Содержание

>НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Классификация и определения Требования к размещению Информация и документация АЗС Здания и сооружения АЗС

Общие требования к размещению

Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

Планировка АЗС с учетом размещения на их территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

  • от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС.
  • до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения — до окон (дверей);
  • до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89, а именно:

  • до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения – как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
  • до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений – как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
  • до остальных дорог и улиц – не нормируются.

АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

  • тип А — если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м3;
  • тип Б — если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м3.

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м3 — вне населенных пунктов.

Единичная вместимость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов — 20 м3.

Величину общей вместимости резервуаров модульной АЗС (в том числе величину, разделяющую АЗС на типы А и Б), а также единичной вместимости допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то указанное расстояние не нормируется.

При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должны быть предусмотрены раздельные въезд и выезд.

Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Минимальные расстояния

Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Наименование объектов, до которых определяется расстояние Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м
Тип А Тип Б
Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением *) 15 25
Лесные массивы:
хвойных и смешанных пород 25 40 30
лиственных пород 10 15 12
Жилые и общественные здания 25 50 40
Места массового пребывания людей 25 50
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей 18 30 20
Торговые киоски 20 25
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):
I, II и III категории 12 20 15
IV и V категории 9 12 9
Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети) 15 20
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) 25 30
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС 15 30 25
(*)Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007 100
Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) по ПУЭ
Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа 20 40 30

Примечания.

  1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25 %, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.
  2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25 % (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).
  3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2


п/п
Наименование зданий и сооружений АЗС Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10)
(1) Подземные резервуары для хранения топлива 4 3/9 9 9/15 15 6 9
(2) Топливораздаточные колонки 4 6/9 9 12/15 15 4 9 9
(3) Площадка для АЦ 6/9 9 12/15 15 9 12
Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств:
(4) I, II и III степеней огнестойкости класса С0 или С1 3/9 6/9 6/9 6 9 9 9 3/9 —/9 6
(5) IV степени огнестойкости класса С0 9 9 9 9 12 9 12 6/9 6/9 9
Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров:
(6) I, II и III степеней огнестойкости класса С0 или С1 9/15 12/15 12/15 9 9 6 9 9/15 —/9 9
(7) IV степени огнестойкости класса С0 15 15 15 9 12 9 12 12/15 6/9 12
(8) Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами 4 3/9 6/9 9/15 12/15 6 9
(9) Площадка для стоянки транспортных средств 6 9 9 —/9 6/9 —/9 6/9 6 12 6
(10) Котельная на дизельном топливе 9 9 12 6 9 9 12 9 6

Примечания.

  1. Расстояния указаны: в числителе — до стен зданий, в знаменателе — до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные «—«, не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено нормами.
  2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.
  3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств — не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.
  4. Расстояния не нормируются:
    1. между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;
    2. между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.
  5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.
  6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.

Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с наземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3


п/п
Наименование зданий и сооружений АЗС Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями
(1) (2) (3) (4) (5)
(1) Контейнеры хранения топлива 8 9
(2) Топливораздаточные колонки 8 8 9 4
(3) Площадка для АЦ 8 9
(4) Здания для персонала АЗС 9 9 9 9
(5) Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами 4 9

Примечания.

  1. Расстояния, обозначенные «—«, а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
  2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.
  3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1.

Классификация и определения Требования к размещению Информация и документация АЗС Здания и сооружения АЗС

Бензиновый бизнес один самых перспективных, и один из самых опасных. Поэтому к требованиям контролирующих органов нужно отнестись внимательно, не только ради избавления от «головной боли» при общении с инспекторами, но и ради собственной безопасности.

Контролирующие органы

При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:

  1. Управлением по архитектуре и градостроительству.
  2. Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
  3. Управлением по энергонадзору.
  4. ГИБДД.
  5. Управлением противопожарной службы (ГПН).
  6. Роспотребнадзором (СЭС).

Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:

  • качества услуг;
  • скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
  • пожарной безопасности (ПБ).

И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:

  • архитектуре АЗС;
  • выбору территории;
  • зданиям и сооружениям;
  • оборудованию;
  • системе безопасности.

Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.

Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.

Регламентирующие документы: наиболее часто используемые

  • Закон о ЗПП №2300-1.
  • СанПиН 2.1.7.1322-03, описывающий правила обезвреживания отходов производства.
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 о качестве атмосферного воздуха.
  • ФЗ РФ № 52 о эпид. благополучии…
  • СП 2.1.7.1386-03 о санитарных правилах об определении класса токсичности отходов.
  • СП 1.1.2193-07 о производственном контроле.
  • СанПиН 2.2.4.1294-03 требования я аэроионному составу воздушной среды.
  • СП 3.5.1378-03 требования к дезинфекции.
  • СП 2.2.2.1327-03 требования к организации технологических процессов.
  • СП 156.13130.2014 требования ПБ.
  • НПБ 02-93 правила, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки.
  • НПБ 03-93 акт, определяющий моменты согласования проекта и сметной документации с ГПН.
  • НПБ 111-98 основные нормы противопожарной безопасности.
  • РД 153-39.2-080-01 правила эксплуатации АЗС.
  • СНиП 2.07.01-89* / СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС).

Требования санитарных служб

Самыми распространенными нарушениями в работе автозаправок, по мнению Роспотребнадзора, являются нарушения:

  • потребительских прав;
  • требований к обращению с отходами;
  • норм ПДК по воздуху;
  • требований санитарно-эпидемиологического характера при эксплуатации построек на территории заправки.

Во избежание отказа СЭС в разрешительном заключении на этапе оформления документов и штрафов в процессе работы стоит познакомиться с основными требованиями данной структуры. Если руководство вашего региона не подготовило специальный СНиП, где были бы собраны все основные рекомендации по планированию, проектированию, возведению и обустройству заправок, вам придется познакомиться с несколькими довольно объемными трудами, чтобы выбрать требования, относящиеся именно вашей будущей деятельности.

Требования к месту расположения заправки

Размер участка земли под АЗС согласовывается с имеющими градостроительными нормами. Его положение должно быть подветренным по отношению к жилому массиву. Вся территория заправки планируется, участок под нее выравнивается и покрывается ровным покрытием.

Вы можете применить:

  • бетонирование;
  • асфальтирование.

Подъездные пути и съезды на автомагистраль не должны иметь дефектов. Территория не занятая сооружениями озеленяется и поддерживается ухоженном и чистом виде.

Накапливать на территории автозапровочной станции отходы нефтепродуктов запрещается. Если в процессе работы произошла утечка — разлив засыпается песком, который затем удаляется.

ТБО, скапливающиеся при работе организации, следует хранить в спецконтейнерах с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры устанавливаются на водонепроницаемом основании/фундаменте. Чаще всего используют для этих целей бетонные плиты.

Производственные помещения и зоны для бытовых нужд: требования

Проектируют заправку согласно своду правил 56.13330.2011 /СНиП 31-03-2001. Рабочие помещения окрашивают тонами/цветами, снижающими утомление глаз сотрудников и улучающими освещенность рабочего места.

Помещение для персонала и рабочую зону выстилают твердым напольным покрытием, разрешенным санитарными правилами.

Место оператора АЗС для проведения рабочих манипуляций в положении сидя, оборудуется согласно ГН2.2.5.1314-03.

В части для сотрудников должна быть предусмотрена:

  • туалетная комната;
  • гардеробная;
  • душевая.

В данных помещениях полу делают стойкими к воде и моюще-дезинфицирующим средствам. Все стены и имеющие перегородки облицовывают керамо-плиткой или другим влагостойкими светлого материала на высоту не меньше, чем 1,8 м.

Гардеробную для рабочего персонала оборудуют двухсекционными шкафами:

  • для хранения верхней одежды и обуви;
  • для спецодежды.

Эти предметы гардероба не должны хранится вместе! На габаритных заправках, оборудованных торговым залом с бистро должна быть туалетная комната для клиентов. Желательно одно место для отправки естественных потребностей оборудовать для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Все туалетные комнаты снабжаются средствами для просушки кожи рук или одноразовыми полотенцами, мылом и туалетной бумагой.

Микроклимат сооружений АЗС: требования

Внутренняя среда рабочих и бытовых помещений автозаправки поддерживается согласно требованиям СП 60.13330.2012/СНиПа 41-01-2003

Обязательным требованием для АЗС является обустройство искусственной вентиляции для помещений, где хранится спецодежда работников. Рабочие и административные помещения должны иметь отопление:

  • центральное;
  • местное.

При организации местного отопления разрешен пар, подогретый воздух или вода в качестве носителя тепла.

Условия микроклимата на рабочем месте сотрудников АЗС нормируются согласно СанПиНу2.2.4.548-96. Допустимые колебания показателей влажности и температуры зависят от периода года и региона. В среднем для холодов это:

  • 20-22оС (максимум 24оС);
  • 15-75% влажность.

Для жаркого времени:

  • 21-23оС (максимум 28оС);
  • влажность остается такой же

ПДК вредных веществ в воздушной среде, которой дышат сотрудники АЗС описаны в ГН2.2.5.686-98. Основные показатели следующие, мг/м.куб:

  • мин.масла — 5;
  • углеводороды в общим — 300;
  • оксид углерода — 20;
  • бензин — 100.

Все эти показатели будет контролировать СЭС при проверке.

Требования к инженерным сетям: вода, канализация

СП 30.13330/СНиПом2.04.01-85*регламентируются требования к внутренним водопроводно-канализационным сетям. Если вы планируете построить новую заправку, недопустимо возводить сооружения без этих элементов.

Вода к АЗС подводиться питьевая. Ее параметры должны соответствовать СанПиНу2.1.4.559-96. Снабжение водой организуется путем:

  • врезки в сети центрального водоснабжения;
  • обустройством поступления воды от колодца;
  • бурения АС (артезианской скважины).

Источник забора воды в обязательном порядке согласуется с санитарными службами. Если она забирается из собственных водоисточников, то руководитель АЗС обязан обеспечить контроль лабораторных показателей состояния воды по указанному выше СинПиНу.

Требования к канализационной сети предусматривают обустройство раздельных сетей канализации:

  • бытовых вод;
  • дождевых и производственных.

Соединять их в одну систему запрещено. Перед началом эксплуатации заправки, на ее территории должна быть обустроена система очистки стоков. Бытовые стоки очищаются согласно требованиям СНиП 2.04.03-85/СП 32.13330.2012.

Дождевая канализация/»ливневка» допускает обустройство системы лотков со съемными решетками. В эту же систему подсоединятся производственный слив стоков. По лоткам воды направляются к очистным конструкциям.

Очистные конструкции как минимум должны состоять из:

  • отстойника (колодца);
  • фильтрационной части;
  • сборника (колодца).

Производственные стоки, отфильтрованные нефтяные продукты и осадочный мусор вывозится в оговоренные с санитарными службами вашего региона/района места.

Требования к инженерным сетям: освещение

Требования к средствам освещения диктуются СП 52.13330.2011/ СНиПом 23-05-95*. Это значит, что все помещения производственного назначения должны иметь кроме искусственного и естественное освещение. Причем последнее рекомендуется использовать по максимуму. Уровень КЕО:

  • Если используется комбинированный вариант освещения — 0,48%.
  • При освещении исключительно светом солнца — 0,8%.

Освещать рабочую поверхность нужно с интенсивностью 200 лк/150 лк (для ламп накаливания). Все осветительные приборы должны быть иметь светорассеивающие плафоны и регулярно очищаться.

Нефтепродукты и правила их хранения

Все производные нефти на заправке хранят в металло-резеруарах, обустроенных под землей. Защитный слой грунта должен составлять не менее 100 см. Все дополнительно реализуемые продукты в индивидуальной упаковке/таре:

  • масла;
  • смазочные материалы;
  • охладители, очистители и т.п. средства.

Хранят в специально отведенных для этого местах. Причем оператор, принимая смену, должен удостоверится в целостности тары. Мелко-фасованный товар с высокой степенью воспламеняемости можно хранить в торговом зале с учетом 5 дневного оборота продукции. Исключение составляет лишь тормозная жидкость. Выставить ее можно в количестве до 20 бутылок.

Отработанные нефтепродукты можно хранить в любых емкостях при условии, что они:

  • целые;
  • способны обеспечить сохранность содержимого при его транспортировке и погрузке/разгрузке;
  • маркированы;
  • калиброваны.

Перед заливкой отработанных материалов в контейнеры для хранения, последние проверяют на целостность.

ООС

Представители природоохранных структур наряду с работниками СЭС строго следят за деятельностью АЗС. Так как этот вид предприятий имеет несколько источников загрязнения ОС (окружающей среды):

  • отработанные автомобильные газы;
  • испарения производных нефти;
  • разливы нефтепродуктов.

Поэтому руководство АЗС, во избежание штрафов, должно предпринимать меры по уменьшения загрязнения ОС:

  • топливораздаточные колонки необходимо защищать от осадков;
  • регулярно осуществлять ПК (производственный контроль) за содержанием вредных веществ в почве и воздухе (на границе СЗЗ показатели не должны превышать ПДК для населенных мест);
  • предпринимать меры по уменьшению испарений бензина (не допускать перелива топлива, следить за герметичностью сливных и замерных устройств и т.п.).

Кроме этого собственник или первый руководитель заправочной станции должен обеспечивать аттестационные мероприятия по условиям труда на рабочих местах.

Требования к продукции

Вся продукция заправочной станции должна иметь сертификат от завода-изготовителя, подтверждающего качественные характеристики товара:

  • марку;
  • ТУ и соответствие им.

Паспорт на реализуемую нефтепродукцию (НП) должен иметь подпись руководителя и печать завода-изготовителя. Поступающая продукция этого типа должна по партионно заноситься в специально предназначенный для этих целей журнал.

Кроме этого, на АЗС должны вестись журналы движения НП и запасных частей к автомобилям (если этот товар реализуется).

Требования к оборудованию

Все оборудование АЗС должно быть приобретено в официальном порядке, иметь паспорт. К резервуарам обязательны градуировочные таблицы. На АЗС заводят специальный журнал, куда заносят сведения о ремонте оборудования заправки.

Требования Госпожнадзора

Все новые АЗС необходимо проектировать и строить согласно СП 156.13130.2014. Согласно этому нормативу выделяется порядка 13 видов заправочных станций. Требования для каждой из них имеют свои особенности. Мы остановимся лишь на основных. Уточнять требования к конкретным видам заправочных станций нужно в приложениях (П) к НПБ 111-98:

  • П№2 — для топливозаправочныех пунктов;
  • П№3 — для передвижных заправок, реализующих ЖМТ (жидкое топливо);
  • П№6 — для различных видов мультитопливных заправок: АЗС, АГЗС, а также АГНКС.

Кроме того, АЗС могут располагаться за пределами населенных пунктов и на их территории. Расположение тоже значимо для некоторых требований ГПС. Технологические системы, которыми можно оборудовать АЗС должны соответствовать НПБ 03-93.

Требования к размещению

Заправки размещают с подветренной стороны от других сооружений. В этом вопросе госпожинспекция (ГПС) солидарна с санстанцией. Выбор участка должен согласовываться с ГПС и соответствовать НПБ 02-93.

Расстояния до автодорог/магистралей, улиц при размещении нормируются градостроительными нормативами СП 42.13330/СНиП 2.07.01-89* и зависят от категории дороги и типа АЗС. Требования к минимальным расстояниям от объектов, не относящимся к автозаправке и относящимся к ней можно посмотреть .

Требования к сооружениям в зоне заправки

В отличие от многих предприятий заправка — это предприятие, на территории которого разрешается размещать далеко не любые типы сооружений. Разрешено возведение:

  • операторная;
  • сооружения административного назначения;
  • помещения для хранения формы работников, деталей и инструментария, необходимого для работы, оборудования;
  • котельная с теплоносителями, разогревающимися до 80оС и не выше;
  • туалетные комнаты;
  • помещения для охраны;
  • комната для приема пищи работающей смены.

Ряд автозаправок (исключая газового типа заправки с резервуарами в одну стенку) могут располагать на собственных землях центры сервисного обслуживания автомашин и зоны по обслуживанию их водителей.

На территории заправки не разрешено размещать:

  • сооружения А и Б классов (кроме относимых к технологической системе заправки) и Г-помещений, исключая котельные;
  • помещения для сервисного обслуживания автомобилей с техпроцессами, приводящими к циркуляции паров/газов с высокой степенью возгораемости (окраска).

Здания, возводимые на территории заправочной станции должны быть:

  • одноэтажными либо выстроенными в 2 этажа (последние должны быть не более 150 кв.м);
  • I-III степени огнестойкости.

Навесы на автозаправке делают из негорючих материалов. Все контейнеры с топливом защищают от возможного повреждения машинами и механизмами. К каждому элементу конструкции, вплоть до ограждения предъявляются строгие требования, описанные НПБ 111-98.

На всех заправках предусматривают молниезащиту не менее II-категории по РД 34.21.122-87. Электросистема монтируется до ввода заправки в эксплуатацию, заземление до пуско-наладки. Требования к ней описаны ПУЭ и правилами, разработанными для нефтехимических предприятий. Воздушные ЛЭП на заправочных станциях всех модификаций запрещены.

Некоторые требования к оборудованию АЗС

На заправках обязательно должны быть:

  • телефонная линия;
  • радиосвязь;
  • средства громкого вещания.

Высоки требования к герметичности оборудования:

  • колонки надлежит оборудовать устройствами, способные при ее повреждении остановить излитие содержимого;
  • резервуары должны поддерживать собственную герметичность 10 лет при соблюдении требований техтребований;
  • емкости для хранения топливных материалов оборудуют системами, позволяющими проверить степень герметичности (П№5 к НПБ 111-98);
  • опорная арматура выполняется по I кл. герметичности по ГОСТу 9544.

Все электрооборудование на территории АЗС требуется заземлять, при его установке нужно исходить из нормативов ПУЭ и ПЭЭП (правил эксплуатации). Монтаж такого оборудования проводится с учетом зон повышенной взрывоопасности.

Для каждого из типов заправочных станций/пунктов к их технологическому оборудованию предъявляются специфические требования, описанные нормативами ПБ 111-98.

Требования к персоналу

Персонал должен строго соблюдать правила ТБ и ПБ при работе на АЗС. При приеме на работу обязательно проводится вводный инструктаж по ПБ, затем первичный и систематические инструктажи с занесением в журнал.

Работники заправки должны четко знать свои действия на момент возгорания. Ориентироваться в системе пожаротушения на АЗС, уметь пользоваться первичными средствами ликвидации пожара.

Средства тушения пожара: основные требования

Средства для тушения пожара на заправке не ограничены первичными вариантами (огнетушители), как во многих предприятиях. Должна быть дополнительно предусмотрена возможность использовать наружный водоем либо водопровод. А также необходимо предусмотреть системы пожаротушения стационарного типа (автоматы в том числе).

Огнетушители размещаются в местах и количестве, указанных в правилах пожбезопасности 01-93 (Глава17 п. 17.5.5. и 17.5.6). Тип огнетушителей описан тем же нормативом.

В ППБ01-03 АЗС посвящена целая глава №17. Этот документ описывает требования не только к огнетушителям, но и к:

  • документации, которую нужно иметь на заправке (журналы, планы эвакуации, локализации и тушения возгорания, схему описывающую ближайшие источники воды и их дебет и т.д.) ;
  • оборудованию по приему и подаче топлива;
  • использованию электрооборудования;
  • содержанию сооружений;
  • противопожарной защите станции;
  • плану локализации возгорания;
  • средствам быстрого удаления горящего транспорта с АЗС;
  • условиям хранения опасных веществ и многому другому.

Каждая заправка оснащается гостированными знаками безопасности (по ГОСТу12.4.026-76) И дорожными знаками ГОСТу10807-78.

Требования к размещению АЗС (автозаправочной станции) согласно норм пожарной безопасности НПБ 111-98*

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

  • от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
  • до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
  • до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:

  • до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
  • до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
  • до остальных дорог и улиц — не нормируются.

11. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

  • тип А – общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м3;
  • тип Б – общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м3.

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м3 – вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов – 20м3.

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

2. Порядок размещения, состав, общие требования к строительству

2.1. Стационарные ГЗС следует размещать с подветренной стороны относительно жилой и других застроек.

2.2. В составе ГЗС следует предусматривать:

  • буферную криогенную емкость для хранения СПГ;
  • площадку слива СПГ из транспортных автоцистерн в буферную емкость;
  • раздаточную рамку для заправки топливных баков автомобилей с узлом замера количества отпускаемого газа;
  • технологические коммуникации СПГ, азота, систему водяного орошения буферных емкостей, систему утилизации сбрасываемых паров при сливе СПГ из автоцистерн и заправке автомобилей;
  • площадку для хранения баллонов с азотом;
  • производственно-административный корпус с операторской;
  • систему пожаротушения в виде перевозимого (на специальной тележке) порошкового огнетушителя марки ОП-100 с рукавами и систему водяного орошения (п. 4.11).

2.3. Территория газонаполнительной станции должна иметь ограждение из несгораемых материалов.

За пределами ограждения ГЗС следует предусматривать накопительную площадку для возможности стоянки автотранспорта перед заправкой.

2.4. Суммарный объем криогенных емкостей для хранения СПГ на газозаправочной станции не должен превышать 100 м3, а объем одного резервуара — 25 м3.

Установка резервуаров СПГ должна предусматриваться надземной.

2.5. Размещение технологического оборудования на площадке ГЗС следует производить с учетом минимальной протяженности трубопроводов СПГ и обеспечения свободного проезда автотранспорта к сливным площадкам и заправочным установкам. С целью снижения неконтролируемых утечек СПГ из технологических трубопроводов запорная арматура должна устанавливаться непосредственно у разъемных соединений.

2.6. Минимальные расстояния от резервуаров СПГ газозаправочной станции до зданий и сооружений, не относящихся к ГЗС, а также до объектов, входящих в состав ГЗС, следует принимать по таблице 1, если по другим нормам не требуется принимать большие расстояния.

Минимальные расстояния от ГЗС и ПГЗС до зданий и помещений электрораспределительных устройств следует принимать по ПУЭ.

Таблица 1

№ пп Наименование объектов, здания и сооружений Расстояние, м от резервуаров СПГ
1. Жилые и общественные здания, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, не относящиеся к ГЗС 150
2. Железные дороги и троллейбусные пути (до оси пути), автомобильные дороги (до края проезжей части) 75
3. Площадка слива СПГ из транспортных автоцистерн в криогенные резервуары 30
4. Раздаточная рампа с установками для заправки автомобилей СПГ 15
5. Площадка для хранения баллонов с азотом 15
6 Операторная ГЗС 20

2.7. Площадки для заправки баков автомашин сжиженным природным газом с помощью передвижных газозаправочных станций СПГ (ПГЗС) следует предусматривать: вблизи от автомобильных дорог, в полевых условиях, на территории автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГИКС), автомобильных газонаполнительных станций (АГНС).

Расположение площадок должны быть согласовано с соответствующими административными органами (исполкомами местных советов).

Минимальные расстояния от установленного на площадке автозаправщика СПГ до зданий и сооружений различного назначения следует принимать по таблице 2, если объем топливной цистерны автозаправщика не превышает 10 м3, и по таблице 1, если объем топливной цистерны автозаправщика больше 10 м3.

2.8. ПГЗС должна включать в себя следующие основные технологические узлы и элементы:

  • собственно заправочную криогенную емкость объемом 10¸30 м3, рассчитанную на условия хранения и перевозки СПГ при температуре — (минус.) 150¸165 °С с давлением до 6 атм и на рабочий диапазон температур от минус 170 °С до плюс 40 °С;
  • технологическую обвязку, а также необходимую запорную, регулирующую и предохранительную арматуру, обеспечивающие надежное функционирование ПГЗС;
  • насос с электроприводом для перекачки СПГ из заправочной емкости в баки автомобилей;
  • комплект теплоизолированных гибких гофрированных шлангов (металлорукавов) для соединения ПГЗС с патрубками топливного бака и системой газосбора на площадке заправки;
  • заправочные «пистолеты» (клапаны), обеспечивающие быстрое и герметичное соединение гибких шлангов с соответствующими патрубками приема СПГ и сброса его паровой фазы из топливного бака;
  • емкость (баллоны) с инертным газом (азотом) для продувки технологических коммуникаций;
  • комплексную систему КИП и А, задействованную как на соответствующие датчики автомобильных баков, так и на регулирующую и предохранительную арматуру самой ПГЗС;
  • средства противопожарной защиты, включающие кошму и переносимый порошковый огнетушитель марки СП-50;
  • узел измерения суммарного количества отпускаемого продукта;
  • систему обвязки «по газу» криогенной цистерны ПГЗС и топливного бака автомобиля с общим газосбросом;
  • сборный стояк (свечу) с соответствующим узлом подсоединения для сброса паров СПГ в атмосферу (при установке ПГЗС на площадках, не оснащенных системой сброса и утилизации низконапорных газов);
  • систему наддува, обеспечивающую создание и поддержание заданного избыточного давления в паровом пространстве транспортной емкости. Для наддува желательно использовать азот.

2.9. Источниками энергоснабжения (электроэнергия, тепло, вода) стационарных газозаправочных станций должны, как; правило, служить городские сети или сети соседних промышленных предприятий.

В случае отсутствия таких сетей следует предусматривать установку местных источников энергоснабжения.

2.10. Для обеспечения ГЗС азотом на технологические нужды и для продувок коммуникаций СПГ в составе ГЗС следует предусмотреть площадку (под навесом) для хранения баллонов с азотом.

Суммарная емкость баллонов с азотом должна быть не менее 200 л при давлении 200 кгс/см2.

Таблица 2

№ пп Наименование зданий и сооружений Минимальные расстояния в м от автозаправщика с объемом резервуара до 10 м3
1 2 3
1. Здания и сооружения с массовым скоплением людей вне зависимости от степени огнестойкости (административные, детские и лечебные учреждения, учебные заведения, клубы, стадионы, и др.). Расстояния принимаются до границ участков этих учреждений 40
2. Жилые и коммунально-бытовые здания вне зависимости от степени огнестойкости 20
3. Здания и сооружения АГНКС, АГНС, автотранспортных предприятий (контора, цех, тепловой пункт, гараж, ремонтные мастерские, материальный склад, открытая стоянка автомобилей и др.) 12
4. Железнодорожные пути промышленных предприятий, трамвайные пути (до оси пути) и автомагистрали (до края проезжей части) 20
5. Воздушные линии электропередач 1,5 высоты опоры
6. Лесные массивы:
хвойных пород 50
лиственных пород 20
7. Колонки для заправки автомобилей, работающих на сжатом газе (на территории АГНКС) 12
8. Колонки для заправки автомобилей, работающих на СУГ (на территории АГНС) 12
9. Резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов
— подземные 10
— наземные 15
10. Колонки для наполнения автоцистерн СУГ 15
11. Колодцы подземных коммуникаций, выгребные ямы, погреба, люки 10
12. Автомобильные дороги (до края проезжей части) 10

2.11. Промливневые сточные воды ГЗС следует направлять в городскую канализационную сеть после локальной очистки.

2.12. В составе производственно-административного корпуса должны предусматриваться операторская и, в минимальном объеме, необходимые санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала ГЗС в соответствии с действующими нормами и требованиями, механическая мастерская, кладовая противопожарного инвентаря, а также комната ожидания и санузел для водителей.

Здание должно быть не ниже II степени огнестойкости и выполняться, как правило, из полносборных строительных конструкций с применением индустриальных методов строительства.

2.13. Следует предусматривать телефонизацию ГЗС от сети местных АТС, а также громкоговорящую связь оператора с водителями автомобилей.

2.14. Территория ГЗС должна иметь охранное освещение.

2.15. По обеспечению надежности электроснабжения ГЗС следует относить к III категории.

<< / в начало / >>

>Все о контейнерных и мобильных АЗС

Правила, конструкция, эксплуатация

«В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС»
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливные модули, топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: «Контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие». И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное — она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС — это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся «топливный модуль» — все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в «контейнер» или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС «Мини АЗС» не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли «Мини АЗС» называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции «Мини контейнерные АЗС», а название «Мини АЗС» оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м3. Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в «контейнер», необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС. Есть и другие особенности, которые нужно выполнять изготовителям (они отражены в НПБ111-98), но не всегда на них обращают внимание представители контролирующих органов.

Следовательно, если Вы покупаете АЗС с одностенным резервуаром и только с одной колонкой — это не решает вопрос законной эксплуатации АЗС. Необходимо будет «прятаться» от инспекторов. С таким же успехом можно купить «старую» бочку и простую ТРК с меньшими затратами и получить тот же результат.

Объемы отсеков и самой КАЗС

Еще один важный момент — объемы камер. Максимальная вместимость одной камеры контейнерной АЗС, расположенной на территории населенного пункта, не должна превышать 10 м3 и общая вместимость резервуара контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3. Вне территории населенных пунктов — максимальная камера — 20 м3 и общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 60 м3.

Таким образом, в населенном пункте КАЗС 40 м3 должна быть разделена на четыре камеры, а вне населенного пункта на две камеры. КАЗС 40 м3 одной камерой Вы сможете эксплуатировать, только умышленно отклоняясь от правил эксплуатации КАЗС и, соответственно, не воспользуетесь всеми преимуществами данного типа станции. Это изделие перейдет в другой тип АЗС согласно классификатора по НПБ 111-98, и ТРК уже должна быть вынесена за пределы контейнера хранения на расстояние, соответственно появится необходимость проектирования объекта.

Правила установки и контролирующие органы

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.

Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:

  • выдержать расстояния до различных категорий объектов;
  • подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
  • изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
  • установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
  • назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.

При выполнении вышеперечисленного не будет никаких сложностей с эксплуатацией КАЗС при плановой проверке Вашего предприятия пожарными инспекторами.

Документация

Очень важный момент — это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Для тех, кто будет устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, необходимо также согласовать установку с Ростехнадзором. Желательны экологический и санитарный сертификаты.

Главное — Вам необходима сертифицированная АЗС. По документам и сертификатам должна быть станция для раздачи, заправки топливом. Это должен быть не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, а (как указано в НПБ 111-98) единое заводское изделие, т.е. именно автозаправочная станция.

Проблема здесь в том, что из-под контроля Ростехнадзора вывели только автозаправочные станции. Если Вы покупаете по документам резервуар, соответственно у Вас появляется склад горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, получить разрешение на строительство и ввести в эксплуатацию как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.

На рынке в настоящий момент есть модификации АЗС эконом комплектации, в которую входят одностенный резервуар и колонка. Сразу скажу – это не КАЗС. Спокойно и законно такую АЗС эксплуатировать не получится. Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Должна насторожить и низкая стоимость КАЗС. С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.

Как выбрать поставщика АЗС

АЗС — серьезная покупка, рекомендую спросить поставщика, готовы ли они принять Вас у себя на производстве и когда (возможно, по ответу уже будет что-то понятно о продавце). Далее посетить 2-3 выбранных производителя, убедиться в наличии производственных площадей и посмотреть его готовую продукцию. Большая часть продавцов не являются непосредственными изготовителями, хотя об этом заявляют. Распознать это по телефону не всегда получится.

Автоматизация

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт картам или чип-ключам.

Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать к Вам в офис. Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС.

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик

Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.

Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.

В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.

Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.

Несомненные плюсы КАЗС – это:

  • постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
  • отсутствие операторов.

В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.

С уважением,
Колесников М.В.
т.м. Benza


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *