наркологическую и психологическую помощь, круглосуточный прием и содержание несовершеннолетних в возрасте до 14 лет оставшихся без попечения родителей, а также последующее воспитание и выхаживание этих детей в учреждениях подведомственного типа (домах ребенка).

Учреждения здравоохранения осуществляют учет, выявление и лечение несовершеннолетних, страдающих наркотической зависимостью, употребляющих спиртные напитки, одурманивающие или психотропные вещества, а так же меры по профилактике наркомании, алкоголизма, заболеваний, передаваемых половым путем.

По нашему мнению достаточно важным является взаимодействие учреждений здравоохранения с органами внутренних дел, потому что в обязанности медицинских работников входит обязанность в передаче информации о поступивших несовершеннолетних с какими либо травмами органам внутренних дел. Вовремя полученная информация может стать залогом предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних.

Органы по делам молодежи, а так же их учреждения в соответствии со статьей семнадцатой ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» участвуют в организации досуга, отдыха и занятости несовершеннолетних, в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в опасном социальном положении.

Заушите их законных интересов (социально-правовых), оказание помощи молодежным и детским общественным объединениям, фондам, учреждениям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Трудовая занятость в современных условиях является одной из часто используемых мер профилактики антиобщественной деятельности, преступлений и правонарушений. А так же в систему профилактики правонарушений и безнадзорности входят органы службы занятости, поскольку они содействуют трудоустройству (нуждающихся в помощи) и профессиональной ориентации несовершеннолетних.

В Аргаяшском муниципальном районе были выделены деньги для организации трудовых отрядов для желающих работать в летнее время несовершеннолетних, всего было организовано трудовых отрядов и проработало подростков: 2013г.- 20 отрядов, где работало 303 подростка, 2014г. -25 отрядов, где работало 305 подростка, 2 подростка работало временно на период отсутствия основных работников в Аргаяшской центральной районной больнице.

В летний период несовершеннолетние подростки устраиваются на работу в МОЦ Курорт «Увильды» Аргаяшского района. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было выдано разрешение на работу несовершеннолетним 2013г. — 16, 2014г.- 8, в том числе оказали помощь в трудоустройстве детям сиротам и оставшиеся без попечения родителей.

В статье Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» а конкретно в 24 статье определены и другие учреждения и органы, осуществляющие профилактические меры в отношении детей оказавшихся опасной социальной ситуации и несовершеннолетних правонарушителей.

Органы и учреждения спорта, культуры, досуга и туризма:

Привлекают несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении к занятиям в художественных, спортивных, технических и других клубах, секциях, кружках способствуют их приобщению к ценностям мировой и отечественной культуры (Для этой категории детей обеспечивается бесплатная либо льготная досуговая занятость).

Оказывают содействия в деятельности спецальных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации (социальной), центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специализированным учебно-воспитательным учреждениям, органам внутренних дел в организации культурно-воспитательной и спортивной деятельности с детьми, не достигшими 18 лет, помещенными в эти учреждения.

А так же в пределах своей компетенции участвуют в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними уголовно-исполнительные инспекции.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации они осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних содержавшихся в этих учреждениях.

Так же они постоянно осуществляют взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних и ежемесячно обмениваются данными. (к примеру сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, каждый месяц направляют им отчет о количестве несовершеннолетних поступивших к ним на учет, а в свою очередь подразделение по делам несовершеннолетних оказывают активное воздействие в профилактических организациях и мероприятиях уголовно-исполнительным комиссиям.)

В то же время Федеральные органы исполнительной власти в рамках которых Законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, путем зачисления несовершеннолетних оставшихся без родительского попечения и детей-сирот в качестве воспитанников в списки воинских частей с согласия с согласия этих несовершеннолетних, а так же для этого необходимо согласие органов опеки и попечительства. К примеру, условия и порядок зачисления в качестве воспитанников в воинские части несовершеннолетних обеспечение их необходимыми благами устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

А общественные объединения в свою очередь принимают участие в профилактике правонарушений и беспризорности несовершеннолетних, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами самих объединений.

Примером может служить телефон доверия, с помощью которого несовершеннолетний может получить необходимый профессиональный психологический совет, так как довольно так и часто подросток по различным причинам может оказаться сложной жизненной ситуации и не может найти понимание и поддержку среди близких.

А в результате это ведет к тому, что подросток, пытаясь уйти от проблем «взрослым» способом, начинают употреблять наркотики и алкоголь, а попав в эту систему, его будет сложнее спасти. Организаторы молодежного телефона доверия считают, что проще предупредить и предотвратить чем, потом бороться с уже существующей проблемой.

Как вывод можно сказать, что для ликвидаций причин и условий способствующих правонарушений необходимо навести должный порядок и обеспечить выполнение всех требовании законодательства и создание у несовершеннолетних определенного образа мышления, мировоззрения препятствующего совершению правонарушений и других антиобщественных действий.

Основной целью государственных и не государственных организаций является функция, направленная на производство позитивной среды, защиту и охрану прав и свобод несовершеннолетних, их социализацию коррекцию дивиантного поведения реагирование на правонарушения несовершеннолетних или в отношении их, закрепленными законодательством мерами.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *