Государственный займ 1982 года

14. Приветствую Вас коллеги! Есть у кого нибудь подобная практика? К Делу № 2-3139/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
Председательствующего Мищенко И.А.
При секретаре Склярово й С.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городко А.Т. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Краснодарского края о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Городко А.Т. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Краснодарского края о защите прав потребителей, в котором просит взыскать с Министерства Финансов РФ за счет Казны Российской Федерации в счет погашения облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года номиналом 25 рублей в количестве 40 штук — 953 928, 40 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 476 964, 20 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что в 1982 году, были приобретены облигации номиналом по 25 рублей в количестве 40 штук, а всего на сумму 1000 рублей. В соответствии с условиями распространения данных сертификатов, ранее, государство обязалось выплатить по 4% годовых за каждый приобретенный сертификат. Однако, с 1991 г. начисление процентов и погашение стоимости сертификатов сберегательного банка СССР прекратилось в связи с распадом СССР. В связи с этим никакого дохода на вложенные средства не начислялось и не выплачивались. Погашение указанных облигаций государством проведено не было. 04.07.2017 г. истица обратилась с претензией в Управление Федерального казначейства Краснодарского края с требованием выплаты стоимости облигаций. 17.07.2017 г. в ответе на претензию истицы Управление казначейства подтвердило, что является официальным представителем Министерства финансов РФ, однако указало, что выплаты из казны РФ производятся только на основании судебных актов.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Краснодарского края возражал против удовлетворения иска, поскольку не устраивает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился. О дне и времени слушания извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования Городко А.Т. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Краснодарского края о защите прав потребителей, подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Конституции России — Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Статья 35 Конституции России предусматривает, что право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Пленум ВС РФ в постановлении от 31.10.1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 06.02.2007 №5) разъяснил:
1. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
2. Согласно ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ФЗ РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств: на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года; на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года; в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.
Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения.
Покупательная способность денежных средств рассчитывается исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека.
Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 01 марта 1991 г., покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 г. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивается к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада.
Для гарантированных сбережений граждан, созданных после 01.03. 1991 г., номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» восстанавливаемые ценные бумаги могут быть переведены в целевые долговые обязательства РФ, единицей номинала является долговой рубль (ДОР).
Судом установлено, что Городко А.Т. в 1982 году, были приобретены облигации номиналом по 25 рублей в количестве 40 штук, а всего на сумму 1000 рублей.
В соответствии с условиями распространения данных сертификатов, ранее, государство обязалось выплатить по 4% годовых за каждый приобретенный сертификат. Однако с 1991 года начисление процентов и погашение стоимости сертификатов сберегательного банка СССР прекратилось в связи с распадом СССР. В связи с этим никакого дохода на вложенные средства не начислялось и не выплачивались.
Погашение указанных облигаций государством проведено не было.
Статья 208 ГК РФ устанавливает, что исковая давность не распространяется на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов.
В соответствии со ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», Государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств.
В статье 2 указанного Закона государство признало, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
В статьях 3, 4, 5, 6, 7 ФЗ РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ закреплено, что Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения.
Покупательная способность денежных средств рассчитывается исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека.
Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 года, покупная способность денежных средств, считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году.
Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства российской федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств, приравнивается к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада.
Для гарантированных сбережений граждан, созданных после 1 марта 1991 года, номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» восстанавливаемые ценные бумаги могут быть переведены в целевые долговые обязательства РФ, единицей номинала является долговой рубль (ДОР).
Поскольку имеются облигации, по которым истец желает получить компенсацию в счет их погашения, зная, что имеются аналогичные требования и вступившие в законную силу решения, согласно которых, стоимость одной облигации на сумму 25 рублей составляет по состоянию на 23.08.2017 года 23 848,21 рублей (заключение специалиста № от ДД.ММ.ГГГГг. по экономической (оценочной) экспертизе).
Таким образом, стоимость облигаций в количестве 40 шт. составляет 953 928 руб. 40 коп.
Ответчик подлинность представленных истицей сертификатов Сберегательного банка СССР не оспаривали.
Суд исходит из того, что факт вложений денежных средств в учреждении СССР истицей доказан и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с письмами от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ. № «О соотношении Закона РФ «О защите прав потребителей» с Федеральным законом от 01.06.1995 г. №86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» и Федеральным законом от 10.05.1995 г. №73-Ф 3 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в основе которых так или иначе будет лежать обязательство, понятие которого, основание возникновения и порядок исполнения закреплены в соответствующих положениях Общей части обязательственного права Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи обязанной стороной по отношению к соответствующим гражданам (как и в предусмотренных Федеральным законом от 10.05.1995 г. М 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации») выступает Российская Федерация, поскольку необходимые средства для компенсационных выплат выделяет Федеральный бюджет.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации и казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, требования истицы в части взыскания с Министерства Финансов РФ за счет Казны Российской Федерации в счет погашения облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года номиналом 25 рублей в количестве 40 штук – 953 928, 40 рублей, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из пункта 45 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда, исходя из принципа разумности и справедливости в размере 60 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Городко А.Т. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Краснодарского края о защите прав потребителей – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Краснодарского края о защите прав потребителей, в котором просит взыскать с Министерства Финансов РФ за счет Казны Российской Федерации в счет погашения облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года номиналом 25 рублей в количестве 40 штук – 953 928 рублей 40 копеек, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 60 000 рублей, а всего 1 013 928 (один миллион тринадцать тысяч девятьсот двадцать восемь) рублей 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:

Имеют ли реальную ценность облигации 1982 года выпуска в 2018 году

Вопрос купли-продажи облигаций СССР, выпущенных в 1982 г., до сих пор актуален. Несмотря на то, что выпустившей их страны уже не существует, многие люди до сих пор хранят эти бумаги, надеясь, что со временем те принесут большую прибыль. Однако, обоснованность таких ожиданий весьма сомнительна.

Краткая история облигаций в СССР и РФ

Правительство СССР активно использовало облигации государственного внутреннего займа (ОГВЗ) для того, чтобы привлекать деньги населения в бюджет. По оценке различных источников, за время существования Союза было выпущено более 65 займов. Среди них имелись бумаги, рассчитанные на 5, 10 лет и более лет.

Несмотря на то, что большая часть тиражей советских облигаций пришлась на период до 1957 г., самым популярным стал выпуск 1982 г. Эти ценные бумаги не только предлагали купонный доход, но и давали право на участие в розыгрыше ценных призов. Они получили название облигации государственного займа (ОГВВЗ). Они оформлялись на предъявителя, предполагали доходность в 3% годовых и имели 3 различных номинала: на 25, на 50 рублей и на 100. Однако, зачастую кредитование государства путем покупки таких бумаг оказывалось не совсем добровольным со стороны граждан. Это было вызвано тем, что выплаты могли производиться с нарушением сроков и не в полном объеме. После распада СССР сложилось впечатление, что вложенные таким образом деньги, окончательно потеряны.

Но в 1992 г. банк России начал программу по выкупу этих ОГВВЗ по курсу 160 рублей за бумагу номиналом в 100 рублей. Можно было как получить наличные деньги, так и обменять имеющуюся облигацию на выпущенную в этом году. Эти условия действовали до 31.12.1994 г. Граждане, отдавшие предпочтение обмену, могли сдать выпуск 1992 г. вплоть до 26.12.2005 г. После деноминации 1998 г. выкуп производился по соотношению 1000:1, т. е. за ценную бумагу номиналом 1000 рублей можно было получить 1 рубль. С 2006 г. погашение было прекращено. На текущий момент возврат денег по этим ОГВЗ невозможен.

В 1995 г. был издан закон, согласно которому облигации 1982 г. переводились в «долговые» рубли с переоценкой номинала. Максимальная сумма при этом составляла 10 000 рублей на одного человека. Для ветеранов ВОВ было сделано исключение, они могли получить до 50 000 рублей. Впоследствии и эти выплаты по ОГВЗ были прекращены. Возобновление погашения облигаций государственного займа СССР в 2018 г. правительством РФ не планируется.

В 1995 г. был произведен первый выпуск облигаций сберегательного займа (ОГСЗ). Благодаря соблюдению Минфином правил, установленных для этой бумаги, и своевременным выплатам, доверие населения к подобным активам возросло. Сейчас облигации федерального займа (ОФЗ) — популярный инструмент инвестиций.

Почему об облигациях 1982 г. не забыли

Вопрос о погашении облигаций, выпущенных в 1982 г., не был забыт во многом благодаря усилиям Ю. Лобанова, который, не добившись справедливого возмещения долга в российских инстанциях, решился на обращение в ЕСПЧ. Результатом рассмотрения его дела стало решение о выплате ему 1 500 000 рублей, именно так европейский суд в 2012 г. оценил имеющиеся у него на руках ОГВВЗ.

Кроме этого наиболее резонансного решения, в течение последних 6 лет ЕСПЧ был принят и ряд других постановлений об обязанности РФ рассчитаться по долгам СССР.

Можно ли получить выплаты по облигациям 1982 г. в 2018 г.

Законодательно, после распада СССР, Россия стала правопреемницей его внутреннего долга. Правительство неоднократно давало гарантию его погашения. Однако, до сих пор не было предпринято никаких шагов по организации массовых выплат адекватных компенсаций.

В 2015 г. В.В. Путин подписал закон, предполагающий, что Россия вправе игнорировать решения ЕСПЧ. Поэтому получить выплаты таким путем в настоящий момент проблематично, несмотря на то, что европейский суд продолжает принимать решения в пользу обратившихся по этому вопросу россиян.

Сбербанк России в данный момент предлагает выкуп только государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов сберегательного банка СССР. Обменять какие-либо иные долговые обязательства советских времен в этом учреждении нельзя.

Важно! Ценность облигаций 1982 г. была опровергнута в ходе процедуры банкротства «Витас-банка», имевшего в своих активах большое количество таких бумаг.

Чтобы оспорить позицию руководства кредитной организации, отстаивавшей утверждение, что стоимость этих ОГВВЗ составляет миллиарды рублей, Агентство по страхованию вкладов выставило этот пакет на торги по цене 1000 рублей к 1 рублю номинала. Столь высокая оценка и отсутствие ясности по срокам и условиям погашения облигаций способствовали провалу этого аукциона.

Что делать владельцам облигаций 1982 г. сегодня

В сети интернет можно найти предложения о покупке облигаций, выпущенных в 1982 г., актуальные в 2018 г. Цена устанавливается индивидуально в зависимости от количества и состояния бумаг. Важным фактом является требование о предоставлении пакета документов, подтверждающих законность их приобретения.

Для тех, у кого на руках остались облигации 1982 г., воспользоваться подобным предложением — единственный способ получения денег за эти бумаги в 2018 г. Перед принятием решения об обращении к подобным скупщикам, следует учесть, что в интернете есть и неподтвержденная информация следующего рода:

  • советы не торопиться продавать ОГВВЗ 1982 г. за бесценок;
  • утверждения, что с каждым годом их цена растет;
  • обещания, что государство начнет возмещать их реальную стоимость.

Однако, многие эти статьи датированы еще 2013-2014 г., а никаких решений об этом на уровне правительства не принято. Поэтому если возникнет возможность продать эти бумаги, следует ее использовать.

Минфин России расплатился за СССР — облигации 1982 года больше не выиграют

Москва, 24 мая. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Вклады российских граждан в «Сбербанке СССР» и их вложения в советские облигации будут компенсироваться по новой схеме. Как сообщает «КоммерсантЪ», превращение остатков всех советских вкладов в ценные бумаги (что предусматривалось законом 1995 года) признано слишком обременительным для бюджета, а держателям облигаций выпуска 1982 года Минфин больше платить не намерен.

Межведомственная комиссия по вопросам дореформенных сбережений граждан, созданная приказом Минфина, разработала законопроект о порядке выплат компенсаций гражданам, державшим деньги в «Сбербанке СССР» и РСФСР, а также в государственных облигациях, сообщил «Интерфакс». Ранее все гарантированные сбережения планировалось переоформить в государственные ценные бумаги. Но авторы нового законопроекта подсчитали, что это привело бы к возникновению дополнительного внутреннего госдолга только в 2013 году в 29.6 трлн руб., или 40% ВВП. Такие последствия применения закона от 1995 года о компенсациях советским вкладчикам авторы нового законопроекта называют «катастрофическими» для государственных финансов. В 2013–2015 годах в бюджете на эти цели заложено всего 150 млрд рублей. Для того чтобы уложиться в эту сумму, авторы нового законопроекта предлагают признать закон 1995 года утратившим силу и утвердить другую схему выплаты компенсаций — без обращения всего остатка советского внутреннего госдолга в ценные бумаги.

Все выплаты предлагается завершить до 25 декабря 2020 года, к этому времени планируется выплатить компенсации по дореформенным вкладам граждан в «Сбербанке» (315.3 млрд «советских» рублей), взносам в «Росгосстрахе» (29.4 млрд рублей) и выкупить государственные казначейские обязательства СССР и РСФСР и сертификаты Сбербанка СССР и РСФСР (840 млн рублей). В целом гарантированные сбережения граждан составляют 345.54 млрд рублей. Номинал сбережений в Сбербанке и «Росгосстрахе» при выплате компенсаций предлагается увеличить в четыре раза (остатки на 20 июня 1991 года и 1 января 1992 года соответственно), при выплате будут применяться различные понижающие коэффициенты в зависимости от того, в каком году был закрыт вклад.

Что же касается облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, то авторы законопроекта предлагают считать государственные обязательства по ним исполненными в полном объеме и прекратить выкуп этих бумаг. Как подсчитали в Минфине, притом что, по данным Сбербанка, сумма облигаций 1982 года, реализованных на территории РФ, составляла на 1 января 1992 года 9 млрд рублей, в течение 1992–1994 годов объем этих бумаг, предъявленных к погашению или обмену на гособлигации других выпусков, уже составил 12.1 млрд рублей (Сбербанк выкупал облигации из расчета 160 рублей за 100 рублей номинала). Приток бумаг, предъявляемых к погашению российским властям, осуществляется из бывших советских республик, которые, став самостоятельными государствами, должны сами решать эту проблему, сочли в Минфине.

Кроме того, как уже сообщали СМИ, в Минфине обеспокоены тем, что в интернете в последнее время развернулась активная вторичная торговля ОГВВЗ-1982, притом что подлинность предлагаемых к продаже облигаций (как удалось выяснить изданию, один из пакетов выставлялся на продажу с территории Грузии) зачастую вызывает сомнения.

Решение Минфина признать выпуск гособлигаций 1982 года погашенным должно поставить точку, по крайней мере, в одном громком деле — о банкротстве «Витас-банка». Как сообщалось, руководство этого банка, процедура банкротства в котором была запущена летом прошлого года, пыталось доказать, что облигации выигрышного займа 1982 года на его балансе стоят миллиарды рублей и являются нормальным активом.

Агентство по страхованию вкладов в качестве конкурсного управляющего доказывало обратное — что эти бумаги не стоят практически ничего (несколько тысяч). Так как выкуп бумаг не проводится несколько лет (еще до принятия нового закона Минфина он был приостановлен до 2015 года), определить их реальную рыночную стоимость было невозможно, и АСВ даже пошло на то, чтобы выставить пакет облигаций на тендер по цене, близкой к той, которую давало за них руководство «Витас-банка» (около 1 млрд рублей), чтобы доказать, что эта цена нереальна и покупателей не найдется. Признание Минфина, что ОГВВЗ-1982 выкупу не подлежат, делает исход этого эксперимента предрешенным, а основания для банкротства «Витас-банка» — незыблемыми.

Недавно я нашел на антресолях старые облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года номиналом 25 и 50 рублей. Они когда-то давно достались мне от родителей.

Попытался погуглить, можно ли их сегодня продать, но внятного ответа так и не получил: натыкался на сомнительные статьи, доверия к которым не появилось. Решил написать вам.

Расскажите, это все еще ценные бумаги или уже нет?

С уважением,
Григорий

Вы можете продать эти облигации коллекционерам. Тираж этих ценных бумаг был очень большим, поэтому будьте готовы к низким ценам. Еще можно оставить их в качестве сувениров для детей, чтобы на примере объяснить риски азартной игры с государством.

Виктор Тюрин разбирается в старых и новых облигациях

Давайте разбираться по порядку.

Зачем государство вообще выпускало облигации для населения

Власть в России всегда испытывала потребность в дополнительных источниках пополнения бюджета. Привлечение денег населения — проверенный способ. И в царские, и в советские годы у нас в стране выпускались облигации, которые распространялись среди граждан. По сути, население покупало долговые расписки государства. Причем далеко не всегда добровольно.

Проценты по советским облигациям были не слишком велики, но основная проблема в другом. Дело в том, что государство по ним практически не платило. Когда приближался срок массового погашения облигаций, то «по многочисленным просьбам трудящихся» срок выплат по ним переносился еще на 20 лет. Большей части людей покупка этих ценных бумаг не принесла ничего.

Практически единственный способ, которым можно было заработать на таких гособлигациях, — это выиграть по ним в лотерею. У каждой бумаги был номер, и он участвовал в регулярных розыгрышах. Пример такой ситуации вы можете найти в фильме «Зигзаг удачи» 1968 года. Поэтому в названиях облигаций часто фигурировало слово «выигрышный заем».

Какие бумаги достались вам

Скорее всего, у вас на руках вот такие бумаги:

В 1982 году руководство СССР прибегло к традиционному способу наполнения казны — продаже государственных облигаций населению. Срок их погашения был установлен через 20 лет — в 2002 году.

Но уже в 1991 году СССР прекратил свое существование. Российская Федерация объявила себя правопреемником СССР и приняла на себя обязательства по погашению его долгов.

В период с января 1992 года по октябрь 1993 года государство выкупало эти облигации по курсу 160 «новых» рублей за 100 рублей облигациями. Внешне это похоже на прибыль 60% за 10—11 лет, примерно 5,5—6% годовых. Но по факту из-за высокой инфляции 160 рублей обладали гораздо более низкой покупательной способностью. Вряд ли такой обмен можно назвать выгодным.

Еще старые гособлигации можно было обменять на новые облигации, теперь уже Российской Федерации. Государство выкупало их обратно до декабря 2005 года. После этого выкуп был завершен, и облигации к обмену более не принимались.

Что сейчас можно сделать с этими облигациями

Вариант 1: продать коллекционерам. Учтите, что они не считаются редкостью и на высокие цены рассчитывать нельзя.

Если у вас много облигаций, то быстрее будет обратиться в антикварный магазин. Но вряд ли вы сможете продать свой товар дороже. Скорее наоборот: у вас попросят скидку за то, что купят большой объем.

На «Авито» аналогичные облигации 1982 года продают по 100—300 рублей в зависимости от степени сохранности и желания продавца

Вариант 2: проявить авантюризм и попытаться заработать больше. В интернете много различных слухов о том, что государство якобы продолжает выкупать облигации 1982 года. Приводятся даже названия организаций, куда их надо нести: от Сбербанка до Агентства по страхованию вкладов. Ни одна из этих организаций, правда, не подтверждает, что принимает эти бумаги.

Еще популярна история про пенсионера из Ивановской области Юрия Лобанова. В 2012 году он добился в Европейском суде по правам человека вердикта о взыскании с России 37 150 евро в счет погашения долга по облигациям 1982 года. Поэтому вы можете встретить рекомендации «быть как Юрий Лобанов». Правда, судебный процесс длился 9 лет, и это единственная подобная история, так что успех не гарантирован. Подумайте, готовы ли вы к такому сценарию.

Вариант 3: сохранить как поучительный сувенир. Скорее всего, заработать больших денег на перепродаже не получится. Поэтому облигации можно оставить в качестве сувениров. Они будут напоминать о том, что любые ценные бумаги — акции или облигации — всегда несут риск для того, кто их купит. И о том, что с государством опасно играть в азартные игры. Потом покажете детям или внукам.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Поговорим о ценных бумагах, которые уже более 35 лет ждут своего часа. Речь идет об облигациях 1982 года. Иное название, под которым они известны, — это ОГВВЗ. Расшифровка — облигации государственного внутреннего выигрышного займа, последние в своем роде, выпущенные в Советском Союзе. Представляют ли они сегодня ценность? Или же это обычная бумага? Можно ли их обменять на реальные деньги? Где это можно сделать? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Что это такое?

Облигация — это одна из разновидностей ценных бумаг. По своей сути является долговым документом. То есть дает правомочие своему владельцу, держателю получить от эмитента (лица, учреждения, выпустившего облигацию) указанную в бумаге денежную сумму. Она может быть и равной сумме долга, и включать в себя проценты.

В большинстве случаев облигации выпускают для накопления капитала, который позже будет направлен на реализацию крупномасштабного проекта. Полученная прибыль в результате функционирования последнего позволяет эмитенту в будущем погасить долг перед держателями.

Кто выпускает облигации? Эмитентом может выступить как организация, юридическое лицо, так и государство. В зависимости от вида займа такие ценные бумаги разделяются на следующие:

  • Внешние.
  • Внутренние.
  • Ведомственные.

О советских облигациях

Что касается долговых бумаг 1982 года, они были выпущены СССР для привлечения денежных средств в госказну. Впоследствии выплаты по ним были признаны государственным долгом Советского Союза. Он перешел к Российской Федерации, считающейся государством-правопреемником.

Агентом Министерства финансов по выплатам по данным облигациям считался Сбербанк. Он отвечал за продажу и покупку этих ценных бумаг, а также за получение компенсаций по ним.

Почему возник интерес?

Почему же возрос интерес общественности к ценным бумагам, выпущенным десятки лет назад? Популярность к ним вернулась благодаря действиям российского 74-летнего пенсионера, жителя Ивановской области Ю. Лобанова.

Мужчина, как и многие граждане бывшего Советского Союза, являлся обладателем облигаций 1982 года. Однако он начал активно решать вопрос по получению положенных средств по ценным бумагам. Изначально пенсионер обращался в различные судебные инстанции. Но какого-либо удовлетворительного ответа не получил.

В результате Ю. Лобанов решил обратиться за помощью в Европейский суд по правам человека. Дело было рассмотрено и, более того, решено в пользу пенсионера. Облигации 1982 года, имеющиеся у Ю. Лобанова, были оценены в сумму порядка 1,5 млн рублей. Она была выплачена пенсионеру в качестве материальной компенсации.

Этот обсуждаемый случай как раз и стал причиной интереса к давно позабытым облигациям.

Сколько было выпущено?

Облигации займа 1982 года (иное название — «брежневский займ») были выпущены огромным тиражом. По его объему можно было даже сказать, что это будто бы вторая валюта государства.

Каких-либо точных данных по тому, сколько ценных бумаг реализовали, до сих пор нет. Причина неточности — выпуск государственных облигаций 1982 года увеличился тогда до неконтролируемых размеров.

Но одно ясно: РФ, как правопреемница СССР, должна была выплатить своим гражданам по этим ценным бумагам огромный долг.

На кого они оформлялись?

Выигрышные облигации 1982 года печатались для единоличного владения гражданами. Предполагали ежегодный доход в 3%. Было выпущено три номинала облигаций — 25, 50 и 100 рублей.

Приобретая их, граждане не рассчитывали получить хорошую прибыль. Не все могут назвать такой заем денежных средств государству добровольным. Советскому Союзу в тот момент лишь требовалось получить определенную денежную сумму от населения.

Как и предполагали многие, выплаты по облигациям затянулись на неопределенный срок. Не было точной информации по поводу того, сколько стоит ценная бумага в настоящий период, на какую величину повысится ее стоимость через определенный отрезок времени. Если граждане возвращали облигации, они получали за них денежные средства в размере менее номинала.

Вот поэтому получать выплаты по облигациям внутреннего займа 1982 года люди не торопились. Отчего у многих эти бумаги «дождались» развала Советского Союза.

После того как СССР распался

После распада СССР держатели облигаций выигрышного займа 1982 года оказались в неопределенном положении. Государство, которое должно было вернуть им деньги по ценным бумагам, перестало существовать.

Но в 1992 году РФ предложила гражданам продать свои облигации 1982 года. Немногие воспользовались этим предложением: цена была символической (в переводе уже на новые деньги) даже в сравнении с номиналом. Не говоря о том, что каждый год, по условиям займа, на эту сумму должны были начисляться проценты.

Например, 100-рублевая (по советским деньгам) облигация покупалась по цене 160 рублей новыми российскими деньгами. Поэтому большинство держателей бумаг не воспользовались этим предложением.

Обмен на российские облигации

Подробнее разберем ситуацию 1992 г. Тогда стартовал обмен советских облигаций 1982 года на аналогичные ценные бумаги уже российского займа. Таким образом, с 1 октября 1992 года у держателей данных облигаций было два варианта:

  • Получить за свои советские облигации небольшие, но наличные деньги. Как мы уже упоминали, 100-рублевая облигация 1982 года оценивалась в 160 российских рублей.
  • Обменять советские облигации на подобные ценные бумаги российского займа 1992 года.

Все необходимые операции тогда проводились в отделениях Сбербанка. Эта же банковская организация совместно со средствами массовой информации информировала население о ходе процесса.

Выкуп долговых ценных бумаг Советского Союза 1982 года выпуска полностью прекратился 31 декабря 1994 года. Но к тому сроку далеко не все граждане определились, что делать со своими облигациями. У многих они остались лежать дома.

Законодательный акт 1995 года

Снова вспомнили про облигации выигрышного внутреннего займа 1982 года в 1995 году. Причина тому — законодательный акт, подписанный президентом. Он был посвящен обязательности материальной компенсации за все сбережения бывшим гражданам Советского Союза. В акте было уточнение: компенсировались не только банковские вклады, но также и потерянный доход по ценным бумагам.

Согласно данному закону, внутренние государственные облигации 1982 года переводили в «долговые рубли». Государственные специалисты оценивали их стоимость согласно новой российской валюте, производили подсчеты, чтобы цена облигации не «сгорела» после инфляции.

Выплаты по ценным бумагам 1982 года проводило государство. Но снова далеко не все граждане решили воспользоваться новым предложениям. Дело было в величине денежной компенсации:

  • Максимальная выплата по облигациям для обычных вкладчиков — 10 тысяч рублей.
  • Максимальная выплата по облигациям для ветеранов Великой Отечественной — 50 тысяч рублей.

После деноминации

Ситуация с облигациями российского займа 1992 года усложнилась тем, что, что 1.01.1998 произошла деноминация рубля. Соответственно, номинал этих ценных бумаг был пересчитан в соответствии с настоящей для того времени динамикой цен.

В итоге стало актуальным такое соотношение:

  • Номинал 500 рублей — 50 копеек.
  • Номинал 1000 рублей — 1 рубль.
  • Номинал 10 0000 рублей — 10 рублей.

Министерство финансов определило, что на данных условиях облигации выкупались у населения до 1.10.2004. Затем этот период был продлен — до 25 декабря 2005-го. Это определял ФЗ № 173 (2004).

Последние образцы облигаций российского займа 1992 года были выкуплены государством в декабре 2005 года. На сегодняшний момент выкуп данных ценных бумаг РФ прекращен.

Как обстоят дела в текущем году?

Облигации СССР 1982 года до сих пор продолжают храниться у бывших граждан Советского Союза. Но имеют ли они какую-то ценность для своих владельцев на сегодняшний день?

Сегодня получить выплаты по облигациям от государственной структуры уже невозможно. Государство не занимается этим вопросом.

Единственный выход для держателей облигаций — обратиться в частные компании, специализирующиеся на покупке и продаже различных ценных бумаг. Однако советские облигации на современном фондовом рынке не котируются. Возможно найти покупателя, который приобретет их лишь по символической цене, которая даже ниже оригинала (25, 50, 100 рублей) в советских деньгах. Как показывает практика, за свои облигации 1982 года гражданин сегодня не получит более 500 современных российских рублей.

В сети можно найти информацию о корпорации АСБ (Агентство по страховым вкладам). В частности, есть такие данные:

  • Покупка облигаций номинала 100 рублей за 49 тысяч современных российских рублей.
  • Покупка облигаций номинала 50 рублей за 25 тысяч современных российских рублей.

Однако подобная информация не является официальной и проверенной. Более всего она походит на обычную газетную «утку».

У владельцев советских облигаций есть и еще один выход — оставить свои ценные бумаги в «режиме ожидания» до тех времен, когда за них не будет предложен реальный выкуп. Для такого решения есть два основания:

  • Погашение по данным государственным облигациям не имеет срока давности. То есть, по сути, они не обратятся в обычные бумажки даже спустя 100 лет.
  • ФЗ №162 допускает, что эти советские облигации в будущем могут быть переведены в группу целевых долговых обязательств РФ.

На данный же момент реальные выплаты получить невозможно. Только символические. Поэтому есть смысл продать такую облигацию за определенную плату коллекционеру.

Судьба сбережений граждан

По поводу дореформенных сбережений бывших советских и ныне российских граждан собиралась спецкомиссия Минфина. В ходе обсуждений было установлено следующее:

  • Внутренний госдолг СССР не обратится в будущем в какие-либо ценные бумаги. Иначе его выплата грозит тяжелыми последствиями для отечественного госбюджета.
  • Компенсации по дореформенным сбережениям граждан будут выплачиваться вплоть до 25 декабря 2020 года. Это касается советских вкладов в Сбербанке, перечислений в «Росгосстрах», сертификатов того же Сбербанка, казначейских обязательств РСФСР и СССР.
  • Обязательства по облигациям 1982 года были определены, как полностью исполненные. Этот вопрос государством закрыт.

Подытожив все вышесказанное, можно сказать, что сегодня получить реальные деньги за свои облигации 1982 года нереально. Теоретически есть надежда, что это станет возможным в будущем, ведь данные ценные бумаги бессрочные. Шанс обменять эти облигации на наличные был у населения в 1992-1994 гг. Тогда же можно было совершить обмен на облигации российского займа 1992 года, выплаты по которым осуществлялись до конца 2005 года.

Просмотры: 3 278


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *