Содержание

Нормы предоставления земельных участков для различных видов землепользования

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 65

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков.

1.Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

21.Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

3.Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Многие категории населения не могут самостоятельно приобрести земельные участки из-за низких доходов и высокой стоимости таких участков.

Существуют различные государственные программы, которые регламентируют предоставление наделов земли на бесплатной основе наиболее нуждающимся слоям населения.

Нормы предоставления бесплатных наделов земли

Нормами предоставления земли называют закреплённые законодательно правила, согласно которым нуждающимся лицам выделяются наделы земли, принадлежащие государственным или местным органам власти.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Такие наделы могут выделяться, в зависимости от заявленной необходимости нуждающихся лиц, для следующих целей:

  • Садоводство и огородничество;
  • Дачное строительство;
  • Организация крестьянского хозяйства;
  • Животноводство;
  • Ведение подсобного хозяйства;
  • Жилищное строительство.

Выделение земель для таки целей призвано обеспечить семьи отдельным жильём, а также сельскохозяйственной продукцией собственного производства.

Важно помнить, что строительство жилья невозможно на участках, предназначенных для животноводства и огородничества, расположенных за границами поселений (полевые участки).

Все наделы земли, подлежащие бесплатному предоставлению льготным категориям лиц, можно разделить на две большие категории по основной цели заявителей:

  • Наделы, подразумевающие строительство жилого дома;
  • Наделы, используемые в иных целях.

Согласно нормам, описанным в ст. 39.5 и 39.10 Земельного кодекса РФ, при выделении надела земли для целей строительства жилого дома, такое выделение происходит поэтапно.

Сначала надел земли предоставляется лицу, имеющему право на льготы, в безвозмездную аренду. Потом, после постройки жилья, такое лицо может оформить арендуемый надел в собственность без выкупа, но не раньше, чем по истечении пяти лет от начала срока аренды.

При выделении участка для огородничества или скотоводства, или для подсобного хозяйства без намерения строительства жилого дома, такие участки обычно выделяются льготным категориям сразу в собственность.

Размеры предоставляемых в аренду или в собственность наделов земли определяются региональным законодательством и зависят от земельных ресурсов данного региона, но существуют усреднённые общефедеральные нормы предоставления земель, согласно которым размеры предоставляемых бесплатно участков земли находятся в следующих пределах:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Для садоводства – от 6 до 15 соток;
  • Для строительства дома – от 6 до 25 соток;
  • Для занятия огородничеством без строительства дома – от 4 до 10 соток;
  • Для организации крестьянского хозяйства – от 20 до 200 соток;
  • Для животноводства – от 10 до 20 соток;
  • Для ведения подсобного хозяйства – от 12 до 18 соток (до 25, если предполагается строительство дома).

Конкретные размеры могут отличаться в каждом конкретном субъекте федерации для каждой категории лиц, обратившихся за бесплатным наделом земли.

Программы помощи молодой семье

До 2020 года действует подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» как часть федеральной программы «Жилище».

Согласно такой подпрограмме, молодые семьи могут претендовать на предоставление надела земли для строительства как один из способов улучшить жилищные условия молодой семьи, если у такой семьи нет возможности воспользоваться субсидированием на покупку квартиры в черте города по разным причинам.

К понятию «молодая семья» относят семьи, соответствующие двум критериям:

  1. Брак зарегистрирован в органах ЗАГСа;
  2. Каждый из супругов моложе 35 лет.

Молодой семье может быть предоставлен надел земли как для строительства дома, или, если семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, для выращивания овощей и других сельскохозяйственных культур.

Важно помнить, что не каждая молодая семья может претендовать на получение бесплатного земельного надела.

В разных субъектах федерации могут различаться критерии, согласно которых молодым семьям выдают участки земли, но существуют следующие общефедеральные требования к таким семьям:

  • Семья является малообеспеченной;
  • Неработающие трудоспособные члены семьи состоят на учёте в центре занятости;
  • В семье есть хотя бы один несовершеннолетний ребёнок;
  • Работающие члены семьи трудоустроены официально;
  • Родители не лишены родительских прав.

Формально наличие детей не обязательно для осуществления молодой семье своего права на льготы, но на практике региональные власти осуществляют какую-либо помощь с жильём в первую очередь молодым семьям, имеющим детей, из-за слишком большого количества семей, претендующих на бесплатные земли от органов власти.

Программы помощи многодетной семье

Многодетным семьям выделяются земельные наделы для постройки своего дома в рамках закона «О содействии развитию жилищного строительства» № 161 и согласно ряду региональных программ помощи молодым семьям, так как с 2015 года вопрос обеспечения жильём многодетных семей был передан в региональную юрисдикцию с выделением таким регионам субвенций (компенсаций) на такие программы.

Перевод вопроса жилья для многодетных на региональный уровень позволило учесть демографические особенности регионов и их землеобеспеченность.

Многодетная семья может претендовать на выделение земельного надела для строительства жилья при наличии следующих условий:

  • В семье имеются не менее трёх несовершеннолетних детей;
  • Брак родителей или опекунов зарегистрирован официально (для полных семей);
  • Семья проживает в регионе запрашивания участка не менее пяти последних лет;
  • Семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Для большинства регионов трёх несовершеннолетних детей достаточно для признания семьи многодетной, но в некоторых субъектах федерации минимальное число детей может быть больше, например, в Республике Ингушетия в семье должно быть минимум пятеро детей до 18 лет, чтобы такая семья считалась многодетной.

Региональные различия касаются также и возраста детей.

Так, в Краснодарском крае многодетной считается семья с детьми до 23 лет, при условии обучения таки детей на дневном отделении в государственных бюджетных учебных заведениях, а в Москве дети старше 16 лет, окончившие среднюю школу и не продолжившие обучение, не учитываются при определении статуса многодетности.

Программы помощи инвалидам

Обеспечение наделами земли инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов…», а также подпрограммы «Обеспечение жильём отдельных категорий граждан» программы «Жилище», если инвалидность была получена в результате военных действий.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.11.1995, если инвалид (или ребёнок с инвалидностью) встал на учёт с 1 января 2005 года, то обеспечение такого инвалида жилищем реализуется с помощью соответствующих программ субъектов федерации.

Право на предоставление надела земли инвалид или семья с детьми инвалидами имеет при наличии следующих условий:

  • Инвалид имеет соответствующую справку, выданную медико-социальной экспертизой;
  • Инвалид признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • Переселение инвалида улучшит проводимую реабилитацию;
  • Семья инвалида признана малоимущей;
  • Инвалид проживает на территории данного субъекта федерации в течении последних пяти лет;
  • Инвалид не имеет в собственности наделов земли, соответствующих запрашиваемому наделу по параметрам.

Следует помнить, что группа инвалидности не важна, инвалиды всех групп имеют равные права на бесплатный надел земли.

Наделы земли инвалиду могут быть предоставлены как для строительства жилья, так и для ведения подсобного хозяйства без строительства дома, но важно помнить, что предоставление земли для строительства лицу с инвалидностью возможно только в том случае, если такой инвалид или его семья имеют необходимые средства для постройки дома.

Для малообеспеченных инвалидов, не имеющих трудоустроенных близких родственников, вопрос предоставления жилья обычно решается не предоставлением земли, а переселением такого инвалида в специализированные государственные учреждения.

Регламент предоставления наделов земли от администрации

Льготные категории населения обеспечиваются наделами земли в соответствии с законодательным регламентом, определённым на федеральном уровне и в каждом регионе, имеющим в действии различные программы помощи малоимущим.

Для получения земельного надела в целях строительства жилья, претендующий на такой надел льготник должен соответствовать критериям нуждаемости, регламентированным ст. 51 Жилищного кодекса РФ:

  • Площадь жилья, приходящаяся на одного члена семьи, не соответствует минимальной площади для нормального проживания;
  • Жилье находится в ветхом или аварийном состоянии;
  • Семья проживает в общежитии в смежных комнатах с неродственными соседями;
  • Состояние здоровья кого-либо из членов семьи и/или соседей требует раздельного проживания;
  • Жильё расположено вдалеке от объекта, важного для здоровья и/или обучения ребёнка-инвалида, проживающего в семье.

К последнему пункту может относиться реабилитационный центр или спецшкола для лиц с инвалидностью.

В разных регионах минимальная площадь для комфортного проживания может отличаться в зависимости от густонаселённости данного региона и степени обеспеченности его жителей жильём, но в целом по стране не может быть меньше 8 квадратных метров.

Необходимо помнить, что для лиц с инвалидностью, требующих особого ухода такая минимальная площадь может быть увеличена вдвое, а в многодетных семьях с разнополыми детьми площадь проживания одного человека не должна быть меньше 12 квадратных метров.

Что такое аренда земли у администрации сельского поселения и как ее правильно оформить вы прочтете в нашем материале.

Оплата коммунальных услуг через интернет — самый удобный способ. Пошаговая инструкция представлена .

Субаренда аренды земельного участка позволяет начать собственный бизнес с партнером. Как заключить договор субаренды, можно узнать из нашей статьи.

Регламент получения надела

Для получения надела земли существуют нормативно-правовые регламенты такой процедуры, определяемые конкретным органом муниципальной или региональной исполнительной власти, но существуют общий порядок действий, принятый с незначительными модификациями по стране:

  • Лица, имеющие право на льготы, подают заявление с просьбой предоставить им надел земли в местный земельный комитет, указав цель предоставления надела;
  • Земельный комитет создаёт специальную комиссию, рассматривающую заявление и проверяющую подлинность прилагаемых документов;
  • В случае положительного решения комиссии заявителю выдаётся предписание о постановке в очередь на выделение участка земли;
  • При наступлении очерёдности происходит заключение договора об аренде между заявителем и представителем органа власти;
  • Заявителю разъясняется правила пользования землёй и необходимость инициировать строительство дома в течение трёх лет;
  • После завершения строительства жилья заявитель оформляет его в собственность, после чего представляет в земельный комитет документ о собственности на дом и кадастровый документ;
  • При отсутствии нарушений землепользования во время строительства в земельном комитете льготник получает справку о наличии вещного права на арендуемый участок;
  • На основании справки о вещном праве в регистрационной палате выдаётся документ о собственности на земельный надел.

Малообеспеченные многодетные семьи, особенно с детьми-инвалидами, имеют первоочередное право на получение надела земли для строительства.

Документы, подтверждающие малообеспеченность семьи, подаются в земельный комитет вместе с заявлением на получение надела земли.

Малообеспеченными считаются семьи, в которых:

  • Доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в данном регионе;
  • Трудоустроенные члены семьи работают по официальному трудовому договору;
  • Безработные трудоспособные члены семьи состоят на учёте в центре занятости.

Для подтверждения дохода к заявлению на получение земли необходимо приложить справку из налоговой службы о доходах каждого члена семьи за последние 6 месяцев.

Итак, для получения надела земли безвозмездно согласно действующим законодательным нормам, необходимо иметь статус льготника в регионе проживания. Помимо федеральных программ обеспечения жильём молодых и многодетных семей и инвалидов, в регионах действуют дополнительные подпрограммы, и для участия в них нужно проживать в данном регионе не менее пяти лет, а также соответствовать критериям таких подпрограмм и нуждаться в улучшении условий жилья.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129

Информация о программе

Российское правительство с помощью новых законов и поправок к уже действующим законам пытается наладить вопросы, связанные с жильем у семей, имеющих более 3-х детей.

Так, в 2011 году был разработан новый закон на федеральном уровне, который вносил поправки в Земельный кодекс РФ и Закон о содействии развитию строительства жилищного плана.

Согласно закону, молодые супруги, и семьи, у кого есть больше 3-х деток, могут безвозмездно получить участок земли от государства, чтобы построить на нем дом.

В законе указаны условия, порядок получения и перечень нужных документов.

Согласно поправкам, были разработаны специальные программы на региональном уровне, направленные на поддержку существования молодых супругов.

Ведь семья представляет собой ячейку общества и опору правового государства, одной из главных задач которого является сохранение ее способности к нормальной жизни и существованию.

Одна из программ и есть бесплатная выдача земельных участков от государства молодой семье или супругам с большим количеством детей.

Таким образом, кроме помощи финансового плана, правительство ищет новые пути для преодоления кризиса в сфере жилища.

Потому как, довольно большое количество молодых семей просто не в состоянии самостоятельно купить себе жилье, а государственные программы, направленные помощь в покупке жилья не могут преодолеть такую задачу глобального значения.

Предоставление земельных участков

Условия и законный порядок, согласно которым будут предоставляться земли, принадлежащие государству или муниципалитету, подлежат регулированию Земельным кодексом РФ и Законом, на основании которого земли предоставляются в бесплатное владение, пользование и распоряжение.

Обычно участки даются семье в том месте, где она проживает, либо работает на их выбор.

Случаи и порядок регламентируются законами федерального уровня и субъектов РФ.

Данные участки могут дать, если есть свободные земли, которые указываются в Едином перечне уже сформированных участков земли, которые планируется выдать бесплатно этим семьям. Перечень обновляется каждый квартал.

На земельные участки, которые выделены под предоставление для молодых семей заранее торги не осуществляются.

Они даются по договору аренды, который заключается на время строительства, с дальнейшим оформлением его в собственность на безвозмездной основе, но только после того, как он пройдет регистрацию и на него будет получены права собственности.

Молодая семья с детьми тоже может получить земельный участок без торгов, бесплатно, но каждый член, включая детей будет иметь на него равную долю собственности.

Все заявления от таких семей ставятся в определенную очередь, по которой и выдаются земли. Исключением могут быть случаи, указанные в законодательстве.

Условия получения

Для получения таким образом земельного участка молодым семьям не стоит забывать о следующих требованиях, которые на сегодняшний день являются обязательными:

  1. Наличие официальной подписи у пары в ЗАГСе.
  2. Наличие более 3-х деток, которым нет 18-ти лет, либо мать или отец – одиночки. Дети при этом должны жить в родной семье.
  3. Наличие гражданства РФ у всех членов семьи.
  4. Наличие прописки в одной квартире или доме не меньше 5-ти лет (у супругов и детей).
  5. Семья не имеет другой недвижимости и земли у себя в собственности.

Если у одного из супругов уже есть участок земли, который принадлежит муниципалитету, то получить в собственность землю по государственной программе, может только второй супруг и лишь в том случае, если его площадь не будет больше 15 соток.

Это норма распространяется по всей территории России. Власти РФ планируют в будущем увеличить этот размер.

Правом на получение земельного участка молодой семье можно воспользоваться только раз в жизни, при этом каждый член семьи будет иметь по одинаковой доле на него.

Распределяют земли в соответствии с программой местные власти регионов.

Надо встать в очередь и собрать всю документацию. Когда заявка будет рассмотрена и органы примут решение выдать участок, семья получит сертификат.

Но у данной программы есть существенный недостаток – если на земле в течение года не будут производиться строительные работы, то государство заберет его обратно.

Необходимые документы

Чтобы бесплатно получить кусок земли, надо написать заявление в местные органы (реестр участок земли) по месту, где живет семья. В нем надо указать цели, для чего будет использоваться земля, и собрать необходимую документацию, это:

  • паспорта супругов;
  • свидетельства о рождении детей (всех без исключения);
  • паспорт и доверенность, заверенная в нотариате (если заявление подает представитель от семьи);
  • заявление;
  • выписка из книги домовой;
  • справка, которая подтверждает, что у семьи нет другой собственности на землю или квартиру.

Все документы не должны содержать исправлений, подчисток, быть правильно заполненными.

Если у заявителя не получается собрать и подать всю документацию, то местный орган управления за 3 дня дает запрос в местное отделение росреестра, чтобы получить выписку из ЕГРП.

После заявление принимается к рассмотрению, срок месяц, хотя может затянуться до года.

Когда будет дан положительный результат, надо подготовить и оформить все бумаги, чтобы зарегистрировать право собственности на участок.

Если семье будет отказано, то заявление можно написать еще раз или обратиться в судебные органы.

Как происходит выдача?

После получения положительного ответа семья ставится на учет. Если местные власти имеют землю, подходящую по всем параметрам, то молодая семья получает уведомление о выделении им земельного участка с указанием адреса ее нахождения и параметров.

Заявитель должен не позже 5-ти суток дать свое согласие или отказаться от земли, направить об этом письмо в региональные власти.

Если он отказывается, то участок передается другой семье согласно очередности.

Если он соглашается, то органы заключают с ним договор о передаче земли на безвозмездной основе для строительства на нем собственного дома, либо заключается договор аренды. Договор подлежит регистрации в росреестре.

Если подходящего участка, описанного в заявке, у органов нет, но в будущем есть возможность его предоставить, то семью ставят на учет.

Однако закон, позволяющий получить землю бесплатно, не всегда соблюдается властями. Семья может числиться на учете, а вот в очереди нет.

Основной закон дает органам муниципалитета срок один год, чтобы они смогли выделить семье землю под строительство. Но в разных областях количество земель тоже разное, их может не хватать.

Так, в одном регионе власти могут и за месяц предоставить землю, в другом, более населенном, супруги могут ждать довольно долго.

Власти не торопятся искать пути исправления подобной ситуации, только усложняют процесс, выдача участка в этом случае приостанавливается на неопределенный срок.

Таким образом, получить бесплатно землю и построить на ней дом молодые супруги могут, если воспользуются государственной программой при наличии всех оснований для этого.

Земли выдаются бесплатно, если они есть в наличии у региональных органов власти, если же нет, то семья ставится на учет и ждет свой участок, согласно очередности.

Получить бесплатно землю можно, если будут соблюдены основные условия – наличие российского гражданства, прописки, официального брака, более 3-х деток, которым нет 18-ти лет, отсутствие другого недвижимого имущества у семьи.

Для этого надо собрать и подать документы, заявление рассматривается и выносится решение по каждому индивидуальному случаю. Власти также могут отказать в предоставлении земли по некоторым причинам, тогда можно подать заявление заново или обратиться в суд.

Размер земельного участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости

Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.garant.ru обязательна

Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды. В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. N 36 ЗК РФ).

К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором — ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок — 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее. Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.

Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

В другом деле собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м. Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03).

Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1). Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-Ф3, согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 784, определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04-0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).

Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.

ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО «Гостиничный комплекс «Татарстан» должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы «Татарстан» было спроектировано и построено на 434 места.

Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.

Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06).

Такими доказательствами могут быть:

  • схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965);
  • заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965);
  • сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006);
  • результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06).

Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук

Журнал Арбитражное правосудие в России

Выделение земельного участка инвалидам

Земельный участок допускается использовать для следующих целей:

  • Подсобное хозяйство;
  • Строительство жилой дачи или постройка дома;
  • Ведение огородного, садового хозяйства;
  • Установка или постройка гаража и других необходимых помещений.

Если человек с группой инвалидности будет участвовать в торгах, то он автоматически лишается права льготного приобретения.

Земля, находящаяся в федеральной или муниципальной собственности выделяется на основании 20 статьи, 2 пункта Земельного Кодекса. В этом случае исполнительные власти обязаны организовать самостоятельно межевание надела и узаконить границы с постановкой земли на кадастровый учет за средства местного бюджета. Требуемая документация на получение земельного участка для инвалидов: Документы рассматривают в течение 14 дней. После этого заявителю передается в указанное пользование участок земли.

Возможная проблема с отсутствием границы участка будет решена службами местного самоуправления или органами местной власти. После выделения земли в течение 1 месяца зарегистрируйте право собственности.

  • Свидетельство о рождении ребенка (оригинал и копия), имеющего инвалидность;
  • Если несколько детей с инвалидностью, оригиналы свидетельств и копии необходимы на каждого;
  • Заключение ВТЭК об имеющейся инвалидности у ребенка (детей).

Положительное уведомление, которое присылается по указанному заявителем адресу содержит номер очереди.

Основанием для него послужат:

  • Несоответствующие по составу и содержанию документы;
  • Выявление случаев ранее использованного права на однократное безвозмездное предоставление земли.

Так что даже если обратились в суд, решение может сложиться не в пользу гражданина, желающего получить земельный надел.

Отказ должен быть мотивирован причинами.

Бесплатные земельные участки для инвалидов: условия и порядок получения

Помимо этого, закон строго следит за тем, чтобы инвалидам предоставлялись только свободные земельные участки, не обремененные действиями третьих лиц.

Но всё же, решения в пользу истцов также выносятся часто. В случае отказа представителями местной власти в праве получения от государства земли, обращаемся в суд, который при отсутствии законных оснований для отказа вынесет решение в пользу гражданина подавшего иск. Как видите, права инвалидов, в соответствии с законом не могут быть ограничены действиями законодателя. Сегодня, для простоты подачи заявления инвалидом, в некоторых регионах уже действует подобная услуга в электронном виде, которую без труда можно получить на сайте государственных услуг. Вам дают точный перечень документов, назначат время приема и помогут в составлении заявления – и все это не выходя из дома и в минимально короткие сроки.

Куда обращаться? Этот вопрос волнует любого гражданина, который хочет получить какую либо услугу, однако, не знает как, а главное, где реализовать свои права. Все о предоставлении земельных участков инвалидам: порядок получения и образец заявления

Это значит, что на данном участке лицо имеет право возводить постройки, предназначенные для жизни и отдыха, а также осуществлять садоводство или огородничество.

При этом, на подобных участках запрещено разводить фермерские хозяйства и использовать их каким-либо другим образом для получения выгоды. Для того, чтобы стать обладателем земельного надела необходимо отвечать ряду требований.

Законодательство предъявляет особые правила, поэтому внимательно отнеситесь к написанному здесь. Если речь идет не об инвалиде, а о семье, где имеется льгота у ребенка-инвалида, то подобное участие также возможно ввиду того, что данный земельный надел выдается под строительство жилого дома, а значит, может благотворно сказаться на здоровье ребенка.

Как инвалиду получить земельный участок бесплатно?

В рамках социальной поддержки незащищенных слоев граждан, инвалиды освобождаются от оплаты государственной пошлины за регистрацию прав на землю.

кроме того, необходимо быть участником программы впервые, в противном случае, если вы уже не первый раз пытаетесь взять земельный участок по льготным условиям, это может вызвать подозрения у администрации, и ваша кандидатура будет снята с очереди. напомним, что для всех остальных категорий граждан, не подпадающих под льготные категории, размер государственной пошлины составляет 1000 рублей. выделение земель на бесплатной основе не является обязанностью государственных>

Государственная поддержка малоимущим и социально незащищенным гражданам выделяется исходя из возможностей бюджета региона. Алгоритм действий на получение участка земли в безвозмездном порядке для инвалидов второй группы следующий: Законодательством не предусмотрены отдельные требования для выделения на бесплатной основе участков земли для представителей третьей группы инвалидности.

Порядок получения земли для всех категорий инвалидов идентичен.

Нормы предоставления земельных участков

Максимальное значение площади предоставляемого участка определяется тем органом, в чьих владениях находится данный участок. Всего подразделяют три основных вида земель:

  1. принадлежащие Федеральным органам.
  2. Принадлежащие локальным органов управления субъектом РФ.
  3. Принадлежащие органом местного самоуправления.

Тот, кто владеет предоставляемым участком, тот и имеет право решать вопрос о назначении максимального значения площади выдаваемых земельных участков (далее – ЗУ).

Внимание ! Когда ЗУ хотят получить многодетные семьи, то максимальный размер определяют органы федерального значения.

В любом ином случае максимальный размер рассчитывается на основании локальных норм отводимой земли, в соответствии с целями использования и назначениях земли.

Минимальный же размер определяется руководящими органами субъекта РФ в том случае, если ЗУ будет использован в качестве фермерского хозяйства, для разведения скота, садоводства и т.д.

Если участок необходим для ведения на его территории личного подсобного хозяйства, то его минимальную площадь утверждают органы местного самоуправления.

В зависимости от региона показатели минимальной площади выдаваемого участка разнятся. В частности, в Московской области они таковы: для крестьянского хозяйства – 2 гектара, для дачных и садовых участков – 0,06 гектара, для огорода – 0,04 гектара.

На федеральном уровне установлены следующие значения максимальной площади:

  • для крестьян и фермеров – 40 гектаров;
  • для садоводства – 0,15 гектара;
  • для строительства дачи – 0,25 гектара;
  • для огорода – 0,10 гектара.

Таковы нормы предоставления земель.

Какие существуют программы по предоставлению земли?

Государство осуществляет различные программы предоставления земельных участков. Все их можно разделить на федеральные и региональные.

Федеральные программы

Наиболее известной является программа «Молодая семья». Как можно понять из названия, ЗУ может получить любая молодая семья (либо мать или отец одиночка), которая удовлетворяет следующим условиям:

  • семья должна быть многодетной;
  • супруги обязаны состоять в браке и иметь гражданство РФ;
  • все их дети должны быть прописаны на одной и той же жилплощади в течение как минимум пяти лет;
  • у семьи нет никаких ЗУ или иной недвижимости.

Также, на всей территории РФ реализуется программа по получению земельного участка — «На дальний восток».

Справка ! Начиная с 1 февраля 2017 года, любой гражданин РФ может свободно подать заявку на предоставление ему ЗУ площадью 1 гектар на территории Дальнего востока.

О том, как получить землю на Дальнем Востоке бесплатно, рассказано , а вы узнаете о том, в каких районах ДВ это возможно и как подать заявку.

Региональные программы

Список региональных программ зависит от субъекта РФ, в которых они реализуются.

К категориям граждан, которые могут получить ЗУ в свое пользование, относятся:

  • для получения ЗУ для индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС), ведения огородного и садового хозяйства – ветераны ВОВ, герои РФ и СССР, труженики тыла, инвалиды войны, ветераны боевых действий, а также недееспособные члены семей умерших участников войны, которые состояли на их попечении;
  • для получения ЗУ в сельских населенных пунктах – молодые семьи, молодые специалисты (получившие высшее образование и работающие в отраслях сельского хозяйства), работающие граждане, прожившие в данном селе не менее 5 лет (а также пенсионеры, зарегистрированные в этом селе), необоснованно репрессированные лица, которые были реабилитированы;
  • для использования ЗУ в качестве садового или огородного участка – инвалиды всех групп, пенсионеры, имеющие звание ветерана труда.

Помимо этого, выделяют несколько особенных случаев, в которых возможно получить ЗУ:

  1. гражданин является членом садового товарищества или иного объединения, причем его доход ниже прожиточного минимума.
  2. ЗУ находится в фактическом владении человеком, на нем есть строения, которые были документально оформлены.
  3. ЗУ был передан во владение еще до введения ЗК РФ (2001 год).

Административный регламент предоставления земельного участка

Регламент о предоставлении земельного участка таков:

  1. гражданин, желающий получить ЗУ, направляет в местный департамент имущественных отношений заявление, в котором просит предоставить ему ЗУ в личное пользование. В заявлении указывается основание для этого требования (в какой категории граждан, имеющих возможность получить ЗУ, он находится), желаемый размер и расположение участка, его назначение. О том, как и куда подать заявление на ЗУ, читайте .

    Образец заявления о предоставлении земли.

  2. В течение 30 дней (впрочем, в некоторых случаях срок может быть увеличен до 60 дней) заявление будет рассмотрено, после чего вам сообщат об решении.
  3. Если вы имеет право на получение земли, вас поставят в очередь на ее получение, сообщат номер в очереди, после чего остается только дать, пока не будет свободного участка и не подойдет ваш черед.
  4. В случае отказа – вам отправят уведомление об этом, где опишут, по каким критериям было принято решение о том, что вы не можете получить ЗУ бесплатно.

Важно ! Чаще всего льготы при получении земельного участка предоставляются многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ветеранам ВОВ и т.д.

О том, кто имеет право на льготы при получении ЗУ, читайте .

В текущее время на всех уровнях власти осуществляется льготная земельная поддержка многих категорий граждан. Ознакомьтесь с регламентами муниципальной услуги предоставления земельных участков, и если вы входите число льготников – можете подать заявку и получить землю абсолютно бесплатно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков. 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Комментарий к статье 33
Норма комментируемой статьи фактически воспроизводит норму ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии с ней размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства, огородничества и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом норм предоставления земельных участков, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков.
До последнего времени отсутствовал федеральный закон, устанавливающий максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, как это предусмотрено подп. 1 п. 2 комментируемой статьи (Закон о разграничении государственной собственности на собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вступил в силу только 1 января 2002 г.). Поэтому действовали общие нормы, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации. Эти нормы зависят от наличия свободных площадей и размера так называемой средней земельной доли в регионе. В среднем эти нормы составляют 0,08 — 0,15 га.
В Московской области действуют нормы, установленные решением Малого совета Мособлсовета народных депутатов от 16 декабря 1992 г. N 4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области». Этим актом установлены следующие размеры земельных участков:
в собственность или пожизненно наследуемое владение: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — до 40 га; для ведения садоводства — до 0,12 га; для ведения животноводства — до 0,20 га;
в пожизненно наследуемое владение для дачного строительства — 0,12 га;
в аренду или временное пользование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — до 100 га; для ведения животноводства — до 2 га; для ведения огородничества — до 0,15 га.
Органы местного самоуправления могут сами устанавливать размеры земельных участков, не превышающие указанных пределов.
Нормы предоставления земельных участков устанавливаются также федеральными законами. Например, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст. 247) устанавливает бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово — огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, определяемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности. Это положение вступило в силу с 1 января 2002 г. (Федеральный закон от 13 июля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2953).
До указанной даты нормы бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с Законом от 15 января 1993 г. равны: под строительство индивидуальных домов, дач и под садово — огородные хозяйства в городах и поселках городского типа — 0,10 га; в сельской местности — 0,30 га.
В статье 17 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331) установлено, что земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства по нормам, установленным органами местного самоуправления, в городах и поселках городского типа — не менее 0,10 га; в сельской местности — не менее 0,2 га;
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, нормативы предоставления земельных участков устанавливаются и подзаконными актами. В частности, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (Ведомости РФ. 1992. N 19. Ст. 1044) рекомендовано оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, а также выделять для этих целей земельные участки. Для многодетных семей предполагается первоочередное выделение садово — огородных участков площадью не менее 0,15 га на семью. Кроме того, возможно предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо снижения ставок налога.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *