Нормы сброса загрязняющих веществ в канализацию

Хозбытовые и промышленные сточные воды могут содержать опасные загрязнители. Выведение сливных жидкостей должно проходить под жестким надзором. Контроль осуществляют как органы власти, так и организации, занимающиеся водоотведением.

Нормы и запреты для сбрасываемых сточных вод

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», «О водоснабжении и водоотведении» и Водным кодексом в природные водоемы запрещается сливать сточные воды:

  • содержащие примеси, для которых не разработаны нормативы допустимого содержания;
  • пригодные для вторичного использования, к примеру, в обратном водообеспечении;
  • представляющие опасность превышения эпидемиологического порога;
  • являющиеся конечными продуктами обезвреживания производственных и хозбытовых отходов;
  • образовывающие взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, препятствующие биоочистке.
  • имеющие в составе компоненты, содержащие нефть и строительные отходы.

В разрешенных к сбросу стоках непременно учитывают предельно допустимые концентрации примесей (ПДК). По ГОСТу – не больше 500 мг/л взвесей и всплывающих веществ. Температура – не выше 40 градусов, а pH 6,5–9.

Необходимо также учитывать залповые сточные сбросы. Под этим понятием подразумевается выпуск нечистот в очистное сооружение со всех сантехнических устройств одновременно. Чтобы наполненная загрязнителями жидкость не попала в канализацию или, что хуже, в водоем, важно правильно рассчитывать объем ЛОС.

Залповые сбросы подразделяются на аварийные и вынужденные из-за плохого пропуска труб. Все они нарушают правила водоотведения, поскольку из-за невозможности контроля ПДК и скорости движения сточных вод способны загрязнить не только сам водоем, но и местность, прилегающую к нему.

Контроль сбросов

Государством строго регламентируются нормы сброса загрязняющих веществ в канализацию. Контроль качества хозбытовых и промышленных сточных вод осуществляют исполнительные и местные управляющие органы, компании и ИП, занимающиеся водоотведением. Они согласуют свои действия с Росприроднадзором и Росрыболовством.

Основной документ, содержащий правила к выпуску сточных вод – СанПиН 2.1.5.980-00. Согласно ему, перед сливом проверяют состав на содержание загрязняющих примесей и наличие патогенных бактерий. Проводится сверка с показателями декларации, которую предоставляет каждое предприятие по вредным веществам в сточных водах.

Проведение плановых мероприятий по забору проб и их лабораторному исследованию выполняется не более чем один раз в течение трех месяцев, но не менее раза в год. Иногда проводят незапланированные проверки при обнаружении:

  • нарушений при сбрасывании, в том числе без использования очистных систем;
  • несоответствий с данными, внесенными в декларацию по составу и содержанию, а также выявления запрещенных примесей;
  • не устраненных по предписанию проблем.

Проверки проводятся и по факту аварийных ситуаций, возникновения заражений и отравлений.

Получение разрешения на сброс стоков

Для недавно запущенных организаций обоснованием для получения разрешения на отведение стоков в центральную канализацию служит согласование с Водоканалом, а для прошедших реконструкцию работающих предприятий – паспорт водного хозяйства.

Санкции на сброс канализационных стоков в природные водоемы выдают с согласия органов по защите природных ресурсов и охране окружающей среды.

Чтобы получить в соответственных организациях разрешение на выпуск сточных вод нужно предоставить:

  • Документы, которые подтверждают выполненные работы по установке труб канализации, колодцев для водостока, изоляции, фундаментного основания, уплотнению почвы.
  • Технические паспорта на оборудование и материалы.
  • Свидетельство, которое подтверждает нанесение антикоррозийного покрытия на сварные швы и места стыковки, а также их диагностику.
  • Сведения, указывающие на имеющиеся отклонения от первоначального проекта сооружения.
  • Эксплуатационные акты для наружной и внешней системы канализации.
  • Справку о присваивании объекту адреса и номера в реестре.

Кроме того, прилагаются проектные чертежи водоотводной магистрали, разведения трубопровода канализации и санитарно-технического оснащения.

Схема сброса на рельеф

Согласно законам РФ сбрасывание осветленных стоков из канализации на рельеф и закапывание в землю не допускается. Разрешается это лишь в редких случаях, когда жидкость предварительно очищают до 95 процентов. При этом требуется получить разрешение с предоставлением документа об обеззараживании. Месторасположение выброса согласовывается с органами местного самоуправления и Роспотребнадзором.

Схема сброса в водоемы

Проект обоснования места слива в озеро, речку либо море позволяет определить возможность подобного действия и является техническим отчетом, который включает в себя такие этапы:

  • проверка расстояния от очистительных сооружений до водоема и экономической составляющей укладки трубопроводной магистрали;
  • получение выписки из водного реестра, основываясь на которую формируется информация по состоянию водного объекта и действительной цели его применения;
  • гидрологическую характеристику;
  • исследование состояния берега и бассейна для возведения водовыпускающей установки;
  • получение рыбохозяйственной характеристики;
  • установление близлежащей санитарной зоны и источника питьевого водообеспечения;
  • анализ вероятного влияния на экологию.

Согласование точки выброса необходимо при создании проекта и возведении септиков, очистительных установок с полями фильтрации и иных ЛОС, ливневок и индустриальных сточных вод. Оно является одним из нужных этапов при получении разрешения на сброс осветленной жидкости в водный объект. Время на согласование – не больше трех месяцев с момента предоставления всей нужной документации.

Необходимо получение разрешения, отбор образцов для контроля качества воды, а также сливаемых объемов. Требования, которые предъявляются, зависят непосредственно от самого водоема и его применения.

Воспрещается любой выброс на территории хозяйств бытового водообеспечения, а также водоохранных зон.

Разновидности выпуска стоков

Для сбрасывания прошедших очистку сточных вод в водоемы применяют береговые, русловые и глубинные выпуски. Первые подразделяют на две категории: незатопленные и затопленные. Последние – это колодцы, установленные на берегу с выводом канализационных вод под уровень реки или озера. Незатопленные объединяют потоки под определенным углом. Глубинные выпуски обеспечивают выброс большого объема. Они позволяют отодвинуть точку выброса подальше от берега.

Русловые выпуски, как правило, располагаются на некотором расстоянии от береговой зоны. Они бывают трех видов:

  • Сосредоточенные выпуски нужны для разбавления главного стока воды напорным методом либо для подачи жидкости до определенной отметки, где уровень загрязнения будет приемлемым.
  • Рассеивающие располагают на горизонтальном участке трубной магистрали, по всей протяженности которой размещены несколько оголовков либо выполнены прорези. С их помощью стоки сливают в реки.
  • Эжекторные оснащены насадками разных размеров. Благодаря этому эффективно сливать жидкости можно в водных объектах с разным течением.

Подходящее сооружение выбирают в зависимости от санитарных нормативов, необходимости разбавления сточных вод, «зеркала» колодца и водного объекта.

Нормы очистки стоков нужно соблюдать не только из-за возможного штрафа, который предусмотрен статьей 8.14 КоАП. На совести нарушителя будет гибель водных обитателей и нанесение вреда здоровью людей.

Нормирование сточных вод

Производственные сточные воды сбрасываются в водоемы или городскую канализацию. При выпуске сточных вод в городскую канализацию может быть предусмотрена очистка смеси бытовых и производственных сточных вод на единых очистных сооружениях. Выпуск производственных сточных вод в городскую канализацию регламентируется соблюдением ряда условий.

Производственные сточные воды не должны:

1) оказывать корродирующее действие на материал труб и другие элементы канализации, большее, чем бытовые, и нарушать работу коммунальных сетей и сооружений;

2) содержать горючие примеси и растворенные газы, способные образовать взрывоопасные смеси в канализационных сетях и сооружениях, а также вещества способные оседать на стенках труб и засорять их;

3) иметь температуру выше 40 ºС (313 К);

4) содержать взвешенных и всплывающих веществ более 500 мг/л, а вредных веществ, в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод или сбросу их в водоем (например, болото).

Если производственные сточные воды не удовлетворяют перечисленным требованиям, то их следует предварительно очищать, охлаждать или разбавлять до требуемых параметров.

«Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» и «Правила санитарной охраны прибрежных районов морей» Министерства здравоохранения РФ устанавливают нормативы качества воды для водоемов по двум видам водопользования (I и II):

I. Хозяйственно-питьевое водоснабжение и водопользование предприятий пищевой промышленности.

II. Культурно-бытовое, то есть использование водоемов для купания, спорта и отдыха населения.

Отнесение водоемов к первому или второму виду производится органами государственного санитарного надзора.

Для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, установлены более жесткие нормативы качества воды.

По нормам на жителя рассчитывают концентрацию загрязнений (С, г/м3 = мг/л) в сточной воде:

C = 1000a/q, (1)

где a – норма загрязнений на человека в сутки, г;

q – норма водоотведения на одного человека в сутки, л (табл. 1).

Например, норма (а, г) загрязнений на одного человека в сутки для хозяйственно-бытовых вод составляет (СНиП 2.04.03–85) по показателям (в г): цветные вещества – 65, БПКполн – 75, азот (аммонийный) – 8, фосфаты (в пересчете на Р2О5) – 3,25, хлориды – 9, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) – 0,25.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде водоемов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в хозяйственно-питьевых водоемах

Вещество

ПДК,
мг/л

Вещество

ПДК,
мг/л

Вещество

ПДК,
мг/л

По санитарно-токсикологическому
лимитирующему показателю вредности

По органолептическому
показателю вредности

Анилин

0,1

Аммиак
(по азоту)

2,0

Бензин

0,1

Бензол

0,01

Диметил–формальдегид

Гексахлоран

0,02

Бериллий

0,0002

Кадмий

0,001

Динитробензол

0,5

Гексоген

0,1

Капролактан

1,0

Дихлорбензол

0,002

Гексамети-лендиамин

0,01

Кобальт

0,1

Дихлорфенол

0,002

Гексахлор–бензол

0,05

Медь

1,0

Дихлорэтан

2,0

Мышьяк
(суммарно)

0,05

Никель

0,1

ДДТ

0,1

Нитраты (NO)

Тринитро-
фенол

0,5

Железо

0,3

Нитрхлор-бензол

0,05

Хлороформ

0,2

Керосин

0,1

Пиридин

0,2

Цинк

1,0

Нафтеновые
кислоты

0,3

Полиакри-ламид

Тиофос

0,003

Нефтепродукты,
суммарно

0,1

Роданиды

0,1

Толуол

0,5

Поверхностноактивные
вещества

0,5

Ртуть

0,0005

Фенол
(карболовая
кислота)

0,001

Хлор остаточный свободный

0,3–0,5

Свинец

0,03

Хлорбензол

0,02

Пропилен

0,5

Тетраэтил–свинец

отсут-
ствует

Хлорофос

0,05

Сероуглерод

1,0

Формальдегид

0,01

Хром трех–валентный

0,5

Скипидар

0,2

Фосфаты (PO)

3,5

Хром шести–валентный

0,05

Нитрит-ион
NO

3,0

Цианиды

0,035

Тетрахлор-
метан

0,3

Озон остаточ-
ный

0,3

Таблица 2. ПДК вредных веществ в воде водоемов рыбохозяйственного водопользования

Вещество

ПДК,
мг/л

Вещество

ПДК,
мг/л

Аммиак

0,05

Свинец

0,1

Бензол

0,5

Сероуглерод

1,0

Кадмий

0,005

Смолистые вещества,
вымываемые из хвойных
пород древесины

2,0

Магний

40,0

Танины

10,0

Медь

0,001

Фенолы

0,001

Мышьяк

0,01

Хлор свободный

Нефть и нефтепродукты
в растворенном виде

0,001

Хлорофос

Нефть и нефтепродукты
в эмульгированном виде

0,05

Цианиды

Никель

0,01

Цинк

0,05

Кроме ПДК вода характеризуется биологической или биохимической потребностью в кислороде (БПК), полной биохимической потребностью в кислороде (БПКполн) и окисляемостью или химической потребностью в кислороде (ХПК).

Эти показатели характеризуют наличие в воде органических веществ, а также восстановителей.

БПК – количество кислорода (мг), использованного в биохимических процессах окисления органических веществ (за исключением процессов нитрификации) за определенное время: 2, 5, 8, 10, 20 суток, например, БПК5, БПК10, БПК20 на один мг вещества или 1 л исследуемой воды (мг/л).

БПКполн – полная биохимическая потребность в кислороде до начала процессов нитрификации (до появления 0,01 мг/л нитратов), в аэробных условиях при 20 оС. Ориентировочно принимают, что БПК5 составляет 70 % БПКполн, но может составлять от 10 до 90 % в зависимости от природы биохимически окисляемых загрязнителей. Нитрификация начинается приблизительно на 7-е сутки инкубации, поэтому при определении БПК за 10 и более суток необходимо вводить в пробу ингибиторы, подавляющие жизнедеятельность нитрифицирующих бактерий, но не влияющих на обычную микрофлору (т. е. на бактерии, окисляющие органические вещества с помощью содержащегося в воде кислорода). В качестве ингибитора используют тиомочевину (тиокарбамид), который вводят в пробу либо разбавляющую воду в концентрации 0,5 мг/мл.

ХПК – количество кислорода (мг), эквивалентное количеству расходуемого окислителя, необходимого для окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, на один мг вещества или один л воды. Определяется бихроматным или перманганатным методом. Обобщенный показатель для питьевой воды по перманганатной окисляемости составляет 5 мг/л. Наиболее полное окисление органических веществ, близкое к теоретическому, достигается при окислении бихроматом калия в кислой среде. Реакцию проводят в жестких условиях – в 50 %-й серной кислоте при кипячении, в избытке бихромата калия и с добавкой катализатора окисления – сульфата серебра. На примере окисления фталата калия бихроматом калия можно записать уравнение реакции:

2KC8H5O4 + 10K2Cr2O7 + 41H2SO4 =
= 16CO2 + 10Cr2(SO4)3 + 11K2SO4 + 46H2O

В табл. 3 представлены биологические показатели водных растворов вредных веществ, концентрация которых соответствует их ПДК (табл. 2).

Таблица 3. Биологические показатели водных растворов с предельно-допустимой концентрацией веществ

Вещество

БПК5,
мг/л

БПКполн,
мг/л

ХПК,
мг/мг

Акрилонитрил

0,7

1,56

1,81

Акролеин

0,43

0,52

1,98

Анилин

1,76

1,9

2,41

Ацетон

1,12

1,68

2,17

Бензины

0,11

3,54

Бензол

0,5

1,15

3,07

Гидрохинон

0,48

0,76

1,89

Диметиламин

1,3

1,8

2,13

Дихлорбензол

1,42

Дихлорэтан

0,56

Диэтиленгликоль

0,06

0,176

1,27

Метиловый спирт

0,6

1,05

1,50

Мочевина

1,15

Нитрохлорбензол

Пиридин

1,47

2,43

Углерод четыреххлористый

0,21

Уксусная кислота

0,86

1,07

Фенол

1,1

1,18

2,38

Формальдегид

0,68

0,72

1,07

Вода водоема после смешения с ней сточных вод должна удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 4.

В настоящее время применяются экспресс–методы анализа. Полевые методы анализа применяются в условиях, которые не сказываются заметным образом на скорости и выходе аналитической реакции. Характерно, что для реакций в растворах на положение хими-ческого равновесия из внешних факторов влияет только температура. Диапазоны концентраций загрязнителей и способы определения показателей качества воды полевыми методами представлены в табл. 5–8.

Таблица 4. Показатели качества воды водоемов

Показатели

Назначение водоема

Хозяйственно-питьевое

Культурно-бытовое

Рыбохозяй-ственное

Растворенный кислород,
мг/л (проба отобрана
до 12 часов дня) в любой
период года

Не менее 4

Не менее 6

БПКполн , мг/л

Не более 1,0

Не более 1,0

Взвешенные вещества +
+ Сдоп, мг/л

Увеличивается
на +0,25

Не более чем
на +0,75

Вредные вещества, мг/л

В пределах ПДК

Реакция воды (рН)

6,5–8,5

В пределах ПДК

Плавающие примеси

Не допускающие
образование
пленки, пятна

В пределах ПДК

Плотный остаток, мг/л
в том числе:

хлоридов, мг/л

сульфатов, мг/л

Не более 1000

Не более 350

Не более 500

Не должна
сообщать посторон-
них запахов
и привкусов
рыбе

Запахи, привкусы

Не более 2 балл

Окраска в столбике
высотой не менее, см

Температура

Не должна повышаться летом более, чем на 3 ºС
по сравнению со среднемесячной температурой
самого жаркого месяца за последние 10 лет

Возбудители

Не допускается

Общее число микроорга-
низмов в 1 см3:

Не более 100

Колииндекс в1 л воды

Не более 3

При многокомпонентном составе вредных веществ суммарный эффект их воздействия на санитарное состояние водоема определяют по формуле:

(2)

где С1, С2, Сi, Cn – концентрация вредных веществ в воде водоема; ПДК1, ПДК2, ПДКi, ПДКn – предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водоема.

Таблица 5. Определение органолептических показателей качества воды
полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяемых
концентраций*

Норматив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Запах,балл

Органолеп-
тический

Не более 2

Вкус и привкус,
балл

Не более 2

Цветность, град

Колоримет-
рический

10–1000.

20 (35)

Мутность и прозрачность, см

По шрифту

1–40

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Диапазон измеряемых концентраций приведен без разбавления пробы

** Нормативы качества приведены по СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения)

Таблица 6. Определение общих и суммарных показателей качества воды
полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяе-мых кон-
центраций*

Норма-
тив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Водородный
показатель (рН)

Колориметрический

4,5–11,0

6–9

Щелочность,
экв, ммоль/л

Титриметрический

0,1–5,0

25–100

Кислород
растворенный,
мг/л

Титриметрический
по Винклеру
Колориметрический с индиго-
кармином

0,5–15

0,01–0,1

100–200

200–250

Биохимическое
потребление
кислорода
(БПК), мг/л

Титриметрический
по Винклеру

0,5 и более

3–6

Бихроматная
окисляемость
(ХПК), мг/л

Титриметрический
ускоренный

50–4000

15 (ХПН)

30 (КБН)

1 (5)

Перманганатная
окисляемость
(ХПК), мг/л

Титриметрический
по Кубелю

0,5–10

5
(питьевая
вода)

Сухой остаток

Расчетный

1000 мг/л

Сумма тяжелых
металлов,
ммоль/л

Экстракционно-колориметрический

0,0001–0,001

0,0001

Хлор активный,
мг/л

Колориметрический

Титриметрический

10–1000

0,05–10

0,3-1,2
(в питьевой
воде)

5 (10)

50–250

Общий фосфор,
(по РО), мг/л

Визуальноколори-метрический
Фотоколори-метрический

0,2–7

0,01–0,4

3,5

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Диапазон измеряемых концентраций приведен без разбавления пробы

** Нормативы качества приведены по СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения)

Таблица 7. Определение массовой концентрации катионов и некоторых
органических загрязнителей в воде полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяе-мых кон-
центраций*

Норма-
тив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Массовая концентрация катионов

Алюминий, мг/л

Колориметрический

0,5–2

0,5

Аммоний, мг/л

Колориметрический Титриметрический

0,2–3

0,2–2,5

2,5

Железо общее,
мг/л

Колориметрический

0,1–1,5

0,3

Кальций, мг/л

Титриметрический

2–500

10 (5)

Магний, мг/л

Расчетный

Натрий и калий,
мг/л

Расчетный

Общая жесткость, экв., ммоль/л

Титриметрический
(капельный)
Титриметрический (объемный)

0,5–10

0,05–10

7–10

2,5 – 10

10–250

Важнейшие органические загрязнители

Нефтепродукты,
мг/л

Бумажно-хрома-тографический,
с экстракцией

1–20

0,3 (0,1)

250 – 1000

ПАВ анионоактивные, мг/л

Колориметрический,
с экстракцией

0,3–5

0,5

Фенолы, мг/л

Колориметрический

0,001–1

0,1 (0,001)

ПРИМЕЧАНИЕ:

*Диапазон измеряемых концентраций приведен без разбавления пробы

** Нормативы качества приведены по СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения)

Таблица 8. Определение массовой концентрации анионов в воде полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяе-мых кон-
центраций*

Норма-
тив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Гидрокарбонат,
мг/л

Титриметрический

10–2500

Карбонат, мг/л

10–2500

Карбонатная
жесткость, экв, ммоль/л

Расчетный

Нитрат, мг/л

Колориметрический

5–50

Нитрит, мг/л

Колориметрический

0,02–1

0,1

Сульфат, мг/л

Турбидиметрический

30–70

Фторид, мг/л

Колориметрический

0,3–2

0,7–1,5

Хлорид, мг/л

Титриметрический

20–1000

1–1200

25–500

Ортофосфат,
мг/л

Колориметрический

Титриметрический

0,2–7

1–100

3,5

1 – 5

Полифосфаты
гидролизующиеся,
(по РО), мг/л

Колориметрический

0,2–7

3,5

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Диапазон измеряемых концентраций приведен без возможного разбавления пробы.

** Нормативы качества приведены по данным СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения).

Госдума поддержала изменение нормирования качества сточных вод

Утвержденные поправки четко разграничивают сферу ответственности за сброс загрязняющих веществ в водные объекты: водоканалы несут ответственность за очистку сточных вод очистными сооружениями по веществам, которые такие сооружения могут почистить, а предприятия, сбрасывающие стоки, отвечают за очистку специфических веществ, которые такие предприятия сбрасывают.

Документ предусматривает изменение системы нормирования сбрасываемых сточных вод путем перехода на нормирование на основе современных технологий в области водоочистки. «Мы предлагаем устанавливать нормы очистки сточных вод, основанные на лучших международных стандартах и практиках. В год экологии реализуется целый комплекс мер для повышения качества жизни в нашей стране и оптимизация регулирования качества стоков должно стать одной из них», — прокомментировал замминистра Андрей Чибис.

Он добавил, что одновременно будет ужесточен контроль за соблюдением таких норм, что обеспечит снижение загрязнения водных ресурсов нашей страны.

Кроме того, поправками утверждаются четкие критерии отнесения водных объектов к рыбохозяйственным, а также порядок расчета платы водоканалов и их абонентов за сбросы и порядок возмещения ущерба водным объектам. Более того, абоненты водоканалов — то есть предприятия, сбрасывающие сточные воды- будут обязаны разрабатывать план снижения сбросов при неоднократных превышениях нормативов по составу сточных вод.

Поправка снизит финансовую нагрузку на регулируемые организации без ущерба качества сбрасываемых сточных вод, что даст возможность водоканалам инвестировать больший объем средств в модернизацию инфраструктуры, а также повысит инвестиционную привлекательность предприятий сферы водоснабжения и водоотведения.

Как рассчитать водоотведение и водопотребление по нормативу

Вода – это жизнь, а в случае с многоквартирным домом, это ещё и комфортная жизнь. Но услуги по получению и отведению воды не бесплатные. Цены доступные, потому жаловаться нет на что. Но следует разобраться, за что мы платим, уточнив значение понятий водоотведения и водопотребления. Например, водопользование подразумевает процесс потребления воды. Источником жидкости являются природные объекты для частных домов в сельской местности или системы водоснабжения в больших городах.
Водопотребление надо нормировать. Нормы водопотребления и водоотведения указываются для каждого региона, поскольку это индивидуальные единицы, которые могут видоизменяться в зависимости от того, сколько людей живет в области, какое количество воды им нужно для нормального существования, как доставляется вода и не только. Естественно, учитывается и качество природных ресурсов. Для расчетов используются счетчики, но если их нет, то существуют способы выделения нормативов без расчётного оборудования.

Что такое норма потребления воды

Потребление воды напрямую связано с её отведением, потому и учитывается когда нужно выяснить, как рассчитать водоотведение. Но сейчас немного не об этом, а о том, что рассматриваемая статья расходов одна из самых дорогих в счете за коммунальные услуги, так как она считается основной. Стоимость этой услуги может отличаться не только в каждом регионе, но и в каждом отдельном городе, потому важно хотя бы приблизительно знать по какому тарифу рассматриваемая услуга рассчитывается для вас.

Причина такого разрыва в тарификации скрывается в разных нормах водопотребления на человека в месяц или в сутки. Они устанавливаются в каждом отдельно взятом населенном пункте. Делают эти расчеты:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 938-44-79 Москва, Московская область +7 (812) 467-48-75 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 350-83-96 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

  • Специально созданные комиссии, которые проводит расчеты по особым алгоритмам;
  • Кроме того, в принятии решения по какому тарифу будут рассчитаны нормативы водопотребления, учитывается мнение комитетов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Проще говоря, расчеты строго индивидуальны. Следует помнить, что нормы расхода воды включают ещё и такие категории, как:

  • Расход на общедомовые нужды;
  • Потребление воды в групповых душевых;
  • Потребление при готовке в заведениях общественного питания;
  • Расход в лечебницах, больницах и т.п.

Что такое норма на водоотведение

Водопотребления и водоотведения для населения – это взаимосвязанные понятия, которые не могут сосуществовать друг без друга. Но если нормы водопотребления более или менее понятны, то что такое нормы водоотведения? Это среднее суточное количество сточных вод, которое приходится на одного жителя многоквартирного дома. А когда речь идет о предприятии, то рассматриваемая единица рассчитывается уже согласно количеству выработанной продукции.

Водоотведение, по сути, является сбросом воды, с помощью которого удаляются все отходы за пределы населенного пункта, где находится дом. В зависимости от того о каких именно отходах идет речь, они могут быть направлены на очистку в специализированные места. Есть несколько степенней загрязнения воды:

  • Условно чистая, то есть отвечает нормативам;
  • Требующая очистки.

Для определения нормы водоотведения нужно пересматривать показатели каждые пять лет. Технологии в этой отрасли развиваются довольно быстро, с чем связывают повышенный норматив для тех людей, которые не устанавливают счетчики. Что касается средних нормативов, то можно выделить такие значения:

  • от 25 л в сутки до 45 л суточных на одного жителя, если дом не подключен к водоканалу и канализации;
  • от 125 л до 160 л на человека, если дом подключен к канализации и водопроводу, но не учитываются расходы на ванну;
  • от 160 л до 230 л на человека, если в доме есть ванна, он подключен к водопроводу и канализации;
  • от 230 л до 350 л на человека, если к дому ещё и подключено централизованное горячее водоснабжение.

Но это очень условные показатели, которые, как уже говорилось, пересчитываются через каждую пятилетку.

Нормы водоотведения технической воды

Техническая вода, что поступает в ваши дома, а потом переходит в канализацию, принято делить на категории, согласно которым и рассчитываются нормативы для её утилизации. Каждая категория имеет свои особенности, потому согласно нормативам должна иметь собственные параметры отведения.

Учитывается куда её надо отводить, какие для этого нужны трубы и другие нюансы, определяющие качество оказанных услуг. На данный момент выделяют четыре полноценные категории, по которым могут определять актуальность рассчитанного тарифа:

  1. Вода, являющаяся теплоносителем на ТЭЦ, АЭС и т. п. В ней нет никаких механических примесей. Она нежесткая и неагрессивная, потому в особой очистке не нуждается. Но есть один нюанс – несмотря на то, что она проходит по канализационным стокам, на выходе может быть горячей, потому её утилизация сопряжена с некоторыми трудностями.
  2. Второй тип жидкости условно называется «Вода для промывания продуктов», но кроме этого её используются для промывания различного сырья и тары на производствах. В зависимости от того какие именно продукты промывались, стоки могут быть серьезно загрязнены и опасны.
  3. Третий тип жидкости это вода как сырье. Она используется для пищевой продукции, а также часто её можно применять в строительной отрасли, то есть там, где загрязнения есть, но их уровень некритический.
  4. И последний, четвертый тип воды, является средством для комплексного использования.

Понятное дело, что для рационального разделения сточной воды нужно принимать к вниманию и тот вред окружающей среде, который она может нанести. Потому к каждому типу отходов уточняется, как рассчитать водоотведение, чтобы никому не навредить.

Применение повышающих коэффициентов

Если у вас до сих пор нет приборов для учета водоотвода и водопотребления, тогда будьте готовы постоянно получать более серьезные платежки, чем у ваших соседей. Связано это с тем, что у вас будет повышенный норматив, так как стоимость услуг рассчитывается по совершенно другим правилам. Счетчик эту ситуацию сгладил бы, но если продолжать упорствовать на своем, то сумма в платежках продолжит расти.

Коэффициенты повышения применяются не только при расчете нормативов на водоотвод и водопотребление, но и рассчитывая сумму за газ, электричество и т.п. Но данный коэффициент будет касаться только тех домов, где до сих пор не стоят счетчики, хотя согласно законам данными устройствами должны быть обеспечены все здания в России.

Благодаря им легче рассчитать расходы на общедомовые нужды, снизить расценки на все коммунальные услуги и не только. Так что повышенный тариф — это своеобразная мера, призванная подогнать всех кто не успел проделать процедуру с установкой счетчика в каждой квартире и общедомового прибора.

Не верите, что нормативы повышаются? А вы посмотрите на статистику прошлых лет:

  • с 1. 01. 2015 по 30. 06. 2015 – 1,1;
  • с 1. 07. 2015 по 31.12. 2015 – 1,2;
  • с 1. 01. 2016 по 30. 06. 2016 – 1,4;
  • с 1. 07. 2016 по 31. 12. 2016 года – 1,5;
  • с 2017 года – 1,6.

Здесь заметно явное повышение тарифа, потому рекомендуем всем жильцам не думать, что у них получится сэкономить – это не так. Вы будете платить все больше и больше, а в конце, все равно купите и установите счетчики, чтобы не следить за повышающим расценки тарифом. Так зачем медлить и не сделать этого сейчас?

Водоотведение и водоснабжение на ОДН

Мы каждый день используем огромное количество воды, которое уходит на наши нужды. Но ведь ещё и общедомовые нужды, что тоже надо удовлетворять, и это ложиться на плечи людей, у которых есть квартира. Кроме того, здесь есть своя специфика расчета, которая заключается в том, что общего норматива нет. Конечно, это не избавляет от необходимости оплачивать услуги коммунальных организаций.

Тарифы на обслуживание дома по водоотведению рассчитываются индивидуально. Готовые расчеты надо отнести в УК или в ТСЖ, где новые нормативы подтвердят или заставят переделывать расчеты, чтобы подогнать их под среднестатистическую отметку.

Вся суть водоотведения и водоснабжения для общедомовых нужд в том, что они предназначены на обслуживание дома. Идеальный вариант по обеспечению услуги по водоотведению, когда общедомовые нужды рассчитываются по стандартным формулам, а люди беспрекословно достают деньги и вовремя рассчитываются за те услуги, которые им были предоставлены коммунальными службами.

Вам не будут навязывать лишние услуги, если будет установлен счетчик, так что все дело опять сводится к техническому обеспечению ресурса. Установить счетчики, и расчет водоснабжения и водоотведения можно будет контролировать. Только не экономьте, а покупайте качественные устройства, которые смогут выдержать напор присущий многоквартирным домам.

Изменения в законодательстве о водоснабжении и водоотведении

А.Г. Дудникова, А.А. Самохина

В статье рассмотрим, что поменял Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу 01.01.2019; далее — Федеральный закон № 225-ФЗ) в законодательстве о водоснабжении и водоотведении.

Федеральным законом № 225-ФЗ внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:

• Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ);

• Федеральный закон от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ;

• Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ);

• Водный кодекс Российской Федерации (далее — ВК РФ).

Новые понятия

Федеральным законом № 225-ФЗ введены следующие понятия:

• локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);

• нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);

• централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.

Также из текста Федерального закона № 225-ФЗ следует, что под технологически нормируемыми веществами понимаются вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ

Многочисленные изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ главным образом связаны с переводом нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) для абонентов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) в нормативы состава сточных вод.

При этом нормативы состава сточных вод устанавливаются для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нормативы состава сточных вод

На замену природоохранной гл. 5 Федерального закона № 416-ФЗ вводится новая гл. 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Так, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Указанные нормативы устанавливаются для любых объектов абонентов, за исключением:

• жилых домов;

• многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ);

• иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — Правила).

КСТАТИ

В настоящий момент Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, не разграничивают абонентов по необходимости устанавливать НДС в зависимости от объемов сбрасываемых сточных вод; категории таких абонентов вводит гл. 5 Федерального закона 416-ФЗ, которая с 01.01.2019 утратит силу. Возможно, в этом же ключе будет определена категория объектов абонентов, попадающих под формулировку «иные объекты», кого установление нормативов состава сточных вод не затронет.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения.

В связи этим Правительству Российской Федерации предстоит скорректировать Правила, которые с 01.01.2019 должны будут определять в том числе:

• порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод;

• особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ;

• порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.

План снижения сбросов

План снижения сбросов не является нововведением, но теперь он не будет относиться к абонентам, для которых устанавливаются лимиты на сбросы.

Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод 2 и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в 3 и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом.

Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.

Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования будут установлены Правительством Российской Федерации. Пока лишь только обозначены мероприятия, включаемые в план.

При отсутствии у абонента плана снижения сбросов, разработанного и согласованного в указанный выше срок, или его неисполнении, а также в случае неоднократного (2 раза в течение года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение 15 календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом соответствующий орган госэконадзора. А это является основанием для проверки абонента и привлечения его к ответственности.

Будем надеяться, что принятые сроки согласования в Росприроднадзоре не коснутся планов снижения сбросов и не повлияют на возможность абонента исполнить волю законодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральный закон № 225-ФЗ обременяет абонентов обязанностями по разработке, утверждению и реализации сразу двух планов — плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод (в установленных Правилами случаях).

Плата за сверхнормативные сбросы

Порядок исчисления платы за сверхнормативные сбросы пока остается неизменным (но изменения в существующий порядок могут быть внесены Правилами). При этом традиционно меняется формулировка, касающаяся внесения абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Так, в отношении загрязняющих веществ, сброшенных в ЦСВ, внесение абонентами платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Плату за сверхнормативные сбросы вносят абоненты организации, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами.

Правила будут устанавливать и другие аспекты взимания платы.

Изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ

Нормирование сбросов объектов ЦСВ поселений или городских округов

Федеральным законом № 225-ФЗ дан в новой редакции еще не вступивший в силу п. 5 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (уже в более конкретном, а не отсылочном варианте).

Так, для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР) устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений ЦСВ поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого, ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ будет дополнена п. 5.1, согласно которому для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них КЭР в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном для объектов I категории.

Пункт 7 ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ также из отсылочного стал конкретным: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).

В результате дополнения п. 2 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений также должны приниматься меры по обеспечению, в т.ч. с использованием ЦСВ, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений.

Программа повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды для объектов ЦСВ поселений или городских округов

Напомним, Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было введено требование о необходимости разработки программ повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и планов мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий).

Федеральным законом № 225-ФЗ конкретизированы нормы еще не вступивших в силу нововведений. Отдельный спектр изменений Федерального закона № 7-ФЗ связан с необходимостью учета новых форм для объектов ЦСВ поселений или городских округов в действующем законодательстве. В соответствующие нормы добавлена необходимость учета или включения в пакет документов, необходимых на период поэтапного достижения нормативов, программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Статья 67.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 13: программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и НДС технологически нормируемых веществ.

Сведения об очистке сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в СМИ и размещаются на официальном сайте муниципального образования (в случае отсутствия такого сайта — на сайте субъекта Российской Федерации).

Плата за НВОС за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов. Возмещение вреда окружающей среде

Статья 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 6.1, который вводит дополнительные коэффициенты при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов.

Также определено, что из суммы платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, вычитаются:

• затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за НВОС в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за НВОС;

• сумма, на которую была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Указанные затраты организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, и сумма, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды, в т.ч. за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Также Федеральный закон № 7-ФЗ дополнен ст. 78.1 «Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов», в соответствии с которой вред возмещается в полном объеме абонентами ЦСВ, а если причинитель вреда (абонент) не известен — организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов.

Отсылка к порядку возмещения вреда, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, позволяет предположить, что вред будет возмещаться организациями, эксплуатирующими ЦСВ, в особом порядке, а не как сейчас — по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (далее — Методика), по которой выставляются сотни миллионов рублей. Этот тезис подтверждается изменениями, вносимыми в ВК РФ.

Изменения в Водный кодекс

В ВК РФ включено требование о соблюдении технологических нормативов.

Также отмечено, что Методика должна учитывать особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через ЦСВ поселений или городских округов, установленные законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Попутно исключен запрет сброса сточных вод в границах рыбоохранных зон.

Изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ

Федеральным законом № 225-ФЗ внесено изменение, не относящееся к общей тематике изменений, но очень важное по своей сути.

Так, изменения, вносимые в Федеральный закон № 166-ФЗ, направлены на исправление ныне существующей ситуации, когда любая дренажная канава в промзоне может быть признана объектом рыбохозяйственного значения:

Федеральный закон № 166-ФЗ

(в настоящей редакции)

Федеральный закон № 166-ФЗ

(в редакции Федерального закона № 225-ФЗ)

Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения

3. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения

3. Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом 01.01.2019 утратит силу п. 4 с. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которому категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Будем надеяться, нормативный акт, устанавливающий критерии отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, будет адекватно распределять водные объекты на рыбные и нерыбные категории, не приводя к абсурдным ситуациям при использовании предприятием нерыбных объектов или даже нахождении в районе их размещения.

Вывод

Поскольку заявленная дата вступления в силу изменений — 01.01.2019, пока правовых последствий новые нормы не несут. Стоит иметь в виду, что значимые изменения могут возникнуть при приведении Правил в соответствие с Федеральным законом № 225-ФЗ. Однако учитывая, что дата вступления в силу предыдущих изменений несколько раз передвигалась, но так и не наступила, можно не торопиться с обдумыванием того, как соблюсти новые правила. Возможно, они также будут изменены.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2017.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *