>Снегоборьба и снегоуборка

Главная / Виды работ / Снегоборьба и снегоуборка

Снегоборьба

ООО «Трудовой десант» выполняет работы по очистке снега на железнодорожных путях, стрелочных переводах и жд переездах.

Снегоборьба – это исключительно железнодорожный термин, с которым вы не встретитесь ни в какой-либо еще одной отрасли. Он включает в себя комплекс мер по предотвращению снеговых заносов, защите пути от снега, а также непосредственно снегоуборке — очистке жд путей и стрелочных переводов от снега.

На работу железнодорожного транспорта, который обоснованно считают всепогодным, не влияют многие неблагоприятные погодные условия. Несмотря на это, снежные заносы и сугробы — серьезная угроза для железнодорожного транспорта. Сильные снегопады и создаваемые ими снежные заносы представляют проблему для движения подвижного состава. Снег, попадая на железнодорожную колею, создает дополнительное сопротивление движению, увеличивает расход энергии, способствует снижению скоростей движения.

Так, на заре становления железнодорожного транспорта, когда методика снегоборьбы еще не была выработана, снежная стихия могла парализовать работу отдельных участков железной дороги на продолжительное время.

История снегоборьбы на железных дорогах

Снегоуборка железнодорожной колеи была проблемным вопросом еще задолго до широкого распространения сети железных дорог. Для России он был особенно актуален, его обсуждали не только инженеры, как свидетельствуют документы, но и общественность. Снегоуборка железнодорожных путей в России являлась повинностью, сёла обкладывались «снежной конской и людской» повинностью, часто данную работу исполняли воинские части. Этот факт подтверждается вырезкой из английской газеты конца 19 века, содержащий гравюры рассказывающие об уборке снега на железной дороге в окрестностях Оренбурга.

Снегоборьба на железной дороге велась и с помощью ограждения путей снеговыми щитами, а также силами пассажиров, которые вручную вызволяли застрявший состав лопатами.

В настоящее время арсенал способов борьбы со снегом значительно расширился: это и защита от снежных заносов с помощью долговременных лесонасаждений и специальных сборных решетчатых щитов и заборов, электрообогрев и пневмообдувка стрелочных переводов, обработка противообледенительными и антигололедными химикатами металлических частей верхнего строения пути. Разрабатываются и внедряются в применение различные современные снегоочистительные самоходные машины как на автомобильном комбинированном, так и на железнодорожном ходу.

Инструкции по снегоборьбе

Снегоборьба на железных дорогах Российской Федерации регламентируется следующими нормативными актами:

  • Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах, утверждённая распоряжением № 2243р от 22.10.2013 (взамен ранее действовавшей инструкции о порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО РЖД № 1338р от 30.06.2006);
  • Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации № ЦП-751 от 25.04.2000;
  • Типовым технически обоснованными нормам времени на работы по снегоборьбе.

Снегоборьба на железнодорожных путях

Содержание железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается за счет владельца путей, в том числе и очистка железнодорожных путей необщего пользования от снега. ООО «Трудовой десант» выполняет эти работы на железнодорожных путях необщего пользования как ручным способом, так и с применением специализированных средств малой механизации – гусеничных снегоуборочных машин Honda. При значительном количестве снега, очистка путей производится с применением самоходной спецтехники на комбинированном ходу. В случае же наступления сильного снегопада, мы привлекаем с РЖД тяжелую самоходную технику на железнодорожном ходу.

С момента наступления снегопада работники нашей организации принимают меры согласно плану по очистке и уборке снега с путей необщего пользования и стрелочных переводов для обеспечения бесперебойности движения подвижного состава, при необходимости устанавливают круглосуточное дежурство работников компании, организовывают работу снегоуборочных машин, производят качественную очистку путей от снега после прохода спецтехники.

Необходимо отметить, что критерий хорошей очистки путей от снега вполне измерим и закреплен в инструкции по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации — при ручной очистке пути снег внутри колеи должен счищаться не менее чем на 50 мм ниже уровня верха головки рельса, а снаружи колеи — в уровень с верхом головки рельса.

Очистка от снега стрелочных переводов

Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с защитой от снега стрелочных переводов. Для нормальной работы стрелочного перевода в зимний период необходимым условием является отсутствие напрессовки льда и снега в зонах работы подвижных частей стрелочного перевода: между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником.


При выполнении работ по сколке льда на стрелочных переводах и в местах препятствий необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов. На стрелочных переводах для сколки льда может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент.

В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см. Очистка стрелочных переводов от снега и льда производится стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов с применением средств сигналирования и связи с дежурным по станции.

В настоящее время существует возможность оборудовать стрелочные переводы электрообогревом или пневмообдувкой. Наша компания по заданию заказчика может выполнить работы по монтажу и установке вышеуказанных технических приспособлений.

Очистка от снега железнодорожных переездов

В соответствии с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденными приказом Минтранса России № 237 от 31.07.2015, владелец железнодорожных путей необщего пользования при содержании автомобильных дорог в границах железнодорожного переезда обеспечивает своими силами чистку автомобильных дорог от снега и льда, осуществляет борьбу с зимней скользкостью, производит уборку снежных валов с обочин автомобильной дороги, организует погрузку и вывоз снега, а так же принимает меры для регулярной очистки от снега и льда элементов переезда.

ООО «Трудовой десант» поможет организовать весь комплекс работ по поддержанию состояния покрытия автомобильной дороги и переездного настила в соответствии с нормативными документами.


Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также своевременной очистки их от снега во время снегопадов и метелей.

ООО «Трудовой десант» выполняет весь спектр работ: организацию снегоборьбы на железнодорожном транспорте, снегоуборку железнодорожных путей, очистку от снега стрелочных переводов, железнодорожных переездов и технологических проездов.

Наша компания организует работу таким образом, чтобы не нарушать график движения поездов, обеспечивать своевременную подачу/уборку подвижного состава к местам погрузки или выгрузки, не мешать пассажирам и станционному персоналу, а также в кратчайшие сроки устранить неблагоприятные последствия снежной стихии.

Хоть и принято считать железнодорожный транспорт всепогодным, снег это прямая угроза безопасности для движения подвижного состава по железнодорожным путям. Поэтому при наступлении зимы, каждый собственник железнодорожных путей сталкивается с необходимостью очистки путей, стрелочных переводов и других объектов инфраструктуры от снежных заносов.

По закону, содержание железнодорожных путей необщего пользования, а так же их очистку от снега и других засорителей ложатся на плечи собственника.


Снегоборьба на железнодорожных путях это комплекс мероприятий, которые сводятся к двум основным составляющим. Таких как, предотвращение снежных заносов и их устранение.

К борьбе со снежными заносами нужно подходить комплексно. Поэтому уже на этапе проектирования предусматриваются защитные устройства и приспособления. Одним из самых распространенных и действенных считается долговременные лесонасаждения вдоль железнодорожной линии. Так же применяются, менее популярные, но не менее действенные, специальные сборные решетчатые шиты и заборы.

Для очистки железнодорожных путей от снежных заносов применяют специализированную технику, как на железнодорожном, так и на автомобильном ходу. Собственники малых подъездных путей, как правило, не имеют своей снегоуборочной техники, и чистят свои пути необщего пользования колесными бульдозерами и погрузчиками.

Снегоборьба на железнодорожных путях регламентируется нормативными документами. Такими как, «Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах» утверждённая распоряжением № 2243р и «Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации» № ЦП-751

Требования инструкций по снегоборьбе на ж.д. путях сводится к одному основному правилу. Внутри колеи снежный покров должен убираться на 50 мм ниже уровня головки рельса, а вне колеи – снежный покров должен быть не выше уровня головки рельса.

Очистка стрелочных переводов от снега и наледи, кардинально отличается от очистки путей. Для стрелок, на станциях, обычно используют электрообогрев и пневмообдувку, не менее популярна обработка металлических частей верхнего строения пути специальными противооблединительными химическими составами.

Готовиться к снегоборьбе следует заблаговременно. По осени для улучшения работы стационарных устройств очистки стрелочных переводов от снега следует вырезать балласт из междушпальных ящиков, таким образом, чтобы от верха балласта до подошвы рамного рельса должно быть не менее десяти сантиметров. Очистка стрелочных механизмов от наледи и снега производится стационарными системами электрического обогрева и пневматической очистки, и ручным способом с помощью специальных инструментов.

На небольших путях необщего пользования, стрелочные переводы в большинстве случаев очищают ручным способом, ручным инструментом и приспособлениями.

Из инструкции по очистке стрелочных переводов так же можно выделить одно главное требование, которое сводится к тому, что все зоны работы подвижных частей стрелочного механизма, а именно между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником должны быть очищены от снега и наледи.

Если путь имеет пересечение с автодорогой, особое внимание следует уделить очистке снега и льда из желобов между контрарельсом и головкой рельса на самом переезде, причем эту работу нужно выполнять регулярно, а не только после буранов и снегопадов. Снег в эти желоба запресовывается колесами автотранспорта при пересечении железнодорожного пути.

Таким образом, каждый собственник железнодорожного пути должен понимать, что бесперебойное обеспечение движения подвижного состава в зимний период в большей степени зависит от защиты ж.д. путей от снежных заносов и своевременной очистки железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов и других составляющих инфраструктуры от снега и льда.

Очистка от снега и льда стрелочных переводов

Наиболее уязвимыми элементами пути при снегопадах и метелях являются стрелочные переводы и, в первую очередь, стрелки в зоне примыкания остряков и рамных рельсов, а также шпальные ящики с переводными тягами.

В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см. Очистка стрелочных переводов от снега и льда в период снегопадов и метелей должна производиться стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, а также шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов. На стрелочных переводах для сколки льда может применяться ударный пневматический или электрический инструмент. Технические характеристики стационарных устройств для очистки стрелок от снега и льда приведены в приложении 7 к настоящей Инструкции.

Для станций, оборудованных централизованными стрелочными переводами, должны быть в установленном порядке утверждены местные инструкции по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов от снега и льда. В местных инструкциях в соответствии с конкретными особенностями станции необходимо предусмотреть: оперативное руководство дежурного аппарата станции рабочими, занятыми на очистке стрелочных переводов от снега и льда; порядок записи руководителя работ о месте и времени производства снегоуборки на станциях в журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети; порядок оповещения работающих о предстоящих маневровых передвижениях, о приеме и отправлении поездов; порядок выделения дорожным мастером при сильных снегопадах и метелях монтеров пути без бригадира пути в распоряжение начальника станции в помощь дежурных стрелочных постов; порядок очистки централизованных стрелочных переводов от снега на период снегопадов и метелей.

Очистка стрелочных переводов от снега с помощью стационарных устройств пневмоочистки.

Очистка от снега централизованных стрелочных переводов, оборудованных стационарными автоматическими устройствами пневмоочистки стрелок, производится при начале снегоотложений; для этого дежурный по станции должен дать распоряжение в компрессорную для включения компрессоров и нажать кнопку «Пуск» циклической или блочной системы управления устройствами пневмоочистки стрелок.

Циклическая система управления устройствами пневмоочистки стрелок на станции осуществляет последовательную подачу сжатого воздуха от компрессорной по трубопроводам через электропневматические клапаны (ЭПК) и пневмоарматуру, смонтированную на стрелке. При этом цикл пневмоочистки продолжается в течение 4 с с интервалом через каждые 6 мин.

Блочная система управления устройствами пневмоочистки стрелок на станции обеспечивает три режима очистки: циклический — для всех стрелок, как при шаговом управлении; групповой — для наиболее деятельных стрелок, выделенных в отдельные технологические группы; индивидуальный — для любой стрелки перед ее переводом или в случае ее снегозапрессовки.

Пневмоарматура, смонтированная на стрелке, направляет сжатый воздух в пространство между остряком и рамным рельсом с помощью отводов, в конце которых должны быть отштампованы или вварены пневмосопла Лаваля с диаметром отверстия сопла 6 мм. Ближайшее сопло к острию пера должно иметь диаметр отверстия 8 мм.

Стационарная автоматическая пневмоочистка стрелок должна быть дополнена шланговой для обеспечения более тщательной очистки всего стрелочного перевода. Шланг должен быть снабжен металлическим наконечником с приваренным к нему пневмосоплом Лаваля с проходным сечением диаметром не более 8 мм.

Для эффективного действия системы пневмоочистки стрелок давление перед электропневматическим клапаном (далее ЭПК) на стрелке должно быть не менее 0,35 — 0,4 МПа.

Сопла, имеющие диаметр проходных сечений больше, чем указано в пунктах 8.5.4 и 8.5.5 настоящей Инструкции, вызывают увеличенный расход сжатого воздуха и падение давления в пневмосети до 0,2-0,25 МПа и ниже. Это резко снижает эффективность пневмоочистки стрелок. В связи с этим применение пневмоарматуры стрелок и ручных шлангов с пневмосоплами с проходными сечениями более 6-8 мм запрещаются.

Обслуживание и ремонт стационарных устройств пневмоочистки стрелок производит группа из двух человек в составе старшего группы — наладчика путевых машин и механизмов пятого разряда и наладчика путевых машин и механизмов четвертого разряда. Обслуживание устройств пневмоочистки ведется в дневную смену. Нормы на обслуживание стационарных устройств пневмоочистки стрелок при их монтаже, наладке и ремонте приведены в таблице 5.

Электрообогрев стрелок от снега.

Электрообогрев стрелок должен быть задействован в течение всего периода снегопада или метели.

Включение электрообогрева, как правило, производит дежурный по станции с начала снегоотложения, а выключение через 1 ч после его окончания, чем обеспечивается испарение влаги с обогреваемых поверхностей стрелки. Поверхность стрелочных подушек должна быть постоянно смазана керосином с добавлением 20-30 % отработавшего масла.

При отказе электрообогрева группы стрелок во время снегопада и метели дежурный по станции обязан немедленно сообщить об этом дорожному мастеру или бригадиру пути, которые в свою очередь должны срочно выделить работников для очистки от снега указанных стрелочных переводов и вызвать наладчиков для ремонта системы электрообогрева стрелок и приведения ее в рабочее состояние.

При включенных устройствах электрообогрева стрелок разрешается производить их профилактическую ручную очистку неметаллическим инструментом и шланговую пневмообдувку стрелок. Выполнение каких-либо других работ на стрелке при включенных электрообогревателях запрещается. На стрелках с электрообогревом после окончания снегоотложения, с целью предотвращения оледенения, снег из шпальных ящиков должен быть убран. При производстве работ по очистке стрелок, в том числе с использованием снегоуборочной техники, следует соблюдать особую осторожность, не допуская повреждения трубчатых электронагревателей, расположенных на подошве рамного рельса, подводящего кабеля и других устройств электрообогрева. Персонал, занятый на этих работах, должен быть специально об этом проинструктирован руководителем работ. Для обеспечения работоспособности системы электрообогрева стрелок от снега, неснижаемый запас трубчатых электронагревателей должен быть не менее 10 % от общего количества стрелочных обогревателей, установленных на стрелках в дистанции пути.

Таблица. Нормы на обслуживание при монтаже, наладке и ремонте стационарных устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелок Условия эксплуатации Количество стрелок со стационарными устройствами, обслуживаемыми группой из 2-х человек.

Условия эксплуатации

Количество стрелок со стационарными устройствами, обслуживаемыми группой из 2-х человек

Устройства пневмоочистки

Устройства электрообогрева

на промежуточных и малых станциях.

на крупных станциях

Стрелки, расположенные на участках пути внеклассного, 1-го и 2-го классов, с грузонапряженностью 25 50 млн. т. брутто

75

100

150

Стрелки, расположенные на прочих станциях

85

110

165

Нормы на обслуживание и ремонт непосредственно самих систем стационарных устройств электрообогрева стрелок группой в составе из двух человек (старший группы — наладчик путевых машин и механизмов пятого разряда и наладчик путевых машин и механизмов четвертого разряда) на различных станциях приведены в таблице.

Ручная очистка стрелочных переводов от снега и льда.

При снегопадах и метелях очистка стрелочных переводов, не оборудованных стационарными устройствами пневмообдува и электрообогрева, производится в соответствии с Типовыми технически обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе.

При очистке стрелочных переводов от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба, т. е. непосредственно саму стрелку.

При выполнении работ по сколке льда на стрелочных переводах и в местах препятствий необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов. На стрелочных переводах для сколки льда может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент.

На стрелках, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки, ручного труда при профилактической очистке стрелок требуется меньше, чем на стрелках, не оборудованных этими устройствами. Нормы по расходу труда при шланговой пневмообдувке стрелок, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки, для двух монтеров пути 4-го и 2-го разрядов приведены в таблице 6. Следует учитывать, что при применении стационарных устройств пневмоочистки стрелок от снега дополнительная шланговая пневмоочистка стрелок производится круглосуточно. На малодеятельных станциях расход труда на ручную пневмообдувку стрелок меньше, так как стрелки для приготовления маршрутов переводятся реже.

При электрообогреве стрелок в бесснежный период и при слабых снегоотложениях (до 10 см) профилактическая очистка стрелок не производится. При снегоотложениях более 10 см очистка стрелок с электрообогревом производится только в дневную смену по нормам на ручное обметание и очистку стрелок в соответствии с Типовыми технически обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе.

Таблица. Нормы по расходу труда при шланговой профилактической пневмообдувке стрелок от снега, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки.

Условия эксплуатации

Величина снегоотложения зимой за сутки, см

Количество требуемых прочисток стрелочного перевода за смену, шт.

Количество стрелочных переводов очищаемых за восьмичасовую смену бригадой из двух человек, шт.

Станции внеклассные, 1-го и 2-го классов на участках с грузонапряженностью 25- 50 млн. т брутто

Бесснежный период

1

120

До 10

1

45

До 20

3

15

30

5

9

Станции 3-го класса на участках с грузонапряженностью 10-25 млн. т брутто

Бесснежный период

1

120

До 10

1

50

До 20

2

25

30

3

13

Станции на участках с грузонапряженностью менее10 млн. т брутто в год

Бесснежный период

1

120

До 10

1

60

До 20

2

30

30

3

15

При работе на стрелочных переводах, оборудованных устройствами электрообогрева: включение и отключение обогрева соответствующей группы стрелок могут осуществляться дистанционно дежурным по станции или непосредственно на месте из шкафа управления работниками дистанции пути или другими работниками в соответствии с Техническими указаниями по обслуживанию устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега;
при неисправности устройств электрообогрева дежурный по станции должен вызвать представителя дистанции электроснабжения для устранения неисправности и сообщить дорожному мастеру или бригадиру пути;
запрещается при включенном электрообогреве производить какие-либо работы на стрелочном переводе, кроме ручной очистки с помощью неметаллического инструмента или шланговой обдувки, не касаясь наконечником металлических частей стрелочного перевода.

Очистка стрелочного перевода от снега в ручную

Очистку пути от снега, на котором находится состав, при образовании глубоких заносов следует производить по частям. По мере очистки ж.д пути от снега вагоны следует поочередно выводить на очищенное от снега место. Освобожденный от заноса состав по частям или полностью выводится на раздельный пункт для формирования и дальнейшего следования по назначению.

После уборки состава с занесенного участка ж.д пути необходимо немедленно закончить разделку стенок снежной траншеи с таким расчетом, чтобы обеспечивался габарит пути для беспрепятственного следования поездов и работы снегоочистителя.

При ручной очистке ж.д пути снег внутри колеи должен очищаться не менее чем на 50 мм ниже уровня верха головки рельса, а снаружи колеи — в уровень с верхом головки рельса.

На подгорочных путях в районах торможения вагонов башмаками очистка пути от снега производится с обеих сторон рельса ниже уровня верха головки рельса на 50 мм.

Наиболее уязвимыми элементами пути при снегопадах и метелях являются стрелочные переводы и, в первую очередь, стрелки в зоне примыкания остряков и рамных рельсов, а также шпальные ящики с переводными тягами.

При очистке стрелочных переводов от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба, т.е. непосредственно саму стрелку, если смерзшийся снег или лед не выдувается струей воздуха (при пневмообдувке), следует выполнить очистку скребком.

В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см. Очистка стрелочных переводов от снега и льда в период снегопадов и метелей должна производиться стационарными устройствами шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов. На стрелочных переводах для сколки льда может применяться ударный пневматический или электрический инструмент.

Для предприятий, оборудованных стрелочными переводами, должны быть в установленном порядке утверждены местные инструкции по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов от снега и льда.

Очищенные стрелочные переводы и железнодорожные пути — это залог безопасного и бесперебойного движения локомотива а значит и стабильная работа предприятия.

Очистка стрелок и крестовин от снега и засорителей

Очистка стрелок и крестовин от снега и засорителей
С целью предотвращения сбоев перевозочного процесса, нарушений безопасности и бесперебойности движения поездов при снегопадах и метелях разработана «Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации» № ЦП-751, утвержденная МПС России 25 апреля 2000 г. Инструкция определяет основные требования к хозяйствам железных дорог и порядок взаимодействия между ними при подготовке путевого хозяйства к работе в зимних условиях и при их совместной работе в зимний эксплуатационный период.
Для защиты от снежных заносов станций и узлов сооружаются: контурные средства защиты, размещаемые по границам станции; внутристанционные средства защиты, размещаемые на открытых станционных площадках, а также на широких междупутьях; средства защиты горловин, которые должны быть продолжены за пределы стрелочных горловин не менее, чем на 50 м.
Общее руководство и контроль за подготовкой путевых хозяйств железных дорог и их кадров к работе в зимних условиях, а также за своевременностью уборки снега на станциях и очистки пути от снежных заносов для обеспечения бесперебойности и безопасности перевозочного процесса в сложных метеорологических условиях осуществляет Департамент пути и сооружений ОАО «РЖД». С этой целью в Департаменте организуется рабочая группа под председательством руководителя Департамента, в составе заместителей руководителя, начальников отделов и главных специалистов, которые осуществляют руководство и контроль за ходом подготовки путевого хозяйства, средств защиты от снежных заносов, снегоочистителей, стругов, снегоуборочных поездов и станционных устройств для очистки централизованных стрелочных переводов от снега к работе в зимний период, корректирует расстановку на железных дорогах снегоочистительной техники, организует проверки выполнения Инструкции по снегоборьбе.
На железных дорогах подготовкой хозяйств и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет постоянно действующий оперативный штаб, возглавляемый первым заместителем начальника железной дороги; а в пределах отделения железной дороги — первый заместитель начальника отделения дороги. В пределах сортировочных, грузовых, участковых и крупных пассажирских станций руководство организацией снегоуборочных работ осуществляет оперативный штаб станции по снегоборьбе, возглавляемый начальником станции.
Планы основных мероприятий по подготовке путевого хозяйства к зиме ежегодно корректируются и перерабатываются с учетом опыта прошедшей зимы и утверждаются на уровне ОАО «РЖД», железных дорог, отделений железных дорог и станций в установленные сроки.
Начальник дистанции пути обязан подготовить путь на перегонах и станциях к беспрепятственному пропуску снегоочистителей и снегоуборочных машин в срок до 15 октября текущего года.
По указанию начальника отделения дороги для уборки территории крупных станций и узлов из работников расположенных на них предприятий формируются постоянно действующие бригады, которым выделяются погрузочная техника, подвижной состав и средства передвижения по графику, утвержденному начальником отделения железной дороги. Кроме того, для очистки пути и междупутий на станциях, имеющих протяжение станционных путей более 80 км или более 150 стрелочных переводов, комплектуются из работников всех служб две-три постоянные бригады во главе с дорожными мастерами или бригадирами пути.
Ответственность за поддержание территории станции в состоянии, обеспечивающем эффективную работу снегоуборочной и снегоочистительной техники, возлагается на начальников дистанции пути и станции.
На узлах и станциях, оборудованных устройствами пневматической очистки стрелочных переводов, до 15 октября текущего года выполняются необходимый ремонт, проверка, регулировка автоматических устройств компрессорного оборудования и воздухосборников и под председательством главного инженера дистанции пути производятся пневматические испытания на плотность воздухоразво-дящих линий, замеряется давление сжатого воздуха при циклической очистке стрелок, которое должно быть не менее 0,4 МПа.
На узлах и станциях, оборудованных устройствами элетрообог-рева стрелок, до 15 октября текущего года выполняется необходимый ремонт, и производятся под председательством главного инженера дистанции пути проверка и контроль электроизоляции шкафов управления и трубчатых электронагревателей при помощи автомата контроля изоляции АКИ-2.
Комиссионное опробование работы устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелок осуществляется под председательством главного инженера железной дороги. В состав комиссии должны входить работники дистанции пути, хозяйств сигнализации и связи, электро-фикации и электроснабжения. По результатам опробования составляется акт.
В августе-сентябре текущего года на всех предприятиях железной дороги, которые выделяют свой персонал для работы по снегоборьбе, должно быть проведено обучение работников особенностям, приемам работы и правилам техники безопасности по очистке путей и стрелочных переводов в зимнее время.
Наиболее уязвимыми элементами пути при снегопадах и метелях являются стрелочные переводы, и, в первую очередь стрелки в зоне примыкания остряков к рамным рельсам, подвижных сердечников к усовикам крестовин, а также шпальные ящики с переводными тягами.
В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок и крестовин с подвижным сердечником от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см.
Очистка стрелочных переводов от снега подразделяется на профилактическую и текущую.
Профилактическая очистка выполняется через определенные периоды щеточными снегоуборочными машинами СМ-2, СМ-3, СМ-5. Она производится вместе с очисткой от снега всех станционных путей или отдельно при очистке горловин парков. Накопление и длительное складирование снега в виде валов, расположенных вблизи стрелочных переводов, запрещается.
При профилактических очистках перед проходом снегоуборочной машины снег, расположенный вблизи стрелочного перевода, должен быть заброшен лопатами в путь. После прохода машины стрелочный перевод должен быть оперативно очищен от оставшегося снега следующей за машиной бригадой чистильщиков стрелок в количестве 5 человек, один из которых должен быть сигналистом.
При отсутствии на станции снегоуборочной машины профилактическая уборка снега (разделка валов) должна быть осуществлена с помощью носилок или путем погрузки снега на платформы.
Несамоходный снегоуборочный поезд СМ-2 состоит из головной машины СМ-2 (СМ-2А, СМ-2Б, СМ-2М), одного или двух промежуточных и концевого полувагонов. Головная машина является уборочным агрегатом, а полувагоны — тарой для погрузки снега. Концевой полувагон, кроме того, имеет разгрузочное устройство. Несамоходные снегоуборочные поезда перемещаются локомотивом. Для снабжения электроэнергией приводов рабочих органов на головной машине имеется дизель-электростанция.
Снегоуборочный поезд СМ-2 применяют для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега высотой до 0,8 м. При профилактической очистке станционных путей высота снега может быть небольшой (до 100 мм). Ширина полосы, очищаемой от снега, при работе без крыльев составляет 2,45 м, а при работе с крыльями — 5,1 м. Рабочая скорость машины зависит от толщины и состояния снега (плотности, твердости и др.) и составляет 5-10 км/ч.
Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций могут также очищать путь от уплотненного снега и льда. Для этого необходимо два-три прохода снегоуборочного поезда по пути. При первом проходе производится сколка уплотненного снега и льда, при последующих — очистка междупутий и забор материала щеточным барабаном — питателем.
Разгрузочные устройства концевого полувагона позволяют выгружать материал в любую сторону от оси пути на стоянке или при движении снегоуборочного поезда.
Обслуживающий персонал снегоуборочного поезда СМ-2 состоит из машиниста снегоуборочной и уборочной путевой машины шестого разряда и двух помощников машиниста снегоуборочной и уборочной путевой машины пятого разряда.
Самоходный снегоуборочный поезд СМ-3 состоит из головного полувагона, двух промежуточных полувагонов и концевого полувагона с приводной тяговой тележкой. В концевом полувагоне размещена силовая установка мощностью 500 кВт. Управление передвижением поезда СМ-3 осуществляется из кабин в головном и хвостовом полувагонах. Рабочая скорость — не более 15 км/ч.
Самоходная машина СМ-5 представляет собой одновагонный снегоуборочный поезд с двумя кабинами управления, размещенными в голове и в хвосте поезда. Силовая установка, размещенная в хвосте поезда, имеет мощность 200 кВт. На СМ-5 разгрузка осуществляется посредством ротора с дальностью выброса до 35 м. Рабочая скорость — не более 12 км/ч.
Текущая очистка от снега стрелочных переводов производится непрерывно во время снегопадов и метелей стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, а также шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов. На стрелочных переводах для сколки льда может применяться ударный пневматический или электрический инструмент.
При очистке стрелочных переводов от снега в первую очередь должны очищаться пространства между рамными рельсами и отведенными остряками и между усовиками и подвижными сердечниками крестовин, во вторую — шпальные ящики, в которых размещены переводные тяги и устройства внешних замыкателей. Затем снег должен быть убран за концы брусьев в зоне всей стрелки и крестовины с подвижным сердечником. После этого следует прочистить желоба крестовин и контррельсов.
Для станций, оборудованных централизованными стрелочными переводами, должны быть в установленном порядке утверждены местные инструкции по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов от снега и льда.
В местных инструкциях в соответствии с конкретными особенностями станции необходимо предусмотреть:
— оперативное руководство дежурного аппарата станции рабочими, занятыми на очистке стрелочных переводов от снега и льда;
— порядок записи руководителя работ о месте и времени производства снегоуборки на станциях в журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети;
порядок оповещения работающих о предстоящих маневровых передвижениях, о приеме и отправлении поездов;
— порядок выделения дорожным мастером, в случае сильных снегопадов и метелях, дополнительных монтеров пути без бригадира пути, в распоряжение начальника станции для помощи дежурным стрелочных постов;
— порядок очистки централизованных стрелочных переводов от снега и льда на период сильных снегопадов и метелей.
Устройства пневматической очистки стрелочных переводов подразделяются на стационарные устройства пневмоочистки стрелок от снега и устройства ручной шланговой пневмообдувки, предназначенной для очистки от снега всего перевода. Стационарные устройства пневматической очистки предназначены для текущей очистки от снега стрелок и крестовин, которые начинают работать при начале снегоотложений, для чего дежурный по станции должен дать распоряжение в компрессорную для включения компрессоров и нажать кнопку «Пуск» циклической или блочной системы управления устройствами пневмоочистки стрелок.
Циклическая система управления устройствами пневмоочистки стрелок на станции осуществляет последовательную подачу сжатого воздуха от компрессорной по трубопроводам через электропневматические клапаны (ЭПК) и пневмоаппаратуру, смонтированную на стрелке. При этом цикл пневмоочистки продолжается в течение 4 секунд с интервалом через каждые 6 минут.
Блочная система управления устройствами пневмоочистки стрелок на станции обеспечивает три режима очистки:
— циклический — для всех стрелок, как при шаговом управлении;
— групповой — для наиболее деятельных стрелок, выделенных в отдельные технологические группы;
— индивидуальный — для любой стрелки перед ее переводом или в случае ее снегозапрессовки.
При блочной системе управления возможны три режима работы:
нормальный, облегченный и усиленный. При нормальном режиме продувка стрелки происходит в течение 4 сек. через каждые 6 мин.; при облегченном — в течение 4 сек. каждые 10 мин.; при усиленном — в течение 5 сек. через каждые 4 мин.
Пневмоаппаратура, смонтированная на стрелке, направляет сжатый воздух в пространство между остряком и рамным рельсом с помощью отводов, в конце которых должны быть отштампованы или вварены пневмосопла Лаваля с диаметром отверстия сопла 6 мм. Ближайшее сопло к острию пера должно иметь диаметр отверстия 8 мм.
Стационарная автоматическая пневмоочистка стрелок должна быть дополнена шланговой для обеспечения более тщательной очистки всего стрелочного перевода.
В устройство шланговой ручной пневмообдувки входят: возду-хоразборные колонки, установленные у стрелок; гибкие шланги длиной 10-15 м с металлическими наконечниками с приваренными к ним соплами Лаваля с диаметром проходных сечений 6 мм.
Для эффективного действия системы пневмоочистки стрелок давление перед электропневматическим клапаном (ЭПК) на стрелке должно быть не менее 0,35-0,40 МПа.
Применение пневмоарматуры стрелок и ручных шлангов с пневмосоплами с проходными сечениями более 6-8 мм запрещаются, так как это вызывает увеличенный расход сжатого воздуха и падение давления в пневмосети до 0,2 МПа и ниже.
Обслуживание и ремонт стационарных устройств пневмоочистки стрелок производит группа их двух человек в составе старшего группы — наладчика путевых машин и механизмов пятого разряда и наладчика путевых машин и механизмов четвертого разряда. Обслуживание устройств пневмоочистки ведется в дневную смену.
Работа по ручной обдувке стрелок выполняется двумя монтерами пути:
— старший группы следит за проходом поездов, закрывает и открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг;
— второй монтер пути соединяет головку шланга с воздухораз-борной колонкой и с наконечником в руках производит пневмообдув-ку стрелочного перевода.
Нормы на обслуживание стационарных устройств пневмоочистки стрелок при их монтаже, наладке и ремонте приведены в табл. 15.1.

Нормы по расходу труда при шланговой пневмообдувке стрелок, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки, для двух монтеров пути четвертого и второго разрядов приведены в табл. 15.2. Следует учитывать, что при применении стационарных устройств пневмоочистки стрелок от снега дополнительная шланговая пневмоочистка производится круглосуточно. На малодеятельных станциях расход труда на ручную пневмообдувку стрелок меньше, так как стрелки для приготовления маршрутов переводятся реже.
При снегопадах и метелях очистка стрелочных переводов, не оборудованных стационарными устройствами пневмообдува и электрообогрева, производится в соответствии с Типовыми технически обоснованными нормами времени на работы по снегоборьбе.
При выполнении работ по сколке льда на стрелочных переводах и в местах препятствий необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов. На стрелочных переводах для сколки льда может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент.
При ручной очистке стрелочных переводов с помощью метел и лопат один из чистильщиков выполняет роль сигналиста, второй производит очистку. Очистка стрелочного перевода одновременно двумя чистильщиками запрещается. На участках с грузонапряженностью менее 15 млн. ткм брутто на км в год и скоростями движения поездов менее 80 км/ч при наличии громкоговорящей связи на промежуточных станциях разрешается ручная очистка стрелочных переводов одним чистильщиком. При этом в журнале «Осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети» делается запись об оповещении его о приближении поезда.
Ручную очистку путей и стрелочных переводов от снега следует производить в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 2.8.1-2.8.7, 2.8.10-2.8.15 и 2.8.17 «Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений», ПОТ РО-32-ЦП-652-99, утвержденных МПС России 24.02.1999 г.
Таблица 15.2
Нормы по расходу труда при шланговой профилактической пневмообдувке стрелок от снега, оборудованных стационарными устройствами пневмоочистки

Электрообогрев стрелок и крестовин с подвижным сердечником должен быть задействован в течение всего периода снегопада или метели. Включение электрообогрева, как правило, производит дежурный по станции с начала снегоотложения, а выключение через один час после его окончания, чем обеспечивается испарение влаги с обогреваемых поверхностей стрелки и крестовины.
На стрелках с электрообогревом после окончания снегоотложения, с целью предотвращения оледенения, снег из шпальных ящиков должен быть убран.
Электрические стрелочные обогреватели с дистанционным и местным управлением предназначены для текущей очистки от снега и льда стрелок и крестовин с подвижным сердечником, оборудованных электрической централизацией.
Устройство электрообогрева состоит из: трубчатых электронагревателей (ТЭНов), расположенных на подошве рамных рельсов от острия пера до корня остряков, и на подошве усовиков от острия до конца усовиков на крестовинах с подвижным сердечником; шкафов управления, включающих в себя автомат контроля изоляции (АКИ-2), обеспечивающий исключение влияния системы электрообогрева на рельсовые цепи; системы энергопитания; пультов местного и дистанционного управления.
Система электрообогрева стрелочных переводов типов Р50, Р65 марок 1/9, 1/11 рассчитана на рабочее напряжение 230 В. Установочная мощность электрообогрева на стрелку для центра России — 6-8 кВт, для Севера и Сибири — 8,5-10,4 кВт, температура нагрева ТЭНов в контакте с подошвой рамного рельса — 80-100 °С, длина ТЭНов — 3—4 м с поперечным сечением 8×12 мм.
При монтаже и демонтаже трубчатых электронагревателей механики-наладчики в соответствии с Техническими указаниями по обслуживанию устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега должны перейти на местное управление, которое осуществляется с пульта местного управления, расположенного в шкафу управления группой стрелок.
При отказе электрообогрева группы стрелок во время снегопада и метели дежурный по станции обязан немедленно сообщить об этом дорожному мастеру или бригадиру пути, которые в свою очередь должны срочно выделить работников для очистки от снега указанных стрелочных переводов и вызвать наладчиков для ремонта системы электрообогрева стрелок и крестовин и приведения ее в рабочее состояние.
При включенных устройствах электрообогрева стрелок разрешается производить их профилактическую ручную очистку неметаллическим инструментом и шланговую пневмообдувку стрелок. Выполнение каких-либо других работ на стрелке при включенных электрообогревателях запрещается.
При производстве работ по очистке стрелочных переводов, в том числе с использованием снегоуборочной техники, следует соблюдать особую осторожность, не допуская повреждения трубчатых электронагревателей, подводящего кабеля и других устройств электрообогрева. Персонал, занятый на этих работах, должен быть специально об этом проинструктирован руководителем работ.
Для обеспечения работоспособности системы электрообогрева стрелок и крестовин от снега, неснижаемый запас трубчатых электронагревателей должен быть не менее 10 % от общего количества электронагревателей, установленных на стрелочных переводах в дистанции пути.
На стрелках и крестовинах с подвижным сердечником, оборудованных устройствами электрообогрева следует ежесуточно убирать растаявший снег (наледь) из шпальных ящиков, не допуская скапливания в них льда. В случае отключения обогрева не допускать образования наледи, производя очистку перевода от воды, образовавшейся при таянии снега.
Нормы на обслуживание и ремонт непосредственно самих систем стационарных устройств электрообогрева стрелок группой в составе из двух человек (старший группы — наладчик путевых машин и механизмов пятого разряда и наладчик путевых машин и механизмов четвертого разряда) на различных станциях приведены в табл. 15.1.
Кабельное хозяйство, питание электроэнергией, управляющие и пусковые устройства очистки стрелок и крестовин с подвижным сердечником обслуживает дистанция сигнализации и связи. Электропневматические клапаны ЭПК, арматуру стрелок, включая и резиновые шланги, присоединяемые к ЭПК, а также все устройства воздухопроводной сети (комплектно) обслуживает дистанция пути. Устройства управления и контроля изоляции электрообогревательных установок обслуживает дистанция сигнализации и связи.
В дистанции пути для обслуживания стационарных устройств электрообогрева и пневмоочистки стрелок и крестовин следует организовывать бригады механиков-наладчиков, которые должны обеспечивать монтаж, демонтаж и надежную работу указанных устройств.
Admin добавил 11.03.2012 в 16:20
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОЧИСТКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ И СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ ОТ СНЕГА

5.1. Работы по очистке стрелочных переводов (далее — стрелок) и железнодорожных путей от снега должны выполняться в светлое время суток при перерывах между движением поездов и маневровых составов. Очистка от снега стрелочных переводов, расположенных на горочных и сортировочных путях, должна производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске составов вагонов или с закрытием пути после разрешения дежурного по горке (станции, парку). Очистка и уборка горочных и подгорочных путей от снега должны производиться в периоды, когда эти пути закрыты.

5.2. Во всех случаях производства работ на стрелочных переводах руководитель работ (старший группы) должен сделать соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46 с указанием места, времени производства работ и средствах оповещения о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях (роспуске вагонов с сортировочной горки) по ремонтируемому пути и
смежным путям. Помимо этого руководитель работ (старший группы) должен согласовывать план работ лично или по телефону с дежурным по станции (горке, маневровому району).

5.3. Для очистки от снега путей и стрелочных переводов к руководителю этих работ допускается прикреплять группы работников:

— на однопутных участках и станционных путях — не более 15 человек;

— на двухпутных участках — не более 20 человек;

— на стрелочных переводах — от 2 до 6 человек.

5.4. Перед началом очистки снега на централизованных стрелочных переводах руководитель работ (старший группы), или монтер пути, работающий в одно лицо, должен оградить место работы днем – красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость — ручным фонарем с красным огнем.

На стрелочном переводе между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между сердечником и усовиком против тяг электропривода должен закладываться деревянный вкладыш.


5.5. Во время очистки стрелок работники должны располагаться вдоль пути лицом друг к другу и проводить работы с особой осторожностью. Один из них должен выполнять функции сигналиста и не участвовать в работе. Он должен наблюдать за движением поездов, слушать информацию, передаваемую по громкоговорящей связи и следить за показаниями светофоров.

5.6. На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, допускается выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути не ниже 3-го разряда.

Перечень таких раздельных пунктов, порядок оповещения монтеров пути о приближении поездов и дополнительные меры безопасности для каждого раздельного пункта разрабатывается службой пути дирекции инфраструктуры и утверждается заместителем начальника железной дороги по территориальному управлению.

При работе в одно лицо монтер пути должен следить за объявлениями о приеме, отправлении, проследовании поездов и предстоящих маневровых передвижениях. Во время работы следует располагаться лицом в сторону ожидаемого маневрового состава или поезда правильного направления движения, не ослабляя внимания к движению поездов противоположного направления.

5.7. При работах на стрелочных переводах, оборудованных устройствами пневматической обдувки работник выполняющий обязанности сигналиста должен находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети (воздухоразборной колонке), следить за объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха, дать работникам команду и прекращении работы и уходе в безопасное место.

5.8. Стрелочные переводы, оборудованные устройствами электрообогрева можно очищать от снега только в ручную с помощью неметаллического инструмента и шланговой обдувки.

5.9. Для железнодорожных станций, оборудованных электрической (микропроцессорной) централизацией стрелок и сигналов, руководство дистанции пути обслуживающая её, должно разработать Инструкцию по организации работ и обеспечению охраны труда при очистке стрелочных переводов от снега, которая утверждается руководством территориальной дирекции инфраструктуры.

5.10. Для обеспечения безопасности работников, привлекаемых для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, руководитель работ (старший дорожный мастер, дорожный мастер, бригадир дистанции пути или монтеры пути не ниже 3 разряда дистанций пути или ПМС) проводит перед началом работ целевой инструктаж с записью в «Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте», где знакомит работников с конкретной производственной обстановкой на рабочем месте и безопасными приемами труда. В местах сбора рабочих на специальных стендах должны быть вывешены плакаты по охране труда при производстве работ по очистке путей и стрелочных переводов от снега и предупреждению обморожения.

Руководители работ по очистке стрелок являются ответственными за обеспечение безопасности труда работников.

ОЧИСТКА ОТ СНЕГА И ЛЬДА СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Наиболее уязвимыми элементами пути при снегопадах и метелях являются стрелочные переводы и в первую очередь, стрелки в зоне примыкания остряков и рамных рельсов, а также шпальные ящики с переводными тягами.

Очистка стрелочных переводов от снега и льда в период снегопадов и метелей должна производиться стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, а также шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов. На стрелочных переводах для сколки льда может применяться ударный пневматический или электрический инструмент.

Для станций, оборудованных централизованными стрелочными переводами, должны быть в установленном порядке утверждены местные инструкции по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов от снега и льда.

В местных инструкциях в соответствии с конкретными особенностями станции необходимо предусмотреть:

— оперативное руководство дежурного аппарата станции рабочими, занятыми на очистке стрелочных переводов от снега и льда;

— порядок записи руководителя о месте и времени производства снегоуборки на станциях в журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети;

— порядок оповещения работающих о предстоящих маневровых передвижениях, о приеме и отправлении поездов;

— порядок выделения дорожным мастером при сильных снегопадах и метелях монтеров пути без бригадира пути в распоряжении начальника станции в помощь дежурных стрелочных постов;

— порядок очистки централизованных стрелочных переводов от снега на период снегопадов и метелей.

Очистка стрелочных переводов от снега с помощью стационарных устройств пневмоочистки

Очистка от снега централизованных стрелочных переводов, оборудованных стационарными автоматическими устройствами пневмоочистки стрелок. производится при начале снегоотложений, для этого дежурный по станции должен дать распоряжение в компрессорную для включения компрессоров и нажать кнопку «Пуск» блочной системы управления устройствами пневмоочистки стрелок.

Блочная система управления устройствами пневмоочистки стрелок обеспечивает три режима очистки:

— циклический — для всех стрелок, как при шаговом управлении;

— групповой — для наиболее деятельных стрелок, выделенных в отдельные технологические группы;

— индивидуальный — для любой стрелки перед ее переводом или в случае ее снегозапрессовки.

Обслуживание и ремонт стационарных устройств пневмооочистки стрелок производит группа из двух человек в составе старшего группы- наладчика путевых машин и механизмов пятого разряда и наладчика путевых машин и механизмов четвертого разряда. Обслуживание устройств пневмоочистки ведется в дневную смену.

Электрообогрев стрелок должен быть задействован в течение всего периода снегопада или метели. Включение электрообогрева производит дежурный по станции с начала снегоотложения, а выключение через 1 час после его окончания, чем обеспечивается испарение влаги с обогреваемых поверхностей стрелки.

При отказе электрообогрева группы стрелок во время снегопада и метели, дежурный по станции обязан немедленно сообщить об этом дорожному мастеру или бригадиру, которые в свою очередь должны срочно выделить работников для очистки от снега указанных стрелочных переводов и вызвать наладчиков для ремонта системы электрообогрева стрелок и приведение ее в рабочее состояние.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ПО ОЧИСТКЕ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Сбор рабочих привлекаемых на снегоборьбу, должен осуществляться в пунктах, проход к которым не связан с проходом по станционным путям. Лица привлекаемые для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, медицинскому освидетельствованию не подвергаются, однако и работе на пути не могут быть допущены лица с физическими недостатками, (ослабленное зрение, глухота и т.д.).

Для обеспечения безопасности рабочих привлекаемых для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, руководитель проводит перед началом работ первичный инструктаж на рабочем месте с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда, знакомит рабочих с конкретной производственной обстановкой на рабочем месте и безопасными приемами труда. Руководитель обеспечивает проход рабочих к месту работ и обратно под личным руководством или под руководством опытного монтера пути, а также наблюдает за их безопасностью во время работы. Работа таких рабочих в одиночку не допускается.

В местах сбора рабочих должны быть вывешены плакаты по технике безопасности при производстве работ по очистке путей и стрелочных переводов от снега и предупреждению обмораживаний.

Руководство рабочими привлекаемыми на снегоборьбу ведет дорожный мастер, бригадир пути, а также опытный монтер пути не ниже 3-го разряда.

При выполнении работ на стрелочных переводах по очистке, один руководитель должен возглавлять не более 6 человек. От непосредственной работы руководитель освобожден.

При выполнении работ по очистке снега группы более 10 человек, должны выставляться сигналисты для оповещения работающих о приближающимся поезде.

При очистке станционных путей и стрелочных переводов снег необходимо складывать на междупутье в валы.

Проход работников от одной стрелки к другой с подключенным к воздушной магистрали шлангом разрешается только при закрытом кране и отсутствия воздуха в шланге.

Для станций, оборудованных централизацией стрелочных переводов, должна быть разработана, согласована и утверждена в установленном порядке «Местная инструкция по организации работ и обеспечению безопасности при очистке стрелочных переводов от снега.»

Работы по очистке стр.пер. должны производиться в перерывах между движением поездов и маневровых составов или на закрытом для движения поездов пути.

Перед началом очистки старший группы должен оградить место работы: — Днем — красным сигналом

— Ночью и в дневное время при тумане, метели и др. неблагоприятных условиях — ручным фонарем с красными огнями.

До начала работ по очистке снега на стр.пер. против тяг эл.привода должен быть заложен деревянный вкладыш между остряком и рамным рельсом, а на крестовинах с подвижным сердечником-между сердечником и усовиком.

Шланговая очистка должна производиться двумя м/пути. Один м/пути работает со шлангом, другой (наблюдающий, он же сигналист) должен находиться у крана присоединения шланга к воздухо-разборной колонке, следить за передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха и сигнализировать работающему о приближении поездов.

При шланговой очистке нельзя размещать резиновый шланг на рельсах соседних путей. При необходимости пересечения путей шланг нужно прокладывать под рельсами в шпальных ящиках, очищенных от снега и балласта.

Запрещается открывать разобщительный кран пневмообдувки и подавать воздух, если шланг полностью не расправлен и наконечник не находится в руках работающего.

Проход от одной стрелки к другой с подключенным к воздушной магистрали шлангом разрешается только при закрытом кране и отсутствии сжатого воздуха в шланге. Шланги к месту хранения следует переносить только собранными в кольца.

При вывозе снега снеговыми поездами м/пути должны размещаться в крытом вагоне, предназначенном для размещения рабочих в пути следования.

При передвижении снегового поезда, при погрузке и выгрузке м/пути должны располагаться на платформе не менее 1 м от бортов.

Погрузка и выгрузка снега на ходу поезда — запрещается.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *